Судебные органы. Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Главная / Бизнес

Введение

Основополагающим принципом правового демократического государства является соблюдение норм права гражданами, должностными лицами и органами государства, а также соотношение применяемых ими решений и действий с действующими нормами права. Задачи по предотвращению и разрешению возникающих правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняют специализированные органы государственной власти- суды, образующие в своей совокупности судебную систему государства.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что суд- это орган государственной власти, на который возлагается выполнение соответствующих функций судебной власти.

Цель данной работы – выявить особенности судебной защиты человека.

Структура судебных органов РФ

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, материальными и организационными средствами, а также имеет свою структуру .

Кадровым составом суда являются люди, состоящие на государственной гражданской службе, осуществляющие полномочия судебной власти на профессиональной основе. Организационно-правовое положение судебной системы Российской Федерации определено следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Федеральные суды- это судебные органы созданные Российской Федерацией для осуществления функций судебной власти от имени Российской Федерации на соответствующей территории.

К федеральным судам относятся: Система органов исполнительной власти Российской Федерации в борьбе с терроризмом Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи. Конституционные (уставные) суды выполняют судебный контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации и уставами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи занимаются выполнением определенного объема судебной власти по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях .

Суды в Российской Федерации являются независимыми, что является отличительной чертой организационно-правового положения. Каждый суд вершит правосудие и выполняет иные судебные функции в соответствии с законом и возложенной на него компетенцией. В судебной системе выделяют звенья и инстанции. Похожая статья: Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации Звенья судебной системы- это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе.

В Российской Федерации лежит трехзвенная структура в основе построения федеральной судебной системы. Первичным звеном судов общей юрисдикции являются районные суды. Вторым звеном являются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения. Третьим высшим звеном является Верховный суд Российской Федерации.

Систему арбитражных судов составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации), специализированные арбитражные суды. Систему военных судов составляют гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды, судебная коллегия Верховного суда Российской Федерации по делам военнослужащих. Большинство судебных дел рассматривают суды первого звена, которые являются основными в судебной системе. Нижестоящими судами являются суды, чьи решения могут быть проверены. Суды, в чью компетенцию входит проверка законности и обоснованности решений нижестоящих судов, являются вышестоящими (это суды второго и третьего звена). Судебная инстанция- это суды, обладающие однородной процессуальной компетенцией. Выделяют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции- это суд, выносящий первичное решение по судебному делу. Апелляционная инстанция повторно рассматривает дело с учетом дополнительно представленных доводов и доказательств. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Необходимо отметить, что суды всех звеньев имеют право на пересмотр вынесенных ими судебных решений в случае новых или вновь открывшихся обстоятельств. К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

1) отмена приговора, определения, постановления суда или решения другого органа, послужившие основанием для данного судебного решения;

2) установление вступившим в законную силу приговором суда заведомой ложности показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, заведомой неправильности перевода, подложности процессуальных документов или вещественных доказательств, в результате чего был вынесен незаконный или необоснованный судебный акт ;

3) установление вступившим в законную силу приговором суда преступных действий сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей или преступных действий судей, совершенных при рассмотрении данного дела. Новым обстоятельством по делу является существенное обстоятельство, которое не могло быть известно заявителю или суду. Примером может послужить факт признания закона, применённого при рассмотрении дела, не соответствующим Конституции Российской Федерации. Каждый суд и звено судебной системы имеют свою подсудность и являются носителями и исполнителями судебной власти по определенному кругу вопросов на определенной территории.

Подсудность- это компетенция суда по осуществлению правосудия. Подсудность разделяют на предметную, территориальную и субъектную (персональную). Предметная подсудность заключается в наличии строго определенных законом полномочий по рассмотрению дел в первой инстанции у каждого звена судебной системы. В основе предметного разделения полномочий лежит сложность рассматриваемого дела, вид и характер правонарушения.

Подсудность звеньев судов определена гражданско-процессуальным, административно-процессуальным, уголовного- процессуальным, арбитражно-процессуальным законодательством. Под территориальной подсудностью понимается рассмотрение судами дел о правонарушениях, совершенных на определенной территории.

Данный вид подсудности наиболее ярко проявился в уголовном судопроизводстве, поскольку уголовное дело подлежит рассмотрению судом первой инстанции, на территориальной юрисдикции которого совершено преступление. В гражданском судопроизводстве иск предъявляется по месту жительства ответчика, а иск к организации предъявляется по месту ее нахождения. Кроме того, существует так же разграничение компетенций судов в зависимости от субъекта, в отношении которого рассматривается дело.

Примером может послужить разграничение рассмотрения дел между военными судами и судами общей юрисдикции. Образование и упразднение судов в Российской Федерации происходит только на основании актов высшей юридической силы- законов. При этом такие суды как Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и упразднены они могут быть только в результате внесения поправок в Конституцию Российской Федерации .

Остальные федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Также необходимо отметить, что в случае упразднения суда, те вопросы, которые были отнесены к его ведению, передаются в юрисдикцию другого суда.

Суды Российской Федерации являются юридическими лицами, которые имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Необходимо отметить, что важнейшим является тот факт, что каждый суд является необходимым компонентом судебной системы. В случае исключения какого-либо вида суда из судебной системы, либо невыполнение судом функции, изменится качественное состояние всей судебной системы в целом.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Судебная система России включает два вида судебных орга­нов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и авто­номных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдик­ции; 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных ар­битражных судов.

В систему судов субъектов Российской Федерации входят: 1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Фе-

дерации; 2) мировые судьи, относящиеся к судам общей юрис­дикции субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время судебная система России представляет собой единую судебную организацию, включающую три уровня органов судебной власти: 1) Конституционный Суд Российской Федерации, систему федеральных судов общей юрис­дикции; 2) систему федеральных арбитражных судов; 3) суды субъектов Российской Федерации.

К компетенции Конституционного Суда Российской Федера­ции, созданного еще в 1991 г., относятся: конституционный кон­троль, направленный на охрану суверенитета народов России; за­щита конституционного строя государства, основных прав и сво­бод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.

Касаясь роли Конституционного Суда РФ как одного из важ­нейших институтов социальной защиты граждан, Н.Бондарь отме­чает, что она заключается в том, «чтобы гарантировать правовое согласование и разграничение социально-политических интересов, формировать разумный правовой баланс между социальной защи­щенностью и личной свободой, поддержкой нуждающихся и эко­номической эффективностью, обеспечением социального мира и созданием условий для динамичного развития» 1 .

Конституционный Суд Российской Федерации рассматрива­ет: 1) дела о конституционности нормативных актов и междуна­родных договоров; 2) дела по жалобам о нарушении конституци­онных прав и свобод граждан; 3) дела, связанные с толкованием

Конституционное правосудие и социальное государство: Сборник докла­дов. - М„ 2003. - С. 170.

Конституции Российской Федерации и др. «Применительно к принципам равенства и справедливости в решениях Конституцц. онного Суда РФ наличествуют, - указывает Н. Бондарь, - положе­ния и выводы, имеющие значение принципиально важной рацио­нальной юридической аргументации с точки зрения придания кон­ституционного смысла или приведения в соответствие с требова­ниями Конституции РФ норм отраслевого социального законода­тельства» .

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председа­тель, его заместители и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются тайным голосованием на его пленарном заседании.

К кандидату на должность судьи Конституционного Суда предъявляются следующие требования: он должен быть не моложе 40 лет, иметь безупречную репутацию и стаж работы по юридиче­ской специальности не менее 15 лет, а также получить высокое профессиональное признание в области юриспруденции. Установ­лен также и предельный возраст для судей Конституционного Суда РФ, который равняется 70 годам.

Верховный Суд Российской Федерации был создан еще в 1922 г. в качестве высшего судебного органа системы общих судов В соответствии со ст. 126 Конституции РФ 1993 г. “Верховный Суд Российской федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотрен-

ных федеральным законом процессуальных формах судебный над­зор за их деятельностью и даст разъяснения по вопросам судебной практики” . К его компетенции относятся дела, которые он имеет право рассматривать і качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Его ведению подлежит также рассмотрение дел в соответствии с федеральным законом в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам округов (флотов).

В состав Верховного Суда РФ входят председатель, его за­меститель, судьи и народные заседатели. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президен­та Российской Федерации.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) пле­нум; 2) президиум; 3) судебная коллегия по гражданским делам; 4)судебная коллегия по уголовным делам, в структуру которой входит кассационная палата; 5) военная коллегия; 6) аппарат суда, обеспечивающий его работу; 7) кассационная коллегия для провер­ки решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции.

Пленум Верховного Суда РФ функционирует в составе пред­седателя, его заместителей и всех судей данного органа. В пленар­ных заседаниях Верховного Суда РФ должен обязательно прини­мать участие Генеральный прокурор РФ, а также имеют право уча-

ствовать в его работе Министр юстиции РФ и Председатель Выс­шего Арбитражного Суда РФ.

Важнейшей задачей Пленума Верховного Суда РФ является обеспечение судов разъяснениями по вопросам применения зако­нодательства при рассмотрении ими судебных дел. Это направле­но, прежде всего, на достижение единства судебной практики, со­вершенствование деятельности судебных органов.

К компетенции Пленума Верховного Суда РФ относится ре­шение вопросов о внесении представлений в порядке осуществле­ния законодательной инициативы, а также о толковании законов. На пленарных заседаниях Верховного Суда РФ рассматриваются также вопросы об утверждении составов судебных коллегий и сек­ретаря Пленума, членов Научно-консультативного совета, отчетов председателей судебных коллегий о их деятельности и сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и др.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и наиболее опытных и квали­фицированных судей этого суда, утверждаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

К компетенции Президиума Верховного Суда РФ относятся: 1) рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалов обобщения судебной практики и ана­лиза судебной статистики, вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 2) координация совместной деятельности с Министерством юстиции РФ по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Рассмотрению судебных коллегий Верховного Суда РФ под­лежат дела по первой и второй (кассационной) инстанциям, в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Приговоры и решения судебных коллегий Верховного Суда рф обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в Президиуме Верхов­ного Суда РФ.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры суда при­сяжных рассматриваются в кассационной палате Судебной колле­гии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу по осу­ществлению правосудия, изучению и обобщению судебной прак­тики, анализу судебной статистики, систематизации законодатель­ства и выполнению других функций, предусмотренных соответст­вующим федеральным законом. Он состоит из управлений, отделов и других структурных подразделений. К ним относятся прежде все­го: управление делами, планово-финансовое управление, хозяйст­венное управление, отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с за­конодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел, секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, отдел контроля исполнения судебных решений, первый отдел, об­щий отдел, отдел хранения судебных документов.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ “О судебной системе Российской Федерации” при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента, главной задачей которого явля­ется организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, включая и предос­тавление им необходимых ресурсов.

Руководителя Судебного департамента назначает Председа­тель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Фе-

дерации. Важно отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РФ является юридическим лицом, а его структура, полномо­чия и порядок деятельности устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Суды субъектов Российской Федерации - краевые, област­ные, городские суды федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов и верховные суды республик - отно­сятся к среднему звену системы судов общей юрисдикции. Они имеют равные полномочия и одинаковую структуру. Единствен­ным исключением является то, что верховные суды республик в составе Российской Федерации, в отличие от других судов данного звена судебной системы, наделены правом законодательной ини­циативы в представительных органах республик.

Суды субъектов Российской Федерации, являясь вторым зве­ном судебной системы общих судов, осуществляют надзор за су­дебной деятельностью районных судов, рассматривая вынесенные ими решения в кассационном и надзорном порядке, включая и по­вторное рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они имеют право рассматривать дела, отнесенные к их подсудности, в качестве суда первой инстанции.

Суды субъектов Российской Федерации действуют в сле­дующем составе: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Надзорной инстанцией за судебной деятельно­стью судов среднего звена российской судебной системы общих судов является Верховный Суд РФ.

Основное звено судебной системы РФ общей юрисдикции составляют районные суды, рассматривающие в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции.

Они являются

второй инстанцией в отношении мировых судей, функционирую­щих на территории соответствующего судебного района.

К подсудности районных судов относятся все гражданские де­ла, большая часть уголовных дел и все дела об административных пранонарушениях. Они рассматривают процессуальные вопросы, возникающие на этапе исполнения приговора по уголовным делам, а также жалобы на законность и обоснованность применения на ста­дии предварительного расследования меры пресечения в виде за­ключения под стражу. Кроме того, их ведению подлежат вопросы [обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

В состав районного суда входят председатель, его заместите­ли, судьи, а также народные заседатели. Причем другие структур­ные подразделения в них не предусмотрены законом. Аппарат рай­онных судов включает заведующих канцелярией или секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, кон­сультантов, архивариусов и судебных исполнителей. Судьи район­ных судов назначаются Президентом РФ. Срок их полномочий со­ставляет три года.

В соответствии с Законом РФ “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г. были учреждены должности судебных приставов- исполнителей, которые состоят в штате Министерства юстиции РФ и его структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Введение суда присяжных заседателей относится к важным Демократическим завоеваниям современной России в области су­доустройства. В целом оно доказало свою жизненную необходи­мость, сыграло положительную роль в деле осуществления право­судия. Однако в последнее время появилось много нареканий на Деятельность данного института правосудия как в научной перио-

дике, так и среди отдельных должностных лиц государства. 29 ок­тября 2004 г. уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин представил президенту В.В. Путину доклад “О пробле­ме совершенствования деятельности судов присяжных в России”, в котором он изложил основные проблемы, возникающие в работе этого судебного органа, требующие, по его мнению, неотложного решения. Президент РФ в целом согласился с необходимостью со­вершенствования данного судебного института, но указал на необ­ходимость взвеЦіенного подхода при решении возникающих про­блем в сфере правосудия.

Мировые судьи, начавшие свою деятельность на территории РФ в соответствии с федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17 декабря 1998 г., рассматривают в качестве суда первой инстанции мелкие гражданские, админист­ративные и уголовные дела. Они обеспечивают максимальную доступность правосудия для населения, и значительно уменьшают нагрузку на районные суды. Важно, что уже в ст. 1 данного закона указывается: “Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызо­вы и другие обращения являются обязательными для всех без ис­ключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и под­лежат неукоснительному исполнению на всей территории Россий­ской Федерации” 1 .

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. - СПб., 2001. - С. 341.

Мировые судьи осуществляют правосудие в пределах судеб­ных участков, численность населения на территории которого со­ставляет от 15 до 30 тыс. человек. Апелляционной инстанцией для мировых судов является районный суд.

К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования: им может стать “гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квали­фикационной коллегии судей соответствующего субъекта Россий­ской Федерации” . Причем от сдачи данного экзамена освобожда­ются лишь лица, имеющие стаж работы в должности судьи феде­рального суда не менее пяти лет.

Важной проблемой в процессе дальнейшего совершенство­вания судебной системы является введение административных су­дов. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко отмечает: «Политико-правовое измерение проблемы формирования в России административного судопроизводства и учреждения административных судов характеризуется следующи­ми проявлениями: а) теоретическое обоснование необходимости создания административных судов с соответствующим процессу­альным порядком рассмотрения административно-правовых спо­ров; б) наличие политической воли для реализации идеи создания административных судов; в) законодательные предпосылки фор­мирования административной юстиции (т.е. подготовка соответст-

вующих законопроектов об административных судах и админист­ративном судопроизводстве); г) реформирование административ­ного права с тем, чтобы включить в структуру его общей части подотрасль по-новому понимаемого административно-процес­суального права (административного процесса)»". Оппоненты, вы­ступающие против введения административных судов в настоящее время, аргументируют свою точку зрения якобы нехваткой матери­альных и финансовых ресурсов. С ними не согласен В.И. Радченко, подчеркивая, что «произведенные расчеты показали необоснован­ность отдельных суждений о значительных бюджетных затратах, необходимых для внедрения административных судебных орга­нов» .

Военные суды в Российской Федерации относятся к судам общей юрисдикции и являются федеральными судами. Они осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах России, в органах и формированиях, где предусматривается военная служба.

В ст. 27 федерального конституционного закона РФ “О воен­ных судах Российской Федерации” от 29 июня 1999 г. к кандидатам на должность судьи военного суда предъявляются следующие тре­бования: они должны быть гражданами РФ; достигнуть возраста 25 лет; иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; не совершать пороча­щих их поступков; сдать квалификационный экзамен и получить текомендацию квалификационной коллегии судей военных судов; і меть офицерское звание и заключить контракт о прохождении юенной службы.

Военные суды располагаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ и подразделяются на окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Допускается образование военных судов и за границей по месту дислокации российских воинских формирований, если это предусмотрено меж­дународным договором РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоя­щей. судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и рассматривает дела в качестве всех судебных ин­станций. Тем не менее важнейшей ее задачей является осуществле­ние надзора за судебной деятельностью военных судов. Военная коллегия Верховного Суда РФ функционирует в составе председа­теля, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве суда первой, второй и надзорной инстанций на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой расположены воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ. Они рассматривают также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд состоит из председателя, его заместителей и других судей. В структуре данного суда преду­смотрена должность первого заместителя председателя, а также образование президиума. Кроме того, в законе предусмотрено рас­смотрение дел данными судами с участием присяжных заседате­лей.

Гарнизонный военный суд действует на территории дислока­ции одного или нескольких военных гарнизонов в качестве суда

первой инстанции по гражданским, административным и уголов­ным делам военнослужащих, рассматривает дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам по принятым или вступившим в силу су­дебным решениям.

В 1991 г. в России для разрешения хозяйственных споров были образованы арбитражные суды. 5 апреля 1995 г. был принят федеральный Закон “Об арбитражных судах в Российской Федера­ции”, в соответствии с которым создавалась более совершенная в организационном отношении структура этих судебных органов.

В соответствии со ст. 23-25 федерального закона “О судеб­ной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. в России действует следующая система арбитражных судов: 1) Высший Ар­битражный Суд РФ; 2) федеральные арбитражные суды округов; 3) арбитражные суды субъектов РФ 1 .

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей су­дебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Он осуществ­ляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рас­сматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке над- юра и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения ю вопросам правильного применения законов и разрешения эко- юмических споров.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в деся- и округах в качестве суда кассационной инстанции и по вновь ткрывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими су- ебными инстанциями по отношению к арбитражным судам субъ-

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы ■ановления и развития. - СПб., 2001. - С. 286-287.

ектов РФ, действующим на территории соответствующих судеб­ных округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в ка­честве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с арбитражными судами в Российской Федерации действуют третейские суды, создающиеся по соглашению сторон, участвующих в споре для решения конкретного дела. Существуют также и постоянно функционирующие третейские суды. К таковым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государственном порядке часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.

Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности – правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов.

Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.

Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них.

Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.


И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, – ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.

1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты – органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции – осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы – законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации краев, областей) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, Государственный комитет по рыболовству) либо по межотраслевому (Министерство экономического развития и торговли, Госкомитет по стандартизации и метрологии и др.).

2. Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов Федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти, как уже подчеркивалось.

Если по отношению к устройству представительных и исполнительных органов государственной власти субъекты Российской Федерации обладают значительной самостоятельностью, то система их судебных органов в своей основе устанавливается федеральным законодательством (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации). Поэтому п. “о” ст. 71 Конституции относит регулирование судоустройства к исключительной компетенции Федерации. В равной степени это касается и прокуратуры, совокупность органов которой образует единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции). На территории субъектов Федерации действуют и другие федеральные органы, непосредственно не входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации установлен принцип равноправия ее субъектов. Это означает, что они обладают равной степенью самостоятельности в определении своей системы государственных органов.

государство власть исполнительный законодательный

Суд -- это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции - (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции - (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).

Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).

Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции.

Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо назначены президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных судов. Все три ветви судов наделены различными полномочиями и решают вопросы, касающиеся иcключительно своей компетенции. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента.

В других же странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако формировать судебные органы и наделять их определенными компетенциями нужно так, чтобы суд был огражден от давления (политического или любого другого), которое способно повлиять на принятие судебного решения. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи, например, статус судьи (несменяемость, независимость, подчинение только закону и т.д.).

Судебная власть должна быть независимой и подчиняться только. Ее возможности можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители - крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

В некоторых странах в судебную систему включают и прокуратуру, так как она является составной частью суда. В других же прокуратура отделена от нее. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".

Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
  • 2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация