Стимулирование и мотивация труда персонала в библиотеке им Б. Ручьева. Оценка персонала библиотек: теоретические и методические аспекты

Главная / Суд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Ссылаясь на ситуацию кризиса и постоянную нестабильность в стране, которая, как представляется, усиливает конфликты, напряженность и воздействие на окружающую среду в социальных и человеческих отношениях в организациях, Месседер считает, что такие вопросы, как участие, технологические инновации и другие, которые влияют на трудовые отношения внутри страны должна быть постоянной заботой администратора, роль которого должна быть изменена.

«принимая во внимание, что он ставит задачу согласования процесса организационных изменений, более приверженного социальным аспектам, а не только его инструментальному и технологическому оборудованию». Что касается внутриорганизационного участия, автор отмечает, что более широкий процесс социального участия не может быть отделен от этого вопроса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и значение мотивации персонала. Методы стимулирования персонала. Цели и задачи психологического консультирования в организации. Модели организационного развития. Консультирование руководителя по вопросам повышения трудовой мотивации персонала.

    «именно в организациях процесс эксплуатации и пресечения социальных и культурных прав усугубляется разделением труда, распределением власти и богатства и неравенством, присущим этому процессу». Другим фактором, влияющим на трудовые отношения, как отмечает Месседер, и который не может не учитываться управлением людскими ресурсами в современных организациях, является влияние инновационного процесса и быстрое устаревание технологий, которые влияют как на природу, так и на рабочие процессы.

    В этом отношении нам кажется, что управление людскими ресурсами играет важную роль. В этом конкретном случае необходимо внести существенные изменения в содержание программ, поскольку большая проблема планирования и оценки станет требованием нового времени. В литературе по вопросам библиотечного дела и информатики подчеркивается необходимость изменения отношения библиотекаря, чтобы он соответствовал желаемому профилю профессионала информации, требуемого обществом.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2012

    Мотивация как сложное психофизиологическое состояние, совокупность динамически иерархизированных побуждений человека к деятельности. Понятие мотивов и потребностей человека. Развитие группы, ее общие качества. Понятие мотивации персонала группы.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Среди некоторых пунктов, относящихся к желаемому профилю этого профессионала, несколько упоминаний считаются творческими, динамичными, эффективными. Во внутренних библиотеках эти характеристики относятся к идеальному профилю как их менеджеров, так и других людей, которые составляют их персонал.

    Что касается менеджеров, им необходимо иметь дифференцированные знания и квалификацию для работы в областях, имеющих основополагающее значение для гармоничного развития университетских библиотек, включая организационное, финансовое планирование, другие физические и людские ресурсы. Они должны взять на себя ответственность за управление конкретными и сложными видами деятельности, такими как обучение и развитие людей и коллекций; техническая обработка документов и информационных ресурсов в целом; включение новых технологий и новых методологий для облегчения работы и доступа к информации; стимулирование действий, направленных на обучение и обучение навыкам использования библиотеки и ее информационных ресурсов в сообществе пользователей; интегрировать сектор в совместную деятельность и деятельность по расширению, среди прочего.

    Проблема внутренней и внешней мотивации в психологии учения. Характеристика и сущность мотивационных теорий. Сравнительный анализ направленности мотивации в зависимости от эффективности обучения Структура мотивации и ее функции в учебном процессе.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2013

    Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов. Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности персонала торгового предприятия. Методика проведения эксперимента.

    Учитывая успех своих университетских функций, руководители должны рассмотреть возможность обучения и квалификации своих человеческих ресурсов как один из основных пунктов планирования университетских библиотек, начиная с тщательного управления. В этом смысле он должен овладеть конкретными знаниями в области управления и превратить его в передовые методы, направленные как на организационное развитие, так и на работу своей рабочей группы.

    Разве бразильские университетские библиотеки предпочитают индивидуальное и профессиональное развитие библиотекарей в них? Робредо и Кунья отмечают, что библиотекарь должен иметь междисциплинарные знания и быть гибкими, чтобы «адаптироваться» к потребностям рынка, который развивается и «технически» очень быстро. Они считают, что области доминирующего интереса библиотекаря будут результатом сближения трех основных групп дисциплин: теории информации, в том числе кибернетики, лингвистики, формальной логики и т.д.; информационные технологии, включая электрическую и электронную технику, компьютерное программирование и т.д.; функций или услуг, которые будут включать управление библиотеками и информационными центрами.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Теоретические аспекты управления мотивацией трудовой деятельности в психологических исследованиях. Психологический анализ трудовой деятельности. Основные принципы гуманистической психологии в изучении мотивации персонала. Механизмы и факторы мотивации.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Невес также указывает на междисциплинарный характер библиотечного дела, который, как и другие прикладные социальные сферы, не существует сам по себе и должен извлекать выгоду из методов и методологий из других областей знаний, чтобы эффективно осуществлять свою практику, включая администрацию, статистику, социальная психология, экономика, педагогика, философия и информатика.

    Обращаясь к вопросу о мероприятиях по обучению или совершенствованию, используемым 477 академическими библиотекарями, Паскварелли показывает, что эти специалисты предпочтительно посещают курсы повышения квалификации университетов в ущерб этапам специализации, магистрам и докторам. Автор считает, что короткие курсы предлагают низкую степень достижения, поскольку они обычно представляют «предметы поверхностно».

    Сущность, виды и функции мотивации как проблемы психологического исследования. Педагогические технологии развития мотивационных основ к урокам физической культуры. Исследование зависимости мотивации к занятиям спортом от возрастных особенностей учеников.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Основные теории мотивации. Мотивация, ее характеристика и стадиальность. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения. Общественное признание деятельности группы. Характер взаимоотношений персонала с участниками трудового процесса. Основные стимулы.

    Анализируя несколько барьеров, препятствующих процессу передачи информации в национальных университетских библиотеках, Сантана утверждает, что эти учреждения, хотя и располагают крупнейшими и лучшими коллекциями в области науки и техники и имеющие, как пользователей.

    «Клиента, потенциально наиболее важная для страны, не имеют минимальных ресурсов для достижения своей основной цели: передачи информации». Автор считает, что академический библиотекарь, как правило, не в состоянии внести свой вклад в отмену неработоспособности этих библиотек и подчеркивает необходимость «осознавать социальную функцию университетской библиотеки и ее собственных». Сантана также считает, что университету необходимо занять более эффективную позицию в отношении учебных программ и непрерывного совершенствования библиотекаря, чтобы он мог внедрять научно-технические информационные услуги, более подходящие для удовлетворения потребностей и потребностей сообщества.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2013

    Мотивация как одна из ведущих функций управления. Мотивация деятельности личности в организации. Формы и факторы мотивации персонала в организациях. Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы. Соответствие требованиям законодательства.

    (Документ)

    Автор утверждает, что непрерывное обучение будет способствовать присутствию «как потребностей организаций, так и личных». Он подчеркивает концепцию непрерывного образования как «процесс постоянного образования, обучения всегда, обучения в служении, сбора теории и практики, отражения на собственном опыте, усиления его с новой информацией и отношениями». Автор также представляет концепцию обучающих организаций Питера Сенге, записанную в его книге Пятая дисциплина.

    Обращаясь к проблеме управления новыми идеями в современной организации, которая сталкивается с быстрыми изменениями, когда требования к необходимым знаниям и навыкам уже нелегко предсказуемы, Мотта считает творчество «существующим ресурсом для всех людей». В нем говорится, что «организации должны создавать условия для того, чтобы люди могли выпустить свой творческий потенциал и способствовать инновациям», которые необходимы и адаптированы к новым обстоятельствам.

  • Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие (Документ)
  • Программа - Помощник библиотекаря (Программа)
  • Мелентьева Ю.П., Трушина И.А. Современные проблемы библиотечной и информационной этики (Документ)
  • Коллектив авторов - Справочник экономиста по бизнес-планированию (Документ)
  • Чекунова Л.В. Школа библиотекаря: методические материалы в помощь повышению квалификации: дайджест (Документ)
  • Электронный Справочник по подшипникам качения v 2.4 (Документ)
  • Шошина Е.Н., Егоров Г.В., Кондратенко Г.Л. Справочник товароведа (Документ)
  • n1.doc

    МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Одна из важнейших функций руководителя - сделать вверенные ему человеческие ресурсы наиболее продуктивными, создать условия для мак­симальной самореализации подчиненных. Во многом успех работы биб­лиотечного коллектива зависит от того, какие методы управления приме­няет руководитель, может ли он опираться на интересы людей, мотивиро­вать персонал.

    Автор предлагает, чтобы организации разрабатывали задачи и функции, которые создают проблемы и давления для повышения творческого потенциала личности, препятствуя их профессиональной деятельности. Для того, чтобы стимулировать творчество, Мотта разъясняет, что работа в организации должна представлять собой вызов для достижения результатов, но также обеспечивает достаточную индивидуальную автономию для представления, проектирования и создания альтернатив для производственного и административного поведения.

    Учитывая, что творчество является потенциальной особенностью отдельных лиц и высокодоступным ресурсом в организационной среде, автор подчеркивает, что руководители должны развивать творческие навыки всех членов организации, которые он считает более важными, чем институционализация сложных групп мыслителей для развития творческих способностей.

    Мотивация - это система факторов (движущих сил), побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенное на­правление и содержание. В основе современного понимания мотивации лежат две идеи: потребности человеческой деятельности и оценка этой деятельности социальным окружением и самой личностью.

    Согласно теории мотивации, истинные побуждения, которые застав­ляют человека трудиться эффективно, очень сложны. Теории мотивации описывают структуру потребностей и отвечают на вопрос «Что побуждает человека к деятельности?». Психологи утверждают, что человек испытыва­ет потребность, когда он ощущает недостаток чего-либо физиологически или психологически. Исходя из этого потребности классифицируют на пер­вичные и вторичные. Первичные потребности являются физиологически­ми (потребность в пище, воде, потребности дышать, спать), а вторичные по­требности - психологическими (потребность в успехе, уважении и т. д.).

    Мотта рассматривает нововведение для решения проблем, представляющих в организациях сложный процесс, потому что это связано с изменением убеждений, привычек и крамольных индивидуальных и коллективных интересов. С другой стороны, он подчеркивает, что менеджер или администратор несет ответственность за стимулирование индивидуального творчества, пробуждение в личности критического духа и предоставление возможностей для обнаружения и знакомства с новыми возможностями и альтернативами.

    Рассматривая инновации как коллективный организационный процесс, «где индивидуальные, уникальные идеи должны быть коллективизированы и институционализированы», Мотта защищает важность мобилизации всех существующих ресурсов в организации, в пользу создания благоприятных условий и преодоления возможных сопротивлений, положительные изменения, которые выгодны для данной организации.


    Потребности работников в определенной степени различаются в зависимо­сти от нескольких причин: от возраста; вида трудовой деятельности; уровня профессиональной подготовки; природно-климатических условий; нацио­нальных особенностей; традиций, обычаев, привычек, черт характера; се­мейного положения и т. д. Потребности служат мотивом к действию. Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к опре­деленному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных по­требностей. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности, что и лежит в основе мотивации.

    Автор указывает, что современная организационная теория, помимо учета административного поведения отдельных лиц, компонентов организации, от некоторых внешних факторов социализации и их собственной индивидуальной способности, может быть подвергнута влиянию или объяснению на основе собственных организационных условий.

    Эта ответственность напрямую связана с тем, что организации не предоставляют своим сотрудникам разумную возможность для личного и профессионального роста и развития. Таким образом, административные трудности следует искать меньше в технической компетенции учреждения или в индивидуальной неэффективности и в большей степени в условиях, предлагаемых организацией для стимулирования действий, а также для удовлетворения индивидуальных и профессиональных потребностей и ожиданий своих членов.

    Существует довольно много теорий о мотивации, и в зависимости от предмета анализа их можно разделить на:


    1. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работни­ка-человека. Эти теории исходят из определенного образа работ­ника, его потребностей и мотивов («XY-теория» Макгрегора, тео­рия человеческих отношений, теория «Z» Оучи).

    2. Внутриличностные теории, которые анализируют структуру по­требностей и мотивов личности и их проявление (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, тео­рия мотивационных потребностей Д. МакКлеланда, теория двух факторов Ф. Герцберга).

    3. Процессуальные теории, которые выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды (теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория справед­ливости С. Адамса, теория усиления мотивации Б. Скинера, тео­рия мотивации как процесса управления выбором В. Врума и др.).
    Зная современные теории мотивации, руководителю библиотеки бу­дет значительно легче привлечь к работе образованных, знающих людей, помочь сотрудникам лучшим образом реализовать свои возможности в русле задач, поставленных перед библиотекой.

    Существуют различные способы мотивации, а именно:

    Современная организационная теория принимает в качестве отправной точки, что люди хотят развиваться для достижения более высоких уровней личных и профессиональных достижений, а также большой потенциал для улучшения. Что касается их работы, они хотят прогрессировать, изучать новые навыки и приобретать новые знания.

    Для эффективного проведения процесса инноваций в организации Мотта представляет 12 предложений, взятых из современной теории управления, поскольку первые семь относятся скорее к организационным условиям, а остальные пять - к индивидуальным рекомендациям управляющему.


    • нормативная мотивация - побуждение человека к определенно­му поведению посредством психологического воздействия (убеж­дения, внушения, информирования и т. д.);

    • принудительная мотивация, которая основывается на власти и уг­розе ухудшения удовлетворения потребностей работников в слу­чае невыполнения ими соответствующих требований;

    • стимулирование -- воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуж­дающих работников к определенному поведению. В качестве сти­мулов могут выступать отдельные предметы, действия других лю­дей, общение, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия.

    Мотивация деятельности в библиотечном коллективе 279

    Первые два способа мотивации - прямые, они предполагают непос­редственное воздействие на человека, а стимулирование - косвенный способ, в его основе лежат внешние факторы. В практике управления са­мой распространенной формой стимулирования является материальное стимулирование. Руководителю библиотеки следует учитывать ситуацию, в которой осуществляется материальное стимулирование, и стараться из­бегать преувеличения его возможностей. Чем выше уровень развития от­ношений в библиотеке, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование, тем чаще члены коллектива сами проявля­ют заинтересованное участие в делах библиотеки.

    Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики в дея­тельности человека, как его усилия, старание, настойчивость, добросове­стность, направленность. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая разные усилия, - работать в полную силу и, наоборот, выби­рать легкие решения. Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в библиотеке, стремиться (или не стремиться) к повышению квали­фикации, качеству труда. Отсутствие настойчивости продолжать и разви­вать начатое дело может обернуться для библиотеки упущенными воз­можностями. Добросовестность при исполнении работы означает ответ­ственное ее выполнение с учетом требований и регулирующих норм. На­правленность указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя определенные действия.

    Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мо­тивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависи­мости. Это обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов: квалификация и способности работника, пра­вильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения и т. д. Кроме того, в библиотеке результаты работы не всегда можно оценить по количественным показателям, и затраченные работником усилия компенсируются в соответствии с проведенным на ра­боте временем, а не по характеристикам достигнутых результатов. Мате­риальное вознаграждение становится мотивирующим фактором в тех слу­чаях, когда работники придают заработной плате большое значение и ког­да четко прослеживается связь между заработной платой и результатив­ностью труда, то есть увеличение производительности должно приводить к увеличению заработной платы.

    Литература

    1. Алексеева М. М. Организационная культура или культура формы // Куль­тура в современном мире: Опыт, проблемы, решения: Науч.-информ. сб. / РГБ. - М., 1997.- Вып. 5. -С. 3-41.

    280 Управление библиотечным персоналом


    1. Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: науч. реф. сб. / РГБ. - М., 1996. - 164 с. (Сер. «Новое в управлении библиотекой»)

    2. Библиотечный коллектив: формирование и управление: Учебное пособие / СПбГАК. - СПб, 1996. - 58 с.

    3. Бидл М., Аксенова О. А. Функции руководителя и корпоративная культура в период глобальных изменений / / Современные проблемы и методы совер­шенствования управления. - СПб, 1997. - С. 8-13.

    4. Жданова Т. Культура и персонал // Библиотека. - 1999. - №9. - С. 26-28.

    5. Липатов С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / / Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1997. - № 4.- С. 56-64.

    6. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 1995.

    7. Минкина В. А., Васильева Н. В. Корпоративная культура и профессионали­зация библиотекаря // Петербургская библиотечн. школа. - 1999. - № 1. -С. 22-35.

    8. Пример расчета численности работников библиотеки / / Библиотека и за­кон. Вып. 3. - М., 1997. - С. 387-399.

    1. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практ. пособие / РГБ. - М., 1996. - 152 с.

    2. Стати М. /7. Разработка миссии и постановка стратегических целей компа­нии / / Управление персоналом. - 1998. - № 1. - С. 20-27.

    3. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / СПб ГАК; Гуманитарн. ун-т профсоюзов. - СПб: Лань, 1996. - 92 с.

    4. Щекин Г. В. Как работают с людьми за рубежом. - Киев, 1992.

    5. Ястребова Е.М. Внутренний маркетинг в библиотеке // Науч. и техн. б-ки. - 1993. - № 10.- С. 40-46.
    библиотечный маркетинг

    Библиотечный маркетинг - технология управления, ориентиро­ванная на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы общедоступных библиотек в ус­ловиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изме­нениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на форми­рование и активизацию спроса на библиотечные услуги.

    Потребителями библиотечных услуг являются как читатели библио­теки, так и проживающее в районе (зоне) обслуживания библиотеки насе­ление, а также находящиеся на ее территории организации, учреждения, предприятия, фирмы, учебные заведения и т. п.

    Библиотечный маркетинг опирается на общую теорию маркетинга как систему выявления и удовлетворения рыночного спроса и включает как некоммерческий (бесплатный), так и коммерческий (платный). В обще­доступных библиотеках, осуществляющих бесплатное библиотечное об­служивание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг. Ком­мерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств за счет инициативной хозяйственной деятельнос­ти, включающей коммерческую (предпринимательскую) деятельность библиотеки; предоставление платных услуг; продажу продукции библио­теки; изыскание дополнительных средств на функционирование библио­теки - фандрейзинг 1 .

    1 Подробнее об инициативной хозяйственной деятельности библиотек см. в разделе «Экономика библиотечной деятельности».

    Библиотечный маркетинг

    В библиотечном маркетинге выделяют маркетинг услуг и марке­ тинг продукции. В общедоступных библиотеках ведущее место занимает предоставление пользователям разнообразных библиотечных, информа­ционных, коммуникативных и сервисных бесплатных и платных услуг 1 .

    Тиражирование и распространение интеллектуальной продукции библиотеки (методические материалы, библиографические пособия, пу­теводители и памятки и т. п.) занимает меньшее место в деятельности общедоступных библиотек. Интеллектуальная продукция чаще всего реа­лизуется в форме продажи, но может распространяться и бесплатно.

    В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотеч­ный 2 и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг - всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворе­ние, область информационного бизнеса.

    Специфика библиотечного маркетинга в общедоступных библиоте­ках выражается в его преимущественной ориентации на предоставление пользователям бесплатных библиотечно-информационных услуг, на рас­ширение их ассортимента. Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотеки добавочных финансовых и материальных зат­рат на их предоставление. Их введение в общедоступных библиотеках оп­равдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслужи­вания пользователей.

    Поэтому неправомерно ограничивать маркетинговую деятельность предоставлением платных услуг. Следует также иметь в виду, что и услу­ги, предоставляемые бесплатно, имеют свою цену, свою стоимость. Поэто­му библиотека должна искать внутренние резервы для экономии средств, для снижения себестоимости бесплатных услуг.

    Другой специфической чертой библиотечного маркетинга является его социальная ориентация на нужды и потребности населения, на обеспе­чение социальных гарантий членов общества, на бесплатное библиотеч­ное обслуживание, на свободный доступ к информации. Эта сторона дея­тельности библиотеки базируется на понятии социального маркетинга.

    Поэтому библиотеки в своей деятельности должны исходить из мо­рально-этических принципов маркетинга, которые выражаются:


    • в бесплатном предоставлении основных библиотечных услуг;

    • в обоснованности, доступности цен на платные услуги для пользо­вателей и бесплатное обслуживание или введение льготных цен
    1 Характеристика библиотечных услуг дана в разделе «Библиотечно-библио­
    графическое обслуживание читателей».

    2 Вопросы книжно-библиотечного маркетинга рассмотрены в разделе «Библио­
    течные фонды».


    Содержание и специфика библиотечного маркетинга 283

    Для отдельных категорий населения (детей из многодетных семей, инвалидов, беженцев и т. п.);


    • в недопустимости перевода бесплатных услуг в платные;

    • в отказе от введения платы за услуги, не требующие от библиотеки дополнительных материально-финансовых и кадровых ресурсов и затрат;

    • в стремлении заменить платные услуги бесплатными за счет дохо­дов, полученных от инициативной хозяйственной деятельности библиотеки;

    • в соблюдении этики взаимоотношений с пользователями, конку­рентами и партнерами 1 ;

    • в соблюдении моральных норм рекламной практики.
    Основными целями библиотечного маркетинга являются:

    « максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользовате­лей в библиотечном обслуживании;


    • развитие перспективного спроса на библиотечные услуги;

    • вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей;

    • формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов местной власти, общественных организаций и населения.
    Маркетинговая деятельность библиотеки базируется на ряде на­правлений:

    1. Аналитическое (информационное), которое включает анализ:


    • внешней среды, социально-экономического профиля района обслуживания, численности и состава потенциальных пользо­вателей услугами библиотеки;

    • потребностей различных групп пользователей в библиотеч­ных услугах;

    • удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на услуги биб­лиотеки среди различных категорий пользователей;
    востребованности тех или иных видов библиотечных услуг.
    Аналитическое направление позволяет выявить существующие
    потребности различных групп пользователей, степень их удовлет­
    ворения и пользования различными видами библиотечных услуг.
    Это направление обеспечивается проведением маркетинговых
    исследований, то есть комплексным изучением библиотечно-
    информационного рынка, спроса на библиотечные услуги.

    1 О библиотечной этике см. раздел «Управление библиотекой»; о конфликтах в обслуживании читателей см. раздел «Библиотечно-библиографическое обслу­живание».

    Библиотечный маркетинг

    2. Стратегическое направление имеет целью определить перспек­
    тивы деятельности библиотеки на базе маркетинговых исследова­
    ний и включает:


    • слежение за динамикой (изменениями) на рынке информаци­онных, в том числе библиотечных услуг;

    • прогнозирование перспективных нужд и потребностей пользо­вателей;

    • сегментацию (дифференциацию) групп пользователей;

    • выделение приоритетных категорий пользователей и сегмен­тов рынка - позиционирование рынка библиотечных услуг;

    • выявление конкурентов и возможных партнеров в предостав­лении библиотечно-информационных услуг;

    • формирование ассортимента (номенклатуры) бесплатных и платных услуг и предлагаемой интеллектуальной продукции библиотеки в соответствии с выявленными потребностями;

    • выбор видов библиотечных услуг, отвечающих нуждам и по­требностям отдельных групп пользователей;

    • определение объема ресурсного обеспечения библиотечно-ин­формационных услуг, себестоимости бесплатных услуг и цен на платные услуги;

    • разработку системы стимулирования спроса и продвижения библиотечно-информационных услуг к пользователям, рекла­мы предлагаемых услуг;

    • создание позитивного общественного имиджа библиотеки.
    3. Управленческое направление ориентировано на реализацию мар­
    кетинговой стратегии библиотеки и также базируется на марке­
    тинговых исследованиях. Оно включает:

    • контроль за ходом реализации планов и программ маркетинго­вой деятельности;

    • анализ ее результатов и корректировку в связи с изменениями ситуации на рынке библиотечно-информационных услуг;

    • оценку конкурентной способности услуг библиотеки и внесе­ние соответствующих изменений в их ассортимент (номенк­латуру);

    • стратегическое планирование деятельности библиотеки, раз­работку бизнес-планов.
    Бизнес-план библиотеки может носить характер как текущего (на один год), так и перспективного (на 3-5 лет). Его задачей является опреде­ление целей и стратегии деятельности библиотеки. Он базируется на ре­зультатах маркетинговых исследований внешней среды, потребностей пользователей, поведения конкурентов и т. п.

    Исследование рынка библиотечно-информационных услуг 285

    В бизнес-плане отражается:


    • ассортимент (номенклатура) услуг и интеллектуальной продук­ции библиотеки, их объем и число предполагаемых индивидуаль­ных и коллективных пользователей;

    • себестоимость и цены на услуги, предполагаемые поступления де­нежных средств от реализации платных услуг и направления их расходования;

    • мероприятия по продвижению услуг к пользователям и стимули­рованию спроса на них;

    • материально-финансовые и кадровые ресурсы для реализации оказываемых услуг и внедрения новых.
    Для реализации этих направлений маркетинговой деятельности в биб­лиотеках выделяется специализированное маркетинговое подразделение (отдел, сектор, группа и т. п.). В его функции входит проведение марке­тинговых исследований, стратегическое и текущее планирование марке­тинговой деятельности библиотеки, разработка бизнес-планов, координа­ция деятельности всех структурных подразделений библиотеки, осуще­ствляющих предоставление пользователям разнообразных документных, информационных, коммуникативных и сервисных услуг.

    ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

    Маркетинговые исследования - это систематический сбор, упоря­дочение и анализ данных о состоянии библиотечно-информационного рынка, о потребностях физических и юридических лиц в библиотечно-информационной продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта в целях маркетингового планирования производства и сбыта услуг.

    Они включают качественный и количественный анализ экономичес­ких и социальных факторов, оказывающих влияние на востребованность и сбыт библиотечных услуг/продукции в целях получения достоверной ин­формации и принятия стратегических решений. На основе таких исследо­ваний осуществляется стратегическое планирование деятельности биб­лиотеки, направленное на удовлетворение перспективных нужд и потреб­ностей пользователей.

    Исследование рынка библиотечно-информационных услуг предпола­гает сбор сведений, его характеризующих. Выделяют два уровня показате­лей, характеризующих библиотечно-информационный рынок: макро- и микроуровень.

    К показателям, характеризующим макроуровень рынка библиотеч­но-информационных услуг (окружающей маркетинговой среды) , отно­сятся демографические, географические, экономические, культурные,

    Библиотечный маркетинг

    Этнические и другие факторы, влияющие на потребительский спрос. Изу­чаются и анализируются сведения о социально-экономическом профиле района обслуживания библиотеки; численности и составе населения; о состоянии экономики, культуры, просвещения; о сети предприятий, уч­реждений, организаций; о деятельности библиотек и информационных центров в районе обслуживания публичной библиотеки.

    Исследование внешней среды включает не только выявление органи­заций, учреждений, учебных заведений и т. п., расположенных в зоне об­служивания публичной библиотеки, но и их потребностей в библиотечно-информационной продукции и услугах. При этом важно выявить, обладает ли организация собственными возможностями обеспечения библиотечно-информационными услугами (библиотекой, информационной службой и т. п.); пользуется ли услугами других библиотек, органов НТИ, коммер­ческих информационных структур и т. п., которые для данной публичной библиотеки являются конкурентами; какие конкретные услуги/продук­цию хотела бы получать данная организация от публичной библиотеки.

    Наряду с оценкой общих для организации потребностей в библиотеч­ных услугах/продукции выявляются и индивидуальные потребности по­тенциальных пользователей. Эти сведения позволяют, с одной стороны, разработать стратегию маркетинговой деятельности библиотеки в ее райо­не обслуживания, а с другой - выявить конкурентов, оказывающих ана­логичные услуги.

    При исследовании микроуровня библиотечного маркетинга изучает­ся состав реальных потребителей библиотечных услуг по категориям пользователей, их статистическое распределение по видам услуг. Изуча­ется объем реализации услуг и продукции библиотеки, сумма реализации платных услуг в целом и по каждой услуге, сбытовые расходы и получен­ные доходы.

    В изучении библиотечно-информационного рынка используются экономические, статистические и социологические методы исследования: интервью с руководителями организаций, анкетирование реальных и по­тенциальных пользователей и др.

    Важным направлением исследования рынка библиотечно-информа­ционных услуг является выявление конкурентов. Анализ конкурентов имеет целью выявить, какие организации могут быть конкурентами биб­лиотеки.

    Такими конкурентами чаще всего являются не другие библиотеки, а организации, занятые совсем иной деятельностью, но претендующие на освоение свободного времени населения (видеотеки, книжные магазины, клубы, любительские объединения и т. п.), на информационную поддерж­ку профессиональной деятельности (информационно-аналитические цен­тры), на оказание помощи в обучении (различные курсы, консультацион­ные центры и т. д.). Поэтому важно выявить, какого качества и по какой


    Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг

    Цене они предлагают свои услуги, нацелены ли они на сотрудничество или на противостояние, на конкурентную борьбу.

    Выявление конкурентов направлено на определение конкурентос­пособности библиотеки, то есть такого сочетания качества и стоимости библиотечных услуг, которое позволит выдержать конкуренцию с други­ми производителями аналогичных или близких услуг/продукции.

    В достижении конкурентоспособности библиотеки важным является не только выявление реальных и потенциальных конкурентов и налажива­ние с ними партнерских контактов. Основным путем нейтрализации кон­курентов является организация взаимодействия с ними, включающая две взаимосвязанные стороны: координацию и кооперацию.

    Координация обозначает распределение потребительского рынка и номенклатуры услуг между конкурентами. Кооперирование - объедине­ние средств и возможностей партнеров на базе совместного удовлетворе­ния потребностей тех или иных сегментов потребительского рынка. В пос­ледние годы в деятельности библиотек явно преобладает стремление к ко­операции деятельности. Взаимодействие конкурентов (партнеров) обыч­но закрепляется в договорных отношениях.

    СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

    Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг /продук­ции представляет собой разделение всей совокупности реальных и потенци­альных пользователей на группы (сегменты). В каждый из таких сегментов войдут пользователи определенной конкретной услуги. Сегментация по­зволяет учитывать особенности и потребности различных групп пользова­телей библиотечно-информационных услуг и целенаправленно воздейство­вать на спрос.

    При разделении совокупности потенциальных потребителей на сег­менты учитываются различные социальные, возрастные, образовательные и иные особенности. В этом плане сегментация рынка библиотечных услуг имеет много общего с дифференциацией читателей библиотек на основные читательские группы в целях их более эффективного обслуживания, где в основу дифференциации положены социально-демографические призна­ки, учитывающие чаще всего возраст, образование, профессию читателя.

    В практике библиотечного маркетинга сложились разные способы сегментации рынка библиотечных услуг. Среди них часто используется, поскольку традиционно отождествляется с дифференциацией читатель­ских групп, сегментация по социально-экономическим признакам: полу, возрасту, доходам, роду занятий, образованию, принадлежности к опреде-


    288

    Библиотечный маркетинг

    Ленной социальной группе. В последние годы к ним все чаще присоединя­ются такие признаки дифференциации, как принадлежность пользователя к той или иной этнической культуре, вероисповедание, семейное положе­ние. Среди новых групп пользователей библиотечными услугами - пред­приниматели, фермеры, переселенцы, беженцы, безработные и др.

    Под сегментацией рынка библиотечно-информационных услуг/про­дукции подразумевается разделение всей совокупности реальных и потен­циальных пользователей по различным формальным и неформальным признакам, имеющим существенное значение при сбыте библиотечно-ин­формационной продукции и услуг. В частности, помимо указанных выше социально-экономических и демографических признаков важным для сег­ментации рынка библиотечных услуг является учет психологических при­знаков, среди которых можно выделить такой признак, как мотивы обра­щения к тем или иным услугам библиотеки. Эти мотивы могут быть дело­выми, самообразовательными, досуговыми и пр. Другой важной психоло­гической характеристикой при сегментации рынка услуг является направленность личности, выражающаяся в целях обращения к опреде­ленной библиотечной услуге.

    Таким образом, при сегментации всегда используется сочетание раз­личных признаков.

    Позиционирование рынка библиотечно-информационных услуг/ продукции предполагает установление приоритета отдельных категорий потребителей, выбор ключевых сегментов рынка.

    Понятия «сегментация» и «дифференциация» взаимосвязаны: одно из них характеризует спрос читателей, другое - предложение библиотекой своих услуг. В сознании библиотекарей, привыкших делить читателей по группам в соответствии, прежде всего, с социально-демографическими признаками, дифференциация и сегментация нередко воспринимаются как синонимы.

    Разумеется, что социально-демографические характеристики учиты­ваются и при сегментации потребительского рынка библиотечно-инфор­мационных услуг. Однако дифференциация читательских групп и сегмен­тов рынка полностью между собой не совпадают, так как при сегментации один и тот же пользователь может быть представлен в ряде сегментов. При этом лица с разными социально-демографическими характеристиками мо­гут быть в группе пользователей определенной услуги. Иначе говоря, хотя социально- демографические характеристики потребительского рынка и играют роль при сегментировании, но не они являются ведущими.

    Обращение к различным библиотечным услугам нередко приводит к тому, что представители разных социально-демографических групп ока­зываются пользователями одной и той же услуги. Вместе с тем при нали­чии в сегменте пользователей разных социально-демографических групп, как правило, всегда есть группа, преобладающая количественно. С пози-


    Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг

    Ций социального маркетинга именно она и является приоритетной для биб­лиотеки в этом сегменте.

    Сегментация рынка - это разделение совокупности потребителей по различным формальным и неформальным признакам, имеющим значение для сбыта библиотечно-информационных услуг и продукции. Рынок этих услуг не является единым целым, а представляет сумму отдельных сегмен­тов, отражающих спрос различных категорий пользователей.

    Смысл сегментации заключается не только в том, чтобы выделить от­дельные группы пользователей конкретными услугами библиотеки, но и найти потенциальных пользователей. Содержание, особенности и отли­чия предлагаемой услуги во многом определяются тем, на какой сегмент рынка она ориентирована. При этом сегментация рынка услуг должна ори­ентироваться на потребителей конкретной услуги, а не на преобладающую количественно группу читателей библиотеки. Группа пользователей кон­кретной услугой библиотеки, особенно платной, и не может быть количе­ственно преобладающей. К этому следует добавить, что среди пользовате­лей определенной услугой библиотеки могут быть и люди, которые чита­телями библиотеки не являются. Не говоря уже о том, что пользователем библиотечно-информационной услуги может быть не физическое, а юри­дическое лицо (фирма, организация и т. п.). Поэтому сегмент потреби­тельского рынка и отличается от статистической группы читателей биб­лиотеки.

    Среди критериев сегментации рынка библиотечно-информационных услуг важным является критерий количественных границ сегмента, то есть его емкости. Это означает, что при выделении сегмента важно выяс­нить, какой объем услуги и по какой стоимости может быть реализован, сколько реальных и потенциальных пользователей он включает. Другим критерием является прочность выделенного сегмента, то есть устойчи­вость интересов и потребностей выделенной группы пользователей.

    Смысл выделения сегментов заключается в том, чтобы не распылять маркетинговых усилий библиотеки, а сосредоточивать их на определен­ных группах пользователей, нуждающихся в однотипных библиотечных услугах и готовых их приобрести, а выбранные сегменты рынка способны приносить прибыль.

    Выделение сегментов рынка, на которых библиотека будет предла­гать свои услуги / продукцию, поможет ей в конкуренции с другими произ­водителями библиотечно-информационных услуг, позволит ей найти свою «нишу» на рынке, не занятом конкурентами. Сегментация означает поиск своей «зоны» предоставления услуг. Очевидно, что без этого не имеет практического смысла вводить новую услугу.

    Сегментация рынка позволяет более целенаправленно осуществлять маркетинговые мероприятия, избегать лишних затрат на введение услуг, не

    10 Зак 809


    290 Библиотечный маркетинг

    Обеспеченных достаточно устойчивым сегментом потребительского рын­ка. Поэтому сегментация является важной составной частью маркетинго­вой стратегии, планирования библиотечно-информационного маркетинга.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация