При расследовании краж чаще всего назначаются экспертизы. Особенности расследования краж. Криминалистическая характеристика краж

Главная / Земля

Рассмотрев функции семьи, необходимо остановиться на факторах, способствующих нарушению реализации функций семьи:

личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п.);

взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;

определенные условия жизни семьи.

К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи могут быть отнесены:

неполный состав семьи;

недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

негативность отношений между родителями;

конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам, касающимся воспитания семьи);

вмешательство со стороны родственников в воспитании детей. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.172

Для возникновения и проявления семейного конфликта характерны следующие основные моменты. На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов. В связи с этим перед семьёй часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на её жизнедеятельности. Исследования трудностей, с которыми сталкивается семья, идёт в двух направлениях: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.181

Первое: исследование семьи в условиях трудностей, возникающих в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.

Второе: изучение «нормативных стрессоров» - трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих при действии факторов, нарушающих жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005, С. 444

Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обуславливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и её реакции (в частности, осмысление нарушений членами семьи).

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьёй и угрожают её жизнедеятельности, можно разделить на следующие группы:

Острые: внезапная смерть одного из членов семьи, извести о супружеской измене и так далее.

Хронические: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (появление ребёнка).

Связанные с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга: завершение образования и освоение профессии, уход за ребёнком.

Связанные с этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологий родительских семей у молодожёнов).

Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла: это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов. Причиной может быть развод, длительная разлука, бездетность. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005., С. 446

Ситуационные воздействия на семью. К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционирования семьи (серьёзное заболевание, крупные имущественные потери). Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем). Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.132

Самое главное последствие всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее и интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Галагузова М.А.; Галагузова Ю.Н. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2008., С.175

Дисгармония, дестабилизация семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающихся в конфликтном взаимодействии супругов, родителей. Возникающий семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимодействий, их фригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажение в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

В современных условиях борьбы с преступностью большая роль принадлежит изобличающей обвиняемых доказательственной информации, получаемой в процессе проведения судебных экспертиз.

Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве расследования и судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле . Экспертиза - процессуальное действие, состоящее в производстве по поручению следователя или судебных органов, исследований различных объектов специалистами в области науки, техники, искусства или ремесла и даче на основе этих исследований заключений по специальным вопросам. Заключение экспертов является источниками доказательств, а фактические данные, содержащиеся в них, - доказательствами.

При расследовании краж назначаются и проводятся следующие виды экспертиз: трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов;

дактилоскопическая (экспертиза следов рук); трасологическая экспертиза следов ног и обуви; трасологическая экспертиза запирающих механизмов и сигнальных устройств; транспортно-трасологическая экспертиза.

Самым распространенным видом экспертизы, исходя из природы рассматриваемого преступления, является трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов. На ее разрешение ставятся следующие вопросы:

Имеется ли на поверхности объекта следы воздействия посторонними предметами;

Каков механизм образования этих следов, с какой стороны и в каком направлении произошло повреждение (разрыв, разлом, распил) данного объекта (двери, окна);

К какому виду или типу относится орудие, которым оставлены следы;

Какое минимальное время необходимо для взлома;

Какими физическими свойствами должно было обладать лицо, совершившее взлом (большая физическая сила, высокий рост) обладало ли лицо навыками пользования инструментами или механизмом, оставившим следы .

При решении идентификационных задач могут быть поставлены такие вопросы:

Одним или несколькими орудиями оставлены следы;

Не образованы ли следы на нескольких объектах одним и тем же орудием.

Следователь, рассмотрев материалы уголовного дела, возбужденного по признакам ст. 158, установил: что неизвестные лица, отжав твердым предметом дверь запасного хода, проникли в магазин и похитили выручку в сумме 5 800 руб. При осмотре места происшествия на двери и дверной коробке были обнаружены следы орудий взлома.

Части поврежденной коробки были выпилены и соответствующим образом упакованы. На расстоянии 150 м от магазина в луже был обнаружен топор.

Для установления орудия, которым была отжата дверь магазина была назначена экспертиза. На разрешение данной экспертизы были поставлены вопросы:

Является ли представленное орудие, орудием взлома в магазине;

Одним или несколькими орудиями отжата дверь.

Эксперт вынес заключение о том, что данный топор не является орудием взлома, дверь была отжата другим орудием.

При проведении обыска нередко изымается одежда (в том числе и с повреждениями, полученными в момент совершения кражи), и возникает необходимость установить, не этой ли одеждой оставлены следы, обнаруженные при осмотре места происшествия. В таких случаях назначается экспертиза следов одежды и ее повреждений, которая является разновидностью механоскопической. Она позволяет установить вид орудия, которым причинены повреждения одежды, определить механизм и условия образования повреждений.

На разрешение этой экспертизы ставятся вопросы:

Являются ли обнаруженные следы следами одежды, каков механизм взаимодействия объекта с одеждой (следы трения, давления);

Каково взаимное расположение человека и объекта, на которой оставлены следы его одежды;

Какие следы и повреждения имеются на одежде, каков механизм их образования;

Орудием какого вида образованы повреждения одежды; оставлены ли следы на предмете участками одежды данного лица;

Не образованы ли повреждения на одежде представленными предметами.

При расследовании краж распространенны ситуации, когда возникает необходимость установления источника происхождения изделия, а также отождествление производственного оборудования, используемого для изготовления.

На разрешении экспертиз могут рассматриваться следующие вопросы:

На каком оборудовании изготовлено данное изделие, с применением каких станков и механизмов;

Не изготовлены ли данные изделия или полуфабрикаты на определенном станке, либо с использованием конкретных его деталей;

Не изготовлены ли изделия, части предмета изъятые у разных лиц ил в разных местах, с использованием одного и того же механизма или инструмента.

В тех случаях, когда при осмотре места происшествия изымаются следы рук, то всякий раз назначается дактилоскопическая экспертиза. Перед ней ставятся следующие вопросы диагностического характера:

Имеются ли на представленном объекте следы рук, пригодны ли они для идентификации лица;

Какой рукой и какими пальцами оставлены следы на данном предмете, каково взаиморасположение следов пальцев рук, какова их локализация на различных предметах (для анализа отдельных элементов механизма происшествия или события);

Имеет ли какие-то особенности строение кисти руки лица, оставившего следы (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев); не было ли на руках посторонних предметов: колец, перчаток;

Как давно оставлены следы рук;

Какой пол, возраст и примерный рост лица, оставившего следы;

Сколько человек находилось на месте происшествия .

9.02.98 г. совершена кража из квартиры, откуда были похищены личные вещи потерпевших. При осмотре места происшествия были обнаружены следы перчаток из кожи или кожзаменителя.

У подозреваемых в совершении данной кражи было изъято по одной паре перчаток, и направлено на экспертизу, на разрешение которой поставить вопросы:

Пригодны ли изъятые с места происшествия следы для идентификации предмета их оставившего;

Не оставлены ли следы на месте происшествия перчатками, изъятыми у подозреваемых.

В распоряжение эксперта были предоставлены:

Одна темная дактилопленка со следами с места происшествия;

Перчатки подозреваемых.

При сравнительном исследовании установлено совпадение рисунка, отобразившегося в следе, изъятом с места происшествия, со строением кожи на внутренней поверхности указательного пальца правой перчатки, изъятой у подозреваемого.

Мне бы хотелось привести ещё один пример следов рук. Ведь при помощи данной экспертизы устанавливается лицо, оставившее след своей руки.

Неизвестный проник в квартиру, разбив стекло в окне, и похитил

магнитолу «Panasonic». При осмотре места происшествия на осколке разбитого стекла обнаружено три следа пальцев руки. Следователь назначил дактилоскопическую экспертизу и поставил перед экспертом следующие вопросы:

Пригодны ли для идентификации личности следы пальцев руки, обнаруженные на осколке стекла;

Если не пригодны, то не оставлены ли они потерпевшим.

В заключении экспертизы выяснилось, что один след пальца руки, обнаруженный на осколке стекла, изъятом по факту кражи, для идентификации пригоден. Он оставлен средним пальцем правой руки потерпевшего.

Остальные следы для идентификации личности не пригодны.

Еще один пример.

Постановлением следователя от 11.02.98г. назначена дактилоскопическая экспертиза для установления. Подозреваемым Сергеевым или другим лицом оставлены отпечатки пальцев рук на дверцах сейфа, из которого путем взлома были похищены деньги в сумме 3850 рублей и денежные документы.

Следователь представил на рассмотрение экспертизы: отпечатки пальцев рук Сергеева и отпечатки, оставленные на дверцах сейфа.

Эксперт в ходе производства экспертизы пришел к выводу, что отпечатки пальцев и отпечатки на дверце сейфа принадлежали одному и тому же лицу.

Для разрешения диагностических задач перед трасологической экспертизой следов ног и обуви следует поставить следующие вопросы:

Оставлен ли след босыми ногами человека, пригодны ли следы ног для идентификации;

Какой ногой оставлен след, каковы размеры и особенности босой ноги (шрамы), оставившей следы;

Какой обувью (вид, размер, степень изношенности) оставлены следы, какие особенности имеют обувь, чулки, носки;

Каковы физические свойства лица, оставившего следы;

Каково направление и характер движения человека (например, шагом, бегом, с грузом).

В целях решения идентификационных задач следует сформулировать следующие вопросы:

Одним или несколькими лицами оставлены следы босых ног, обуви;

Оставлены ли следы босых ног данным лицом;

Оставлены ли следы обувью, чулками или носками изъятыми у данного лица.

В тех случаях, когда кража связана с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, возникает необходимость в назначении трасологической экспертизы запирающих механизмов и сигнальных устройств.

На ее разрешение ставятся следующие вопросы:

Исправен ли механизм представленного замка; если механизм не исправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания;

Находился ли данный замок в употреблении;

В каком состоянии находился замок в момент его повреждения;

Каким способом открыт замок, явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений, к каким участкам замка прикладывались усилия при его взломе, можно ли отпереть контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша;

Являются ли следы на замке результатом воздействия поддельного ключа или отмычки, можно ли отпереть замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя), орудием какого типа взломан замок, не одним ли способом взломаны представленные замки;

Можно ли будет отпереть замок, если ему нанести имеющиеся повреждения;

Не снимались ли слепки с замка или ключей.

Для решения идентификационных задач могут быть сформулированы следующие вопросы:

Не отпирали ли замок с помощью данного ключа или данной отмычки;

Не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом.

С помощью трасологической экспертизы пломб можно получить ответы на следующие типичные диагностические вопросы:

Каким орудием оставлены следы на пломбе;

Имеет ли повреждения проволока, бечева, лента и подвергалась ли она разрезу, перетиранию, излому.

К вопросам идентификационного характера относятся:

Не оставлены ли следы оттиски на контактных поверхностях представленной пломбы матрицами плашек данных пломбировочных тисков;

Не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков;

Не оставлены ли повреждения на представленной пломбе данным предметом.

На разрешение транспортно-трасологической экспертизы при решении диагностических задач могут быть следующие вопросы:

Каким видом транспорта оставлены следы;

В каком направлении двигалось транспортное средство.

Для решения идентификационных задач ставятся следующие вопросы:

Оставлены ли следы данным транспортным средством;

Не является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, частицы краски) и не составляли ли они одно целое;

Не образованы ли следы, имеющиеся на преграде, частями данного транспортного средства.

На мой взгляд, значение экспертизы при расследовании преступлений велико.

Прежде всего, ее заключение является источником доказательственной информации, с помощью которых при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел добывают новые и проверяют имеющиеся доказательства.

Посредством экспертизы можно выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования. Экспертиза позволяет определить время наступления и протекания отдельных явлений. Экспертные исследования позволяют выяснить состав веществ, дать качественную и количественную характеристику его элементов.

Экспертные исследования помогают дать правильную юридическую оценку расследоваемому событию. Это необходимо, в частности, при расследовании хищений государственного и общественного имущества.

Велико значение экспертизы в профилактике преступлений. Например, с помощью экспертных заключений следователь и лицо, производящее дознание, нередко получают возможность выявить конкретные недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций, обусловившие хищение общественного имущества.

С помощью заключений экспертизы, следователи и лица, производящие дознание, выявляют причины и условия, способствовавшие совершению и других преступлений.

Кража – это тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Квалифицирующими признаками которой является совершение кражи группой лиц по предварительному сговору; с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; с причинением значительного ущерба гражданину; из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем (ч. 2 ст. 158 УК РФ). Кража с незаконным проникновением в жилище; из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода; в крупном размере (ч. 3 ст.158 УК РФ) или организованной группой; в особо крупном размере (ч. 4 ст. 158 УК РФ).

В криминалистическую характеристику краж входят следующие элементы: а) предмет преступного посягательства и способ совершения кражи; б) обстановка совершения краж; в) личность преступника; г) следы в широком понимании.

Предметами преступного посягательства выступают вещиматериального мира, которые имеют имущественную ценность и принадлежат физическим или юридическим лицам на праве собственности. При этом некоторые предметы краж могут иметь переменное физическое состояние, например, электрическая или тепловая энергия. Предмет преступного посягательства тесно взаимосвязан со способом совершения краж, поскольку он обуславливает выбор системы действий преступника по совершению преступления. Способ, в свою очередь, может включать в себя действия по подготовке и сокрытию фактов кражи. Например, кража из помещения преимущественно осуществляется при условии предварительного осмотра замыкающих устройств или преград, подготовки орудий взлома, рекогносцировки на местности и т.д. Карманные кражи также содержат данные элементы, например, выслеживание жертвы, создание отвлекающих жертву ситуаций и т.д. Сокрытие краж может выражаться в уничтожении следов, реализации похищенных предметов, инсценировках чрезвычайных ситуаций (пожара) и т.д.

Можно выделить следующие распространенные способы краж :

1. Проникновение в жилище (иное помещение) путем полного или частичного разрушения преграды (выбивание дверей, деформация замка или запирающего механизма, снятие с петель, выдавливание стеклопакетов и нарушение функций фурнитуры окна, разрушение части стены, потолка, основание пола.

2. Проникновение в жилище (иное помещение) без разрушения преграды, например, подбора ключа, работа отмычкой, владение информацией о тайнике с ключом, свободный доступ через незапертые входные двери, окно, дверцы балкона, форточки.

3. Способом проникновения преступника под предлогом социальных служб, оказания медицинской помощи с дальнейшим выявлением злоумышленником мест хранения ценностей потерпевшего.

4. Тайное похищение имущества, находящегося в одежде (карманные кражи), ручной клади (багажа) потерпевшего


Типичные следы кражи . Все следы, выявленные на месте кражи, можно условно разделить на следы преступника (отпечатки рук, босых ног, обуви, биологических выделений человека и микрочастиц);

следы орудия преступления и их последствия (следы давления, распила, средств совершения преступления и др.).

Важен каждый выявленный след на месте кражи, ведь он в системе с другими материальными образованиями дает возможность предположить механизм его оставления, что позволяет определить способ совершения кражи, а основываясь на нем в дальнейшем установить преступника.

Обстановка совершения краж различна и зависит от вида собственности, сезонности (например, период отпусков или окончание дачного сезона связано с кражей имущества из жилищ), времени суток (например, кражи из квартир граждан с 9 до 15 часов в будние дни, и в выходные дни в ночное время). Карманные кражи осуществляются в «часы пик» в местах значительного скопления людей (транспорт, рынок, метро, культурно-массовые мероприятия).

Личность преступника характеризуется криминальной направленностью на совершение противозаконных действий. На основании этого можно выделить: а) «случайных» преступников, которые совершили кражу имущества оставленного без присмотра. Данные лица не имеют установленной уголовной направленности и редко совершают кражи; б) «ситуативные» преступники, лица, которые приспосабливаются к различным ситуациям, и действуют исходя и обстановки. В отличии от первой группы имеют умысел на постоянные преступные действия (цыгане, несовершеннолетние из неблагополучных семей и т.д.); в) «профессиональные» воры, к ним относятся лица, освоившие определенный вид криминального промысла, например, «карманники», «форточники», «медвежатники» и т.д.

Особенности первоначального этапа расследования, следственные версии и ситуации.

По каждому заявлению или сообщению о краже проводится доследственная проверка в установленные УПК РФ сроки, при установлении явных признаков преступления и криминальных обстоятельств посягательства на право собственности уголовное дело возбуждается безотлагательно.

В материал доследственной проверки входят: протокол устного заявления о совершении преступления и объяснение потерпевшего; объяснения очевидцев и свидетелей; протокол осмотра места происшествия; рапорт по результатам доследственной проверки, составленный органом дознания.

Типичные следственные версии : а) имела место кража; б) заявитель заблуждается, факт кражи не подтвержден; в) имела место инсценировка кражи и оговор лица.

Типичные следственные ситуации.

Ситуация 1. Факт кражи имеет место, лицо ее совершившее скрылось, сведений о нем нет. В данном случае проводится: а) допрос потерпевшего; б) допрос свидетелей; в) осмотр места происшествия и прилегающей территории; г) назначение судебных экспертиз (трассологических, дактилоскопических и др.); д) дается поручение органам дознания на установление преступника и похищенного имущества.

Ситуация 2. Факт кражи установлен, сведения о лице причастном к преступлению ограничены. В данном случае проводится: а) допрос потерпевшего о внешности заподозренного лица; б) допрос свидетелей и составление словесного портрета преступника; в) осмотр места происшествия и прилегающей территории; г) назначение судебных экспертиз (трассологических, дактилоскопических и др.); д) дается поручение органам дознания на установление преступника и похищенного имущества.

Ситуация 3. Факт кражи имеет место, лицо задержано в момент (или после) совершения преступления. В данном случае целесообразней проводить: а) задержание и личный досмотр лица; б) осмотр похищенных вещей, выявленных у преступника; в) освидетельствование (при наличии оснований); г) допрос подозреваемого; д) обыск по месту проживания; е) допрос потерпевшего и свидетелей; ж) назначение судебных экспертиз.

Особенности тактики следственных действий.

К особенности осмотра места происшествия относятся: а) осматривается не только помещение, но и прилегающая к нему территория; б) необходимо установить способ и механизм проникновения в помещение, следы преступника и орудий взлома, исправность и состояние запирающих устройств; в) решить вопрос о возможной инсценировке кражи, и т. д.; г) осмотр проводится от периферии к центру, или от центра к периферии, например, проникновение путем подкопа.

Судебные экспертизы. При расследовании краж чаще всего назначаются криминалистические экспертизы, экспертизы по исследованию микроследов, судебно-товароведческие экспертизы, судебно-химические экспертизы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются особенности возбуждения уголовного дела. Приведите обстоятельства, подлежащие установлению по делам о кражах.

2. Раскрыть типичные ситуации и перечень действий следователя на первоначальном этапе расследования краж.

3. В чем заключаются особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий по делам о кражах?

4. Какие судебные экспертизы назначаются в рамках расследования по делам о кражах?

1. Протопопов А.Л. Расследование карманных краж: монография. - СПб.: МИЭП, 2011. 92 с.

2. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: Монография. -М.: Юрлитинформ, 2010. -416 с.

3. Цховребова И.А. Дискуссионные проблемы частной методики расследования преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сборник научных статей. Вып.2. М.: Академия управления МВД России, 2007.

4. Алексеев С. Образование преступного навыка, как закономерность совершения преступления одним лицом // Законность, 2011, № 4

Прометей. Похищение огня. (Jan Cossiers)

Кража - тайное хищение чужого имущества .

Криминалистическая характеристика краж

Тайное хищение чужого имущества (кража) является самым распространенным в мире преступлением. Тайный способ хищения имущества предполагает наличие у виновного уверенности в том, что он действует незаметно для потерпевшего и других лиц.

Особенности расследования этих преступлений определяются их криминалистической характеристикой , которая охватывает само преступное деяние, способы его приготовления, совершения и сокрытия, механизм следообразования в широком смысле слова и личностные особенности субъекта преступления и потерпевшего, а также закономерные связи между перечисленными элементами.

Обстановка совершения кражи

Важный структурный элемент криминалистической характеристики тайного хищения чужого имущества - обстановка совершения преступления, которая включает в себя место и время совершения кражи, особенности предмета преступного посягательства, элементы окружающей среды (доступность похищаемого имущества, наличие или отсутствие охраны, скопление большого числа людей и т.д.).

Непосредственным местом совершения краж чужого имущества, как правило, являются: квартиры, частные домовладения, общежития, помещения предприятий (в том числе акционированных и индивидуальных частных), общественных организаций, государственных и муниципальных учреждений, вокзалы, станции, поезда, улицы, дворы, автомобили, места общественного пользования (гардеробы, раздевалки, служебные помещения и иные места скопления людей) и др. В городах и крупных населенных пунктах большинство краж совершается из квартир, которые в силу потребительского ажиотажа выступают объектами, сосредотачивающими наибольшие материальные ценности и денежные средства. Для больших городов характерно совершение серий квартирных краж, до того как они будут раскрыты органами полиции. В сельской местности наиболее распространены кражи из дачных и садовых домиков, нежилых построек, с приусадебных участков.

Выбор преступниками соответствующего места кражи определяется прежде всего доступностью предметов преступного посягательства, а также возможностью быстро и незаметно похитить их. Определенную роль здесь играет беспечность самих потерпевших (оставление ключа под ковриком около входной двери, приглашение в дом случайных знакомых, оставление вещей без присмотра на вокзале и т.д.) или лиц, ответственных за сохранность государственного, общественного или частного имущества.

Надо отметить, что при совершении краж из квартир в каждом третьем случае преступники выбирали квартиры, расположенные на первых этажах.

Следующим признаком является время совершения преступления , точное установление которого помогает следователю наметить пути поиска доказательств, очертить круг подозреваемых лиц. Большинство краж, как показывает практика, совершается в рабочие дни с 8 до 18 часов, т.е. когда основная масса граждан находится вне дома, работает большинство предприятий, учреждений и организаций, а на общественном транспорте, рынках, улицах большое скопление людей. Это позволяет многим преступникам, свободно перемещаясь с одного места на другое, использовать любой подходящий момент для совершения кражи.

Наибольшее количество краж совершается в период с 10 до 13 часов. В некоторых случаях выбор места и времени совершения преступления связан с условиями охраны предмета преступного посягательства. Так, кражи автомобилей из гаражей совершаются, как правило, в ночное время, а с открытых стоянок - днем; значительное число карманных краж происходит в часы пик, когда для них создается благоприятная обстановка в общественном транспорте, магазинах и других многолюдных местах.

Другим не менее важным признаком обстановки совершения кражи является предмет преступного посягательства. Исследования судебно-следственной практики показывают, что основная масса преступников при совершении краж чужого имущества похищают предметы, имеющие массовый характер потребления (одежда, обувь), денежные средства, иностранную валюту и другие ценные бумаги, драгоценности и ювелирные изделия, радио-телевизионную аппаратуру, компьютерную технику, автомобили, продукты питания, спиртные напитки и т.п. На выбор похищаемого зачастую влияет не столько цена предмета, сколько возможность быстрой реализации. При кражах из различных предприятий и учреждений похищаются сырье, продукты переработки, строительные материалы и т.д. Избирательность в предметах преступного посягательства оказывает существенную помощь в выдвижении обоснованных версий , поскольку дает возможность судить о примерном возрасте преступников, их интересах, наклонностях и т.д.

Похищенное имущество хранится, как правило, по месту жительства преступника либо в непосредственной близости от него, а также у знакомых, родственников. Иногда преступники используют для этого камеры хранения, тайники. В городах похищенное имущество сбывается в комиссионных магазинах, ломбардах, на рынках, улицах, в предприятиях общественного питания и торговли, на вокзалах и т.д.

Способы совершения краж

Одним из основных элементов криминалистической характеристики краж, определяющим организацию и методику расследования, является способ их совершения. Сведения о нем позволяют иногда судить о психофизиологических данных (пол, возраст, физические данные и т.д.), навыках и профессиональной принадлежности преступников, что весьма важно для их установления. Это помогает классифицировать воров по способу совершения ими краж: на совершающих преступления неквалифицированными способами, совершающих кражи посредством взлома с использованием подручных средств и совершающих кражи с помощью технических средств.

Все способы краж в зависимости от характера действий преступников по достижению цели преступного посягательства подразделяют на две основные группы:

  • способы, связанные с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;
  • способы, не связанные с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище.

Каждую из этих групп можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Так, в первую группу входят:

1) кражи, совершаемые путем тайного проникновения в жилище, помещение либо иное хранилище, сопровождающиеся взломом. Таким путем совершается большая часть краж из квартир, частных домов, индивидуальных гаражей и т.д. Взлому подвергаются запорные устройства, преграды (окна, двери, стены и др.). Для взлома обычно применяются предметы хозяйственно-бытового назначения (ломики, гвоздодеры, топоры, ножовки, домкраты и пр.) или специально изготовленные приспособления (типа фомки , набор отмычек и др.). В городах получил определенное распространение «безынструментальный» способ взлома, когда преступник применяет для разрушения преграды свою физическую силу, - например, для взлома двери с силой наваливается на нее, добиваясь разрушения полотна или отделения ее от запирающих устройств;

2) кражи, совершаемые путем тайного проникновения в жилище, помещение либо иное хранилище, не сопровождающиеся взломом преград. К этим способам относятся: тайное проникновение в помещение через открытое окно, форточку, дверь; проникновение с использованием отмычек, подбора ключей или ключа потерпевшего, выкраденного или найденного преступником; проникновение в помещение путем преодоления других преград (например, перелезание через забор, чтобы попасть в помещение, где хранится имущество и т.п.);

3) кражи, совершаемые путем открытого проникновения в жилище, помещение либо иное хранилище (на виду или с согласия потерпевшего, представителя учреждения или предприятия).

Проникновение в помещение осуществляется путем обмана или злоупотребления доверием малолетних детей или престарелых людей, под видом сотрудников полиции, сантехников и т.д. Иногда потерпевшие сами приводят к себе в дом малознакомых или незнакомых лиц, которые совершают у них кражи.

Довольно распространены способы, не связанные с проникновением в жилище, помещение или иное хранилище, поскольку для совершения таких преступлений не требуется каких-либо навыков (за исключением карманных краж), предварительной подготовки. Преступники похищают то, что «плохо лежит» или плохо охраняется. Таким способом обычно совершаются кражи на вокзалах (у спящих пассажиров; ручной клади, оставленной без присмотра; путем злоупотребления доверием); из магазинов, когда имеется свободный доступ к предметам преступного посягательства; у лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом виде; белья, развешанного для просушки; вещей с лестничных клеток и приусадебных участков и т.д.

Из общего количества всех краж больше половины совершаются импульсивно, без определенной подготовки. Это характерно для несовершеннолетних, молодежи и лиц, не имеющих постоянного места жительства и работы. В остальных случаях отмечается фактор подготовки к совершению кражи: выбор объекта преступного посягательства; предварительный сбор сведений об объекте посягательства и имеющихся на нем ценностях; подыскание орудий для совершения преступления; подбор соучастников и распределение ролей; разработка плана преступления.

Данные о личности субъекта кражи

В криминалистической характеристике краж важное место занимают сведения о личности преступника. Для лиц, совершающих кражи, характерно наличие устойчивой антиобщественной направленности и привычек. Об этом свидетельствует то, что больше половины всех преступников были ранее судимы, в том числе и за кражи. Многие из этих лиц злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Большинство преступников-воров не имеют своей семьи, проживают в одиночестве или со случайными знакомыми.

Нередко у них нет постоянного места жительства и работы. Росту числа таких лиц способствовало вытеснение из сферы общественного производства трудоспособного населения.

Классификация субъектов кражи

Всех лиц, совершающих кражи чужого имущества, в зависимости от данных о личности преступника и способа совершения преступления условно можно разделить на несколько групп:

а) примитивные преступники, совершающие кражи без использования технических средств в силу обстоятельств, заранее не готовясь к ним. Такие кражи совершаются по внезапно возникшему умыслу, когда сама обстановка совершения преступления не требует никаких подготовительных мер. Например, когда вещи оставлены без присмотра, не заперта дверь в квартиру, автомашина не оборудована охранной сигнализацией и т.д.;

б) квалифицированные преступники - лица с устойчивой антиобщественной установкой, которые обладают определенными навыками и совершают кражи тщательно продуманным способом, с использованием орудий преступления. Они склонны к использованию одних и тех же приемов, например совершению краж путем подбора ключа, отмычек. Как правило, эти лица ранее были судимы за кражи или иные преступления против собственности;

в) профессиональные воры, которые совершают кражи, являющиеся для них основным источником доходов, в силу устойчивой антиобщественной направленности. Ранее почти все они были судимы за аналогичные преступления. Обладая преступными навыками и опытом, они стараются совершать кражи каким-либо хорошо подготовленным и отработанным способом и специализируются только на совершении квартирных или карманных краж.

Для некоторых краж личного имущества (квартирные, кражи автотранспорта, карманные кражи и др.) характерен высокий уровень групповой преступности. В зависимости от степени сплоченности, устойчивости, наличия связей и масштаба преступной деятельности можно выделить три типа групп: местная преступная группа, региональная и межрегиональная.

Данные о личности потерпевшего

В криминалистической характеристике краж имеют значение и данные о личности потерпевшего. Совершение краж чужого имущества отдельными способами предусматривает выбор не любого, а определенного потерпевшего. Как показывает практика, при совершении каждой четвертой кражи преступник знакомится с жертвой накануне совершения преступления (часто знакомство возникает на почве совместного употребления спиртных напитков). Нередко краже предшествуют соседские или дружеские отношения. В отдельных случаях преступник и потерпевший являются родственниками. Поэтому задача следователя сводится к установлению взаимосвязи элементов в системе «преступник - потерпевший» и направлению поиска от данных о потерпевшем к информации о преступнике, к раскрытию кражи.

Следует также отметить, что поведение некоторых потерпевших перед совершением кражи бывает виктимным (находился в нетрезвом состоянии, оставил вещи без присмотра, пригласил домой малознакомого человека и т.д.).

Важное значение в системе признаков, относящихся к личности потерпевшего, имеют данные о наличии у него ценностей, так как ценности, по делам о кражах личного имущества, в основном и являются предметом преступного посягательства.

Возбуждение уголовного дела о краже

Успешное раскрытие краж и изобличение лиц, виновных в их совершении, в значительной степени обеспечиваются обоснованным и своевременным возбуждением уголовного дела, быстрым и качественным проведением первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Отправная точка для возбуждения уголовного дела по краже чужого имущества - это получение или обнаружение органами дознания, следователем данных, свидетельствующих о совершении преступления. При этом достаточно установить факты, содержащие признаки этого состава преступления: следы взлома, указывающие на проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище; нарушение обычной обстановки в квартире; исчезновение имущества и т.д.

При наличии достаточного объема исходных данных о совершенной краже следователь должен немедленно возбудить уголовное дело и приступить к его расследованию.

В тех же случаях, когда данных недостаточно, возникает необходимость в проведении предварительной проверки, цель которой - установить своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Ее содержанием (предметом) является проверка законности повода, собирание дополнительных материалов, достаточных для возбуждения уголовного дела, а также выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу.

Тактика проведения предварительной проверки зависит от времени получения сообщений о краже, которые поступают непосредственно после совершения преступления или спустя определенное время.

В первом случае после устной беседы или телефонного сообщения, уяснив характер события, необходимо немедленно произвести осмотр места происшествия с целью обнаружения и закрепления следов преступления. Параллельно с осмотром оперативные работники устанавливают свидетелей среди лиц, проживающих (работающих) в этом же или соседних домах (предприятиях). Если в процессе осмотра выявлено достаточно данных, указывающих на признаки кражи, то принимаются меры к преследованию и задержанию преступника по горячим следам .

В тех же случаях, когда сообщение о преступлении поступило спустя длительное время после преступления, причинами чего могут явиться несвоевременное обнаружение кражи (например, по возвращении из отпуска) либо несвоевременное сообщение о совершенной краже потерпевшим, целесообразно сначала составить протокол устного заявления. Если получено письменное сообщение, то у заявителя берется объяснение. В протоколе устного заявления или в объяснении потерпевшего (заявителя) должны быть подробно изложены известные обстоятельства происшествия. Обязательно выясняется причина запоздалого сообщения о краже. Затем проводится осмотр места происшествия, в ходе которого можно обнаружить: признаки, характерные для кражи; обстоятельства, способствовавшие преступлению; уяснить обстановку совершения преступления; установить свидетелей и т.д.

При обнаружении в ходе проверки признаков кражи чужого имущества необходимо возбудить уголовное дело и приступить к расследованию.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании краж

В ходе расследования кражи требуется установить и доказать следующие обстоятельства:

  • у кого совершена кража;
  • что похищено: наименование похищенных предметов, родовые и индивидуальные признаки, приметы, а также стоимость;
  • откуда и когда совершена кража;
  • каким способом совершена кража, имела ли место подготовка, какие использовались орудия и приспособления, другие технические и транспортные средства;
  • кто совершил кражу, подробные сведения о личности, наличие судимости в прошлом;
  • если кража совершена группой лиц, то был ли предварительный сговор между ними и какова роль каждого соучастника;
  • размер ущерба, причиненного кражей;
  • местонахождение похищенного имущества;
  • обстоятельства, способствовавшие совершению кражи.

Первоначальный этап расследования краж

Типичные ситуации первоначального этапа расследования краж

После возбуждения уголовного дела процесс дальнейшего расследования кражи строится в зависимости от объема информации о событии кражи и личности преступника, имеющихся в распоряжении следователя. В связи с этим можно выделить несколько типичных ситуаций, которые определяют основные направления деятельности следователя и оперативных работников по конкретному делу.

Первая ситуация возникает при наличии информации о краже чужого имущества и лице, ее совершившем, которое задержано на месте преступления с поличным либо вскоре после совершения преступления (например, при бегстве с места происшествия, при реализации похищенного), а также тогда, когда потерпевшие или свидетели знают преступника.

В данной ситуации исходные данные о краже обычно не вызывают сомнений в наличии преступного события и позволяют следователю принять обоснованное решение. Поэтому его деятельность здесь направлена в основном на собирание и процессуальное закрепление имеющихся доказательств о причастности лица к совершению кражи (установление конкретных обстоятельств события, их расследование, оценку и использование с целью получения новых данных).

Одним из способов получения достоверной информации является выдвижение и проверка следственных версий , круг и содержание которых обусловливается конкретной ситуацией, сложившейся по делу. Несмотря на простоту данной ситуации, версии могут выдвигаться с учетом объема информации об обстоятельствах совершенной кражи.

В зависимости от типичных ситуаций, складывающихся в процессе расследования, выбирают наиболее рациональный и эффективный комплекс следственных и оперативно-разыскных мероприятий. Для первой ситуации это:

1) задержание лица в качестве подозреваемого;

Одним из важнейших первоначальных следственных действий является осмотр места происшествия. Основными задачами данного следственного действия являются:

а) воспроизведение следователем картины кражи с целью выдвижения версий;

б) обнаружение и изъятие следов преступника, орудий преступления и других предметов и следов, которые могут иметь значение как вещественные доказательства;

в) изучение и полное отражение в протоколе осмотра места происшествия всей обстановки;

г) выявление непосредственных причин и условий, способствовавших совершению кражи.

Получив сообщение о совершении кражи, следователь еще до выезда на место происшествия должен: позаботиться об охране места происшествия; решить вопрос о лицах, которые должны выехать вместе с ним для участия в осмотре (оперативные работники, эксперт ЭКЦ, кинолог со служебно-розыскной собакой, понятые и т.д.).

По прибытии на место происшествия следователь:

1) производит опрос лиц, находящихся на месте происшествия (потерпевшего, очевидцев), с целью получения сведений, необходимых для определения характера его действий, а также для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление свидетелей, преследование «по горячим следам» преступника и поиск похищенного, решает вопрос об использовании служебно-розыскной собаки;

2) выясняет, не было ли внесено изменений в обстановку места происшествия с момента обнаружения кражи и до прибытия следователя, и если было, то какие, с какой целью это сделано и кем.

Затем следователь приступает непосредственно к осмотру места происшествия, который начинается с общего обзора. В ходе обзорной стадии он получает представление о месте происшествия, выясняет условия, способствующие преступной деятельности, устанавливает границы осмотра, определяет исходную точку осмотра. При выборе последовательности осмотра места происшествия может применяться один из трех способов: эксцентрический (от центра к периферии), концентрический (от периферии к центру), фронтальный (от границы места кражи – к другой, ей противоположной). В некоторых случаях оказывается целесообразно применение всех указанных способов осмотра в различных сочетаниях. На этой стадии производится ориентирующая и обзорная фотосъемка места происшествия, а также могут делаться предварительные наброски планов и схем места преступления. На этой стадии следователь может осуществить общий осмотр места происшествия статическим методом, т.е. не изменяя обстановки.

После этого следователь приступает к детальному исследованию обстановки, которая может включать несколько узлов: жилище, помещение либо иное хранилище, откуда были похищены те или иные предметы и вещи; место проникновения преступника, а также место его ухода; прилегающая местность и иные помещения, где могут находиться имеющие значение для дела следы и предметы.

При исследовании мест проникновения следует ответить на ряд вопросов:

1) как преступник проник на место кражи;

2) какой способ взлома преграды применил преступник;

3) обладал ли преступник какими-либо навыками (преступными или профессиональными);

4) мог ли взлом произвести один человек или преступников было несколько;

5) могли ли на одежде, обуви преступников, а также на орудиях взлома остаться следы стружек, опилок, штукатурки, краски и т.п., образовавшиеся при взломе.

Осматривая место происшествия важно установить и изучить пути ухода преступника с места кражи, т.к. они могут не совпадать с путями прихода и местом проникновения. Изучение входа и выхода, которыми воспользовался преступник, и маршрута его следования позволяет получить сведения о знании (незнании) им расположения квартиры, мест, где хранились ценности, и путей, которыми легче всего проникнуть в помещение. Это дает возможность выдвинуть более обоснованные версии о круге лиц, среди которых следует искать преступника.

Изучая материальную обстановку места кражи следователь определяет:

1) наличие или отсутствие на месте происшествия признаков, свидетельствующих о поиске похищенного имущества (разбросанные вещи, беспорядок, сдвинутая, перевернутая мебель и т.п.);

2) наличие в помещении открытых, поврежденных (взломанных) мест непосредственного хранения ценных вещей и предметов (сейфов, шкафов, ящиков стола и т.п.);

3) признаки поведения преступника на месте происшествия, позволяющие определить, был ли он знаком с расположением помещения и знал ли о наличии и месте хранения похищенных им вещей и предметов;

4) местонахождение вероятных следов преступника (следов рук, обуви, микроследов);

5) сколько времени преступник был на месте кражи;

6) какие данные, характеризующие личность неизвестного преступника, имеются на месте кражи;

7) нет ли так называемых негативных обстоятельств, свидетельствующих о возможной инсценировке кражи.

Результаты осмотра места происшествия фиксируются путем составления подробного протокола осмотра; фотографирования; вычерчивания планов, схем, маршрута движения служебно-розыскной собаки; видеозаписей.

Уже в ходе осмотра места происшествия следователь должен принять меры к информированию дежурной части органа внутренних дел о имевшем место событии, похищенных ценностях, а также о приметах лица, совершившего преступление.

Негативные обстоятельства при осмотре места кражи

Негативные обстоятельства могут свидетельствовать о ложном сообщении о краже либо инсценировке иного преступления.

  • Отсутствие следов проникновения в помещение (исправность замков, запоров);
  • Отсутствие следов на мягком грунте, снегу;
  • Наличие на наружной стороне объекта взлома паутины, пыли, краски и т. д.;
  • Отсутствие следов орудий взлома в случаях, когда исходя из механизма совершения преступления они должны были применяться;
  • Наличие на входной двери большего числа повреждений, чем требуется для её открытия;
  • Исчезновение громоздких и малоценных предметов при сохранности мелких дорогостоящих вещей;
  • Обнаружение следов одного человека при исчезновении большого количества имущества;
  • Наличие пыли на месте предполагаемого хранения похищенных вещей;
  • Наличие пролома малого размера через который было невозможно проникнуть преступнику либо вытащить крупногабаритные похищенные вещи.

Осмотр предметов

Кроме осмотра места происшествия по делам о кражах личного имущества часто проводится осмотр предметов (вещей). Возможность проведения этого следственного действия возникает, как правило, при обнаружении разыскиваемого похищенного имущества, например, когда место обнаружения предметов не совпадает с местом совершения кражи. Осмотр рекомендуется начинать с обзора места, где был обнаружен объект и окружающей его обстановки. Затем изучается общий вид предмета, устанавливаются его наименование, состояние, индивидуальные признаки, особенности, свидетельствующие о личности возможного владельца, признаки, указывающие на связь предмета с расследуемым событием и т.п.

Допрос потерпевших

Другим первоначальным следственным действием является допрос потерпевших. Если поступило сообщение о только что совершенной краже, целесообразно, ограничившись кратким устным опросом заявителя, начать расследование с осмотра места происшествия, а допросы потерпевшего и других лиц произвести потом. Если же с момента совершения преступления прошло значительное время и нет оснований опасаться изменения обстановки места происшествия, целесообразно начать с подробного допроса потерпевшего, а осмотр места происшествия произвести потом.

В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить следующие вопросы:

а) когда, откуда и что похищено (вещи, в том числе мелкие, малоценные, деньги и т.п.), родовые и индивидуальные признаки этих предметов, стоимость похищенного;

б) как преступник проник на место совершения кражи, какие произвел повреждения дверей, окон и других преград, какие изменения произошли в обстановке места происшествия;

в) где находился потерпевший во время кражи, как было закрыто помещение, откуда была совершена кража;

г) кем, когда и при каких обстоятельствах была обнаружена кража, кому первому потерпевший сообщил о случившемся;

д) посещали ли объект кражи посторонние лица, поведение которых вызвало подозрения, каковы их приметы;

е) кто, по мнению потерпевшего, мог совершить кражу, на каких данных основывается это предположение;

ж) каков режим работы объекта, где была совершена кража государственного или общественного имущества.

Если кража совершена с использованием доверия, то следователь должен выяснить взаимоотношения потерпевшего с подозреваемым, обстоятельства их знакомства и кражи. Кроме того, в ходе допроса потерпевшего можно получить информацию о самом преступнике, его внешности, особенностях одежды, манере поведения и т.д.

Следователь в ходе допроса потерпевшего должен уделить особое внимание предположениям и догадкам допрашиваемого о лице, совершившем преступление, времени совершения кражи, других обстоятельствах дела.

Поиск и допрос свидетелей

При расследовании краж очень важно найти свидетелей преступных действий. В качестве свидетелей допрашивается довольно широкий круг лиц, который можно классифицировать по группам:

1) очевидцы и иные свидетели, знающие что-либо о совершенной краже;

2) лица, характеризующие потерпевшего;

3) лица, дающие показания о подозреваемом, его образе жизни.

При допросе очевидцев следователь направляет усилия на получение данных, характеризующих кражу (место, время, способ проникновения в помещение), установление примет внешности преступника и других, важных для дела обстоятельств. Допрос иных свидетелей в основном производится с целью установления личности преступника, его примет, иных обстоятельств подготовки и совершения кражи. В качестве таких свидетелей обычно допрашивают очевидцев преступления; жильцов домов, где была совершена квартирная кража; лиц, первыми обнаруживших кражу; родственники и знакомые потерпевшего и т.д.

У свидетелей второй группы выясняются сведения о личности потерпевшего, его склонностях, связях, образе жизни. Допрос этих лиц позволяет проверить показания потерпевшего, а также получить другие сведения, способствующие установлению преступника.

В третью группу свидетелей входят знакомые подозреваемого по совместному проживанию и времяпрепровождению, родственники и другие лица, окружающие его в повседневной жизни. При допросе этих лиц важно получить сведения о личности преступника, совершившего кражу, его образе жизни, личных связях, привычках, наклонностях, наличии антиобщественных взглядов и установок (особенно важно допрашивать таких свидетелей при расследовании краж, совершенных несовершеннолетними).

Допрос подозреваемого

Важным следственным действием при расследовании краж является допрос подозреваемого. Тактика допроса определяется конкретной ситуацией, складывающейся в зависимости от признания или непризнания подозреваемым факта совершения кражи.

Если подозреваемый признается в совершении кражи, то в ходе допроса следует выяснить все подробности преступления: где, когда, при каких обстоятельствах и у кого была совершена кража, что украдено, где находится похищенное, что способствовало совершению преступления и т.д.

При непризнании подозреваемым факта совершения кражи целесообразно детально зафиксировать любые его показания, подробно выяснить, где он был и что делал в период, непосредственно предшествовавший расследуемому событию, в момент этого события и после него. Это важно для последующей проверки. В этой ситуации могут применяться такие тактические приемы допроса, как детализация показаний, использование фактора внезапности, противоречий в показаниях допрашиваемого, психологические методы, косвенный вопрос, предъявление доказательств и т.д.

Обыск у подозреваемого

Для изобличения подозреваемого в совершенной краже и выявления других эпизодов его преступной деятельности большое значение имеет своевременное и качественное проведение обыска по месту его нахождения или по месту жительства.

Типичными объектами поиска и изъятия при обыске по делам о кражах являются: похищенные предметы, вещи, принадлежности или их части; орудия преступления, применявшиеся преступником для преодоления преграды, другие предметы, сохранившие следы преступления; одежда и обувь, в которую подозреваемый был одет во время совершения кражи; разные документы, похищенные преступником.

Поиск нужно производить с учетом особенностей личности подозреваемого, в частности возраста, наличия или отсутствия преступного опыта, продолжительности его преступной деятельности и т.д.

Предъявление для опознания

В тех случаях, когда свидетели или потерпевшие запомнили и могут узнать лицо, совершившее преступление, по его внешности, одежде, походке и другим признакам проводится предъявление для опознания.

Следственный эксперимент

Иногда с целью проверки показаний свидетелей, потерпевших и подозреваемых, выявления некоторых элементов способа совершения кражи и других обстоятельств, возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Чаще других при расследовании краж проводятся следственные эксперименты для проверки механизма образования следов, возможности совершения каких-либо действий (пролезть в форточку, вытащить через отверстие какой-либо предмет и т.д.) или с целью установления возможности наблюдения какого-либо факта (мог ли, например, свидетель видеть в определенных условиях что-либо) и т.д. Однако следственный эксперимент обычно проводится на последующем этапе расследования. При этом необходимо четко различать задачи и возможности следственного эксперимента и другого процессуального действия - проверки и уточнения показаний на месте.

Последующий этап расследования краж

Последующий этап расследования краж характеризуется проведением следственных и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на развернутое доказывание. Важный фактор данного этапа - возможность тщательной подготовки следственных действий, подробного изучения личности обвиняемого и правильного выбора момента проведения тех или иных действий.

Выбор их и последовательность проведения в значительной степени определяются следственной ситуацией , складывающейся после осуществления первоначальных следственных действий.

Первая ситуация характеризуется достаточно полным объемом данных, полученных на предыдущем этапе и необходимых для доказывания всех обстоятельств и эпизодов преступной деятельности, а также изобличения лица, которое совершило кражу и признает свою вину. При этом следователь не имеет каких-либо сведений о совершении обвиняемым других преступлений. Поэтому его основная задача сводится к проверке и оценке имеющихся доказательств, а также информации, полученной при допросе обвиняемого.

Вторая ситуация определяется тем, что собранных на начальном этапе расследования доказательств достаточно для предъявления обвинения лицу, совершившему кражу, и его изобличения, однако это лицо не признает себя виновным. В описанной ситуации деятельность следователя должна быть направлена на проверку доводов обвиняемого, выдвинутых в свою защиту, и их опровержение на основе имеющихся доказательств.

Третья ситуация характеризуется тем, что собранных на первоначальном этапе доказательств недостаточно, но обвиняемый признает себя виновным и дает правдивые показания. Это происходит, как правило, при явке с повинной, когда потерпевший остается неизвестным. В подобной ситуации основная задача следователя - закрепление полученной от обвиняемого информации соответствующими доказательствами и дальнейшее собирание и исследование доказательств его причастности к совершенной краже.

Четвертая ситуация характеризуется тем, что собранных на первоначальном этапе доказательств недостаточно и обвиняемый не признает свою вину. Такие ситуации возникают, например, при задержании лица во время реализации им похищенного имущества, когда преступник ссылается на законное его приобретение. Основной задачей следователя в этом случае является дальнейшее собирание и исследование доказательств причастности обвиняемого к совершенной краже и проверка, уточнение и опровержение доводов, выдвинутых обвиняемым.

Пятая ситуация складывается, когда доказательств достаточно относительно одного или нескольких эпизодов кражи, но имеются данные, свидетельствующие о совершении обвиняемым других преступлений.

В большинстве случаев на последующем этапе расследования проводятся: допрос обвиняемого, очные ставки, дополнительные допросы свидетелей, потерпевших, обвиняемых, следственный эксперимент , проверка и уточнение показаний на месте , предъявление для опознания , назначение судебных экспертиз.

Допрос обвиняемого

Допрос обвиняемого начинается с того, что следователь выясняет отношение допрашиваемого к предъявленному обвинению. Если обвиняемый признает себя виновным в предъявленном обвинении и дает правдивые показания, возникает простая бесконфликтная ситуация. Основная задаче следователя здесь - проверка и оценка ранее собранных доказательств, проверка и уточнение сведений, полученных из показаний допрашиваемого. В подобных случаях целесообразно детализировать обстоятельства, предшествовавшие совершению преступления, а также все обстоятельства после преступления.

При частичном признании обвиняемым своей вины следователю необходимо выяснить, какие конкретно обстоятельства и эпизоды он признает, а какие отрицает.

Допрос обвиняемого, не признающего себя виновным, должен строиться с учетом собранных в процессе расследования доказательств.

Если допрашиваемый отказывается давать показания, то целесообразно убедить его, что отказ от дачи показаний не принесет ему пользы, а, наоборот, ухудшит его положение, что он не использует своего законного права защищаться от предъявленного обвинения. Используя те или иные тактические приемы в целях получения правдивых показаний, следователю необходимо учитывать характерные особенности личности преступника.

Очная ставка

При расследовании краж часто проводится очная ставка, направленная на устранение существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц. Типичными вариантами, обусловливающими необходимость проведения очной ставки, являются противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей и обвиняемого (подозреваемого) относительно обстоятельств совершения кражи, размера, количества и качества украденного имущества, противоречия в показаниях соучастников относительно факта совместного совершения преступления. В каждом конкретном случае следователь сам определяет цели и тактику очной ставки. В зависимости от ситуации следователь может предъявить на очной ставке имеющиеся у него доказательства или часть их. Серийное проведение очных ставок значительно повышает их эффективность.

Проверка показаний на месте

На последующем этапе достаточно часто осуществляется проверка и уточнение показаний на месте. Обычно это следственное действие проводится с обвиняемым, значительно реже - с потерпевшим и свидетелем. При этом не только проверяются и уточняются обстоятельства происшедшей кражи, описанной ими в ходе допроса, но и выявляется осведомленность допрашиваемого о деталях обстановки места происшествия; осуществляется поиск каких-либо следов преступления или предметов, которые могут служить вещественными доказательствами.

Судебные экспертизы

В процессе расследования краж часто возникает необходимость в назначении судебных экспертиз. Наиболее распространенными из них являются: криминалистическая (дактилоскопическая , трасологическая), вещественных доказательств (замков), судебно-товароведческая, судебно-химическая, материаловедческая и др.

При завладении имуществом преступнику необходимо преодолевать препятствия, совершать различные действия руками, поэтому на орудиях и средствах совершения кражи, похищенных вещах и других предметах, к которым преступник прикасался, возможно обнаружение следов рук. Посредством исследования следов рук , а также обуви можно установить, что найденные на месте происшествия следы оставлены конкретным лицом.

При совершении кражи со взломом остается множество следов, по которым можно определить способ взлома и вид орудия, использованного для этого, направление взлома, идентифицировать орудие по его следам.

При помощи судебно-товароведческой экспертизы выясняется: какой товар был в упаковке, обнаруженной при обыске у преступника; наименование, сорт, артикул и другие признаки похищенных товаров; однородность предметов, изъятых у подозреваемого, с предметами, находящимися в магазине, на складе, и т.д.

При расследовании краж может проводиться: экспертиза с целью установления целого по частям (например, когда на месте происшествия обнаружен предмет, часть которого унес с собой преступник); экспертиза микрочастиц и микроследов веществ (например, сравнительное исследование частиц веществ, обнаруженных на теле или одежде подозреваемого (обвиняемого), с частицами, изъятыми с места происшествия).

Смотри также

  • Методика расследования краж из учреждений и организаций

Литература

  • Методика расследования краж: учебное пособие. Екатеринбург, 2006.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация