Эффективные способы борьбы с коррупцией. Определение и виды коррупции: что относиться к понятию. Борьба с коррупцией: успешный сингапурский опыт

Главная / Налоги

Бороться с коррупцией надо, но явно не так как с ней борются сейчас. Примеров в Истории хоть отбавляй - Сингапур, Китай, Гонконг. В этих странах была коррупция хуже чем в России, но они смогли ее победить в весьма короткие сроки. Победив коррупцию эти страны стали развиваться невиданными темпами, удивляя экономистов всех стран.
Далее от автора: Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Навального подсвечивает лишь эпизодические моменты, в то время как нужно менять систему в целом.

Расстрел за коррупцию в Китае

Политическая система в России, скопирования с западной модели не работает так, как она работает на Западе. Особенно это заметно на местах, в небольших городах. К власти с помощью PR технологий, за деньги приходят проходимцы, которые планируют использовать свое служебное положение исключительно в личных интересах и материального обогащения. Народ же рассматривается как серая безликая масса - основной ресурс обогащения. Политическую систему определенно нужно менять, ограничивая права чиновников, вводя критерии эффективности их работы. Необходимо проводить массовые чистки чиновников в т.ч. с применением детектора лжи. Многие чиновники вообще не рассматривают Россию как место их будущего проживания - их дети и жены живут за границей, а сами чиновники готовы в любой момент уехать. Список мер:
1. Отменить депутатскую неприкосновенность.
Применение детектора лжи для допроса чиновников
2. Принимать чиновников на работу после тестирования на детекторе лжи.
3. Принимать чиновников на работу после допроса под гипнозом.
4. Ежемесячно тестировать чиновников на детекторе лжи.
5. Ежемесячно допрашивать чиновников с помощью гипноза.
Обмануть детектор лжи сложно, а врать под гипнозом невозможно.
Возникает вопрос почему эти меры практически не применяются в расследовании коррупционных преступлений.
6. Отменить срок давности у коррупционных преступлений
то есть сесть за решетку можно будет даже за взятку, полученную 20 лет назад.
7. Объявить высшую меру за коррупционные преступления.
Высшая мера это пожизненное заключение (лучше смертная казнь, как в Китае).


Невыездные чиновники? А почему бы и нет. Так живут например сорудники Прокуратуры и сотрудники оборонных предприятий.

8. Сделать чиновников и членов их семей безвыездными за границу минимум 10-15 лет после окончания срока. (т.е. они не могут получить загранпаспорт во время работы и 5-15 лет после увольнения, а если паспорт был, они обязаны его сдать в ФМС)
Тот факт что дети чиновников учатся и живут за границей, демотивируют чиновника на создание качественного обучения в России, тот факт что члены его семьи живут заграницей демотивируют чиновника на создание высокого уровня жизни в России. Тот факт что чиновник и члены его семьи лечатся заграницей демотивируют чиновника на создание качественной медицины в России. Зачем стараться и развивать обучение, медицину, повышать уровень жизни в России если чиновник построил там запасной аэродром, по сути он одной в ногой живет заграницей а здесь в России он живет на чемоданах, и готов свалить в любой момент, когда за ним «придут», воспользовавшись депутатской неприкосновенностью.


Откуда деньги?

9. Разработать меры, по которым лицо, знающее о совершении коррупционного действия, и скрывающее этот факт от правоохранительных органов становится соучастником преступления и получает так лет 7-10.
Например жена или любовница чиновника, знающая что официальная зарплата его мужа предположим 150 тыс., и при этом чиновник дарит ей бриллиантовое колье или яхту, или они летят отдыхать на шикарный остров, или он покупает дом, должна не радоваться а уточнить откуда деньги? И не получив вразумительный ответ идти в полицию и писать заявление т.к. рано или поздно посадят ее, чиновнику применят высшую меру, а их дети попадут в детдом.
Или: Заместитель, коллега по службе, подчиненный, знающий о готовящемся или совершенном коррупционном действии обязан сообщить об этом в правоохранительные органы, в этом случае он по данному делу проходит как свидетель, получает премию в размере 10-50% от полученной взятки и может претендовать на должность коррупционера. Если подчиненный не заявит, то он объявляется соучастником, и они оба получают срок.

Критерии эффективности чиновников какие они?

10. Разработать критерии эффективности чиновников, и увольнять их за неэффективную работу.
Увольнение чиновников должно стать простым и обыденным явлением. После увольнения чиновник не имеет права занимать государственные, руководящие должности 5-10 лет.

Карьерная лестница для чиновника

11. Разработать для крупных чиновников: президентов, губернаторов и мэров карьерную лестницу, т.е. стать крупным чиновником может эффективный муниципальный/государственный управленец ниже рангом, а не человек с улицы, т.е.:
Если человека эффективно управлял школой, больницей, техникумом, институтом и т.п. то он может претендовать на пост депутата по определенному участку/району.
После того как он эффективно руководил данным районом/участком он может претендовать на более высокий пост.
Потом мэром, потом губернатором, и уже потом президентом.
Естественно вылететь за коррупцию он может на любом этапе.
Чтобы стать врачом учатся 6-7 лет и отвечают за жизнь сотен людей.
Чтобы стать пожарным учатся 3-4 года и потом отвечают за жизнь десятков людей.
Причем и пожарного и врача могут легко уволить за не выход за работу, за неэффективную работу, за причинение вреда здоровья или смерть человека.
А чтобы стать депутатом, влиюящем на жизнь, здоровье, благополучие тысяч и иногда миллионов людей не нужно нигде учиться, и не нужно ничего знать, твое отношение к избирателям может быть любым, ходить на работу не обязательно, можно принимать законы, направленные против здоровья избирателей или ухудшающие их жилищные условия и за это его невозможно уволить.

Конфискация незаконно нажитого имущества.

12. Конфискация всего имущества, в т.ч. тех объектов, которые официально не принадлежат чиновнику, но которыми регулярно пользовался чиновник. При этом юридический собственник имущества должен доказать что имущество официально и фактически принадлежит ему и у него есть для этого официальнее доходы. Также официальный собственник должен доказать с помощью детектора лжи и/или гипноза что не имеет связи с чиновником, т.е. он не представляет его финансовых, деловых, политических или иных интересов.
Т.е.нужно понимать что если чиновник остановился в гостинице 5 раз подряд это одно а если он регулярно живет в загородном имении площадью 1000 кв.м. которое принадлежит его маме, у которой пенсия 12 т.р. это совсем другое.
В завершении хочу добавить чтобы чиновник был как это изначально задумывалось - человеком, работающем в интересах общества, в интересах народа. Сейчас все наоборот.

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15%ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30%ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.


1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.


2. Формы коррупции в России

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов, а также во время резких перемен в политике, во время усиления борьбы со взяточничеством.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.


2.1 Элитарная коррупция

Элитарная коррупция, или, как ее еще часто называют, крупная или вершинная коррупция представляет собой огромную угрозу огромную угрозу для государства. Коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положением.

Элитарная коррупция характеризуется следующими признаками: высокое социальное положение субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальные способы их действий; огромный материальный, физический и моральный ущерб; исключительная латентность посягательств; снисходительное и даже бережное отношение властей к данной группе преступников.

Основным отличием элитарной коррупции от низовой являются последствия этого деяния, то есть когда происходит незаконная передача денег в высших эшелонах власти, это отражается на всей стране и ударяет по всем людям государства, так как решения, принятые после дачи взятки всегда очень масштабны и велики. С другой стороны, в низовой коррупции этого не происходит - дача взятки сотруднику ГАИ не приводит к масштабным последствиям, хотя, конечно, количество переходит в качество.

Речь идет о коррупции, если к лицам, участвующим в конкурсе, не применяется одинаковое обращение, и для одного участника создаются льготные условия, или государственную поставку не проводят, хотя ее следовало бы проводить.

Конечно, факт того, что такие махинации происходят в нашей стране, заставляет задуматься, насколько велики масштабы коррумпированности всех эшелонов власти. Эта история говорит об абсолютной безнаказанности людей, дающих и принимающих взятки.

Еще одной формой проявления элитарной коррупции является лоббизм, или финансирование партий частными лицами, которые в качестве компенсации получают полезные политические решения (например, изменение законов для более удобного ведения коммерческой деятельности поддерживающих). Здесь сложно привести какие-либо конкретные примеры, поскольку, опять-таки, коррупционеры оказываются безнаказанными. Такая форма взяточничества повсеместно используется в нашей стране и в государственной думе, и в совете федераций. Иначе не принималось бы такое

количество законов, которые потом называют бессмысленными и ненужными. Конечно, все эти законы в действительности играют "на руку" определенным людям.

Несмотря на то, что в России, да и в других странах, люди, состоящие на службе в правительстве, не имеют права заниматься бизнесом, коммерцией, все же, такие случаи очень часто встречаются в практике. Любому депутату будет выгодно вести бизнес, когда он сможет преодолеть все бюрократические преграды, да еще и написав специально для себя закон.

Во время выборов партий, президента уровень политической коррупции резко увеличивается, здесь ставки очень велики, ведь речь идет о власти, поэтому и суммы, и масштабы взяточничества здесь колоссальны. Депутат имеет огромное количество возможностей для увеличения своей популярности среди избирателей, и практически всегда взятка является неотъемлемым условием для победы, а иногда и для участия. Дача взятки обеспечивает кандидату неравный доступ в СМИ, давление на избирательные комиссии, на органы внутренних дел, на бизнес-структуры.

Эту форму коррупции можно назвать покупкой голосов. Покупка голосов проявляется во время выборов, когда кандидаты обещают встречные услуги, подарки и пр. голосовавшим за них. Покупку голосов не следует путать с раздачей вещей во время избирательной кампании, которые напрямую не обязывают избирателя голосовать за кандидата.

Итак, элитарная коррупция имеет множество различных форм, видов, проявлений, она не так сильно распространена и не настолько повсеместна, как низовая коррупция, но тем не менее, любое проявление вершинной коррупции влечет за собой множество неприятностей, множество проблем, угрожает стабильности национальной экономики. Кроме того, важным является то, что такие проявления коррупции сильно подрывают авторитет государства у граждан, они перестают доверять своим правителям, следовательно, теряют интерес к политике, поскольку считают, что от них не зависит ровным счетом ничего, что выборы куплены, лекарства закуплены слишком дорого, законы проведены не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц и групп людей.

Мне даже сложно предположить, как можно бороться с этим видом коррупции, ведь когда даже те люди, которые должны помогать нам, которые должны бороться против коррупции, сами повсеместно берут взятки - как они могут написать закон, который сможет устранить их взятки, и устранить их же самих таким образом. Если министры берут взятки, если у президента Ельцина к концу его правления в одном зарубежном банке размер счета составлял около 50 миллионов долларов, о чем мы можем говорить, с кем мы можем спорить, и где, в ком можно увидеть помощь?

2.2 Низовая коррупция

Низовая коррупция имеет ряд существенных отличий от вершинной: это, как правило, бюрократическая, а не политическая коррупция, кроме того, она не влияет на других субъектов, то есть во взятке замешаны только два лица и последствия также могут отразиться на этих людях. Последствия часто несущественны в краткосрочном периоде.

Социологические исследования, показывающие, что 98 % автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ГАИ, говорят не только о высокой степени коррумпированности этой службы. Данные свидетельствуют о широчайшей коррумпированности общественного сознания, о том, что низовая коррупция внедрена в общественную практику.

Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство считает уместным тревожить гражданина.

Существует несколько основных форм низовой коррупции, и, безусловно, самой распространенной, известной, повсеместной, самой простой и понятной из них является взятка, или подношение.

В качестве взятки рассматривается как денежное, так и прочее благо (подарки, обучающие поездки, льготы и пр.), которые должностное лицо получает за нарушение своих служебных обязанностей. Разница между подношением и взяткой состоит в том, что в случае подношения должностное лицо, получившее угоду, совершает такое деяние (или не совершает его), которое разрешено законом, а в случае взятки совершает незаконное деяние. Взятка/подношение дается как для того, чтобы ускорить определенные процессы, так и для того, чтобы получить информацию, услугу, которые в противном случае остались бы

недоступными, или для того, чтобы предотвратить последствия какого-либо деяния (например, утрату прав).

Конечно, сюда можно отнести и банальную дачу взятки сотруднику ГАИ, или сотруднику милиции, или дачу взятки для быстрого получения справки, квитанции, и более серьезные взятки - при поступлении ВУЗ, при отсрочке от армии. На мой взгляд, хотя такая форма взятки и не является страшным злом, но в ней все же кроется некая угроза: человек привыкает к взяточничеству, а, значит, если он смог дать 100 рублей, то потом сможет сделать и более крупное подношение. Конечно, здесь виноваты не только, да и не совсем граждане, здесь виновата система, допускающая подобную ситуацию.

Низовая коррупция может проявляться в следующих сферах жизни и коммерческой деятельности людей: в первую очередь, это жилищно-коммунальной сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

Правоохранительные органы, и прежде всего милиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Как уже упоминалось, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

Кроме всего перечисленного, сюда можно отнести и такую форму низовой коррупции, как непотизм, то есть коррупционные действия, связанные с приемом на руководящие посты в крупные фирмы близких или свойственников. Сюда же можно отнести более серьезный вид коррупции-отмывание денег, при котором гигантские суммы переводятся на счета иностранных банков с целью укрытия от налогов, с целью заметания следов преступлений. Отмывание денег, казалось бы, напрямую не связано с коррупцией, однако, если задумать, станет понятно, что деньги, полученные нелегально (иначе, зачем их "отмывать"?) всегда связаны со взятками.

Еще одной, очень важной, часто абсолютно закрытой для экспертизы, является такая форма взятки, как "откат". Дело в том, что здесь

взяточничество происходит без участия каких-либо государственных органов, между сотрудниками фирм. К примеру, фирма, а точнее член этой организации, участвующий в сделке, готов заплатить компаньону за товар большие деньги, чем требуется, при этом часть доходов уйдет поставщику товара, а другая часть - стороне - покупателю. Ни та, ни другая сторона фактически не проигрывает, все остаются в "плюсе", и говорить об этом руководству или государству просто нет необходимости.

Надо сказать, что несмотря на намного более скромные объемы взяток в бюрократической коррупции, люди, дающие их привлекаются к ответственности гораздо чаще. Так, можно назвать множество мелких дел, когда за взятку на дороге в 50-1000 рублей люди должны были нести хоть и заслуженное, но неоправданное наказание. Очень известна история автомобилиста, которая произошла несколько лет назад; мужчина был приговорен к нескольким годам лишения свободы за дачу взятки на дороге, при этом тысячи сотрудников органов остаются абсолютно безнаказанными.

На современном этапе самым важным является то, что люди начинают постепенно понимать, что проблему можно решить не только при помощи взятки. То есть, сейчас основной задачей общества является то, что надо просто перестать давать взятки. Теоретически это вполне возможно. Конечно, коррупция - очень масштабное явление, и на его искоренение уйдут многие годы, но сознание должно постоянно меняться в лучшую сторону.


3. Последствия коррупции

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом.

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия.

К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: рост имущественного неравенства, т.к. коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества и увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.


4. Борьба с коррупцией

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является рабочая группа по борьбе со взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит,коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;

2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Итак, правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений).

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

2. Предупреждение и предотвращение коррупции

3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.


Заключение

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования.

· Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников.

· Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.

· Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов.

· Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.

· Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.

· Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.


Список литературы

1. Кардаполова Т.Ф., Руденкин В.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург УИЭУиП. 2006г.

2. Катаев Н.А. Сердюк Л.В. Коррупция Уфа 1995г.

3. А.С. Дементьев. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 1996, Т.1, с.25.

4. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Под ред. Лунева В.В. М., Юристъ 2001 г.

5. Граждан Валерий. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // "Власть" 12’2004

6. Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г., № 50

7. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции Общественные науки и современность, 2002 г., № 6

8. Симония Н. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль - XXI, 2001 г., № 7


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

КОРРУПЦИЯ И БОРЬБА С НЕЙ

«Коррупция» в переводе с латинского (corruption) означает «подкуп». Под коррупцией следует понимать использование должностными лицами, чиновниками своих прав и полномочий в целях личном обогащения, получения выгод; подкуп, взяточничество 1 . Коррупция отнесена и к «серым», и к «черным» рынкам в зависимости от последствий совершенных действий. Коррупция - это институциональный процесс, который нельзя рассматривать вне сложившейся и развивающейся системы взаимодействия социальных институтов Последствия воздействия коррупции на различные стороны экономической жизни общества следующие:

а) экономические:

Растут масштабы теневой экономики, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета страны;

Нарушаются конкурентные механизмы рынка, так как выигрывает тот, кто получил лучшие преимущества за взятки.

б) социальные:

Исчезают огромные денежные средства, предназначенные на общественное развитие, обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

Растет имущественное неравенство среди населения.

в) политические:

Происходит властвование олигархических групп;

Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества;

Падает престиж страны на международном уровне, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Специалисты различают два вида российской коррупции: верхушечную и низовую.

Верхушечная, или, как ее еще называют, государственная коррупция включает политиков и чиновников и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (например, законов, изменение форм собственности и т.д.).

Низовая коррупция распространена на низшем и среднем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (например, регистрация, штрафные санкции и т.д.).

Бюрократия занимает в России не последнее место в этом списке. В командно-административной системе сфера влияния бюрократии значительно шире, чем в рыночной. Это связано с особенностями системы

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

управления, которая охватывала всю структуру хозяйственных связей, и организация которой во многом была обусловлена интересами бюрократического аппарата. Монополия на информацию, возможность отдельных чиновников определять порядок доступа к этой информации для различных категорий экономических субъектов, условия ее получения, а также распоряжения ресурсами способствовали повсеместному развитию коррупции, установлению многочисленных запретов и ограничений, способствующих получению бюрократической ренты.

По мнению зарубежных исследователей, примерно 70% российских чиновников берут взятки 1 . Бюрократы имеют полную свободу действий при отказе или разрешении того или иного вида деятельности, где, естественно, будут большие доходы.

Если вернуться к 90-м гг. ХХ в., то именно в этот период наблюдался большой рост коррупции, так как это было связано с приватизацией. Наиболее распространенные нарушения при приватизации - это присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники.

По оценкам экспертов, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов, распределение бюджетных средств или в победе в различных тендерах. Этому благоприятствует несовершенство налоговой системы: деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.

Многие исследователи при анализе возникновения организованной преступности в сфере экономики в России обращают внимание на то, что плановая экономика привела к разбалансированности, бесхозяйственности, отсутствию контроля за мерой труда и потребления. Одним из наиболее негативных последствий этого процесса стал широко распространенный дефицит и, как закономерный результат, - создание теневого (подпольного) рынка товаров и услуг Венгерский экономист Янош Корнаи командно-административную экономику назвал «экономикой дефицита» 2 . Дефицит - это явление хроническое, поэтому наблюдается постоянно. После возможного временного успеха попыток преодолеть его он всегда возникает вновь. Таким образом, командная экономика способствует перманентному воспроизводству дефицита.

В командно-административной экономике создавались все условия для фальсификации данных об объеме выпускаемой продукции, приписках; было выгодным преувеличивать имеющиеся трудности и недооценивать имеющийся потенциал, скрывать недостатки в работе от вышестоящих лиц (в той степени, насколько это было возможно).

__________________________________________________________________

1 ВащекинН.Л.,ДзлиевМ.И., УрсулА.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2002.

2 Корнав Я. Дефицит М., 1990.

Особенность теневой экономики советского периода состояла в том, что она удовлетворяла спрос населения на легальные товары и услуги. Лица, занимающиеся теневым бизнесом, имели разветвленную систему связей, в том числе с руководителями административно-хозяйственных органов, формировали свое криминальное окружение, вырабатывая контрмеры по обеспечению своей безопасности. Их деятельность оказалась в поле зрения уголовно-преступной среды. Так как люди, занимающиеся преступным бизнесом, получали большие доходы, они могли позволить себе отчислять часть суммы, добытой преступным путем, криминальным структурам в целях ограждения себя от посягательств.

Просмотры: 5 678

Под термином коррупция подразумевается преступное использование тем или иным лицом имеющихся у него властных и должностных прав и полномочий.

Это делается посредством систематического использования имеющихся связей, возможностей, авторитета и статуса с целью получения корыстной выгоды. Данное действие противоречит нормам действующего законодательства и любым моральным установкам. Ведь, иными словами, коррупция подразумевает под собой получение взяток, подкуп и вымогательство. Получение экономической прибыли считается главным стимулом этого пагубного явления. Соответственно, сдерживающим фактором можно считать риски разоблачения и максимально жесткое наказание. Согласно всем проведенным политэкономическим и макроэкономическим исследованиям, коррупция способна наносить очень серьезный ущерб государству и максимально препятствовать его экономическому росту в интересах комплексного общественного развития. Борьба с коррупцией крайне важна, но справедливо считается непростым делом. Это обусловлено тем, что коррупции могут быть подвержены все сферы жизнедеятельности, включая органы власти, правопорядка, судебную систему и т.д.

Борьба с коррупцией: успешный сингапурский опыт

Многие страны мира ведут более или менее успешную борьбу с этим злом. В целом наиболее актуальными методами считаются:

  • Введение законов, которые максимально ужесточают наказание;
  • Соизмеримое увеличение легитимного дохода должностных лиц;
  • Создание повышенной конкурентной среды.

Давайте вместе посмотрим на то, за счет каких действий отдельным странам удается добиться реальных результатов, и как обстоит дело в славянских государствах бывшего СССР? Наиболее показательным примером успешной борьбы с коррупцией справедливо считается Сингапур. Эта страна за короткий срок из отсталого азиатского государства сумела превратиться в ведущую мировую державу, а ключом к этому успеху стала именно борьба с коррупцией . При этом, изначальные репрессии не стали главным методом этой борьбы. Властью была разработана программа, согласно которой:

  • Обеспечивалась полная прозрачность деятельности всех уровней чиновников;
  • Была введена обязательная ротация, которая не позволяла сформировать устойчивые коррупционные связи;
  • Проводились систематические инспекции и максимальное совершенствование механизмов взаимодействия чиновников всех уровней с рядовыми гражданами с целью полного исключения любых проявлений бюрократических проволочек.

Одновременно с этим были сформированы независимые от власти СМИ, которые абсолютно беспристрастно просто информировали общественность о любых проявлениях коррупции. Кроме того, всем сингапурским чиновникам были значительно повышены зарплаты. Эта мера, на наш взгляд, не может считаться одинаково эффективной во всех странах. Однако именно в Сингапуре она сумела стать значимым рычагом противодействия коррупции. Вместе с этим, всем известна фраза сингапурского лидера Лу Куан Ю о том, что если кто-то желает действительно победить коррупцию, то он должен быть готов посадить в тюрьму своих родственников и близких друзей. В этой фразе заложен глубокий смысл. Эффективная борьба с коррупцией должна в обязательном порядке предполагать уголовное наказание за совершение подобных действий.

Смертная казнь в Китае и Таиланде

Если в Сингапуре и Швеции в этом плане ограничились лишением свободы на определенный срок, то в Китае основной мерой по противодействию пагубной коррупции и взяточничеству стало пожизненное заключение и смертная казнь. Как известно, по китайскому пути пошел и современный Таиланд. Национальный комитет, который координирует проведение реформ в этой стране, выдвинул предложение по срочному изменению действующего законодательства. Согласно тезисов этого предложения, если деятельность чиновника привела к государственному ущербу на 1 млрд.батов (эквивалент 28.6 млн. дол.), то его ожидает смертная казнь. При этом, если ущерб государства составит 10 млн.батов (или 285 тыс. дол.), то должностное лицо ожидает тюрьма сроком на 10 лет. Если посмотреть на примеры бывших стран СССР, то коррупция, словно ржавчина, системно разъедает базовые основы государственности. К примеру, в Украине постоянно декларируются программы «борьбы» с ней. Однако новые власти не только не останавливают это зло, но и делают его более масштабным и изощренным. В тюрьму садятся люди, совершившие мелкие правонарушения, либо рядовые исполнители. При этом, ворующие огромные суммы и берущие взятки чиновники в лучшем случае лишаются своих должностей. Немногим лучше ситуация и в современной России, где коррупция также является серьезным сдерживающим фактором движения страны вперед.

Как бороться с коррупцией в России

Необходимо в кратчайшие сроки лечить эту «болезнь», используя весь спектр лекарств и изучив весь мировой позитивный опыт. Мы не думаем, что отечественным чиновникам следует существенно повышать зарплату. В наших условиях, они должны, безусловно, получать достойно, но это не главный способ борьбы с коррупцией у нас. Гораздо важнее сейчас:

  • Более тщательный отбор лиц, поступающих на государственную службу. Сюда должны идти идейные кадры, а не случайные люди, для которых взятки становятся основным стимулом получения должностей;
  • Грамотный контроль за расходами государственных чиновников. Если создается такая система, когда невозможно потратить незаконно полученные средства, то желание получить взятки уменьшается. Необходимо не только существующее на территории России декларирование доходной части и имущества, но и качественная проверка того, что там указано;
  • Ограничение персональных прав чиновников на личные тайны и различные неприкосновенности. Необходимо максимально упростить деятельность антикоррупционных органов в отношении чиновников;
  • Ну и, конечно же, следует более жестко наказывать коррупционеров. Конфискация имущества в совокупности с тюремным сроком от 10 лет должна стать нормой наказания за это зло.

– дело сложнейшее и требующее целого комплекса мер. Чем-либо одним, типа повышения зарплаты, как некоторые предлагают, с коррупцией не справиться. Если только повысить зарплаты всем чиновникам – брать от этого не престанут. Хотя и материальное обеспечение государственных служащих имеет важное значение.

Как говориться «не за вознаграждение работаем, но на него живём». Очень мало шансов, что голодный и нищий чиновник, от которого зависит что-либо, будет честен до конца. Всегда существует вероятность, что рано или поздно он возьмёт взятку.

Поэтому, повышение уровня оплаты «государевых людей» – это не самый главный способ борьбы с коррупцией . Скорее, это завершающий этап борьбы с ней, к тому же на нижних «бытовых» уровнях (инспектора , врачи, учителя, приёмные комиссии ВУЗов и т.д. и т.п.). А те, кто связан с коррупцией на высшем её уровне – государственном – и так люди не бедные. Так что там, одним лишь повышением зарплат вопрос, в принципе, не решить. А ведь именно этот «не бытовой» уровень является самым важным и самым опасным.

Сразу соглашусь с теми, кто говорит, что для борьбы с коррупцией нужны законы, которые всё чётко регулируют и не допускают начальственного «усмотрения». Что необходима максимальная прозрачность деятельности государственных органов и , в том числе и со стороны СМИ. Что нужно разъяснение всем их прав и правовая культура. Всё так . И потихоньку это всё делается. Не так быстро, как хотелось бы и как должно быть, но всё же.

Но… При любом раскладе всегда останется ряд сфер деятельности, когда весьма важные вопросы будут решаться единолично по усмотрению соответствующего лица, наделённого властными полномочиями. Говоря по-простому: этому дать, а этому нет; тому разрешить, а другому запретить; первому предоставить, второго гнать подальше. И вот чтоб бороться с коррупцией среди руководителей, которые по роду деятельности обязаны принимать единоличное решение, нужны следующие меры.

1.Тщательный отбор кадров при приёме на государственную службу.

Сейчас это более-менее грамотно делается только в и при назначении судей. А нужно так делать везде. В том числе с использованием полиграфа, то есть «детектора лжи». Машинка надёжная, если уметь ей пользоваться. С ней проще понять, зачем человек идёт во власть. Служить или наживаться .

Кстати, вот ещё интересный вопрос, касаемо отбора (а заодно и причин и истоков коррупции).Что закончили и как учились будущие чиновники?

– Если школьники платят учителям за сдачу ЕГЭ;

– если они потом дают огромные взятки за поступление в ВУЗ (либо тратя эти деньги официально – учась на «коммерческих» отделениях);

То, получив, таким образом, образование, будут ли такие чиновники честно и бескорыстно служить народу? Над этим тоже надо задуматься.

2. Контроль за расходами чиновников.

Это одно из важнейших средств борьбы с коррупцией. И оно должно работать так, чтобы брать не было никакого смысла. Потому что потратить незаконно полученные деньги незаметно невозможно. Для этого нужно не только ежегодное декларирование доходов и имущества (причём как своего, так и родственников, в том числе и тех, что выходят за рамки «близких», т.е. не только супруг, родители, дети, но и братья, сёстры, дедушки бабушки, дяди, тёти, племянники и их супруги), но и тщательный контроль за достоверностью этих деклараций. Сопоставление сумм и источников дохода, с тратами и увеличением имущества чиновников и их родственников. Насколько они соразмерны. Декларирование доходов и имущества и сейчас есть, а вот проверка достоверности деклараций практически отсутствует .

При проверке данных и цифр, важно также установление фактического владения и пользования имуществом. Такое явление, как оформление транспорта и недвижимости на других лиц явление распространённое. Поэтому с любого госслужащего, ездящего на дорогой машине по доверенности или живущего в особняке, оформленном на другое лицо, всегда должна быть возможность потребовать объяснение. Что это за добрые люди ему всё это дали и почему они такие щедрые?

При отсутствии внятных объяснений – увольнение сразу и без вариантов. А заодно и конфискация имущества . Благо статья 20 Венской конвенции ООН от 31.10.2003 это позволяет.

Только механизма реализации такого действия у нас пока нет – блокирует принятие соответствующих законов… кое-кто. И почему это делается, понятно. Эта норма признаёт преступным незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Таким образом, имущество, законность приобретения, которого чиновник не сможет доказать, будет признано преступно нажитым, что повлечёт его конфискацию. Представляете, сколько домиков на Рублёвке, и квартирок на Тверской в доход государства отойдёт? А уж автомобилей – вообще целый автопарк наберётся.

3. Законодательное ограничение прав государственных служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны.

Это необходимо для упрощения деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, чтоб они могли спокойно проверять личные связи чиновников, а также контролировать их телефонные переговоры и другие виды связи.

При назначении на должность, каждому кандидату сразу должно быть разъяснено, что неприкосновенность частной жизни и тайна переписки и переговоров – на вас более не распространяются. Вы предупреждаетесь о том, что ваш дом, транспорт, дача и т.д. в любое время могут быть прослушаны, равно как и ваши телефонные переговоры, и электронная почта и т.д. А для полноты картины – и ежегодная проверка на полиграфе, уже упомянутом.

Кроме того, вам запрещается общаться с сомнительными личностями во внеслужебное время, и если служба наружного наблюдения МВД, ФСБ и т.д. это увидит – у вас будут крупные неприятности. Кстати, такие запреты потихоньку уже появляются . Например, статья 6 «Кодекса чести судьи» – судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

Поменьше шастайте чёрт знает с кем, по всяким там презентациям, казино, баням и дорогим кабакам. В такой ситуации, недобросовестным лицам делать тёмные дела и «решать вопросы» будет намного сложнее, а правоохранительным органам – проще изобличать их.

Как бы ни орали полузащитники прав человека и как бы ни дулись все, кого это коснётся – это надо делать. И чем скорее, тем лучше. Для всех либералов и иных ценителей свободы, которые будут кричать, что нарушается права человека и Конституция, придётся разъяснить, что даже Конституция РФ (часть 2 статьи 23) предусматривает возможность ограничения таких прав гражданина на основании судебного решения.

Нарушать Конституцию не надо, наоборот, этот документ надо всячески уважать . Вот и надо сделать так, чтоб судебное решение в этом случае выдавалось бы при назначении лица на должность и на весь срок его полномочий. Выйдете в отставку – вот и будет вам тайна переписки, разговоров-переговоров и т.д. А пока служите – извините, придётся терпеть. Неприятно, конечно, всегда быть «под колпаком», но если честно служишь – то скрывать и бояться нечего.

Доверие к государственному служащему должно быть абсолютным. Чистота и надёжность всегда и везде. Как хирургический скальпель. Если есть подозрения, что на него попал микроб – огнём и кипяточком придётся обрабатывать по любому, без вариантов, не выясняя, правда это, или так, только сомнения. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Не нравится – уходите со службы. Это дело добровольное, силой на государеву службу никто не тянет

4. И, наконец, самый неприятный, но нужный способ – профилактика.

Должна вестись не только по фактам уже совершённых преступлений, которые выявлять довольно сложно, а доказывать иногда вообще невозможно, но и вестись на опережение, путём выявления потенциальных взяточников.

Для этого периодически необходимо проведение оперативных экспериментов, в ходе которых под видео или радиоконтролем предлагать взятки должностным лицам (любого уровня и в любых ведомствах). Кстати, и не только взятки, в классическом понимании этого слова. Не секрет, что весьма распространён такой вид , по принципу – «ты мне, я тебе» . То есть, за просьбу что-либо сделать, может ничего и не предлагаться из материальных благ. Но подразумевается, что тот чиновник, который «удружил» чем-либо другому лицу, всегда может обратиться к нему за своим «решением вопроса». А вот это вообще практически неуловимо и недоказуемо. А вред от этого ничуть не меньше, чем при классической взятке.

Таким образом, в Законе «О системе государственной службы » от 27.05.2003 N 58-ФЗ необходимо ввести норму , согласно которой, каждый государственный служащий обязан доложить своему руководителю о каждой попытке дачи взятки и о предложениях и просьбах посодействовать в чём-либо незаконном.

Кстати, в прокуратуре уже есть такой приказ Генерального прокурора РФ, изданный в 2009 году. Однако механизм его реализации и проверки исполнения предусмотреть забыли .

Совершив «провокацию», предложив , нужно смотреть, как чиновник поступит. Если сразу (ну или в течение определённого времени) написал соответствующий рапорт – молодец. (Правда, ему об этом говорить не надо, чтобы смысл всего действия не терялся).

Не доложил в течение суток-двух: до свидания, точнее прощай, ибо при увольнении по такому основанию должен автоматически вводиться пожизненный запрет на занятие любых государственных должностей!

Ну, а уж если и чего-то делать начал, выполняя незаконный заказ – таких просто привлекать к уголовной ответственности.

Для того, чтобы всё это не сводилось к формальному мероприятию (а у нас это часто бывает, что делается для палочки, для галочки), нужно привлекать к оперативному эксперименту не только граждан, из числа добровольцев, но и близких сослуживцев и представителей коммерческих структур, с которыми чиновнику приходится иметь дело по службе.

Для этого, в том же законе о государственной службе, а также в законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, надо вносить нормы, согласно которым участие в оперативных экспериментах по выявлению потенциальных взяточников – это обязанность каждого госслужащего и предпринимателя. Отказ от этого – основание для увольнения со службы, или запрет на предпринимательскую деятельность (либо ликвидация юридического лица). А вот попытка предупредить о проверке – это уже уголовная ответственность.

Кстати, такой эксперимент можно и нужно проводить и в обратном порядке, то есть озадачить кого-то предложить взятку, и проверить, не побежит ли предупреждать о том, что идёт оперативный эксперимент. Ну, и как говорится, со всеми вытекающими…. Ибо такое гнильё среди госслужащих не нужно.

Тяжело это будет, неприятно, шуму-вою среди чиновников всех уровней будет масса, но делать это надо. И придётся. Ничем другим не победить. Каждый, кто занимает какую-либо должность, должен знать, что если он не доложит о попытке дачи взятки, его уволят. Обижаться на товарищей, которые будут его провоцировать – бесполезно, ибо он сам будет делать это же самое в отношении их – или опять-таки будет уволен. Ничего личного – служба такая . И сам чиновник, соответственно, будет бояться задавать вопросы типа: «А нет ли у тебя знакомых там-то?», «А можно ли решить вопрос?» или «А не мог бы ты помочь?». Через год, два, три такие вопросы исчезнут, вместе с людьми, которые их задают.

Попадут под раздачу, конечно, и случайные лица, которые никогда не брали , но не сообщили о попытке дать её или предупредили о проверке по доброте душевной, но это не повод ничего не делать. Придётся с этим смириться.

В конце концов, именно так сейчас ведётся борьба с наркоторговлей. Бывают ситуации, когда, как говорится, «весь дом знает, что в той квартире торгуют наркотой, а милиция ничего не делает». Ко мне на приём возмущённые граждане приходят постоянно с такими жалобами. И приходится разъяснять, что ничего и не делается потому, что доказать в суде вину наркоторговца можно, только поймав его «за руку». Даже если все жильцы дома дадут показания, что в квартире такой-то наркопритон – это не доказательство. Увы. Для этого проводятся «проверочные закупки».

Находят лицо, которое готово участвовать в проверочной закупке, как правило, из числа наркоманов. Дают ему помеченных денег, обыскивают перед началом, чтоб убедиться и зафиксировать, что у него с собой ничего нет, и вперёд. Когда он возвращается – обыскивают ещё раз и изымают купленную наркоту. А потом вламываются в квартиру и обыскивают её. Находят помеченные деньги и , предназначенные для продажи. Они идут на экспертизу, и если она подтверждает, что это действительно наркотики – дело можно направлять в суд. Вот так, и никак иначе.

С коррупцией придётся поступать точно так же . Иначе она непобедима. Каждый чиновник, должен бояться брать. А каждый дающий – должен бояться давать, так как будет знать, что о каждой попытке дать – будет доложено, и будет уголовное дело уже в отношении дающего.

Кнут и пряник – давние и хорошо проверенные методы. За честную работу – чиновнику нужно дать хорошую зарплату, пенсию и некоторые льготы, за взятки – перспективу лишиться не только работы, а соответственно зарплаты, пенсии и льгот, но и свободы, а может и жизни. Я за смертную казнь за должностные преступления , и не только должностные.

Положительный пример от таких мер в нашей истории есть. В СССР, в период правления И.В. Сталина, была побеждена даже в азиатских и кавказских республиках. Где дать бакшиш, это было само собой разумеющимся. Кстати, именно размах коррупции и заставил меня объективно взглянуть на личность и деятельность Иосифа Виссарионовича. Каюсь, грешен, тоже в своё время поддался либеральной пропаганде, рассказывавшей о «миллионах» расстрелянных и «десятках миллионов» посаженных. А потом, поборовшись с коррупцией по долгу службы, сначала как помощник районного прокурора по надзору за милицией, затем как следователь прокуратуры, а сейчас как государственный обвинитель в суде (сначала в районном, затем в областном, в том числе и в суде присяжных) – наступило переосмысление.

То, с чем приходилось сталкиваться, заставило задуматься: а правду ли говорят о Сталине? Если сейчас воздать должное каждому лихоимцу, кто взял хоть копейку взятки, хоть доллар «отката» или присвоил, распилил-отпилил государственного имущества, то сколько чиновников останется на свободе? Да 37-й год покажется детским щелбаном, а



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация