Курсовая работа: Органы государственной власти. Деятельность государственных органов

Главная / Бизнес

Органы государственного аппарата объединяются в определенные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами.

Подсистемы характеризуются следующими основными чертами:

1) Компетенция входящих в подсистему органов сформулирована или определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятель­ство прослеживается на примере различных ветвей власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной – их исполнение, а судебной – осуществление правосудия;

2) Между органами, входящими в одну подсистему существуют пря­мые структурные или функциональные связи;

3) Каждая подсистема имеет обособленную от других подсистем внут­реннюю организацию, направление и характер деятельности.

В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям вла­сти, отличаются друг от друга по характеру деятельности, отношению друг к другу и иным чертам.

Характеризуя органы государственной власти, исходя из принципа разделения властей. В первую очередь, необходимо остановиться на характеристике законодательных органов. Основной задачей этих органов является разработка, обсуждение и принятие законов, являющихся нормативными правовыми актами высшей юридической силы. Во многих странах в функции органов законодательной власти входят парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти, рассмотрение вопроса об отрешении от должности главы государства и других высших должностных лиц, так называемый импичмент, осуществляемые в рамках системы сдержек и противовесов, участие в назначении на должность высших должностных лиц государства. Органы законодательной власти, как правило, являются выборными, поэтому их называют еще и представительными органами, то есть состоящими из представителей всего населения страны, либо отдельных групп населения, либо территориальных единиц государства. Обобщенно органы законодательной власти именуют парламентами, хотя в ряде стран они именуются по-другому, как, например, Конгресс в США, Генеральные Кортесы в Испании, Сейм в Литве и Латвии, Верховная Рада на Украине, Национальное Собрание в Белоруссии т.д.

Законодательные органы бывают однопалатными и двухпалатными. В двухпалатном парламенте существуют нижняя палата и верхняя палата, которая обобщенно в большинстве стран называется Сенатом. В двухпалатном парламенте происходит своеобразное разделение властей между органами законодательной власти. Смысл такого разделения заключается в том, чтобы верхняя палата сдерживала поспешные и неоправданные решения нижней палаты. Поэтому изначально предполагалось, что верхняя палата парламента будет формироваться из наиболее мудрых, облеченных опытом и властью людей. Этимология слова сенат связана с латинским сенекс – старый, старик.

Здесь же представляется необходимым кратко охарактеризовать представительный орган Российской Федерации. В России законодательную власть на высшем уровне осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. Одна из палат – Государственная Дума, которую иногда называют нижней палатой, хотя в Конституции нашего государства нет об этом упоминания и палаты номинально признаются равными в своих правах, состоит из депутатов, общим количеством 450 человек, избираемых населением всей страны сроком на 4 года. Вторая палата – Совет Федерации, не избирается, а формируется по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов.

В рамках системы сдержек и противовесов Федеральное собрание Российской Федерации решает вопрос об отрешении от должности Президента Российской Федерации. В сфере назначения на должность высших должностных лиц Государственная Дума дает или не дает согласие Президенту РФ на назначение им Председателя правительства Российской Федерации. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ членов высших судебных органов – Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов, принятых парламентом. В целях их исполнения и на основе законов органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают собственные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить законам, в силу чего их называют подзаконными нормативными правовыми актами. Органы исполнительной власти называют еще и распорядительными органами власти (исполнительно-распорядительными).

Центральные органы исполнительной власти обобщенно называют правительством. В конкретных странах правительство может называться по-разному: Совет Министров, Кабинет Министров, Федеральный Совет и т.д.

Характеризуя данный орган в целом, необходимо заметить, что правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, все решения которого принимаются сообща, путем голосования. Члены правительства несут коллективную ответственность перед парламентом и перед главой государства за свою деятельность и могут быть отправлены в отставку всем составом. В правительство входит его глава, который в одних странах называется Председателем правительства, или премьер-министром. В некоторых странах, как, например, в ФРГ и Австрии, Глава правительства называется федеральным канцлером, в некоторых (например, в Латвии) – Президентом министров и т.д.

Отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства и ведомства и аналогичные им структуры, возглавляемые, как правило, единолично министрами – членами правительства или главами других ведомств.

К исполнительной ветви власти обычно относят и Главу государства (монарха или президента). В ряде стран – США, Бразилии, Аргентине и некоторых других (как правило, речь идет о президентских республиках) – президент лично возглавляет исполнительную власть, а правительство в этих странах отсутствует. В других странах, как, например, во Франции, являющейся парламентской республикой, президент делит исполнительную власть с правительством.

Глава государства, кроме всего прочего, осуществляет представительские функции как внутри страны, так и на международной арене. Например, осуществляя данные функции внутри страны, Глава государства от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания. На международной арене Глава государства аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов в иностранные государства, ведет международные переговоры. В рамках системы сдержек и противовесов Глава государства подписывает или утверждает законы, принятые парламентом, может при этом использовать право вето, т.е. право неподписания или неутверждения закона; в ряде стран он вправе распустить парламент или его нижнюю палату, назначив новые выборы. Зачастую, с согласия парламента Глава государства назначает высших должностных лиц государства, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.

В Российской Федерации центральным органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, возглавляемое Председателем Правительства, который назначается на должность Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, однако отправить его в отставку правомочен только Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отправить Правительство Российской Федерации в отставку и по собственной инициативе. Кроме того, Президент Российской Федерации может председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, осуществляет представительские функции, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, имеет право вето, может распустить в определенных ситуациях Государственную Думу с назначением новых выборов.

Судебную власть или правосудие, осуществляют суды. При их посредстве разрешаются юридические дела и споры, вытекающие из гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых отношений.

В большинстве развитых стран суды являются элементом системы сдержек и противовесов, осуществляют конституционный контроль и могут признать несоответствующими конституции того или иного государства, а, следовательно, недействующими нормативные правовые акты, как парламента, так и главы государства и правительства. Органы судебной власти формируются, как правило, совместно органами законодательной и исполнительной властей.

Элементами судебной системы Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа конституционного правосудия, суды общей юрисдикции, разрешающие все уголовные дела и часть гражданских и административных дел, возглавляемые Верховным судом Российской Федерации, и арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере, возглавляемые высшим Арбитражным судом Российской Федерации, мировые судьи, уставные суды субъектов Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают правоохранительные органы, такие как прокуратура, милиция, полиция, различные службы безопасности, армия, разведка и т.п. Так, прокуратура, в большинстве государств призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Деятельность других правоохранительных органов также жестко регламентирована.

Помимо органов государственной власти в большинстве развитых государств в настоящее время формируются и функционируют органы местного самоуправления (М/м лекция № 5.2, слайд № 21) , не входящие в систему органов государственной власти.

Местным самоуправлением признается самостоятельная и под свою ответственность деятельность местных сообществ, направленная на реализацию вопросов местного значения.

Основными признаками местного самоуправления являются следую­щие (М/м лекция № 5.2, слайд № 23) :

1) Принадлежность публичной власти населению соответствующей территории;

2) Самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни данного региона;

3) Отсутствие органов, назначаемых извне, государственной или иной властью;

4) Наличие определенных прав, установленных Конституцией страны или иным законом;

5) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

В ст. З Европейской хартии местного самоуправления записано:

"Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность и на благо населения значительной частью об­щественных дел" (М/м лекция № 5.2, слайд № 22) .

Местное самоуправление, как правило, осуществляется в городских, сельских поселениях, других территориях и в районах. Районное звено – верхний уровень местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану об­щественного порядка, принимают нормативные акты, регулирующие дея­тельность муниципальных предприятий, муниципальных служащих, граж­дан, решают вопросы местного значения.

Государство гарантирует независимость местного самоуправления, на­рушение прав которого со стороны государственных органов может быть за­щищено в судебном порядке. Местное самоуправление также имеет право на компенсацию дополнительных расходов, полученных в результате исполне­ния решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление имеет и некоторые черты, свойственные публичной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 24) . К ним относятся:

I) как и государство, местное самоуправление свя­зано с населением, проживающим на определенной территории;

2) органы местного самоуправления по аналогии с государственными органами имеют право устанавливать и взимать местные налоги, формировать местный бюд­жет и расходовать его по своему усмотрению;

3) полномочия местного само­управления, как и государства, включают в себя экономические, жилищные, социально-бытовые вопросы, а также вопросы культуры, образования, меди­цинского обслуживания населения;

4) работники органов местного само­управления являются муниципальными служащими, выполняют свои обя­занности на профессиональной основе и за вознаграждение, на них, как и на государственных служащих, распространяется законодательство о труде, пенсионном обеспечении и т.д.:

5) местное самоуправление непосредственно взаимодействует с государственными органами в решении не только мест­ных, а и государственных вопросов на своей территории, выполняя при этом поручения государственных органов и действуя от их имени.

Однако данные черты не являются главными. Основным принципом, характеризующим местное самоуправление как институт гражданского об­щества, является его независимость от государства, а точнее - его негосудар­ственность. Местное самоуправление является самостоятельным социально-правовым институтом, действующим наряду с другими общественными фор­мированиями, образующими гражданское общество.

В Российской Федерации органы местного самоуправления пришли на смену местным органам исполнительной власти. В Кемеровской области органы местного самоуправления сформированы, в основном, на уровне районного, городского звена. Хотя в период становления системы местного самоуправления в ряде районов области органы местного самоуправления функционировали и на уровне сельских советов как административно-территориальных единиц.

9. Принципы организации и деятельности государственных органов (М/м лекция № 5.2, слайд № 20) .

Государственный аппарат в своей организации и деятельности должен отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризо­ваны как принципы. К их числу относятся конституционность и законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и профессиональная этика, демократизм, гласность и публичность, оптимальность организации государственного аппарата, иерархичность построения и субординация в деятельности госаппарата, научность, эффективность, честность, порядочность, сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначаемости.

Принцип конституционности и законности означает, что организация и деятельность государственного аппарата должна основываться на Конститу­ции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать механизм недопущения и пресечения незаконных действий отдельных органов и должностных лиц, а также право граждан оспаривать в судебном порядке законность их актов и действий.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что государственные чиновники обязаны соблюдать и уважать права человека и гражданина, всемерно способствовать их реализации.

Принцип профессионализма выражается в том, что должности в госу­дарственном аппарате могут занимать только лица, имеющие соответствую­щее образование, опыт работы, принимать грамотные и оптимальные реше­ния, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям.

Демократизм означает тесную связь государственного аппарата с наро­дом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной систе­мы, контроль населения за деятельностью государственных органов.

Важным принципом деятельности государственного аппарата является гласность и публичность. Не должно быть секретных, скрытых от народа ор­ганов, осуществляющих государственную власть. Функции и характер дея­тельности органов государственной власти должны быть известны населе­нию и подконтрольны представительным органам, избираемым населением. Должен быть обеспечен доступ граждан к информации, имеющейся в орга­нах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возмож­ность обжалования этих решений в судебные органы.

Принцип научности в деятельности государственного аппарата харак­теризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав. взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по горизонтали должны быть научно обоснованы. Науч­ность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовремен­ным явлением, а постоянным фактором, поскольку направленность и содер­жание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов под­вержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отми­рания или уменьшения значения других социальных процессов.

Принцип эффективности выражается в результативности, то есть в дос­тижении целей, поставленных перед государственным аппаратом, в решении задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных и иных ресурсов.

Реализация этого принципа тесно связана с научностью организации и деятельности, которая предполагает их оптимальность. Одновременно она включает в себя определенную активность работников государственного ап­парата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализация принципа эффек­тивности деятельности государственного аппарата.

Принцип честности, порядочности, соблюдение интересов страны от­носится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и честность работников государственного аппарата является основой порядоч­ности и честности граждан и всего общества.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия предполагает коллективное обсуждение вопросов даже в случае индивидуального принятия решений тем или иным должностным лицом и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию.

Принцип сочетания выборности и назначаемости выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

Принцип иерархичности заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни, в силу чего одни органы подчинены другим, а решения вышестоящих органов обязательны для органов нижестоящих.

Таким образом, практически все из перечисленных принципов имеют важное, если не сказать решающее значение для эффективного функционирования государственного аппарата, в том числе и для государственного аппарата Российской Федерации.

Вопрос №60. Понятие и система органов государственной власти в РФ. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Признаки:

1) порядок создания и деятельности гос. органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) гос. орган обладает властными полномочиями. Они характеризуются тем, что 1) орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юр. лицами, на которых распространяется компетенция данного гос. органа; 2) орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений; 3) орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, гос. принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) гос. орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов гос. власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления гос. власти, образует систему органов гос. власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы гос. власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов гос. власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему гос. органов субъектов Федерации входят законодательные органы гос. власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов гос. власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти, установленными ФЗ. Гос. органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Принципы системы органов гос. власти РФ:

1) разделение властей;

2) единство органов государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Разделение властей - это разграничение органов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Черты разделения властей : 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие властей :

1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;

2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;

3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, т.к. только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

· 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

· 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

· 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

· 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

· 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

· 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

· 7. Имеют соответствующую материальную базу;

· 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

· 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

· - органы, избираемые непосредственно народом;

· - органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

· - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

· - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

· - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

· - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

· - законодательные;



· - исполнительные;

· - судебные.

5) По иерархии:

· - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

· - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

· - правотворческие;

· - правоприменительные;

· - правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

· - постоянные;

· - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.

Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.

Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления.

Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип законности: заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности.

Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов.

Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.

Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе РФ.

Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека.

Принцип сочетания координации и субординации.

Экономичность государственного аппарата.

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций , а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне ;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

К правоохранительным органам в Российской Федерации относятся также органы милиции. Милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» задачами милиции являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности ;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовые основы организации государственной службы

Государственная служба в Российской Федерации включает в себя:
а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
б) государственную службу субъектов Российской Федерации , находящуюся в их ведении.

Нормативно-правовой базой организации государственной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственная служба основана на следующих правовых принципах:

  1. верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав ;
  2. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;
  3. единства системы государственной власти , разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Фе- дерации;
  4. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  5. равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  6. обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
  9. гласности в осуществлении государственной службы;
  10. ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  11. внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства ;
  12. стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти , органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные категории: «А», «Б» и «В». Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации , Председатель Правительства Российской Федерации , председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации , руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т. е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.

Государственный служащий - это должностное лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственным служащим может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их доступ к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Государственная должность устанавливается только в государственных органах. Не являются государственными служащими служащие государственных Верховного Суда Российской Федерации и соответствующих судов общей юрисдикции, аппаратов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствующих арбитражных судов Российской Федерации;

  • органов Прокуратуры Российской Федерации.
  • Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей вступает в определенные правовые отношения . Во-первых, это отношения государственного служащего с государственным органом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности. Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами. Такие отношения возникают в связи с исполнением государственным служащим государственно-властных полномочий (принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Значение службы связей с общественностью в госструктурах. Задачи и функции PR-службы в государственных органах. Организационная структура и направления деятельности PR подразделений в высших органах государственной власти на примере некоторых служб.

      реферат , добавлен 14.06.2010

      Пресс-служба - структурная единица государственных органов власти. Характеристика ее целей, функций и методов работы. Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью на примере деятельности пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга.

      курсовая работа , добавлен 12.11.2010

      Правовой статус государственных органов исполнительной власти. Полномочия, функции Президента и Правительства России. Совершенствование структуры Федерального Министерства. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

      курсовая работа , добавлен 11.04.2016

      Структура и признаки правоохранительных органов - государственных органов, осуществляющих специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

      реферат , добавлен 02.07.2012

      Образование государственных органов в установленном государством порядке. Государственные органы как часть единой системы органов государственной власти, полномочия каждого из них. Функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

      реферат , добавлен 01.08.2010

      Понятие и принципы государственной службы, правовая регламентация и нормативное обеспечение деятельности ее органов. Классификация и функции государственных служащих, их место в системе управления. Организация государственной службы в РФ и за рубежом.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2015

      Функции и характерные черты государственных органов, образующих единую систему. Структура и задачи деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 09.02.2013



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация