Возникло крепостное право. Крепостное право

Главная / Бизнес

150 лет назад, 19 февраля 1861 года , в России было отменено крепостное право. Спустя полтора века мы вспоминаем эту дату - и не случайно. Ведь многие проблемы нашей современности берут начало в крепостничестве, в порожденной им психологии масс. Но есть еще один аспект темы, важный для православного журнала. Многие люди спрашивают: а почему Церковь не возвысила голос против ужасов крепостничества? Более того - иногда Церковь прямо обвиняют в идейной поддержке крепостного права. Как же было на самом деле? Отвечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Львович Беглов .

Крупнейший феодал

- Общеизвестно, что в средние века Русская Церковь сама была крупнейшим феодалом, владела крепостными. Это действительно так?

Мне кажется, эта тема требует обстоятельного ответа. Начну с того, что нужно различать две вещи - во-первых, церковное землевладение, и, во-вторых, владение крепостными.
Проблема в том, что наше школьное представление о средних веках как эпохе крепостничества довольно далеко от реальности. «Полноценное» крепостное право, то есть полное прикрепление крестьян к земле и, более того, фактическая передача их в частную или корпоративную собственность землевладельцев, возникло довольно поздно. На Руси это произошло только в XVII-XVIII веках, а расцвет того крепостничества, которое у нас ассоциируется со всякими ужасами и жестокостями - это вторая половина XVIII - первая половина XIX веков.

До XVI века большая часть земледельцев была лично свободными людьми. Они - лично или общиной - владели землей, которую обрабатывали, и могли достаточно свободно перемещаться. Да, действительно, еще со времен Киевской Руси были различные категории несвободных земледельцев - закупы, холопы, но число их было относительно невелико.

Поэтому, когда мы говорим, что монастыри и епископские кафедры владели селами - надо понимать, что владели они землями, населенными свободными общинниками. Эти общинники выплачивали владельцу земли, то есть Церкви, определенный налог, и в каком-то смысле их можно назвать арендаторами. Если за ними не было долгов, то они могли уйти с этой земли куда угодно. Крепостными они не были.

Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу - к востоку от Эльбы. Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы - мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России - государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли (введение так называемых «заповедных лет»), а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века.

При этом надо понимать, что весь XVII век - это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право - это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий.

Гумно. Алексей Венецианов.1821

А была ли в церковном сознании какая-то рефлексия по поводу крепостного права? То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными?

Особой рефлексии не было. Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? Иначе говоря, это полемика нестяжателей и иосифлян, происходившая в XV–XVI веках и окончившаяся победой иосифлян*. И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно - то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. В XVII и XVIII веках никакой острой полемики по поводу владения крепостными не было. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви.

Но закрепощение крестьян - это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным - ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве.

Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью.


Торг. Николай Неврев. 1866

Кому на Руси жить хуже?

Как бы там ни было, а в XVII веке и в первой половине века XVIII монастыри владели уже не просто землями, но и прикрепленными к этим землям крестьянами. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже?

Положение монастырских крестьян было существенно лучшим. Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников - монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали.

Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков - монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей (которых, кстати, у них вообще не было), не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством.

Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки.

В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне (государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью), и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам.

Чем же кончилась эта относительная идиллия?

Кончилась она екатерининским указом 1764 года о секуляризации церковных земель. Почти вся принадлежащая монастырям земля (и, соответственно, населявшие ее крестьяне) оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание - крайне скудное.** Конечно, процесс этот не произошел мгновенно - на юге России, в Малороссии, в Белоруссии, на Западной Украине он растянулся на несколько десятилетий. Но к концу XVIII века никаких крепостных крестьян у Церкви не осталось. Судьба этих бывших монастырских крестьян (они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии) была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам.


Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г.

Христианин не может быть рабовладельцем

Давайте из XVIII века переместимся в XIX век. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях?

Славянофилы - это то направление русской мысли, которое можно назвать христиански ориентированным сводом интеллектуального либерализма. Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами.*** Более того, многие славянофилы, например, Юрий Федорович Самарин, были активными разработчиками проекта освобождения крестьян. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу - с землей. Делали это они из христианских соображений. «Христианин может быть рабом, - писал Алексей Хомяков, - но не может быть рабовладельцем».

Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян (кроме Сибири и Севера европейской части) жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь (например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика). Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право - не понимая, что это мина замедленного действия.

А выступала ли Церковь в защиту крестьян, подвергавшихся издевательствам со стороны помещиков? Были такие примеры?

Примеры такие были, но это, к сожалению, не стало общецерковной политикой. Каждый раз это был подвиг конкретных лиц - монахов или приходских священников. Наиболее известный пример - это когда святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было.

Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками (как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах - местным помещикам не нравилось такое соседство). У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик (как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик»), укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь - повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо.

Верно ли мнение, что проект манифеста 1861 года об освобождении крестьян писал святитель московский Филарет (Дроздов)?

Он действительно принимал участие в разработке этого документа, по просьбе председателя редакционной комиссии графа Панина. Святитель взял за основу проект Ю.Ф. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года.

Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли - не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация - раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви.

Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв (который есть в собрании отзывов на проект манифеста), что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли.


Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. 1888

Сослагательное наклонение

И в XIX, и в XX веке, и даже в наши дни есть люди, негативно относящиеся к манифесту 1861 года, считающие, что это был очень неудачный, непродуманный акт, в итоге приведший к революции 1917 года. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше?

Тут, конечно, легко ответить, что история не знает сослагательного наклонения. Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года (когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству») следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, - иронизирует Ключевский, - 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому.

Виновницей крепостного права порой считают Православную Церковь. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право - это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете?

Мне кажется, такой взгляд во многом надуман. Прежде всего потому, что не дело Церкви - бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе.

Вопрос лучше поставить по-другому - как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников - это нравственная проблема всего российского общества той эпохи.

Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием - возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время - и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки - вернее, головы.

* Cм. статью «Иосифляне, нестяжатели и ИНН» в февральском номере «Фомы» за 2008 г. - Ред.
** См. статью А. Л. Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. - Ред.
*** Подробнее о славянофилах см. в статье «Вечный спор: западники и славянофилы» в июльском номере «Фомы» за 2009 год. - Ред.

Протоиерей Максим Хижий , инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук

Заступник крепостных

Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

В 1852 году Святейший Синод направил архимандрита Игнатия (Брянчанинова) депутатом от духовного сословия в Высочайшую комиссию, которая расследовала насилия над крепостными Устюжского уезда в Новгородской губернии.

Поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским. Практически все девушки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Жертвы, доведенные до отчаяния, накладывали на себя руки. Челобитную крепостных местная власть расценила как попытку к бунту, а священника обвинили в подстрекательстве. Иерей Ивановский был избит полицейскими и смещен с прихода, посажен в острог. Его семью лишили церковного дома, средств к существованию и обрекли на нищету. Еще хуже были судьбы крестьян: пятеро ходоков арестованы и умерли в заточении. В поместье направлена карательная команда для того, чтобы насильно обвенчать изнасилованных девиц и скрыть следы преступления.

Последовательная позиция архимандрита Игнатия по защите невинных крестьян и лиц духовного звания вызывала крайнее раздражение у покровителей Страхова, писавших на архимандрита доносы в жандармерию. Следствие длилось около двух лет. Архимандрит Игнатий провел тщательнейшее расследование и своей стойкой принципиальной позицией добился повторного расследования дела. В результате расследования имение помещика Страхова было отдано под правление и надзор полномочных представителей дворянского собрания губернии. Священники, проходящие по делу как свидетели, были укрыты от насилий местной власти в монастыре с сохранением им жалования. Но значительно важнее то, что великий святой сделал важные обобщения, выходящие за пределы самого дела:

«Укрывательство гнусных поступков безнравственности, извращение для того истины и неуважение, а тем более уничижение религии соединяясь, составляют тот именно страшный яд, который, помалу, со временем растворяет совершенно совесть народа и ввергает его в нечестие, пораждающее все бедствия… Опозоривать религию в лице ее представителей, значит унижать в высшей степени всякую власть, религиею устанавливаемую. Своеволие гражданское всегда начинает свои действия с нападения на религию и ее представителей; но политика государств благоустроенных строго охраняет силою мудрых законов народное уважение к вере, как единственное условие любви, покорности и терпения, на которых утверждается и покоится всякая законная власть».

Инструкция

По мнению известного историка В.О. Ключевского, крепостное право является «худшим видом» неволи людей, «чистым произволом». Русские законодательные акты и правительственные полицейские меры «прикрепляли» крестьян не к земле, как было принято на Западе, а к владельцу, становившемуся полновластным хозяином над зависимыми людьми.

Земля - главная кормилица для крестьянства в России на протяжении многих веков. Собственное «владение» давалось человеку нелегко. В 15 в. большая часть русских территорий была непригодна для земледелия: леса покрывали обширные просторы. На добытой ценой огромного труда пашне основывались заимки. Все земельные владения находились в собственности великого князя, а крестьянские дворы пользовались самостоятельно разработанными пахотными участками.

Владеющие землей бояре и монастыри зазывали к себе новых крестьян. Для обустройства на новом месте землевладельцы предоставляли им льготы в исполнении повинностей, помогали обзавестись собственным хозяйством. В этот период люди не были прикреплены к земле, имели право искать более подходящие для жизни условия и менять место проживания, выбирая нового землевладельца. Частный договор или «рядная» запись служили для установления отношений между собственником земли и новым поселенцем. Главной обязанностью землепашцев считалось несение определенных повинностей в пользу владельцев, самые важные из них - оброк и барщина. Для помещиков было необходимо удержать рабочую силу на своей территории. Между князьями даже устанавливались договоры о «непереманивании» крестьян друг у друга.

Затем в России наступила эпоха крепостного права, продолжавшаяся достаточно долго. Начиналась она с постепенной потери возможности свободного переселения на другие территории. Обремененные непомерными выплатами земледельцы не могли погасить задолженности, они убегали от своего помещика. Но по закону принятых в государстве « лет» землевладелец обладал полным правом разыскивать беглецов пяти (а позднее пятнадцати) лет и возвращать назад.

С принятием Судебника 1497 г. крепостное право стало оформляться. В одной из статей этого сборника русских законов указывалось, что переход крестьян к другому хозяину разрешается один раз в году ( до и после Юрьева дня) после уплаты пожилого. Размер выкупа был немалый и зависел от продолжительности проживания на земле помещика.

В Судебнике Ивана Грозного Юрьев день сохранился, но плата за пожилое значительно возросла, к ней прибавилась дополнительная пошлина. Зависимость от помещиков усиливала новая статья закона об ответственности хозяина за преступления его крестьян. С началом переписи (1581 г.) в России на отдельных территориях наступали «заповедные годы», в это время для людей существовал запрет на уход даже в Юрьев день. По окончании переписи (1592 г.) специальный Указ окончательно отменил переселение. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - стали говорить в народе. Для земледельцев оставался один выход – побег с надеждой, что их не отыщут.

17 век – эпоха усиления самодержавной власти и массового народного движения в России. Крестьянство делилось на две группы. На помещичьих, монастырских землях проживали крепостные крестьяне, на долю которых выпадало несение разнообразных повинностей. Черносошных крестьян контролировали власти, эти «тяглые люди» были обязаны платить налоги. Дальнейшее закрепощение русского народа проявлялось в различных формах. При царе Михаиле Романове помещикам разрешалось уступать и продавать крепостных без земли. При Алексее Михайловиче Соборным Уложением 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле. Розыск и возвращение беглых становились бессрочными.

Крепостная неволя переходила по наследству, а право распоряжаться имуществом зависимых людей получал помещик. Долги владельца покрывались имуществом подневольных крестьян и холопов. Полицейский надзор и суд внутри вотчины вершили их хозяева. Крепостные оказались совершенно бесправными. Они не могли без разрешения владельца заключать браки, передавать наследство, самостоятельно выступать в суде. Помимо обязанностей перед своим господином, крепостные должны были исполнять повинности в государственную пользу.

Законодательство возлагало определенные обязательства и на помещиков. Они наказывались за укрывательство беглых, убийство чужих крепостных, платили государству налоги за сбежавших крестьян. Хозяева должны были наделить своих крепостных землей и необходимым инвентарем. Запрещалось отбирать у зависимых людей землю и имущество, превращая их в холопов, отпускать на свободу. Крепостное право набирало силу, оно распространялось на черносошных и дворцовых крестьян, которые теперь лишились возможности покидать общину.

К началу 19 века в связи с доведенными до предела оброком и барщиной между помещиками и крестьянами обострялись противоречия. Работая на своего господина, крепостные не имели возможности заниматься собственным хозяйством. Для политики Александра I крепостничество составляло незыблемую основу государственного устройства. Но первые попытки освобождения от крепостной зависимости были утверждены законодательно. Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах» разрешался выкуп отдельных семейств и целых селений с землей по согласованию с землевладельцем. Новый закон внес мало изменений в положение подневольных людей: выкупиться и договориться с помещиком многим было не по силам. А на значительное количество не имеющих земли батраков указ вовсе не распространялся.

Царем-освободителем от крепостной неволи стал Александр II. Февральским Манифестом 1961 г. крестьянам объявлялись личная свобода и права гражданина. Сложившиеся жизненные обстоятельства привели Россию к этой прогрессивной реформе. Бывшие крепостные становились на долгие годы «временнообязанными», выплачивающими деньги и отбывающими рабочую повинность за пользование отведенными им земельными наделами, и до начала 20 века не считались полноправными членами общества.

Юридически оформленный статус зависимости крестьян называют крепостным правом. Это явление характеризует развитие общества в странах Восточной и Западной Европы. Формирование крепостного права связано с эволюцией феодальных отношений.

Зарождения крепостного права в Европе

Суть феодальной зависимости крестьян от землевладельца состояла в контроле над личностью крепостного. Его можно было купить, продать, запретить перемещаться по территории страны или города, контролировать даже вопросы его личной жизни.

Поскольку феодальные отношения развивались в зависимости от особенностей региона, то и крепостное право оформилось в разных государствах в различное время. В странах Западной Европы оно закрепилось в Средние века. В Англии, Франции, Германии крепостное право было отменено к XVII веку. Реформами, касающимися освобождения крестьян, богаты времена Просвещения. Восточная и Центральная Европа - регионы, где феодальная зависимость продержалась дольше. В Польше, Чехии, Венгрии крепостное право начало оформляться в XV-XVI веках. Интересно, что в нормы феодальной зависимости крестьян от феодалов так и не сложилось.

Характерные черты и условия формирования феодальной зависимости

История крепостного права позволяет проследить характерные особенности государственного и социального строя, при которых формируются отношения зависимости крестьян от богатых землевладельцев:

  1. Наличие сильной централизованной власти.
  2. Социальная дифференциация по имущественному признаку.
  3. Низкий уровень образованности.

На раннем этапе развития феодальных отношений целями закрепощения было прикрепление крестьянина к земельному наделу землевладельца и предотвращение бегства работников. Юридические нормы регулировали процесс выплаты налогов - отсутствие перемещений населения облегчало сбор дани. В период развитого феодализма запреты стали разнообразнее. Теперь крестьянин не только не мог самостоятельно перемещаться с места на место, но и не имел права и возможности приобрести недвижимость, землю, обязан был выплачивать определенную сумму землевладельцу за право работать на его участках. Ограничения для низших слоев населения разнились регионально и зависели от особенностей развития общества.

Истоки крепостного права на Руси

Процесс закрепощения в России - на уровне юридических норм - начался в XV веке. Отмена же личной зависимости была произведена намного позже, нежели в остальных европейских странах. Согласно переписям, количество крепостных на разных территориях страны было различным. Зависимые крестьяне уже в начале XIX века начали постепенно переходить в другие сословия.

Исследователи ищут истоки и причины крепостного права в России в событиях периода Древнерусского государства. Формирование социальных отношений происходило в условиях наличия сильной централизованной власти - по крайней мере, на протяжении 100-200 лет, в период правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Главным сводом законов того времени была «Русская правда». В ней содержались нормы, которые регулировали отношения свободных и несвободных крестьян и землевладельцев. Зависимыми были холопы, челядь, закупы, рядовичи - они попадали в кабалу при различных обстоятельствах. Относительно свободными были смерды - они платили дань и имели право на землю.

Татаро-монгольское нашествие и феодальная раздробленность стали причинами распада Руси. Земли некогда единого государства вошли в состав Польши, Литвы, Московии. Новые попытки закрепощения были сделаны в XV веке.

Начало формирования феодальной зависимости

В XV-XVI веках на территории бывшей Руси сформировалась поместная система. Крестьянин пользовался наделами землевладельца по условиям договора. Юридически он был свободным человеком. Крестьянин мог уйти от землевладельца на другое место, но прогнать его последний не мог. Единственное ограничение - нельзя было покинуть участок, пока не заплатишь его собственнику.

Первая попытка ограничить права крестьян была предпринята Иваном III. Автор «Судебника» утвердил переход на другие земли в течение недели до и после Юрьева дня. В 1581 году был издан указ о запрете выхода крестьян в определенные годы. Но это не прикрепляло их к определенному участку. Указ от ноября 1597 года утвердил необходимость возврата землевладельцу беглых работников. В 1613 к власти в Московском царстве пришла династия Романовых - они увеличили сроки поиска и возврата беглых.

О Соборном уложении

В каком году крепостное право стало оформленной юридической нормой? Официально зависимый статус крестьянства был утвержден Соборным уложением 1649 года. Документ существенно отличался от предыдущих актов. Главной идеей Уложения в области регуляции отношений землевладельца и крестьянина стал запрет последним перемещаться в другие города и веси. В качестве места жительства закреплялась территория, на которой человек проживал по результатам переписи 1620-х годов. Еще одно принципиальное отличие норм Уложения - утверждение о том, что поиск беглых становится бессрочным. Права крестьян ограничивались - документ практически приравнял их к холопам. Хозяйство работника принадлежало господину.

Начало крепостного права - это ряд ограничений в передвижениях. Но оставались и нормы, которые защищали от своеволия землевладельца. Крестьянин мог пожаловаться или подать в суд, не мог быть лишен земли просто по решению господ.

В целом такие нормы закрепляли крепостное право. Годы ушли на то, чтобы завершить процесс оформления полной феодальной зависимости.

История крепостного права в России

После Соборного уложения появилось еще несколько документов, которые закрепляли зависимый статус крестьян. Окончательно прикрепляла к определенному месту жительства податная реформа 1718-1724 годов. Постепенно ограничения привели к оформлению рабского положения крестьян. В 1747 году помещики получили право продавать своего работника в рекруты, а еще через 13 лет - отправлять в ссылку в Сибирь.

Поначалу крестьянин имел возможность пожаловаться на землевладельца, но с 1767 года это было отменено. В 1783-м крепостное право распространилось на территорию Все законы, подтверждающие феодальную зависимость, защищали лишь права помещиков.

Любые документы, направленные на улучшение положения крестьян, фактически игнорировались. Павел I издал указ о но на самом деле работы длились 5-6 дней. С 1833 года помещики получили юридически закрепленное право распоряжаться личной жизнью крепостного.

Этапы крепостного права дают возможность проанализировать все вехи закрепления крестьянской зависимости.

Накануне реформы

Кризис крепостной системы начал давать о себе знать с конца XVIII века. Такое положение общества тормозило прогресс и развитие капиталистических отношений. Крепостное право стало стеной, которая отделяла Россию от цивилизованных стран Европы.

Интересно, что феодальная зависимость существовала не на всей территории страны. Крепостного права не было на Кавказе, Дальнем Востоке, в азиатских губерниях. В начале XIX века оно было отменено в Курляндии, Лифляндии. Александр I издал закон о Целью его было ослабить давление на крестьян.

Николай I сделал попытку создать комиссию, которая разработала бы документ, отменяющий крепостное право. Ликвидации такого рода зависимости препятствовали помещики. Император обязал землевладельцев при освобождении крестьянина давать ему землю, которую тот мог бы обрабатывать. Последствие этого закона известны - помещики перестали освобождать крепостных.

Полная отмена крепостного права на Руси будет осуществлена сыном Николая I - Александром II.

Причины аграрной реформы

Крепостничество тормозило развитие государства. Отмена крепостного права на Руси стала исторической необходимостью. В отличие от многих европейских стран, в России хуже развивалась промышленность и торговля. Виной тому было отсутствие мотивации и заинтересованности работников результатами своего труда. Крепостное право стало тормозом развития рыночных отношений и завершения промышленного переворота. Во многих странах Европы он успешно окончился еще в начале XIX века.

Помещичье хозяйство и феодальное построение отношений перестали быть эффективными - они изжили себя и не соответствовали историческим реалиям. Труд крепостных не оправдывал себя. Зависимое положение крестьян полностью лишало их прав и постепенно становилось катализатором бунта. Социальное недовольство нарастало. Была необходима реформа крепостного права. Решение вопроса требовало профессионального подхода.

Важным событием, последствием которого стала реформа 1861 года, является Крымская война, в которой Россия была разгромлена. Социальные проблемы и внешнеполитические неудачи указывали на непродуктивность внутренней и внешней политики государства.

Мнения о крепостном праве

Отношение к крепостному праву высказывали многие писатели, политики, путешественники, мыслители. Правдоподобные описания жизни крестьян подвергались цензуре. С начала существования крепостного права существовало несколько мнений на его счет. Выделим два главных, противоположных. Одни считали подобные отношения закономерными для монархического государственного строя. Крепостное право называли исторически обусловленным последствием патриархальных отношений, полезным для воспитания населения и острой необходимостью для полноценного и эффективного экономического развития. Вторая, противоположная первой, позиция говорит о феодальной зависимости как о аморальном явлении. Крепостное право, по мнению поклонников данной концепции, разрушает социальный и и хозяйство страны. Сторонниками второй позиции можно назвать А. Герцена, К. Аксакова. Публикация А. Савельева опровергает любые негативные стороны крепостного права. Автор пишет, что высказывания о бедствиях крестьян далеки от истины. Реформа 1861 года также вызвала неоднозначные отзывы.

Разработка проекта реформы

Впервые император Александр II заговорил о вероятности отмены крепостного права в 1856 году. Уже через год был созван комитет, который должен был заниматься разработкой проекта реформы. В его состав входило 11 человек. Комиссия пришла к выводу, что необходимо создавать специальные комитеты в каждой губернии. Они должны изучать ситуацию на местах и вносить свои поправки и рекомендации. В 1857 году этот проект был узаконен. Главная идея первоначального плана отмены крепостного права - ликвидация личной зависимости при сохранении прав помещиков на землю. Предусматривался переходной период для адаптации социума к проведенной реформе. Возможная отмена крепостного права на Руси вызвала непонимание в среде помещиков. В новообразованных комитетах также велась борьба вокруг условий проведения реформы. В 1858 году было принято решение ослабить давления на крестьян, а не отменить зависимость. Наиболее успешный проект разработал Я. Ростовцев. Программа предусматривала отмену личной зависимости, закрепление переходного периода, предоставление крестьянам земли. Консервативно настроенным политикам проект не понравился - они стремились ограничить права и размеры наделов крестьян. В 1860 году, после смерти Я. Ростовцева, разработкой программы занялся В. Панин.

Результаты нескольких лет работы комитетов послужили основой для отмены крепостного права. 1861 год в истории России стал знаковым во всех отношениях.

Провозглашение «Манифеста»

Проект аграрной реформы лег в основу «Манифеста об отмене крепостного права». Текст этого документа дополняли «Положения о крестьянах» - в них более подробно описывались все тонкости социальных и экономических перемен. Отмена крепостного права на Руси состоялась года. В этот день император подписал Манифест и обнародовал его.

Программа документа отменяла крепостное право. Годы непрогрессивных феодальных отношений остались в прошлом. По крайней мере, так думали многие.

Главные положения документа:

  • Крестьяне получали личную свободу, считались «временнообязанными».
  • Бывшие крепостные могли иметь имущество, право на самоуправление.
  • Крестьянам предоставлялась земля, но они должны были ее отработать и заплатить за нее. Очевидно, что бывшие крепостные не имели денег на выкуп, поэтому этот пункт формально переименовал личную зависимость.
  • Размеры земельных наделов определяли помещики.
  • Землевладельцы получили гарантию от государства на право выкупных операций. Таким образом, финансовые обязательства легли на крестьян.

Ниже вашему вниманию предлагается таблица «Крепостное право: отмена личной зависимости». Проанализируем положительные и отрицательные результаты реформы.

Положительное Отрицательное
Получение личных гражданских свобод Остались ограничения в перемещениях
Право свободно вступать в брак, торговать, подавать жалобы в суд, иметь собственность Отсутствие возможности выкупить землю фактически возвращала крестьянина в положение крепостного
Появление основ развития рыночных отношений Права помещиков ставились выше прав простолюдинов
Крестьяне не были готовы работать, не знали, как вступать в рыночные отношения. Как и помещики не знали, как жить без крепостных
Непомерно большая сумма выкупа земельного надела
Формирование сельской общины. Она не была прогрессивным фактором развития общества

1861 год в истории России стал годом перелома в социальных устоях. Феодальные отношения, которые закрепились в обществе, больше не могли приносить пользы. Но сама реформа была недостаточно продумана, поэтому имела множество негативных последствий.

Россия после реформы

Последствия крепостного права, такие как неготовность к капиталистическим отношениям и кризис для всех сословий, говорят о несвоевременности и непродуманности предложенных перемен. На реформу крестьяне отреагировали масштабными выступлениями. Восстания охватили множество губерний. В течение 1861 года было зафиксировано более 1000 бунтов.

Негативные последствия отмены крепостничества, которые в одинаковой мере коснулись и помещиков, и крестьян, отразились на экономическом состоянии не готовой к переменам России. Реформа ликвидировала сложившуюся многолетнюю систему общественных и экономических отношений, но не создала базу и не подсказала пути дальнейшего развития страны в новых условиях. Обнищавшее крестьянство теперь окончательно уничтожили и гнетом помещиков, и потребностями растущего класса буржуазии. Результатом стало торможение в капиталистическом развитии страны.

Реформа не освободила от крепостной зависимости крестьян, а только забрала у них последнюю возможность кормить семьи за счет помещиков, обязанных по закону содержать своих крепостных. Их наделы уменьшились по сравнению с дореформенными. Вместо оброка, который они отрабатывали у помещика, появились огромные платежи разного характера. У сельской общины фактически полностью забрали права на использование лесов, лугов и водоемов. Крестьяне по-прежнему были обособленным бесправным сословием. И все так же они рассматривались как существующие в особом правовом режиме.

Помещики же понесли много потерь потому, что реформа ограничила их экономический интерес. Монополия на крестьян ликвидировала возможность бесплатного использования последних для развития сельского хозяйства. Фактически помещиков заставили отдать крестьянам надельную землю в собственность. Реформа отличалась противоречивостью и непоследовательностью, отсутствием решения дальнейшего развития общества и взаимоотношений между бывшими рабами и помещиками. Но, в конечном счете, был открыт новый исторический период, который имел прогрессивное значение.

Крестьянская реформа имела большое значение для дальнейшего формирования и развития капиталистических отношений в России. Среди положительных результатов можно выделить следующее:

После освобождения крестьян появилась интенсивная тенденция в росте рынка рабочей непрофессиональной силы.

Бурное развитие промышленности и сельскохозяйственного предпринимательства сложилось благодаря предоставлению бывшим крепостным гражданских и имущественных прав. Сословные права дворянства на землю были ликвидированы, и появилась возможность торговать земельными наделами.

Реформа 1861-го стала спасением от финансовых крахов помещиков, так как государство взяло на себя огромные долги из крестьян.

Отмена крепостного права послужила предпосылкой для создания конституции, призванной обеспечивать людям их свободы, права и обязанности. Это стало главной целью на пути к переходу от абсолютной монархии к конституционной, то есть - к правовому государству, в котором граждане живут по действующим законам, и каждому дано право на надежную личную защиту.

Активное строительство новых фабрик и заводов привело к тому, что начал развиваться запоздалый технический прогресс.

Послереформенный период отличался усилением позиций буржуазии и экономическим обвальным ослаблением дворянского сословия, которое по-прежнему управляло государством и крепко удерживало власть, что способствовало медленному переходу к капиталистической форме хозяйствования.

В то же время отмечается возникновение пролетариата как отдельного класса. За отменой в России крепостного права последовали земская (1864), городская (1870), судебная (1864), которые были выгодны буржуазии. Целью этих законодательных перемен было перевести строй и административное управление в России в юридическое соответствие с новыми развивающимся социальными структурами, где миллионы освобожденных крестьян хотели получить право называться людьми.

Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Ф М Достоевский

На протяжении 15-17 веков в России сформировалось система крепостного права, которая определила положение крестьян в обществе империи на долгие годы вперед, вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. Этот процесс не связан с каким-то отдельным указам, а проходил в несколько этапов, затронув правление нескольких царей, включая первых из династии Романовых. Вообще становление крепостного права в России вестма любопытна тема, в которой много д.юопытных сторон. Но сегодня мы будем говорить о том, как именно происходило закрепощение крестьян.

Крестьянство в 10-14 веках

В Руси, а также во время ее распада крестьянство состояло из свободных (смерды) и зависимых крестьян. Свободных крестьян на Руси было больше всего. Они не владели собственностью, однако могли выступать арендаторами. За получение земли от феодала, крестьяне должны были отрабатывать. Форм отработки было несколько:

  • натуральный оброк (отдавали часть выращенного урожая)
  • денежный оброк (деньги от продажи выращенного товара).
  • Самой распространенной формой отработки была барщина - количество дней, которые нужно отработать на земле "барина".

Главной особенностью положения крестьян в этот период была личная свобода, то есть крестьяне самостоятельно могли выбирать боярина, у которого арендовали землю. В случае, если их не устраивали условия аренды, они могли поменять арендодателя, или просто уйти от него в поисках другого «хозяина». Фактически это было латентное становление крепостного права а России.

Становление крепостного права

Ключевые изменения происходили в Московском царстве на протяжении конца 14 - середины 17 веков путем принятия новых нормативных документов, которые ограничивали свободу крестьянства, постепенно ограничивая возможности для смены барина.

Судебник Ивана 3

В 1497 году правитель Московского царства Иван 3 утвердил новый Судебник. В нем было ограничено понятие «право перехода крестьян». Теперь крестьяне могли переходить к другому земельному собственнику только неделю до 26 ноября и неделю после этой даты.

Дело в том, что 26 ноября – это Юрьев день, или день Святого Георгия, и именно в это время завершались сельскохозяйственные работы, а значит, крестьянин после выполнения долга перед хозяином земли мог переходить к другому. Для того, чтобы уйти крестьянину нужно было заплатить «пожилое», то есть арендную плату. Главная причина, почему ввели ограничения на крестьянский переход только в вышеуказанное время, заключается в том, что бояре пытались обезопасить себя от возможного ущерба в случае неожиданного ухода крестьян, когда землю будет некому обрабатывать. А так, вне зависимости от условий, которые барин утвердил, нужно отрабатывать вплоть до 26 ноября.

Судебник Ивана 4

В 1550 году Иван Грозный принял новый Судебник. В нем сохранялось понятие «Юрьев дней» в отношении права перехода крестьян, однако существенно увеличивался размер «пожилого». Фактически ничего кординального в этом документе, что б отличало его от Судебника Ивана 3, не было. Но было еще большее ужесточение условий, поскольку выплачивать стоимость перехода могли себе позволить далеко не все крестьяне. Формально они еще оставались свбодными, но фактически многие из них уже попали в зависимость.

Указ "О заповедных летах"

В 1581 году Иван Грозный подписывает указ «О заповедных летах». Дело в том, что царем было принято решение в течении 1581-1590 годов проверить состояние хозяйства в некоторых районах России. Для этого Иван 4 запретил на момент проведения переписи и других проверок переход крестьян накануне и после Юрьева дня.

После окончания проверок право перехода должны были вернуть, однако, по мнению многих историков, Борис Годунов в 1592 году попытался утвердить запрет на переход. Однако его указ не сохранился (а возможно его и не было), однако известно, что право на переход к концу 16 столетия было полностью ограничено.

Указ "Об урочных летах"

Федор Иванович в 1597 году принял закон «Об урочных летах». В нем впервые в России вводилось право помещика искать беглого крестьянина. Урочные лета – это срок, в течение которого собственник земли может искать своих крестьян, то есть помещик мог подать через суд иск на поиск беглого крестьянина. По указу 1597 года этот срок составлял 5 лет.

Указ Василия Шуйского

Через 10 лет после введения понятия «урочные лета», царь Василий Шуйский принял новый указ, в котором срок поиска крестьян увеличивался до 15 лет. Однако, по мнению некоторых исследователей, из-за восстания Ивана Болотникова 1606-1607 этот срок вступил в силу только спустя несколько лет после его подавления.

В период царствования Михаила, первого царя из династии Романовых, срок поиска беглых крестьян все еще составлял 5 лет.

Соборное уложение

Царь Алексей Михайлович в 1649 году утвердил Соборное уложение. Одним из пунктов в этом нормативном акте было положение об «урочных летах», которые полностью отменялись. Помещик получал бессрочное право искать своих беглых крестьян. После этого становление крепостного права в России было полностью завершено.


Последствия закрепощения крестьян

Кроме этого документа, в течении 18-го начала 19 веков были приняты новые законы и положения, которые усложняли положение крепостного крестьянства, давая дополнительные права помещикам. Например, в период правления Петра помещики получили официальное право покупать и продавать своих крепостных. В годы правления Екатерины помещики получили право отправлять непокорных крестьян в Сибирь или на каторгу.

Справедливости ради стоит отметить, что крепостное право в Росиси окончательно сформировалось при Петре 1. Но все это было в более мягких и цивилизованных формах, чем крепостничество и феодализм, которые проходили в Европе. В любом случае крепостничество в России это прямое следствие Смуты, в ходе которой в стране царило беззаконие и борьбе боярских группировок за власть.

В ранней Руси подавляющее большинство крестьян — свободны. Точнее, большинство населения, поскольку с усилением центральной власти постепенно закрепощаются все сословия. Речь о Северо-Восточной Руси, Владимиро-Московской, ставшей Россией. Прикрепление крестьян, ограничивающее свободу передвижения, известно с 14 века. Примечательно: тогда же впервые упоминаются дворяне.

Дворянин (пока скорее сын боярский) получал за службу ограниченное количество земли. И, возможно, не слишком плодородной. Человек же, как говорится, ищет где лучше. В нередкие голодные годы крестьяне вполне могли перебраться на лучшие земли, например, к более крупному землевладельцу. К тому же в совсем голодные годы богатый помещик мог поддержать крестьян благодаря серьезным запасам. Больше и лучше земля — выше урожай. Можно приобрести еще земли, лучшего качества. Можно обзавестись лучшим сельхозинвентарем и посевным материалом.

Крупные землевладельцы и целенаправленно переманивали крестьян, и вроде бы просто захватывали и уводили к себе. И конечно, крестьяне сами привычно мигрировали. К тому же крупные землевладельцы часто, частично или полностью, освобождали вновь переселившихся от податей.

В общем, выгодней жить в крупной вотчине или на «черных» землях. А кормиться служилым дворянам нужно. И в основном закрепощение шло в их интересах.

Традиционно крестьянин и землевладелец заключали договор аренды. Вроде бы вначале арендатор мог отъехать в любое время, затем расчет и отъезд приурочивали к определенным дням. Традиционно — конец с/х года, осень: Покров, Юрьев день. В 15−16 в. правительство, идя навстречу дворянам, ограничило крестьянский переход неделей до и неделей после Юрьева Дня.

Вынужденное усиление «крепости» произошло при правлении Годунова (в царствование Федора Ивановича и собственно Бориса Годунова). Ряд неурожаев и массовый голод. Крестьяне бегут в поисках элементарного прокорма. Бегут прежде всего от небогатых помещиков.

Но по порядку.

1497 год — установление Юрьева дня как единственного срока перехода крестьян.

1581 — Указ о Заповедных летах, конкретные годы, в которые перехода нет даже в Юрьев день.

Начало 1590-х — повсеместная отмена Юрьева дня. Временная мера в связи с тяжелым положением.

1597 — урочные лета, 5-летний сыск беглых крестьян. Живет крестьянин на новом месте больше 5 лет — его оставляют. Видимо, обжился, трогать уже нецелесообразно…

Затем Смута, разорение — и снова необходимость обеспечить служилых дворян землей с работниками.

Поддержка дворян более чем нужна! Во-первых, это пока еще главная военная сила. Во-вторых, Романовы на царство избраны при активном участии дворянства. В-третьих, именно дворянство проявило себя в Смуту, в общем-то, самостоятельной силой. В-четвертых, в 17 веке еще собираются Земские Соборы.

Наконец, снова идет нормальный процесс становления самодержавия. Дворяне становятся главной опорой трона. А раз значимость дворянства растет — законы, касающиеся прикрепления крестьян, все больше ужесточаются.

1649 — Соборное уложение. Свод законов, оставшийся актуальным, как позже оказалось, на… 200 лет (декабристов судили в соответствии с Соборным уложением!). Отмена 5-летнего сыска; найденный крестьянин возвращается помещику, независимо от прошедшего с момента ухода времени. Крепостное состояние становится наследственным…

Переход от поместного ополчения к регулярным войскам не отменяет необходимости поместий. Постоянная армия — это дорого! На самом деле это и в Европе одна из главных причин медленного перехода к постоянным армиям. Содержать армию в мирное время дорого! Что наемную, что рекрутскую.

Дворяне активно идут и на гражданскую службу, тем более что административный аппарат разрастается.

Правительству выгодно, если офицеры и чиновники кормятся с поместий. Да, жалованье выплачивают — но нестабильно. Уже при Екатерине II почти официально разрешают кормления-взятки. Не по доброте или наивности, а из-за дефицита бюджета. Так что поместье — самый удобный для государства способ обеспечить дворян.

При Петре I крепостным запретили добровольно наниматься на военную службу, что освобождало от крепостного состояния.

При Анне Иоанновне — запрет уходить на промыслы и вступать в откупа и подряды без разрешения помещика.

При Елизавете крестьян исключают из присяги государю.

Время Екатерины II — апогей закрепощения. Оно же — «золотой век» дворянства. Все взаимосвязано! Дворяне освобождены от обязательной службы и стали привилегированным сословием. Так и жалованья они не получают!

За время правления Екатерины дворянам розданы земли и порядка 800 тыс. душ крепостных. Это мужские души! Множим, условно, на 4. Сколько вышло? То-то и оно, а правила она больше 30 лет… Не случайно в ее царствование произошло крупнейшее на Руси восстание, Пугачевское. Оно, кстати, ни разу не крестьянское — но крепостные в нем активно участвовали.

1765 — право дворян ссылать крепостных на каторгу. Без суда.

Все императоры после Екатерины II старались облегчить положение крестьян! А что отменили «крепостное право» лишь в 1862 — просто раньше это могло спровоцировать мощнейший социальный взрыв. Но отмена была подготовлена еще Николаем I. фактически все его правление шла работа над подготовкой, поиском возможностей и пр.

По порядку…

Павел I установил (скорее рекомендовал) 3-дневную барщину; запретил продавать дворовых и безземельных крестьян; запретил продажу крестьян без земли — то есть как рабов; запретил дробить семьи крепостных; снова разрешил крепостным жаловаться на помещиков!

Александр I издал указ о «вольных хлебопашцах», разрешающий помещикам освобождать крестьян. Мало кто им воспользовался — но это было самое начало! При нем началась разработка мер по освобождению от крепостной зависимости. Как обычно, этим занимался . Который, как обычно, был против — но отлично сделал работу. Предусматривался, в частности, выкуп крестьян казной — с 2 десятинами земли. Мало — но хоть что-то, для того времени и первого проекта это более чем серьезно!

Николай I видит главной опорой уже разночинцев, чиновничество. Он стремится избавиться от дворянского влияния на политику. И понимая, что освобождение крестьян взорвет общество, активно готовил освобождение на будущее. Да и актуальные меры были! Пусть и очень осторожные.

Крестьянский вопрос обсуждается с самого начала правления Николая I. Хотя в начале же официально заявлено, что в положении крестьян изменений не будет. Реально — более 100 указов касательно крестьян!

Помещикам рекомендовано законное и христианское обращение с крестьянами; запрет отдавать крепостных на заводы; ссылать в Сибирь; дробить семьи; проигрывать крестьян и платить ими долги… и прочее. Не говоря о разработке проектов освобождения.

Идет массовое обеднение дворян (разорение порядка 1/6 помещичьих семей!). Земля продается, закладывается. К правлению Александра II масса земель с людьми перешли к государству.

Освобождение потому и удалось!

И последнее. «Крепостного права» не было. То есть сам термин появился в 19 веке в ученых кругах. Не было «права» как некоего закона, указа, статьи. Был целый ряд мер на протяжении веков, постепенно прикреплявших крестьян к земле. Земля передавалась помещикам, те очень постепенно набирали силу… Единого же закона, «права» как такового не было!

Тем не менее крепостничество было, по сути, в апогее — на грани рабства. Так что много корректнее говорить не о праве, а о крепостном состоянии…



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация