Административное законодательство понятие и структура. Что регулирует административное право

Главная / Квартира

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

Является одной из основополагающих отраслей публичного права;

Представляет собой совокупность юридических норм;

Имеет обособленный предмет правового регулированияуправленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

Имеет свой метод правового регулирования;

Обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

Имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

2.2. Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

Между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

Между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

Между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

Между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

Между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

Между субъектами исполнительной власти и гражданами;

Между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:

Между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

Внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

Внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

2.3. Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

2.4. Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

Обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

Представляет собой объективное правовое явление;

Характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

Включает определенные элементы;

Изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

Принципов государственного управления;

Административно-правового статуса граждан (физических лиц);

Административно-правового статуса органов исполнительной власти;

Государственной и муниципальной службы;

Административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

Административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

Административно-правовых режимов;

Форм государственного управления;

Методов государственного управления;

Административной ответственности;

Административного процесса;

Обеспечения законности в государственном управлении;

Административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

Административно-правовых основ управления в сфере экономики;

Административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

Административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

Нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

Административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

Административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

Административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

2.6. Административное право в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Административное право в российской правовой доктрине традиционно рассматривается в двух основных ипостасях: как отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих более или менее однородные отношения с помощью специфического метода правового регулирования, а также как наука в системе правовых наук, занимающаяся изучением указанной совокупности норм отрасли административного права.

Административное право - это одна из центральных отраслей современной системы права любого государства. Хотя история возникновения и становления правовых систем различных государств отдает историческое первенство таким отраслям права, как гражданское и уголовное, можно с уверенностью утверждать, что административное право в его современном понимании - это центральная отрасль материального права, наряду с гражданским, уголовным и конституционным. Не будет слишком большим преувеличением, если сказать, что все отрасли в современной системе права так или иначе находятся в группе либо гражданско-правовых либо административно-правовых отраслей (исключая, разумеется, блок уголовно-правовых отраслей и конституционное право).

Для того, чтобы дать понятие отрасли административного права, необходимо первоначально определить сущность отрасли, то есть попытаться остановиться на характерных чертах данной совокупности норм права, определяющих ее своеобразие в массиве правовых отраслей.

Сущность отрасли может быть определена через совокупность ее целей, задач, функций, механизма правового регулирования, принципов. Только они в состоянии отразить индивидуальность отрасли права, придать ей самостоятельность и научную основу. Но, прежде всего, отрасль права должна быть отнесена к какой-либо видовой категории, определяющей ее принадлежность к группе однородных отраслей.

Административное право - это право публичное. Это обстоятельство определяет цель, стоящую перед исследуемой отраслью права: административное право призвано обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами. Публичность отрасли абсолютна. Если кто-то попытается возразить, что административное право помимо защиты публичных интересов также призвано охранять частный интерес от произвола власти в процессе государственного управления, то ему можно возразить, что публичный интерес в демократическом государстве определен конституционными принципами, среди которых есть и принцип уважения прав и свобод личности, их первичности по отношению к государству в целом. Так, ст. 2 Конституции РФ предусматривает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Разделяя публичность с такими отраслями российского права, как, например, уголовное и конституционное право, административное право выполняет следующие задачи: обеспечение поступательного развития экономики, оптимального уровня социального обеспечения, процветания культурной сферы жизнедеятельности общества, организация внутренних дел (включая охрану правопорядка, обеспечение безопасности населения, охрану прав и свобод граждан), обеспечение обороны государства и государственной безопасности, налаживание международного сотрудничества в различных областях, обеспечение надлежащего функционирования юстиции.

Для этого в рамках отрасли средствами правового регулирования:

Определяется статус органов государственного управления, устанавливается порядок их деятельности, конкретизируется статус;

Определяются основы статуса лиц, находящихся на службе государства в самом широком смысле этого слова;

Устанавливается правовой статус различных субъектов, на которых направлено управленческое воздействие (физических лиц и их объединений);

Определяются основы государственной политики в той или иной области общественной жизни, детализируются процедуру реализации государственной политики, происходит формирование управленческих подходов к решению различных социальных проблем;

Осуществляется выбор способов и форм государственного управления в отношении тех или иных управляемых явлений или процессов и т.д.

Устанавливается ответственность за нарушение норм административного права;

Определяются основы управленческих процедур и юрисдикционных процессов и т.д.

Предметом отрасли административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и возникающие в сфере государственного управления. Методом отрасли выступает императивный метод правового регулирования.

Структура административного права как один из существенных параметров, отражающих его сущность, может быть описана традиционно - как совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права. Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Ю.Н. Старилов, например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

Организационно-управленческое право, регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;

Управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;

Административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";

Административно-деликтное право, устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

Соглашаясь в общем и целом с указанной трактовкой структуры административного права, отметим, что административное право, являясь самой обширной и многообразной по сферам регулируемых отношений отраслью, может быть представлено также как совокупность множества законченных административно-правовых режимов (под которыми целесообразно понимать группы норм административного права, обуславливающих комплексное регулирование определенной группы отношений), установленных в отношении конкретной группы регулируемых отношений. Административно-правовые режимы легко группируются по сферам регулирования и в состоянии дать довольно четкое представление о структуре отрасли, поскольку не "страдают", как институты, межотраслевым характером и более или менее вычленимы на уровне источников административного права. В этой связи легко выделить социально-экономические и административно-политические режимы; режимы нормального функционирования и чрезвычайные, режимы материальные и процессуальные и т.д.

В современной науке административного права существует масса определений отрасли административного права. Большинство из них позаимствовано из прошлого и не отличаются особой оригинальностью, поскольку традиционно отсылают нас к предмету правового регулирования. Так, начиная с профессора И.Т. Тарасова, определявшего административное право как совокупность "правил и норм, определяющих организацию, власть и деятельность администрации в данном государстве, в данную эпоху", продолжая в эпоху советского государства определениями типа определения, данного Б.М. Лазаревым: "советское административное право: может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т.е. те отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами: государства исполнительной и распорядительной деятельности", административное право и сейчас определяется как "самостоятельная публичная правовая отрасль, которая упорядочивает общественные отношения, связанные с государственной административной деятельностью".

Профессор Ю.М. Козлов писал, что "административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)". Аналогично Д.М. Овсянко утверждает, что "административное право - одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления)".

Оригинальное, но не слишком удачное, на наш взгляд, определение дают Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, утверждая, что административное право - "это системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти; в области административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений; форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти". В этом определении прослеживается стремление выделить и перечислить различные виды общественных отношений при объективной невозможности такого перечисления в силу бесконечной множественности предмета отрасли.

Отступая от традиции определения отрасли через ее предмет, профессор Ю.А. Тихомиров определяет административное право как "отрасль российского права есть система правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан".

Последнее определение страдает очень существенной слабостью, на которую нельзя не обратить внимания в силу ее значимости. Говоря о том, что административное право - это система правовых норм, Ю.А. Тихомиров указывает, что исходить эти источники должны от органов исполнительной власти и других органов, видимо полагая под "другими" те государственные органы, которые осуществляют государственное управление, не входя при этом в систему органов исполнительной власти. Однако это принципиально не так. Источниками норм административного права могут быть абсолютно все виды нормативно-правовых актов, принимаемые в России различными субъектами, включая Конституцию РФ и федеральные законы. Более того, административное право едва ли не единственная отрасль в российском праве, имеющая в составе своих источников столько актов законодательного уровня. Другое дело, что в структуре источников отрасли действительно масса и подзаконных актов, изданных самими управляющими субъектами.

Мы же попытаемся определить административное право через совокупность хотя бы части тех признаков, которые мы выявили, раскрывая сущность административного права. Итак, административное право - это отрасль публичного права, представляющая собой совокупность императивных норм права, призванных урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством в лице своих исполнительных и иных органов функции государственного управления процессами и явлениями общественной жизни с целью их приведения в соответствие с публичными интересами.

Такое определение позволяет не только раскрыть предмет и метод отрасли, но также проследить ее видовую принадлежность к отраслям публичного права и целевую направленность на обеспеченность общественных интересов.

В системе отраслей российского права административное право прочно занимает одно из центральных мест. Регулируемые нормами данной отрасли права отношения столь многообразны, а правовое регулирование их столь специфично, что административное право невозможно отождествить ни с одной из совокупностей особенностей правового регулирования, свойственной различным отраслям системы российского права. Как уже отмечалось, достаточно самостоятельных и самодостаточных отраслей в российском праве не так много. К ним мы относим имеющие собственные предмет и метод правового регулирования гражданское, уголовное, конституционное и трудовое право. К перечню указанных отраслей может быть добавлено и административное право, характеризующееся своеобразными чертами правового регулирования.

Прочие отрасли российского права принято считать комплексными, т.е. совмещающими в себе не только принципы и способы правого регулирования различных ведущих отраслей права, но и включающих в состав своих источников различные нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы отраслей гражданского, административного, уголовного, конституционного и трудового права.

Однако каждая отрасль права имеет определенное место в системе права и административное право в этом смысле не является исключением. Так, система российского права содержит в себе отрасли так называемого публичного и частного права. К отраслям публичного права мы традиционно относим те отрасли права, в основе правового регулирования которых лежит публичный интерес (это, прежде всего, конституционное и уголовное право). Частные отрасли, напротив, ориентированы на охрану частного интереса, в их основе лежат принципы диспозитивности и равенства сторон (это гражданское, трудовое право).

Административное право являет собой яркий пример публичной отрасли права. В российской правовой доктрине термин "публичное право" долгое время не применялся вследствие того, что деление права на публичное и частное противоречило идеологии социалистического строительства, поскольку все право, в сущности, являлось публичным, глубоко и детально регулируя все отношения субъектов права.

Становление современной российской системы права вновь показывает, что часть отраслей права непосредственно связана с позиционированием государственного (общественного) интереса в обществе, что, однако, не препятствует другой части отраслей права регулировать правоотношения на уровне частного интереса, согласовывая отдельные воли посредством применения диспозитивного регулирования.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, поскольку занимается регулированием того спектра общественных отношений, который непосредственно связан с организацией государственного управления, в том числе с функционированием исполнительной ветви государственной власти, совокупностью применяемых субъектами управления форм и методов государственного управления, а также с особенностями организации государственной службы и другими подобными вопросами. Государственное управление рассматривается в рамках административного права как процесс, нуждающийся в правовой регламентации. С другой стороны, в сферу интересов данной отрасли входит также и специфические приемы государственного управления в различных сферах и областях общественной жизнедеятельности.

От частного права административное право, в частности, и публичное право в целом отличает сам принцип правового регулирования, функции и метод регулирования. В бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному. Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними, но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен в правоотношении властными правомочиями, мы говорим о публично-правовых отношениях.

Таким образом, отграничение административного права от всех отраслей частного права выглядит довольно естественным и понятным. Так, трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости одного от другого. Административно-правовые отношения - это отношения, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел I. Предмет, система и источники российского административного

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Гражданское процессуальное право автора

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права? В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Из книги автора

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

Из книги автора

Глава I. Понятие, предмет, метод, система, задачи уголовного

Из книги автора

Понятие, предмет, система и методы финансового права

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Комплекс нормативных актов, которыми регламентируются формирует одноименное законодательство. В нем присутствуют разные категории юридических документов. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет административное законодательство Российской Федерации .

Структура

Любое - гражданское, уголовное, административное - законодательство включает в себя:

  1. Базовые акты. К ним в первую очередь относят Конституцию и федеральные документы (КоАП, ФЗ "О госслужбе", ФКЗ "О правительстве" и пр.).
  2. Акты, которые относятся к иным юридическим отраслям, однако в своей структуре имеют нормы, которыми регламентируются и административные правоотношения. К ним, в частности, относят Лесной, Налоговый, Таможенный кодексы.
  3. распространяющие свое действие на данную область отношений.

Характеристика источников

Анализируя , ученые констатируют их значительную подвижность. Она обуславливается главным образом изменениями, имеющими место в юридической и организационной К источникам, по поводу которых у ученых нет единства во взглядах, относят правовые прецеденты. Ими, в частности, являются постановления КС и Президиума ВС. Они наделены нормативным характером. Однако они не обладают самостоятельным значением и действуют столько, сколько имеют силу акты, с интерпретацией которых связаны эти прецеденты. Постановления КС носят общеобязательный характер. Они используются неоднократно и самостоятельно, в том числе в случаях применения аналогии права. Эти постановления считаются окончательными, не могут преодолеваться повторным утверждением акта либо конкретного положения, противоречащего Конституции. Они имеют непосредственное действие и должны быть опубликованы в официальных изданиях.

Если рассматривать постановления КС в качестве носителей правовой информации, стоит отметить, что они касаются свобод и интересов разных участников общественных отношений. В них формулируются новые по своему смыслу положения, которые подлежат обязательному учету при реализации субъектами своего статуса. Вместе с тем нормативность этих актов обладает несколько отличным от традиционного понимания смысл. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Постановления КС в том числе, обладающими признаком нормативности. Это допускает включение их в существующую общую иерархию документов, в юридическую структуру государства.

Уровень совместного ведения

Административное законодательство - сфера , на которую распространяется действие государственной и региональной власти. Данное положение установлено ст. 72 Конституции. Таким образом, формируется двухуровневая система административного законодательства. В широком смысле она представляет собой комплекс актов, которые действуют в области госуправления, контроля и регулирования. Другими словами, административно-правовое законодательство обеспечивает реализацию функций и задач, которые возлагает Конституция на субъекты власти. При этом они вполне конкретны. Ими являются институты исполнительной власти.

Предпосылки для формирования и развития

Условно выделяют 4 категории конституционных положений, обладающих ярко выраженной административно-правовой направленностью. В первую входят акты, закрепляющие ключевые свободы, обязанности граждан, которые реализуются в области госуправления. конкретизирует их по двум направлениям. Первым является регулирование свобод и юридических возможностей человека и гражданина. По второму направлению осуществляется принятие мер, ориентированных на обеспечение защиты прав.

Общие принципы управления и регулирования

Они составляют второй блок норм, обладающих административным характером. Они присутствуют в более чем 10 статьях Конституции. Административное законодательство РФ конкретизирует их в огромном количестве документов. Они формируют самостоятельные институты и подотрасли. Следует отметить, что в этом направлении нормы административного законодательства очень тесно связано с конституционными положениями. Это обуславливается следующим. В большинстве случаев регулирование функционирования исполнительной власти осуществляется на границе с конституционным правом.

Разграничение предметов ведения

Акты, регулирующие вопросы самостоятельной компетенции федеральных и региональных органов, формируют третий блок. К ним относят ст. 71-73, а также 76-78 Конституции. По сути, указанные статьи формируют основу для определения области, в рамках которых осуществляется исполнение административного законодательства центральной и региональной властью. Они устанавливают границы деятельности государства и субъектов при решении вопросов, касающихся регулирования отношений. Эти нормы создают предпосылки для отграничения законодательной компетенции в сферах управления госсобственностью, регулирования госслужбы, организации и функционирования исполнительных институтов, обеспечения свобод и прав человека и гражданина.

Спорные моменты

Стоит сказать, что стройная двухуровневая структура административного законодательства формируется не только на основании конституционных положений. Для ее создания необходимы и специальные акты, в которых конкретизируются предметы ведения центральной и региональной власти. Многие авторы отмечают, что в настоящее время данная проблема решается только на уровне КоАП. В нем дается исчерпывающее определение полномочий государства в области административной ответственности (статья 1.3 Кодекса). В большинстве случаев такие акты или отсутствуют, или эти вопросы не регламентируются ими. В качестве примера можно привести регулирование госслужбы. В 1995 г. был утвержден закон, устанавливающий ее основы. Между тем, компетенция государства и регионов в нем не прописана. Вследствие этого, в актах субъектов отмечается существенное отступление от конституционных положений, регулирующих госслужбу.

Усугубляющие обстоятельства

Стоит отметить, что относительно недавно проблема определения регулятивного воздействия государственного и регионального законодательства осложнялась тем, что в актах отсутствовала расшифровка понятий "полномочия", "предмет ведения", "компетенция". Сегодня этот вопрос решен частично за счет принятия ФЗ № 119. В нем определяются принципы разграничения полномочий между структурами региональной и государственной власти. Однако множество предметов ведения, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому регулированию, и сегодня трактуются достаточно противоречиво.

К примеру, по п. "в" 71 статьи Конституции, защита и регламентирование свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению государства. Полномочия регионов установлены в п. "б" ст. 72. Согласно положению, в компетенцию регионов входит защита свобод и прав гражданина и человека. В данном случае возникает вполне логичный вопрос. Как можно разграничить данные полномочия без одновременного регулирования? Здесь можно предположить, что региональное должно определять свои гарантии. Например, формировать специальные органы по оказанию содействия населению в защите свобод и интересов.

Основы судопроизводства

Они формируются специальными конституционными положениями. Основы направлены на обеспечение соответствия отечественного судопроизводства стандартам правового государственного строя и расширение юридических гарантий для личности. В частности, имеется в виду Конституции. Она гарантирует всем гражданам защиту в суде. Кроме этого, значение имеют статьи 118 и 128. Эти нормы обязывают принять закон, устанавливающий ключевые понятия, касающиеся административного судопроизводства, специальные процедуры разбирательства споров, вытекающих из публично-правовых взаимодействий.

Ключевые направления развития

Административное законодательство совершенствуется сегодня в двух аспектах. В частности, решаются проблемы:

  1. Повышения эффективности механизма госуправления.
  2. Обеспечения реальной защиты прав населения в сфере действия исполнительной власти.

Решение первого вопроса обуславливает необходимость утверждения комплекса специальных мер. Они должны быть направлены на совершенствование регулирования отдельных отраслей, формирующих . Меры, в частности, должны ориентироваться на регламентацию статуса органов власти, госслужбы, методов и форм госуправления. При этом ключевое значение приобретает выработка законов, касающихся тех категорий общественных взаимодействий, которые, согласно Конституции, должны регламентироваться именно ФЗ.

Совершенствование юридической основы

Решение данной проблемы предполагает формирование институтов, обеспечивающих максимальный уровень защищенности граждан, а также их объединений от незаконных решений и действий органов публичной власти, должностных лиц, а также муниципальных и госслужащих. Другими словами, должно пресекаться любое нарушение административного законодательства. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать институт обжалования решений и действий структур власти. Кроме этого, нужно сформировать надлежащие условия, в которых будет реализовываться право граждан на защиту в суде. Вместе с этим необходимо усиление роли инстанций, рассматривающих обращения. Важнейшим шагом в данном направлении является создание института административной юстиции. Он представляет собой метод разрешения судами споров, касающихся непосредственной защиты свобод и прав граждан и юрлиц.

Элементы института

Административная юстиция включает в себя 2 составляющие: процессуальную и материальную. С этой точки зрения регулирование должно обеспечивать:

  1. Внедрение специальных правил судопроизводства - особого порядка разрешения споров, учитывая их специфику.
  2. Законодательное закрепление структуры органов в плане их юридической природы, распределения предметов их ведения, внутренней системы.

В среде отечественных практиков и ученых наибольшее распространение получила концепция о специализированном подходе к процессу организации юстиции. Большинство авторов при этом исходит из необходимости решать эту проблему поэтапно. В частности, предлагалось сформировать в судах общей юрисдикции специализированные присутствия по делам административного характера, а затем вводить соответствующие инстанции.

Административный процесс

В настоящее время введен в действие КАС. Однако на практике его применение еще недостаточно распространено. Более активно используется соответствующий раздел КоАП. При этом к трактовке самого понятия "административный процесс" разные авторы подходят с различных сторон. В частности, под ним подразумевают:


Заключение

Созданное на базе Конституции, административное законодательство выступает в качестве важнейшего средства обеспечения реализации ее положений. Между тем, в настоящее время имеет место множество нерешенных проблем. Они связаны и с применением норм, и защитой организаций и граждан от неправомерных решений и действий публичных органов. Все это составляет огромный фронт работы для государственной и региональной власти. В настоящее время определенные шаги по решению актуальных вопросов уже сделаны. В частности, как выше было сказано, принят КАС. Работа над ним велась в ВС. В Кодексе административного судопроизводства устанавливаются важнейшие положения. В частности, они касаются территориальной, предметной, инстанционной подведомственности споров, статуса участников разбирательства, особенностей доказывания и доказательственной базы. В Кодексе предусматривается возможность принятия мер обеспечения, устанавливается порядок рассмотрения и пересмотра дел, в том числе связанных с конкретным видом публично-правовых отношений.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация