Фз о противодействии коррупции с последними изменениями. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях

Главная / Бизнес
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — « «).

ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с , полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Данный российский федеральный закон о противодействии коррупции с последними изменениями и даже с комментариями скачать бесплатно можно быстро, но, чтобы разобраться в его требованиях лучше задать вопросы онлайн-консультанту, он знает все текущие изменения, новшества, поэтому с ответами не заставит долго ждать.

О том, что этот российский документ не хуже аналогичных иностранных, для этого можно сделать сравнение, скачав какой-либо из них на русском языке, например, закон Украины.

Похожее

Что грозит за употребление наркотиков? За этим стоит целый ряд статей Уголовного и Административно – Процессуального кодекса РФ, которые касаются всех...

Наследование неприватизированной квартиры и приватизированной Наследование по закону неприватизированной жилой площади – это условная процедура, которая регулируется Гражданским Кодексом РФ. Можно ли получить...

Расторжение срочного трудового договора Ключевая особенность срочного трудового договора (и его основное отличие от бессрочного) - одной из причин его расторжения может стать истечение срока...

Коррупционное правонарушение (простыми словами «взяточничество») является одним из самых распространенных преступлений в России среди чиновников, предусмотренных УК. И хотя в 2019 году зафиксировано снижение коррупции, ни законы, ни деятельность специальных органов нельзя назвать особо эффективными в решении данной проблемы. До сих пор предприниматели и простые граждане практически ежедневно сталкиваются с произволом и вымогательством со стороны власть имущих. Что можно сделать и куда идти жаловаться в такой ситуации?

Общую информацию, в том числе основные принципы противодействия коррупции, имеет возможность найти любой человек: для этого достаточно заглянуть в ФЗ под №273 от 2008 года (с изменениями на 2019 г.). Но для того, чтобы проблема была решена максимально быстро, лучше обратиться к профессионалам.

Оставив вопрос под статьей на сайте или заполнив специальную форму внизу страницы, можно быть уверенным, что опытные юристы подскажут решение любой проблемы в течение нескольких минут. А, главное – юридическая помощь является бесплатной и предоставляется круглосуточно.

Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 - 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

Так что же такое коррупция? Этим понятием охвачены преступления, совершаемые должностными лицами в период своей трудовой деятельности вследствие злоупотребления служебным положением.

Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

  • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

Основы в борьбе с вымогательством чиновников

В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

  • законность;
  • признание прав и свобод граждан;
  • комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
  • важность предупреждения коррупционных преступлений;
  • тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
  • публичность деятельности государственных органов;
  • неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.

Меры противодействия коррупции

Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

  • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
  • мониторинг закупок для государственных нужд;
  • тщательный анализ доходов и расходов;
  • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
  • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

Ограничения для госслужащих

Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

  • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
  • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

Куда пожаловаться на коррупцию?

Столкнувшись с произволом чиновников в любой сфере деятельности, человек растерян и не знает, куда идти жаловаться. А ведь стоит помнить, что УК Российской Федерации содержит специальные статьи, согласно которым взятки, злоупотребление и превышение должностных полномочий, растрата государственного имущества и схожие деяния рассматриваются не иначе как преступления, влекущие за собой уголовное наказание в соответствии с законом. Поэтому гражданин, узнавший о таком деянии, непременно должен сообщить о нем в специальные организации.

По состоянию на 2019 год в России существуют следующие интернет-порталы и органы, в которые пострадавший может направить жалобу по факту коррупции:

  • Комитет по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, являющийся общественной организацией. Принимает заявления о нарушении отдельным норм УК и других федеральных законов как в электронной форме на сайте http://com-cor.ru, так и в виде обычных писем.
  • Zastupnik(точка)org – российский ресурс, созданный в 2014 году при поддержке депутатов Госдумы РФ в целях борьбы со взяточничеством и другим произволом должностных лиц. Это эффективный проект, с помощью которого можно получить консультацию эксперта по любому правовому вопросу и пожаловаться на нарушение закона. Деятельность сотрудников Zastupnik(точка)org является правомерной и направлена на защиту интересов граждан.
  • Региональные подразделения специального отдела МВД Российской Федерации – ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Этот отдел создан в рамках реализации программы по борьбе с коррупцией должностных лиц, а также в целях пресечения попыток коммерческого подкупа чиновников. В данном случае к должностным лицам и чиновникам относятся:
    • сотрудники федеральных министерств, служб, агентств;
    • депутаты Госдумы;
    • сенаторы Совета Федерации;
    • руководители субъектов РФ;
    • иные высокопоставленные лица.

В этот орган можно жаловаться и сообщать о фактах коррупции круглосуточно, поскольку сотрудники ГУЭБиПК РФ принимают заявления граждан 24 часа в сутки, однако на прием можно предварительно записаться и по телефону.

  • Региональные подразделения еще одного специального отдела в системе Министерства внутренних дел – Главное управление собственной безопасности (ГУСБ Российской Федерации). Целью деятельности указанного отдела является пресечение и борьба с коррупцией среди сотрудников полиции. Нередки случаи, когда лица, призванные защищать граждан от беззакония, сами вымогают деньги у потерпевших. При наличии достаточных оснований полагать, что полицейский нарушает закон и совершает коррупционное правонарушение, гражданину рекомендуется жаловаться в подразделение ГУСБ своего региона, поскольку, в случае оформления жалобы в дежурной части, есть вероятность, что информация попадет «не в те руки» и произойдет срыв операции. А, следовательно, доказать состав преступления и наказать «оборотня в погонах» будет очень сложно.
  • Телефон доверия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ – при денежном вымогательстве и превышении полномочий врачами муниципальных лечебных заведений.
  • Телефон доверия Министерства образования и науки Российской Федерации – при требовании взяток преподавателями учебных учреждений;
  • Отделение Генеральной прокуратуры по месту жительства – в случае произвола контролирующих инстанций в коммерческой деятельности и должностных лиц муниципальных органов. Жаловаться в этот орган можно разными способами:
    • телефон доверия;
    • оформление жалобы в электронной форме;
    • Почта России;
    • личный прием.

Для ускорения рассмотрения жалобы необходимо помнить о зоне ответственности каждого органа и его территориальной принадлежности. Не стоит сразу писать гневные письма важнейшему руководству страны (Президенту, Генеральному прокурору и т.д.), не пройдя перед этим нижестоящие инстанции.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация