Обязательна ли актуализация схем теплоснабжения для села. Согласование Схем теплоснабжения с другими программами развития инженерной инфраструктуры. Решения по блокам отопления

Главная / Суд

Система теплоснабжения предназначена для удовлетворения нужд граждан в отоплении, вентиляции и обеспечении горячей водой. Она должна быть организована в соответствии с установленными требованиями. Ключевые предписания присутствуют в законе № 190-ФЗ . Рассмотрим некоторые его положения.

Общая характеристика

Указанный выше федеральный закон определяет юридическую основу экономических отношений, которые обусловлены производством, потреблением, передачей теплоэнергии, тепломощности, теплоносителя с применением систем теплового снабжения от источника к конечному потребителю. Положения документа регламентируют полномочия органов госвласти и территориального управления по регулированию и контролю в данной сфере. Закон № 190-ФЗ также устанавливает обязанности и права пользователей энергии и обслуживающих предприятий.

Особенности обеспечения

Как показывает практика, потребление тепла осуществляется более неравномерно, чем использование горячей воды. Это обуславливается сезонностью подачи энергии гражданам. Так, в летнее время помещения не отапливаются, однако горячая вода используется. Длительность сезона подачи тепла устанавливается в зависимости от климатических условий. В качестве источников энергии могут выступать котельные и электростанции. Горячая вода является теплоносителем. К ее чистоте предъявляются высокие требования. Они связаны с тем, что при повышенной температуре примеси выпадают в осадок, вследствие чего сети теплоснабжения выходят из строя. Для предотвращения таких ситуаций у источников энергии устанавливаются сложные сооружения химической очистки.

Система теплоснабжения

В ее состав входит источник энергии, передающие элементы и устройства, потребляющее оборудование. Системы теплоснабжения классифицируются по различным признакам. В качестве критериев выступают:

  1. Степень централизации. Различают централизованные и децентрализованные системы. В последних подача энергии осуществляется от мелких
  2. Род теплоносителя. По этому критерию различают водяные и паровые установки.
  3. Методы выработки энергии. Теплоснабжение города может осуществляться комбинированным либо раздельным способом. В первом случае нагрев воды производится совместно с выработкой электроэнергии.
  4. Метод подачи воды. Она может осуществляться открытым способом. В этом случае вода направляется к водоразборным приборам непосредственно из теплосети. Подача может быть и закрытой. В таком случае вода из теплосетей применяется только в качестве греющей среды для бойлеров. Из них она поступает в местную магистраль.
  5. Число трубопроводов. Теплосети могут быть одно-, двух- и многотрубными.
  6. Метод обеспечения пользователей энергией. Схемы теплоснабжения могут быть одно- и многоступенчатыми. В первом случае потребители подсоединяются непосредственно к магистрали. Многоступенчатые предполагают установку контрольно-распределительных и центральных пунктов. По требованию пользователей в них может корректироваться температура воды.

Схемы теплоснабжения: типы

Существует два способа подачи сырья. В первом случае теплоноситель для горячей воды и отопления поступает по одному трубопроводу. В такой ситуации по обратной магистрали идет меньше сырья, чем по прямой. Для второй устанавливается трубопровод только для отопления. Горячую воду пользователи получают непосредственно в своих помещениях, нагревая ее бойлерами или иными установками. В качестве источника энергии в этом случае может выступать вода из системы отопления или другое топливо, к примеру, газ. В настоящее время в некоторых населенных пунктах газовые котлы установлены практически в каждой квартире.

Современная инфраструктура

В настоящее время новой планировки осуществляется, как правило, с помощью сложных инженерных сооружений. В их состав включены компенсаторы, которые воспринимают температурные удлинения, регулирующее, отключающее, предохранительное оборудование. Последнее устанавливается в специальных павильонах или камерах. Современное включает в себя насосные станции, районные энергетические пункты и проч.

Существующие сложности

В настоящее время специалисты обозначили круг проблем, которые затрудняют создание эффективного механизма теплоснабжения в городах. К таким сложностям относят:

  1. Существенный моральный и оборудования.
  2. Высокая степень потерь в магистралях.
  3. Массовое отсутствие у граждан учетных приборов и регуляторов.
  4. Завышенные оценки тепловой нагрузки.
  5. Пробелы в нормативно-правовой базе.

Все эти вопросы требуют скорейшего решения.

Актуализация схемы теплоснабжения

Развитие объектов инфраструктуры в населенных пунктах направлено на удовлетворение потребностей населения наиболее экономичными методами при минимальном негативном влиянии на природу. Данная деятельность осуществляется согласно схеме теплоснабжения. Она должна соответствовать документации территориального планирования, проекту размещения объектов в границах населенного пункта. Органами, уполномоченными законодательством, ежегодно осуществляется разработка, утверждение и . В документации должны присутствовать:

Ключевые показатели

В процессе разработки схемы теплоснабжения необходимо обеспечить ее безопасность. Она определяется показателями:

  1. Резервирования.
  2. Бесперебойной работы и надежности источников, оборудования.

В системе должен обеспечиваться баланс энергии и нагрузки с учетом резервирования и в расчетных, и в вероятных погодных условиях. При этом во внимание принимается наличие запасных источников энергии, принадлежащих пользователям.

Правила

Требования, предъявляемые к содержанию схем, а также порядок их разработки устанавливается актами, утвержденными правительством. Территориальные правила, принятые в соответствии с этими документами, должны обеспечить открытость процедуры, участие в ней представителей обслуживающих предприятий и потребителей. В качестве ключевых критериев принятия решения относительно развития схемы теплоснабжения выступают:

  1. Гарантия надежности поступления энергии к пользователям.
  2. Минимизация расходов.
  3. Приоритет комбинированного метода выработки электро- и теплоэнергии. При этом принимается во внимание экономическая обоснованность соответствующего решения.
  4. Учет инвестиционных проектов организаций, ведущих регулируемую деятельность в области теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий, а также проектов регионального и муниципального значения.
  5. Согласование документации с другими программами развития инженерно-технической инфраструктуры, в том числе связанной с газификацией.

Дополнительно

При реализации проекта по увеличению мощности источников энергии не за счет тарифов, оплаты за подключение к магистрали либо бюджетных средств поставки допускается осуществлять по ценам, установленным соглашением. При этом должен быть договор с потребителями на период, не превышающий 12 мес. Величина, на которую была повышена мощность, должна быть согласована с регулирующим органом. Органам местного самоуправления исполнительные региональные структуры формируют Его составление осуществляется по форме и в порядке, утвержденном федеральным институтом власти, имеющим полномочия на реализацию госполитики в области теплоснабжения.

Статьей 29 закона «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года вводится прямой запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения. Такое решение было вызвано исключительно необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде.

Поставки тепла населению, организациям и предприятиям сферы услуг являются определяющими: доля этих потребителей в конечном потреблении тепловой энергии составляет около 60%. Из отпущенного тепла на нужды населения и бюджетного сектора 56% приходится на отопление и 44% - на нужды горячего водоснабжения. Доли потребления тепла населением на нужды отопления и горячего водоснабжения более выравнены: соответственно 52% и 48% . На сегодняшний день не менее 70% жилых домов осуществляют горячее водоснабжение посредством открытого разбора горячей воды из системы теплоснабжения. Некоторые специалисты-теплоэнергетики считают такое положение одной из причин энергозатратности жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный Закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г «О теплоснабжении» (внесены Федеральным законом № 417-ФЗ от 7 декабря 2011 г., коренным образом изменяются подходы к созданию систем горячего водоснабжения. Если раньше право на существование имели обе системы - открытая и закрытая, то с 1 января 2013 г. подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС должно будет осуществляться только по закрытой схеме. А с 1 января 2022 г. открытые системы теплоснабжения должны исчезнуть как вид.

Порядок, сроки принятия и требования к содержанию решения органа местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)- ЖК РФ ПОРТАЛ

В соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении» с руководителей муниципальных администраций и теплоснабжающих организаций временно снята ответственность за качество горячей воды в доставшихся им с прошлых времен открытых системах, но только при наличии плана мероприятий и ежегодном публичном отчете о его исполнении.

В качестве источников финансирования работ по переводу на закрытую схему обычно рассматриваются бюджет и средства, выплачиваемые жителями на капитальный ремонт, так как простые энергосервисные контракты по большинству зданий не окупаются. Задача настоящего проекта обеспечить перевод на закрытую схему теплоснабжения с минимальными затратами средств населения и бюджета. Пошаговое его исполнение включает в себя следующее.

Синхронизацию разработки схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, программы энергосбережения и плана мероприятий по переводу на закрытую схему.

Синхронизация позволяет минимизировать сопутствующие затраты на увеличение диаметров сетей и мощности насосов, обеспечить комплексность работ с разгрузкой технических условий на модернизацию конкретного здания, а также рассчитать изменение затрат и доходов всех эксплуатационных организаций.

План перевода на закрытую схему, в соответствии с законодательством, включается в схему теплоснабжения. В ней определяются необходимые изменения во всех элементах системы теплоснабжения, а также перечень ЦТП, которые экономически целесообразно сохранить (при их наличии).


Выделение в составе индивидуальных тепловых пунктов блоков горячего водоснабжения. Для перехода на закрытую схему необходимы только блоки ГВС. Эффекты от их установки у потребителей:

  • снижение платежей за горячую воду при стоимости теплоносителя выше стоимости водопроводной воды;
  • снижение тарифа на тепловую энергию при отключении от ЦТП (где есть ЦТП и применяется подобное тарифное решение);
  • повышение качества горячей воды (в большинстве случаев);
  • соблюдение температуры горячей воды;
  • снижение удельного теплосодержания при чрезмерной циркуляции или уменьшение сливов при отсутствии циркуляции;
  • повышение достоверности и снижение стоимости приборного учета.

Эффекты у теплоснабжающей организации:

  • ликвидация убытков при тарифе на теплоноситель ниже реальных затрат (что наблюдается повсеместно);
  • возможность получения дополнительных доходов от эксплуатации ИТП;
  • улучшение режимов в тепловых сетях с возможностью подключения новых потребителей;
  • повышение качества теплоносителя с уменьшением внутренней коррозии оборудования;
  • ликвидация большей части имеющихся ЦТП и трубопроводов горячей воды от них.

В плане перевода на закрытую схему должны быть оценены все эффекты, решены вопросы прав собственности на ИТП, разработана экономическая и юридическая модель софинансирования из разных источников, с таким распределением по времени этапов работ, которое позволяет вписываться в предельный индекс роста платежей граждан и сохранить обоснованный НВВ теплоснабжающих организаций.

Решения по блокам отопления.

В схеме теплоснабжения должна быть определена необходимость перехода на независимую схему присоединения систем отопления потребителей. Обязательность такого решения может потребоваться только в отдельных зонах и определяться исключительно проблемами с надежностью (высокое или недостаточное давление в обратном трубопроводе, переменные или неудовлетворительные гидравлические режимы в сетях, опасность гидравлических ударов). В остальных зонах может применяться насосное смешение (при графике 150/70 в сочетании с гидроэлеватором) и регулирование пропусками.

В открытых (зависимых) системах теплоснабжения перетопы носят массовый характер (особенно при температурном графике в сети 95/70), соответственно потребители получают существенную экономию при внедрении регулирования отопления на вводе зданий. Если установка блока с бойлером отопления окупается за счет снижения потребления тепловой энергии, то в многоквартирных домах можно использовать средства жителей (плата на капремонт, энергосервис). При отсутствии окупаемости блоки или не устанавливать, либо подобрать менее дорогое решение.

Технические решения.

Распространенные сегодня технические решения по ИТП отработаны для вновь строящихся домов, в которых сразу планируется необходимое помещение. Размещение тепловых пунктов в подвалах существующих зданий часто связано с решением проблемы подтопления или отсутствия подходящего помещения. Лучшим решением является применение типовых плоских блоков, размещаемых, при необходимости, даже на потолке. Это стало возможно при использовании интенсифицированных малогабаритных кожухо-трубчатых водонагревателей. При создании ИТП за счет средств теплоснабжающей организации, для решения проблемы собственности на оборудование, возможно размещение ИТП в плоском шкафу, размещенном на стене здания.

В технических проектах обустройства ИТП должны быть решены вопросы регулирования циркуляции горячей воды, иначе, в некоторых поселениях, платежи за горячую воду после модернизации даже возрастают. Проблема накипи при высокой жесткости водопроводной воды решается путем использования вышеназванных теплообменников, обеспечивающих безнакипный режим работы за счет эффекта самоочистки.

1. Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона и с особенностями, установленными настоящей статьей. При этом положения пунктов 2 и 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона не применяются.

2. Схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. При наличии в поселении, городском округе нескольких единых теплоснабжающих организаций органы местного самоуправления на основании схем теплоснабжения, разработанных едиными теплоснабжающими организациями в части систем теплоснабжения, относящихся к зонам их деятельности, разрабатывают схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа с участием единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организаций), указанной в пункте 3 части 1 статьи 23.3 настоящего Федерального закона.

3. В поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, схема теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа рассматривается и направляется в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае несогласия органа местного самоуправления со схемой теплоснабжения, представленной единой теплоснабжающей организацией, она возвращается с замечаниями в такую единую теплоснабжающую организацию для ее доработки. В случае наличия замечаний к схеме теплоснабжения со стороны органа местного самоуправления после ее доработки схема теплоснабжения направляется с замечаниями и (или) разногласиями в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, который рассматривает указанные замечания и (или) разногласия и принимает решение о возврате схемы теплоснабжения на доработку или утверждает схему теплоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если в результате рассмотрения замечаний и (или) разногласий к схеме теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на ее утверждение, принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или об исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается органом местного самоуправления в схему теплоснабжения или исключается из схемы теплоснабжения и повторно направляется в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на ее утверждение, в течение тридцати дней со дня принятия соответствующего решения.

4. В случае, если единая теплоснабжающая организация не разрабатывает схему теплоснабжения в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, схема теплоснабжения разрабатывается органом местного самоуправления.

5. В течение трех месяцев с даты начала переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения осуществляется актуализация схемы теплоснабжения с учетом требований к схемам теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

6. В течение двух лет с даты окончания переходного периода актуализация схем теплоснабжения осуществляется не реже одного раза в год, а по истечении двухлетнего периода не реже одного раза в три года.

7. Органы местного самоуправления вправе запрашивать у теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии информацию и материалы, необходимые для разработки схем теплоснабжения (в том числе по обращению единой теплоснабжающей организации, ответственной за разработку и подготовку к актуализации схемы теплоснабжения), в соответствии с настоящим Федеральным законом в формате и сроки, которые определяются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления передают информацию и материалы, необходимые для разработки схемы теплоснабжения, единой теплоснабжающей организации.

8. Схемы теплоснабжения, разрабатываемые и утверждаемые в ценовых зонах теплоснабжения, должны содержать:

2) сведения о мощности источников тепловой энергии, которые обеспечивают теплоснабжение потребителей в этой системе теплоснабжения, с указанием величины мощности источников тепловой энергии, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся объектами концессионных соглашений или договоров аренды;

3) перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;

4) сведения об объеме тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в этой системе теплоснабжения;

5) целевые показатели реализации схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией.

9. При наличии разногласий между единой теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления по перечню мероприятий, подлежащих включению в схему теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек или исключению из нее, такая схема теплоснабжения утверждается без включения или исключения данных мероприятий. Разногласия, возникшие при разработке, утверждении и актуализации схемы теплоснабжения, подлежат урегулированию в соответствии с порядком рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Если в результате рассмотрения указанных разногласий органом , уполномоченным Правительством Российской Федерации на рассмотрение указанных разногласий, принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается в схему теплоснабжения или исключается из схемы теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, в течение тридцати дней со дня принятия соответствующего решения.

10. В целях реализации мероприятий, включенных в схему теплоснабжения, муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, и единая теплоснабжающая организация осуществляют взаимодействие, в том числе по следующим вопросам:

1) обеспечение объекта теплоснабжения (строительства объекта теплоснабжения) инженерной и энергетической инфраструктурами;

2) оформление имущественных прав на земельные участки, необходимые для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

11. Мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения включаются в схему теплоснабжения отдельно в части мероприятий, необходимых для осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, и в части мероприятий, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.

12. Орган местного самоуправления ежегодно осуществляет муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения.

13. К отношениям по организации и осуществлению органом местного самоуправления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

14. Предметом проверки при проведении муниципального контроля является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований настоящего Федерального закона.

15. Муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации.

16. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:

1) достижение целевых показателей исполнения схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией;

2) обязательства единой теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;

3) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения;

2) обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке , который установлен Правительством Российской Федерации;

3) региональные особенности теплоснабжения, которые могут быть включены единой теплоснабжающей организацией в стандарты качества обслуживания потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

4) обязательства единой теплоснабжающей организации по поддержанию в исправном состоянии тепловых сетей, источников тепловой энергии в системе теплоснабжения.

18. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в течение десяти дней со дня его подписания подлежит размещению органом местного самоуправления на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Информация о размещении соглашения об исполнении схемы теплоснабжения также публикуется органом местного самоуправления в официальном издании. Стороны соглашения об исполнении схемы теплоснабжения ежегодно публикуют отчетную информацию о выполнении соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

К.т.н. В.С. Пузаков , руководитель направления по развитию бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, ООО «Энсис Технологии»; эксперт системы добровольной экспертизы схем теплоснабжения НП «Энергоэффективный город», г. Москва

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и сопутствующих подзаконных актов в городах и поселениях России началась кампания по разработке и утверждению схем теплоснабжения. Ввиду отсутствия каких-либо требований к разработчикам схем теплоснабжения конкуренция на рынке стремительно стала расти, и по состоянию на начало 2014 г. уже составляла, по нашим оценкам, порядка 300 организаций . К сожалению, большая часть этих организаций рассматривает данный вид деятельности исключительно как источник дохода, не уделяя особого внимания качеству разработки документа, столь важного для развития территорий (среди разработчиков, в частности, встречаются фирмы, основным видом деятельности которых является, например, финансовый консалтинг, обслуживание лифтового хозяйства, коллекторство и др.).

Введение

По состоянию на 1 октября 2014 г. силами разработчиков схем теплоснабжения в России из 11627 муниципальных образований, где присутствует необходимость в разработке схем, они в том или ином виде были разработаны и утверждены в 8183, т.е. чуть более, чем в 70% муниципальных образованиях, при этом требовалась разработка еще 3444 схем теплоснабжения . Естественно, до конца 2014 г. количество городов и поселений, утвердивших свои схемы теплоснабжения, возросло.

Начало 2015 г. ознаменовалось первой волной по запуску кампании по актуализации схем теплоснабжения во исполнение п. 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 (далее - Требования к разработке схем).
Настоящая статья посвящена анализу этой кампании 2015 г. и дальнейшим возможным перспективам совершенствования схем теплоснабжения городов и поселений РФ.

Нормативно-правовая база и ее особенности

Порядок актуализации схем теплоснабжения определен в Требованиях к разработке схем .

Так, в соответствии с п. 22 Требований к разработке схем она должна ежегодно проходить актуализацию в отношении указанных в данном пункте данных, а осуществляться актуализация должна на основании п. 23 этих Требований.
В соответствии с п. 24 Требований к разработке схем уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года , предшествующего году, на который актуализируется схема. При этом актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта .

С учетом процедуры утверждения актуализированных схем теплоснабжения, которая по временным рамкам не отличается от процедуры утверждения проектов схем теплоснабжения в соответствии с Требованиями к разработке схем, возникает правомерный вопрос: как заказчикам и разработчикам укладываться в установленные временные рамки проведения актуализации схемы теплоснабжения, начиная с процедуры размещения заказа и заканчивая утверждением готового документа в период с 15 января (первую половину января в расчет не берем) до 15 апреля.

Год назад (в октябре 2014 г.) профессиональным сообществом обсуждались вопросы проведения актуализации схем теплоснабжения городов и поселений, включая «подвижку» срока их утверждения - заменить 15 апреля на 1 августа. Но было принято решение оставить дату без изменения (15 апреля), т.к. она привязана к тарифному регулированию, в т.ч. и для финансирования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.

Таким образом, исходя из данных конкурсных процедур, на сегодняшний день практически все работы по актуализации схем теплоснабжения в России по объективным причинам «вываливаются» за установленные временные рамки .

Решение данного вопроса возможно, видимо, путем внесения изменений в Требования к разработке схем в части периода актуализации схем теплоснабжения - минимум 1 раз в 2 года. Профессиональным сообществом также обсуждается данный вопрос , но в части изменения периода проведения актуализации схем для малых городов и поселений (численностью до 10 тыс. чел.) на 1 раз в 3 года; для более крупных городов - сроки проведения актуализации оставить без изменения.

На сегодняшний день имеется также ряд предложений по организационным и техническим вопросам, связанным с утверждением и содержанием актуализируемой схемы теплоснабжения территории , с которыми заинтересованный читатель может ознакомиться самостоятельно.

К вопросу определения стоимости работ

На сегодняшний день отсутствуют документы , регламентирующие порядок формирования стоимости работ как по разработке схем теплоснабжения, так и по их дальнейшей актуализации.

Если говорить о первичной разработке схем теплоснабжения, то при формировании рынка разработки схем теплоснабжения после выхода ФЗ-190 «О теплоснабжении» ведущим игроком - ОАО «ВНИПИэнергопром» (исходя из своего многолетнего опыта по данному направлению) - рекомендовалось исходить из удельной стоимости работ 100 руб./чел . .

Что касается определения стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения, то здесь какие-либо рекомендации отсутствуют. В первую очередь, потому, что на стоимость, прежде всего, влияет качество уже ранее разработанной и утвержденной схемы теплоснабжения города или поселения. Поэтому на данном этапе (со стороны заказчика или потенциального исполнителя) важно экспертно оценить качество этого документа, с которым придется работать в ходе актуализации схемы теплоснабжения.

Исходя из того, что большая часть конкурсных процедур по выполнению работ по разработке схем теплоснабжения проходила, в основном, до конца 2013 г, т.е. тендеры «отыгрывались» по Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с 1 января 2014 г. ФЗ-94 утратил силу), которым не предусмотрено проведение обязательной экспертизы выполненных работ, поэтому перед началом актуализации схем так важно провести экспертизу уже разработанного документа , чтобы оценить его качество и соответствие действующим нормативно-правовым актам при условии, что эта работа будет проводиться исключительно силами квалифицированных организаций и специалистов.

Схемы теплоснабжения городов численностью населения от 500 тыс. чел. и выше лишены указанного недостатка, т.к. они в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы проходят экспертизу Минэнерго России перед утверждением, и в дальнейшем перед началом их актуализации можно ознакомиться с уже выявленными замечаниями, которые Министерство рекомендует учесть, что автоматически облегчает работу потенциального исполнителя в части определения объема работ. Но таких городов всего 37, при общем количестве 11627 поселений, которые должны иметь разработанные и утвержденные схемы теплоснабжения.

В своей практике, при обращении потенциального заказчика с просьбой предоставить коммерческое предложение, мы в обязательном порядке проводим экспресс-анализ уже разработанной схемы , исходя из принципов, изложенных в работе , с «прогонкой» электронной модели системы теплоснабжения (просим заказчика предоставить ее) на ее работоспособность.

Хочется, чтобы инструмент прохождения независимой экспертизы уже разработанной схемы теплоснабжения заработал для более корректного определения стоимости работ на актуализацию схемы впоследствии. Порой, чисто психологически, некоторым заказчикам сложно принять информацию, что стоимость работ по актуализации схемы теплоснабжения сопоставима (а в отдельных случаях может быть и выше) стоимости работ по первичной разработке схемы теплоснабжения, которая была разработана с низким качеством.

Эксперты комиссии Минэнерго России также признают, что некоторые из уже актуализированных схем теплоснабжения больших городов (численностью от 500 тыс. чел. и выше) достаточно существенно отличаются от первоначального варианта и работа по их актуализации была сопоставима с первоначальной разработкой схемы.

Например, наш опыт работ по актуализации схем теплоснабжения показывает, что на повышение трудоемкости и времени работ оказывают влияние, в первую очередь, факторы, связанные с уточнением как существующих (например, при пересчете нагрузок с учетом требований обновленной редакции СП 131.13330.2012 «Строительная климатология» (актуализированная редакция СНиП 23-01-99* ), для Московского региона в соответствии с новой редакцией документа расчетная наружная температура составляет -25 ºС (с обеспеченностью 0,92), а в старой редакции она равнялась -28 ºС (с обеспеченностью 0,92)), так и перспективных тепловых нагрузок (например, при изменении в сторону уменьшения или увеличения планируемых объемов застройки).

Анализ рынка

Для понимания текущей ситуации, складывающейся сегодня на рынке по актуализации схем теплоснабжения, на сайте Госзакупок (www.zakupki.gov.ru) была сделана выборка практически всех тендерных процедур по рассматриваемой теме, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г. (не принимались во внимание торги, объявленные сразу на актуализацию схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Таким образом, в анализируемую группу попала информация по 35 городам и поселениям России, которые «отыгрались» по актуализации схем теплоснабжения своих территорий в указанный выше период.

В таблице представлены сводные данные по начальной (максимальной) и конечной (по контракту) стоимости работ как в абсолютных величинах (руб.), так и в относительных (руб./чел.) на актуализацию схем теплоснабжения, а также приведена информация по падению начальной цены. Данные по городам и поселениям сформированы в порядке возрастания итоговой относительной стоимости работ (руб./чел.), которая варьируется от 0,84 руб. (г. Якутск и г. Киров) до 151,44 руб./чел. (г.п. Голицыно Московской области). Отметим, что по Якутску торги были признаны несостоявшимися, т.к. никто из потенциальных исполнителей не заявился; по всем остальным процедурам был определен победитель.

Таблица. Сводные данные по торгам на актуализацию схем теплоснабжения
российских городов и поселений, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г.

Наименование города

Численность

населения*, тыс. чел.

Цена**, тыс. руб.

Удельная стоимость работ, руб./чел.

Снижение цены, %

начальная

(максимальная)

конечная (по контракту)

начальная

конечная

г. Якутск,

Республика Саха (Якутия)

г. Улан-Удэ,

Республика Бурятия

г. Жигулёвск,

Самарская обл.

г. Грозный,

Чеченская Республика

Ярославская обл.

г. Калининград

Нижегородская обл.

г. Ижевск,

Удмуртская Республика

г. Люберцы,

Московская обл.

г. Оренбург

г. Егорьевск, Московская обл.

г. Нижневартовск, ХМ АО

г. Сыктывкар,

Республика Коми

г. Прокопьевск,

Кемеровская обл.

г.п. Зеленоградский, Московская обл.

г. Лыткарино, Московская обл.

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская обл.

г.о. Междуреченск, Кемеровская обл.

г.о. Беловский,

Кемеровская обл.

г. Тольятти,

Самарская обл.

г. Жуковский,

Московская обл.

г. Череповец,

Вологодская обл.

г. Нефтеюганск,

г. Краснодар

г.о. Калтанский, Кемеровская обл.

Московская обл.

г. Липецк

г. Щелково,

Московская обп.

г.п. Красково,

Московская обл.

г. Фрязино,

Московская обл.

г. Обухове,

Московская обл.

г. Гатчина,

Ленинградская обп.

г.п. Голицыно,

Московская обл.

* по данным ru.wikipedia.org (округлено до тыс. чел.);
** округлено до тыс. руб.;
*** начальная (максимальная) стоимость отсутствует, т.к. тип процедуры - запрос предложений,
запрос у единственного поставщика.

Для наглядности итоговые данные по удельной стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения городов и поселений представлены на рис. 1 (за исключением данных по г.п. Голицыно Московской обл., т.к. они «выпадают» из общего массива данных из-за существенной разницы в удельной стоимости работ по сравнению с другими поселениями).

Рис. 1. Итоговая удельная стоимость работ по актуализации схем
теплоснабжения российских городов и поселений (руб./чел.).

Показаны диаграммы по удельной стоимости работ (начальной и конечной) по проведению актуализации схем. Если рассматривать начальную удельную стоимость работ (рис. 2а), определенную заказчиками на основании поступивших коммерческих предложений, то в более 50% всех городов и поселений из анализируемой группы (35 шт.) она находилась на уровне до 10 руб./чел.; менее чем в 10% - от 10 до 20 руб./чел.; в оставшихся около 40% городов и поселений - от 20 руб./чел и выше. Из данных рис. 2б, видно, что удельная стоимость работ в более 60% всех городов и поселений из анализируемой группы (35 шт.) находится на уровне до 10 руб./чел.; в 20% - от 10 до 20 руб./чел.; в оставшихся менее 20% - от 20 руб./чел и выше. Из приведенных данных видно, что и начальная, и итоговая удельная стоимость работ в более чем половине рассматриваемых российских городов и поселений составила менее 10 руб./чел .

Рис. 2. Удельная стоимость работ по анализируемой группе городов
и поселений (с разбивкой на условные группы):
а - начальная; б - итоговая.

Стоит отметить, что в группе городов и поселений, для которых итоговая удельная стоимость работ составила менее 10 руб./чел., около 60% всех торгов отыгрывалось в виде электронного аукциона, запроса предложений, запроса котировок, где определяющим критерием является минимальная цена; оставшиеся 40% отыгрывались по открытому конкурсу, где присутствуют также квалификационные критерии, определяемые заказчиком.

В группе городов и поселений, где удельная стоимость работ по итогу оказалась выше 10 руб./чел., победитель определялся в основном по результатам открытого конкурса.

Необходимо подчеркнуть, что всего по нескольким городам и поселениям численностью менее 100 тыс. чел. (менее 5 шт.) среди рассматриваемой группы не требовалась разработка/актуализация электронной модели системы теплоснабжения. Например, в Московской области региональное МинЖКХ рекомендует вести разработку электронной модели систем теплоснабжения для городов и поселений любой численности. Напомним также, что летом 2014 г. правительством Московской обл. был принят закон от 24.07.2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» , в соответствии с которым с 1 января 2015 г. за утверждение схем теплоснабжения городов и поселений от 10 до 500 тыс. чел. отвечает правительство Московской обл. или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской обл.

Что касается снижения стоимости на выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения городов и поселений, то максимальное снижение (см. таблицу) - до 86,5% - наблюдалось в группе городов и поселений (менее 10 руб./чел.), по которым в основном проводились электронные аукционы; в группе (от 10 руб./чел. и выше) по отдельным открытым конкурсам также наблюдалось снижение начальной стоимости работ до 78,5% (см. табл.).

Из всех торгов (из выборки в 35 шт.) более 30% игралось по городам и поселениям Московской обл., более 10% - по Кемеровской обл.; остальные - по другим городам и поселениям России.

Стоит отметить, что среди всех городов и поселений, которые прошли актуализацию схем теплоснабжения, 65% имеют численность свыше 100 тыс. чел. (в общей сложности около 170 шт.), оставшиеся 35% городов и поселений имеют численность менее 100 тыс. чел.

Выводы

Сегодня профессиональным сообществом обсуждаются и готовятся изменения в Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 , включая изменения по актуализации схем теплоснабжения.

На текущий момент отсутствуют общие подходы к ценообразованию работ по актуализации схем теплоснабжения . В этой связи для как можно более точного определения стоимости работ рекомендуется проводить полноценную экспертизу (Заказчику) или экспресс-экспертизу (потенциальному Исполнителю). Отсутствие данной экспертизы и экспресс-анализа со стороны заказчиков и потенциальных исполнителей соответственно приводят на практике к достаточно существенному разбросу удельной стоимости работ: от 1 до 150 руб./чел.

В 2015 г. начальная и итоговая удельная стоимость работ в более чем половине рассматриваемых российских городов и поселений составила менее 10 руб./чел .

Существенное влияние на определение итоговой стоимости работ на актуализацию схем теплоснабжения оказывает выбор типа процедуры торгов : электронный аукцион или открытый конкурс и др. Скорее всего, тип торгов окажет влияние и на качество проведенных работ.

На основании полученных результатов, исходя из анализа имеющегося достаточно незначительного массива данных по 35 городам и поселениям (исходя из общего количества городов и поселений России, где необходима разработка схем теплоснабжения, - свыше 11,6 тыс. шт.), необходимо рекомендовать как заказчикам, так и потенциальным исполнителям использовать предлагаемые механизмы определения стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения с обязательным привлечением экспертной организации, и использовать собственные силы и средства (в отношении потенциальных исполнителей) для проведения экспресс-анализа уже разработанных документов с целью более точного определения стоимости работ.

Литература

  1. Пузаков В. С. Разработка схем теплоснабжения вчера, сегодня, завтра // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 1. 2015. .
  2. Пузаков В.С. Анализ разработки и утверждения схем теплоснабжения в Российской Федерации // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 2. 2015. .
  3. Папушкин В.Н. О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 Февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и иные НПА/Доклад на конференции «Антикризисное...». - НП «Российское теплоснабжение» - Москва. 09-10 сентября 2015 г.
  4. Семенов В.Г. Сто рублей на человека: столько стоит схема теплоснабжения российского города // газета «Тепловая энергетика». № 03 (03), ноябрь, 2012. (http://www.eprussia.ru/teploenergetika/03/50.htm).
  5. Анциборов А.А., Сокульский Н.Н., Иваненко М.Г., Пузаков В.С., Сущенко В.В. Особенности теплоснабжения южных городов на примере Таганрога // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 3. 2015. .

Система добровольной экспертизы схем теплоснабжения
и инвестиционных программ теплоснабжающих организаций

Система добровольной экспертизы схем теплоснабжения создана в 2012 г. НП «Энергоэффективный город» с участием НП «Российское теплоснабжение» по рекомендации Минэнерго России. Создание системы было также поддержано Госстроем России.

Заключения независимой экспертизы, подготовленные на основе гражданско-правовых договоров высококвалифицированными экспертами из различных городов Российской Федерации, позволяют обеспечить высокое качество разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов, их соответствие требованиям действующего законодательства, а также способствуют прохождению установленных процедур утверждения этих документов. Экспертные заключения также используются при рассмотрении и урегулировании в установленном порядке разногласий или конфликтов интересов, связанных с указанными документами.

Система добровольной экспертизы призвана содействовать развитию рынка по оказанию высококачественных услуг в области разработки и экспертизы схем теплоснабжения и инвестиционных программ теплоснабжающих организаций путем обобщения лучших практик. С этой целью НП «Энергоэффективный город» ведет работу по мониторингу и оценке схем теплоснабжения, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. Информация о Системе добровольной экспертизы размещена в открытом доступе по адресу .

В рамках Системы добровольной экспертизы НП «Энергоэффективный город» подготовило более 300 экспертных заключений по проектам схем теплоснабжения, в том числе для городов с численностью более 500 тыс. человек.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация