Земельный участок выходит за границы населенного пункта. Дайте определение понятия «граница населенного пункта». Каков порядок её установления. в порядке утверждения или изменения генерального плана

Главная / Земля
ВКЛЮЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
В ГРАНИЦЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Изменение границ населенных пунктов
в порядке утверждения или изменения генерального плана
(основной порядок действует с 01. 01. 2013)
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации ус-тановлением или изменением границ населенных пунктов является утвержде-ние или изменение генерального плана городского округа, городского или сельского поселения, отобра-жающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствую-щего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генеральногопланапоселения(городскогоокруга)установленстатьями24,25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок включения земельного участка
в границы населенного пункта
1. Сбор и подача документов.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта (далее - застройщик), направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, следующие документы и материалы:
мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта (произвольная форма);
кадастровую карту (план) земельного участка, включаемого в границы населенного пункта;
правоустанавливающие документы на земельный участок.
Орган местного самоуправления совместно с застройщиком подготавливает и запрашивает в соответствующих службах:
заключение о сельскохозяйственной ценности земельного участка в случае перевода участка сельскохозяйственного назначения;
справку органов ветеринарной службы об отсутствии скотомогильников и санитарно-защитных зон на данномземельном участке.
2. Критерии оценки поступивших заявлений и материалов.

При подготовке предложений по включению земельного участка в границы населенного пункта необходимо учитывать, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий. Границы населенных пунктов должны отделять земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Может ли район района включать землю, выделенную в Местном плане, в качестве стратегического сайта?

Район может включать землю, выделенную в качестве стратегического объекта. В тех случаях, когда предлагаемая районная зона включает такой сайт, те, кто желает составить план соседства или Приказ, должны обсудить с местным органом планирования конкретный контекст планирования и обстоятельства, которые могут информировать решение местного органа планирования о районе, который он будет обозначать.

Может ли местный орган планирования изменить границу района, как только он будет назначен?

Местный орган планирования может изменить границу района района после того, как он был назначен только в том случае, если местный орган планирования ответит на новую заявку на район района, который будет назначен.

Как назначить форум окрестностей

Каков процесс назначения квартального форума. Там, где нет прихода или городского совета, который может возглавить создание плана соседства, члены сообщества могут сформировать районный форум, чтобы продвинуть разработку плана или порядка соседства. Проспективный форум должен применяться к местному органу планирования для обозначения, определяя, как он удовлетворяет требованиям.

На основании ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение земельного участка, выбор вида его разрешенного использования, а также его застройка выполняются в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования. Орган местного самоуправления учитывает следующее:
примыкание земельного участка к границам населенного пункта, в целях доступности к существующим объектам повседневного, периодического и эпизодического характера;
возможность обеспечения переводимого участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
отсутствие на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
отсутствие охранной зоны от объектов, которые нельзя размещать в границах населенных пунктов (например, магистральные газопроводы);
низкая сельскохозяйственная ценность земельного участка (если участок сельскохозяйственного назначения).
3. Возможные причины отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта.
Орган местного самоуправления на основании ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса вправе отказать во включении земельного участка в границы населенного пункта в случае, если:
границы населенных пунктов пересекают границы муниципальных образований или выходят за их границы;
границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;
размещение включаемого участка не соответствует схеме территориального планирования района, в состав которого входит данное поселение;
к переводу предусмотрены ценные сельскохозяйственные земли;
при присоединении создаётся обособленный «анклав», который невозможно обеспечить инфраструктурой;
включаемый участок попадает в санитарно-защитную зону (охранную зону) промышленных объектов, производств и сооружений.
4. Подготовка эскизного (архитектурного) проекта планировки включаемого земельного участка.

В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный)проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание - статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архи-тектурной деятельности в Российской Федерации»).

Есть ли ограничение времени для определения приложения для форума в окрестностях?

Местный орган планирования должен принять решение по заявлению о назначении соседского форума в течение 13 недель, при условии, что еще не существует другой заявки на форум в окрестностях для всего или части территории.

Нужно ли местным органам планирования публиковать все приложения для форумов в окрестностях

Местный орган планирования должен опубликовать заявку на участие в форуме в окрестностях.

Может ли местный орган планирования проконсультироваться в приложениях, чтобы одновременно назначить район и районный форум. Местный орган планирования может проконсультироваться по заявлениям, чтобы одновременно назначить район района и районный форум. Однако, если область окружения, назначенная тогда, не совпадает с той, которая первоначально была применена, предполагаемый районный форум может обнаружить, что он должен пересмотреть свое членство, цель или конституцию и представить пересмотренное приложение для форума.

Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженер-ные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, ар-хитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка. В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населе-ния жилого образования, типы жилых домов, их общая пло-щадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно - бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников

Что должен делать местный орган планирования, если он получает более одного приложения в рамках соседнего форума для той же области или части той же области. Местный орган планирования может назначать только один районный форум для района. В тех случаях, когда существуют конкурирующие приложения для форумов в тех же или перекрывающихся областях, местный орган планирования должен поощрять диалог между заявителями, чтобы они могли рассмотреть возможность совместной работы в качестве одного соседнего форума.

Эскизный проект планировки территории представляется в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для рассмотрения его на республиканском градостроительном совете.
Положительное решение градостроительного совета учитывается органом местного самоуправления,при принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и внесении изменений в генеральный план.
5. Принятие решения о разработке проекта генерального плана.
Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо отказывает во включении земельных участков в границы населенного пункта.
В случае принятия решения о целесообразности включения земельного участка в границы населенногопункта,органместногосамоуправления размещает на официальном сайтев сети «Интернет» решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.
Органместногосамоуправления даетразработчикууказаниеоб отображениина картах (схемах) впроектегенеральногоплана новыхграницнаселенногопункта с учетом включаемых земельных участков.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) пред-ставляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования. В разделе«Описаниеграниц населенныхпунктов» выполняется описание местоположенияграницнаселенныхпунктов,атакжепереченькоординат поворотныхточекэтихграницвсистемекоординат,установленнойдляведения государственногокадастраобъектовнедвижимости.

Ответственность за предполагаемые форумы соседства лежит на конструктивных решениях и достижении согласованного решения. Если потенциальные форумы соседства не могут согласиться на совместную работу, один курс действий, открытый для местного органа планирования, сначала должен обозначить район окрестности, если он еще этого не сделал. Это дает уверенность в том, что любая организация или орган должны будут встретиться, чтобы быть назначенными в качестве районного форума для конкретной окрестности района.

Подготовка плана квартала или заказа

Затем местный орган планирования может оценивать каждое приложение для местных форумов в отношении условий для обозначения и оценивать каждое приложение с учетом факторов, изложенных в нем.

Какие доказательства необходимы для поддержки плана или порядка

Несмотря на то, что есть предписанные документы, которые должны быть представлены с планом соседства или ордером, нет списка «тиков», необходимых для планирования окрестности. Пропорциональные, надежные доказательства должны поддерживать сделанный выбор и подход.

6. Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектово внесении изменений в генеральные планы.
Проект о внесении изменений в генеральный план подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, прово-димых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Фе-дерации.

Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектао внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Местный орган планирования должен делиться соответствующими доказательствами, в том числе собранными для поддержки его собственного планирования, с квалификационным органом. В частности, когда квалифицирующий орган пытается выявить и удовлетворить потребности в жилье, местный орган планирования должен поделиться соответствующими доказательствами о потребностях в жилье, собранных для поддержки его собственного планирования.

Он должен быть составлен с достаточной ясностью, чтобы лицо, принимающее решения, могло применять его последовательно и с уверенностью при определении заявок на планирование. Он должен быть кратким, точным и подтвержденным соответствующими доказательствами.

Внесение изменений в генеральный план, предусматривающее из-менение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
7. Размещение проекта генерального плана поселения (городского округа) в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - ФГИС ТП). Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.

Может ли районный план выделять сайты для разработки?

Он должен отличаться от отражения и реагирования на уникальные характеристики и контекст планирования конкретного района района, для которого он был подготовлен. План кварталов может выделять участки для развития, включая жилье. Отборочный орган должен проводить оценку вариантов и оценку отдельных сайтов по четко определенным критериям.

Что делать, если местный орган планирования также намерен выделять сайты в том же районе?

Если местный орган планирования также намеревается распределять сайты в одной и той же окрестности, местному органу планирования следует избегать дублирования процессов планирования, которые будут применяться к окрестности. Он должен конструктивно работать с квалификационным органом, чтобы план кварталов мог обеспечить своевременный прогресс. Местный орган планирования должен делиться доказательствами с теми, кто готовит план соседства, чтобы, например, приложить все усилия для удовлетворения выявленных местных потребностей посредством процесса планирования соседства.

На основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение в ФГИС ТП проекта генерального плана поселения (городского округа) с измененными границами населенного пункта осуществляется органом местного самоуправления поселения (городского округа).

В целях обеспечения входа в систему ФГИС ТП для обязательного размещения документов территориального планирования Минрегион России подготовил для всех органов местного самоуправления регионов России, специализированные «ключи» (пароли). Минстроем Чувашии письмом от 20.01.2012 года № 6 ДСП направлены данные «ключи» в администрации муниципальных районов Чувашской Республики.

Внесение сведений об изменении границ населенного пункта

Может ли план соседства распределять дополнительные или альтернативные сайты тем, кто находится в локальном плане. План соседства может выделять дополнительные сайты тем, где это подтверждается доказательствами, чтобы продемонстрировать необходимость выше, указанную в Местном плане.

План соседства может предлагать выделение альтернативных сайтов местным планам, но квалификационный орган должен обсудить с местным органом планирования, почему он считает, что распределение локального плана больше не подходит. В сельских районах все поселения могут играть определенную роль в обеспечении устойчивого развития.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа), осуществляющий подготовку проекта генерального плана, может войти в систему ФГИС ТП для размещения проекта генерального плана только с помощью указанных специализированных «ключей».
Общий доступ в ФГИС ТП организован через официальный сайт Минрегиона России в сети Интернет или по прямой ссылке: http://fgis.minregion.ru .
Особенности согласования проекта генерального плана
в случае изменения границ населенных пунктов
Организацию согласования проекта генерального плана обеспечивает орган местного самоуправления.

1. Орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Должен ли план квартала учитывать инфраструктуру?

Результирующий проект плана соседства должен соответствовать основным условиям, если он будет действовать. Он также не должен использоваться для ограничения доставки стратегического сайта, предназначенного для разработки в местном плане. Отборочный орган, возможно, пожелает рассмотреть, какая инфраструктура должна быть обеспечена в районе их окрестностей наряду с развитием, например, домами, магазинами или офисами. Инфраструктура необходима для поддержки развития и обеспечения устойчивого развития района.

2. Согласование проекта генерального плана проводится в 3-месячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (основание - статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

Следующее может быть важным соображением для квалификационного органа, которого следует учитывать при рассмотрении инфраструктуры в плане соседства. Квалификационные органы должны привлекать поставщиков инфраструктуры в этом процессе, о чем сообщается местным органом планирования.

Что должен сделать квалификационный орган, если он определяет потребность в новой или расширенной инфраструктуре. Квалификационный орган должен указать в своем проекте плана соседства приоритетную инфраструктуру, необходимую для удовлетворения требований развития, определенных в плане.

3. Проект генерального плана (включение в границы населенного пункта земельных участков) подлежит согласованию со следующими согласующими органами:

3.1. Если проектом генерального плана предполагается включение в гра-ницы населенных пунктов земель лесного фонда, орган местного самоуправления уведомляет Министерство регионального развития Российской Федерации в электронной форме и (или) посредством почтового отправления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для проведения им согласования с федеральными упол-номоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах и подготовки свод-ного заключения по проекту.

Консультирование и публикация плана квартала или заказа

Какова роль более широкого сообщества в планировании соседства

Отборочный орган должен быть инклюзивным и открытым в процессе подготовки своего плана соседства или Ордена и обеспечить, чтобы более широкое сообщество. Полностью информируется о том, что предлагается, чтобы они могли узнать свои взгляды на протяжении всего процесса, имеет возможности активно участвовать в формировании нового плана соседства, или Орден получает информацию о том, как их взгляды сообщили о проекте плана соседства или Ордена. Должны ли другие государственные органы, землевладельцы и индустрия развития участвовать в подготовке проекта плана соседства или Ордена. Квалификационный орган должен проконсультироваться с любым из консультативных органов, заинтересованность которых, по его мнению, может быть затронута проектом плана соседства или предложением Ордера.

Обосновывающие материалы по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов необходимо согласовать с Главой Чувашской Республики (основание - поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Дворковича от 16.11.2012 № АД-П9-6910).

3.2. Если проект генерального плана предполагает включение в границы на-селенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления уведомляет Кабинет Министров Чувашской Республики о разработанном проекте генерального плана для проведения им согласований с респуб-ликанскими уполномоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах (Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Минимуществом Чувашии, Минсельхо-зом Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минюстом Чувашии), подготовки сводного заключения.

Консультационные органы излагаются. Другие государственные органы, землевладельцы и индустрия развития должны участвовать в подготовке проекта плана соседства или Ордена. Делая это, квалифицирующие органы будут лучше подготовлены к разработке планов, обеспечивающих устойчивое развитие, которые приносят пользу местному сообществу, избегая при этом нереалистичного давления на стоимость и конечный результат этого развития.

На какой стадии проходит предварительная консультация по проекту плана или порядка окрестностей?

Перед тем, как состоится официальная предварительная консультация, квалификационный орган должен быть удовлетворен тем, что он имеет полный проект плана соседства или Ордера. Если варианты были рассмотрены как часть процесса планирования соседства, более раннее участие должно использоваться для сужения и уточнения вариантов.

4. После проведения указанных выше согласований проект генерального плана подлежит утверждению представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 24 Градострои-тельного кодекса Российской Федерации.
5. Орган местного самоуправления размещает на официальном сайтев сети «Интернет» решение представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана.

6. Орган местного самоуправления с использованием официального сайта в сети "Интернет" информирует о доступе к утвержденному генеральному плану поселения (городского округа) и материалам по обоснованию через федеральную государственную информационную систему территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана (основание - ст. 9 градостроительного кодекса Российской Федерации).

Каковы предварительные требования к рекламе и консультациям для планирования соседства?

Документ, с которым проводятся консультации на этапе до представления, должен содержать только предпочтительный подход. Консультационные органы изложены в Регламенте.

Требуется ли дополнительная реклама или консультация, где могут применяться европейские директивы

В тех случаях, когда они применяются, квалификационный орган должен удостовериться, что он также соответствует любым конкретным требованиям в отношении рекламы и консультаций, изложенным в соответствующем законодательстве. Местные органы планирования должны дать рекомендации по этому вопросу.

7. Орган местного самоуправления представляет генеральный план в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в двухнедельный срок со дня его утверждения (основание - ст. 8.1 градостроительного кодекса Российской Федерации).
Внесение сведений об изменении границ населенного пункта
в государственный кадастр недвижимости

Согласно ст. 9 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов, вносится описание местоположение границ населенных пунктов в том числе, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов. В правовом акте, устанавливающем или изменяющем границу населенного пункта, должен быть указан перечень всех участков, включаемых или исключаемых из границ населенных пункта.

При этом, согласно требований пункта 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», описание местоположения границ населенных пунктов, включает в себя текстовое описание местоположения границ населенного пункта и списки координат характерных точек границы населенных пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы других земельных участков. Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.

Описание местоположения границ населенных пунктов вносится в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства. Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267.
Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 в месячный срок со дня утверждения генеральных планов поселений (городских округов) один экземпляр, подготовленной документации необходимо, передать в государственный фонд данных, полученный в результате проведения землеустройства.

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Ст. 84 ЗК РФ

1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было «Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления», с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.

Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих — городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения — ст. ст. 24 и 25, а регулированию их реализации — ст. 26 Градостроительного кодекса . Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего комментария. Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).

Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 — 22 Градостроительного кодекса.

2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи. Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.

Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст. 84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г. даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).

3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст. 84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).

Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация