Цели и задачи аудита при применении различных процедур банкротства. Аудит предприятий-банкротов Дополнительные аудиторские процедуры при банкротстве компании

Главная / Общество

Предприятие в стадии банкротства, производства нет. Численность: конкурсный управляющий, сторожа, охраняющие имущество и бухгалтер. По стоимости имущества предприятие подлежит обязательному аудиту. Обязано ли предприятие (в стадии банкротства) проводить обязательный аудит?

Да, обязано.

Банкротство не исключает обязанностей проводить аудиторскую проверку организации, которая подлежит обязательному аудиту.

Причем в случае банкротства управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника (ст. 70 Закона о банкротстве). И среди инструментов такого анализа указан и обязательный аудит.

Но достаточно одной аудиторской проверки. Если у организации будет заключение аудитора, полученное для анализа финансового состояния должника, в Росстат можно представить его и не проводить еще одну аудиторскую проверку.

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.*

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1 , ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Об этом сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545 , от 20 января 2014 г. № 16-15/003855 .

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Из закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

«Статья 70. Анализ финансового состояния должника

1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

3. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур».

Сегодня о представлении бухгалтерской отчетности в налоговые инспекции знают, пожалуй, все: и налогоплательщики со стажем, и те, кто только планирует обустроиться в рядах бизнесменов. Отметим, что эта, ставшая почти незыблемой, норма отражена в 23 статье Налогового кодекса Российской Федерации. Именно здесь установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением тех случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения такового.Увы, но среди многочисленной армии приморских налогоплательщиков, все еще встречаются те, кто не спешит выполнять предписанные законодательством требования, и это несмотря на то, что статья 3 Закона «О бухгалтерском учете» четко указывает на все составляющие годовой бухгалтерской отчетности, которая включает в себя в числе прочих «компонентов» и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представленных налогоплательщиками сведений. Здесь надо оговориться, что условие об аудиторском заключении касается только тех, кто обязан проходить независимую экспертизу.

Такой обязательный перечень налогоплательщиков, автоматически попадающих под патронаж аудита, обозначен Федеральными законами № 119-ФЗ и № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 07.08.2001 г. и 30.12.2008 г. соответственно.

Остановимся на более позднем законодательном акте, вступившим в силу с 1 января 2009 года. Законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено 4 категории налогоплательщиков, обязанных представлять бухотчеты совместно с аудиторским заключением.

Во-первых, это открытые акционерные общества; во-вторых, кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Также в список тех, кому необходимо аудиторское заключение входят организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), чей объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Кроме этого, обязательный аудит должен проводиться и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Если говорить о представлении отчетности в налоговые органы за 2008 год и более ранние периоды, то здесь нужно обратиться к Федеральному закону № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который несколько иначе трактует объем выручки организаций, обязанных представлять помимо отчетности и аудиторское заключение. Этот законодательный акт «предлагает» обязательный аудит организациям (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, индивидуальным предпринимателям объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Напомним, что законодательство возлагает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, поэтому в случае представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности без аудиторского заключения к налогоплательщику может быть применена мера, установленная Налоговым кодексом.

Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета и СМИ
УФНС России по Приморскому краю

Большинство экономических субъектов в рыночной экономике действуют на принципах конкуренции и состязательности. В ряде стран конкуренция целенаправленно поддерживается на государственном уровне, так как таким образом государство имеет возможность использовать ресурсы национальной экономики наиболее эффективным способом. При этом оборотная сторона состязательности в современных условиях состоит в том, что наименее эффективным предприятиям, не выдерживающим конкуренцию, приходится уходить с рынка. Однако банкротство предприятия происходит не одномоментно, оно сопровождается влиянием различных факторов как внутренних, так и внешних. Существует мнение, что 2/3 банкротств в западных странах обусловлено влиянием внутренних причин и лишь 1/3 - внешними. В современной России ситуация выглядит с точностью наоборот, так 2/3 финансовых трудностей отечественных предприятий обусловлено международными и общенациональными факторами риска. К их числу следует отнести, в первую очередь, цикличность мирового экономического развития и стадии экономических циклов в отдельных отраслях и в мировой экономике в целом, уровень цен. Банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала в условия структурной перестройки экономики. Следовательно, аудит финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения любого предприятия, особенно того, которое подвержено банкротству, должен включать и «кризисный аспект».

Аудит предприятия, находящегося в кризисном состоянии, представляет собой процесс накапливания и обработки информации для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса. Выводы аудиторов могут служить основой для разработки антикризисной программы. В свою очередь, для обеспечения контроля и оценки эффективности выполнения принятой антикризисной программы может проводиться аудиторская проверка. Деятельность аудитора в данном случае имеет свои специфические особенности, так как аудит таких организаций следует рассматривать как особый вид аудиторской деятельности. При этом можно выделить два основных направления такого вида аудита. В-первых, это аудит финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в преддверии банкротства, во вторых - аудит проведения непосредственной процедуры конкурсного производства и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Каждому из названных направлений присущи собственные задачи, цели и объекты. На первом этапе аудиторы должны выявить признаки фиктивного и преднамеренного банкротства. Аудиторы проверяют правильность формирования бухгалтерской отчетности, осуществляется одновременно анализ состава имущества и обязательств предприятия, определяется правильность оценки. Большое внимание на этом этапе уделяется правильности заключения договоров и их экономической целесообразности, анализируются цены приобретаемых материальных ресурсов и выбор поставщиков, изучается ценовая политика предприятия. Второй этап включает такие процедуры как проверка достоверности финансовой информации, представленной в отчетности, дается оценка действиям конкурсного управляющего, проверяется правильность и своевременность расчетов с кредиторами.

Особенность проведения аудита организаций, приближающихся к банкротству в том, что цели и задачи аудита при проведении процедур банкротства могут определяться заказчиком: руководством должника, арбитражным управляющим и комитетом кредиторов. В практической деятельности аудиторы осуществляют разработку внутрифирменных стандартов аудита, которые посвящены методике планирования и проведению самих процедур банкротства. Причем специфической особенностью проведения такого вида аудита является приобретение нового правового статуса аудируемого лица, когда происходит разделение между руководством клиента и арбитражным управляющим, а также введение своеобразного моратория на удовлетворение требований кредиторов, использование единственного расчетного счета для проведения безналичных расчетов, а также ограничение по осуществлению сделок, применение альтернативных методов оценки имущества. Серьезным вопросом при проведении данного вида аудита является определение аудиторами риска, связанного с кризисным финансовым состоянием аудируемого лица с учетом его низкой платежеспособности, частичное или полное приостановление хозяйственной деятельности. Учитывается высокая вероятность хищений, фальсификации данных бухгалтерского учёта, возможность приглашения экспертов по вопросу оценки имущества и проверки обоснованности сделок, привлечение аудиторов для прояснения в финансовых вопроса и в судебных делах. Кроме того, информация, которая подлежит проверке в ходе аудита, кроме бухгалтерской включает в себя и ряд специальных сведений. При ликвидационной процедуре проверке подлежат промежуточная и годовая бухгалтерская отчётность, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов, информация, формируемая конкурсным управляющим.

Таким образом, анализ специфических особенностей проведения аудита предприятий-банкротов показал необходимость разработки специальной методики проведения аудиторской проверки, что является актуальной проблемой в условиях совершенствования различных экономических сторон процедуры банкротства.

Литература:

1. М. В. Чернова // Проверка аудируемого лица находящегося в процедуре банкротства // ж. Аудиторские ведомости, 2008 г. № 1, стр. 45-48

2.В. В. Земсков // Особенности генеральной совокупности аудиторских проверок // ж. Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008 г. № 3, стр. 56-65

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов. В связи с этим особенно актуальной становится проблема организации эффективного финансового контроля в организациях в ходе процедур банкротства, способствующего, с одной стороны, преодолению кризисных явлений или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций, с другой стороны, при отсутствии резервов восстановления платежеспособности, удовлетворению экономических интересов кредиторов, что в свою очередь способствует осуществлению структурных преобразований в национальной экономике в целом и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики. Особое значение в условиях банкротства приобретает аудиторский контроль, целью которого является выражение мнения о полноте и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствии хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерском учете требованиям законодательства, а также – проведение на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового анализа и обоснование предложений по целесообразности завершения конкурсного производства, прекращению производства по делу о несостоятельности. Цель работы – рассмотреть теоретические основы и методологические аспекты аудита предприятия в условиях банкротства и использование его результатов в определении дальнейшей судьбы предприятия-банкрота. Задачи работы заключаются в том, чтобы выявить особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия, определить объект аудита и источники информации, порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, составить программу аудита для организации (порядок проведения проверки), выявить характерные ошибки для данного участка и разработать рекомендации по их устранению. Теоретическая часть Несостоя́тельность (банкро́тство) - признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Банкротство как особая стадия деятельности предприятия определяется прежде всего моментом, с которого должника следует считать несостоятельным. Накопленный многовековой опыт банкротства и исследования современных специалистов свидетельствуют о том, что в основу определения неплатежеспособности должника могут быть положены различные критерии. Неоплатность предполагает, что должника следует считать банкротом, если стоимость его имущества не достаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Критерий неоплатности является трудно исполнимым на практике, так как он требует достаточно громоздкого анализа активов и пассивов должника. Именно поэтому в мировой практике чаще признаком банкротства является неплатежеспособность. В соответствии с этим критерием банкротство возникает, когда должник не в состоянии рассчитаться в срок, т.е. задерживает или вовсе прекращает платежи. Такой подход имеет ряд преимуществ: он объективен, прост в использовании и не требует временных затрат. К недостаткам критерия неплатежеспособности следует отнести тот факт, что неплатежеспособность далеко не всегда означает банкротство и «поголовное» применение данного критерия может привести к тому, что к разряду банкротов будут причислены вполне благополучные должники. В современном российском законодательстве о банкротстве признаком несостоятельности должника – юридического лица является его неплатежеспособность (т.е. соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, размер требований – не менее 100 000 руб.). Законом о банкротстве предусмотрено пять процедур банкротства: – наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; – финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; – внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; – конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; – мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Статистика рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2004–2009 гг. показывает, что наиболее часто применяемой процедурой банкротства являлось конкурсное производство. Аудит предприятия, находящегося в кризисном состоянии, представляет собой процесс накапливания и обработки информации для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса. Выводы аудиторов могут служить основой для разработки антикризисной программы. В свою очередь, для обеспечения контроля и оценки эффективности выполнения принятой антикризисной программы может проводиться аудиторская проверка. Цель аудиторской проверки на разных стадиях банкротства различны и представлены в таблице 1.

Процедура банкротства

Цель аудита

Наблюдение

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность отражает финансовое положение несостоятельного предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение анализа финансового состояния должника.

1. Подтверждение решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной. 2. Подтверждение законности введения применяемой процедуры банкротства. 3. Подтверждение соблюдения последствий введения соответствующей процедуры банкротства. 4. Проверка соблюдения органами управления требований действующего законодательства о банкротстве. 5. Проверка отчета арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление

Выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с восстановлением платежеспособности и погашением задолженности в соответствии с установленным графиком.

Внешнее управление

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность отражает результаты деятельности внешнего управляющего, направленной на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия в соответствии с планом внешнего управления.

Конкурсное производство

Выражение мнения о достоверности ликвидационной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с удовлетворением требований кредиторов.

Мировое соглашение

Выражение мнения о достоверности отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с прекращением производства по делу о банкротстве.

Таблица 1. Цель и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия Проведение аудита в условиях банкротства предполагает обработку значительных объемов информации: показателей деятельности, справочных данных, классификаторов, систем документации, массивов первичных данных на соответствующих носителях, позволяющих организовать и систематизировать достоверную информацию о состоянии аудируемого объекта. Подготовка такого аудита предприятия сходна с подготовкой стандартного аудита бухгалтерской отчетности. В обоих случаях аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенностях его бизнеса, сумме обязательств и др. и спланировать необходимые аудиторские процедуры. Задачи аудита на разных стадиях банкротства

Наблюдение и мировое соглашение

Внешнее антикризисное управление

Конкурсное производство

1. Сбор информации

В случае отсутствия информации на предприятии

Обязательно, так как низкая достоверность исходной информации

2. Оценка кризисного состояния

Производится всегда, определяет дальнейший ход процедуры банкротства

Как исходная информация для последующего анализа

Не производится

3. Подтверждение достоверности оценок

Выполняется в случае высокого внутреннего риска

Оценки лежат в основе обоснования альтернативных решений

Выполняется при оценке конкурсной массы

4. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Производится в форме ограничений на использование

Производится в полном объеме

Производится в полном объеме

5. Раскрытие фактов нарушения и мошенничества

В рамках стандартного финансового и управленческого аудита

Выполняется в условиях независимого управленческого аудита действий внешнего управляющего

Производится в полном объеме и является объектом особого внимания

7. Анализ кризисного состояния

Выполняется для обоснования выбора антикризисного бизнес-плана (программы)

Не производится

8. Поддержка принятия управленческих решений

Обоснование решений при конкурсном производстве

9. Обеспечение контроля за действиями внешних управляющих

Производится в форме ограничения действий

Выполняется в ходе реализации антикризисной программы

Выполняется в форме контроля за действиями ликвидатора

продолжение

Объект аудита В условиях банкротства аудит имеет свой специфический объект исследования - предприятие в целом, рассматриваемое как динамическая система, находящаяся на той или иной стадии кризиса. Учитывая целевую направленность различных стадий банкротства, определенных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, можно сделать вывод, что все они достигаются путем решения различных задач действующими органами управления и контроля несостоятельного предприятия. Поскольку, арбитражные управляющие не на всех стадиях банкротства являются управляющим звеном несостоятельного предприятия (на стадиях наблюдения и финансового оздоровления выполняют контрольную функцию), возникают два направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия, представленные на рис. 1. Необходимо учитывать, что отчетность несостоятельного предприятия, сформированная в соответствии с требованиями существующего законодательства, не отражает реального положения дел данного экономического субъекта.
Рис. 1. Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия Состояние банкротства априорно предполагает низкое качество ведения учета и высокую вероятность непогашения обязательств. Круг лиц, заинтересованных в достоверной информации о финансовом состоянии организации-банкрота, заметно сужается по сравнению с нормально функционирующим экономическим субъектом, однако степень их заинтересованности выше. Вопросы, которые затрагивают интересы этой группы пользователей, часто выходят за рамки только достоверности бухгалтерской отчетности (например, аудит выполнения бизнес-плана или состояния расчетов). Бухгалтерский и налоговый учет в процедурах банкротства - наблюдение и финансовое оздоровление – ведется в общеустановленном порядке, поскольку органы должника не отстраняются от управления организацией должником. Бухгалтерам следует обратить внимание на ограничения, накладываемые законом 127-ФЗ на ряд сделок, которые могут совершаться только с письменного согласия арбитражного управляющего, и на запрещения совершения некоторых операций (выплата доли при выходе учредителя и др.). Учет в процедуре внешнего управления также ведется в общеустановленном порядке, но уже не старыми органами управления должника, а внешним управляющим («командой», назначаемой внешним управляющим), с учетом специфики функционирования организации должника в указанной процедуре (зависит от мер, осуществляемых для восстановления платежеспособности). Поэтому состав бухгалтерской финансовой отчетности на вышеперечисленных стадиях банкротства представлен следующим образом: Бухгалтерская финансовая отчетность: 1. Бухгалтерский баланс 2. Отчет о прибылях и убытках 3. Отчет о движении денежных средств 4. Отчет об изменениях капитала* 5. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу* На стадии открытия конкурсного производства полномочия по управлению организацией переходят к конкурсному управляющему производства, в этом случае объектом аудита выступает ликвидационный баланс и его отдельные статьи. В соответствии с п.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, включает данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами. Цель ликвидационного баланса – отразить убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать данным промежуточного ликвидационного баланса и показывать результаты конкурсного производства. Помимо отчетности объектом аудита выступает также отчет, который составляется арбитражным управляющим (в зависимости от стадии банкротства- временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий), в котором отражаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. За исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством, аудиторские проверки на организациях–банкротах не имеют статуса обязательных. Между тем, аудит на таких предприятиях просто необходим, и внешние (конкурсные) управляющие, несмотря на отсутствие требования обязательности, идут на них. Такой аудит является инициативным и, по сути, регулируется в общем порядке. Инициативность аудита означает, что большинство стандартов аудиторской деятельности перестают быть обязательными, приобретая статус рекомендательных, что прямо заложено в самих стандартах.

Источники аудиторских доказательств В условиях кризисного состояния информационная система предприятия представляет совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи, методов, средств и специалистов, участвующих в процессе обработки информации с целью диагностики кризисной ситуации и подготовки управленческих решений, направленных на разработку антикризисных мероприятий, организацию контроля выполнения и оценку их эффективности. Проведение аудита в условиях банкротства предполагает обработку значительных объемов информации: показателей деятельности, справочных данных, классификаторов, систем документации, массивов первичных данных на соответствующих носителях, позволяющих организовать и систематизировать достоверную информацию о состоянии аудируемого объекта. Подготовка такого аудита предприятия сходна с подготовкой стандартного аудита бухгалтерской отчетности. В обоих случаях аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенностях его бизнеса, сумме обязательств и др. и спланировать необходимые аудиторские процедуры. I группа «Договорная и справочная информация» - Бизнес-план финансового оздоровления - График погашения задолженности - Приказы о проведении инвентаризации - реестр требований кредиторов - Текст мирового соглашения - Перечень учредителей должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. - Протокол собрания кредиторов, принявшего решение о принятии мирового соглашения. - Список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности. - Возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения - Документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; - Расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованных правах требования должника. - Требования из налоговой инспекции - Сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника. - Сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в соответствии с реестром кредиторов - Реестр формирования конкурсной массы - Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника - Документы, подтверждающие продажу имущества - Сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. - Отчет о расходах, связанных с процедурой банкротства II группа «Первичные документы» - Акты инвентаризации имущества и обязательств - Ведомость учета реализации имущества должника - Выписки банка - Акты сверки с банком - Документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой, второй и третьей очереди - Отчеты экспертов об оценке имущества (активов) III группа «Регистры» - карточки счетов, которые, так или иначе, связаны с проводимой процедурой банкротства (66, 67, 90, 91, 76, 62, 68, 84 итд. Можно выделить различные подходы к учету расходов, связанных с процедурами банкротства: учитывать данные расходы на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства»; отражать указанные расходы на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим их отнесением на прочие расходы; классифицировать расходы, связанные с проведением процедур банкротства на предприятии, на государственную пошлину (отражать в составе прочих расходов) и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела о банкротстве (включать в состав расходов по обычным видам деятельности) При реализации конкурсной массы: предлагается ввести синтетический счет «Продажа предприятия (бизнеса)»; существует точка зрения, согласно которой сумму средств от реализации конкурсной массы следует отражать по вновь введенному забалансовому счету 012 «Средства от продажи конкурсной массы» в частности применяется счет для формирования конкурсной массы, продажи предприятия); - карточки аналитического учета (в разрезе кредиторов, дебиторов, займов, расходов итд.); - Главная книга; - Оборотно-сальдовая ведомость - Книга покупок - Книга продаж IV группа «Отчетность» - Бухгалтерская финансовая отчетность, также за два предшествующих периода (форма 1,2,3,4, 5, пояснительная записка, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчетность филиалов и подразделений, годовой отчет); V группа «Опрос» Проводится опрос руководителей организации, бухгалтера, персонала, арбитражного управляющего с целью выявления эффективности выполнения принятой антикризисной программы. В случае отклонений берутся разъяснения администрации, как в письменном, так и устном виде. VI группа «Осмотр и наблюдение» В условиях несостоятельности аудитору необходимо как можно тщательнее провести наблюдение за инвентаризацией имущества организации - банкрота. Поскольку проведение инвентаризации возможно на любой стадии банкротства, а на стадиях наблюдения и конкурсного производства проведение инвентаризации обязательно, аудитору следует, как можно эффективнее выполнить данную процедуру, ведь именно за счет имущества несостоятельной организации погашаются требования кредиторов. Также отдельно проводится осмотр залогового имущества. VII группа «Заключение экспертов, специалистов» Для оценки имущества после инвентаризации привлекаются независимые оценщики и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника. Оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее 100 тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика. Учредители, собственник имущества, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы могут обжаловать результаты оценки имущества должника. VIII группа «Подтверждение от 3-х лиц» Направляются запросы кредиторам, дебиторам для удостоверения реальности задолженности, также запросы в банк для подтверждения поступивших оплат в погашение дебиторской задолженности и списанных со счета сумм в оплату кредиторской задолженности. Также запрос в банк аудируемого лица и налоговую инспекцию для подтверждения информации о закрытии всех дополнительных счетов, т.к. конкурсный управляющий обязан использовать (открыть) только один счет должника в банке (основной счет должника), при наличии у третьих лиц задолженности перед должником в иностранной валюте управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте. Другие известные или обнаруженные счета должника закрываются, остатки средств перечисляются на основной счет. Не закрываются счета для расчетов по доверительному управлению, и специальные брокерские счета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность. IX группа «Результаты анализа» Результаты анализа финансового состояния проводимые как арбитражным управляющим так и самим аудитором используются в ходе разработки рекомендаций и альтернатив антикризисных мероприятий, для обоснования выбора антикризисного бизнес-плана (программы), анализа уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. X группа «Внешняя информация» Сведения о руководителе организации, кредиторах, дебиторах, обслуживающем банке, арбитражном управляющем, аудиторских организациях, проводящих аудит в данной организации. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита предприятий-банкротов При проведении аудиторской проверки на несостоятельном предприятии аудитору не следует полагаться на эффективность организации систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Причинами такого недоверия могут послужить следующие: 1. Одним из последствий снижения платежеспособности и финансовой устойчивости, как правило, является сокращение численного состава работников. Следовательно, возможно сосредоточение в одних руках таких функций как доступ к активам организации; разрешение на осуществление 2. Свойство человека допускать ошибки из-за неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов применимо в условиях несостоятельности, поскольку не существует определенной законодательно установленной методики ведения бухгалтерского учета отражения операций, связанных с банкротством. 3. Функционирование несостоятельных организаций во многом определяется их финансовым состоянием и правовым статусом. Финансовое состояние рассматриваемых организаций характеризуется низкой платежеспособностью, а законодательство о банкротстве устанавливает определенные правовые режимы с обязательными правилами требованиями. В результате существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, контрольные процедуры применяемые на несостоятельных предприятиях могут перестать выполнять свои функции. Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты. Неотъемлемый риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность появления искажений в бухгалтерском учете. Этот показатель характеризует поток ошибок из под пера бухгалтера. Он говорит какая часть цифр искажена. Контрольный риск - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что система внутреннего контроля организации не будет выявлять и устранять существенные нарушения в БУ. Риск необнаружения – выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Элементы СВК

Описание

Предпосылки

Инвентаризация

Позволяет сверить данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Дает возможность определить какие требования кредиторов могут быть удовлетворены. Обеспечивает контроль за сохранностью имущества должника.

Реальность Полнота

Санкционирование

Распределение функций, полномочий закрепленных установленными документами. На стадиях внешнего управления и конкурсного производства руководство организации отстраняется и переходит в руки арбитражного управляющего. Определяет круг доступа к активам организации.

Возникновение

Средства физической защиты

Направлен на обеспечение сохранности имущества от хищения, порчи и прочих недостач.

Реальность

Позволяет подтвердить данные для целей бухгалтерского учета. Разрешает сторонам осуществить необходимые платежи и требовать выполнения обязательств по поставкам, в случае существования взаимных задолженностей - прекратить их, а также узнать о том, не прекращены ли они.

Точность Полнота

Автоматизация

Чаще всего защищает от арифметических ошибок.

Точность

Система материально-ответственных лиц

Устанавливает перечень должностных лиц, которые имеют право подписи на отпуск материальных ценностей, на приход и расход денежных средств, на принятие к учету представительских, командировочных расходов и других хозяйственных операций.

Возникновение

Структура аналитического учета

Группирует детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта. По данным аналитического учета можно следить за состоянием расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами итд. Особенно при банкротстве организации необходимо вести аналитику расходов.

Представление

Подотчетность

Контроль за учетом, выполнением операций, представлением и целевым использованием кредитов и займов. Контроль за выполнением бизнес-плана и графика платежей. Контроль за формированием конкурсной массы для последующей реализации.

Оценка Точность Полнота

Использование специалистов в области юриспруденции, оценки

Обеспечивает надежность составления договоров, сделок с имуществом и наличие прав на тот или иной объект. А также если должник выступает ответчиком в суде при подаче иска необходима помощь юриста. Арбитражный управляющий вправе воспользоваться услугами оценщика для подтверждения реальной стоимости имущества и имущественных прав должника.

Права Оценка

Уровень риска на несостоятельных предприятиях изначально высок, так как имеет место возможность преднамеренного или фиктивного банкротства. Предкризисное или кризисное финансовое состояние предполагает низкое качество системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского контроля в результате которого возникли проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Аудиторские процедуры проверки соблюдения предпосылок подготовки финансовой отчетности

Предпосылки подготовки финансовой отчетности

Типовые ошибки

Аудиторские процедуры

Существование (реальность)

Использование нескольких расчетных счетов для осуществления расчетов с кредиторами (т.к. должен быть единственный счет) В учете отражается нереальная кредиторская и дебиторская задолженность; Отражение в балансе должника имущества, которого фактически не существует или ему не принадлежит.

Подтверждение Аудитор получает ответы на запросы из банков о применении расчетных счетов в период процедуры банкротства. Также направляются запросы кредиторам и дебиторам на подтверждение суммы задолженности. Наблюдение аудитора за проведением инвентаризации Проверка направленная (активы проверяются на завышение) Инвентаризация дебиторской задолженности

Права и обязанности

Отсутствие согласования сделок с кредиторами в случае превышения текущих обязательств более 20% от размера требований кредиторов; Отсутствие в документах о проведении инвентаризации подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии; Отсутствие надлежащим образом оформленного решения учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица о добровольной ликвидации.

Инспектирование. Аудитор изучает договоры и сделки с имуществом должника, документы подтверждающие право на осуществление данной операции и расчетную документацию. Изучает оформление документов и сверяет подписи.

Возникновение

Осуществление необоснованных расходов, которые невозможно возместить за счет собственного имущества должника; Заключение убыточных сделок, заранее рассчитанных на меньший доход в сравнении с затратами; Сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях. Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

Прослеживание и инспектирование Аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Изучает нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента. Подтверждение Аудитор направляет запрос третьим лицам Опрос Аудитор разговаривает с администрацией, бухгалтером и по возможности с лицами с которыми заключена сделка Аналитические процедуры

Не выявлены постоянно не используемые или траченные объекты для списания с баланса; Не оприходованы испорченные запасы, которые могут быть использованы или реализованы на сторону; Неполное установление кредиторов должника и их требований

Наблюдение аудитора за инвентаризацией Осмотр помещения Инспектирование Аудитор сверяет реестр требований кредиторов с договорами кредитов и займов.

Точность

Несвоевременно (в последующие периоды) отражены результаты инвентаризации в учете; Неправильное оформление результатов инвентаризации (использованы бланки неустановленной формы; не заполнены все необходимые реквизиты; использованы лишние реквизиты; использованы ненадлежащие реквизиты); Расхождения в суммах отраженных в документах и учете.

Инспектирование Проводится формальная проверка документов и сверка инвентаризационных описей и отражение их в учете. Пересчет Аудитор проводит арифметическую проверку

Продажа конкурсной массы, осуществляемая по заниженным ценам заинтересованными зависимыми или аффилированными лицами, т.е. вуалируемые цепочкой заинтересованных покупателей; Нарушение порядка оценки имущества должника.

Экспертная оценка Аудитор обращается за помощью к эксперту для подтверждения оценки

Представление

Не списана просроченная дебиторская задолженность; В бухгалтерской отчетности не раскрыта аналитика в отношении имущества; Отсутствие аналитического учета по просроченным кредитам и займам; Включение в задолженность, на которую введен мораторий, текущих обязательств

Инспектирование Аудитор проверяет бухгалтерскую отчетность и сверяет с положением дел в документах.

Существует большое разнообразие мнений, что понимать под аудитом и аудиторской деятельностью. В редакции Международных стандартов аудита переведенных на русский язык, в «Глоссарии терминов» не приводится определение аудита, а формулируется лишь его цель: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение об отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности». Аудит не ограничивается рамками аудиторской проверки финансовой отчетности, но включает в себя выполнение таких сопутствующих услуг, как обзор и подготовка информации.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ цель аудиторской проверки определена как выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Организация аудиторской проверки на несостоятельном предприятии напрямую зависит от применяемой к ней процедуры несостоятельности. Соответственно, учитывая экономическую и юридическую сущность каждой процедуры банкротства, необходимо понимать, что различными будут и цели аудита при применении каждой стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве. Таким образом, необходимо определить, что является конечной целью каждой из процедур банкротства, определенные Законом о несостоятельности, и за счет чего они достигаются.

Статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ определены понятия стадий банкротства, используемые в арбитражной практике:

наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Из приведенных выше определений стадий банкротства, видно, что все они достигаются путем решения различных задач действующими органами управления и контроля несостоятельного предприятия.

Поскольку, арбитражные управляющие не на всех стадиях банкротства являются управляющим звеном несостоятельного предприятия (на стадиях наблюдения и финансового оздоровления выполняют контрольную функцию), возникают два направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия, представленные на рис. 2.1 «Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия».

Рис. 2.1 - Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия

Необходимо учитывать, что оптимальная информативность отчетности несостоятельного предприятия на определенных стадиях банкротства может быть достигнута только при его использовании в совокупности с отчетом арбитражного управляющего.

Следовательно, аудитору необходимо определить достоверность не только бухгалтерской финансовой отчетности, но и отчета арбитражного управляющего.

Отчет арбитражного управляющего при проведении обязательного аудита подлежит аудиторской проверке. В условиях инициативного аудита, отчет арбитражного управляющего подлежит проверке только в случаях, когда арбитражный управляющий выполняет функции управления контроля за деятельностью организации.

Необходимо отметить, что каких либо нормативных документов, регламентирующих проведение аудиторских проверок, учитывающих специфику банкротства, не существует. Поэтому, организация аудиторской проверки на несостоятельных предприятиях проводят в общеустановленном порядке на основании закона об аудиторской деятельности и стандартов аудиторской деятельности. Проведение аудиторской проверки на несостоятельном предприятии может осуществляться на любой стадии банкротства, исходя из этого меняются цели и задачи аудита, так представим в табл. 2.1 «Цели и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия».

Таблица 2.1 - Цели и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия

Процедуры банкротства

Цель аудита

Наблюдение

Выражение мнения о том, насколько достоверна отчетность* отражает финансовое положение несостоятельного предприятия в соответствии с законодательством РФ, а также проведение анализа финансового состояния должника

1. Подтверждение решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной.

2. Подтверждение законности ведения применяемой процедуры банкротства.

3. Подтверждение соблюдения последствий введения соответствующей процедуры банкротства

4. Проверка соблюдения органами управления требований действующего законодательства о банкротстве

5. Проверка отчета арбитражного управляющего

Финансовое оздоровление

Выражение мнения о достоверности отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с восстановлением платежеспособности и погашением задолженности в соответствии с установленным графиком.

Внешнее управление

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность* отражает результаты деятельности внешнего управляющего, направленной на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия в соответствии с планом внешнего управления.

Конкурсное производство

Выражение мнения о достоверности ликвидационной отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с удовлетворением требований кредиторов.

Мировое соглашение

Выражение мнения о достоверности отчетности*, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с прекращением производства по делу о банкротстве.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности затрагиваются основные принципы осуществления аудиторской деятельности на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве. Выделение в отдельную категорию, например, такую сопутствующую услугу, как компиляция финансовой информации, позволяет определить основные требования к аудиторским услугам, оказываемым организациям и арбитражным управляющим.

Принцип компиляции финансовой информации присутствует на каждой стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве. Несомненно, отчетность составляемая арбитражным управляющим и представляемая в арбитражный суд, является основой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку именно в ней отражаются основные факты хозяйственной деятельности несостоятельного предприятия, влияющего на формирование показателей отчетности. Сбор, классификация и обобщение такой информации, а также возможная ее трансформация вполне может быть предметом договоров между несостоятельной организации, арбитражным управляющим и аудиторской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит несостоятельного предприятия, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве - сложная и многогранная процедура возможным выделением различных направлений проверки, когда цель аудита зависит не только от применяемой правовой процедуры, но и от органа управления деятельностью организации .

- 22.46 Кб

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.

Особенности аудита при банкротстве состоят в следующем. Во-первых, инициатива проверки исходит, как правило, от кредиторов, а не менеджмента или собственников. Во-вторых, необходимо согласие арбитражного управляющего как исполнительного органа обанкротившейся компании, чтобы обеспечить доступ к документации и материальным ценностям для сбора аудиторских доказательств. В-третьих, ввиду кризисного финансового положения организации, вплоть до полного отсутствия денежных средств в ее распоряжении, возможна оплата услуг аудиторов кредиторами должника.

Прежде чем описывать аудит при банкротстве экономического субъекта, обратимся к общему определению предмета и объектов аудита вообще.

Определение предмета аудита опирается на выяснение того, чем эта наука занимается, что изучает, каков круг решаемых ею основных вопросов. В специальной литературе приводятся различные подходы к трактовке сущности и содержания аудита. Множество определений предмета аудита объективно обусловлено тем, что сложно найти не вызывающую возражений и приемлемую для всех исследователей формулировку. Одни определения - краткие и упрощенные, другие - более широкие, но все они имеют общие признаки, что позволяет выделить среди них несколько групп:

1. Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов с целью выражения мнения о ее достоверности. Рассмотрение независимым аудитором бухгалтерских отчетов организации и выражение мнения о степени их достоверности и соответствия нормам, установленным законом.

2. Хозяйственная деятельность. Процессы и явления хозяйственной деятельности, на изучение которых направлена деятельность субъекта – аудитора. Процессы и явления, которые отображены документально и связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью. Финансово- хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Экспертиза экономической информации. Систематический процесс сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения их соответствия установленным критериям и предоставление результатов проверки заинтересованным пользователям. Сбор и оценка фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения), или информации о таком функционировании и положении, осуществляемые компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

4. Детализированный состав объектов. Осуществляемая на договорной и конфиденциальной основе независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта с целью объективной оценки ее полноты, точности и достоверности, представления заказчику квалифицированного заключения о действительном финансовом положении предприятия и реалистичности его финансовых прогнозов, а также проверка состояния внутреннего контроля, принятой учетной политики действующим законодательным и нормативным актам, оказание консультационных и иных услуг клиентам по интересующим их вопросам.

Предметом аудита при проведении процедур банкротства в отношении экономического субъекта является независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности должника и действий арбитражного управляющего, а также бухгалтерской и иной отчетности с целью выражения мнения о степени их соответствия установленным критериям, результатом которой является предоставление заинтересованным лицам объективной информации, касающейся прохождения процедур банкротства. Предмет аудита при банкротстве должен быть конкретизирован задачами, поставленными перед аудитором, и ограничен рамками хозяйствующего субъекта, деятельность которого попадает под проверку.

С предметом аудита тесно взаимосвязано определение его объектов. Понятие объекта аудита следует рассматривать как отдельный элемент предмета аудита, на который направлено действие аудитора. Объекты аудита в широком понимании весьма разнообразны по составу, целевой ориентации, по отношению к различным сферам функционирования исследуемого предприятия и другим характеристикам. Под совокупным объектом аудита понимается хозяйственная деятельность организаций. Но хозяйственная деятельность организаций представляет собой объект всех экономических наук, поэтому данный подход требует конкретизации.

Объектами аудита выступают осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта. Эти процессы формируют циклы хозяйственных операций, т.е. образующиеся при их осуществлении взаимосвязи между отдельными объектами учета.

Объекты аудита - хозяйствующие субъекты рыночной экономики. При этом имеются в виду отдельные процессы, результаты и стороны деятельности предприятий, их подразделения, участки, показатели, факторы, исследование которых позволяет полнее раскрыть предмет аудиторского задания. С точки зрения содержания аудита его объектами являются ценности, документы, операции, методы оценки. Объект аудита может рассматриваться как категория предметов, характеризующихся общими свойствами (например, активы, обязательства, капитал хозяйствующего субъекта).

Объектом аудита может быть любой документ, хозяйственный процесс, явление, факт хозяйственной деятельности. Аудитор чаще имеет дело не с самими фактами, процессами, явлениями, а с их отражением в системе бухгалтерского учета. С этой позиции объектом аудита можно назвать документально зафиксированную информацию о наличии и движении средств предприятия и источников их формирования. Следовательно, под объектом аудита в узком смысле понимается материальный носитель информации о фактических данных, связанных с аудиторским заданием. Это может быть определенный предмет, избранный для исследования аудитором (например, отдельно взятая накладная или счет-фактура).

Разнообразие объектов аудита, в том числе при банкротстве организации, требует их классификации , которая позволяет создать общее представление о них. Представленная классификация не является исчерпывающей. Она имеет целью выявить особенности объектов аудита при банкротстве хозяйствующего субъекта.

Классификация объектов аудита в случае прохождения процедур банкротства экономическим субъектом

Группы объектов Примеры
По процедурам банкротства
Наблюдение Отчет временного управляющего, реестр требований кредиторов, имущество
Финансовое оздоровление Отчет административного управляющего, реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, доходы, расходы, имущество
Внешнее управление Отчет внешнего управляющего, план внешнего управления, реестр требований кредиторов,имущество, доходы, расходы
Мировое соглашение Договор о мировом соглашении, реестр требований кредиторов
Конкурсное производство Промежуточный ликвидационный баланс , ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, оценка, текущие расходы
По ответственным лицам
Документация, составленная арбитражным управляющим Реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, план внешнего управления, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, oтчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
Документация, составленная руководством должника Бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
По экономическим субъектам
Юридические лица Реестр требований кредиторов, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация, конкурсная масса
Физические лица Имущество, обязательства, личные доходы и расходы
Муниципалитеты Имущество, обязательства, доходы, расходы, бюджет, целевое финансирование, муниципальное имущество, план корректировки бюджета, антикризисная программа
Суверенные государства Бюджет, обязательства, доходы, расходы, федеральное имущество, условия реструктуризации обязательств
По наличию обычной деятельности
Объекты, связанные с продолжением хозяйственной деятельности Производственная и управленческая деятельность, экономическая эффективность, доходы, расходы, бухгалтерская отчетность, договорная и бухгалтерская документация
Объекты, связанные с ликвидацией Промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, текущие расходы, процедуры увольнения работников

До настоящего времени нет единства в понимании и определении основополагающего метода аудита как сложившейся системы, позволяющей познать его предмет. В среде практикующих аудиторов распространено мнение, что методы аудита содержатся в стандартах аудиторской деятельности.

Согласно А.Д. Шеремету и В.П. Суйцу метод аудита представляет собой совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. В широко известных работах других авторов недостаточное внимание уделяется определению метода аудита. Большинство исследований сводятся к перечислению и систематизации различных методик и отдельных процедур, применяемых в аудите.

Сложность и широта предметной области аудита обусловливают разнообразие методов его реализации . Для проведения качественного и всестороннего аудита разработана целая система методов, которые могут быть классифицированы различным образом:

  • методы организации проведения аудиторских проверок (сплошной, выборочный и комбинированный, документальный и фактический);
  • процедуры получения аудиторских доказательств (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры);
  • методы аудита (общенаучные методы и подходы к исследованиям, собственные методы аудита, нормативно-правовые методы, эмпирические методы, методы других наук).

При этом внимание акцентируется на возможностях диалектического метода познания как основного способа изучения сложных систем, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. Многообразные приемы, используемые в аудите, подразделяются на методы собственно аудита и методы, заимствованные из других наук.

Методы аудита, в свою очередь, группируются по следующим направлениям:

  • определение реального состояния объектов (осмотр, пересчет, измерение, лабораторный анализ, запрос, документальная проверка);
  • анализ (аналитические процедуры);
  • оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов.

Аудит в условиях банкротства успешно выполняется с помощью известных методов, приемов, процедур и терминов посредством их адаптации к данной предметной области. На разных этапах аудита в обанкротившихся организациях и при обобщении проаудированных эмпирических материалов целесообразно использовать как отдельные приемы, входящие в научный аппарат аудита, так и их комбинации. Для конкурсного процесса характерны конфликты персонала, пробелы в учете, изъятие документации судом и органами дознания. Более широкое распространение в аудите обанкротившихся организаций получают нормативно-правовые методы и приемы фактического контроля. Проведение устных и письменных опросов может быть неинформативно в связи с частой сменой персонала и увольнениями в предбанкротный период. В случае утраты финансово-хозяйственной документации возрастает значимость запросов и подтверждения при снижении возможностей документальной проверки. Методы сбора и аудирования информации, необходимые для формирования аудиторских выводов и выработки рекомендаций, должны быть разнообразными в зависимости от объекта, его специфики, а также конкретных задач, стоящих перед аудитором.

Важным теоретико-методологическим аспектом, нуждающимся в переосмыслении в условиях банкротства, является обоснование основополагающих принципов аудита в несостоятельных организациях. Использование процедур банкротства для передела собственности в конце 1990-х годов и низкий уровень профессионализма арбитражных управляющих привели к тому, что в обществе сложилось негативное восприятие этих явлений. В значительной мере это связано со снижением уровня профессиональной этики, которая всегда служила основным критерием общественного доверия к той или иной профессии.

Описание работы

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация