Теория государства и права выполняет следующие функции. Что является объектом правоотношения? Что такое публичное пpаво

Главная / Авто

Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

ü Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

ü Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

ü Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

ü Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.

ü Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

ü Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

ü Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

ü Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Любая наука наравне с методами, системой и понятием выполняет некоторые функции - основные направления деятельности, призванные решать поставленные задачи и добиваться определённых целей. В данной статье речь пойдёт про функции ТГП.

Онтология

Система в первую очередь включает не только основополагающие термины, но и важнейшие функции, первое место среди которых принадлежит онтологической.

Наука онтология представляет собой учение о бытии и сущем, что составляет материальную основу современного мира. Данная функция тесно связана с дисциплиной под названием философия. Онтологическая функция является первым и отправным пунктом в изучении фундаментальной юридической науки. Онтологией в современном понимании называется учение о бытии. Значение онтологической функции заключается в исследовании принципов и основ настоящей жизни, понимании мира, его структуры, а также всех жизненных закономерностей, ведь государство и право обладает именно вышеназванными истоками.

Гносеология: теория познания

Теперь рассмотрим значение гносеологии как функции ТГП. Оно состоит в изучении многочисленных понятий, связанных с природой государства и права, их воздействия на общество, отношения граждан к данным «новеллам» и так далее. Благодаря ее развитию, основные функции ТГП не просто существуют в теории, а находят своё применение в практике. Существование данной функции во многом объясняет возникновение всевозможных теоретических конструкций, приёмов, способствующих развитию как индивидуального, так и группового правового познания.

Нахождение истины

Важное значение имеет классификация функций государства. ТГП как фундаментальная как правило, разделяет все функции по направлениям деятельности. Таким образом, имеет право на существование ещё одно направление - эвристическое.

Эвристикой называют искусство нахождения истины и поиска новых открытий. Важно отметить, что данное направление призывает все остальные функции ТГП не просто заниматься познанием и объяснением деятельности, бытия, мира и конструкций, но и совершать новые открытия. Современные исследования наравне с неизведанными теориями должны способствовать созданию новейших правовых механизмов, в том числе полезных для российского государства с рыночной экономикой.

Методология как наука и функция

Функции ТГП неразрывно связаны с Данная дисциплина так или иначе затрагивается в любом виде научной деятельности. Методология - это наука о методах, а методами называются пути и способы достижения поставленных целей и закреплённых задач.

Особенность методологической функции заключается в том, что по отношению к другим наукам теория государства и права выступает в качестве фундаментальной и основополагающей. Её роль заключается в определении уровня отраслевых наук, непосредственно связанных с юриспруденцией. Более того, методология позволяет придать той или иной дисциплине логическую и теоретическую целостность.

Опорным пунктом развития главной юридической науки являются функции государства. ТГП, благодаря методологическому направлению деятельности, формирует те идеи и выводы, которые значимы для всех юридических наук в целом. Важно отметить, что данные мысли являются «основополагающим фундаментом», «несущей конструкцией» для общих и специальных отраслевых дисциплин.

Политическое направление

Политическая борьба и острые мировые дискуссии всегда будут присутствовать на международной арене. Термином «политика» обозначалось искусство управления государством, а вместе с тем обществом. Именно поэтому (ТГП) включают в свой состав политическое направление деятельности. С давних времён считается, что тот, кому принадлежит государственная власть, решает и несёт ответственность за все дела государственного образования. Реализация вышеназванной функции осуществляется благодаря гос. управлению.

Именно поэтому древнейший венец развития человечества - управление народом, должен изучаться с помощью политической функции государства. ТГП с её помощью формирует научные постулаты и основы управленческой деятельности. Здесь изучается как внутренняя, так и внешняя политика.

Идеологическое направление

Функции ТГП содержат в своём составе идеологический термин. Научная теория предоставляет следующее определение идеологии - это базовые, основополагающие идеи, представляющие собой единую систему понятий, идей, научных и практических взглядов. На основе вышеназванных элементов формируется жизненная позиция, а наравне с ним мировоззрение. Идеология "созревает" как у отдельной личности, так и у группы людей в целом, а впоследствии и у всего общества.

Важно отметить, что ни народ, ни государство не могут обойтись без определённых идеологических установок и мотивов, ориентирующих личность на дальнейшее существование и дальнейшую деятельность. Как показывает историческая практика, период государственного или общественного кризиса неразрывно связан с потерей идеологических взглядов, установок, ориентиров и бездуховностью. Что касается идеологической функции государства, ТГП приводит в единую систему все идеи и теории о возникновения права и государственности, а также создает теоретическую базу размышления над процессами, происходящими в реальной жизни.

Практическая и организаторская функции

Содержит в теоретической структуре основополагающая юридическая наука практическую и организаторскую функции права. ТГП как наука и учебная дисциплина представляет собой теоретическую основу для выработки рекомендаций и решений насущих проблем. Более того, теория, предлагаемая учёными в научных изданиях, так или иначе, неразрывно связана с практической деятельностью. Так, со временем создаются теории государственно-правового механизма функционирования, которые необходимы в кризисные периоды развития общества. Однако, анализируя практическо-организаторскую функцию, важно отметить её малую эффективность во многих вопросах деятельности.

Прогнозы и прогнозирование

Данное направление деятельности непосредственно связано с анализом, который обязателен во всех основных и прикладных юридических науках.

Как правило, благодаря учёные прошлого и современные деятели выдвигают гипотезы о развитии государственности, правоведения и поведении общества в условиях качественно новых преобразований. Истинность предлагаемых постулатов в конечном итоге проверяется на практике.

Значение научного прогнозирования теории права заключается в том, что современное общество способно заглянуть в будущее своего государства и, возможно, внести дополнительные улучшения в его судьбу. На сегодняшний день научно доказана уверенность в «завтрашнем дне» при наличии того или иного прогноза. Разумеется, невозможно на пустом месте создавать теории дальнейшего развития, любые выводы в обязательном порядке должны подкрепляться фактами, анализом и результатами исследования.

Изучая и анализируя функции государства и права, необходимо учитывать то, что их эффективность во многом обусловлена неразрывной взаимосвязью между собой. Так, гносеологическая или политическая функции важны лишь в составе целостной системы, именуемой государством. И в завершение невозможно не отметить тот факт, что структура и функции ТГП представляют собой прочную систему взаимосвязанных элементов, призванных достигать поставленные цели и задачи.

Теория государства и права: актуальные проблемы

Теории государства и права существовали еще в древней государственности. Так, римские юристы и греческие мыслители: Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и другие - задумывались над вопросом взаимодействия права, закона и государства. Данная проблема по сей день представляет собой центральный объект споров и размышлений.

Проблемы теории государства и права представляют следующие подходы к пониманию:

  1. Право - это все официальные источники, которые закрепляют действие нормы. Первая позиция говорит о неразрывной взаимосвязи между правом и государственной властью, которая является источником «рождения» той или иной нормы.
  2. Закон может содержать, а может и не содержать правовые нормы. Вторая точка зрения говорит о том, что закон, который принят надлежащим субъектом, в надлежащей форме с соблюдением всех необходимых процедур, также может быть признан законом, однако правом признать его никак нельзя. Такой акт носит название «неправовой закон».

На сегодняшний день нет определённой позиции, которая призывает придерживаться той или иной точки зрения. В защиту первого и второго мнения приводится достаточное количество доказательств, способных переманить даже самого ярого заступника. Что касается российских учёных-правоведов, то В. С. Нерсесянц отмечает, что правом считается лишь тот закон, который является источником позитивных норм, не нарушающих интересы и жизненные принципы общества.

Теория права и государства выполняет ряд функций, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение для общественной жизни.

Онтологическая функция. Онтология – наука о сущем, учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и др.

Познавательная (гносеологическая) функция, которая выражается в познании и объяснении явлений и процессов правовой и государственной жизни общества. Теория права и государства не только изучает в обобщенном виде государственно-правовые явления, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

Эвристическая функция. Познавая и объясняя основные закономерности государственно-правовой действительности теория права и государства определяет тенденции их развития, взаимосвязь с другими общественными явлениями и открывает новые закономерности жизни общества связанные с правом и государством.

Прогностическая функция. Теория права и государства не только познает основные и открывает новые закономерности, но и определяет основные направления в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные предположения о дальнейшем развитии права и государства. Истинность выдвигаемых ею научных предположений проверяется практикой. Именно в этом и состоит неразрывная связь теории права и государства с практикой.

Как фундаментальная наука теория государства и права в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин выполняет вполне определенную методологическую функцию. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей теории государства и права выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного знания. Идеологическая функция признает большую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни.

Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории государства и права будет выступать политическая функция. Политика означает искусство управления государством, общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении ТГП. Таким образом, теория права и государства выполняя познавательную, эвристическую и прогностическую функции является общественной, юридической и общетеоретической наукой, изучающей основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития органически связанных между собой явлений общественной жизни - права и государства на всех этапах существования общества и подтверждает вывод о том, что они не могут существовать изолированно друг от друга.

Еще по теме 1.3 Функции теории государства и права:

  1. 2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин 2.3.1. Сущность, признаки и функции государства

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Ответ: Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде, т.е. включает в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития правового государства. Как и любая другая значимая отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

  • 1) Онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления и анализирует их;
  • 2) Прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права, прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
  • 3) Гносеологическая - призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний, при этом они толкуются с научных позиций;
  • 4) Методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
  • 5) Прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
  • 6) Политическая, или политико-управленческая, или организационно-управленческая. Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
  • 7) Эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
  • 8) Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
  • 9) Идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
  • 10) Практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
  • 11) Теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
  • 12) Учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат только лишь если будут взяты в определенном комплексе.

Задание 2. Причины возникновения государства и права

Ответ: Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.

Основные причины:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально--классовое расслоение общества.

Задание 3. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства

Ответ: Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория "государства всеобщего благоденствия", теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе "отвратительной доктриной" и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Л. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства - поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое главное, - общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, "ужасных" условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства.

Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Таким образом, современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов

государство право общесоциальный

Ответ: Орган государства - это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно_властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно _ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

  • 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
  • 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

  • 3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  • 4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
  • 5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
    • а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
    • б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  • 6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
  • 7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права

Ответ: Исторический тип государства и права - совокупность не черт, а самих государств и правовых систем (самого государства и правовой системы, если исторический тип включает только одно государство и одну правовую систему). Это категория, отражающая единство не коренных черт, а самих государств и правовых систем. Лишь такое понимание типа государства и права соответствует реальному положению вещей. Оно идентично пониманию общественно-экономической формации, которая представляет собой не совокупность социально-экономических черт, а определенную структуру общества, известный социально-экономический строй, присущий определенной стадии общественного развития.

Исследуемая типологии как особый вид классификации характеризуется не только тем, что объектом классификации здесь выступают сами государства и правовые системы, но и особыми классификационными признаками. Она базируется на определенных признаках систематики. Поэтому во избежание путаницы для обозначения свойств и черт, образующих тип, целесообразно использовать специальный термин, которым обозначалась бы совокупность признаков, характерных для той или иной группы явлений и благодаря которым одна группа может быть отграничена от другой.

Тип государства и права -- совокупность государств и правовых систем, который отличается от совокупности черт государств и правовых систем, на основе которых образуется тип. «Типаж» -- распространенная гносеологическая категория, которая, неся большую познавательную нагрузку, выполняет значительную объяснительную функцию, способствует проведению четких граней между группами однородных явлений, отграничению результатов от признаков классификации. Рассматривая «типаж» как классификационные признаки в государственно-правовой типологии, необходимо в то же время выделять в нем ведущее начало, каковым выступает сущность входящих в тип конкретных государств и правовых систем.

Под историческим типом государства и права следует понимать определенную совокупность, точнее, систему государств и правовых систем, которая обусловлена единством и неизменностью классовой сущности и других коренных свойств. Исторический тип государства и права есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации. Он представляет собой высшую систематическую единицу в государственно-правовой типологии, покоящейся на общественно-экономической формации. С другой стороны, наряду с приведенным термин «тип» и другие производные от него термины (например, типовое, типическое) могут употребляться и в других смыслах. Словом «тип», например, зачастую именуют образец, которому должен соответствовать ряд предметов, образцовое явление, выступающее в качестве нормы. Иногда «тип» выражает образ, содержащий обобщенные черты какой-либо группы явлений. Используют его и для обозначения экземпляра, обладающего специфическими свойствами. Но при всем том в любом случае данный термин обозначает определенное явление, предмет, процесс и т. д., которые обладают характерными признаками.

Следовательно, тип государства и права (и как типическое -- образцовое, и как единица в систематике) -- прежде всего сами государство и право, а не их черты. Типический образ, типическое явление, предмет, процесс, обладая особенностями, свойственными какой-нибудь их группе, служат примером, соответствующим определенным образцам и стандартам как обобщенно-конкретным проявлениям их свойств. Поэтому типизация государства и права означает не только распределение их по типам, но и выявление наиболее высокой степени активности признаков типа, т. е. типажа отдельных конкретных государства и права, что и делает последнее типом, типическим, разумеется, если такие признаки ему присущи. Это типическое может проявиться в разных формах. Вместе с тем типичны лишь те государства и правовые системы, в которых свойства и признаки типа, в особенности классовая сущность, отражаются наиболее ярко. Очень выпукло типическое выступает в повторяющихся, широко распространенных явлениях. Но типическое -- не всегда самое распространенное, повторяющееся, хотя этот факт и нельзя не учитывать. Типическое применительно к изучаемой области обнаруживается путем выявления в индивидуальном, конкретном государстве и праве существенных закономерных сторон, присущих государству и праву той или иной классовой общественно-экономической формации как таковому.

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Ответ: Он имел в виду, что специфическим признаком правового государства в современном ею понимании является безусловное признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти. Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью. Тарановский Ф.В. говорил, что право неразрывно связано с государством: государство составляет непосредственную среду для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы.

Литература

  • 1. Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • 2. Зубанова С.Г. Теория государства и права
  • 3. Кушнир И.В. Теория государства и права
  • 4. Мелехин А.В. Теория государства и права
  • 5. Денисов А.И. Теория государства и права
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции науки теории государства и права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Функции науки ТГП - ϶ᴛᴏ основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

Понятие ʼʼфункцияʼʼ применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в данном плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. По этой причине функция – один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Οʜᴎ характеризуют её роль в системе юридических наук.

Функции ТГП как науки:

1. Гносœеологическая (познавательная) функция. Она состоит в исследовательской разработке своего предмета͵ в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На базе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

2. Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер­ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко­номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на базе глубокого проникновения в их сущность.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

5. Прогностическая функция. На базе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис­тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.

6. Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по­зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение – система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику – правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населœения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

Функции науки теории государства и права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции науки теории государства и права." 2017, 2018.

  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 1 страница

    Преступление... .


  • - Функции науки теории государства и права.

    Структура науки теории государства и права. 1. Поскольку ТГП относится к фундаментальным наукам, ее структуру можно рассматривать с позиции структуры любой фундаментальной науки. Элементы: 1. Законы – устойчивые связи и взаимозависимости каких-либо... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права

  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 8 страница

    Во внешних сношениях, при принятии важнейших политических решений (выборы князя, объявление войны и т.п.) Новгород выступал как единое персонифицированное лицо - «Господин Великий Новгород». Сам будучи своеобразной государственной корпорацией, Новгород состоял из... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 7 страница

    Над всеми судебными органами России стоял Сенат - орган, формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности. Кроме местных и общих судов в... [читать подробнее] .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 4 страница

    К концу XVI - началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин уплачивал за... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 3 страница

    К рязанскому ополчению, возглавляемому Ляпуновым, которое двигалось к Москве, стали присоединяться земские дружины других городов и даже отряды «тушинских бояр», повернувших оружие против поляков. В марте 1611 г. в Москве начались бои и пожары, поляки заперлись в Кремле. В... .




  • © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация