Миграция трудовой рабочей силы. Причины миграции рабочей силы

Главная / Налоги

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

    международная переселенческая миграция

    международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

При исследовании миграции условно выделяют три направления движения населения: во-первых, миграцию рассматривают как многообразие пространственного перемещения людей независимо от его характера и целей; во-вторых, пространственные перемещения между населенными пунктами влекут за собой постоянную или временную смену места жительства и работы; в-третьих, процесс миграции населения ведет к территориальному перераспределению. В настоящее время именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, что жители из одного государства с достаточно высокой плотностью населения перемещается на территорию другого государства, где плотность населения ниже и существует избыток рабочих мест. Таким образом, любое территориальное перемещение, совершенное между разными населенными пунктами либо государствами, вне зависимости от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию.

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение 2. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.

Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

Под влиянием научно-технической революции и увеличением неравномерности в уровнях развития стран, увеличиваются масштабы миграции специалистов в развитые страны.

Участники современных миграционных процессов подразделяются на следующие категории: мигрант, эмигрант, иммигрант. К категории мигрантов относятся лица, совершающие миграцию, т.е. переселение, как внутреннее, так и внешнее. Эмигрантом считается человек, выезжающий на постоянное место жительства в другое государство, покинувший страну своего гражданства или постоянного проживания.

К иммигрантам относятся граждане одного государства, поселяющиеся на постоянное или длительное время на территории другого государства. Всю миграцию, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миграцией подразумевают территориальные перемещения жителей внутри страны. Внешняя миграция предполагает прибытие и убытие граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

    переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

    работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

    профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

    нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

    беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции – это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые – общие функции миграции, вторые – специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.

Миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной – приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции – это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.

Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.

Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции в Россию – это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.

Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.

Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

    различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

    различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;

    несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

    состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер2.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Итак, в целом миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

1) неэкономических , например, политико-правовых (напри­мер, потоки беженцев из Вьетнама после победы ком­мунистов в 1975 г.), религиозных, этнических (напри­мер, в странах СНГ проживает 3 млн. евреев, 2 млн. немцев и 1,2 млн. поляков, часть из которых стремится к воссоединению со своей исторической родиной), се­мейных. В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать такие факторы, как экологические, образрвательно-культурные, психологические;

2) экономических . К экономическим факторам относятся:

    различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабо­чей силы. Следовательно, ра­бочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;

    состояние национального рынка труда. Например, в слаборазвитых странах национальный рынок труда развивается в условиях органической безработи­цы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

    структурная перестройка экономики. Так, переход нашей страны к рыночной экономике, сопровож­дающийся либерализацией внешнеэкономической деятельности, привел к резкому увеличению между­народного миграционного оборота в России;

    НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

    вывоз капитала, функционирование ТНК. Корпо­рации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

В силу разных причин проблема экономического роста особенно обострилась в последнее время в странах, наиболее активно импортирующих труд (рабочую силу) и ее экспортирующих. Например, в период мирового финансово-экономического кризиса, в 2009 г. наиболее значительно ВВП уменьшился в Германии, Великобритании и некоторых других странах, активно принимающих трудовых мигрантов, а также в Украине, Молдове и Латвии, активно их экспортирующих.

Как отмечает статистика, люди редко эмигрируют из стран, в которых высокие темпы роста ВВП сопровождаются пропорциональным увеличением индивидуальных доходов и уменьшением безработицы. На этом основании высокая безработица считается одной из основных причин массовой эмиграции. Так, согласно данным социологического опроса, проведенного в Соединенных Штатах в конце 90-х годов, примерно треть мексиканских мигрантов переехала в эту страну, поскольку в Мексике ”меньше рабочих мест”, чем в США. Вместе с тем в основные центры притока трудовых мигрантов (США и ЕС) иммигрирует множество людей из стран, где официальная безработица существенно ниже, чем в развитых странах. В 2009 г., по данным МОТ, средний уровень безработицы в развитых странах составлял 8,4%, а в государствах «зоны евро» − даже 9,7%. Однако в течение этого года трудовые мигранты из Юго-Восточной Азии (средний уровень безработицы - 5,6%), Южной Азии (5,1%) и других регионов мира продолжали прибывать сюда. Значит, можно утверждать, что избыточное предложение труда на национальных рынках развивающихся стран не является главной причиной трудовой эмиграции.

Среди важнейших ее причин следует выделить две: во-первых, различия в цене труда одинаковой квалификации по странам; во-вторых, поиск возможностей наиболее полной самореализации в принимающей стране. Это в целом соответствует неоклассической теории миграции, которая объясняет решение каждого отдельного индивида о трудовой миграции анализом соотношения возможных издержек и приобретений.

Теоретически такое движение рабочей силы способствует рациональному использованию труда как важнейшего фактора экономического роста не только на микро- и на макроуровне, но и на уровне всего мирового хозяйства. В этом смысле трудовая миграция обычно рассматривается как способ оптимального распределения трудовых ресурсов мирового рыночного хозяйства между странами и регионами.

До последнего времени поток трудовой миграции имел характер практически одностороннего движения: из развивающихся и бедных стран - в развитые и богатые. Односторонний характер этого движения в значительной мере обусловливается и демографическими причинами: снижением рождаемости и старением населения в развитых странах и ”слишком” высокими темпами роста населения в большинстве бедных стран. Согласно прогнозам ООН, доля населения Европы в общей численности жителей Земли за 2000-2050 гг. уменьшится с 12% до 7%. Приток иммигрантов позволяет развитым странам пополнять экономически активную часть населения и к тому же экономит расходы на формирование рабочей силы. Преимущественно объектами миграции являются и такие относительно более развитые страны, как Россия, Беларусь и ряд других стран СНГ. Следует отметить, что в теории все более утверждаются позитивные оценки международной трудовой миграции: главные аргументы связаны с сиюминутной выгодой бизнеса.

Однако массовая международная миграция рабочей силы имеет куда более широкий круг причин и последствий, нередко весьма противоречивых.

Среди причин, стимулирующих миграцию населения из более бедных стран, особую роль играют широкие социальные гарантии в развитых странах. Они становятся самостоятельным фактором привлечения не только рабочей силы, но и членов семей работников-иммигрантов, в том числе нетрудоспособных. Высокий уровень социальных гарантий в принимающей стране является ключевым фактором, обеспечивающим приток и достаточно высокое качество жизни иммигрантов даже независимо от занятости. Но это, безусловно, повышает реальную цену импортируемого труда как фактора производства: высокие социальные гарантии (пособия по безработице, компенсации за увольнение и др.) реально увеличивают издержки на его приобретение (импорт). Это ведет к увеличению социальных расходов из государственного бюджета или дополнительных издержек соответствующих фирм. Такая ситуация особенно характерна для стран с социальной рыночной экономикой. Широкие и достаточно высокие социальные гарантии обеспечивают людям высокие стандарты жизни, но снижают стимулы к труду как граждан этих стран, так и приезжих. Оттого и показатели безработицы среди иммигрантов здесь довольно высоки.

Таким образом, цена импорта труда для стран с высокими социальными гарантиями не ограничивается заработной платой, которая формируется на микроуровне. На макроуровне она повышается на величину социальных гарантий. В случае же неконтролируемой миграции возникает избыток предложения дорогого (на макроуровне) труда невысокой квалификации. В закрытой экономике увеличение заработной платы в соответствии с повышением квалификации или опережающим ростом спроса на труд стимулирует замещение труда капиталом. И это становится источником повышения качественных и количественных параметров ВВП. Но в современной открытой экономике с широкими социальными гарантиями высокая цена труда обеспечивает массовый приток трудовых мигрантов, как правило, с низкой квалификацией. Предложение превышает спрос, и средний уровень цены труда снижается. На микроуровне издержки на приобретение труда сказываются не полностью и не стимулируют фирмы к активным инвестициям и инновациям, поскольку они функционируют в условиях избыточного предложения относительно дешевого труда.

Оценка последствий трудовой миграции не может быть однозначной.

Представляется, что, в конечном счете, проблема оценки последствий трудовой миграции и для стран-доноров, и для стран-реципиентов сводится к одному вопросу − возвращаются мигранты на родину после некоторого периода (нескольких лет или месяцев) эмиграции или нет. Если ответ положительный, последствия трудовой миграции можно признать однозначно позитивными как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров труда. Если же миграция является безвозвратной, то ее последствия оценить весьма сложно, тем более что их нельзя рассматривать в отрыве от демографических, культурно-этнических процессов в современном обществе.

В экономическом смысле труд − один из факторов экономического роста. Поэтому нормально, если страны-импортеры рабочей силы приглашают иностранных работников тогда и на то время, пока существует потребность в дополнительном труде. Также нормально, если происходит репатриация, когда экономическая конъюнктура изменяется и потребность в труде иностранных рабочих снижается. То есть национальная экономика при необходимости охотно использует труд иностранцев, а когда потребность в нем как факторе экономического роста снижается, «закупки» труда уменьшаются и происходит обратный процесс. Это теоретически. В действительности же труд как товар специфичен, вследствие чего механизм реального международного рынка труда совсем иной. Трудовая миграция часто становится безвозвратной независимо от состояния экономики страны-импортера. Избыток предложения труда иностранцев на национальных рынках труда в периоды спадов экономической конъюнктуры становится дополнительным фактором дестабилизации макроэкономической ситуации.

Возникающие проблемы вполне разрешимы при наличии двух условий. Во-первых, если основная часть трудовых мигрантов − работники высокой квалификации, во-вторых, если страна-импортер является открытой и привлекательной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Соединение квалифицированной иностранной рабочей силы и ПИИ облегчает и ускоряет экономический рост, повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики и способствует увеличению доходов госбюджета. В конечном счете это расширяет и возможности реализации социальных гарантий.

Носителями ПИИ обычно являются наиболее динамичные корпорации, обладающие эффективными технологиями, оборудованием, менеджментом. При наличии прагматичного экономического законодательства и рациональной политики регулирования трудовой миграции приток ПИИ обеспечивает достижение даже самых амбициозных целей национальной экономики. Наглядный пример - Ирландия, избравшая эффективную модель открытости. Сотни тысяч квалифицированных мигрантов, в основном из стран Европы, приехали для работы на предприятиях «Делл», «Майкрософт» и других успешно развивающихся ТНК, привлеченные благоприятными условиями для инвестиций. За 20 лет Ирландия из беднейшей среди западноевропейских стран (по доходам на душу населения) превратилась в одну из богатейших.

Китай строит свою политику в отношении трудовой миграции иначе. Эта страна располагает избытком собственного труда достаточной квалификации, но экономика развивается в условиях относительной закрытости: нет необходимости импортировать труд, за исключением специалистов высочайшей квалификации. Динамичный рост в КНР обеспечивается непрерывным притоком ПИИ, которые привлекаются существующими в стране гарантиями прав собственности и избыточным внутренним предложением достаточно качественного труда. Государственная политика обеспечивает гражданам повышение квалификации и регулирование структуры предложения квалифицированного труда по мере увеличения ПИИ и внутренних инвестиций. Здесь важным фактором привлечения ПИИ является низкая цена труда на микроуровне и минимальные социальные издержки на макроуровне. И все это − в условиях фактического запрета на эмиграцию.

Особенности политики Китая в отношении международной трудовой миграции, по существу, уникальны. Общий тренд - иной.

Влияние трудовой миграции на динамику экономического роста в принимающих странах зависит от уровня квалификации мигрантов и обеспечения соответствующего увеличения ПИИ (или внутренних инвестиций). Можно сказать, что «золотое правило» равновесного роста современной открытой экономики − соответствие притока ПИИ темпам прироста количества квалифицированных иностранных работников (либо подготовка квалифицированных работников с учетом конъюнктуры рынка труда и темпов прироста ПИИ). Как известно, недостаток квалифицированного труда или избыток предложения неквалифицированного труда ограничивают результативность ПИИ.

Существуют и проблемы иного порядка, в последние годы сдерживающие ПИИ в развитые страны. Они связаны с усилением конкуренции на международном рынке инвестиций со стороны ряда развивающихся стран и частично - со стороны государств с переходной экономикой. В последнем случае чрезмерный приток неквалифицированного труда в национальную экономику может стать причиной снижения общего уровня квалификации рабочей силы в стране-импортере труда. Как следствие, возможно ухудшение структуры экономики, снижение ее международной конкурентоспособности. Такая угроза вполне реальна для России. Уменьшение издержек за счет использования дешевой рабочей силы неквалифицированных мигрантов на микроуровне в долгосрочной перспективе перекрывается ростом совокупных издержек, снижением конкурентоспособности на макроуровне.

При выборе основных направлений миграционной политики в отношении международной трудовой миграции необходимо учитывать мировой опыт. По имеющимся оценкам, свыше 50% трудовых мигрантов в странах ЕС в последнее время составляют люди, практически не имеющие профессиональной квалификации, с невысоким или минимальным уровнем общего образования. Для сравнения − 55% мигрантов, приезжающих в США, обладают высокой квалификацией. Соответственно темпы экономического роста в первом десятилетии XXI в. в США составили свыше 3%, в ЕС − менее 2%.

Почему же более половины мигрантов в Соединенные Штаты относятся к категории квалифицированных работников, а большинство мигрантов, прибывающих в Евросоюз, − неквалифицированные работники? Конечно, существенное значение имеют особенности миграционной политики. Однако, как показывает социологический анализ, решающую роль играет наличие сильных социальных гарантий в ЕС. Эти гарантии позволяют выживать или неплохо жить и тем, кто вообще не работает или непродолжительное время (время от времени) выполняет самую простую работу. В США такие гарантии отсутствуют, поэтому хорошие шансы на рынке труда имеют только высококвалифицированные и инициативные работники.

Таким образом, значительные социальные гарантии фактически деформируют механизм рынка труда. Кроме того, высокие налоги, обеспечивающие реализацию социальных гарантий, ослабляющих мотивацию труда, снижают и мотивацию капитала. Налоговое бремя и бремя социальной ответственности становятся причиной чистого оттока капитала из стран с социальной рыночной экономикой. Более того, возникает противоположное движение ПИИ и трудовой миграции. Замещение капитала трудом в национальной экономике − очень опасная для ее развития тенденция.

Какова в этом отношении ситуация в России? Ее экономика является локомотивом экономики стран СНГ. Средняя цена труда здесь выше, чем в других государствах, входящих в Содружество. Это обстоятельство наряду с упрощенным режимом пересечения границ стало причиной активной трудовой миграции из других стран СНГ. Однако явное преобладание в структуре миграционного потока неквалифицированного труда делает Россию типичным примером неблагоприятного влияния трудовой миграции на темпы и особенно качество экономического роста. Чтобы обеспечить ускорение темпов и повысить качество роста, важно значительно увеличить расходы на повышение квалификации собственной рабочей силы и содействовать импорту труда высокой квалификации (причем не только из стран СНГ). Не менее важно ограничить импорт неквалифицированного труда.

Теоретически можно обеспечивать высокие темпы и качество экономического роста за счет непрерывного повышения качества национальных трудовых ресурсов, ограничив международную миграцию. Однако практически такая минимизация участия страны в системе международного обмена трудовыми ресурсами ограничивает и возможности обмена другими факторами производства (капиталом, информацией), что, конечно, совсем нежелательно. Деятельность ТНК или осуществление международных научных проектов предполагает в качестве необходимого условия миграцию работников высокой квалификации. Трудовая миграция в этом случае является одновременно и условием обмена другими факторами экономического роста, и формой дальнейшего повышения качественных параметров собственно труда. Отказ от такого естественного обмена консервирует устаревшие технологии, оборудование (как следствие закрытости) и ведет к снижению квалификационного уровня работников.

Между тем значение квалификации в условиях экономики знаний приобретает самостоятельное значение: иммиграция в развитую страну и осуществление там хозяйственной деятельности в течение определенного времени может рассматриваться как повышение профессиональной квалификации. Приехавший туда работник усваивает правила эффективной организации труда, знакомится с передовыми технологиями. Качество его труда, общий уровень подготовки и умений также постепенно повышаются.

Есть, правда, риск, что в долгосрочном периоде может сложиться обратная тенденция, когда в процессе совместной хозяйственной деятельности реальный уровень квалификации и качество труда работников из развитой страны станут усредняться не в лучшую сторону. Ухудшение качества и расширение предложения труда может привести к последующему снижению и эффективности, и цены труда.

Реэмиграция, то есть возвращение работников-иммигрантов в страну происхождения, способствует улучшению качества труда и повышению цены труда в странах-экспортерах и в странах-импортерах. Мигранты репатриируют, приобретя опыт и навыки работы в условиях более современной и эффективной экономики, их труд теперь более продуктивный и потому более дорогой. В свою очередь, в развитых странах при оттоке труда уменьшается его предложение, труд более активно замещается новым основным капиталом - механизмами, автоматами, а это стимулирует повышение квалификации обслуживающих их работников и цены труда. В целом такая логика развития вызывает приток ПИИ.

Не следует игнорировать и демографический аспект безвозвратной миграции. Каждый человек - ячейка общества (семьи, общины, коллектива и т.д.), где он сформировался как личность. Мигранты из развивающихся стран приносят с собой проблемы тех общественных моделей, которые менее эффективны с точки зрения результатов хозяйственной деятельности: в частности, они мало восприимчивы к инновациям. По этим причинам мигранты из таких стран часто с большим трудом интегрируются в реалии развитых экономик. Зачастую они вообще не способны или не желают интегрироваться и создают свои сообщества внутри социально-экономических систем и институтов развитых стран. Эти сообщества иммигрантов функционируют фактически по неформальным законам своих стран-экспортеров труда, что снижает эффективность национальных моделей развитых государств и в перспективе может их разрушить. Серьезность такой угрозы нельзя не принимать во внимание. Ценность западных социально-экономических моделей, обеспечивающих благополучие граждан богатых стран, сегодня чрезвычайно высока.

Миграция рабочей силы − явление сложное и неодноз­начное, так как может оказывать положительное и отри­цательное влияние на экономическое и социальное разви­тие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммигра­ции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей стра­ны).

Позитивные для экономики в целом:

    вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, от­раслевые и другие изменения в экономике;

    иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

    иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для эконо­мики.

Позитивные для отдельной фирмы:

    иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем наци­ональная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

    ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

    происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда;

    провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабо­чая сила, т.е. отдающей страны):

Позитивные для экономики в целом:

    эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

    из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

    переводы валютных средств из-за рубежа являются важ­ным источником дохода страны;

    при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие при­мерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Кроме того, впоследнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое вво­зится в страну и направляется на организацию предпри­нимательских коллективов.

Негативные:

    страна теряет часть трудовых ресурсов внаиболее трудо­способном возрасте, в результате чего происходит старе­ние трудовых ресурсов;

    теряются затраты на общеобразовательную и профессио­нальную подготовку;

    происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 рос­сийских ученых работает за рубежом.

Таким образом, наличие положительных и отрицатель­ных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграци­онной политики.

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

  • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.

Миграция рабочей силы в современном мире

Сущность международной миграции

представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства , под имм играци ей - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан .

Междунаро дные мигр анты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
  • работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек . Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
  • нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
  • беженцы. По данным ООН , в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн . Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

    Теории международной миграции

    Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике . Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность .

    Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей . Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей .

    В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий , индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

    В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

    Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках , важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

    Основные центры притяжения миграционных потоков

    По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США . В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

    Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

    Страны-доноры

    Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

    За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек . В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

    Регулирование международной миграции

    Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

    С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек . Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

    В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

    Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств .

    Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека , принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

    Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции, проведенным в 1992 г., возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. Среди национальных групп населения СНГ наибольшую склонность к эмиграции обнаружили также (согласно опросам) русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы. По данным за 1997 г. в национальной структуре эмиграции из России лидировали русские - почти 108 тыс. человек (более 46%). Причем большинство из них - почти 78 тыс. человек - выехало в другие страны - члены СНГ и государства Балтии, около 30 тыс. - в страны дальнего зарубежья. Затем следовали украинцы - более 35 тыс. человек (15,1%), немцы - 31,4 тыс. человек (13,5%), евреи - 9,9 тыс. человек (4,2%), белорусы - 9,5 тыс. человек (4,1%), представители других национальностей - около 39 тыс. человек (17,1 %).

    Проблема иммиграции в Россию

    Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине - 11,4 млн человек , или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн- в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990-1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4- 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15-30%.

    Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.

    Последствия международной миграции кадров

    Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

    Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

    Последствия для принимающих стран

    О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США , писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

    Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

    Последствия для стран-доноров

    Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям . Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

    Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

    Последствия для России

    С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7-10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

    Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 гг. составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

    Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы . Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги , финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

    Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. - вынужденных переселенцев и в 1993 г. - беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

    Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

    Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан . По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

    Выводы

    1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.

    2. Правовая база современных миграционных процессов отражает тенденцию не только к экономическому либерализму и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    3. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

    4. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.

    5. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

    Термины и понятия

    Международная миграция рабочей силы
    Эмиграция
    Иммиграция
    Международные мигранты
    Беженцы
    Принимающие страны
    Репатриация

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей

    силы? 2. Какова правовая база процесса международной миграции рабочей силы и

    населения?

    3. Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?

    4. Каковы тенденции и причины эмиграции из России?

    5. Каковы тенденции и причины иммиграции в Россию?

    6. Что говорит мировой опыт о последствиях международной миграции рабочей силы?

    7. Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской

    Федерации?

    8. Что на практике означает для России массовая иммиграция (репатриация)

    русскоязычных граждан?

  • 1. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.

    3. Миграционная политика

    1. Рынок труда, как и любой рынок, развивается на основе взаимодействия спроса и предложения. Их динамика меняет распределение рабочей силы по секторам, отраслям, уровень безработицы и заработной платы. Поиск работы или более выгодных условий делают трудовые ресурсы мобильными. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

    Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год.

    Мировой рынок труда – механизм взаимодействия спроса на труд и предложения его на мировой арене.

    Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

    Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

    Миграционное сальдо - разность эмиграции из страны и иммиграции в страну.

    "Утечка мозгов" - международная миграция высококвалифицированных кадров.

    Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

    Различают легальную и нелегальную миграцию.

    Причины, которые заставляют рабочую силу перемещаться можно разделить на внеэкономические и экономические.

    Внеэкономические причины:

    Войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);

    Политические и религиозные преследования;

    Стремление открыть и освоить новые пространства (великие географические открытия);

    Желание воссоединения семей;

    Природные (стихийные) бедствия.

    Экономические причины:

    Поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране;

    Поиск более оплачиваемой работы;

    Поиск более творческой работы.

    Причины экономического характера, связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Такая страна обладает высоким научно-техническим потенциалом и предъявляет спрос на квалифицированную рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

    Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда. В принимающей стране будет наблюдаться рост объёма предложения. Считается, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать её росту. Некоторые аналитики это оспаривают. Исследования показывают, что мигранты обычно заполняют вакансии, которые не пользуются спросом коренного населения. Безработица может гнездиться в одних секторах рынка труда, а мигранты – направляться в другие.


    В стране-доноре приток мигрантов приведет к уменьшению предложения рабочей силы. Если в стране наблюдается безработица, то отток рабочей силы сократит её уровень.

    2. Существуют следующие направления миграционных потоков:

    Из развивающихся стран в высокоразвитые страны;

    Между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;

    Внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии и Испании в Германию, Англию.

    В последнее время образовались новые миграционные потоки из стран Восточной Европы и СНГ.

    Экономический эффект международной миграции кадров

    Для страны-реципиента Для страны-донора

    Положительные эффекты:

    Снижение издержек и повышение конкурентоспособности товаров;

    Увеличение ёмкости национального рынка;

    Облегчение структурных перестроек;

    Содействие сбалансированию экономики;

    Приток квалифицированной рабочей силы;

    Принимающая сторона использует готовую рабочую силу, не вкладывая средств на её обучение;

    Возможность использования достижений чужой культуры. Положительные эффекты:

    Снижение безработицы и соответственно уровня социального напряжения;

    Расширение ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;

    Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись на родину, становятся проводниками новых знаний и навыков.

    Отрицательные эффекты:

    Увеличение предложения труда и снижение его оплаты;

    Возрастают дифференциация доходов населения и социальная напряженность, появляется основа для национальных и религиозных противоречий;

    Особенно высоки издержки нелегальной миграции из-за её неконтролируемости, укрепления ею криминальных структур, социальной нестабильности;

    Возможны угрозы образования замкнутых сфер этнической экономики;

    Возможны всплески расизма и ксенофобии Отрицательные эффекты:

    - «утечка интеллекта» и квалифицированных кадров;

    Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы, поскольку эмигрантами становятся преимущественно молодые и здоровые

    Массовые миграционные потоки могут создать серьезные проблемы как для принимающей страны, так и для страны-донора. Принимающая страна боится ущемить интересы местного населения, а страна-донор боится утечки квалифицированных кадров, оттока молодой рабочей силы. Для того, чтобы избежать негативные эффекты и получения наибольшей выгоды за счет миграции рабочей силы страны проводят специальную миграционную политику.

    Миграционная политика – государственное регулирование миграционных потоков в стране, условий занятости и социальной защиты иностранной рабочей силы на отечественном рынке.

    Государство-реципиент осуществляет селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для себя рабочей силы, отсекая остальные притоки. Принимающая страна выдвигает требования к мигрантам по квалификации, полу, возрасту, законопослушности, устанавливает квоты на въезд в страну.

    Государство-донор стремиться, в своей политике ослабить помощью мигрантов давление безработицы и дефицит валютных ресурсов.

    Миграционная квота – ежегодно устанавливаемый допустимый размерпритока мигрантов в страну.

    Инструменты миграционной политики принимающих стран.

    Определение миграционных квот;

    Использование льгот для отдельных мигрантов (для бизнесменов, предполагающих открыть свое дело, дефицитной квалифицированной рабочей силы);

    Определение перечня запретных отраслей и специальностей для иностранцев;

    Определение географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков;

    Введение ограничений личностного характера по состоянию здоровья, возраста, законопослушности;

    Стимулирование процесса реэмиграции.

    Инструменты миграционной политики для страны-донора:

    Определение режима эмиграционной политики (либерального, либо ограниченного).

    Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере получения ими зарубежного образования;

    Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

    Взаимосвязь миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор – за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

    МОТ, действующая в рамках ООН, отрабатывает режим использования труда мигрантов.

    МОМ (Международная организация по миграции) – балансирует межстрановую миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.

    Темы семинарских занятий:

    3. Россия в мировом рынке труда.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация