Ненадлежащее исполнение контракта по 44 фз поставщиком. Расторжение госконтракта по соглашению сторон. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

Главная / Бизнес

В статье рассмотрим, какая ответственность сторон по контракту предусмотрена 44-ФЗ, а также какие могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.

Из статьи вы узнаете:

Постановление Правительства об ответственности по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ предусматривает ответственность для заказчиков и поставщиков на случай нарушения сроков и других важных условий контракта. Санкции указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Далее рассмотрим, что ждет поставщика, а что - заказчика.

Ответственность по 44-ФЗ для поставщика

Если говорить о нарушениях, не касающихся сроков, за каждое поставщика ждет штраф. Сумма напрямую зависит от цены контракта. Установлена такая градация:

  • при цене до 3 млн руб. - 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб - 5%;
  • 50-100 млн руб. - 1%;
  • 100-500 млн руб. - 0,5%;
  • 500 млн - 1 млрд руб. - 0,4%;
  • 1-2 млрд руб. - 0,3%;
  • 2-5 млрд руб. - 0,25%;
  • 5-10 млрд руб. - 0,2%;
  • более 10 млрд руб. - 0,1%.

Бывает так, что нарушением является обязательство, которое не имеет стоимостного выражения. В этом случае размер штрафа будет таким:

Если же нарушение связано со сроками, начисляются пени: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств, за каждый день просрочки.

Поставщики, подрядчики и исполнители платят штрафы по Закону № 44-ФЗ, как и заказчики. Однако наказывают только контрагентов, которые неверно заключили, изменили или расторгли контракт. Размеры штрафов и примеры смотрите в таблице.

Штраф за неисполнение контракта по 44-ФЗ поставщиком СМП

Если поставщик из числа малых предприятий, для него суммы штрафов менее жесткие:

  • 3% от цены контракта, если цена менее 3 млн. руб.;
  • 2% - если цена больше 3 млн, но меньше 10 млн руб.;
  • 1% - если цена больше 10 млн, но меньше 20 млн руб.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ

Для заказчика действуют фиксированные суммы штрафов за нарушение обязательств, не связанных со сроками:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. - от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если заказчик сорвал сроки, он выплачивает пострадавшей стороне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченной в срок суммы.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2019 году

Грозит за:

  • неправильный выбор способа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • неверный расчет НМЦК по ГОЗ - ст. 7.29.1 КоАП РФ;
  • отказ от заключения контракт по ГОЗ - ст. 7.29.2 КоАП РФ;
  • нарушение правил планирования закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушение порядка осуществления закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • несоблюдение регламента ведения реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Тип административной ответственности по 44-ФЗ зависит от конкретного нарушения. Например, за отклонение заявки по основаниям, не предусмотренным в 44-ФЗ, заказчику грозит штраф - 5% от НМЦК. Если нарушены сроки размещения необходимых документов, штраф может доходить до 30 тыс. руб. для контрактного управляющего и до 100 тыс. руб. для юрлица.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Скачать таблицу

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок - 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Практика

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры. В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)». Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д. То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса. По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса - не менее чем 1 см, а максимальное - не более 15 см. Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика. Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех - 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя. В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму. Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области. В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то - на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени. Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон. А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб. 11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки. Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. - 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами. В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.

Здравствуйте Надежда!

В соответствии со ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Контракт заключается на условиях, предусмотренных
извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке,
заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается
контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим
Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять
участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о
закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта
является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях,
установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное
значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены
контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и
исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального
закона.

В контракт включается обязательное условие об
ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,
предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения
заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик,
исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня
начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного

контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается
контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в
срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком
обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения
обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается
контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,

предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик
направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек
(штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного
контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного
контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в
размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены
контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств,
предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем).

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных
контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства),
предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде
фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа,
пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой
силы или по вине другой стороны.


Если контракт заключается на срок более чем три года и
цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен
включать в себя график исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности
одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями
частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

То есть, контрактом может быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поэтому если условиями Вашего Договора предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, то в случае расторжения Договора по Вашей вине, Вы обязаны оплатить Заказчику соответствующую сумму.

ЕСли Вы докажете, что неисполнение Договора произошло вследствие непреодолимой силы или по не по Вашей вине, то Вы будете освобождены от уплаты неустойки.

Согласно п. 8, п.п. 19-24 ст.95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

То есть, Вы вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если это предусмотрено условиями Вашего Договора.

Кроме того, если Вы нарушили начальные и (или) конечные сроки исполнения Договора, то Вы вправе согласовать с Заказчиком новые сроки. Для этого следует заключить дополнительное Соглашение

В силу ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

Таким образом, сейчас Вам следует направить письменное уведомление Заказчику об изменении сроков, установленных Договоров или расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

Смогу оказать услугу по составлению уведомления, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.

С уважением Ф. Тамара

14 августа 2019 года вступает в силу ПП РФ № 1011 от 02.08.2019. Это постановление вносит коррективы в ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, которое регламентирует расчеты штрафов и пеней. Что меняется в связи с принятием нового НПА?

Меняются штрафы

Во-первых, для штрафов, по аналогии с пеней, узаконили исключение, когда их расчет может не производится по нормам Постановление РФ № 1042. Это случай, когда законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Об этом говорит п. 13, которого до этого не было в ПП РФ № 1042.

Во-вторых, поменялся полностью п. 4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

В-третьих, усложнился порядок определения штрафа для контрагента, заключившего контракт по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения контракта). Теперь, если цена контракта не выше НМЦК, то штраф составляет:

  • 10 % НМЦК, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % НМЦК, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % НМЦК, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

Если же цена контракта выше НМЦК, то штраф:

  • 10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

То есть разница между первым и вторым случаем в точке отсчета. В первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

В-четвертых, изменились указания относительно общей суммы неустойки. Если помните, то она не должны превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов в отношении как заказчика, так и контрагента, не должна превышать цены контракта.

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В рекомендации найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

А что же пени?

А расчет пеней, по сути, не изменился. Постановление РФ № 1011 вычеркнуло из ПП РФ № 1042 пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Да, и название постановления изменилось: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

То есть с 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает правила только в отношении определения штрафов.

Соответственно, расчет пени не изменился – он указан в ч. 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Что в итоге?

Основание штрафа

Изменилось/не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке без ограничений по СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке только для СМП и СОНКО

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при заключении контракта по наиболее высокой цене (торги за право заключения контракта)

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, не имеющее стоимостного выражения

Не изменилось

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно

Не изменилось

За неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение обязательств заказчиком

Не изменилось

Правила расчета неустойки

Не поменялись

Важно!

Правила ПП РФ № 1042 больше не работают, если нормами специального закона или иного НПА установлен иной расчет штрафов.

Штрафы по 44-ФЗ КоАП 2019 с последними изменениями

В КоАП РФ нарушениям в сфере закупок посвящены следующие статьи:

  • неверный выбор типа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • нарушения при планировании закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушения регламента проведения закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • неверное ведение реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Штраф может быть фиксированным или в процентах от НМЦК.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Уголовные штрафы по 44-ФЗ

Уголовное наказание в сфере госзаказа начали применять с 2018. В УК РФ появились две новые статьи: за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ). По первой нарушителю грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Санкция будет более строгой, если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб. В этом случае максимальное наказание - 7 лет тюрьмы.

За подкуп (то есть передачу денег, имущества, оказание услуг за помощь и т.д.) грозит:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Административная практика: штрафы по 44-ФЗ

Своим постановлением от 24.11.2016 по делу № 477-Т-16 Липецкое УФАС России оштрафовало сотрудника контрактной службы областного казенного учреждения «Гидротехнические комплексы». Заказчик закупал услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения путем запроса котировок. В соответствии с п.8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся при наличии лицензии. Поэтому в извещении о проведении запроса котировок заказчик установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

Но помимо этого в извещении говорилось, что исполнитель должен иметь помещения с необходимым медицинским оборудованием (инструментами) и расходными материалами в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России от 29.01.2002. Ошибка работника контрактной службы в том, что методические рекомендации носят лишь рекомендательный характер. Такое требование можно считать излишним. Установив его, заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Сотрудница контрактной службы пояснила, что допустила нарушение по неосторожности и не ставила перед собой цели ограничить количество участников закупки. Однако ФАС не посчитала нарушение малозначительным, поскольку оно могло привести к заключению контракта с нарушениями требований действующего законодательства или объявленных условий. В итоге специалисту назначили штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 3 000 руб.

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Формула расчета штрафов по ФЗ 44 в 2019 году

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2019 года

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.






Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

    Неисполнение установленных договором обязательств одной из сторон ущемляет права и приводит к убыткам второго участника отношений. Ответственность за подобные преступления обозначена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В нем, кроме наказаний за несоблюдение условий сделок гражданско-правового характера, установлены штрафы за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

    КоАП РФ предусматривает два вида административной ответственности при заключении договоров с федеральными и местными органами власти. Вторым видом наказаний, кроме штрафов по контракту по Закону № 44-ФЗ, является пеня, которая начисляется на сумму просроченных обязательств и зависят от периода неисполнения. Данный расчет не вызывает затруднений, по-другому обстоит дело со штрафными санкциями. Их применение имеет множество нюансов, основные из которых мы рассмотрим в этой статье.

    За что начисляются штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году

    Заключение контрактов в случаях поставки товаров или оказания услуг на государственном и муниципальном уровне производится в электронном виде, с использованием сертифицированной торговой площадки в Интернете, а сама процедура строго регламентирована. Потому причины нарушений делятся на две большие группы:

  • Несоблюдение правил подготовки и проведения аукционов в электронной форме. Суммы неустоек определены в КоАП РФ.

Неисполнение условий контракта. Размеры штрафов по Закону № 44-ФЗ рассчитываются по Правилам, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Штрафы назначаются за нарушения, касающиеся соблюдения пунктов договора. При просрочке оплаты или нарушения при поставке товара (оказания услуг) начисляются пени за каждый день неисполнения обязательства.

Как производится расчет штрафа за правонарушения по Закону 44-ФЗ

Если допущены серьезные недочеты при осуществлении процедуры проведения электронных торгов, то суммы неустоек определяются судом, исходя из признаков нарушений и обстоятельств их возникновения. Представители власти назначают наказание, руководствуясь статьями 7.29 – 7.32.1 и другими положениями КоАП РФ.

Подробнее остановимся на расчете санкций за нарушение условий контрактов, уже заключенных между поставщиком (подрядчиком или исполнителем) и заказчиком. В п. 4 Правил устанавливается следующий порядок определения штрафов по Закону № 44-ФЗ на юридических и должностных лиц:

  • 10 % от стоимости договора, когда она составляет не более 3 млн. рублей;
  • 5 % от стоимости договора, если ее размер составляет от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1 % от стоимости договора, варьирующейся в пределах от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5 % от стоимости договора, если она выше 100 млн. рублей.

Сумма штрафа является фиксированной величиной, которую необходимо отразить в условиях контракта. Если штрафные санкции не прописаны в договоре, то суд самостоятельно устанавливает размер наказания, исходя из положений законодательства.

Кто платит штрафы по Закону № 44-ФЗ

КоАП РФ устанавливает меру ответственности за нарушение правил проведения конкурсов и несоблюдение условий заключенного контракта для следующих граждан и организаций – участников процедуры государственной или муниципальной закупки:

  • должностных лиц заказчика и поставщика (исполнителя), в обязанности которых входит организация и проведение торгов от имени одной из сторон;
  • управляющих органов или учреждений, представляющих интересы заказчика (далее - УО);
  • юридических лиц, являющихся поставщиками (исполнителями, подрядчиками);
  • специализированных организаций (далее - СО), обеспечивающих техническую поддержку торгов, а также операторов электронных площадок (далее - ОЭП).

От правового статуса виновного лица зависит размер наказания, что напрямую указывается в КоАП РФ.

Как избежать штрафов по закупкам, регулируемым Законом № 44-ФЗ

Ответственность в случаях нарушения законодательства о закупках для федеральных и муниципальных нужд при организации процедуры несут заказчики и организации, их представляющие. За несоблюдение порядка ее проведения могут наказать еще и поставщиков, а за исполнение обязательств по контракту отвечают обе стороны.

Каких либо общих рекомендаций для заказчиков и поставщиков, как не получить штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году, кроме тщательного соблюдения правовых норм, мы дать не можем. Разбираться необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы вам было проще ориентироваться в штрафных санкциях, обратите внимание на подробную таблицу наказаний, предусмотренных действующим законодательством при несоблюдении правил закупочной деятельности на уровне государства или муниципалитета.

Таблица штрафов по Закону 44-ФЗ в 2017 году

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

№ ст. в КоАП

Кто может признаваться виновным

Сумма штрафа, руб.

Штрафы по Закону 44-ФЗ для заказчиков при нарушении правил определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Неправильный выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), исключение – ч. 2 и 2.1 данной статьи.

Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) иным способом, при регламентированной необходимости проведения аукциона (конкурса).

должностное лицо УО, заказчика

Осуществление закрытых (с ограниченным участием) конкурсов и аукционов, выбор единственного поставщика в случаях, не определенных законодательством. Несоблюдение сроков и порядка представления в контролирующие органы федерального значения сведений и документов на согласование таких способов выбора поставщика (исполнителя, подрядчика).

должностное лицо УО, заказчика

Принятие решения о проведении закрытого конкурса (аукциона) по оборонному заказу без соответствующего согласования с соответствующим федеральным органом, или несоблюдение согласованных условий.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

Нарушение допущено при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью торгов.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Нарушение допущено при определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Отказ или уклонение поставщика (подрядчика, исполнителя) от оформления госконтракта, касающегося оборонного заказа

Применяется к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), которые определены нормативными актами РФ или являются единственными. Их обязанность заключить контракт должна быть закреплена на законодательном уровне.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Применяются к поставщикам (исполнителям, заказчикам), имеющим, в соответствии с законодательством РФ, статус доминирующего лица в данной сфере.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Несоблюдение порядка проведения процедуры закупок товаров, услуг и работ, предназначенных для нужд государства или муниципалитета

Штрафы по Закону № 44-ФЗ за нарушение сроков опубликования в Единой информационной системе (ЕИС) данных и документов при осуществлении аукциона или конкурса до 2 рабочих дней (исключение – ситуации, указанные в ст. 7.30 ч. 1.2 и 1.3)

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, предусмотренное частью 1 этой статьи, по срокам превышающее 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Сроки размещения данных в ЕИС при размещении данных и документов, необходимых для проведения закупочной кампании с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком), не более, чем на 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, указанное в ч. 1.2 ст. 7.30, превышающее период в 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

КоАП предусматривает штрафы за несоблюдение Закона № 44-ФЗ в части:

  • порядка публикации на ЕИС или направления данных и документов оператору торговой площадки;
  • порядка разъяснений правил проведения конкурса;
  • процедуры приема заявок на участие в торгах и окончательных предложений по ним,
  • в случаях, не указанных в ч. 1-1.3 ст. 7.30

должностное лицо УО, заказчика

Применение неправомочных оснований для отклонения заявки на конкурс, или признания ее неправильно оформленной, недопущения к участию в торгах, или отстранения от участия в них.

должностное лицо УО, заказчика

Принятие заявок и документации для участия в конкурсе и признание их надлежащими у лица, которое не соответствует требованиям законодательства о закупках

Несоблюдение правил конкурсной документации при вскрытии пакетов с заявками на участие в торгах или разрешения доступа к ним на ЕИС, нарушение процедуры рассмотрения предложений, их анализа и оценки

Несоблюдение требований к заполнению протокола, определяющего исполнителя (подрядчика, поставщика), в части его содержания.

должностное лицо УО, заказчика

Отсутствие публикации в ЕИС данных и документов, которые должны быть в ней размещены в соответствии с нормативными актами РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по 44-ФЗ грозит за принятие неправомочных правил проведения торгов, требований к представляемой документации и к способу обеспечения заявок.

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 5 000, не более 30 000)

Внесение в описание предмета закупки требований, которые ограничивают круг возможных участников в процедуре. Составление лота из объектов, не имеющих между собой связи технического и функционального характера

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 10 000, не более 50 000)

Нарушение требований законодательства при утверждении документации по конкурсу (аукциону) (исключение – случаи, указанные в ч. 4 и 4.1 этой же статьи)

должностное лицо УО, заказчика

Отклонение заявки и отстранение лица от участия в запросе предложений по торгам по причинам, не соответствующим законодательству РФ, с одновременным признанием заявки и допуска к процедуре лица, не имеющего законодательного права на участие в конкурсе (аукционе).

должностное лицо УО, заказчика

5% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (максимально – 30 000)

Несоблюдение правил документации по торгам, касающихся вскрытия пакетов с заявками на запрос котировок и рассмотрения этих заявок.

Признание лица победителем в торгах с нарушением положений нормативных актов РФ

должностное лицо УО, заказчика

Уменьшение сроков представления заявок на участие в торгах, если это противоречит действующему законодательству РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков отмены выбора исполнителя (подрядчика, поставщика)

Несоблюдение правил осуществления торгов в электронной форме, нарушение условий аккредитации участников таких конкурсов (аукционов), установленных нормативными актами РФ.

Снижение заявляемого объема закупок ниже определенного законами РФ уровня, если они производятся у фирм некоммерческого направления деятельности или принадлежащим к сфере малого предпринимательства.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков подписания конкурсных протоколов, запросов котировок и предложений на период, не превышающий 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, обозначенное в ч. 13 ст. 7.30, при условии, что просрочка превышает 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по госконтракту по Закону № 44-ФЗ за
несоблюдение сроков публикации государственных оборонных заказов.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Несоблюдение правил ведения реестра заключенных контрактов, в том числе тех, в которых содержатся данные о государственной тайне, нарушение учета недобросовестных исполнителей (подрядчиков. поставщиков).

Штраф по 44-ФЗ, который может быть наложен на ФАС, касающийся внесения заведомо ложных данных в реестр недобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков).

должностное лицо ФАС РФ

Непредставление, несвоевременное представление информации о контрактах и недобросовестных их исполнителях в контролирующие органы различного уровня.

должностное лицо УО, заказчика

Штрафы в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ за несоблюдение порядка и (или) сроков:

  • возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах;
  • приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника;
  • ведения перечня участников торгов в электронной форме;
  • электронного документооборота.
Разглашение сведений об участниках торгов до их официальной публикации.

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах на период, не превышающий 3 рабочих дней.

должностное лицо заказчика, УО

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах, если задержка составляет более 3 рабочих дней.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение срока и порядка приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника, которые касаются его обеспечительного взноса.

Несоблюдение правил ведения перечня участников электронных торгов, которые были аккредитованы на виртуальной площадке.

Нарушение порядка и сроков электронного документооборота во время проведения аукциона в электронной форме.

Разглашение сведений об участниках электронных торгов до их официальной публикации.

должностное лицо ОЭП

Несоблюдение правил заключения контракта и внесения в него изменений

Заключение договора с нарушением ранее определенных условий выбора исполнителя (подрядчика, поставщика) или неисполнение условий контракта, предложенных в процессе его оформления тем лицом, с которым оно заключается по 44-ФЗ, наказывается штрафом.


5 000 максимальная сумма – 30 000)

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (минимум –
5 000, но не более 30 000)

Нарушение, прописанное в ч. 1 этой статьи, если оно повлекло за собой трату дополнительных средств заказчика или недопоставку товара, уменьшение объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Взыскание штрафа по 44-ФЗ за несоблюдение сроков заключения договора или уклонение от его оформления.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, когда такие действия привели к расходу дополнительных средств заказчика, или к недопоставке товара, уменьшению объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

двукратный размер суммы перерасхода средств или стоимости товаров, услуг, работ

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Несоблюдение законодательных правил, касающихся расторжения договора при отказе от его исполнения одной из сторон

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Штраф по Закону № 44-ФЗ за просрочку перечисления денежных средств и нарушение правил оплаты по государственному заказу оборонного значения, отсутствие оговоренного в таком контракте авансирования.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Срок давности, в течение которого могут оштрафовать за несоблюдение требований к государственным и муниципальным торгам, составляет 1 год со дня допущения нарушения. Исключением являются ситуации, обозначенные в ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если у вас возникли вопросы, касаемо штрафных санкции по Закону № 44-ФЗ, лучше сразу обратиться за советом к опытным юристам сайта Правовед.RU. Наши специалисты проведут тщательный анализ представленной вами информации и подскажут, как поступить в том или ином случае.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация