Верховенство и независимость государственной власти от любых. Суверенное государство: понятие и признаки. Понятие суверенитета. Народный суверенитет и формы его реализации. Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

Главная / Авто

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА,1994. - С. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.97

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Специфика же реализации государственного суверенитета в сфере международного права обусловлена тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств. В своём непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может учитывать фактор действия суверенитета других государств, а потому с необходимостью осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств. Существование государств как суверенных субъектов служит основанием наличия современного международного права и международных организаций. Этим обусловлен тот факт, что «международное право и международные организации основываются на согласовании воли государств».Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.115

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Он так же включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Государственный суверенитет означает способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и в области межгосударственных взаимоотношений с другими странами . Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ (ст. 4) закрепила новый подход к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, - этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.

Суверенитет Российской Федерации выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за ней Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных Сил; право государства на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями национальной экономики и др. Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство и независимость.

Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Верховенство государственной власти означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти и над ней нет и не может стоять никакая иная власть. Таким образом, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Обобщенно можно сказать, что верховенство власти выражается в универсальности - только решения государственной власти охватывают население и общественные организации данной страны; прерогативе - возможности отмены или признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; специальных средствах воздействия (идеологического, принудительного характера и др.), которыми не располагает никакая другая общественная сила. Верховенство государственной власти проявляется и в том, что она определяет весь строй правовых отношений, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. В конституционном государстве суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Иное дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей. Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Верховенство государственной власти предполагает неделимость (неотчуждаемость) суверенитета, свойство государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.д.

Единство государственной власти есть такое свойство государственного суверенитета, которое выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Томас Гоббс*1 в трактате «Левиафан» утверждал, что «существует только один способ создать сильное государство - это единство власти». Единство системы государственной власти есть обязательное условие государственной целостности. Юридические признаки единства государственной власти заложены в совокупной компетенции системы органов, составляющих основу высшей государственной власти. Принцип единства государственной власти выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства). Единство системы органов государственной власти предполагает также их соподчиненность, централизованность (отображающую в то же время федеративную структуру государства).

Независимость государственной власти - это исключительное право органов государственной власти самостоятельно принимать нормативные акты, формулировать в них государственную волю, обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (финансовой, политической и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

<*> Ovchinnikov S.N. Customs sovereignty: supremacy of state power.

Овчинников Сергей Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается вопрос содержания понятия "таможенный суверенитет", анализ его отсутствия в действующем законодательстве. Автор приходит к выводу о том, что на верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права.

Ключевые слова: государство, право, таможенное законодательство, суверенитет, правовые коллизии.

The article considers the issue of the contents of concept "customs sovereignty", analyses the absence thereof in the current legislation. The author makes a conclusion that the complexity of the system of normative-law acts in the sphere of customs affairs, various interpretations of the norms of customs law influence the supremacy of state power.

Key words: state, law, customs legislation, sovereignty, conflict of laws.

В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение "экономический суверенитет". Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры <2>. Можно даже обнаружить выражение "верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений" <3>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<3> Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет.

В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание <4>. Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например , вряд ли можно встретить выражение "гражданско-правовой суверенитет". Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову "суверенитет" добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства.

<4> См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение "фискальный суверенитет государства" <5>. По мнению некоторых авторов, это "выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т.д.) представляется необоснованным" <6>. Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета.

<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197.
<6> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

К.Г. Борисов пишет, что "суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства" <7>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства - это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше.

<7> Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 - 30.

Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации <8>. Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом <9>. В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница" <10>. Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание.

<8> Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
<9> См.: Райкова А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A.T.A.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
<10> См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В.С. Грачев и К.Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т.д. <11>. Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету.

<11> Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.

Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т.п. <12>. Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ.

<12> См. подробнее: Новиков А.Б., Новикова Э.В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А.Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 - 48.

Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района". Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий <13>.

<13> Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например , в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае" <14>. В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством.

<14> Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 "О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка" <15>. В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т.п.

<15> СПС "КонсультантПлюс".

Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

ЛЕКЦИЯ №2

Тема:« Основы Конституции»

Для студентов медицинского факультета по специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» (2 часа)

Учебные цели лекции.

· Дать студентам четкое представление о конституции.

· Объяснить понятия народовластие как основа конституционного строя.

· Дать понятие государственный суверенитета ЛНР на примере Российской Федерации.

· Разобрать актуальные понятия принципа Разделение властей.

План лекции.

1. Понятие конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя.

3. Государственный суверенитет Российской Федерации.

4. Разделение властей.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Видеоаппаратура

Ноутбук

4. Методы активизации студентов во время изложения лекционного материала :

проблемные ситуации

юридические примеры

ситуационные задачи

1. Какое государство считается светским?
отрицающее любую религию
закрепившее государственную религию
*признающее равенство религиозный конфессий, которые отделены от государства

2. Какие формы собственности признаются в России?
*частная, государственная, муниципальная и иные
только государственная
никакие

3. Кто представляет в России законодательную ветвь государственной власти?
Президент
Федеральное Собрание
Правительство

4. Что такое государственный суверенитет?
признак государства
*верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти как вовне, так и внутри государства
правовой акт, принятый государством

5. Какое государство считается правовым?
старающееся не менять своих правовых норм
закрепленное в праве
*признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех

6. Что такое всенародный референдум?
всенародное обсуждение
*голосование по важнейшим вопросам
собрание представителей народа

7. Чем государственный орган отличается от общественной организации?
только способами образования
*сразу несколькими признаками, присущими только государственному органу и, среди них, право применять различные формы государственного принуждения
способностью принимать нормативные акты

8. Что нового внесла Конституция России 1993 года в правовое положение местного самоуправления?
ничего
изменила название органов местного самоуправления
*отделила органы местного самоуправления от государственных органов

9. Кто решает вопрос о том, какие органы местного самоуправления организуются в данном муниципальном образовании?
*население муниципального образования самостоятельно
Правительство России
органы власти субъекта Федерации

10. Что такое народный суверенитет?
*принадлежащее ему верховенство власти
благосостояние народа
форма правления

(правленые ответы выделены жирным шрифтом).

Тема «Основы конституционного строя ЛНР на примере Российской Федерации

1. Понятие конституционного строя. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких особенностей позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства и общества. Эти особенности, закрепленные конституцией государства, становятся его конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства и общества, закрепленный в его конституции, определенный механизм властвования.

Глава 1 Конституции ЛНР закрепляет основы конституционного строя. Что же такоеосновы конституционного строя?

Под основами конституционного строя ЛНР понимаются устои, важнейшие исходные начала государства и общества, основные принципы , на которых построено наша республика и общество.

Основы конституционного строя имеют особое значение в правовой системе ЛНР. Согласно статье Конституции ЛНР никакие другие положения Конституции ЛНР не могут противоречить основам конституционного строя, т.е. положениям первой главы Конституции. Это означает, что предписания первой главы обладают более высокой юридической силой по сравнению с положениями других глав.

Незыблемость основ конституционного строя гарантируется особым порядком изменения первой главы Конституции ЛНР. Как мы уже говорили, первая глава Конституции ЛНР не может быть изменена Народным Собранием. ВЛНР и Российской Федерации основами конституционного строя являются:

Народовластие;

Государственный суверенитет.

Республиканская форма правления;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

Верховенство права, или правовое государство;

Федерализм;

Разделение властей;

Идеологическое многообразие и политический плюрализм;

Свобода хозяйствования и многообразие форм собственности;

Социальное государство.

Основы конституционного строя необходимо рассматривать и исследовать не в статике, а в их развитии. Уникальность понятия конституционного строя заключается в том, что это понятие носит одновременно и революционный и консервативный характер. С одной стороны, конституционный строй является не чем иным, как продуктом революции, скачкообразного изменения социально-политических сил. В этом смысле конституционный строй есть дитя и продукт революционного изменения механизма властвования, есть результат революции. Но с другой стороны, когда этот результат достигается и закрепляется в конституции, возникает иная цель – защиты конституционного строя. Революционная сторона уходит в прошлое. На передний план выдвигается цель сохранения и укрепления конституционного строя, создание условий его необратимости и стабилизации.

Рассмотрим с этой точки зрения конституционное развитие России с 1990 года. В июне 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой провозглашается суверенитет РСФСР, верховенство российский законов над советскими законами, а природные ресурсы России объявляются как принадлежащие российскому народу. Федеративный договор 1992 года закрепляет федеративные основы российского государства, устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституционная реформа получила свое завершение принятием Конституции РФ 1993 года. А после новый конституционный строй в России выполнял уже не столько революционную, сколько консервативно-стабилизирующую функцию.

Рассмотрим структурные элементы основ конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя. Народовластие – это принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Конституционный принцип народовластия закреплен статьей 3 Конституции.

В соответствии со статьями.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в ЛНР. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Конституция ЛНР основана на доктрине делегирования народом своей власти, точнее права на власть, которым пользуются органы государства и должностные лица, осуществляя принадлежащие им полномочия.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Исчерпывается ли непосредственная демократия референдумом и выборами? Очевидно, что не исчерпывается. Сводить народовластие только к референдуму и выборам вряд ли обоснованно. Голосование – это очень тонкая нить, едва ли достаточно крепкая для того, чтобы считать, что народ правит, выбирая своих представителей. Если демократия действительно занимает существенное место в развитии человеческой цивилизации, то роль народа в управлении обществами должна основываться на чем-то большем, чем просто голосование на выборах.

Другими формами непосредственной демократии являютсямитинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение законопроектов, публичные слушания, наказы избирателей, отзыв избирателями избранных ими представителей и т.п.

А что еще? Забастовки, акции неповиновения. И, революция, наконец.

Эти и иные формы непосредственной демократии, являясь обратной связью в системе публичного управления, выступают в качестве своеобразных «приводных ремней» между народом и его представителями, обращая их внимание на издержки в организации и функционировании власти и влияя своими действиями на принятие тех или иных политических решений.

Примером непосредственной демократии могут служить массовые выступления граждан РФ по поводу «монетизации льгот» в 2004 году, которые привели к серьезной корректировке принятого федерального закона. Аналогично, массовые акции против повышения транспортного налога в 2009 году привели к исключению из законопроекта норм о повышении транспортного налога.

Митинги за честные выборы, прокатившиеся по стране после декабрьских выборов в Государственную Думу, заставили руководство страны задуматься о реформировании политической системы и осуществить первоначальные шаги в этом направлении.

Конституционную модель народовластия можно условно представить в виде схемы, состоящей из концентрических окружностей, в центре которой находится многонациональный российский народ, участвующий в формировании и функционировании всей системы публичной власти в стране.

Итак, что же получается?Публичная власть не существует сама по себе, не дарована сверху и не является наследственной. В центре всей системы публичной власти в стране находится народ. То есть мы с Вами. Мы с Вами являемся единственным источником власти. Но мы же с Вами не можем непосредственно управлять всеми делами государства. Разыскивать преступников, оказывать социальную помощь нуждающимся, принимать законы, по которым нам приходится жить. По этой причине, непосредственно, управляя государственными делами, мы выбираем своих представителей, которые должны от нашего имени и в наших интересах управлять страной.

Мы с Вами часто ругаем власть. Власть оторвалась от народа и не думает о нас. Давайте вместе с Вами посмотрим, откуда же берется власть в нашей стране.

Прежде всего, народ учреждает всю систему публичной власти, путем принятия Конституции на общенародном референдуме и на этой основе участвует в формировании всех уровней публичной власти: федеральной, региональной и местной.

Рассмотрим этот важный вопрос подробнее.

1. Народ участвует в формировании органов государственной власти .

Во-первых, на основе принятой нами Конституции и законов мы с Вами выбираем главу нашего государства – Президента республики.

Во-вторых, мы выбираем Государственный совет, который принимает законы, по которым нам с Вами приходится жить. Таким образом, путем выборов мы сформировали высший законодательный орган ЛНР.

В-третьих, выбранный нами Глава Республики вносит на согласование в выбранную нами Государственный совет кандидатуру председателя, после чего назначает председателя Правительства и всех членов Правительства.

исполнительную федеральную власть.

В-четвертых, Государственный совет, сформированный, как будет показано в дальнейшем, представителями народа, утверждает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по представлению избранного народом Главы, который назначает также всех остальных федеральных судей.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную федеральную власть.

Вывод - все ветви федеральной власти.

2. Народ субъекта ЛНР участвует в формировании региональных органов государственной власти .

Во-первых, народ субъекта ЛНР непосредственно путем прямых выборов выбирает депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.

Таким образом, путем выборов мы формируем законодательный орган.

Во-вторых, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус по предложению избранного народом Глава ЛНР наделяет гражданина ЛНР полномочиями высшего должностного лица субъекта ЛНР, который формирует исполнительные органы субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют исполнительную региональную власть.

В-третьих, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус назначает мировых судей, которые являются судами субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную региональную власть.

Вывод - народ путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует

3. Население муниципального образования участвует в формировании органов местного самоуправления, т.е. в формировании муниципальной власти.

Во-первых, мы выбираем, депутатов представительных органов местного самоуправления, а также глав муниципальных образований (путем прямых выборов или через депутатов представительных органов местного самоуправления).

Во-вторых, наши представители формируют местную администрацию, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Таким образом, население муниципального образования путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует все ветви региональной власти.

Общий вывод - многонациональный народ непосредственно или через избранных им представителей формирует всю публичную власть в стране, которая функционирует от имени народа и должна действовать в интересах народа.

Таким образом, власть в нашей стране не берется ниоткуда, не завезена с Марса. Эту власть мы с Вами все вместе выбираем. Власть остается за нами, мы просто на время делегируем избранным нами людям лишь право на власть, а не саму власть. Таким образом, государственные органы и их должностные лица – это просто наши представители, поверенные в наших делах, которые действуют от нашего имени и должны действовать в наших интересах.

В реальности имеется серьезный отрыв органов власти от источника этой власти, единственного суверена в нашем государстве – народа. Происходит отчуждение народа от власти. В чем же проявляется отчуждение народа от власти?

Во-первых, сокращается перечень органов государственной власти и должностных лиц, которые формируются путем прямых выборов.

Во-вторых, уменьшается представительный характер избираемых законодательных органов. Должна быть установлена постоянная обратная связь между народом и его представителями на всех уровнях власти от Главы республики и депутатов до главы сельского поселения и депутатов сельсовета с системой наказов избирателей, отчетностью перед ними и возможностью досрочного прекращения полномочий по инициативе избирателей, причем в достаточно простом и реализуемом порядке.

В такой схеме взаимоотношений заложена идея общественного договора, заключаемого гражданами со своим избранниками в ходе свободных выборов и предполагающего добросовестное выполнение ими властных полномочий, делегированных народом, с юридической ответственностью за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих полномочий.

В настоящее время начинается реформирование политической системы общества. Будем надеяться, что оно будет успешным.

__________________________________________________________

3. Государственный суверенитет ЛНР. Основами конституционного строя закреплен государственный суверенитет ЛНР. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ. Суверенитет распространяется на всю ее территорию. Само понятие суверенитета, которое имеет особое значение в федеративном государстве, ни в Конституции ЛНР законах не раскрывается. Поэтому этот вопрос требует отдельного и специального рассмотрения.

Суверенитет, как политическое и правовое понятие, отражая расстановку и соотношение политических сил в конкретных государствах, наполнялся различным содержанием в ходе исторического процесса. Под флагом борьбы за суверенитет и государственную независимость нередко разрушались одни государства и создавались другие. История политического развития нашей страны показывает, что понятие суверенитета использовалось, в частности, для обоснования обретения независимости ЛНР и установления полномочий государственной власти и государственной власти субъектов ЛНР.

Особое значение идеи суверенности приобретали в наиболее драматические периоды истории, что, естественно, способствовало активной разработке теории суверенитета, обусловливало различное его понимание в зависимости от общественных интересов народов, классов и государства в целом.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается французский ученый Жан Боден, учение которого было направлено на обоснование абсолютной, единой и неделимой суверенной власти монарха в борьбе с правителями провинций, отстаивающих самостоятельность и независимость своей власти. По мере развития гражданского общества и зарождения буржуазных отношений теория абсолютного суверенитета сменилась концепцией ограниченного (Дж.Локк) и народного суверенитета (Ж.Ж.Руссо), пониманием народа как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета.

Возникновение федеративных государств привело к пересмотру прежних положений и появление новых подходов в теории суверенитета, объясняющих создание и функционирование власти, разделенной между федеративным государством и составляющими его субъектами. Мы с Вами не будем заниматься анализом различных научных точек зрения, а сразу перейдем к раскрытию понятия государственного суверенитета.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и независимости в международных отношениях.

Таким образом, выделяются два необходимых и достаточных признака суверенитета: верховенство внутри страны и независимость в международных отношениях.

Верховенство означает высшую силу государственной власти внутри страны перед любыми иными властями на ее территории.

Как это понимать? На территории нашей страны существуют три уровня публичной власти: федеральная власть, т.е. власть государства в целом, региональная власть и муниципальная власть.

Верховенство означает высшую силу власти государства, т.е. федеральной власти внутри страны над региональной и муниципальной и закреплено статьей 4 Конституции РФ.

Статья 4 Конституции ЛНР.

1. Суверенитет ЛНР распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция ЛНР и законы имеют верховенство на всей территории.

3. ЛНР обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Перейдем теперь к независимости государства в международных отношениях. Означает ли это, что, предположим, Наше государство, ничем не ограничено в своих действиях на международной арене? Предположим, руководство не устраивает отношение к нам какой-нибудь страны, не важно какой, можем ли мы взять и напасть на эту страну и поменять ее верховное руководство? Абсолютная независимость на международной арене невозможна. Иначе это означало произвол.

Действия любого государства на международной арене в определенной мере ограничены. Чем? Нормами международных договоров, которые они подписали. Подписав эти договоры, государство само ограничило себя в части своих прав. Очевидно, что такое самоограничение не означает утраты суверенитета государства.

Независимость государства в международных отношениях означает свободу действий государства в международных отношениях, ограниченную международными договорами, которые подписаны этим государством.

Рассмотрим вопрос о независимости государства на международной арене на примере Договора о нераспространении ядерного оружия, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года.

Участниками договора являются почти все независимые государства ира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и ряд других стран (всего 12 стран).

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

По Договору, каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Индия, Пакистан, Серная Корея, Израиль не подписали этот Договор и как суверенные государства не самоограничили себя в производстве ядерного оружия, хотя в настоящее время реально обладают им.

Вопрос 4. Принцип разделения властей. Данный принцип, сформулированный в VIII веке Ш.Монтескье, является основой организации власти в демократическом государстве вне зависимости от формы его устройства, присущ унитарным и федеративным государствам и, как правило, закрепляется в их конституциях.

В Конституции ЛНР принцип разделения властей закреплено:

«Государственная власть в ЛНР осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

«Все погибло бы, - писал Ш.Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном их сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характере и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Суть принципа разделения властей заключается в следующем:

Каждая из трех ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) занимается своими, юридически порученными ей делами;

Каждая из трех ветвей государственной власти самостоятельна, не имеет права вмешиваться в деятельность других ветвей власти и подменять друг друга;

Каждая из трех ветвей государственной власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы обеспечивался баланс властей, чтобы одна ветвь власти не была доминирующей по отношению к другой.

Принцип разделения властей выступает важнейшим государственно-правовым механизмом «сдержек и противовесов» между различными ветвями власти, используется для взаимного их уравновешивания, достижения баланса законодательной, исполнительной и судебной власти, исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.

Рассмотрим, как принцип разделения властей, закрепленный Основами конституционного строя ЛНР, реализуется во взаимоотношениях между различными ветвями государственной власти в нашей стране.

Приведем пример на фоне Р.Ф. с Федерального Собрания Российской Федерации, которое состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации, и является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Итак, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Законодательные полномочия принадлежат исключительно Федеральному Собранию, никакой другой орган государственной власти, будь то Президент или Правительство не вправе принимать федеральные законы и вмешиваться в процесс принятия законов. Однако во избежание концентрации всех законодательных полномочий у Федерального Собрания и возникновения своеобразного «перекоса» в балансе властей, когда Федеральное Собрание принимает по своему усмотрению любые законы, изменяющие жизнь страны, Конституция РФ закрепляет такой порядок, согласно которому принятый федеральный закон поступает Президенту для подписания и обнародования. Если Президент согласен с законом, он подписывает и обнародует его, если нет, он имеет право отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривает федеральный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Таким образом, установлен определенный баланс законодательной и исполнительной власти в процессе принятия федеральных законов с тем, чтобы в законе выражалась согласованная воля этих двух ветвей власти. А где же третья ветвь власти – судебная? Она также имеет отношение к законодательному процессу – в рамках последующего судебного нормоконтроля. Так, Конституционный Суд вправе признать те или иные нормы федерального закона несоответствующими Конституции РФ и по этой причине недействующими.

Очевидно, что точно «как на весах» уравновесить различные ветви власти, чтобы они были полностью равноправны, невозможно и в зависимости от особенностей формы правления в той или иной стране это соотношение властей различно. В парламентарных республиках отмечается определенное доминирование законодательной ветви власти, в президентских республиках – налицо доминирование исполнительной ветви власти.


Не было необходимым потому, что государству не противостояла никакая другая претендовавшая на власть сила.

Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:

  • с католической церковью,
  • "Священной Римской империей" и
  • крупными феодалами.

Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.

Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.

В условиях борьбы и соревнования различных властных сил возникла идея наделения правом верховенства монарха, возглавлявшего эти образования.

В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена "Шесть книг о республике" (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. "абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными". Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.

Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.

Рассматривая становление понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически был связан с идеей единства подчиненного суверену народа, иными словами - с идеей, что народ, объединенный в государстве, нуждается в суверенной власти.

В работах Т. Гоббса, написанных более чем через столетие после работ Ж. Бодена, государство уже рассматривалось как результат договора между людьми, как проявление действия "естественного закона", кладущего конец догосударственному периоду, когда была естественна "война всех против всех", в понятие суверенитета были внесены элементы демократии. Именно Т. Гоббс, можно считать, положил начало понятию народного суверенитета, или, точнее говоря, суверенитета народа. Именно суверенитет народа, по Гоббсу, являлся основой правомерности существования в государстве власти как института, производного от народа. Таким образом, Гоббс положил начало выведению государственной власти из суверенитета народа, т.е. рассмотрению суверенитета как источника или, лучше сказать, основания любой государственной власти. Отсюда уже логически вытекала мысль, что государственная власть не может быть неограниченной. Она имеет своим пределом спокойствие объединенных государством граждан .

Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда

  1. оно реализует волю народа и
  2. когда его система управления демократична.

Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.

Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа . Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).

Суверенное государство самостоятельно:

1) определяет:

  • форму правления,
  • форму государственного устройства,
  • систему органов государственной власти,
  • основы организации местного самоуправления,
  • пределы и условия взаимной ответственности государства и личности;

2) организует:

  • свою финансовую, денежную, банковскую системы;

3) обеспечивает:

  • территориальную целостность;
  • законность и правопорядок в стране;

4) защищает:

  • конституционный строй,
  • независимость и целостность страны.

Но верховенство государственной власти вовсе не означает ее неограниченности и вседозволенности. Пределы, возможности государственной власти в правовом государстве установлены правом.

Неотъемлемой чертой суверенного государства является его право объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы, выходить из них, руководствуясь при этом высшими интересами своего народа, своего государства.

Признаки суверенного государства

К признакам суверенного государства относят:

    1. территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);
    2. независимость государства.

Характеризующие суверенитет два его юридических признака - территориальное верховенство и независимость государства - неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления - государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельность в этом пространстве любой иной публичной власти. Только государство может предписывать юридически обязательные правила поведения для всех находящихся на его территории физических лиц и их объединений (юридических лиц и общественных организаций) и обеспечивать их соблюдение в случае необходимости путем властного принуждения.

Веления государства, выраженные в национальном праве и единичных правовых актах, обязательны для всех их адресатов - органов государства, должностных лиц, граждан, иностранцев и апатридов , юридических лиц и общественных организаций. Властные правомочия государства в отношении всех таких лиц обозначаются термином «юрисдикция». Государство обладает в пределах своей территории (в некоторых случаях и за ее пределами) полнотой юрисдикции - законодательной, административной и судебной.

В качестве верховной власти государство и только данное государство устанавливает и изменяет свое национальное право и обеспечивает его исполнение. В нормах национального права управомоченным на то органом государства, осуществляющим законодательную юрисдикцию, выражена воля государства. Это, естественно, не значит, что государство в лице своих компетентных органов может творить правовой произвол. Нормально выраженная в национальном праве воля государства детерминирована условиями жизнедеятельности организованного в данное государство общества.

Таким образом, термин-понятие «территориальное верховенство» государства выражает в общем виде следующие сущностные свойства государства:

    • концентрация в его руках всей полноты публичной (общественной) власти и властного принуждения;
    • осуществление государством законодательной, административной и судебной юрисдикции;
    • установление и поддержание правопорядка внутри государства;
    • наличие единства и юридической неограниченности власти государства, осуществляемой органами государства в их совокупности.

Подробнее

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках в лице компетентных органов государства концентрируются вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение к исполнению правовых предписаний осуществляется либо управомоченным на то органом государства, либо в редких случаях специально на то управомоченной государством негосударственной организацией. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять правовые предписания. Нормально субъекты национального права законопослушны, поскольку нормы права выражают их интересы и потребности. И во избежание отрицательных для них последствий правонарушения и преступления должны соответственно пресекаться государством.

Территориальное верховенство государства, осуществляемое от лица государства государственной властью, предопределяет необходимость наличия двух качественных особенностей последней: единства и юридической неограниченности государственной власти.

Единство государственной власти состоит в том, что органы государства в своей совокупности образуют единую государственную власть, действующую от лица государства и обязывающую в конечном счете государство как таковое.

Констатация юридической неограниченности власти государства в силу его территориального верховенства вовсе не является свидетельством возможности произвола в деле внутригосударственного правового регулирования. Деятельность государства в этой сфере детерминирована реальными внутренними и внешними условиями существования организованного в государство общества. Государство может устанавливать не какое-то произвольное национальное право, а лишь такое, которое соответствует условиям жизни данного общества, его интересам и потребностям, правосознанию, общественной морали и традициям. Иначе правовые предписания не будут исполняться либо государственная власть, утратившая в результате свою эффективность и, соответственно, легитимность, будет заменена новой усилиями населения.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права - международным правом. В свою очередь международное право исходит из независимости государств друг от друга и возводит эту независимость в основной принцип международно-правового регулирования.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах:

    1. в независимости государства применительно к регулированию его внутренних общественных отношений (внутренняя независимость);
    2. в независимости государства в его внешних сношениях (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга. Прямого регулирования международным правом внутригосударственных отношений нет и быть не может.

Внешняя независимость государства , прежде всего в его взаимоотношениях с другими государствами, состоит в том, что оно свободно, независимо от других государств осуществляет внешнеполитическую деятельность в рамках своих международных обязательств по общему международному праву и локальным международным соглашениям. Такие обязательства суть не ограничение, а проявление его независимости во внешних делах, поскольку, как это имеет место и во внутригосударственном праве, государство само, по своей воле подчиняет себя международному праву, хотя такое подчинение и детерминировано условиями его существования в системе государств. Если государство, например вновь возникшее, откажется признать для себя обязательными нормы общего международного права, в том числе основные его принципы и другие императивные нормы, нормы juscogens (общеобязательное право), то оно не сможет требовать от других государств и иных субъектов международного права уважения своего суверенитета, своего территориального верховенства и независимости в международном общении. В этом суть метода международно-правового регулирования по соглашению между государствами и иными субъектами международных отношений и суть заинтересованности государств в международно-правовом регулировании их взаимоотношений.

Подробнее

Действительно, если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования (взаимных уступок и компромиссов) воль государств. Поэтому в нормах международного права,
регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля установивших эти нормы государств, детерминированная их взаимными интересами и потребностями.

Все субъекты современного международного права, а не только государства являются независимыми друг от друга общественными образованиями. Они не подчинены власти какого-либо государства или какой бы то ни было третьей власти. Но независимость иных, кроме государств, субъектов международного права не является выражением их суверенитета, которым они не обладают. Это результат согласия государств не подчинять определенные общественные образования своей власти и признания государствами их международной правоспособности и правосубъектности .

Независимость государств в международном общении как одна из составляющих их суверенитета - это юридическая категория, устанавливаемая и регламентируемая международным правом. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств, непрестанно усиливающаяся в силу международного разделения труда, обострения глобальных проблем современности и иных причин. Именно взаимозависимость государств как суверенных образований порождает потребность в их сотрудничестве на общепланетарном или локальном уровне и в регулировании такого сотрудничества международным правом. Общее международное право, регулирующее межгосударственные и иные международные отношения применительно ко всем сферам, создается государствами, точнее - международным сообществом государств в целом. В основе его структуры лежат основные принципы международного права. Такими принципами международного права являются:

    • принципы суверенного равенства государств;
    • неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях;
    • невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
    • мирного разрешения межгосударственных споров и межгосударственного сотрудничества.

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

  1. дуалистическая;
  2. примата международного права;
  3. примата внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

Позиция, высказанная профессором С.В. Черниченко: "Международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях".

В Конституции РФ нет положения о ее изменении в связи с международно-правовыми актами, договорами, в том числе содержащими нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Толкование п. 1 ст. 15 Конституции РФ дало основание профессору Г.А. Карташкину заключить, что "новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны ".

Суверенитет народа

Введение

Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи­мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис­пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти­телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото­рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди­ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе­чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело - выдви­жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ­но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со­става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре­зультате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуяправо на самоопределение и опираясь на исторические корни, объявили о своей независимости.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите­лем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные ин­тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов­но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг­нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на­селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци­ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу­дарстве под разговоры о народовластии возможны репрес­сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода­ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ­ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми, - здесь коре­нится и определенная возможность манипулирования интереса­ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль­ных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета толь­ко в отдельные периоды общественного развития - лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверените­та народа от эгоистических устремлений к власти опытных дема­гогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина - самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, - это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. В силу естественного пра­ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже­ния конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия - составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото­рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче­ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва­тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо­дой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи­ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта­турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, иэта защита обеспечивается всем конституционным строем госу­дарства.

Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

Формы реализации народного суверенитета

Осуществление народного суверенитета происходит в двух формах:

    • не­посредственно (референдум и свободные выборы);
    • через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу­ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле­изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу­ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирате­лей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави­тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз­можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в РФ установлен Федеральным конституционным за­коном «О референдуме РФ». Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные выборы . Выборы - это участие граждан в формирова­нии органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, ко­гда являются свободными, предоставляют гражданам возмож­ность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове­дения выборов, образует избирательное право, являющееся со­ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти­туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го­сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу­циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли­вается выборными органами местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп, кроме указанных в конституции, - конституци­онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от­зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права при­зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав­ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Формой опосредованного осуществления власти народа явля­ются органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления . Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выбор­ным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нор­мами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного само­управления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм слу­жат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматри­ваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу­меется, народ более непосредственно определяет законодатель­ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби­раются гражданами. Однако воля народа остается системообра­зующим фактором также дляисполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель­ными органами или выборным главой государства. Это, разуме­ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона­лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани­тельные органы, специализированные учреждения во многих об­ластях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче­ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг­рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав­ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо­кратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата - важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот­ветствующими полномочиями выборных органов государства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация