Уполномоченный при президенте по. Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь. Профессиональный опыт и динамичный рост

Главная / Общество

Как известно, в своей деятельности, многие предприниматели сталкиваются с противодействием со стороны недобросовестных сотрудников государственных и муниципальных органов и служб. Это может проявляться как в необоснованных проверках, недопущению к государственным конкурсам, попытках, используя служебное положение, отнять бизнес и так далее. И достаточно часто так случается, что пройдя все инстанции, судебных и иных правоохранительных органов, предприниматель так и не может найти поддержки в защите своих нарушенных прав. Государственная машина, зачастую, не может работать против себя. И получив отказы на всех уровнях системы, предприниматель вынужден был обращаться на самый верх государственной власти – к Президенту РФ. Но с 2012 года, у предпринимателей появился новый способ защиты своих нарушенных прав в спорах с властью – обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. О том, что представляет собой эта должность, какие вопросы решает уполномоченный, и как к нему обратиться рассказано в предлагаемой статье.

Правовое положение уполномоченного по правам предпринимателей (бизнесомбудсмена) в России

Сама должность уполномоченного, или как его ещё называют бизнесомбудсмена, была введена Указом Президента РФ. Это случилось в Санкт-Петербурге в ходе международного экономического форума в июне 2012 года. И первым кто был назначен на эту должность, и по сей день на ней и остается, был руководитель «Деловой России», общероссийской общественной организации, известной в России своими действиями в защиту предпринимателей - Борис Юрьевич Титов.

Изданный в следующем году федеральный закон уже касался не только одной должности общероссийского бизнесомбудсмена, но и региональных уполномоченных по в субъектах федерации. Деятельность уполномоченного по правам предпринимателей в России и правовые основы деятельности региональных бизнесомбудсменов регулируются законом № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» от 7 мая 2013 года.

По объему закон достаточно небольшой, он состоит всего из одиннадцати статей, но он внес существенные изменения в деловую жизнь страны. В полномочия бизнесомбудсмена, в первую очередь входит рассмотрение жалоб предпринимателей, и принятие по ним решений. Если доводы заявителя будут признаны обоснованными, уполномоченный предпринимает предусмотренные законодательством действия в защиту предпринимателей. В частности он может, например:

  • направить в государственный орган, нарушивший заключение с указанием мер необходимых для восстановления прав предпринимателя,
  • подать жалобу с целью защиты прав предпринимателя, в орган уполномоченный рассматривать такие жалобы,
  • обжаловать в судебном порядке действия и акты государственных органов и должностных лиц.

Полный перечень полномочий бизнесомбудсмена содержится в законе. Обратиться за защитой к уполномоченному по правам предпринимателей могут как российские, так и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Законом предусмотрено, что на ряду с должностью уполномоченного по правам предпринимателя, действующего на общефедеральном уровне, в регионах, законами субъектов федерации могут учреждаться должности региональных уполномоченных.

Порядок обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей

Так же заявитель должен указать сферу деятельности, в которой произошло нарушение прав предпринимателя, это может быть таможенное или техническое регулирование, налоги, строительство и так далее. Необходимо указать орган, который нарушил права законные интересы предпринимателя. А так же фамилию, имя и отчество должностного лица непосредственно совершившего нарушение. Отдельно следует указать какими действиями были нарушены права заявителя или третьего лица, в чьих интересах он обращается к уполномоченному представителю:

  • незаконное уголовное преследование со стороны правоохранительных органов,
  • рейдерство,
  • нарушения, совершенные в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий – проверок,
  • коррупция,
  • правонарушения при размещении госзаказов,
  • правонарушения при оказании госуслуг,
  • пробелы в нормативном регулировании и нарушения в результате несовершенства законодательства,
  • акты органов власти, противоречащие закону,
  • требования, нарушающие права и законные интересы заявителей,
  • и другие.

Так же необходимо заметить, что в случае если характер преследования заявителя, или третьего лица, не связан с уголовным преследованием, то перед тем как обратится с заявлением к омбудсмену, необходимо пройти все стадии обжалования действий и актов госорганов, как досудебные, так и судебные. Хронологию обжалования, а так же содержание судебных актов, необходимо привести в заявлении. И только после этого можно приступать непосредственно к изложению сути жалобы. Обратите внимание: Подача жалобы Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, государственной пошлиной не облагается. В обязательном порядке к жалобе должны быть приложены следующие документы:

  • акты, решения, письма, ответы и иные документы, исходящие от органов исполнительной власти которые привели к нарушению прав заявителя или третьего лица,
  • заявления и обращения в органы исполнительной власти, подававшиеся с целью проведения досудебных процедур,
  • если производилось судебное обжалование, копии заявлений в судебные инстанции и решений, принятых по результатам их рассмотрения.

Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем и иметь адрес (в том числе и электронный) по которому может быть направлен ответ на неё.

Дискуссия «Защита прав предпринимателей. Диалог бизнеса и правительства»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.

Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых "майских Указов" Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО "Абрау-Дюрсо", сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.

Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.

С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.

Статус и общая компетенция Уполномоченного

Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз - обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.

Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.

Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи - при помощи сети Интернет.

Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.

Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:

  • бумага составлена неадекватно - невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
  • ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
  • в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).

Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия

Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:

  • беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
  • беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
  • без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
  • получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
  • участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
  • выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
  • другими специальными полномочиями.

Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

  1. Материально-правовой. Имеет такие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – признание оспариваемых отношений;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – в судопроизводстве.

Есть также и самозащита. Ее необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты:

  • Судебные – Конституционный, арбитражные, общей юрисдикции.
  • Мировое соглашение, нотариальная помощь.

Федеральный Закон о защите прав предпринимателей

Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с документом была проделана работа, в результате которой появился новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок – метод защиты от нарушений

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Борис Титов - представитель интересов предпринимателей при Президенте. И многих российских граждан интересует, как сегодня ведётся эта работа, каковы её результаты и что известно о фактах биографии и личной жизни самого уполномоченного политика.

С самого начала

Родился Титов Борис Юрьевич зимой в 1960 году 24 декабря в Москве. Его отец в то время занимал должность сотрудника Министерства внешней торговли Советского Союза. Когда мальчику исполнилось 6 лет, их семья отправилась в Новую Зеландию, так как туда был на несколько лет командирован глава семейства по рабочим делам. Школьная учёба Бориса началась именно там и продолжалась до 10-летнего возраста. После возвращения, окончив начальное обучение уже в России, молодой человек поступил в высшее учебное заведение МГИМО, которое успешно окончил в 1983 году.

Род Титовых по отцовской линии имеет дворянские корни. Дед Бориса Юрьевича был медиком и работал главврачом. Ну а прадед по материнской линии - крепкий оренбургский казак.

Борис Титов. Биография деятельности

С 1983 по 1989 гг. молодой человек проработал во внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт». А в 1989 году Борис был назначен на пост начальника департамента химии на совместном с голландцами предприятии «Юралс», где руководил до 1991 г. В этом самом 91 году Титов создаёт торгово-инвестиционную компанию Solvalub LTD по производству продукции нефте- и газохимии, и становится её исполнительным директором. С 1996 по 1999 гг. он становится руководителем и работает на посту президента дочерней компании SVL - ОАО «Интерхимпром». С 2000 по 2001 гг. возглавляет пост председателя Объединенного правления «Интерхимпром». Борис Титов является человеком активной жизненной позиции. Это и видно по фактам его деловой биографии. Успешный старт задал хороший подъём его карьерному росту.

Личная жизнь

Борис очень любит путешествия, он свободно владеет английским и испанским языками, благодаря чему в любой стране не имеет никаких сложностей с коммуникацией.

Кроме поездок по миру, по душе ему пришлись занятия дайвингом и сквошем, чему он с удовольствием отдаёт периодически своё свободное время. Увлекается яхтами, серьёзно интересуется судовождением. Семейное положение Бориса - женат. Его супруга Елена - директор Всероссийского московского музея декоративно-прикладного искусства. В средствах массовой информации, где ныне часто можно слышать имя Борис Титов, жена его также бывает представлена ещё и в качестве руководителя Фонда развития российского стекла. В семье Титовых двое детей: дочь Мария (1992 г.) и сын Павел (1984 г.). Неоднократно Борис, как успешный бизнесмен, упоминался в числе российских миллиардеров.

Профессиональный опыт и динамичный рост

Тем временем карьера Бориса Титова продолжает идти в гору. Накопленный опыт позволяет ему в течение года находится на посту президента ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот». Примерно с этих же лет началась биография Титова как политика. Он стал руководителем Фонда развития промышленности по производству минеральных удобрений. Уже в те годы Борис Титов обзавёлся частным самолётом. В тот же 2000-й год бизнесмен был зачислен в штат руководства российского Союза промышленников. Ну а через 4 года Борис возглавил «Деловую Россию» и был принят в состав Общественной палаты.

Под руководством Титова компания в 2006 году начала осваивать новое направление - инвестирование в винное производство, для чего была приобретена торговая марка «Абрау-Дюрсо». И здесь накопленный опыт позволил дать делу успешный ход: уже через 8 лет расширившееся производство вышло на отличный результат в виде увеличения реализации винной продукции «Абрау-Дюрсо» в пятикратном размере.

Талант предпринимателя

Далее в бизнесе Борис Титов перешёл на новый уровень развития настолько, что в 2006 году его финансовое состояние оценили в 1,03 $ млрд. Не стояла на месте и политическая карьера. Уже примерно через год известного предпринимателя избрали в Высший совет партии «Единой России», а ещё года через три Титов Борис Юрьевич вошёл в состав руководства партии «Правое дело».

2010 год ознаменовался избранием Бориса Титова главой Совета Союза российских виноградарей и виноделов. Одновременно с этим бизнесмен приобретает у мирового производителя шампанских вин марки Moet & Chandon старинное и вполне добротное винодельческое хозяйство Chateau d’Avize. Обошлась такая покупка в сумму около десяти миллионов долларов.

Предпринимательская хватка замечена и оценена

В 2012-ом Борис Титов избран бизнес-омбудсменом. Его не только заметили, но и запомнили многие, благодаря его инициативной деятельности, направленной на защиту прав класса российских предпринимателей.

Особенно яркой сочли амнистию для бизнесменов (2013 год), под которую повезло попасть 2466 человекам. Но, конечно же, уделять должное внимание всем делам с такой занятостью просто невозможно. И потому из-за вступления Бориса на пост пришлось несколько отойти от управления бизнесом. В результате руководящая деятельность по «Абрау-Дюрсо» перешла к сыну Павлу.

Доходы от широкого бизнеса

Как известно из декларированных доходов Бориса Титова, годовая выручка от винных предприятий составляет 150 миллионов долларов. Имеется и дополнительный доход от расположенного рядом отеля. Число желающих отдохнуть в прекрасном месте с видом на озеро доходит до 130 тысяч человек ежегодно. И это только основной актив, помимо которого, у семьи Титовых есть птицефабрика в городе Ржеве и плюс ещё офисный центр в Москве.

Как появилась «Партия Роста»

Борис, возглавив высший совет демократической партии РФ, называющейся «Гражданская сила», приступил к созданию новой правовой структуры в России. Это его детище пресса оценила как «кремлёвский проект». Тем не менее, ноябрь того года принёс роспуск «Гражданской силы» и Союза правых сил, в результате чего была учреждена новая партия Титова Бориса Юрьевича «Правое дело».

На съезде были утверждены трое её сопредседателей: Леонид Гозман, сам Борис Титов и журналист Георгий Бовт. Ну а в 2016 году Борис Юрьевич стал главой партии «Правое дело». В последствие переименованная она стала называться «Партия Роста».

За время своей работы Титов был не раз награждён за свою оперативную работу. 25 августа 2008 Указом Президента РФ ему был присвоен Орден «За заслуги перед Отечеством», в 2010 году - медаль Столыпина, (высшая награда Правительства РФ) и в году 2015 предприниматель получил орден Почёта.

Деятельность на посту

В чём же состояла деятельность Бориса Юрьевича в качестве бизнес-омбудсмена? Борис Титов, уполномоченный при Президенте, координировал вопросы, связанные с проверками и, как правило, с имущественными правами. Как он сам пояснял средствам массовой информации, их команда делает всё, что от них зависит для того, чтобы решались не только системные проблемы, но и рассматривался каждый отдельный случай.

Будучи уполномоченным по защите прав предпринимателей, Титов часто проводил совещания с бизнесменами из разных областей страны. На таких собраниях обсуждались общие для всех, касающиеся транспортных перевозок, частной фармацевтики и медицины, процедуры закупок и прочие.

Опыт, наработанный личной практикой

Когда у Бориса Титова спрашивают, почему именно он был назначен омбудсменом по делам предпринимателей России, ответ его расставляет все точки над «і». Он говорит, что их партия не впервые занимается этой проблемой. Ещё с момента её основания их группа активно вставала на защиту прав отечественных предпринимателей, воспринимая их как своих соратников и коллег.

Не раз представителям новой организации приходилось надоедать президенту, (в то время он был премьер-министром), относительно проблем отдельных предпринимателей. И в некоторых отдельных случаях вышеупомянутому члену правительства приходилось вмешиваться.

Назревшее решение

И тогда, чуть более года назад, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов со своей командой пришли к выводу, что в правозащитной сфере необходима организация системной работы. После созревшего решения был создан Центр общественных процедур, называющийся "Бизнес против коррупции".

Здесь ведут борьбу за права предпринимателей и бизнесменов сразу по двум наиважнейшим направлениям. В первую очередь это обеспечение защиты конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования. А второе столь же важное дело - это устранение лазеек в законодательстве, которые используют коррупционеры и прочие недобросовестные чиновники, и конечно же, последующая разработка более совершенных пунктов законодательства по данным вопросам.

Представители на местах

Борис Титов считает, что в каждом регионе и области страны должен работать свой омбудсмен. Это будут соответственно несколько отличающиеся, но, тем не менее, беспрецедентные полномочия. Такие представители также будут иметь право подавать заявления в суды от своего имени и прекращать действия определённых государственных актов. Это очень важный этап в работе новой партии.

Кстати, сейчас для того, чтобы обратиться за защитой от неправомерных действий, не обязательно ехать в столицу, так как и в сети Интернет имеется «приемная» Бориса Титова. Сайты, на которых можно оставить заявление или жалобу, называются «Бизнес-Омбудсмен», «Лица власти», «Рапси» и это только одни из наиболее известных.

Почему это важно

Давая интервью прессе, Борис Юрьевич, объяснил свою позицию российским гражданам. По его словам их деятельность для государства может показаться далеко не самой главной. Ведь они оказывают помощь отдельным предпринимателям, и это самые обычные люди, а не те, кто на виду и на слуху, и кого принято считать создающими экономическую мощь страны. Их помощь направлена на бизнесменов регионов, создавших предприятия малого и среднего звена, и которые действительно являются платформой экономики страны. Пока что их не так уж и много, и часто причиной тому служит то, что их сильно обижают. И потому главное направлением в работе этого деятеля - это защита предпринимателей, особенно в тех случаях, когда у них пытаются или, тем более, уже отобрали бизнес чиновники. В общем, на защиту могут рассчитывать бизнесмены, чьи права незаслуженно попирают, и даже сажают при этом этих людей в тюрьмы.

Современное сегодня

Раньше, что ни для кого не является секретом, недобросовестные чиновники предпринимателей преследовали ради взяток, ну а сегодня их аппетиты столь возросли, что своей целью они ставят захват бизнеса полностью, для этого они и стараются постоянно его атаковать.

Работу свою партия Титова будет вести и с иностранными инвесторами, и с крупными компаниями. В их планы также входит внесение некоторых изменений в законодательство. Команда планирует осуществлять контроль и в налоговой, и в тарифной сфере и, кроме этого, курировать порядок выделения земель. И по каждому из перечисленных направлений будет произведено назначение общественных омбудсменов.

Заключение

Борис Юрьевич Титов - состоявшийся успешный бизнесмен и политик, который не на словах, а на собственном опыте испытал, какие препоны могут иногда вставать на пути среднего и малого бизнеса. И не зря на должность уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей был выбран именно он. Ведь Борис Титов - человек деятельный и целеустремлённый, успешный бизнесмен, сумевший выйти в миллиардеры.

Ключевые слова

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / STATE / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC BASICS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / BUSINESS OMBUDSMAN / OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена – это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельностьобширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

  • Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

    2014 / Крючкова Е. А.
  • Уполномоченные по защите прав предпринимателей: зарубежный опыт и Российская модель

    2014 / Эмих Валентина Викторовна
  • Формирование Российской национальной модели правозащитных учреждений в сфере предпринимательской деятельности

    2016 / Корженевская Надежда Владимировна
  • Независимость уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации как условие развития предпринимательства

    2018 / Абакумова Екатерина Борисовна

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state . Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ»

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

В. А. Фадеева

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность

обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ. Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека, государство, субъекты РФ, экономические основы конституционного строя.

Введение

В Преамбуле Конституции РФ сказано, что она принимается в стремлении обеспечить благополучие и процветание России . Не секрет, что они возможны только при наличии сильной конкурентоспособной экономики государства. Сегодня на пути к благосостоянию государства необходимо развивать частный сектор российской экономики, устранять различные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Для достижения этих целей все более очевидной становится необходимость специальных инструментов поддержки частного сектора эко-

номики страны. Одним из таких инструментов можно считать введение указом Президента РФ в 2012 г. должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, деятельность которого впоследствии была регламентирована Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» . Принятие специального нормативного правового акта позволяет говорить о бизнес-омбудсмене как о специальном институте в государственном механизме защиты конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, применительно к области взаимодействия предпринимателей с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Результаты

«Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное» . Кроме того, на сегодняшний день одно из основных негативных явлений, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности, а именно рейдерство, в последние годы существенно изменилось. Как отметил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, «раньше было рейдерство со стороны коммерческих структур... Теперь рейдерство - почти исключительно бизнес чиновников. В основном отъем компаний и имущества - удел людей, которые в свободное от этого время занимают высокие государственные посты и используют для этого государственный ресурс» . Такое положение дел привело к тому, что в 2011 г. была возбуждена 151 тысяча уголовных дел по экономическим статьям, из них лишь 21 тысяча стала предметом судебного рассмотрения. До суда не дошло абсолютное большинство дел, это позволяет говорить о том, что уголовные дела используются как инструмент воздействия на предпринимателей. Для сравнения, в сфере защиты гражданских прав до суда доходит более 90% дел . Также бизнес-омбудсмен озвучил данные, в соответствии с которыми в тюрьмах находится 13 600 предпринимателей, из них 5211 заключены под стражу , тогда как в соответствии с п. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ такая мера пресечения свободы не может быть применена в отношении

подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по экономическим статьям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК РФ «Упол -номоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.» . Данный нормативный правовой акт также предусмотрел возможность создания государственного органа уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. На сегодняшний день институт бизнес-омбуд-смена представлен в 68 субъектах Федерации, в большинстве из которых уже приняты либо принимаются соответствующие законы. В одних регионах, например в Липецкой, Оренбургской и Саратовской областях, учреждены соответствующие должности, но законы еще не приняты, в других, как, например, в Омской области, данная должность появится только вместе с принятием соответствующего нормативного правового акта. Есть также субъекты с принципиальной позицией. Так, большинство депутатов Законодательного собрания Кировской области отказалось принимать закон о бизнес-омбудсмене . Большинство субъектов в принятых законах предусматривает функционирование уполномоченного и его аппарата на постоянной профессиональной основе с выделением средств из регионального бюджета. Есть регионы, которые отстаивают позицию, в соответствии с которой региональный бизнес-омбудсмен должен осуществлять свою деятельность в качестве государственного органа на общественных началах. Такого мнения, в частности, придерживается М. А. Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей Саратовской области, под руководством которого в ТПП региона на данный момент разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт. Стоит отметить, что в Ростовской области Законом «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области» предусмотрена диспозитивная норма, в соответствии с которой губернатор при назначении уполномоченного на должность вправе самостоятельно принять решение о замещении данной государственной должности на постоянной профессиональной основе или на общественных началах . На данный момент в указе губернатора Ростовской области предусмотрено, что бизнес-омбудсмен осуществляет свою деятельность на общественных началах .

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей должна быть введена

в каждом субъекте РФ с учетом особенностей конкретно взятого региона. Так, если говорить о Саратовской области, то бизнес-омбудсмен в этом субъекте также является президентом региональной ТПП, которая до введения исследуемого института занималась схожими вопросами. Данный факт позволяет бизнес-омбудсмену при осуществлении своей деятельности использовать аппарат ТПП Саратовской области, следовательно, нет острой необходимости в выделении средств из казны субъекта для оплаты его деятельности. Возможна также ситуация, при которой осуществление деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в том или ином регионе предпочтительнее на общественных началах ввиду дефицита бюджета региона.

Из законодательного определения исследуемого государственного органа следует, что защита прав и законных интересов предпринимателей - это основная задача бизнес-омбуд-смена, которая подразумевает, в первую очередь, его работу по рассмотрению жалоб субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Но следует полагать, что компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в полной мере приобретает конституционно-правовое значение лишь при рассмотрении значения его деятельности в более широком смысле. То есть бизнес-омбудсмен должен стать таким государственным органом, который будет способствовать в наибольшей степени достижению баланса интересов государства и частного сектора экономики страны. Последнее утверждение основывается на том факте, что до недавнего времени в политико-экономической сфере нашего государства существовали поочередно перекосы в доминировании интересов государства и предпринимателей. Действительно, с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., провозгласившей признание и защиту частной собственности, гармоничных отношений между государством и предпринимательством, увы, не сложилось.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей - институт, обладающий определенной спецификой, связанной с тем, что он является государственным органом, но само его создание было инициировано предпринимательским сообществом. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о позитивной эволюции отношений государства и предпринимательства, а с другой - предполагает, что своей деятельностью институт уполномоченного по защите прав пред-

принимателей способен повлиять на принятие в дальнейшем взвешенных политических решений в экономической сфере государства.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что бизнес-омбудсмен в нашей стране имеет значение для конституционно-правового развития России и, следовательно, является конституционным институтом. Отметим, что в научной литературе существует противоположная позиция. Так, С. Г. Сергеев пишет, что уполномоченный по защите прав предпринимателей является внекон-ституционным институтом. При этом он отмечает, что если бы бизнес-омбудсмен вошел в состав Генеральной прокуратуры РФ путем назначения специального федерального прокурора, то только в этом случае он «интегрировался бы в систему установленных Конституцией государственных органов» . Данная позиция представляется спорной. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» данный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Бизнес-омбудсмен, как было указано выше, задумывался структурой, осуществляющей защиту прав и законных интересов предпринимателей в их взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Анализ Конституции РФ дает основание говорить об обладании институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ конституционно-правовым статусом. Обратим внимание на место данного государственного органа среди органов, определенных Основным законом. Федеральный бизнес-омбудсмен изначально, с момента издания соответствующего Указа главы государства, был определен как «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». Из положений Конституции РФ следует, что Президент России, не относясь ни к одной из обозначенных ветвей власти, осуществляет государственную власть. Следовательно, мы можем заключить, что бизнес-омбудсмен также не относится ни к одной из трех ветвей власти, закрепленных в Конституции, и подотчетен только главе государства. Но данный факт, так же как и в случае с органами прокуратуры, отнюдь не свидетельствует об отсутствии у него властных полномочий. Можно сказать, что институт уполномоченного по защите прав предпринимателей обладает правовым статусом «подсистемы государственной власти, которая не может быть отнесена к законодательной, исполнительной и судебной, но может функционировать совместно с ними, обеспечивая их необходимое с учетом требований современного общественного развития дополнение» .

После утверждения должности бизнес-омбудсмена соответствующим указом Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вошел в структуру данного обеспечительного органа главы государства. То есть, говоря об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей, следует выделять два аспекта его деятельности, во-первых, федеральный бизнес-омбудсмен и его рабочий аппарат - это самостоятельный государственный орган, а во-вторых, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это должностное лицо Администрации Президента , которая также является государственным органом. Стоит отметить, что это произошло впервые, когда в состав Администрации главы государства была включена должность, возглавляющая самостоятельный государственный орган.

Говоря о нормах Конституции РФ, послуживших предпосылкой для создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей, особое внимание необходимо сосредоточить на деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Следует отметить, что Основным законом изначально было предусмотрено данное должностное лицо конституционно-правовых отношений, в компетенцию которого до введения института бизнес-омбудс-мена входило рассмотрение в том числе жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти. Соответствующий федеральный конституционный закон также относит уполномоченного по правам человека и его аппарат к числу государственных органов. Возникает логичный вопрос: для чего было уполномоченного по защите прав предпринимателей делать звеном Администрации Президента, когда он мог являться элементом структуры органа уполномоченного по правам человека? Все не так просто, как казалось бы. Деятельность последнего регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Данный нормативный правовой акт разъясняет, что омбудсмен существует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Естественно, что экономические права граждан, среди которых право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, попадали под компетенцию уполномоченного по правам человека до введения должности бизнес-

омбудсмена. Анализ докладов уполномоченного по правам человека РФ за последние 5 лет показывает , что доля жалоб с экономической тематикой существенно уступает по количеству обращений по личным (гражданским) и социальным вопросам, а количество жалоб в сфере защиты прав предпринимателей от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц составляет и вовсе незначительную долю процентов от общего показателя поступивших жалоб. Получается, что предприниматели неохотно обращались к уполномоченному по правам человека за защитой своих прав.

Заключение

Создание института бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность очень обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы института уполномоченного по правам человека. Для процветания же современной России сегодня крайне важно развитие ее частного сектора экономики. В связи с этим институт бизнес-омбудсмена должен занять особое положение среди органов, определенных Основным законом. Конституционно-правовому развитию нашего государства способствовала статья Конституции РФ, предусматривающая должность уполномоченного по правам человека. Она выступила своего рода предпосылкой для создания специального государственного органа - уполномоченного по защите прав предпринимателей. Компетенция последнего предполагает выведение из сферы деятельности омбудсмена, предусмотренного Конституцией, полномочий по защите прав предпринимателей. Закрепление же института бизнес-омбудсмена в качестве специального государственного органа свидетельствует об особенностях, возлагаемых на него целей и задач, которые стали актуальными в связи с современным политико-экономическим развитием нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3509.

3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от

В. Л.Фадеева. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

4. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обращения: 12.04.2013).

5. Титов Б. Ю. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - о перспективах урегулирования своего законодательного статуса, первых практических результатах работы и перспективах института биз-нес-омбудсмена // Босс. 2013. № 4. С. 47-51.

6. Библиодосье к парламентским слушаниям на тему: «Создание в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Официальный сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. URL: http://www.komitet2-7. km.duma.gov.ru/site.xp/052048052124052049048.html (дата обращения: 15.08.2013).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (часть первая) от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2013 N 16-П) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.

8. Кировские депутаты отказались вводить должность бизнес-омбудсмена // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

9. Об Уполномоченном по защите прав предприни-

мателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30 июля 2013 г. № 1146-3С // Наше время. 2013. № 394-395.

10. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Указ Губернатора Ростовской области от 18 февраля 2013 г. № 19 // Наше время. 2013. № 394-395.

11. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.

12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.

13. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 84-85.

14. Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерацииу: указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.

15. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.

16. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombuds-manrf.org/doklady (дата обращения: 12.04.2013).

The Russian Business Ombudsman Institution

Postgraduate, Department of Constitutional and Municipal Law, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state. Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Key words: business ombudsman, ombudsman, state, subjects of the Russian Federation, economic basics of the constitutiona system.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) . Rossijskaja gazeta , 1993, 25 December.

2. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po zashhite prav predprinimatelej: Ukaz Prezidenta RF ot 22 ijunja 2012 g. № 879 . Sobr. zakonodatel"stvaRos. Federacii , 2012, № 879, article 3509.

3. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 7 maja 2013 g. № 78-FZ . Sobr. zakonodatel "stva Ros. Federacii , 2013, № 19, article 2305.

4. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: zakonoproekt № 185348-6 (About Business ombudsmen in the Russian Federation: bill № 185348-6). Oficial"nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal"nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (The official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation). Available at: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?O penAgent&RN=185348-6&02 (accessed 12 May 2013).

5. Titov B. Yu. Business Ombudsman of the President of the Russian Federation about the prospects for the settlement of their legal status, the first practical results of work and prospects of business Ombudsman Institute. Boss, 2013, no. 4, pp. 47-51 (in Russian).

6. Bibliodos"e k parlamentskim slushanijam na temu: «Sozdanie v Rossijskoj Federacii instituta upolno-mochennyh po zashhite prav predprinimatelej (Dossier for the parliamentary hearings on the topic «Creation in the Russian Federation the Russian Business Ombudsman Institution»).Oficial"nyj sajt Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po jekonomicheskoj politike, innovacionnomu razvitiju i predprinimatel"stvu (Official site of the State Duma Committee on Economic Policy, Entrepreneurship and Innovation Development). Available at: http://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/site. xpA352048052124052049048.html (accessed 05 August 2013).

7. Ugolovno-processual"nyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 18 dek. 2001 g. N 174-FZ (red. ot 02.07.2013 № 16-P) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2001, no. 52 (part I), article 4921.

8. Kirovskie deputaty otkazalis" vvodit" dolzhnost" biznes-ombudsmena . Rossijskaja gazeta , 2013, 25 November.

9. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Oblastnoj zakon Ros-tovskoj oblasti ot 30 ijulja 2013 g. № 1146-3S . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

10. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Ukaz Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 18 fevralja 2013 g. № 19 . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

11. Sergeev S. G. «Upolnomochennye» i «specpredstavi-teli»: rasshirenie vnekonstitucionnosti v sisteme gosu-darstvennogo upravlenija sovremennoj Rossii [«Com-missioners» and «special envoys»: extraconstitutional expansion in the administration of modern Russia]. Konstitucionnoe imunicipal"noepravo [ Constitutional and municipal law], 2012, no. 10, pp. 12-17.

12. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 17 janv. 1992 g. № 2202-1 (red. ot 23.07.2013) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1995, no. 47, article 4472.

13. Cherkasov K. V. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «organ gosudarstvennoj vlasti» i «gosudarstvennyj organ» . Probely v rossijskom zakonodatel stve , 2008, no. 2, pp. 84-85.

14. Ob utverzhdenii polozhenija ob Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 6 aprelja 2004 g. № 490 . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2004, no. 15, article 1395.

15. Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Ros-sijskoj Federacii: Federal"nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fev. 1997 g. № 1-FKZ (v red. ot 28 dekabrja 2010 g.). . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1997, no. 9, article 1011.

16. Oficial"nyj sajt Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossijskoj Federacii (Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation). Available at: http://ombudsmanrf.org/doklady (accessed 12 May 2013).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация