Национально государственное устройство рф. Государственное устройство - это что такое? Признаки государственного устройства. Что такое национально-государственное устройство. Понятие, сущность и принципы национально-государственного устройства россии

Главная / Суд

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного государства единая территория, единое гражданство, бюджет и т. д. Административно-территориальные единицы, как составные части унитарного государства, суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и т. д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Следует отметить, что подавляющее большинство существующих в мире федеративных государств не является средством решения национального вопроса.

Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере регулируются положениями Федеративного договора 1992 г.

Конституция РФ 1993 г. по существу подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, ст. 1 второго раздела российской Конституции устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - действуют положения Конституции России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации.

Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе. В частности, на такой основе вошли в Российское государство:

Башкирия, Калмыкия, Украина, Молдавия, Грузия, Восточная Армения, Азербайджан, Казахстан и другие земли. Содержание договоров их вхождения в состав “единой и неделимой” России, являвшейся унитарным государством, свидетельствует о наличии элементов федерализма в ее государственном устройстве.

2. Суверенность и равноправие наций . Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, “исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов”.

В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

Суверенность и равноправие наций как принцип федеративного устройства Российской Федерации закрепляется также в Преамбулах документов, составляющих Федеративный договор, где подчеркивается, что, заключая его, представители субъектов федерации реализуют “приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также прав народов на самоопределение”.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д.

Вместе с тем, Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г.г. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики и национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. - национальные) округа.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и другие нормы, гарантирующие единство и целостность России.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целостности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности Российской Федерации направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы - рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов . Ст. 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В отличие от ранее действовавших конституций, Конституция РФ 1993 г. устанавливает исчерпывающий перечень полномочий федерации.

В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации - суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Ст. 5 Конституции РФ закрепляет: “Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.

Предыдущая

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимаются внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер отношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существуют единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам, единая территория, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Следует отметить, что подавляющее большинство федеративных государств не является средством решения национального вопроса. Они созданы по территориальному принципу (США, ФРГ, Бразилия и т.д.). Исторической закономерностью явился распад социалистических государств, избравших федерацию как средство решения национального вопроса (СССР, СФРЮ, ЧССР).

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада и др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является сегодня Содружество Независимых Государств (СНГ).

Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

В настоящее время Российская Федерация - это сложная система государственного устройства, сочетающая федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 83 субъекта РФ.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание:

  • - закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;
  • - верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;
  • - целостность и неприкосновенность территории РФ;
  • - установление субъектного состава России;
  • - закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;
  • - равноправие народов;
  • - равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • - единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения гл. 1 Конституции, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство». В нормах этой главы закрепляются:

  • - состав субъектов РФ;
  • - порядок принятия в Российскую Федерацию и образования новых субъектов;
  • - основы статуса каждого из видов субъекта;
  • - порядок изменения статуса субъекта;
  • - вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами РФ;
  • - государственный язык и право республик на установление своего государственного языка;
  • - гарантии прав коренных малочисленных народов;
  • - государственная символика РФ;
  • - предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов;
  • - основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ;
  • - основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ;
  • - право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Общественные отношения в сфере национально-государственного устройства России на начальном этапе во многом регулировались Федеративным договором 1992 г. и другими актами.

Конституция 1993 г. подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Однако ст. 1 раздела второго Конституции устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции.

Признание договоров между Российской Федерации и субъектами РФ не означает договорно-правовой природы Российской Федерации. Ее политико-правовую основу составляют федеральная Конституция и основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ. Конституция РФ не предусматривает ограничений для заключения договоров между органами государственной власти РФ и субъектами РФ. Однако эти договоры могут быть заключены только в соответствии с Конституцией РФ, не могут ей противоречить.

Принципы национально-государственного устройства РФ представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

  • - добровольность объединения наций и народностей;
  • - равноправие наций;
  • - федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией; национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;
  • - государственная целостность РФ;
  • - разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;
  • - равноправие субъектов РФ.

Рассмотрим содержание этих принципов.

Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти.

Виды режимов

Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:

1. Демократический режим . В государстве с демократическим режимом существует многопартийность - каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда - отсутствует.

Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.

2. Террористический режим . В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.

Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов - авторитарный и тоталитарный.

Политический режим России

Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.

Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя - Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе.

Национально-государственное устройство

Национально-государственной устройство - это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.

Многие источники выделяют и третий вид - конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц - областей, княжеств, земель и т. д. Федерация - это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия

ВОПРОС: Что такое национально-государственное устройство и административно-территориальное деление?

ОТВЕТ: Национально-государственное устройство - это определенная форма общественных отношений, представленная в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способе существования его составных образований.

Исторически сложились две основные формы национально- государственного устройства: 1)

унитарное государство; 2)

федеративное государство. (Правда, известна и третья форма - конфедерация, создаваемая с целью достижения определенных политических, военных, экономических и иных целей и затем, чаще всего, трансформируемая либо в союзное федеративное государство, либо распадающееся на несколько унитарных государств.)

Унитарное государство - это простое государство, в котором все основные признаки: конституция, гражданство, территории, система органов власти и управления и внешние атрибуты (национальный флаг, герб, гимн и столица) - представлены только один раз.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз.

ВОПРОС: На каких принципах строится Российская Федерация?

ОТВЕТ: В основе национально-государственного устройства Российской Федерации лежат следующие принципы.

Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (статья 5 Конституции 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г. и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих прежде всего малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными в большой семье народов нашей федерации. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития, и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

ВОПРОС: Какими признаками характеризуется природа Российского государства как федерации?

ОТВЕТ: Россия, будучи государством федеративным, характеризуется наличием всех признаков, позволяющих говорить, что это государство сложное, имеющее такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными законами и органами государственной власти и управления) существуют отдельные территориальные единицы, имеющие составные законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками.

1. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках), уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях), в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. 2. Российская Федерация обладает своей территорией, на

которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. 3.

Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. 4.

Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. 5.

Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему. 6.

Российская Федерация имеет герб, гимн, государственный флаг и столицу.

Еще по теме §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации:

  1. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  2. 1.2. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
  3. 4. Формы национально-государственногои административно-территориального устройства
  4. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация