Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права. Предприятие как основной хозяйствующий субъект Как классифицируются субъекты хозяйственного права

Главная / Квартира

Цель изучения темы: освоить правовой статус субъектов хозяйственного права

Задачи изучения темы:

Уяснить понятие и классификацию субъектов хозяйственного права;

Изучить правовой статус граждан как субъектов хозяйственного права;

Освоить организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий как субъектов хозяйственного права;

Изучить порядок организации, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Субъектами регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Классификацию субъектов хозяйственного права можно проводить по ряду признаков.

  • 1. В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ) и на организации (ст.50 ГК РФ). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими субъектами. Предпринимателем признается также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ст.25 ГК РФ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов:
    • а) предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • б) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в) удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
    • г) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • д) производятся расчеты с другими кредиторами.
  • 2. В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц в виде союзов или ассоциаций, благотворительные и иные фонды).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно ст.48 ГК РФ выделяют следующие признаки юридического лица:

  • а) организационное единство, т.е. юридическим лицом может быть признана только организация, структурированный коллектив людей;
  • б) имущественная обособленность - каждое юридическое лицо обладает имуществом, которое учитывается на балансе юридического лица и не является имуществом его учредителей;
  • в) самостоятельная имущественная ответственность - если при ответственности имущества не хватило на погашение долгов, то долги считаются погашенными, но, как исключение, - субсидиарная ответственность;
  • г) способность юридического лица выступать в гражданском обороте от своего имени.

Целями создания юридического лица являются:

  • - оформление коллективных интересов;
  • - объединение капиталов;
  • - ограничение предпринимательского риска;
  • - управление капиталом.

Учредительными документами юридического лица являются его устав, учредительный договор или устав и учредительный договор. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит в себе сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником юридического лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Юридическое лицо может быть реорганизовано и ликвидировано. При реорганизации все права и обязанности или их часть реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, или преобразования. Ликвидация - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

  • 3. По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные, т.е. учрежденные государством или субъектами федерации, и частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами.
  • 4. По признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
  • 5. По экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия.
  • 6. По признаку основной деятельности различают субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.

Хозяйственным законодательством предусматриваются отдельные виды субъектов хозяйственного права: казенные предприятия, финансово-промышленные группы, кредитные организации и др.

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;

согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;

дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждение сметы доходов и расходов.

Правовое положение данных субъектов определяется Законом о ФПГ. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо Полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Целью создания ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие Договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Если в составе ФПГ есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения, такая ФПГ регистрируется как транснациональная. Если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной).

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Законом о банках. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять предусмотренные Законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организаций, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также действующий на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ РФ) Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации определен ст..5 Закона о банках. Для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная правоспособность. Государственная регистрация кредитной организации и выдача ей лицензии производятся в порядке определенном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банка. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лице лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более шести месяцев с даты представления необходим документов.

Особое место среди субъектов хозяйственного права занимает государство - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из приведенного определения, субъектами предпринимательского права являются:

1) индивидуальные предприниматели (физические лица) - граждане и не граждане РФ;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе, иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенными субъектами хозяйствования являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Они играют важную роль в объединении и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Индивидуальные предприниматели . Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) . Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - «Закон о регистрации»). Индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве осуществляется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом.

Предпринимателем считается глава крестьянского хозяйства, которое может состоять из одного или нескольких лиц. Правовые особенности для данного вида индивидуального предпринимательства установлены Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».


Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 «Закона о регистрации») с 16 летнего возраста (частичная правотрудоспособность)

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Существуют некоторые особенности деятельности и правового положения индивидуальных предпринимателей:

  • для государственной регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 400 руб.;
  • при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);
  • ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;
  • ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) , ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;
  • в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;
  • для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;
  • на ИП не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;
  • ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;
  • ИП вправе использовать труд наемных работников;
  • по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Юридические лица . Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Субъекты хозяйственного права - лица правомочные быть участниками отношений урегулированных хозяйственным законодательством.

Основные признаки субъектов хозяйственного права:

1. Получение в установленном порядке специального статуса.

2. Наличие хозяйственной компетенции.

3. Наличие обособленного имущества.

4. Самостоятельная имущественная ответственность.

Для того чтобы осуществлять деятельность, лицо должно обладать правосубъектностью, т.е. получит в установленном порядке право быть субъектом хозяйственных отношений. Правосубъектность извлекается посредством государственной регистрации, либо посредством прямого указания закона (для государства и субъектов РФ).

Только с момента государственной регистрации лицо получает право осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. Хозяйственная деятельность без регистрации противозаконна, а доходы от такой деятельности подлежат изъятию бюджета.

Наличие хозяйственная компетенция.

Хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений – это совокупность принадлежащих им правомочий по осуществлению предпринимательской деятельности. Объем таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами и получаемыми в установленном порядке специальными разрешениями (лицензия).

Выделяется общая, ограниченная, специальная и исключительная компетенция субъектов хозяйственного права.

Общая компетенция состоит в праве хозяйствующих субъектов своими действиями приобретать права и обязанности необходимые для участия в хозяйственных отношений: совершать сделки, пользоваться неимущественными правами, распоряжаться имуществом и т.д. Общей компетенцией обладают почти все виды субъектов.

Каждый предприниматель вправе в той или иной степени ограничить свою компетенцию. Такое ограничение, как правило, содержится в учредительных документах (устав, положение и т.д.). Несмотря на то, что решения об ограничении принимается предпринимателем самостоятельно, он не вправе выйти за пределы установленных ограничений. Так сделка, совершенная субъектом в нарушении предусмотренных уставом компетенции, будет признана недействительной.

Специальная компетенция – это объем правомочий, предоставленный субъекту хозяйственного права законом. Как правило, специальной компетенцией в сфере хозяйственного права наделяются унитарные предприятия и некоммерческий организации.

Обладание исключительной компетенцией означает отказ от иных видов предпринимательской деятельности за исключением избранной. Исключительной компетенцией обладают субъекты, осуществляющие банковскую деятельность, страховую, инвестиционную и т.д.


Наличие обособленного имущества.

Это требование законодательства направлено на обеспечение экономической базы, осуществление предпринимательской деятельности. Обособленность имущества означает наличие правовой связи между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имуществом. Правовой формой обособления является право собственности или иное вещное право (хозяйственное ведение, правовое управление). Обособленное имущество учитывается на балансе предпринимателя и служит основой для имущественной ответственности. Формально-юридическим признаком наличия обособленного имущества признается банковский счет.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему имуществом. По общему правилу хозяйствующий субъект несет ответственность самостоятельно, а его учредители за деятельность созданного ими субъекта не отвечают, исключения из этого правила предусматриваются законодательством. Пример: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных (бюджетных) предприятий. На основании статьи 64 ГК РФ субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность может быть возложена на учредителей предприятия признанных несостоятельным (банкротом), если будет установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей.

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Принципы хозяйственного права

Принципы права – это основополагающее начало руководящее идеей права, определяющее его сущность.

Принципами хозяйственного права являются исходящие положения, на основе которых строится вся регулирующая система отношений в хозяйственной сфере.

Принципы хозяйственного права:

Принцип законности;

Принцип справедливости;

Принцип неприкосновенности собственности;

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

Свобода предпринимательской деятельности;

Свобода заключения хозяйственного договора;

Принцип защиты нарушенных прав и интересов хозяйствующих субъектов;

Принцип юридического равенства различных форм собственности;

Принцип свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности;

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Субъекты хозяйственного права – это носители предпринимательских прав и обязанностей. Данные права и обязанности относятся к сфере, как непосредственного осуществления хозяйственной деятельности, так и сфере регулирования и организации этой деятельности.

Хозяйственное право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного права – это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из этого, субъектами хозяйственного права являются:

1. Физические лица, зарегистрированные в качестве ИП

2. Юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные организации

3. РФ, ее субъекты и муниципальные образования

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с законом «о развитии малого предпринимательства в РФ» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным субъектов хозяйственного права является ИП и юридические лица.

В соответствии с законом, они подлежат государственной регистрации; обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Выделяют следующие признаки субъектов права:

1. Субъекты хозяйственного права обладают правами и обязанностями, относящимися к этой области права. Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права, в условиях плановой экономики, характеризировалось обычно как хозяйственная компетенция.



Хозяйственная правоспособность не одинаково определяется применительно к различным видам субъектам предпринимательской деятельности, так, коллективно хозяйствующие субъекты – это предприятия, обладающие общей правоспособностью, а государственные и муниципальные предприятия имеют лишь специальную правоспособность, позволяющие им вести не всякую деятельность, только одну, которая соответствует предмету деятельности данного субъекта.

2. Наличие у субъекта хозяйственного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности, в то же время, предпринимательская деятельность может осуществляться на основе государственной и муниципальной собственности. При этом собственником имущества в государственных и муниципальных предприятиях остается государство или муниципальное образование, а создаваемые ими унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения им оперативного управления.

3. Ответственность за нарушения субъектом своих обязанностей. Предпринимательская ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств. Важную роль в применении ответственного решения играет Арбитражный суд.

4. Государственная регистрация субъектов государственной деятельности, т.к. статус субъекта хозяйственного права возникает лишь после государственной регистрации. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях. Государственная регистрация обязательна только для субъектов предпринимательской деятельности. Что касается субъектов хозяйственного права, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности, то их регистрация проводится иными способами, например, утверждением положения о таком субъекте.

Гражданин, осуществляющий ПД, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключения сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Незарегистрированная организация, также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность; все доходы от такой деятельности подлежат взысканию в бюджет.

Для участия в ПД гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности, которая признается в равной степени за всеми гражданами вне зависимости от пола, национальности, возраста.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Гражданин приобретает права и осуществляет обязательства от собственного имени. Право на имя - неотъемлемое право любого лица. Закон не допускает осуществление прав и обязанностей под именем другого лица (кроме закона об авторском праве – о вымышленном имени). Лицо может изменить свое имя. Регистрации подлежит присвоение и перемена имени.

Совокупность гражданских прав и обязанностей - это содержание гражданской правоспособности :

· право избирать место жительства (то место, где лицо постоянно или преимущественно проживает);

· право иметь имущество в собственности, наследовать и завещать его;

· право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

· право создавать юридические лица;

· право иметь иные имущественные и личные неимущественные права;

Не допускается злоупотребление своими правами в ущерб другим участникам имущественного оборота (например, нельзя осуществлять действия, направленные ограничение конкуренции). Граждане должны осуществлять свои права разумно и добросовестно. Гражданская правоспособность является неотчуждаемой, даже в добровольном порядке. Свои права можно не реализовывать, но нельзя от них отказаться. Никто не может быть ограничен в своей правоспособности, иначе как в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также исполнять гражданские обязанности. Она предполагает самостоятельные действия. Включает в себя деликтоспособность - способность нести гражданскую ответственность.

Зависит от 2-х факторов:

· возраст лица

· вменяемость

Полная дееспособность:

· с 18 лет;

· при вступлении в брак;

· эмансипация - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Условия: достижение 16 лет, согласие родителей или законных представителей, несовершеннолетний должен либо работать по трудовому договору, либо заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия родителей вопрос может быть решен судом. Если несовершеннолетний признается эмансипированным, то он несет самостоятельную имущественную ответственность и получает право заключать любые сделки.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в качестве индивиду­ального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель (ИП) - дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивиду­ального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуще­ствляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

Таким образом, можно выделить условия, позволя­ющие гражданину заниматься предпринимательской деятельностью: его дееспособность и государственная регистрация в качестве индивидуального предприни­мателя.

Правовой статус индивидуального предпринимате­ля согласно действующему законодательству таков, что предприниматель наряду с коммерческими организация­ми является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

ИП вправезаключать любые предпринима­тельские договоры, не противоречащие действующему законодательству. Лица, занимающиеся индивидуаль­ным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о сов­местной деятельности (простого товарищества).

К этой деятельности применяются правила, регулиру­ющие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или су­щества правоотношения.

ИП имеет право:самостоятельно форми­ровать производственную программу, выбирать постав­щиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами, оспаривать в суде в установленном за­коном порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

ИП обязан:осуществлять свою деятель­ность в соответствии с действующим законодательством, исполнять обязательства надлежащим образом; своевре­менно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать законно установленные налоги.

ИП несет ответственность: за ненадле­жащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окру­жающей среды, нарушение антимонопольного законода­тельства, реализацию потребителям продукции, причи­няющей вред здоровью.

ИП отвечает по своим обязательствам всем при­надлежащим ему имуществом, за исключением имуще­ства, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; деятельность ИП, нарушающего правила предпринимательской деятельно­сти, в результате которой причинен вред охраняемым за­коном правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений.

За ненадлежащее осуществление своих прав и испол­нение обязанностей ИП может быть привлечен к гражданско-правовой, административной, уго­ловной ответственности.

Понятие, признаки, классификация юридических лиц

Юридическое лицо (ЮЛ) - это организация, имеющая следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответ­ственность имуществом по своим обязательствам; само­стоятельное выступление в гражданском обороте (приоб­ретение и осуществление имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету и быть зареги­стрировано в качестве ЮЛ.

ЮЛ обладает правоспособностью и дееспособностью, которые у него возникают одновременно и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра ЮЛ.Правоспособность может быть общей (у коммерческих организаций, за исключени­ем унитарных предприятий) и специальной (у некоммер­ческих и унитарных организаций). Общая правоспособ­ность означает способность ЮЛ заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Специальная пра­воспособность - это ограничение видов деятельности (возможные виды деятельности перечисляются в учреди­тельных документах ЮЛ), для этого ЮЛ должно иметь лицензию.

ЮЛ может иметь обособленные подразделения, распо­ложенные вне места нахождения: филиалы (осуществляют все функции ЮЛ либо часть их) и представительства (пред­ставляют интересы ЮЛ и осуществляют его защиту).

Правоспособность ЮЛ осуществляется с помощью его органов: единоличных (директор, управляющий, предсе­датель, президент) и коллегиальных (директорат, коллегия руководителей, общее собрание трудового коллектива).

Индивидуализация ЮЛ осуществляется с помощью наименования предприятия, а также с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которые являются интеллекту­альной собственностью ЮЛ. Место нахождения ЮЛ оп­ределяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное. Ком­мерческое ЮЛ должно иметь фирменное наименование. ЮЛ может обладать коммерческой либо служебной тайной. ЮЛ обладает деловой репутацией.

Классификация ЮЛ:

По степени участия труда и капитала они делятся на объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества);

По порядку создания имущественной базы они делят­ся на корпорации (добровольные объединения) и учр­еждения (дочерние предприятия);

По форме собственности на свое имущество они де­лятся на государственные, муниципальные и частные;

В зависимости от соотношения в правах учредителей и самого ЮЛ на имущество последнего ЮЛ делятся на тех, в отношении которых учредители имеют обяза­тельственные права, на тех, учредители которых име­ют право собственности или вещные права на имуще­ство ЮЛ, и на тех, в отношении которых их учредите­ли не имеют имущественных прав;

В зависимости от организационно-правовой формы ЮЛ делятся на хозяйственные товарищества и обще­ства, кооперативы, унитарные предприятия (государ­ственные и муниципальные), учреждения, финанси­руемые собственником, некоммерческие организа­ции;

В зависимости от цели деятельности ЮЛ делятся на коммерческие (основная цель их создания - получе­ние прибыли) и некоммерческие (основная цель их со­здания - выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением при­были).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация