Социальные нормы и их роль. Роль социальных норм в жизни общества. Правила в семейных отношениях

Главная / Суд

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы -- это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия.

Социальные нормы -- это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, -- обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Ритуал представляет собой правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения.

Религиозные нормы -- разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах. Государство, в котором не существует официально признанной государством религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным, является светским государством

Корпоративные нормы -- правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

  • 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
  • 2) имеют один и тот же объект регулирования -- общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
  • 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;
  • 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
  • 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;
  • 6) преследуют одну и ту же цель -- упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

  • 1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
  • 2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • 3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место.
  • 4. Качество системности, иначе говоря, право -- сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
  • 5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей -- извечные идеалы, к которым стремится человечество.
  • 6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества -- власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
  • 7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
  • 8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления -- законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
  • 9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.
  • 10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции . 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм : 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.


Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3.Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения. Однако нормативные системы не являются застывшими и навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
1. Роль социальных норм в жизни общества Вопросы:Мы едем в автобусе и оплачиваем проезд. Почему?При встрече мы здороваемся друг с другом. Зачем?Мы покупаем новый холодильник и читаем инструкцию по его использованию. С какой целью? Поведение человека в обществе регулируется различными нормами.Таких норм много и они регулируют разные виды отношений между людьми.Это упорядочивает жизнь людей! Общественные отношения- это отношения между людьми и социальными группами.
Норма- в переводе с латинского означает «руководящее начало, правило, образец». Выделяют социальные и несоциальные нормы.Социальные нормы- это правила поведения,которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые изни общества. НОРМЫНЕСОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ(правила дорожного движения, рукопожатие при встречи)ТЕХНИЧЕСКИЕ(инструкция к телевизору) ЕСТЕСТВЕННЫЕ(нормы гигиены) СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫНОРМЫ ОБЫЧАЕВНОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ МОРАЛИНОРМЫ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙПРАВОВЫЕ НОРМЫНОРМЫ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙРЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫНОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Соблюдение всех видов норм важно для жизни и здоровья человека! Вопросы:Можно ли громко слушать музыку поздно вечером или в ночное время?Допустимо ли ставить машину на тротуаре? Можно ли взять чужой телефон без спросу? ВыводСоциальные нормы являются регулятором отношений между людьми, играют важную роль в разрешении конфликтов, учитывают мнения и интересы людей. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМрегулируют сложившиеся типичные ситуации в общественных отношениях;повторяются в аналогичных ситуациях, рассчитаны на многократное использование;направлены на все общество в целом, на всех людей;имеют регламентированный порядок реализации. НОРМЫ ОБЫЧАЕВ:МифыОбычаиРитуалыТрадицииОбряды Ритуал- это правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения. Обряды – это символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие с целью воспитания. Это свадьбы, обряды погребения, праздники. Традиции - один из норм обычаев. Это идеи, ценности и формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению. Мифы-нормы, содержащие сказочные и былинные образы. Например: мифы Древней Греции, былины Древней Руси. Вывод:В первобытную эпоху нормы обычаев регулировали все отношения между людьми, но в процессе развития общества появлялись иные нормы. НормыРелигиозные нормыМоральные нормыПравовые нормыНормы гражданских отношенийНормы экономических отношений Деловые нормыНормы политических отношенийНормы культурных отношенийМежнациональные отношения Религиозные нормы – появились в эпоху первобытности, это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни.Моральные нормы- это правила поведения людей, которые регулируют общественные отношения с позиции нравственности.Правовые нормы - регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве. Являются составной частью системы социальных норм,не должны им противоречить. Нормы гражданских отношений – возникают по поводу конкретного имущества, товара, например права на жизни здоровье, честь и достоинство.Нормы экономических отношений –правила поведения людей, которые складываются по поводу отношений собственности, производства, обмена, распределения товаров и услуг.Деловые нормы-правила, которые складываются в повседневной деловой деятельности. Эти нормы отражают порядок поведения сотрудников. Нормы политических отношений- правила поведения людей, складывающиеся в политической сфере. Возникают в результате развития политической деятельности и борьбы за власть разных партий и их лидеров.Нормы культурных отношений -отношение к прекрасному в любом проявлении(к искусству.) Межнациональные отношения – отношения между отдельными народами. Они охватывают все сферы общества. Размышляем над пройденнымСтр. 11 Домашние задание:§ 1, вопросы после параграфаЗадания для самостоятельной работы стр. 11Проект на темы: «Роль социальных норм в жизни моей», «Обычаи, ритуалы, обряды и традиции в моей семье».(проект оформить можно в виде презентации или плаката с рисунками и фотографиями)

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

верны ли следующие суждения о социальных нормах. А.В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются

разновидностями социальных норм

1. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

какому понятию соответствует следующее определение "набор конкретных функций,который должен выполнять человек в социальной группе?" 1)социальная норма

2)социализация 3)социальная мобильность 4)социальная роль

1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права:

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственностидисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Соц. контроль – это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей.

По своему характеру соц. санкции могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные.

15. Теории социального развития и социальных изменений.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое, или модификация в структуре общества. Понятие "Социальное изменение" не содержит оценочного компонента, т.е безразлично к направленности. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социальные изменения могут касаться количества элементов в системе (размер социальной группы, ее численность и т.д) и собственно подсистем (число подразделений, социальных групп, социальных институтов), их взаимосвязи (социальные связи, взаимодействия, обмен), функций, окружения системы (изменения природных условий, геополитическое положение, изменения в других странах). Среди источников выделяют: внешние по отношению к социальной системе (природные, биологические, психологические), так и внутренне присущие ей - теории социального конфликта определяют решающую роль конфликта, марксизм причиной. В связи с анализом социального изменения для социологии характерно разделение на социальную статику и социальную динамику, которое было введено О. Контом. Последствием такого противопоставления стало разделение типов исследовательских процедур на синхронные, в которых общество рассматривалось во временной статике, и диахронные - включающие переменную времени и акцентирующиеся на социальном изменении. Дальнейшее развитие понятия получило в рамках системной модели общества (теория систем, функционализм, структурный функционализм). Концепция основывалась на следующем положении: анализируются различные временные моменты в состоянии одной системы. С позиции системного анализа различают: 1) изменения внутри системы, когда имеют место отдельные социальные изменения, не отражающиеся на других элементах, - в этом случае целостность системы в целом сохраняется; 2) изменения самой системы, при котором социальное изменение охватывают систему в целом и затрагивают все ее компоненты, - в результате сама система переходит в качественно иное состояние. Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "социальный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерывность социальных изменений Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация. "Онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику" (П. Штомпка). 41. Стадии развития личности и механизмы социализации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация - это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны - передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны - их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии - ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, - что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей - формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация