Определение общества. Общество как система. Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему Прочитай образные определения общества данные мыслителями разных

Главная / Бизнес

Вопрос: Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.

Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.

Ответы:

Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Общество объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Похожие вопросы

  • Поможіть Розвязати подвійну нерівність 9 клас
  • Упростите выражения: а) син2а - (син а + кос а)^2
  • Какие проблемы решает Верховный суд
  • Август среди участниц русскогт медвежонка встрепетилось немного.а сколько еще названий месяцев можно подставидь вместо первого слова чтобы фраза оставалась грамматически правильной? 1 ни одного 2одно 3два 4три 5четыре. некоторые русские числительные примечательны тем что в них при склонении изменяются не только конец слова но и середина например пятьдесят пятидесяти а какое географическое название рекомендавалось склонять похожим образом еще в серединеи 19 века? 1волоколамск 2екатеринослав 3новгород 4симбирск 5тобольск сколько глаголов из данного списка:возвещать, завещать, извещать, обещать, оповещать, предвещать относиться только к несовершенному виду 1 все 2пять 3 четыре 4три 5два
  • Выпишите сначала предложения с однородными членами,а потом сложные предложения. ??аскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1. Ветер по морю гуля...т и кораблик подгоня...т¹ . (П.) 2. Осе...ий ветер буш...вал и волны вскид...вал высоко. (Сурк.) 3.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дыш...т ароматом⁴. Ещё трава полна прозрачных² слез и гром (в)дали гремит ра...катом. (Бл.) 4. Ночью¹ месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (Л.) 5. А звезды (не)жданно в туман... бл...снули и свет свой холодный над липами льют. (Саян.) 6.Белка песенки поет да оре...ки все грызет. (П.)

Вариант № 598891

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Ха-рак-тер-ной чер­той на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния яв-ля-ет-ся

1) пер­со­ни­фи­ка­ция при­род­ных яв-ле-ний

2) при­ня­тие важ­ней­ших истин на веру

3) кри­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний дей-стви-тель-но-сти

4) опора на по­все­днев­ный опыт

Ответ:

Суб-куль-ту-рой при­ня­то на-зы-вать

1) тра­ди­ци­он­ные куль­тур­ные цен-но-сти

2) от­ри­ца­ние важ­ней­ших куль­тур­ных цен-но-стей

3) куль­ту­ру какой-либо со­ци­аль­ной или де­мо­гра­фи­че­ской груп-пы

4) но­ва­тор­ство в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го твор-че-ства

Ответ:

За по­след­ние не­сколь­ко лет Бол­га­рия столк­ну­лась с рез­ким со­кра­ще­ни­ем чис­лен­но­сти граж­дан тру­до­спо­соб­но­го воз-рас-та, обу­слов­лен­ным ста­ре­ни­ем на-се-ле-ния. Про­яв­ле­ни­ем какой гло­баль­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

1) эко-ло-ги-че-ской

2) про-до-воль-ствен-ной

3) де-мо-гра-фи-че-ской

4) про­бле­мы Север - Юг

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­ствен­ном про-грес-се?

А. Со­дер­жа­ни­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость удо­вле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ством воз­рас­та­ю­щих по-треб-но-стей.

Б. Про­гресс в одних сфе­рах жизни об­ще­ства все­гда со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сив­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в дру-гих.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ин­тен­сив­ным фак­то­рам эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) уве­ли­че­ние объёма ис­поль­зу­е­мых ре-сур-сов

2) уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го дня

3) рас­ши­ре­ние по­сев­ных пло-ща-дей

4) при­ме­не­ние энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех-но-ло-гий

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­сто­ян­ным за­тра­там фирмы?

1) за­тра­ты на сырьё

2) опла­та по-треблённой элек-тро-энер-гии

3) амор­ти­за­ци­он­ные от-чис-ле-ния

4) опла­та труда ра-бо-чих

Ответ:

К внут­рен­ним ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са от­но­сит­ся (-ятся)

1) при­быль фирмы

2) бан­ков­ские кре-ди-ты

3) го­су­дар­ствен­ные фонды

4) раз­ме­ще­ние цен­ных бумаг фирмы на фон­до­вом рынке

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о струк­тур­ной без-ра-бо-ти-це?

А. На­ли­чие в стра­не струк­тур­ной без­ра­бо­ти­цы сви­де­тель­ству­ет о вступ­ле­нии на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в ста­дию ре-цес-сии.

Б. Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца обу­слав­ли­ва­ет­ся лик­ви­да­ци­ей уста­рев­ших от­рас­лей и про-фес-сий.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Как мо-раль-ные, так и пра­во­вые нормы

1) под­дер­жи­ва­ют­ся си­ла­ми об­ще­ствен­но­го мне-ния

2) носят фор­маль­но опре-делённый ха-рак-тер

3) со­зда­ют­ся в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия

4) носят обя­за­тель­ный ха­рак­тер для всех без ис­клю­че­ния чле­нов об-ще-ства

Ответ:

В стра­не Z про­во­ди­лось со­цио­ло­ги­че­ское ис-сле-до-ва-ние, в ходе ко­то­ро­го ре-спон-ден-там, про­жи­ва­ю­щим в населённых пунк­тах раз­но­го типа, за­да­вал­ся во-прос: «Как часто за по­след­ние 10 лет вы ме­ня­ли место жи-тель-ства»?

Ре-зуль-та-ты опро­са пред­став­ле­ны в таб­ли­це в про­цен­том со­от­но­ше­нии от числа от-ве-чав-ших.

Ко-ли-че-ство

жи-те-лей

Ни разу 1 раз 2 раза и более
менее 10 тысяч 90 9 1
10–100 тысяч 84 12 4
100–500 тысяч 75 21 6
более 500 тысяч 67 22 11

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных этой таб-ли-цы?

1) Менее по­ло­ви­ны жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 10 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет не ме­ня­ло место про-жи-ва-ния.

2) Около трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 500 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет ме­ня­ли место про-жи-ва-ния.

3) Более трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 10–100 тысяч че­ло­век ме­ня­ли место жи­тель­ства хотя бы 1 раз за по­след­ние 10 лет.

4) Пятая часть жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 100–500 че­ло­век ме­ня­ла за после 10 лет место жи­тель­ства 2 и более раз.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о се­мьях де­мо­кра­ти­че­ско­го типа?

А. Среди семей де­мо­кра­ти­че­ско­го типа пре­об­ла­да­ют мно­го­по­ко­лен­ные семьи.

Б. В семье де­мо­кра­ти­че­ско­го типа вос­пи­та­ни­ем детей за­ни­ма­ют­ся оба су-пру-га.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

В сов­мест­ном ве­де­нии фе­де­раль­но­го цен­тра и субъ­ек­та РФ на-хо-дит-ся

1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охра­на окру­жа­ю­щей среды

2) ме­тео­ро­ло­ги­че­ская служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, мет­ри­че­ская си­сте­ма и ис­чис­ле­ние вре-ме-ни

3) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от-но-ше-ния

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж-да-ни-на

Ответ:

По идео­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу при­ня­то вы­де­лять пар-тии

1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские

2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные

3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные

4) кад-ро-вые, мас-со-вые

Ответ:

В стра­не Z про­изо­шли рез­кие по­ли­ти­че­ские из-ме-не-ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит су-дить, что в стра­не Z про­ис­хо­дит пе­ре­ход к де­мо­кра­ти­че­ско­му по­ли­ти­че­ско­му ре-жи-му?

1) Про­ис­хо­дит сра­щи­ва­ние ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла-сти.

2) При­ня­та новая Кон-сти-ту-ция.

3) Cнижен пен­си­он­ный воз-раст.

4) Вве­де­на про­це­ду­ра от­че­та пра­ви­тель­ства перед пар-ла-мен-том.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях?

А. За­ре­ги­стри­ро­ван­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии по­лу­ча­ют фи­нан­си­ро­ва­ние из го­су­дар­ствен­но­го бюд-же-та.

Б. По­ли­ти­че­ские пар­тии вы­пол­ня­ют функ­цию по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции граж-дан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

К пол­но­мо­чи­ям Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от-но-сят-ся

1) на­зна­че­ние ре-фе-рен-ду-ма

2) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе-де-ра-ции

3) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб-ствен-но-стью

4) от­прав­ле­ние пра-во-су-дия

Ответ:

К внеш­ним функ­ци­ям го­су­дар­ства от-но-сит-ся

1) ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от-но-ше-ний

2) борь­ба с не­га­тив­ны­ми внеш­ни­ми эф­фек­та­ми эко­но­ми­че­ской де-я-тель-но-сти

3) под­дер­жа­ние об­ще­ствен­но­го по-ряд-ка

4) охра­на го­су­дар­ствен­ных гра-ниц

Ответ:

С 1 ян­ва­ря 2013 года в стра­не Z всту­пил в силу закон о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях. Какую под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ный факт?

1) нор-ма-тив-ную

2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую

3) ком-му-ни-ка-тив-ную

4) функ-ци-о-наль-ную

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об-ще-стве?

А. В усло­ви­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства дей­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство са­мо­де­я­тель­ных ор-га-ни-за-ций, за­щи­ща­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы людей.

Б. На­ли­чие граж­дан­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся зна­чи­мым усло­ви­ем функ­ци­о­ни­ро­ва­ния де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре-жи-ма.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стра-ти-фи-ка-цию.

Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

Ответ:

Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между ти­па­ми из­би­ра­тель­ных си­стем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каж­дой по-зи-ции, дан­ной в пер­вом столб-це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

За-пи-ши-те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук-ва-ми.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Най-ди-те в при-ведённом ниже спис­ке при-ме-ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие ин­сти­ту­ци­о­наль­ную под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об-ще-ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) по­ли­ти­че­ские права и сво-бо-ды

2) по­ли­ти­че­ские пар-тии

3) по­ли­ти­че­ская идео-ло-гия

4) сред­ства мас­со­вой ин-фор-ма-ции

5) го-су-дар-ство

6) по­ли­ти­че­ские нормы и тра-ди-ции

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре-делённой бук-вой.

(А) В стра­не Z в про­из­вод­ство внед­ря­ют­ся наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это не­опро­вер­жи­мо сви­де­тель­ству­ет о фор­ми­ро­ва­нии ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства в стра­не Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве про­цесс ком­пью­те­ри­за­ции даст людям до­ступ к ин­фор­ма­ци­он­ным тех-но-ло-ги-ям, обес­пе­чит ав­то­ма­ти­за­цию об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции в про­из­вод­ствен­ной и со­ци­аль­ной сфе-рах. (Г) Ин­фор­ма­ци­он­ная тех-но-ло-гия - про-цесс, ис­поль­зу­ю­щий со­во­куп­ность средств и ме­то­дов сбора, об­ра­бот­ки и пе­ре­да­чи дан­ных для по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции но­во­го ка­че­ства о со­сто­я­нии объ-ек-та, про­цес­са или яв-ле-ния. (Д) Это поз­во­лит в бу­ду­щем из­ба­вить людей от ру­тин­ной ра-бо-ты, осво­бо­дить им время для удо­вле­тво­ре­ния ду­хов­ных по-треб-но-стей.

Опре-де-ли-те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха-рак-тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж-де-ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер-жде-ний

За-пи-ши-те в таб­ли­цу под бук-вой, обо­зна­ча­ю­щей по-ло-же-ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха-рак-тер.

A Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про-пус-ков.

«В ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве семья пе­ре­ста­ла вы­пол­нять _______ (А) функ-цию. В ре­зуль­та­те от­па­ла не­об­хо­ди­мость жёстко-го _______ (Б) се­мей­ных от-но-ше-ний. Мно­гие тра­ди­ции и обы-чаи, под­дер­жи­ва­ю­щие жёсткую се­мей­ную кон­струк­цию и име­ю­щие _______ (В) обос-но-ва-ние, пе­ре­ста­ли быть не-об-хо-ди-мы.

По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, со­сто­я­щая толь­ко из су­пру­гов и их детей. Сле­ду­ет от-ме-тить, что пе­ре­ход к такой семье мно­ги­ми вос­при­ни­мал­ся как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и па­де­ние нра-вов. В дей­стви­тель­но­сти се­мей­ные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, фи­зи­че­ское воз­дей­ствие на жён и детей, счи­тав­ше­е­ся нор­маль­ным в тра­ди­ци­он­ной семье, стало ухо­дить в про-шлое.

В _______ (Е) об­ще­стве дети были нужны пре­жде всего как ра­бо­чие руки в хо-зяй-стве. В ин­ду­стри­аль­ном об-ще-стве, на-про-тив, дети не толь­ко не спо­соб­ство­ва­ли уве­ли­че­нию се­мей­но­го до-хо-да, но стали тре­бо­вать до­пол­ни­тель­ных средств на дли­тель­ное обу-че-ние.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па-де-же. Каж­дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру-гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про-пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль-ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Ху-до-же-ствен-ное про­из­ве­де­ние ав­то­ра N стало пред­ме­том раз­бо­ра в ли­те­ра­тур­ном жур-на-ле. Вы­бе­ри­те из при-ведённого ниже спис­ка ха-рак-те-ри-сти-ки, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что это ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние от­но­сит­ся к эли­тар­ной куль-ту-ре, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Про­из­ве­де­ние слож­но по сво­е­му со-дер-жа-нию.

2) Про­из­ве­де­ние со­зда­но из­вест­ным пи-са-те-лем.

3) Про­из­ве­де­ние тре­бу­ет зна­ком­ства с со­вре­мен­ны­ми фи­ло­соф­ски­ми кон-цеп-ци-я-ми.

4) Ху­до­же­ствен­ные приёмы, ис­поль­зу­е­мые ав-то-ром, вы­зы­ва­ют не­по­ни­ма­ние мно­гих чи-та-те-лей.

5) Среди чи­та­те­лей про­из­ве­де­ния люди раз­ных воз­рас­тов и уров­ней об-ра-зо-ва-ния.

6) Про­из­ве­де­ние со­зда­ва­лось с расчётом на ком­мер­че­ский успех.

Ответ:

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука-за-но.

Ответ:

При-ве-ди-те три со­дер­жа­щих­ся в тек­сте опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в узком смыс­ле и три опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в ши­ро­ком смыс-ле.


(по В.В. Миронову )

На ос­но­ва­нии тек­ста рас­крой­те ав­тор­ское по­ни­ма­ние про­блем со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии как науки. При­ве­ди­те три по-ло-же-ния.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

(по В.В. Миронову )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ис-поль-зу-ют ли, по мне­нию ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды по­ня­тие «об-ще-ство» для опи­са­ния при­род­ных ре-а-лий? При­ве­ди­те фразу из тек-ста, ко­то­рая по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во-прос. На­зо­ви­те один при­мер со­ци­аль­ных ре­а­лий из числа со­дер­жа­щих­ся в тек­сте и при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра об­ще­ствен­ных ре-а-лий.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).

При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).

29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).

Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады

Задания с рядами

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

2. Эпос, былины, предания, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.

Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Заполните пропуск в ряду.

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

Выбор из перечня

Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

1. Домохозяйки

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

Ответ: 2, 3, 5, 6.

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Ответ:

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Соответствие имени ученого и высказанных им идей

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Ответ:

Г А В Д

Практические задания на знания содержательных модулей курса

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию .

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

……………………………………………………………………………………………………

Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Работа со схемами

1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

Ответ:


2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».

Ответ:

Задания с иллюстративным рядом

Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.

Примеры различных типов заданий,

предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады

Задания с рядами

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

2. Эпос, былины, предания, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

2. Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления

средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более

10 лет.

Ответ : 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

3. Что является лишним в ряду? лишнее слово подчеркните и объясните,

почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ :

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные

термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли

частного права.

4. Заполните пропуск в ряду.

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Ответ : 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия.

5. Неосторожность.

Выбор из перечня

1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются

в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в

кружок.

1. Домохозяйки

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

Ответ : 2, 3, 5, 6.

2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,

принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ»,

«провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного

товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ : 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не

согласны – «Нет».

граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень

аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-

либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких

убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом

проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах,

что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его

предпосылкой.

Ответ :

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Соответствие имени ученого и высказанных им идей

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Практические задания на знания содержательных модулей курса

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную

ситуацию .

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

………………………………………………………………………………………………

Ответ : Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые

регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и

организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Работа со схемами

1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства,

права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три

термина: «государство», «право», «личность».

Ответ:

Задания с иллюстративным рядом

Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу

группировки в каждом случае.

Группа 1

Даются портреты:

1. А.И.Герцен;

2. В.С.Соловьев;

3. В.И.Вернадский;

4. И.А.Ильин

Группа 2

Даются портреты:

1. Б.Франклин;

2. Ж.Ж.Руссо;

3. А. Смит.

Критерий. …………………………………………………………………………………...

Ответ:

Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский,

И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит

Грамотность написания обществоведческих терминов

Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка

вещей.

2. М…н…т…ризм – экономическая теория.

3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые

отрасли.

4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

5. …кси…логия – учение о ценностях.

6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

8. Л…г…тимность – законность.

9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Ответ :

1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

Задания на знание обществоведческих понятий

1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы .

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое о занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией семейным положением.

………………………………………………………………………………………………..

Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.

2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух

понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.

Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу,

стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

Обществоведческий кроссворд

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

По г о р и з о н т ал и. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мераположительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По в ер т и к а л и. 2. ………………………….. – ……………………………………….

Ответ:

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя

мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.

Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую

он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

Ответ:

1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.

Задания по тексту

1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.

2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане . Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало- помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

Ответ: 1.

Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.

Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.

Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.

Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.

3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом.

2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения

производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.

Ответ:

Защитники безработицы

Критики безработицы

1, 4, 6, 8

2, 3, 5, 7, 9, 10

3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.

Познавательные задачи

  1. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг. Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.

Ответ:

Все три вывода правильные,

что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q

2. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные

значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь

подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным

выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их

корней.

1. Урбанизация, гражданство, политика.

2. Философия, софистика.

Ответ : 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.

3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.

Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций в всех соответствующих им случаях?

Задания на работу со статистическими источниками

1. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнении необходимо подтвердить данными таблицы.

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижении темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах

прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг..

Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.

2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин,

существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности. Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины:

Женщины:

Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость

наказания.


Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

отходчивый

щедрый, великодушный

зобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злобный, жестокий

злопамятный

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация