Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия. Миграция населения и ее влияние на социально-экономическую политику страны

Главная / Земля

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной причиной данного явления, происходящего в современном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безработицу. Миграционные процессы в России имеют свои закономерности и особенности, о которых будет нелишним рассказать.

Что подразумевает термин

Сама по себе миграция оказывает довольно положительное влияние на развитие общества; по большому счету, она выполняет важные функции, которые выражаются в:

  • равномерном перераспределении трудовых ресурсов;
  • преодолении существенных отличий в уровне жизни граждан;
  • взаимном обогащении культур;
  • решении демографического кризиса.

Первоисточник этого термина переводится как «странствовать, путешествовать пешком». В более узком понимании, которое миграция приобрела сегодня, ее можно рассматривать как передвижение населения в рамках своего государства или за его пределы.

Немного истории

Миграционные процессы в современной России берут свое начало еще в бывшем Союзе Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены покинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не оказаться отрезанными от своих родственников.

Кроме того, дальнейшее экономическое и политическое развитие вновь образовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происходило с разной интенсивностью и сопровождалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонстрациями.

В результате такого неравномерного становления возникла ситуация, когда одни республики оказались менее развитыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, чьи граждане покидают родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью.

В силу такого большого интереса к Российскому государству управление миграционными процессами в России стало необходимой и неизбежной мерой для предотвращения кризисной ситуации.

На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

Важно отметить, что приток иностранных граждан из близлежащих государств занимает лидирующую позицию в этом процессе.

Разновидности и причины перемещений граждан

Как показал анализ миграционных процессов в РФ, причин, которые вынуждают людей покидать свои насиженные места, существует довольно много:

  • социально-экономические;
  • религиозные;
  • военно-политические;
  • экологические;
  • природные.

Все эти факторы вызывают переселение народов, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Исходя из причин такого движения народов, выделяют несколько классификаций данных процессов, в основу которых положены самые разные принципы:

  1. По организации – принудительные, неорганизованные, организованные.
  2. По направленности – внешние, внутренние.
  3. По длительности – временные, постоянные.
  4. По мотивам – семейно-бытовые, религиозные, военно-политические, экономические.

Кроме того, временные миграции можно подразделить еще на несколько групп: маятниковые, эпизодические, циклические.

Прогнозирование миграционных процессов в России на сегодняшний день представляет собой довольно существенную проблему. Вызвано это несовершенством миграционного законодательства, сложной ситуацией, сложившейся во многих странах, а также развитием такого популярного вида перемещения граждан, как . Первенство по числу перемещенных граждан сегодня занимают Украина и Узбекистан.

Особенности миграции в РФ

Регулярно проводимые исследования в данной области позволяют выделить такие особенности миграционных процессов в России:

  • увеличились масштабы постоянных миграций;
  • повысилась активность в рамках внутреннего перемещения граждан;
  • наибольшее число перемещаемых лиц стало составлять трудоспособное население;
  • преобладающее большинство по гендерному признаку постепенно стали составлять женщины;
  • количество въехавших в РФ граждан существенно превысило число выехавших из нее;
  • значительно увеличилось число и беженцев;
  • основной причиной перемещений внутри государства стал поиск работы.

Нет надобности говорить, что самыми густозаселенными регионами в России на сегодняшний день оказались мегаполисы, которые позволяют найти работу и обеспечить свое существование множеству желающих.

Вопреки государственной программе поддержки сельскохозяйственной отрасли, наметилась тенденция , которая вынуждает жителей села отправляться на поиски более стабильного и высокого заработка в города и пригороды.

Роль государства

Государственное регулирование миграционных процессов в РФ стало первостепенной задачей правительства. Исполнительным и контролирующим органом в этих вопросах является Федеральная миграционная служба, обязанности которой включают:

  • контроль порядка пересечения российской границы;
  • учет прибывших граждан;
  • временную регистрацию иностранцев и россиян;
  • выдачу документов на постоянное и временное проживание;
  • оформление рабочих патентов;
  • присвоение гражданства;
  • выдачу всех видов документов, легализующих статус российских граждан и лиц иностранной принадлежности.

Нельзя не отметить и роль самого государства в регулировании всех переселенческих процессов. Речь идет о таких мерах:

  • создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе соотечественников;
  • разработка индивидуальных механизмов привлечения иностранной рабочей силы;
  • содействие развитию внутренних перемещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальневосточные регионы, где наблюдается резкая нехватка рабочей силы и населения в целом;
  • оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан;
  • гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц;
  • правовое регулирование миграционных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации иностранных граждан;
  • всесторонняя помощь в адаптации мигрантов к новым условиям и их интеграции в российское общество;
  • формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми членами общества;
  • противодействие нелегальным перемещениям граждан.

Запланированные преобразования были разделены на три этапа:

  • 2012-2015 гг. – организация миграционных центров, создание инфраструктуры для нормальной жизни мигрантов, а также центров для их скорейшей адаптации;
  • 2016-2020 гг. – анализ правоприменительной практики, внедрение информационных технологий для мониторинга ситуации, приостановка оттока граждан из Сибири и Дальнего Востока;
  • 2012-2025 гг. – оценка эффективности принятых мер, корректировка необходимых программ, обеспечение притока населения в указанные выше регионы.

Не менее важным является положение, которое занимает Россия в международных миграционных процессах. На сегодняшний день самые тесные связи внутри этой сферы сформировались со странами СНГ. Порядка 80% всего процесса передвижения граждан приходится именно на эти государства. При этом преобладающим, как уже говорилось, является именно въездной поток.

Миграционный процесс - множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные (переселение), другие - латентные (формирование подвижности и т.д.). Чтобы все эти события представляли собой процесс, они должны составить статистически значимую совокупность. Миграция, как и другие процессы, совершается во времени, поэтому ее можно измерить в определенном временном интервале. Характеристика структуры миграции принимается как средняя для этого интервала. Структура - это процесс в статике, а процесс - это по своей сути структура в динамике, т.е. непрерывная смена ее состояний. Причем непрерывно меняется структура не только миграционного процесса, но и тех совокупностей людей, которые отдают и получают мигрантов.

Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение - как поток выбытий и как поток прибытий, т.е. происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий. Но для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е. смена постоянного места жительства. Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие «миграционное событие» вкладывается различный смысл. В первом случае из событий формируется процесс, а во втором - поток.

В социологии изучение миграционных процессов должно реализовываться в поиске особенных граней социологического анализа, отражающих сущностные характеристики миграционных процессов в органической связи с их субъектами и с учетом воздействующих на них факторов как институционального, так и ситуационного характера, а также объективного и субъективного аспектов. Так как не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население (назовем это «миграционный процесс - фактор»), но и сама ситуация воздействует на этот процесс («миграционный процесс - функция»), то при анализе данного процесса нужно исходить из его полисубъектности.

Когда миграционный процесс выступает как фактор (от лат. factor - делающий, производящий), то его можно рассматривать как основную причину и движущую силу тех социальных изменений, социальных связей и отношений, которые обусловливают объективно неизбежные или субъективно возникающие изменения во всех сферах общества приема и отдачи населения.

Для социологического анализа важно определить масштабы и характер воздействия миграционного процесса как фактора на те или иные сферы жизнедеятельности общества, а также придерживаться определенной системы их квалификации в зависимости от проблем и целей исследования, критериев и группировочных признаков.

В качестве основных группировочных признаков можно назвать:

Объективные и субъективные признаки со всеми оттенками и переходами;

Отношение к субъекту деятельности (перемещения);

Отношение к объекту деятельности (внешнее, внутреннее);

Масштаб воздействия;

Динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;

Время действия;

Характер действия (постоянно, временно).

Каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.

При социологическом анализе миграционный процесс как функцию (от лат. function - исполнение, осуществление, соответствие) необходимо рассматривать в следующих значениях:

Как внешнее проявление свойств миграционного процесса в той или иной системе отношений (функция - свойство);

С позиции роли, которую выполняет миграционный процесс по отношению к обществу в целом (функция - роль);

С точки зрения связей миграционного процесса с обществом или сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости (функция - связи).

В социологических исследованиях важным моментом является построение системы воздействия ситуации на миграционный процесс. При этом прежде всего следует выделять основное (или основные) воздействие, что, конечно, не принижает значимости остальных воздействий.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 178-179; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. С. 203-205.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Миграционный процесс" в других словарях:

    Ростральный миграционный тракт - Ростральный миграционный поток в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ … Википедия

    Ростральный миграционный поток - в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ. rostral migratory stream, RMS, rostral migratory pathway, RMP) путь, по которому клетки предшественники нейронов (нейробласты) у некоторых животных мигрируют… … Википедия

    Ростральный миграционный путь - Ростральный миграционный поток в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ. rostral migratory stream, RMS, rostral migratory pathway, RMP) путь, по которому клетки предшественники нейронов (нейробласты)… … Википедия

    Теория трех стадий миграционного процесса, разработанная в 1970 1980 х гг. А.А. Рыбаковским. Она исходит из того, что безвозвратная миграция это процесс, представляющий собой зафиксированную в пространстве и времени серию миграционных событий.… …

    - (от лат. migratio перемещение, переселение). В российской научной литературе термин «миграция» в качестве собирательного понятия употребляется и в единственном числе «миграция», и во множественном числе «миграции». В современной отечественной… … Миграция: словарь основных терминов

    На первых порах исследования миграции в России находились в центре внимания историков, географов, статистиков и носили сугубо прикладной характер. Во второй половине XIX в. они были ориентированны на современные практические потребности… … Миграция: словарь основных терминов

    Миграция сложный социальный процесс, тесно связанный как с экономическим уровнем развития того или иного общества, так и с социальными преобразованиями в нем. Миграция как системный элемент существовала в различных видах. Можно выделить следующие … Миграция: словарь основных терминов

    Вид социального поведения, включающий определенные действия и поступки, связанные с пространственным перемещением населения. Оно включает опирающуюся на миграционный опыт деятельность по подготовке перемещений и отказ от таковых, сам миграционный … Миграция: словарь основных терминов

    Социологическая теория, объектом познания которой является население, вовлеченное в миграционный процесс, а предметом динамика изменения объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социумов … Миграция: словарь основных терминов

    Сирия - Сирийская Арабская Республика, гос во в Зап. Азии, на 3. омывается Средиземным морем. Название впервые встречается в вавилонских клинописных табличках в форме Сири, происхождение и значение названия неизвестны. Считают, что это название не имеет… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Миграционные процессы современности. Ситуативное явление или глобальный исторический вызов? , Медушевский Н.А.. Представленная монография включает результаты авторского анализа различных миграционных практик. Обзор охватывает европейский регион, Россию, страны Ближнего Востока и Африканский континент.…

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Миграционные процессы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье рассмотрено понятие миграции и миграционных процессов, как таковых. Кроме того, особое внимание уделено особенностям миграционных процессов в современной России с учетом новых геополитических особенностей.

В настоящее время в мире отмечается новый бум миграции.

В связи с новыми геополитическими факторами отмечается появление новых миграционных процессов, которые оказывают серьёзное влияние на демографическую политику большинства стран.

Таким образом, возникает острая необходимость в пересмотре существующих миграционных прогнозов.

Это обусловлено тем, что современные миграционные процессы становятся все менее предсказуемыми.

Понятие миграции

В силу высокой актуальности, миграционные процессы заслуживают подробного изучения. Однако начать следует с рассмотрения различных трактовок такого понятия как миграция. В настоящее время миграция представляет собой крайне важный фактор влияющий на изменение структуры населения в местах прибытия и оттока мигрантов. Термин "миграция" имеет латинские корни, а именно "migracio"(пер. с лат.) – перемещение, переселение. Однако современные трактовки понятия миграция неоднородны, и включают в себя элементы различные по структуре и функциональности.

Л. Л. Рыбаковский отмечал особенность понятийного аппарата "миграции". По его мнению "в демографической науке, как, впрочем, и в других науках, изучающих миграцию, ни одно понятие не имеет столько различных трактовок, как миграция" . В. А. Ионцев отмечал 36 определений понятия "миграция населения" в отечественной и 27 определениях – в зарубежной литературе .

Изучив множество определений миграции можно выделить общее для большинства трактовок, а именно термин миграция в большинстве случаев рассматривается в узком и широком смыслах без отрыва от понимания миграционных процессов.

В данной статье приедем общепонятную трактовку термина миграция, характерную для большинства словарей.

Миграция – перемещение людей, с изменением места жительства и места работы .

Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. В настоящее время зафиксировано несколько видов миграции населения. Виды миграции населения представлены на рисунке1.

Рисунок 1. Виды миграции

Кроме базового разделения миграции существует также деление на виды согласно пространственного движения населения. К этим видам миграции относят следующее:

  • эпизодическая миграция,
  • маятниковая миграция,
  • сезонная миграция,
  • постоянная миграция.

Все четыре вида миграции отличаются по своим целям и причинам.

Миграционные процессы: понятие и сущность

Процессы миграции активно развиваются в современном глобализирующемся обществе, что несёт как положительные, так и отрицательные последствия для развития Российской Федерации. В 21 веке миграционные процессы влияют на народонаселение, движение капиталов и развитие территорий, формирование правовой и политической культуры общества.

В современной науке отсутствует общепризнанная трактовка понятия "миграционный процесс ". По итогам изучения множества определений миграционных процессов, была выделена трактовка, предложенная Е.А. Соловьевой и Д.Ю. Иванченко.

Под миграционным процессом как процессом миграции следует понимать зафиксированную в пространстве и времени серию миграционных событий – с формальной стороны, а также совокупность собственно переселений – со стороны содержательной.

Изучив ранее понятие миграции как демографического явления можно провести его сравнение с понятием миграционный процесс. Миграционный процесс в отличие от миграции, имеет под собой еще и правовое основание, а, следовательно, может рассматриваться и как правовое понятие. С этой точки зрения, миграционный процесс, как и любой другой процесс, должен быть закономерным и последовательным, а все его стадии должны подчиняться правовому регулированию, основой которого выступают определённые международные стандарты и национальное законодательство.

Однако, важно понимать, что каждое государство должно следовать той миграционной политике, которая позволит ей усилить свой потенциал и защитить суверенитет.

Миграционные процессы в России

В современной России, в период с 1994 по 2010 годы, миграционные процессы обладали рядом особенностей, которые совершенно перестали быть актуальными, начиная с 2013 года.

  • сокращение внутренних и внешних миграционных потоков почти в два раза;
  • преобладание мигрантов трудоспособного возраста, на долю которых приходится 4/5 общего числа;
  • превышение количества въехавших в Россию мигрантов численности выевших за ее пределы, что компенсировало только половину естественной убыли в стране;
  • доминирование во внешнем миграционном потоке граждан стран СНГ и Балтии;
  • увеличение численности вынужденных внешних мигрантов.

Таблица 1 – Показатели международной миграции населения РФ, человек

I полугодие 2012г.

I полугодие 2011г.

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (+), снижение

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (+), снижение (-)

Международная миграция

в том числе:

с государствами- участниками СНГ

в том числе:

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Киргизия

Республика Молдова

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

со странами дальнего зарубежья

в том числе:

Германия

Финляндия

другие страны

Начиная с 2012 года ситуация начала меняться, а 2015 год стал переломным. Структура и направленность миграционных потоков в России изменилась. После украинского путча и свержения законной власти в Украине произошли изменения в структуре миграции.

Так в 2015 году миграционный прирост населения России уменьшился на 31,2 тыс. человек, или на 12,7%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 43,2 тыс. человек, или на 15,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ на 40,5 тыс. человек, или на 17,1%. Это связано в основном с возвращением к постоянному месту жительства мигрантов, ранее зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 12,0 тыс. человек, или на 2,3%, в том числе из государств-участников СНГ на 11,3 тыс. человек, или на 2,4%.

Изучив отчёт ФМС РФ за 2015 год, можно отметить относительную стабильность миграционных потоков в Российской Федерации. (см. рисунок 2)

Рисунок 2. Динамика въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ за последние пять лет

Основной целью въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации остаются частные поездки (40,2%).

В 2015 году зафиксировано снижение численности трудовой миграции. Это обусловлено тем, что в РФ было ужесточено миграционное законодательство.

В завершении необходимо упомянуть о новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная Концепция направлена на оптимизацию миграционных потоков в Российской Федерации. Кроме того, она является базой для совершенствования государственной миграционной политики в современных геополитических условиях.

Литература

  1. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ,1999. – 370 с.
  2. Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год // [Электронный ресурс] URL:http://гувм.мвд.рф
  3. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987.- 200с.
  4. Словарь по экономике и юриспруденции // Большой юридический словарь [Электронный ресурс] URL: slovareko.ru/byus/migratsiya
  5. Соловьева Е.А., Иванченко Д.Ю. Понятие и сущность миграционного процесса //[Электронный ресурс] URL: pglu.ru›upload/iblock/12a/10.pdf

Издавна люди склонны искать для себя максимально удобные и выгодные условия существования. Именно стремление к лучшей жизни на протяжении веков стимулирует миграционные процессы в России и во всем мире. Исторически так сложилось, что крупными центрами миграции считаются Северная Америка, Канада, Австралия. В двадцатом веке с развитием и укреплением позиций Европейского Союза, иностранцев стали привлекать государства Западной Европы. Сюда миграционные потоки манил высокий экономический уровень, прекрасные показатели безопасности, возможность реализации собственного потенциала.


Многие сегодня не до конца понимают, что такое миграция, и как она влияет на жизнь государства и международной политики. Самостоятельно разобраться в данных вопросах без соответствующего образования и опыта будет крайне сложно, поэтому наиболее рациональным решением в такой ситуации станет обращение за помощью к компетентному юристу. Миграционный защитник знает, что собой представляет миграция населения, какие права имеет мигрант, каковы основные проблемы, мешающие людям мигрировать и т. д. Эксперт в правовой отрасли сможет удовлетворить любопытство самых тщательных соискателей, разъяснит гражданам их обязанности и возможности при миграции, расскажет, чем грозит нелегальная миграция, и что такое миграционный прирост населения. Чтобы стать более осведомленным в вопросах миграции, нет необходимости тратить средства на консультацию платного адвоката.

На нашем сайте миграционный защитник в режиме онлайн и по телефону, оперативно и профессионально смогут изучить проблемы и вопросы граждан, подберут индивидуальное решение поставленных задач и составят эффективный алгоритм действий, позволяющий мигрировать за рубеж с минимальными потерями личных ресурсов. Наши эксперты, как протекали миграционные процессы в России, и что говорит современное миграционное законодательство РФ. Используя показатели миграции населения, профессионалы подберут соискателям перспективное направление для переезда и оценят все возможные риски переезда.


Миграция населения – это процесс, когда люди переселяются с одной территории на другую. В большинстве случаев он является добровольным, хотя история знает случаи, когда была проведена вынужденная миграция или принудительное переселение. Понятие миграции можно будет понять, когда мигрант разберется с причинами, заставляющими людей покидать родину и оставаться на ПМЖ за рубежом. Наши юристы помогут всем желающим изучить основания для миграции и разъяснят, что статус «мигрант» люди выбирают, если столкнуться с:

  • Экономическими проблемами. Именно растущая инфляция, низкий уровень заработной платы и социальных гарантий, безработица влияют на то, что человек решает мигрировать за рубеж. Миграционный процесс в таком случае стимулируется желанием выжить и обеспечить себе достойное будущее.
  • Военными конфликтами. Если в стране идут военные действия и жизни человека или членов его семьи грозит опасность, многие решают мигрировать на ПМЖ в более безопасные и стабильные страны. Чаще всего вынужденная миграция происходит именно по этой причине.
  • Политическими преследованиями. Нередко граждане сталкиваются с тем, что власти преследуют их за национальные, религиозные или политические взгляды. по указанной причине проводилась во времена существования СССР.
  • Экологическими причинами. Миграция населения может проводиться из-за того, что в стране или определенном ее регионе стало невозможно жить. Экологические катастрофы и смена климата могут лишить людей источника средств к существованию, чтобы решить проблемы, останется только одно – мигрировать.
  • Семейно-бытовыми обстоятельствами. Также миграционные потоки могут образовываться из-за того, что люди хотят воссоединиться со своими родственниками, которые много лет назад получили статус «мигрант» за рубежом, а затем оформили там гражданство и получили широкий ряд привилегий.

Решив мигрировать, важно объективно оценить свои возможности и проблемы, с которыми предстоит столкнуться иностранцу за границей. Миграционный процесс представляет собой длительную процедуру, которую не удастся организовать правильно и законно, не заручившись профессиональной юридической поддержкой. Миграционный защитник поможет с подготовкой документов, а также изучения миграционного законодательства.

Виды миграции населения и ее особенности

Миграция населения имеет четкую классификацию. Каждый из существующих вариантов имеет свои преимущества и проблемы. Миграционный защитник разбирается в особенностях каждого варианта и сможет представить объективную оценку любого из них. Мнение специалиста мигрант может использовать, чтобы подобрать для себя оптимальное решение, основываясь на личных обстоятельствах и возможностях. Виды миграции сегодня интересуют граждан все чаще. Интерес людей также подогревают различные государственные программы, направленные на привлечение иностранцев в страну с целью увеличить миграционный прирост. Согласно действующим нормам миграция населения бывает:

  • Временная и постоянная. При первом варианте человек уезжает на ограниченное время, такой процесс получил определение сезонная миграция. Второй предусматривает, что мигрант останется на ПМЖ за границей.
  • Внешняя и внутренняя миграция. В первом случае граждане решают мигрировать в другое государство, внутренняя миграция же подразумевает переселение в другой регион, находящийся в пределах государства.
  • Легальная и незаконная миграция. Есть люди, которые заранее готовят миграционный процесс. Оформляют въездные разрешения, ищут работу и жилье. Также можно выделить граждан, которые посещают иностранную державу с целью туризма или посещения родственников и остаются в ней жить. Нелегальная миграция – объект борьбы всех государств в мире.
  • Организованная и индивидуальная. Человек может захотеть мигрировать сам, а иногда миграция населения носит массовый характер. Это отражается на социальных, демографических и политических сферах жизни страны.
Также нельзя не сказать о том, что миграционные потоки могут быть направлены внутрь страны или из нее. Лица, выезжающие из страны, называются эмигранты. Этот же мигрант, с точки зрения того государства, куда он переезжает, называется иммигрантом. Разница между количеством выехавших и въехавших лиц получило название миграционный прирост, подробно рассказать о термине всегда готов наш миграционный защитник.

Значение миграционного контроля и внутренняя миграция


Любой миграционный процесс имеет свои проблемы. В России главными объектами борьбы является нелегальная миграция и последствия такого процесса, как внутренняя миграция. Незаконная миграция отрицательно отражается на жизни страны. Мигрант, прибывший неофициально, не может устроиться на легальную работу, поэтому соглашается на те условия, что ему диктует работодатель. Это приводит к тому, что местные квалифицированные кадры не могут найти достойный заработок из-за возросшей конкуренции. Также нелегальная миграция негативно отражается на экономике государства. Незаконный мигрант не платит налоги, но получает все социальные блага. Еще незаконная миграция мешает отследить миграционный прирост, составить объективную оценку происходящим процессам.

С целью организовать миграционный процесс и решить все проблемы, которые возникают в данной правовой отрасли, в России создана Федеральная миграционная служба. Эта инстанция тесно сотрудничает с местными органами исполнительной власти и оказывает ощутимый эффект, помогая урегулировать миграционные потоки.

Также правительство РФ разработало специальную Концепцию развития миграционной сферы, которую необходимо реализовать до 2025 года. Она направлена на урегулирование основной проблемы отрасли, оптимизацию и создание комфортных условий для интеграции иностранцев в РФ, нейтрализацию дискриминации, привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Нелегальная миграция – не единственная сложность отрасли. Второй проблемой является внутренняя миграция, а точнее, ее последствия. В России жители дальних регионов востока и севера стремятся мигрировать в более развитые субъекты РФ – Москву, Санкт-Петербург и другие крупные экономические центры. Центральные области сегодня перенаселены, в то время как крайние регионы находятся на грани исчезновения. Внутренняя миграция также привела к росту урбанизации. Сегодня численность населения городов неуклонно растет, в количество сельских жителей падает. Поэтому одним из направлений государственной концепции является создание выгодных условий для миграции граждан в дальние регионы. Мигрант в РФ сегодня может рассчитывать на государственную поддержку, если он переедет в приоритетные области страны.

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация