Земельное право регулирует имущественные отношения по. Земельное законодательство регулирует отношения. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению

Главная / Суд

1. Земельное законодательство регулирует отношения:

А. по охране и использованию недр

Б. по охране и использованию земель

Г. все перечисленные отношения

Е. все перечисленные участники

3. Земельный кодекс РФ был принят в:

4. Земельное право относится к:

А. базовым отраслям права

Б. специальным отраслям права

В. комплексным отраслям права

Г. процессуальным отраслям права

Б. в особенную часть земельного права

1. нормы о праве собственности

2. нормы, регулирующие вопросы планирования и зонирования земель

3. нормы, определяющие формы и виды землепользования

4. нормы, устанавливающие права и обязанности отдельных собственников земли

5. нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушения земельного законодательства

7. нормы, устанавливающие отдельные категории земель и их правовой режим

8. нормы, регулирующие вопросы правовой охраны земель

6. Земельное право относится к:

А. земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части;

Б. сделки с земельными участками

В. общественные отношения по поводу охраны земель

Г. группа правоотношений, возникающих по поводу распределения, использования и охраны земель.

7. К принципам земельного законодательства относятся:

А. единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов

Б. приоритет земли как недвижимого имущества перед ее использованием в качестве средства производства

В. не ограниченная свобода собственников земельных участков по их использованию

Г. учет значения земли как основы жизни и деятельности

8. Земельное законодательство находится:

А. В исключительном ведении Российской Федерации;

Б. В совместном ведении РФ и субъектов РФ

В. В исключительном ведении субъектов РФ;

Г. В ведении муниципальных образований.

9. Общеправовыми методами земельного права являются:

А. экономизации, экологизации.

Б. политический, культурно-воспитательный.

В. учета, контроля, наказания.

10. Под источником земельного права в материальном смысле следует понимать

А. формы права, в которых содержатся правила поведения, связанные с земельными отношениями.

Б. волю народа, выраженную путем прямого опроса по поводу земельных отношений.

11. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, это:

А. Земельные отношения

Б. Имущественные отношения, связанные с землей

В. Административно-имущественные отношения

12. Гражданин идет по землям общего пользования, он -

13. Гражданин продает земельный участок, находящийся в его собственности, он -

А. Участник имущественных отношений, связанных с землей

Б. Участник земельных отношений

В. Ни в каких отношениях не участвует

Г. Участвует и в земельных и в имущественных отношениях

14. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются:

А. Исключительно гражданским законодательством.

Б. Исключительно земельным законодательством.

В. Земельным законодательством, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

Г. Гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

15. Земельный участок как объект земельных отношений это:

А. Часть поверхности земли (за исключением почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Б. Часть поверхности земли (включая поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

В. Часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Г. Часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка.

16. Земельный участок находится в государственной собственности, если

А. Он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

Б. Имеется свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.

В. Правильный ответ отсутствует

17. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование

А. Гражданам.

Б. Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям

В. Любому лицу по усмотрению органа, предоставляющего земельный участок.

18. В соответствии с Земельным кодексом РФ публичный сервитут может устанавливаться

А. Для проведения народных гуляний

Б. Прогона скота через земельный участок

В. Для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок для нужд собственника недвижимого имущества.

19. Арендатор земельного участка вправе передать земельный участок в субаренду

А. Без согласия собственника земельного участка

Б. Без согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное.

В. Передача земельного участка в субаренду запрещена

20. Если здание и земельный участок, на котором оно расположено, находится в собственности одного лица, то при отчуждении здания

А. Отчуждается земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

Б. Продавец здания имеет право передать земельный участок приобретателю здания на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

В. Земельный участок передается в постоянное (бессрочное) пользование приобретателю здания.

Имущественные земельные правоотношения носят публичный характер, поскольку почти все титулы владения землей подлежат государственной регистрации.

В связи с тем, что имущественные земельные отношения регулируются гражданским и земельным законодательством, студентам необходимо помнить, что при регулировании имущественных отношений, возникающих по поводу земли, следует исходить из примата специального законодательства перед гражданским, если данные отношения урегулированы этим законодательством.

Как известно, имущественные права на землю делятся на две группы: вещные и обязательственные. К первой группе прав, возникающих по поводу земли относятся право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитуты. Обязательственные правоотношения традиционно классифицируются по основаниям их возникновения, как например договоры, односторонние сделки, административные акты, сложный юридический состав, деликты, иные действия граждан и юридических лиц, события.

Право собственности является наиболее полным по своему содержанию вещным правом. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В Российской Федерации закреплены три формы собственности на землю: федеральная, муниципальная и частная.

Публичная собственность на земельные участки может возникать на основании признания федеральным законодательством, в результате гражданско-правовых сделок, а также в процессе разграничения государственной собственности на землю. В настоящее время правовые нормы, регламентирующие процесс разграничения государственной собственности на землю содержатся в различных законодательных актах, поскольку ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» 2001г. утратил силу с 1 июля 2006г.

Кроме того, действует особый порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Ими распоряжаются органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов или городских округов.

Частная собственность на землю может возникать на основании различных юридических фактов: приватизация, сделки, приобретательная давность, судебное решение, иные действия и события. Студенты должны знать особенности права частной собственности на землю личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также под многоквартирными жилыми домами.

Студенты также должны знать специальные основания приватизации земельных участков, предусмотренные ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса». К примеру, в настоящее время действует правило, согласно которому граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.



В постоянное бессрочное пользование с октября 2001г. земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Студенты должны знать порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования гражданами и юридическими лицами на земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса РФ в соответствии с ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до вступления в силу Земельного кодекса РФ 2001г. сохраняется. Земельные же участки представленные для личных целей могут быть приобретены в собственность по правилам, предусмотренным ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Сервитуты (ст. 216 ГК РФ) - права ограниченного пользования чужим земельным участком. Они могут быть публичными и частными, платными и бесплатными, срочными и бессрочными.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им и должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В зависимости от вида сервитута он устанавливается по соглашению сторон либо по решению суда (частный сервитут), а также законом или иным нормативно-правовым актом (публичный сервитут).

Основания установления права ограниченного пользования чужим земельным участком зависит от того, какой это сервитут – частный или публичный. Причем цели установления публичного сервитута должны быть оговорены законодательно.

Правовое регулирование купли-продажи земель основано на нормах гражданского законодательства с особенностями, установленными ст. 37 Земельного кодекса РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». По аналогичным правилам заключаются договоры мены земельных участков. Студенты должны помнить об обязательном применении принципа единства судьбы земельного участка и тесно связанного с ним объекта недвижимости, при совершении сделок с ними.

Использование земли на основании аренды по правовому режиму име­ет носит временный и возмездный характер, договорное основание возникновения и ис­пользования земель. Арендаторами могут быть любые физические и юридические лица, в том числе иностранные. Арендодателя­ми являются собственники земли. Государственные и муниципальные зем­ли передаются в аренду по решению местной администрации, в ведении которой находится земельный участок или по результатам торгов.

Студенты должны знать особенности распоряжения арендными правами на земельный участок, предусмотренные ст. 22 Земельного кодекса РФ.

В безвозмездное срочное пользование земельный участок предоставляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а так же из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц другим гражданам или юридическим лицам на основании договора.

Разновидностью безвозмездного срочного пользования являются также и служебные наделы. Они предоставляются работникам отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение таких наделов в связи с характером работы на время установления трудовых отношений.

Особенности ипотеки земельных участков установлены ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В настоящее время разрешена ипотека земельных участков, за исключением земель ограниченных и изъятых из оборота, а также земель, находящихся в публичной собственности. Предметом договора об ипотеке могут выступать также арендные права на земельные участки. Не допускается также ипотека части земельного участка. Исключение из этого правила составляют только земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Студенты должны также знать особенности обращения взыскания на заложенные земельный участок.

Наследование земельных участков осуществляется по правилам, установленным Частью третей Гражданского кодекса РФ. В состав наследственного имущества может входить земельный участок, принадлежавший наследодателю на праве собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Государственная регистрация имущественных прав (перехода прав) на земельные участки осуществляется в обязательном порядке, за исключением заключения договора аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок до одного года.

Студенты также должны знать особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, предусмотренные ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 3 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10.2001 N 136-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 44. - Ст. 4147 определяет круг отношений, признаваемых земельными и регулируемых соответственно земельным законодательством.

ЗК 1991 г. не раскрывал содержание указанного понятия (см. ст. ст.1, 2 и др.) и не разграничивал отношения, регулируемые земельным и гражданским законодательством. В нем содержалась лишь норма, согласно которой горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха подлежали регулированию специальным законодательством. Комментарий к Земельному Кодексу Российской Федерации// под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2007

К земельным отношениям относятся отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Под использованием земель можно понимать получение различными способами пользы от земельных участков для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

В рамках организационных и экономических мероприятий должны осуществляться разработка нормативов безопасного землепользования и доведение их до землепользователей, оценка состояния почв, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических и др. веществ, проведение экологической и других экспертиз, разработка мер экономического стимулирования рационального использования земель, консервация земель и др. Необходимо отметить, что организационные и экономические мероприятия в значительной содержательной мере опосредованы нормами земельного и природоохранительного законодательства. В рамках правовых мероприятий должны осуществляться стимулирование внедрения природоохранных технологий производства, определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному использованию земель; установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель; установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений; поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности; установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. М., 2004.С. 156.

Современное российское земельное законодательство в равной мере пользуется и понятиями "использование земель", "охрана земель" и более общим понятием "рациональное использование и охрана земель". Понятия "рациональное использование земель" и "охрана земель", по существу, различны и на первый взгляд самостоятельны. Но в процессе использования земель они неизбежно сливаются в более общее понятия, в единую категорию "рациональное использование и охрана земель". Что такое, например, восстановление плодородия почв - использование земли или ее охрана? Совершенно очевидно, что восстановление плодородия почв (применение удобрений, правильный севооборот, оставление части земли под пары и др.) осуществляется путем определенного использования земли, и что такое пользование землей направлено на охрану ее плодородия. Или, например, распашка земель поперек склона, применение безотвальной пахоты и т.д. - это агротехнические приемы землепользования, направленные на охрану земель. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. 1999. N 10.С. 39.

Пунктом первым статьи 3 ЗК РФ также закреплен принцип использования и охраны земли как основы жизнедеятельности народов в Российской Федерации, что определяет отношение общества и государства к земле как к составной части природы, являющейся необходимым условием существования самой человеческой жизни. Вся деятельность, связанная с использованием и охраной земли, должна основываться на учете значения земли как основы жизни и деятельности человека. Поэтому использование земли в целях обеспечения устойчивого развития и жизнедеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Использование и охрана земель как основы жизни и деятельности народов требуют должного законодательного урегулирования с учетом федеративного устройства России, а также организации и полномочий органов местного самоуправления. Это означает необходимость конкретного учета всех (в том числе природных, почвенно-климатических и др.) условий жизни и деятельности каждого народа России.

Реализация отношений по поводу использования и охраны земель нередко связана с реализацией отношений по поводу использования и охраны других природных ресурсов: вод, лесов, недр и др. В связи с этим комментируемой статьей разрешается вопрос, касающийся правового регулирования таких отношений. В частности, к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, хотя и устанавливается приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах, необходимо всегда помнить, что земельно-правовые отношения могут быть урегулированы не только земельными правовыми актами, но и нормативными правовыми актами других отраслей законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ Земельный кодекс Российской от 25. 10.2001 N 136-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 44. - Ст. 4147. имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Данное положение вытекает из следующего. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст. 3301 к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Таким образом, земля и земельные участки относятся к объектам гражданских прав и, соответственно, регулируются гражданским законодательством. Однако в связи с тем, что земля - особый вид недвижимого имущества, в пункте 3 статьи 129 ГК РФ закрепляется правило, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, вопросы, связанные с объемом оборотоспособности земель и других природных ресурсов, должны решаться в законах о земле и других природных ресурсах. Порядок же совершения сделок с земельными участками остается предметом регулирования Гражданского кодекса РФ. Сухова Е.А. Постатейный комментарий к земельному кодексу Российской Федерации ГроссМедиа, Росбух, 2008. - С. 34

Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли.

Объект земельных отношений - земельный участок как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения. Механизм экономического регулирования земельных отношений представляет собой комплексную внутренне увязанную систему рычагов и стимулов, необходимых как для общества в целом, так и для граждан в отдельности. Правовой основой этого механизма является законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации.

1. В данной статье прежде всего обращается внимание на то, что объектом регулирования земельных отношений является не обычный материальный (имущественный) объект, а объект природы - основа жизни и деятельности как отдельного конкретного собственника, пользователя земли, так и общества в целом. В процессе использования земли должны по требованию земельного законодательства учитываться не только частные, но и публичные интересы общества (приоритеты сельскохозяйственного использования земель, охраны наиболее ценных угодий, ограничения их оборота и т.д.).

2. Специалисты-экологи всегда отмечают неразрывную связь и взаимозависимость земли и других природных ресурсов - лесов, вод, недр, атмосферного воздуха, которые обнаруживают свое соответствующее значение при регулировании земельных отношений, поскольку земля является главнейшей частью всей биосферы, вместилищем всех связанных с нею природных объектов. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем не только будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, истощительные рубки, а также сокращение площади лесов при неоправданном изъятии земель гослесфонда, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель регулируют эти отношения как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Что касается отношений по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных объектов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, то при их регулировании применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. В комментируемом пункте ст. 3 формулируется решение сложной проблемы разграничения сферы применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений. Вопрос о возможности применения норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений возникает потому, что, с тех пор как земля была признана недвижимым имуществом, земельные отношения приобрели характер имущественных отношений, т.е. родственных гражданским имущественным отношениям. Но, несмотря на это, нормы гражданского законодательства могут применяться к регулированию земельных отношений только в том случае, как сказано в комментируемом пункте ст. 3, если эти отношения не урегулированы земельным или специальным федеральным законом.

Так, в связи с развитием оборота земель при купле-продаже земельных участков, их аренде, залоге и других сделках применение норм гражданского законодательства значительно расширяется. Однако при совершении таких сделок необходимо учитывать особенности земельных отношений, требующие соблюдения ряда ограничений, предусмотренные именно в земельном законодательстве и не свойственные гражданскому праву. По земельному законодательству запрещается продажа в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к родственным земельным отношениям.

Часто в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству. Но для применения норм гражданского законодательства к сфере земельных отношений не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права.

Земельное право как отрасль права - это системно упорядоченная совокупность правил поведения, выражающая волю российского государства и направленная на регулирование отношений по рациональному использованию и охране земель . Земельное право как отрасль , имеющая свою систему (совокупность норм права, объединенных в институты, регулирующих отдельные группы однородных отношений) , включает:

    общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

    особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства, т.к. она имеет:

    собственный предмет правового регулирования;

    собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

2. Предмет земельного права .

Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права . Эти группы отношений составляют предмет земельного права, а общим у них выступает объект - земля:

    как сухопутная территория, включающая иные объекты - водное пространство, лесной фонд и др.

    как часть поверхности земли, расположенной над недрами и именуемая почвенным слоем, который может характеризоваться признаком плодородия.

Отношения, входящие в предмет земельного права :

    характеризующие статус частиков земельных отношений;

    характеризующие взаимодействие землепользователей и государства (обеспечение соблюдения земельного законодательства землепользователями);

    характеризующие правовой режим отдельных категорий земель;

    по управлению земельным фондом;

    связанные с ответственностью.

3. Соотношение земельного права со смежными отраслями права (гражданским правом, административным правом, природоресурсными отраслями права, экологическим правом).

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе:

    С гражданским правом в части родства земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

    С административным правом в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

    С экологическим правом в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, а земельное право регулирует лишь охрану земель.

    Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация