Материалы для подготовке к огэ по обществознанию. Теория к огэ по обществознанию "право"

Главная / Суд

ПРАВО

Право - совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Термин «право» используется в нескольких значениях:

    правовые нормы

    возможность поступать определённым образом

    естественное право (то есть данное человеку при рождении)

Отличительные признаки правовой нормы:

    Единственная в ряду социальных норм, исходящая от государства и являющаяся официальным выражением его воли;

    Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека;

    Издается в конкретной, четко сформулированной форме;

    Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;

    Поддерживается в своем осуществлении государством и охраняется его силой;

    Всегда представляет собой властное предписание государства;

    Является единственным государственным регулятором общественных отношений;

    Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

    Предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Структура нормы права:

    Гипотеза – указывает на обстоятельства, когда норма вступает в действие;

    Диспозиция – основной элемент; содержит непосредственно правило поведения и указывает на его содержание, права и обязанности субъектов;

    Санкция – определяет, что наступает в том случае, если участники общественных отношений нарушат предписания, изложенные в диспозиции.

    Норма права выполняет регулятивную и охранительную функции – регулирует общественные отношения и охраняет интересы их участников.

Выделяют довольно много норм права в зависимости от основания, выбранного для классификации.

Нормы права

Функции права Признаки права

Основные признаки права:

    Социальность - право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе;

    Нормативность – право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы;

    Системность – система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов.

    Обеспеченность государством - Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения.

    Общеобязательность – нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном документе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены, и могут быть конституционными, нормами обыкновенных законов или подзаконных актов.

Правоотношения – это основной элемент всех отраслей права, которые, в свою очередь, являются основным элементом системы права (наравне с нормами права и институтами права).

Правонарушение - общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Его признаки:

    Оно всегда является конкретным актом поведения;

    Оно является виновным деянием, совершая которое индивид осознанно наносит вред общественным отношениям;

    Оно является общественно опасным деянием;

    Оно нарушает требования норм права.

Правонарушения делятся на следующие виды:

    Проступки - виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.

    Преступления - общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством.

Проступки делятся на:

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Признаки юридической ответственности:

    Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления.

    Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.

    Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

    Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы.

    Использование механизмов государственного принуждения.

Функции юридической ответственности:

    Воспитательная - Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных способствуют повышению ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой деятельности, а в конечном счете - укреплению законности и правопорядка.

    Организующая - Сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

    Карательная - Реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем, его наказание.

    Превентивная - Наказание правонарушителя является средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений.

Принципы юридической ответственности:

    Законность;

    Справедливость;

    Индивидуальность наказания;

    Неотвратимость наступления;

    Ответственность за вину;

    Недопустимость удвоения ответственности.

Основные виды юридической ответственности:

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.

В некоторых случаях лица могут быть освобождены от юридической ответственности:

примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим;

необходимая оборона;

изменение обстановки, вследствие которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными;

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

изменение сроков давности;

крайняя необходимость: устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другим средствами;

условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания;

физическое и (или) психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

замена неотбытой части наказания более мягким видом;

обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

освобождение от наказания в связи с болезнью лица;

исполнение приказа или распоряжения;

в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

невменяемость лица, совершившего деяние

в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

КОНСТИТУЦИЯ

Конституция - основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна - новый законодательный орган: Государственную думу. Этот документ фактически принято считать прообразом первой русской конституции.

Потом были четыре советские конституции:

1918 г. - Конституция РСФСР

1924 г. - Конституция СССР

1936 г. - «сталинская» Конституция

1977 г. - «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставаясь лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - первая конституция демократической России.

Конституция включает в себя преамбулу и два раздела.

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел:

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения: о введении Конституции в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституционный строй РФ - это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ:

Федерализм - Россия является федеративным государством. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территорий, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ выхода из состава РФ или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности РФ. Принцип федерализма выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (разделение властей по вертикали).

Демократизм - в Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или демократическим государством. Народовластие в данном случае – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы своих полномочий. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического разнообразия (плюрализма). Что создает возможность всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и осуществляется в рамках Конституции, оказывать влияние на политический процесс.

Правовая государственность - В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона.

Республиканское правление - В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократия – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Сейчас в состав РФ входит 85 субъектов.

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один - от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)

Государственная Дума (нижняя) - состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

    Обсуждение и принятие законов

    Обсуждение и принятие федерального бюджета

    Установление налогов и сборов, финансовое регулирование

    Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира

    Вопросы статуса и защиты государственных границ

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

    Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета

    Осуществление управления федеральной собственностью

    Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологи, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики

    Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным деламВерховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ - глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Функции президента:

    Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

    Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности

    Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

    Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства

    Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность, обладают для этого соответствующей компетенцией и достаточными материальными ресурсами. Их признаки:

    Осуществляют свою деятельность в соответствии с законом;

    Имеют подтвержденные законом полномочия для ведения своей деятельности;

    Имеют право принимать меры государственного регулирования по отношению к тем, кто совершил правонарушение;

    Принятые ими решения и законы подлежат обязательному исполнению гражданами.

К функциям правоохранительных органов относятся:

    Охрана государственного и общественного строя.

    Укрепление законности и правопорядка.

    Защита прав и свобод человека и гражданина.

    Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.

    Борьба с преступностью.

Структура правоохранительных органов в РФ:

Органы государственной безопасности

Осуществляют обеспечение безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.

Органы таможни

Контролируют ввоз и вывоз товаров, занимаются взиманием пошлин и сборов.

Органы налоговой полиции

Осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.

Нотариат

Осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.

Адвокатура

Оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Каждый человек и гражданин обладает определенными правами, соблюдение которых гарантируется законом.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как те права, которые неразрывно связаны с личностью самого правообладателя. В сфере личных прав реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. К личным правам относятся следующие права.

Право на жизнь. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, уносящими десятки тысяч жизней. Меры, направленные на развитие здравоохранения, борьба с потреблением наркотических средств, контроль оборота оружия, радиоактивных веществ также служит гарантиями права на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Любое лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. При этом арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Право на достоинство личности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Под умалением достоинства личности понимаются такие действия, которые позорят человека, подрывают общественную оценку личности, причиняя нравственные страдания (оскорбление, клевета, распространение порочащих сведений и т.д.). Еще одним аспектом права на достоинство является то, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Также никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан.

Право на определение национальной принадлежности. Каждый вправе самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.

Право на тайну личной и семейной жизни. Человеку предоставлена и гарантирована государством возможность препятствовать разглашению сведений личного характера. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого прав допускается только по судебному решению.

Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право на свободное передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова. Свобода слова, гарантированная Конституцией РФ дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Политические права реализуются в свободе граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Возможность участия в управлении делами общества и государства. Это право реализуется в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного или народного заседателя.

Равный доступ к государственным должностям. Равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Такое право имеют граждане от 18 до 65 лет.

Право на объединение, собрания, митинги, шествия. Граждане могут беспрепятственно объединяться по интересам и целям. Гарантируется также свобода деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается. Граждане России имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Обращение в государственные органы. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым обеспечивается обратная связь власти и граждан.

Социальные права реализуются в области наемного труда и социального обеспечения.

Право на труд. Гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий или вообще не заниматься трудовой деятельностью. Запрещается принудительный труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Свобода заключения трудовых договоров. Никто не вправе принудить гражданина заключить трудовой договор. В трудовом договоре не допускаются положения, противоречащие Трудовому кодексу РФТрудовой кодекс РФ.

Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Право на социальное обеспечение. Каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на защиту материнства, детства, семьи. Это право реализуется через государственную семейную политику, которая является составной частью социальной политики России и представляет собой комплекс мер организационного, экономического, правового характера, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи.

Право на жилище - возможность для каждого гражданина иметь жилье и пользоваться им на условиях, установленных законом. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Экономические права связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на собственность - каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Право заниматься предпринимательской деятельностью означает обеспечение нормального беспрепятственного занятия бизнесом, государственные меры по поддержке мелкого и среднего бизнеса.

Культурные права связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Право на образование - это право гражданина на получение знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Право на творчество. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Экологические права вызваны к жизни противоречиями научно-технической революции и проблемой выживания человечества в условиях использования атомной энергии, развития химической промышленности, разработки природных ресурсов. К ним относятся следующие права.

Право на благоприятную окружающую среду.

Право на получение достоверной информации о ее состоянии

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Однако граждане нашей страны обладают не только правами, но и обязанностями:

    обязанность каждого соблюдать Конституцию РФ и Федеральные законы;

    обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

    обязанность по защите Отечества;

    обязанность родителей воспитывать детей и заботиться о них;

    обязанность совершеннолетних и трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях;

    обязанность получить общее среднее образование;

    обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

    обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка:

    право на имя и на приобретение гражданства;

    право на жизнь;

    право на сохранение своей индивидуальности;

    право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, его затрагивающим;

    право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;

    право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё;

    право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;

    право на свободу мысли, совести, религии;

    право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;

    право на уровень жизни, необходимый для его развития;

    право на образование;

    право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда);

    право на отдых и досуг.

Семейное право - это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Принципы семейного права:

    Добровольность союза;

    Равенство супругов;

    Принцип единобрачия;

    Свобода расторжения брака под государственным контролем;

    Приоритет семейного воспитания детей;

    Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

    Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

    Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Заключение трудового договора допускается лишь с теми, кто достиг 16 лет, или 14 лет с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учёбы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Для лиц, не достигших 14 лет, допускается только работа в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства, при условии, что данная работа не нанесёт ущерба здоровью и нравственному развитию.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.

Виды преступлений:

    Небольшой тяжести – умышленные и неосторожные, до 2 лет лишения свободы

    Средней тяжести – умышленные и неосторожные, от 2 до 5 лет лишения свободы

    Тяжкие – умышленные, от 5 до 10 лет лишения свободы

    Особо тяжкие – умышленные, от 10 лет лишения свободы

Уголовное право - это отрасль права, определяющая преступность деяния, виды и размеры наказаний, принципы уголовной ответственности. Нормы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа. Общеобязательность уголовно-правовых норм предполагает, с одной стороны, что каждый, совершивший преступление, должен нести уголовную ответственность, а с другой - что государство в лице уполномоченных органов обязано использовать уголовно-правовые нормы.

Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по обществознанию даётся 90 минут. Работа включает в себя 20 заданий. Ответы к заданиям 1 10 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!

2 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 2 Часть1 При выполнении заданий 1 10 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. 1 Право как совокупность норм, в отличие от морали, 1) распространяется на всё общество 2) регулирует общественные отношения 3) обеспечивается силой и авторитетов государства 4) исполняется в результате привычки, внутренних побуждений 2 Мария выписала Петру доверенность на право управления принадлежащим ей автомобилем. Субъект данных правоотношений 1) Пётр 2) доверенность 3) право управления 4) автомобиль 3 Родители семилетней девочки в силу своих религиозных убеждений, несмотря на советы преподавателей, отказались обучать её в музыкальной и художественной школах. В этой ситуации было нарушено право ребенка 1) на всестороннее развитие 2) на проживание и воспитание в семье 3) на общение с родственниками 4) на защиту от всех форм насилия 4 Верны ли следующие суждения о юридической ответственности? А. Юридическая ответственность налагается на правонарушителей только судом. Б. Юридическая ответственность наступает только за совершённое преступление. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 3 5 Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что 1) церковь в РФ отделена от государства 2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права 3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью 4) государственная власть самостоятельна и независима в принятии решений 6 Высшим органом исполнительной власти в РФ является 1) Конституционный Суд РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума РФ 4) Правительство РФ 7 Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ? В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся А. вопросы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Б. вопросы предоставления гражданства РФ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8 Совершеннолетние юноша и девушка подали в органы ЗАГС заявление о регистрации брака. Однако им было отказано. Что из перечисленного могло послужить причиной отказа? 1) недолгий срок знакомства 2) несогласие родителей на брак 3) отсутствие постоянных доходов 4) недееспособность девушки

4 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 4 9 Матвей заключил договор на ремонт квартиры. Но строители нарушили установленные сроки. Нормы какой из перечисленных отраслей права были нарушены в данной ситуации? 1) административного 2) гражданского 3) уголовного 4) трудового 10 Верны ли следующие суждения об особенностях трудовой деятельности несовершеннолетних работников? А. Согласно Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими 16 лет. Б. В организациях кинематографии, театрах допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответом к заданиям является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы. 11 Установите соответствие между конституционными правами и группами прав человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА А) право свободно распоряжаться способностями к труду Б) право на получение государственных пенсий по возрасту, инвалидности, потере кормильца и т.п. В) право на свободу передвижения, выбора места жительства Г) право на свободу творческой деятельности Д) право на тайну личной жизни ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1) гражданские (личные) 2) социально-экономические 3) культурные Запишите в таблицу выбранные цифры, под соответствующими буквами. А Б В Г Д

5 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 5 12 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (A) Едва ли когда-нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства. (Б) В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки законопроектов. (В) Изменение законодательства отражает изменение социальноэкономических и политических условий развития общества. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 13 и 14. В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице. 13 Варианты ответа % отвечавших Страна Z Страна Y Доверяю, потому что они защищают права и законные интересы граждан Доверяю, так как там работают настоящие профессионалы Отношусь с опасением, так как их сотрудники не всегда соблюдают законы Не доверяю Затруднились ответить 10 5 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Среди опрошенных страны Z доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением. 2) Среди опрошенных страны Y суммарная доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением. 3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z выше, чем в стране Y. 4) В стране Z только четверть опрошенных доверяют правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан. 5) Равные доли опрошенных страны Y не доверяют правоохранительным органам и относятся к ним с опасением.

6 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 6 14 Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества. 2) Правительству страны Z целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов. 3) В странах Y и Z с разной успешностью проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы. 4) В стране Z, по сравнению со страной Y, существуют более благоприятные условия для развития правового государства. 5) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов. Часть 2 Ответы на задания записывайте чётко и разборчиво. Прочтите текст и выполните задания Семейный кодекс РФ, извлечения Статья Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. 2. Брак может быть прекращён путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Статья 17. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка. < > Статья При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. 2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет. < >

7 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 7 Статья Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. < > Статья При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. 15 Сформулируйте название каждой из приведённых статей. 16 Какие основания для прекращения брака установлены Семейным кодексом РФ? обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните почему. Какое 17 Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них?

8 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 8 18 Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов? Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите три объяснения. 19 В семье Z двое детей совершеннолетний сын и несовершеннолетняя дочь. Семье принадлежит городская квартира, участок земли за городом, машина. Жена много лет не работает, муж содержит семью. Супруги подали на развод. Какой орган власти будет осуществлять расторжение брака? Почему? Какие два вопроса он должен будет разрешить при вынесении решения о расторжении брака? 20 Нередко высказывается суждение, что для сохранения института семьи необходимо вообще запретить разводы. Согласны ли Вы с этим суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

9 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 9 Ответы к заданиям задания Ответ

10 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 10 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Сформулируйте название каждой из приведённых статей. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Баллы формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть сформулированы следующие названия статей. Ст. 16 Основания для прекращения брака. Ст. 17 Ограничение права мужа требовать расторжения брака. Ст. 19 Расторжение брака в органах ЗАГС. Ст. 21 Расторжение брака в судебном порядке. Ст. 24 Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Названия статей могут быть даны в других формулировках Правильно сформулированы названия пяти статей 2 Правильно сформулированы названия трёх-четырёх статей 1 Правильно сформулированы названия одной-двух статей. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2 Какие основания для прекращения брака установлены Семейным Кодексом РФ? Какое обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните, почему. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Баллы формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) основания для прекращения брака: смерть одного из супругов; расторжение брака; 2) обстоятельство, ограничивающее право мужа на расторжение брака: беременность жены или (и) неистечение года после рождения ребёнка; 3) объяснение, например: так закон защищает права ребёнка (право на жизнь, право жить и воспитываться в семье). Может быть дано другое объяснение. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Указаны три элемента 2 Указаны любые два элемента 1 Указан один любой элемент. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2

11 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Баллы формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать название органов власти и краткую характеристику обстоятельств, например: 1) органы ЗАГС при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным, осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет; 2) суд при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Обстоятельства могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Названы два органа власти, приведена краткая характеристика обстоятельств 2 Названы один-два органа власти, приведены обстоятельства расторжения 1 брака только в одном из них Названы только один-два органа власти. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2 18 Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов? Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите три объяснения. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Баллы формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть даны следующие объяснения: 1) в ситуации, когда один из супругов требует расторжения брака, а другой не согласен, сохранение семьи невозможно; 2) в ситуации, когда один из супругов находится в заключении на длительный срок, функционирование семьи, по сути, прекращается; 3) в случае объявления судом одного супруга недееспособным или без вести пропавшим другой супруг должен иметь возможность устроить свою жизнь, создать новую семью. Могут быть даны другие объяснения Даны три объяснения 3 Даны два объяснения 2 Дано одно объяснение 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию 0 задания. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 3

12 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) В семье Z. двое детей совершеннолетний сын и несовершеннолетняя дочь. Семье принадлежит городская квартира, участок земли за городом, машина. Жена много лет не работает, муж содержит семью. Супруги подали на развод. Какой орган власти будет осуществлять расторжение брака? Почему? Какие два вопроса он должен будет разрешить при вынесении решения о расторжении брака? Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: расторжением брака будет заниматься суд; 2) объяснение, например: в семье есть несовершеннолетний ребёнок; 3) ответ на второй вопрос, например: суд должен будет определить место проживания несовершеннолетнего ребёнка и размер алиментов на его содержание, решить вопрос алиментов на содержание жены, разделить общее имущество супругов Даны ответ на первый вопрос, объяснение и ответ на второй вопрос 2 Даны только ответ на любой вопрос и объяснение. 1 ИЛИ Даны только ответы на первый и второй вопросы Дан только ответ на один любой вопрос. 0 ИЛИ Дано только объяснение. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2

13 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) Нередко высказывается суждение, что для сохранения института семьи необходимо вообще запретить разводы. Согласны ли Вы с этим суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Баллы формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведённым суждением; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с приведённым суждением может быть указано, что: возможность развода позволяет людям иногда принимать не вполне обдуманные решения о вступлении в брак; возможность развода влияет на то, что супруги не пытаются бороться за сохранение брака, столкнувшись с определёнными трудностями в совместной жизни; в случае несогласия с приведённым суждением может быть указано, что: невозможно заставить людей сохранить семью; невозможность развода и создания другой семьи лишила бы людей возможности обрести семейное счастье во втором браке. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Выражено мнение, приведены два аргумента 2 Выражено мнение, приведён один аргумент. 1 ИЛИ Мнение явно не выражено, но понятно из контекста приведённых двух аргументов Выражено только мнение. 0 ИЛИ Приведён только один аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2


Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в современной России Клейменова Марина Олеговна к.ю.н., доцент Тема 1. Проблемы правового регулирования семейных правоотношений 1. Брак как

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ Семейный кодекс РФ Семейный кодекс Российской Федерации Дата подписания: 29.12.1995 Дата публикации: 22.10.2007 00:00 Принят Государственной

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Промежуточная аттестация «Школа 1161» Итоговая административная контрольная работа по праву (профильный уровень) 10 класс (образец)

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

УДК 347.6(094.4) ББК 67.404.4 С30 Уважаемые читатели, если у вас в руках оказался бракованный экземпляр либо возникли иные претензии к издателю, просим вас обращаться на горячую линию 411-68-99 к ответственному

Семья В силу Конституции Россия является светским государством, где церковь полностью отделена от государства. Поэтому в России признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» 12 декабря 2014 года 9 класс Вариант ОБ90501 (на 45 минут) Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия

4. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия расторжения брака 4.1. Момент прекращения брака при его расторжении 4.2. Правовые последствия расторжения брака 4.1. Момент прекращения

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальная сфера» Инструкция по выполнению работы На

Спецификация Контрольной работы по обществознанию в 9 классе 1. Назначение контрольной работы Контрольная работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 9 класса по обществознанию.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Социальный педагог Шокурова Н.Г. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

Демонстрационный вариант экзаменационной работы по элективному курсу «Конституция Российской Федерации» 10А класс Учитель: Федорова Е.В. 2015 год. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной

Демонстрационная версия Краевой диагностической работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс, Ноябрь 2016г. Часть І Ответом к заданиям является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 1. Какие

УДК 34 Изюмская А.А., магистр ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Россия, г. Тольятти ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА АННОТАЦИЯ Анализируется порядок государственной регистрации

2. Субъекты семейных правоотношений Субъектами семейного правоотношения являются лица, обладающие субъективными семейными правами и несущие субъективные семейные обязанности в нем. Наличие связи между

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Теории и истории государства и права» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Семья это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер Государственные документы, регулирующие брачно-семейные отношения Конституция

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальная сфера» Инструкция по выполнению работы На

В вынесении дополнительного решения может быть подана частная жалоба или принесен протест. Иногда при рассмотрении конкретных дел обнаруживаются обстоятельства, нетерпимые в нашем обществе: нарушения законности

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 апреля 2015 г. 157 О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь 1. Внести в перечень административных процедур, осуществляемых государственными

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Раздел 2. Брак 1. Составьте схему «Условия и препятствия к заключению брака». Условия и препятствия к заключению брака Условия к заключению брака это обстоятельства, Препятствия к заключению брака это

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Принят Государственной Думой 11 апреля

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 2 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Защита прав несовершеннолетних детей Защита прав несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Очевидно, что дети это наименее защищенная социальная

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (тесты) Вопрос 1 Семейное законодательство устанавливает и регулирует: A. условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным B. личные неимущественные

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. N 41/85 «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении

Большая российская энциклопедия АЛИМЕНТЫ Авторы: Л. Б. Максимович АЛИМЕНТЫ (от лат. аlimentum питание, содержание), средства, выплачиваемые на содержание конкретных лиц. Основой алиментного обязательства

Страница 1 Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2017 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 140-ФЗ (Российская газета, N 223,

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Сфера духовной культуры» Инструкция

Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по

1. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния А) о рождении Получить свидетельство о рождении ребёнка могут родители, родственником одного из родителей или иным уполномоченным

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Семейное право» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 40.03.01

Семейные правоотношения Учитель: Ярандаева О.В. Право 11 класс Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. Унамуно Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л. Толстой. Цель урока: сформировать у учащихся

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

Права несовершеннолетних детей Семейный кодекс Российской Федерации Глава 11. Права несовершеннолетних детей Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье 1. Ребёнком признается лицо, не достигшее

ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2017 года Москва 2017 УДК 347.6(094.4) ББК 67.404.4 С30 Уважаемые читатели, если у вас в руках оказался

Обществознание. 11 класс. Вариант ОБ10801 2 Инструкция по выполнению работы Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «ПОЛИТИКА» 7 февраля 2014 года 11 класс Вариант

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

ДЕЛО 2-000 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации **мая 201* года Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи С. при секретаре З. рассмотрев в открытом судебном

ИНФОРМАЦИЯ о порядке предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Челябинской области В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997г.

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 9 класс. Вариант 1-1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом С начала 2-х гг. в стране Z проводятся реформы правоохранительной системы. В 22 и 212 гг. учёные проводили опросы

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия. Регулирование гражданских отношений предполагает

Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Содержание занятия: 1.Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. 2. Полная дееспособность. Эмансипация. 3. Неполная

Перевод с корейского СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принят постановлением Постоянного совета Верховного народного собрания КНДР 5 от 24 октября 1990 года. Дополнения и поправки

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Исполнительное производство Исполнительное производство - это важнейшая завершающая стадия судебного или иного спорного процесса, возникающая из различных видов производства, а именно - гражданского, арбитражного,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 г. Москва 5 ноября 1998 г. О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака (с изменениями, внесенными постановлением

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 ноября 1998 г. N 15 О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА При рассмотрении дел о расторжении брака

ПОЧУ «МУРМАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Сфера духовной культуры» Инструкция

Понятие и источники семейного права Семейное право отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит

Права и обязанности несовершеннолетних в зависимости от возраста Государство уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком, находящимся в пределах

Восемнадцатое задание ОГЭ по обществознанию также относится к теме права. В нем проверяются следующие ее аспекты:

  • Основы конституционного строя РФ, отличия Конституции от других правовых актов
  • Федеративное устройство РФ, органы государственной власти – их полномочия, взаимоотношения с гражданами
  • Правоохранительные органы и судебная система РФ
  • Права и свободы человека и гражданина в РФ, его конституционные обязанности
  • Права ребенка и их защита; особенности правового статуса лиц, не достигших совершеннолетия
  • Система защиты жертв вооруженных конфликтов

18 номер экзамена может принести выпускнику 1 балл; он ставится в том случае, если из 4 предложенных вариантов ответа на вопрос ученик выбирает верный.

Разбор типовых вариантов задания №18 ОГЭ по обществу

Первый вариант задания

Что относится к полномочиям Государственной Думы РФ?

  1. Решение вопросов мира и войны
  2. Разработка и исполнение государственного бюджета
  3. Управление федеральной собственностью
  4. Разработка и принятие законов

Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания РФ: парламента, являющегося высшим законодательным органом государственной власти. Следовательно, основное полномочие и функция Государственной Думы – принятие федеральных законов; законы принимаются при согласии на это большинства депутатов. В Государственной Думе 450 членов, принадлежащих к различным партиям. Ответ – 4.

Второй вариант задания

К Конституционным обязанностям граждан Российской Федерации относится:

  1. Участие в работе парламента
  2. Уплата налогов
  3. Участие в экономической жизни страны
  4. Работа в органах социальной защиты

Согласно 57 статье Конституции РФ, каждый гражданин страны обязан платить налоги и сборы, установленные законом. Даже если не знать об этом, выбрать правильный ответ можно методом исключения: участие в работе парламента – прерогатива депутатов, работа в органах социальной защиты никак не может быть обязанностью, участие в экономической жизни страны происходит само собой и в обязанность его никто вменить не может, а вот налоги действительно платят все граждане Российской Федерации. Ответ – 2.

Третий вариант задания

Исполнительная власть в Российской Федерации представлена:

  1. Общественной палатой
  2. Государственной Думой
  3. Правительством РФ
  4. Советом Федерации

Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно занимается разработкой федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой политики, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, ее государственную безопасность. Государственная Дума и Совет Федерации – две палаты парламента, который называется Федеральное Собрание и представляет собой законодательную ветвь власти. Общественная палата является консультативно-совещательным органом. Значит, верный ответ – 3.

Право совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Термин «право» используется в нескольких смысло­вых значениях:

1) п равовые (юриди­ческие, от лат. juris — право) нормы;

2) в озмож­ность посту­пать оп­ределён­ным обра­зом;

3) е стествен­ное право (да­но от природы человеку при его рождении: право на жизнь, на сво­боду, право иметь собст­венность и др., никто не может его от­нять).

4) в ысшие, независи­мые от государ­ства нормы и прин­ципы: справедли­вость, правда (отсюда старинные правовые докумен­ты — «Русская Правда» в Древне­русском государст­ве; «Салическая правда» у племени франков).

Признаки права

К наиболее существенным признакам права относят­ся следующие:

1) носит системный характер, формально выражено в норматив­ных (правовых) актах;

2) основано на прин­ципах справедли­вости и ценнос­тях, уважаемых в обществе;

3) связано с государством (правила, выработанные в обществе, санкциониру­ются (утверждаются) го­сударством, другие — ус­танавливает государство);

4) носит общеобязательный характер, нарушение влечет юриди­ческую ответственность.

Основные функции права

На протяжении всей истории право играет значитель­ную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции:

1) регулятивная регулирует общественные отно­шения, устанавливая модели поведения их участников;

2) охранительная защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридиче­скую ответственность наруши­телям.

Основные отрасли права в РФ

Отрасль права Содержание правовой отрасли
I. Материальное право — отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.
1. Конституционное (государственное) право Отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.
2. Гражданское право Отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право и т. д.
3. Административное право Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.
4. Уголовное право Отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
5. Семейное право Отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
6. Трудовое право Отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.
7. Финансовое право Отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
II. Процессуальное право — отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
1. Уголовно-процессуальное право Отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
2. Гражданско-процессуальное право Отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
3. Арбитражный процесс Процесс прохождения дел в арбитражных судах.
4. Конституционное судопроизводство Судопроизводство в Конституционном суде.

Международное право

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

Частное и публичное право

Существует и другое деление системы права — на частное и публичное.

Публичное право — это отрасли права, которые закрепляют порядок деятельности органов государственной власти и управления. Предметом правового регулирования являются неимущественные отношения.

Основные отрасли публичного права — международное публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право.

Частное право — это отрасли права, которые охраняют и регулируют отношения частных дел. Предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения.

Основные отрасли частного права — гражданское право, предпринимательское право, трудовое право и семейное право.



Разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет её в официальном письменном документе — нормативном (или правовом) акте . Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

Нормы только тогда становятся правовыми, когда они формально определены, т. е. упорядочены, сформулированы и закреплены в различных актах государственных органов, которые называют источниками права . Основным среди источников права является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующий общественные отношения.

Нормы права

Норма права это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических (правовых) норм .

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные .

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют науправомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны .

Признаки правовой нормы:

1. Регулирование поведения . Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер . Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность . Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством . Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства .

5. Формальная определённость . Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме .

Соблюдение — это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение — это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование — это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение — это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Основная цель данного пособия - помочь в овладении обществоведческими знаниями и умениями, необходимыми для вашей социализации в современном обществе, а также для сдачи экзамена по обществознанию. Это личная рабочая книга, которая поможет освоить основные понятия и ведущие идеи обществоведческого курса, научиться выполнять задания разных типов, а также проверить свои знания и контролировать свою подготовку по предмету.
Пособие включает следующие темы: «Сфера политики и социального управления», «Конституция РФ», «Право».

Каждая тема разделена на уроки. Каждый урок содержит теоретический и практический блоки. Информация теоретического блока представляет собой краткий текст, справочные материалы, таблицы и схемы. В практическом блоке даны задания, предназначенные для того, чтобы вы научились применять полученные знания, освоили приёмы выполнения типовых заданий в формате основного государственного экзамена.
В данном пособии представлены следующие рубрики: «Вы узнаете» (содержит перечень вопросов, изучаемых на конкретном уроке), «Прочитайте текст» (раскрывает основные понятия и ведущие идеи соответствующей темы), «Ответьте на вопросы» (содержит вопросы, которые направлены на проверку того, как вы усвоили материал из рубрики «Прочитайте текст»), «Выполните задания» (содержит практические задания разного типа по изученной теме).
Подготовка к экзамену должна быть систематической, и мы советуем вам самостоятельно оценивать свои достижения, фиксировать пробелы, чтобы в конечном итоге добиться намеченной цели. Поможет вам в этом раздел «Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию».
В этом пособии нет отдельной рубрики «Домашнее задание». Но дома нужно ещё раз прочитать текст, ответить на вопросы и проанализировать выполненные задания, в случае необходимости - обращаться к словарям и справочникам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию 6
Тема 1. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества 10
Понятие и признаки государства 13
Форма государства 16
Политические режимы 19
Участие граждан в политической жизни 22
Политические партии 25
Гражданское общество и правовое государство 28
Итоговое повторение по теме «Сфера политики и социального управления» 30
Тема 2. Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 36
Основы конституционного строя Российской Федерации 39
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации 43
Федеративное устройство Российской Федерации 49
Президент Российской Федерации 53
Федеральное Собрание Российской Федерации 56
Правительство Российской Федерации 59
Судебная власть и прокуратура 62
Местное самоуправление 67
Итоговое повторение по теме «Конституция Российской Федерации» 70
Тема 3. Право
Право, его роль в жизни общества и государства 78
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность 81
Признаки и виды правонарушений 84
Понятие и виды юридической ответственности 86
Гражданские правоотношения 89
Права потребителей 92
Семейные правоотношения 95
Права и обязанности родителей и детей. Права ребёнка и их защита 98
Право на труд. Трудовые правоотношения 101
Трудоустройство несовершеннолетних 104
Административные правоотношения, правонарушения и наказания 107
Основные понятия и институты уголовного права 110
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних 113
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов 116
Итоговое повторение по теме «Право» 120
Ключи и ответы 130

Учебный курс «Я сдам ОГЭ! Обществознание. Курс самоподготовки» создан авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ. Он предназначен для самоподготовки обучающихся 8-9 классов к государственной итоговой аттестации. Курс активизирует работу обучающихся по следующим направлениям: пополнение, актуализация и систематизация знаний по всем элементам содержания, проверяемым на ОГЭ; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. В курс включены темы «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Конституция РФ», «Право». В первой части рассматриваются темы «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера». Курс адресован школьникам, а также педагогам и репетиторам для проверки/самопроверки достижения требований образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.

ОГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ОГЭ! Курс самоподготовки. Часть 2. Политика. Социальное упр. Конституция РФ. Право. Котова О.А., Лискова Т.Е.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация