Определение общества. Общество как система. Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему Прочитай образные определения общества данные мыслителями разных
Вопрос: Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Ответы:
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Общество объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Похожие вопросы
- Поможіть Розвязати подвійну нерівність 9 клас
- Упростите выражения: а) син2а - (син а + кос а)^2
- Какие проблемы решает Верховный суд
- Август среди участниц русскогт медвежонка встрепетилось немного.а сколько еще названий месяцев можно подставидь вместо первого слова чтобы фраза оставалась грамматически правильной? 1 ни одного 2одно 3два 4три 5четыре. некоторые русские числительные примечательны тем что в них при склонении изменяются не только конец слова но и середина например пятьдесят пятидесяти а какое географическое название рекомендавалось склонять похожим образом еще в серединеи 19 века? 1волоколамск 2екатеринослав 3новгород 4симбирск 5тобольск сколько глаголов из данного списка:возвещать, завещать, извещать, обещать, оповещать, предвещать относиться только к несовершенному виду 1 все 2пять 3 четыре 4три 5два
- Выпишите сначала предложения с однородными членами,а потом сложные предложения. ??аскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1. Ветер по морю гуля...т и кораблик подгоня...т¹ . (П.) 2. Осе...ий ветер буш...вал и волны вскид...вал высоко. (Сурк.) 3.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дыш...т ароматом⁴. Ещё трава полна прозрачных² слез и гром (в)дали гремит ра...катом. (Бл.) 4. Ночью¹ месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (Л.) 5. А звезды (не)жданно в туман... бл...снули и свет свой холодный над липами льют. (Саян.) 6.Белка песенки поет да оре...ки все грызет. (П.)
Вариант № 598891
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ха-рак-тер-ной чертой научного мировоззрения яв-ля-ет-ся
1) персонификация природных яв-ле-ний
2) принятие важнейших истин на веру
3) критическое восприятие явлений дей-стви-тель-но-сти
4) опора на повседневный опыт
Ответ:
Суб-куль-ту-рой принято на-зы-вать
1) традиционные культурные цен-но-сти
2) отрицание важнейших культурных цен-но-стей
3) культуру какой-либо социальной или демографической груп-пы
4) новаторство в области художественного твор-че-ства
Ответ:
За последние несколько лет Болгария столкнулась с резким сокращением численности граждан трудоспособного воз-рас-та, обусловленным старением на-се-ле-ния. Проявлением какой глобальной проблемы является данный факт?
1) эко-ло-ги-че-ской
2) про-до-воль-ствен-ной
3) де-мо-гра-фи-че-ской
4) проблемы Север - Юг
Ответ:
Верны ли следующие суждения об общественном про-грес-се?
А. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих по-треб-но-стей.
Б. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в дру-гих.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Что из перечисленного относится к интенсивным факторам экономического роста?
1) увеличение объёма используемых ре-сур-сов
2) увеличение продолжительности рабочего дня
3) расширение посевных пло-ща-дей
4) применение энергосберегающих тех-но-ло-гий
Ответ:
Что из перечисленного относится к постоянным затратам фирмы?
1) затраты на сырьё
2) оплата по-треблённой элек-тро-энер-гии
3) амортизационные от-чис-ле-ния
4) оплата труда ра-бо-чих
Ответ:
К внутренним источникам финансирования бизнеса относится (-ятся)
1) прибыль фирмы
2) банковские кре-ди-ты
3) государственные фонды
4) размещение ценных бумаг фирмы на фондовом рынке
Ответ:
Верны ли следующие суждения о структурной без-ра-бо-ти-це?
А. Наличие в стране структурной безработицы свидетельствует о вступлении национальной экономики в стадию ре-цес-сии.
Б. Структурная безработица обуславливается ликвидацией устаревших отраслей и про-фес-сий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Как мо-раль-ные, так и правовые нормы
1) поддерживаются силами общественного мне-ния
2) носят формально опре-делённый ха-рак-тер
3) создаются в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия
4) носят обязательный характер для всех без исключения членов об-ще-ства
Ответ:
В стране Z проводилось социологическое ис-сле-до-ва-ние, в ходе которого ре-спон-ден-там, проживающим в населённых пунктах разного типа, задавался во-прос: «Как часто за последние 10 лет вы меняли место жи-тель-ства»?
Ре-зуль-та-ты опроса представлены в таблице в процентом соотношении от числа от-ве-чав-ших.
Ко-ли-че-ство жи-те-лей | Ни разу | 1 раз | 2 раза и более |
менее 10 тысяч | 90 | 9 | 1 |
10–100 тысяч | 84 | 12 | 4 |
100–500 тысяч | 75 | 21 | 6 |
более 500 тысяч | 67 | 22 | 11 |
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таб-ли-цы?
1) Менее половины жителей населённых пунктов с численностью более 10 тысяч человек за последние 10 лет не меняло место про-жи-ва-ния.
2) Около трети жителей населённых пунктов с численностью более 500 тысяч человек за последние 10 лет меняли место про-жи-ва-ния.
3) Более трети жителей населённых пунктов с численностью 10–100 тысяч человек меняли место жительства хотя бы 1 раз за последние 10 лет.
4) Пятая часть жителей населённых пунктов с численностью 100–500 человек меняла за после 10 лет место жительства 2 и более раз.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семьях демократического типа?
А. Среди семей демократического типа преобладают многопоколенные семьи.
Б. В семье демократического типа воспитанием детей занимаются оба су-пру-га.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
В совместном ведении федерального центра и субъекта РФ на-хо-дит-ся
1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охрана окружающей среды
2) метеорологическая служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, метрическая система и исчисление вре-ме-ни
3) внешняя политика и международные от-но-ше-ния
4) регулирование и защита прав и свобод человека и граж-да-ни-на
Ответ:
По идеологическому принципу принято выделять пар-тии
1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские
2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные
3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные
4) кад-ро-вые, мас-со-вые
Ответ:
В стране Z произошли резкие политические из-ме-не-ния. Какая дополнительная информация позволит су-дить, что в стране Z происходит переход к демократическому политическому ре-жи-му?
1) Происходит сращивание исполнительной и судебной вла-сти.
2) Принята новая Кон-сти-ту-ция.
3) Cнижен пенсионный воз-раст.
4) Введена процедура отчета правительства перед пар-ла-мен-том.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических пар-ти-ях?
А. Зарегистрированные политические партии получают финансирование из государственного бюд-же-та.
Б. Политические партии выполняют функцию политической социализации граж-дан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
К полномочиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации от-но-сят-ся
1) назначение ре-фе-рен-ду-ма
2) надзор за соблюдением Конституции Российской Фе-де-ра-ции
3) управление федеральной соб-ствен-но-стью
4) отправление пра-во-су-дия
Ответ:
К внешним функциям государства от-но-сит-ся
1) регулирование общественных от-но-ше-ний
2) борьба с негативными внешними эффектами экономической де-я-тель-но-сти
3) поддержание общественного по-ряд-ка
4) охрана государственных гра-ниц
Ответ:
С 1 января 2013 года в стране Z вступил в силу закон о политических пар-ти-ях. Какую подсистему политической системы характеризует данный факт?
1) нор-ма-тив-ную
2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую
3) ком-му-ни-ка-тив-ную
4) функ-ци-о-наль-ную
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданском об-ще-стве?
А. В условиях гражданского общества действует большое количество самодеятельных ор-га-ни-за-ций, защищающих частные интересы людей.
Б. Наличие гражданского общества является значимым условием функционирования демократического политического ре-жи-ма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
За-пи-ши-те слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стра-ти-фи-ка-цию.
Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука-за-ны.
Ответ:
Уста-но-ви-те соответствие между типами избирательных систем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каждой по-зи-ции, данной в первом столб-це, подберите соответствующую позицию из второго столб-ца.
За-пи-ши-те в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук-ва-ми.
За-пи-ши-те в ответ цифры, расположив их в по-ряд-ке, соответствующем бук-вам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Най-ди-те в при-ведённом ниже списке при-ме-ры, иллюстрирующие институциональную подсистему политической системы об-ще-ства. Запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) политические права и сво-бо-ды
2) политические пар-тии
3) политическая идео-ло-гия
4) средства массовой ин-фор-ма-ции
5) го-су-дар-ство
6) политические нормы и тра-ди-ции
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре-делённой бук-вой.
(А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным тех-но-ло-ги-ям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сфе-рах. (Г) Информационная тех-но-ло-гия - про-цесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объ-ек-та, процесса или яв-ле-ния. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной ра-бо-ты, освободить им время для удовлетворения духовных по-треб-но-стей.
Опре-де-ли-те, какие положения текста имеют
1) фактический ха-рак-тер
2) характер оценочных суж-де-ний
3) характер теоретических утвер-жде-ний
За-пи-ши-те в таблицу под бук-вой, обозначающей по-ло-же-ние, цифру, выражающую его ха-рак-тер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про-пус-ков.
«В индустриальном обществе семья перестала выполнять _______ (А) функ-цию. В результате отпала необходимость жёстко-го _______ (Б) семейных от-но-ше-ний. Многие традиции и обы-чаи, поддерживающие жёсткую семейную конструкцию и имеющие _______ (В) обос-но-ва-ние, перестали быть не-об-хо-ди-мы.
По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей. Следует от-ме-тить, что переход к такой семье многими воспринимался как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и падение нра-вов. В действительности семейные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, физическое воздействие на жён и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в про-шлое.
В _______ (Е) обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хо-зяй-стве. В индустриальном об-ще-стве, на-про-тив, дети не только не способствовали увеличению семейного до-хо-да, но стали требовать дополнительных средств на длительное обу-че-ние.»
Слова в списке даны в именительном па-де-же. Каждое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за дру-гим, мысленно заполняя каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов боль-ше, чем вам потребуется для заполнения про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Ху-до-же-ствен-ное произведение автора N стало предметом разбора в литературном жур-на-ле. Выберите из при-ведённого ниже списка ха-рак-те-ри-сти-ки, свидетельствующие о том, что это художественное произведение относится к элитарной куль-ту-ре, и запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) Произведение сложно по своему со-дер-жа-нию.
2) Произведение создано известным пи-са-те-лем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими кон-цеп-ци-я-ми.
4) Художественные приёмы, используемые ав-то-ром, вызывают непонимание многих чи-та-те-лей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней об-ра-зо-ва-ния.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
Ответ:
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно ука-за-но.
Ответ:
При-ве-ди-те три содержащихся в тексте определения понятия «об-ще-ство» в узком смысле и три определения понятия «об-ще-ство» в широком смыс-ле.
(по В.В. Миронову )
На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три по-ло-же-ния.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
(по В.В. Миронову )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ис-поль-зу-ют ли, по мнению ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды понятие «об-ще-ство» для описания природных ре-а-лий? Приведите фразу из тек-ста, которая помогает ответить на данный во-прос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных ре-а-лий.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).
При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.
Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.
Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).
Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.
Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).
29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).
29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).
Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
Задания с рядами
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. Обычай, прецедент, закон.
2. Эпос, былины, предания, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.
Заполните пропуск в ряду.
1. Производство, ………, распределение, потребление.
2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……
3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.
Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
Ответ:
1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.
Заполните пропуск в ряду.
1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,
«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».
3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...
………………………………………………………………………….……. , подписание
4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.
5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .
Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.
Выбор из перечня
Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.
1. Домохозяйки
2.Частично занятые на производстве.
3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Работающие по гибкому графику.
6. Работающие по вахтовому методу.
7. Студенты дневного обучения.
Ответ: 2, 3, 5, 6.
Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).
Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.
Определение правильности или ошибочности утверждений
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
6. Государство не является единственным носителем политической власти.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
Ответ:
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
Ответ:
Г | А | В | Д |
Практические задания на знания содержательных модулей курса
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию .
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»
……………………………………………………………………………………………………
Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Работа со схемами
1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.
Ответ:
2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».
Ответ:
Задания с иллюстративным рядом
Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.
2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.
Примеры различных типов заданий,
предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
Задания с рядами
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. Обычай, прецедент, закон.
2. Эпос, былины, предания, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.
2. Заполните пропуск в ряду.
1. Производство, ………, распределение, потребление.
2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……
3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления
средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более
10 лет.
Ответ : 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.
3. Что является лишним в ряду? лишнее слово подчеркните и объясните,
почему вы так решили.
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
Ответ :
1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные
термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли
частного права.
4. Заполните пропуск в ряду.
1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,
«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».
3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...
………………………………………………………………………….……. , подписание
4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.
5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .
Ответ : 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия.
5. Неосторожность.
Выбор из перечня
1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются
в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в
кружок.
1. Домохозяйки
2.Частично занятые на производстве.
3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Работающие по гибкому графику.
6. Работающие по вахтовому методу.
7. Студенты дневного обучения.
Ответ : 2, 3, 5, 6.
2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ»,
«провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного
товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).
Ответ : 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.
Определение правильности или ошибочности утверждений
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
согласны – «Нет».
граждан, регулируются нормами трудового права.
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень
аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-
либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких
убытков, связанных с его деятельностью.
6. Государство не является единственным носителем политической власти.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом
проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах,
что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его
предпосылкой.
Ответ :
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
Практические задания на знания содержательных модулей курса
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную
ситуацию .
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»
………………………………………………………………………………………………
Ответ : Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые
регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Работа со схемами
1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.
2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства,
права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три
термина: «государство», «право», «личность».
Ответ:
Задания с иллюстративным рядом
Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.
2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу
группировки в каждом случае.
Группа 1
Даются портреты:
1. А.И.Герцен;
2. В.С.Соловьев;
3. В.И.Вернадский;
4. И.А.Ильин
Группа 2
Даются портреты:
1. Б.Франклин;
2. Ж.Ж.Руссо;
3. А. Смит.
Критерий. …………………………………………………………………………………...
Ответ:
Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский,
И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит
Грамотность написания обществоведческих терминов
Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка
вещей.
2. М…н…т…ризм – экономическая теория.
3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые
отрасли.
4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.
5. …кси…логия – учение о ценностях.
6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
8. Л…г…тимность – законность.
9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
Ответ :
1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.
Задания на знание обществоведческих понятий
1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы .
2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое о занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией семейным положением.
………………………………………………………………………………………………..
Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.
2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух
понятий. Назовите эти понятия.
Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.
1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления
2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.
Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.
2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу,
стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.
Обществоведческий кроссворд
Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
По г о р и з о н т ал и. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мераположительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По в ер т и к а л и. 2. ………………………….. – ……………………………………….
Ответ:
По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.
По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
Задания на соответствия
Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний
1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .
Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5
2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя
мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.
Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую
он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.
1. ……… раскрыл истории законы,
пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)
2. По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)
3. Прочел он Гиббона, …… ,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).
4. Мы диалектику учили не по ………. .
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)
Ответ:
1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
Задания по тексту
1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
1. Что такое прогресс?
2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?
3. Какие иные критерии прогресса вам известны?
Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.
2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.
В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане . Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало- помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.
1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
отличавшие древность от первобытности.
3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
Ответ: 1.
Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.
Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.
Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.
Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.
3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.
от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.
Ваши задачи:
1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;
2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;
3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;
4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом.
2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения
производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.
Ответ:
Защитники безработицы | Критики безработицы |
1, 4, 6, 8 | 2, 3, 5, 7, 9, 10 |
3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.
Познавательные задачи
- Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.
MV = PQ ,
где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг. Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.
правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.
1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.
2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.
3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.
Ответ:
Все три вывода правильные,
что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q
2. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные
значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь
подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным
выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их
корней.
1. Урбанизация, гражданство, политика.
2. Философия, софистика.
Ответ : 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.
3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.
Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций в всех соответствующих им случаях?
Задания на работу со статистическими источниками
1. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнении необходимо подтвердить данными таблицы.
1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.
2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижении темпов прироста производственных фондов.
3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.
4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах
прироста национального дохода.
Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг..
Примечание.
Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.
Ответ:
1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.
2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.
1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.
2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».
3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин,
существенны и принципиальны.
4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности. Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)
Мужчины:
Женщины:
Ответ:
1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость
наказания.
Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.
Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.
«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
скромный
откровенный
искренний
уверенный в себе
решительный
целеустремлённый
собранный
смелый, храбрый
уравновешенный
спокойный, хладнокровный
отходчивый
щедрый, великодушный
зобретательный, находчивый, сообразительный
благоразумный, рассудительный
здравый, здравомыслящий
уступчивый, сговорчивый
трудолюбивый
кроткий, мягкий
заботливый, внимательный к другим
сочувствующий
вежливый
бескорыстный
милосердный, сострадательный
остроумный
жизнерадостный, бодрый
серьёзный
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
самодовольный, тщеславный
нечестный
лживый, подлый
хитрый, коварный
неискренний
неуверенный в себе,
нерешительный
рассеянный
трусливый, малодушный
вспыльчивый
неуравновешенный
злобный, жестокий
злопамятный
несообразительный, тупой
неблагоразумный, безрассудный
жестокий
эгоистичный
равнодушный, безучастный
грубый, невежливый
корыстолюбивый
безжалостный, беспощадный
мрачный, угрюмый, хмурый
Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.
Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.