В древнем Риме законом являлось решение комиций — народного собрания того или иного вида. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Странные и пугающие законы древнего рима

Главная / Общество

Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.

По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев , отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.

Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и , одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.

Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.

Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права . Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности , охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.

Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.

Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право римской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства.

В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров , описывались обряды при объявлении войны . Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан .

В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.

Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью . Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.

Купляпродажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.

Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».

Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи .

Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.

Памятник права закрепил принцип талиона - равное за равное при совершении преступления , что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.

Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.

Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.

Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.

Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.

По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.

Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.

Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей , которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.

Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.

Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.

Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.

Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права , определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенкаурода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.

Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.

Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.

Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Правовое положение населения Древнего Рима

Для того чтобы обладать всей полнотой политических и гражданских прав , в Древнем Риме человек должен был удовлетворять трем требованиям:

а) быть свободным, а не рабом (status libertatis);

б) принадлежать к числу римских граждан , а не чужеземцев (status civitatis);

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за ним признавали право наследования имущества отца, умершего во время беременности матери.

По общему правилу в Древнем Риме рабы были вещью и не обладали правоспособностью, но в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся господами выделением имущества в непосредственное управление раба (так называемый пекулий).

Вместе с тем не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе неправоспособными.

В древние времена полностью правоспособными считались лишь квириты - коренные жители лациума. Чужеземцы рассматривались в качестве врагов (hostes), которые в любое время могли быть обращены в рабство. Но римский гражданин мог стать патроном иностранца , который ставился в положение клиента. Патрон оказывал клиенту правовую помощь, совершая в его интересах сделки и защищая его перед римским судом .

Вероломный патрон подвергался суровому наказанию , он объявлялся обреченным мщению богов, а потому ставился вне закона.

Латины (жители Италии) не имели политических прав , но пользовались гражданскими правами. В I в. до н.э. все латины получили права римских граждан. В 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всему населению Римской Империи.

Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

Древнейшая римская семья, так называемая агнатская семья, представляла собой союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки - paterfamilias.

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права. Остальные члены семьи, вступая в имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

Обязательственное право Древнего Рима

Римский юрист Павел писал: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.

В римском частном праве выделяли обязательства, пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства.

Как правило, в случае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться принудительного осуществления своих прав .

Например, в 70 г. н.э. был издан Senatusconsultum-Macedonium, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предоставленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу возврату не подлежало.

Гай, римский юрист, делил все обязательства на возникающие из контрактов (договоров) и деликтов (правонарушений).

Под контрактом понимался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой; деликтом называлось причиняющее вред недозволенное деяние.

У Юстиниана основания возникновения обязательств сводятся к четырем источникам:

  • контракты,
  • квазиконтракты,
  • деликты,
  • квазиделикты.
  • dare,
  • facere,
  • praestare.

Семейное право Древнего Рима

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах ; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина - только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

Обручение проходило в форме стипуляции - устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

а) confarreatio (брак патрициев),

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей , представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек , рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Coemptio - это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).

Usus представлял своеобразное применение приобретатель- ной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.

Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа.

3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание - вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку . Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое - dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов . Основания прекращения брака.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

  • в случае обращения одного из супругов в рабство;
  • с утратой одним из супругов римского гражданства ;
  • с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
  • по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
  • по воле одного из супругов в браке sine manu.

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.

РЕФЕРАТ

по теме: «Государство и право Древнего Рима»

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

Белгород - 2008 г.


Литература:

Основная

1. *Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М., 2001.

2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1, 2. – М., 2001.

4. *Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Из-во НОРМА, 2002.

Дополнительная

1. *Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

2. *Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

3. *Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.

4. *Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.

5. *Римское частное право: Учебник. / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996.


Введение:

Одно из величайших достижений Античного мира - римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них - достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара - объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор - глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме правоприменения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.


А) Римское право в период ранней республики.

Закон XII таблиц.

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) - все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр.- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

Семейное и наследственное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - «сине ману», т. е. «без власти мужа». В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

ЛЕКЦИЯ № 23

Римское право в своем развитии прошло следующие стадии:

а) квиритское, или цивильное право;

б) преторское право;

в) общенародное право;

г) собственно римское право.

Последнее делится на публичное (относящееся к «положению римского государства») и частное (относящееся «к выгоде отдельных лиц»).

В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы и распространялись они лишь на исконных граждан Рима - квиритов, поэтому оно называлось квиритским или цивильныим.

Важным источником права Рима являются Законы 12 таблиц, выработанные комиссией 12 децемвиров в 450-451 гг. до н.э. и написанные на 12-ти деревянных досках которые были выставлены на главной площади Рима - Форуме. В них содержались нормы, относящиеся к уголовным преступлениям, регулировавшие займовые операции, семейные и наследственные отношения.

Развитие экономики и товарного производства, привело к совершенствованию цивильного права законотворчеством преторов получившее название преторские эдикты.

В Риме были развиты имущественные отношения, существовала частная собственность, в том числе и на землю.

Римское право подразделяло собственность на два типа: земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения требовалось соблюдение формальностей, носивших название - манципации (от греч. «манус»- рука). все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому путем бесформальной передачи на условиях, установленных договором - т.е. традиции.

Одной из форм ограничения права собственности является сервитут - право на чужую вещь. Они делились на вещные (когда собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранении самой вещи).

Согласно римскому праву, чтобы договор был действительным, было необходимо: а) согласие сторон, без насилия и обмана; б) соответствие праву (закону);

Все договоры римское право делило на четыре группы:

1) Вербальный договор - это был договор, основанный на словесном обязательстве.
Для его действительности нужно было произнести слова «даю», «сделаю». Вербальное
обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).

2) Литеральные договоры - письменные обязательства.

3) Реальные контракты - они характеризуются тем, что обязанность исполнения и
связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. Например, договор хранения.

4) Консенсуалъный договор - это когда ответственность сторон возникает не при
передачи вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения.
Например, договор купли продажи, договор займа.



В Древнем Риме существовало три формы заключения брака:

Брак, в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа:

Брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа:

Брак сине ману - без власти мужа.


В эпоху Законов 12 таблиц нормы семейного права основывались на полном господстве отца. В период империи была развита такая форма брака, где отсутствовала власть мужа. Обязательным условием брака было согласие жениха и невесты. Развод был свободным. Общим правилом была раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданное возвращалось жене. Постепенно ослабла власть отца над детьми, убийство детей отныне считалось преступлением, сыновья при жизни отца могли иметь имущество и заниматься делом.

Согласно нормам наследственного права Рима, первыми наследовали дети, в их отсутствии внуки, в третью очередь братья наследователя, его дядя и племянники. Если их не было, претор предоставлял право наследования наследникам 4-ой очереди - всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена.

Завещание подлежало составлению в письменной форме при свидетелях. Существовал принцип обязательной доли наследования, когда ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на % часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания.

Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы 12 таблиц, постановлений народных собраний и сената, а также законов диктаторов и императоров.

К видам преступлений относились:

Преступления, затрагивающие интересы Рима - присвоение казенного имущества
и хищение государственных средств, взяточничество, подлог, неуплата налогов,
фальшивоманетничество и т.д.

Религиозные преступления, особенно с появлением христианства;

Воинские - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру,
бегство и т.п.

Преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - кровосмешение,
супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и
т.д.

Преступления против личности;

Преступления против собственности.

Наказание строилось на принципе возмездия, в период домината - устрашения. В императорском Риме вновь применяется смертная казнь в отношении римских граждан, появляются такие виды как сожжение, повешение, утопление, распятие на кресте, каторжные работы на рудниках, отдача в гладиаторы, изгнание из Рима с потерей гражданства, временная ссылка. Существовали телесные наказания и конфискация имущества.

В древности главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания, но со временем судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, работавшие в административных органах империи.

Во времена империи суд превратился в сословный. Лица, принадлежащие к привилегированным слоям империи, судились самим императором. Чиновника судил его собственный начальник. Судья сам проводил дознание, выступал обвинителем и сам выносил приговор. Для установления истины применялись пытки. В период республики было открытое публичное рассмотрение дел в суде.

Высшей аппеляционной инстанцией по судебным делам был император, a практически эту функцию исполняла его канцелярия.


В древнем мире на Рим равнялись, как на передовую цивилизацию, а империя была символом достоинства и добродетели. Сами же римляне не раз пытались внести «прогрессивные изменения» философию и законодательство, изменяя мировые устои. Порой это приводило к появлению законов, которые повергали в шок даже не самых консервативных правителей того времени.

10. Одежда пурпурного цвета как табу


В Древнем Риме пурпурный и фиолетовый цвета были признаком власти. Императоры одевались в пурпурные тоги, выглядевшие ослепительно. Этот цвет стал «писком моды» среди элиты, но простым горожанам носить пурпурную одежду запрещалось. Цель подобного закона заключалась в том, чтобы с первого взгляда можно было определить социальный статус человека. Придворные и элита империи не хотели «сливаться с толпой». Именно поэтому простолюдинам запретили носить тоги, а пурпурный считался императорским цветом.

Еще одной причиной ценности пурпура был тот факт, что краситель для него в то время привозили только из Финикии, где его получали из моллюсков. Для одной пурпурной тоги требовалось раздавить тысячи моллюсков, что делало такую одежду очень дорогим товаром.

2. Женский плач на похоронах под запретом


Римские похороны проводились согласно определенному ритуалу. Они начинались с процессии людей, которые несли покойника по улицам и оплакивали его.

Считалось, что количество людей, оплакивающих покойника, непосредственно отражало статусность человека. Иногда это считалось невероятно важным для семьи умершего. Поэтому многие нанимали «профессиональных плакальщиц», чтобы произвести впечатление на горожан. Женщины, которые никогда даже не знали усопшего, шли рядом с членами его семьи по улицам и в буквальном смысле «рвали на себе волосы от горя».

В связи с чересчур возросшей практикой использования подобных актрис-плакальщиц, похороны стали слишком часто превращаться в «рекламную акцию» и совсем не походили на скорбную церемонию. В итоге в Риме запретили плач женщин на похоронах.

3. Отцам разрешалось убивать любовников их дочерей


Если муж ловил свою жену с поличным во время измены с другим мужчиной, по закону он был обязан предпринять ряд действий. Во-первых, он должен был запереть жену с любовником в доме. Затем обманутый супруг должен был собрать всех своих соседей, чтобы они стали свидетелями позорного преступления. На это ему давалось двадцать часов. После этого у мужа было три дня, чтобы сделать публичное заявление с описанием, где и как жена изменила ему, а также указать любые другие подробности. Как логичное завершение - муж по закону был обязан подать на развод, поскольку в противном случае его самого могли обвинить в сутенерстве.

После развода мужчина мог убить любовника своей жены, если тот был рабом. Если любовник был гражданином Рима, ситуация усложнялась. Обманутый муж должен был обратиться за помощью к своему бывшему тестю, поскольку отцы обладали правом убивать любовников своих дочерей.

7. Высшая мера наказания за убийство отца - утопление с животными


Если римлянин совершал убийство, то его обезглавливали. Если же он собственноручно убивал родного отца, то наказание было ужасным. Убийце завязывали глаза, вывозили в пустынное место, срывали с него всю одежду и забивали палками до полусмерти. После этого преступника завязывали в мешке со змеей, собакой, обезьяной или петухом и бросали в море.

6. Путаны должны были осветлять волосы



В Римской империи практически все женщины были природными брюнетками. Блондинки считались варварами, и они, как правило, принадлежали к галлам. Поскольку ни одна римская путана не получала такие же права, как другие римские женщины, от них требовали выглядеть как варвары и красить волосы.

Как ни странно, это правило привело к неожиданным последствиям. Римские женщины стали завидовать блондинкам и начали осветлять собственные волосы или даже делать парики из волос своих рабынь. Вскоре в Риме уже было невозможно отличить благопристойных жён от путан из .

7. Сенат давал разрешения на самоубийства


В Римской империи считалось, что подготовка к самоубийству является признаком прямоты мышления. Как известно, императоры всегда хранили «под рукой» пузырек с ядом, чтобы покончить с собой, если что-то пойдет не так. Тяжело больных людей поощряли к приёму яда, чтобы побыстрее закончились их страдания. В то время как многим римлянам была дарована возможность самим решать свою собственную судьбу, солдатам, беглецам и даже рабам самоубийство запрещалось.

Более того, в один момент самоубийство даже стало формальностью. Человек, который хотел покончить с собой, мог подать прошение об этом в Сенат. Если Сенат выносил решение, что человеку лучше умереть, то ему предоставляли бесплатную бутылку яда.

8. Запрет хоронить погибших от удара молнии



Если гражданина Рима поражала молния, то считалось, что это случилось в результате гнева Юпитера. Если человека «убивал гнев богов», то его было запрещено хоронить. Более того, тело даже запрещалось поднимать с земли выше уровня колен, чтобы не прогневить богов. Любое нарушение этих правил было чревато тем, что нарушителя приносили в жертву Юпитеру.

9. Продажа отцом сыновей в рабство



Гражданам Рима, у которых были дети, разрешалось продавать их во временное рабство. Отец заключал договор с покупателем, а последний получал во владение ребенка на определённый срок, по истечению которого должен был вернуть его обратно домой. Правда, если отец продавал своего ребенка трижды, его лишали родительских прав. После третьего срока рабства ребенка объявляли свободным от долга перед его семьей и «не имеющим родителей».

9. Женщина как недвижимость



Очередной странный закон римлян регламентировал то, как долго нужно владеть вещью, чтобы она автоматически становилась собственностью человека. Самым необычным в этом законе было то, что он распространялся и на людей. В результате, жена должна была уходить из дома каждый год на 3 дня, иначе она лишалась права на свободу.

10. Отцы имели право на убийство всей семьи


В начале нашей эры отцы семейств в Риме имели полный контроль над своей семьей. Они могли свободно использовать любую форму наказания и жестокого обращения. Если отец считал это необходимым, он мог хладнокровно убить своих детей без каких-либо последствий. Даже после того, как дети вырастали и покидали дом, права на их убийство никто не отнимал. В итоге это привело к тому, что девушки боялись наказания своих отцов даже после того, как выходили замуж и заводили собственную семью. Сыновья же становились независимыми только после смерти своих отцов. Этот закон смягчили только в I веке нашей эры, когда отцам разрешили убивать своих сыновей только в том случае, если те совершили какое-либо преступление.

Порой перед древними римлянками вставал вопрос - родить или умереть. Таковы были .

По материалам www.thevintagenews.com

РИМСКОЕ ПРАВО

Регулирует достаточно широкий круг отношений, особо тщательно была разработана защита частной жизни/собственности. На базе римского права сложилась богатая правовая культура, ставшая достоянием мира. Римская юриспруденция стала основой все юриспруденции мира.

Периодизация. Периодизация римского права не совпадает с периодизацией развития права:

    Древнейший период(6-серидина 3 века до н э) Римское право характеризуется архаичностью, замкнутостью, неразвитостью основных правовых институтов, связью с религией.

    Предклассический(середина 3 века до н э-1 век н э) В этот период получает развитие преторское право и все институты права.

    Классический(1-3 века н э) В этот период Римское право освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую науку. Именно в этот период оно достигает наивысшего рассвета.

    Постклассический период(4-6 века н э) В связи с разложением рабовладельческого общества, римское право перестает развиваться, и достижения в римском праве связаны с его систематизацией и приспособлением формирующимся феодальным отношениям(характерно прежде всего для Византии)

РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

    Роль жрецов, коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию в формировании и толковании норм права. Понтифики были, по сути, первыми юристами

    Правовые обычаи

    Законодательство первых римских царей

    Законы 12 таблиц (451-450 до н э)

    Решение народных собраний (имели силу закона) и в первую очередь центуриатных собраний.

    Наиболее важным источником становятся эдикты преторов, на базе которых на ряду с цивильным правом(право городской общины) вырастает новая правовая система – преторское права и право народов (jus gentium)

    Роль римских юристов в развитии права (самостоятельно изучить) начиная с середины 3 века до н э римская юриспруденция приобретает открытый светский характер. Юристы играли важную роль в судебной практике, давали юридические консультации(особенно по вопросам судебного процесса) редактировали и составляли юридические акты, принимали участи в судебном процессе. Римские юристы составляли многочисленные труды, которые предназначались, как и для учебных целей, так и для практического использования и особое место занимали конституции Гая(систематически излагали римское право в учебных целях) весты Юстиниана.

В принятом законе выделялись 3 части:

    Инициатор закона

    Правовая норма

Принятый закон немедленно вступал в силу, и если текст был очень важным, он выставлялся на форуме

Уже к концу первого века с разложением республиканского строя и созданием империи, особую роль начинает играть законодательство императора. Акты императорской власти(конституции) делились на следующие основные виды:

    Эдикты (юридически обязательные только при жизни данного императора, но уже со второго века начинают соблюдаться и приемниками)

    Рескрипты (советы/ответы императора магистру, которые запрашивают правовые консультации по правовым вопросам)

    Декреты (решения, вынесенные императором в судебных делах)

    Мандаты (инструкции, адресованные правителям провинций)

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ

Обычно появление законов 12 таблиц связывают с борьбой плебеев с патрициями за уравнение своих прав. Была создана специальная комиссия из 10 децемвиров (входят только патриции) Первоначальный текст не удовлетворил плебеев, и была создана новая комиссия, куда вошли плебеи и законы были записаны на 12 деревянных досках. Затем они погибли в 387 году при нашествии галлов и в оригинале не сохранились и были позже (18-19век) реконструированы на основе фрагментов и сочинений римских юристов (Цицерона, Гая) По своей сути законы 12 таблиц представляли обработку обычного права. Известное влияние оказало и греческое право, а так же были включены отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов к примеру). Законы 12 таблиц отражали сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, но, несмотря на эти недостатки, они достаточно полно отражали потребности римского общества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩНОГО ПРАВА

Законы 12 таблиц четко делят вещи на две категории:

    Земля, вода, рабы, рабочий скот

    Остальные вещи

Особое внимание уделяется способам приобретения вещных прав и классификация самих вещей. По способу приобретения все вещи, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, делились на:

    Манципируемые (относятся земли в Италии, рабы, рабочий скот; все остальные вещи относились к не манципируемым)

    Не манципируемые

Отчуждение вещей первой группы могло осуществляться только манципации. Для продажи вещей требовалось наличие 5 свидетелей, весовщика, куска меди, продавца/покупателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, торжественно произносил клятву.

Позднее стал появляться еще 1 формальный способ передачи права собственности как на манципируемые вещи, так и не манципируемые вещи(in pure cessio) это фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Обычно покупатель делал вид, что вещь принадлежит ему, торжественно об это заявляя, если противоположная сторона не возмущалась, то сделка завершалась

По законам 12 таблиц вещь могла быть приобретена в собственность в силу давности владения. Закон запрещал приобретать право собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок давности 1 год, для недвижимых вещей 2 года. Особым видом вещного права было ограниченное право пользования чужой вещью. Возникли с появлением частной собственности.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

    Законы 12 таблиц регулируют обязательственные отношения, как из договора, так и из деликтов. В силу неразвитости товарно-денежных отношений договоры были не многочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Главное внимание обращалось на внешнюю оболочку, а не на содержание.

    Договоры носили односторонний характер. Правом требования наделялась только 1 сторона – кредитор, а на должника возлагались только обязанности. Особое внимание уделялось форме договора. Первая форма – nexsum (договор, подобно манципации, заключался в присутствии не менее 5 свидетелей, весовщика, посредством меди и весов; произнесением особой словесной формой кредитором, в котором излагалась суть обязательств должника. Если должник не выполнял обязательства в срок, то кредитор мог наложить на него руку и держать в своем доме в течении 60 дней. За это время он трижды выводился на форму, в надежде, что кто-нибудь за него заплатит, если этого не происходила то должника продавали в рабство до 313 до н э, когда было запрещена продажа в рабство, но если должник был должен нескольким лицам (3) то закон предписывал его разрубить на части. Таким образом, характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника). Вторая форма – заключение договора, посредством стипуляции. Кредитор задавал должнику вопрос, а должник должен в утвердительной форме ответ. Исполнение договорных обязательств посредством стипуляции было строго ограничено тем, что было сказано в вопросе и ответе.

    Обязательство из деликтов. По своему содержание деликты распадались на 2 группы: 1) направленные против личности (относились личная обида, членовредительство, воровство. По закону 12 таблиц, на вину не обращалось внимание, достаточно было самого факта и это обязательство выражалось чаще всего в обязанность уплатить штраф в пользу потерпевшего от 25 до 200 ассов, но в случае членовредительства и кражи когда вор был пойман споличным, допускалась смертная казнь. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Законам 12 таблиц известны и публичные деликты – это те, которые наказывались от имени публичного народа и шли не частным лицам, а государству. К ним относились преступления против республики. 2) направленные против имущества.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Римская семья в эпоху 12 таблиц была семьей патриархальной. Главной ее был патерфамилиар. Он мог продать в рабство жену и детей, при всех подвластных ему. Члены римской семьи, кровные родственники и не родственники объединялись общим названием – агнатов. К ним относились: жена, жены сыновей, внуки, усыновленные лица. Агнатская связь была не семейной, а юридической, то есть не кровной. Братья признавались агнатами второй степени и основанием для этого служило то, что в свое время до смерти их отца все они находились под одной властью и проживали в одном доме. Все другие кровные родственники назывались кагнатами. Так дочь, выйдя замуж, переходила в другую семью и становилась по отношению к своей прежней семье кагнаткой и отец утрачивал над ней всякую власть. Условия заключения брака:

    Брачный возраст – 12 лет для девушек, 14 для мужчин

    Принадлежность и жениха и невесты к патрицианскому роду

    Отсутствие близкого родства

Формы заключение брака:

    Брак заключался путем религиозного обряда, в присутствии жрецов, 10 свидетелей

    Простое сожительство (синеман/конкубинат) В этом случае каждый их супругов мог прервать брачные отношение и супруги пользовались равными правами, но специфическая черта этого брака в том, что жена должна была ежегодно возобновлять его. Жена должна быть не менее 3 ночей в году проводить вне дома мужа, если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа, брак становился обычным. В этом случае жена должна была приносить приданое, чтобы облегчить права детей.

НАСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Наиболее ранней формой было наследование по закону. По закону 12 таблиц уже хорошо знакомы завещательные распоряжения. В самое раннее время завещатель должен был добиваться своего завещания народным собранием. А затем, когда это уже не требовалось – объявлять о своей воле народу. С этим порядком вскоре стал конкурировать более просто порядок – завещатель, с помощью обряда манципации совершал фиктивную продажу своего имущества доверенному лицу. После смерти завещателя доверенное лицо должно было передать это имущества наследниками в соответствии с волей завещателя. Наличия завещания устраняло всех неуказанных в нем законных наследников.

Если не было завещания, то все сыновья получали равную долю имущества. Если сын умирал, не оставив после себя детей, то последние получали равную долю своего отца. Если ближайший наследник не принимал имущества, то такое имущество признавалось выборочным и становилось общей собственностью свободных граждан Рима.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. Дошедшие до нас отрывки из законов 12 таблиц содержат сравнительно не большой перечен уголовно наказуемых деяний. Римское право относило к ним только такие правонарушения, которые наносили вред всему государству. Разграничения между частным и публичным интересом носили несколько искусственный характер. Например, кража приравнивалась к интересам частного интереса, а уничтожение посевов к уголовным преступлениям. Римское право в эпоху 12 таблиц знает различия между умыслом и неосторожностью, устанавливая различную степенно ответственности. В отдельных случаях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. В законах 12 таблиц не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, соучастие) Круг преступлений был еще не широк. На первом месте стояли преступления против республики. Наиболее распространенные были подстрекательство врага римского народа к нападению на Рим, распевание песен, содержащих клевету на государственных лиц, преступления против собственности, против личности.

Уголовное право носило классовый характер, ибо рабы наказывались более строго, чем знатные. Спектр наказаний был довольно широким

СУД И ПРОЦЕСС Процесс по гражданским делам назывался легиксационный. Такой процесс предусматривал две стадии: 1) in duie, 2) in judicio. На первой стадии дело рассматривалось купретором, к которому лично должны были явиться истец и ответчик. Обязанность вызова ответчика лежала на истце, и неявка ответчика давало право истцу наложить на него руку, то есть поступить с ним как с неоплатным должником. Истец в специальных формулах объявлял свой иск купретору. Если ответчик соглашался, то процесс завершался на первой стадии, но, как правило, и ответчик в особых формулах изъявлял свои претензии. Выработано 5 основных формул. Наиболее распространенные формы – торжественное заявление сторон; вносили залог, который терялся проигравшим в пользу казны. Нарушение одной из сторон этих формул автоматически вело к проигрышу дела. Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, то дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители и адвокаты. На этой стадии судья и стороны не были связаны никакими формальностями. Судья знакомились с доказательствами, речами сторон, и решения судей были окончательными и обжалованию не подлежали.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация