Ухудшение здоровья и рост смертности

Главная / Суд

НЕ ПРОЙДЕТ И 25 ЛЕТ?

2012 г.

1990 г.

2012 г. в % к 1990 г.

Электроэнергия, млрд кВт-ч

Нефть добытая,

включая газовый конденсат, млн т

Газ горючий природный (естественный),

млрд куб. м

Мясо, включая субпродукты I категории, млн т

Колбасные изделия, млн т

Цельномолочная продукция

(в пересчете на молоко), млн т

Ткани х/б, млрд кв. м

Ткани шерстяные, млн кв. м

Ковры и ковровые изделия, млн кв. м

Трикотажные изделия, млн штук

Пальто, полупальто, млн шт.

Обувь, млн пар

Пиломатериалы, млн куб. м

Целлюлоза товарная, млн т

Бумага, млн т

Готовый прокат черных металлов, млн т

Турбины всех видов, млн кВт

Электродвигатели переменного тока, тыс. шт.

Краны мостовые электрические, шт.

Экскаваторы, шт.

Тракторы, тыс. шт.

Зерноуборочные комбайны, тыс. шт.

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Холодильники и морозильники бытовые, млн шт.

Машины стиральные, млн шт.

Троллейбусы, шт.

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Легковые автомобили, тыс. шт.

Автобусы, тыс. шт.

Мотоциклы, тыс. шт.

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

Самолеты гражданские, шт.

Использованы данные Федстата, ФТС и Минэкономразвития РФ

Комментарий главного редактора «ЭФГ»: Честно говоря, очень надоело каждый свой ежегодный комментарий (на моей памяти – вроде уже пятнадцатый) к итоговой таблице, характеризующей итоги развития промышленного производства за год, начинать словами: «К сожалению, и в этом году, спустя такой-то год капитализма, буржуазной России не удалось достичь уровня промышленного производства, достигнутого в 1990 году». Но что делать?Цифры говорят сами за себя. А цифры – очень, очень упрямая вещь. Стратегические собственники, расхватавшие общенародную и коллективную собственность, и эффективные менеджеры, из числа тех, кто успел раньше всех перебежать под знамена другого цвета, ну никак не могут осилить этот рубеж.

Учитывая склонность нашей нынешней власти к постоянным изменениям и манипуляциям с трудно уловимыми показателями, мы, как всегда, постарались сравнивать только сравнимые показатели.

В статистике наиболее надежный способ сравнения – сравнение натуральных, а не стоимостных показателей, хотя и этот способ не лишен недостатков.

Тем не менее, если в России в 2012 году произведено меньше электроэнергии (1064 млрд кВт-ч), чем двадцать два года назад (1082 кВт-ч), в 1990-м, при любой динамике ВВП это означает, что экономика сильно деградировала, ибо производство электроэнергии – это один из главных интегральных показателей, по которым оценивается уровень развития производительных сил страны.

Например, США в 1990 году произвели около 2800 миллиардов кВт-ч электроэнергии, а в 2012-м – 4800 миллиардов кВт-ч, то есть производство выросло на 68 процентов. При этом ВВП США вырос с 9,2 до 15 трлн долларов, то есть примерно на 63 процента (без учета инфляции). Китай в 1990 году произвел около 700 млрд кВт-ч электроэнергии, то есть много меньше, чем РФ, а в 2010 году – около 4800 млрд кВт-ч, то есть увеличил производство в 7 раз и догнал США.

Рост ВВП Китая за этот период составил в текущих ценах около 11 раз, а в сопоставимых – около 7 раз.

Иными словами, рост производства электроэнергии и рост ВВП очень жестко коррелируют и второе невозможно без первого. (К слову сказать, в России с 2000 года, когда было произведено 878 млрд кВт-ч, до 2012 года – 1064 млрд кВт-ч, рост производства электроэнергии составил всего 21,1 процента, или чуть менее двух процентов в год; так что рассказы об удвоении ВВП слушать, конечно, интересно, но в уме эту странную и удивительную особенность путинской России, где ВВП может бурно расти без соответствующего роста производства электроэнергии, нужно держать обязательно, дабы не обманываться самим и не давать обманывать себя другим.)

При этом мы сравнивали только ту номенклатуру, которая осталась неизменной и поэтому корректно-сравнимой как в 1990-м, так и в 2012 году.

Многие же важные высокотехнологичные показатели, как и прежде, блестяще отсутствуют.

Вряд ли нужно пояснять причину исчезновения статистики по этим номенклатурам, настолько она тривиальна. Путинская Россия их не производит, потому что производить не в состоянии – многие заводы физически уничтожены, некоторые перепрофилированы, оставшиеся дышат на ладан.

Исчезло из статистики производство фототехники и часов, по которым СССР был одним из мировых лидеров, входя в тройку-пятерку стран-производителей. Объемы производства в этих высокотехнологичных отраслях сегодня смехотворны. В 2012 году устройства фотографирования, видимо, в стране не производились, как не производились в ней и устройства связи, а часов было произведено никто не знает сколько, но всё же вряд ли более 0,5 миллиона штук.

Некоей отрадной ноткой можно считать возвращение в Россию производства мотоциклов. Но пока, увы, в лабораторных количествах – примерно 27 тысяч штук. Для сравнения: в 1990 году в РСФСР было произведено около 1,8 миллиона фотоаппаратов, около 60 миллионов часов и 765 тысяч мотоциклов.

Да, в России осуществляется сборка телевизоров на дочерних предприятиях транснациональных корпораций – около 5 млн штук в год. Основными производителями являются российские подразделения LG, Samsung, Philips, Rolsen и Vestel. Большая часть комплектующих, все конструкторские разработки и дизайн принадлежат ТНК. Кто хочет, может считать это производство российским.

Три отечественные до некоторой степени компании – «Полар», «Стандарт» и «Видеофон», помимо сборки LG и Philips, производят из непонятных комплектующих некоторое количество телевизоров под отечественными брендами «Рекорд» и «Ru bin », которое вряд ли превышает 3 процента (не более 200 тысяч штук) от нынешнего российского рынка. В РСФСР в 1990 году под российскими брендами «Рубин», «Темп», «Радуга», «Рекорд» и др. было собрано около 4,7 млн телевизоров, полностью являвшихся плодом отечественной инженерно-конструкторской разработки и из полностью отечественных комплектующих.

По многим показателям произошло изменение размерности, к примеру киловатты вместо штук или миллиарды рублей вместо тонн. Поэтому, дабы соблюсти статистическую и научную корректность, мы сравнивали только сравнимое.

Из 50 показателей, которые достаточно полно, всесторонне и нетенденциозно характеризуют состояние российской индустрии, только по 9 уровень 1990 года достигнут или перекрыт.

По 34 показателям объемы производства в 2012 году не достигают 90 процентов от уровня 1990 года, а по 23-м – не превышают 50 процентов уровня 1991 года.

Если говорить об уровне жизни, то для нас в «ЭФГ» базовым показателем является не рост доходов – показатель, которым пользуются троечники с экономических и юридических факультетов и политозабоченные проправительственные публицисты, а базовый коэффициент уровня жизни (БКЖ) – соотношение средней зарплаты и неизменного потребительского набора, с помощью которого можно корректно сравнивать уровни жизни не только разных периодов, но и в разных странах.

В РСФСР в 1990 году это соотношение равнялось 8,3 (средняя зарплата была равна 297 руб., а неизменный набор (в него входит определенное количество продуктов, оплата санитарно-гигиенической нормы жилья, транспортные услуги и лекарства) стоил около 35,8 руб.).

В 2012 году соотношение средней зарплаты (26690 руб.) и того же самого набора (6010 руб.) составляло примерно 4,4. Налицо падение уровня жизни почти в 2 раза.

Впрочем, если мы воспользуемся не среднеарифметической величиной зарплаты (еще один любимый показатель некомпетентных политиков или ангажированных аналитиков), а ее медианой (что намного более правильно в условиях сильного имущественного расслоения общества), то картина будет еще более разительной. Медиана – это такое значение величины заработной платы, зарплату ниже и выше которой получают равные количества россиян. В 2012 году медиана находилась где-то между 17 и 18 тысячами рублей. То есть из примерно 75 миллионов экономически активного населения РФ (в него не входят дети, пенсионеры и неработоспособные) примерно 37,5 миллиона человек получали заработную плату меньше 17,5 тысячи, а 37,5 миллиона человек – больше. При этом около 75 процентов россиян получали зарплату меньше средней. Такое сильное смещение между медианой и средней арифметической происходит из-за очень высоких зарплат и доходов примерно 15 процентов наиболее богатых россиян.

При переходе от среднеарифметической к медиане для РСФСР-1990 соотношение практически не изменится и будет равно 8, а вот для РФ-2012 надо будет соотнести медианную зарплату в 16–17 тысяч рублей всё с тем же набором (6010 рублей), и получим мы, увы, что соотношение это составляет примерно 3 раза.

В целом если российская промышленность сохранит нынешние темпы, не исключено, что года через три-четыре ей удастся приблизиться наконец к уровню 1990 года. То-то шуму будет…

По сравнению с 2011 годом рост реального сектора был весьма незначительным, а в основных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, машиностроении и химии, его практически и не было. Машиностроение топталось на месте – рост на 0,4 процента, в большинстве подотраслей химической промышленности и вовсе наблюдался небольшой спад.

Одним из очень немногих отрадных явлений стало заметное увеличение производства в гражданском авиапроме: с 13 самолетов в 2011 году до 18-ти в 2012-м. Достаточно серьезный рост производства имел место и в автомобильной промышленности (с 1,7 млн до 1,9 млн штук легковых автомобилей), но и здесь преимущественно за счет тех же самых ТНК, которые на своих мощностях в петербургском автомобильном кластере активно наращивают выпуск своих моделей.

При этом цена барреля нефти весь год простояла у отметок 110–115 долларов/баррель. Иными словами, пока конъюнктура более чем благоприятна для российской экономики. Надолго ли?

Алексей Петрович ПРОСКУРИН

С 1990 г. в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит:

1) радикальное изменение отношений собственности. Законом от 24 декабря 1990 г. Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик. С принятием Закона «О собственности в РСФСР» были реформированы отношения собственности на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.;

2) радикальное изменение производственных отношений. С введением Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.

Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

3) включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в коллективную собственность – совместную или долевую; установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т. п.;

4) создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья;* Госкомзем и Минсельхоз РФ обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства;** за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу;

*Ст. 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. (в ред. от 27 декабря) «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. № 1. Ст. 4.


**Пункт 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Там же. 1992. № 1. Ст. 53.

5) обеспечение свободного хозяйствования на земле. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством;

6) устранение монополистического давления на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений. Так, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* запрещено навязывать контрагенту кабальные условия до говоров на поставку сельхозпродукции; препятствовать доступу на рынок недобросовестной конкуренции. Предусматривались следующие виды ответственности: административная ответственность, уголовная ответственность и др.;

*Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Там же. 1991. № 16. Ст. 499.

7) введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель* и через арендную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот; установлением государственного ограничения арендной платы за землю устраняются возможности извлечения повышенных нетрудовых доходов за сдаваемую в аренду землю, стимулируется использование земли самими собственниками и т. п.;

*Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424 и последующие изменения.

8) придание приоритетного правового статуса сельскохозяйственному использованию земель.

Экономико-правовые методы обеспечения приоритетного положения АПК выразились в том, что с 1991 г. установлена система финансовой поддержки АПК путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР (ст. 13); на два года освобождаются предприятия несельскохозяйственной сферы от налогообложения той части прибыли, которая получается от выпуска продукции для АПК; строительство в городах и сельской местности и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с производством продукции сельского хозяйства и ее переработкой, разрешается только по согласованию с областной администрацией, а высвобождающиеся ресурсы и мощности строительных организаций направляются на развитие села (ст. 12) и др.

Социально-правовые методы приоритетного обеспечения АПК выражаются в создании условий для деурбанизации городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства. Так, специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в селе, устанавливаются повышенные (на 25%) оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками аналогичных городских специалистов (ст. 22); на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников АПК (ст. 24).

При проведении земельной реформы была осуществлена реорганизация большей части колхозов и совхозов (около 95%), в результате чего около 15 млн. работающих в этих хозяйствах получили земельные доли от 2 до 15 гектаров каждый. На базе колхозов и совхозов были созданы сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства и другие формы хозяйствования на земле. За это время возникло около 290 тыс. фермерских хозяйств с общей земельной площадью около 12 млн. га. В результате этой реорганизации большая часть земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности была передана в частную собственность, а также общую совместную или общую долевую собственность;

9) устранение несправедливости и неправомерности действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были принудительно изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы. Так, при коллективной совместной собственности земель колхозов и других сельхозпредприятий земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного хозяйства; при коллективно-долевой собственности доля не может быть более предельных участков, передаваемых в собственность; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.п. земельные участки предоставляются бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, либо в пределах норм, устанавливаемых областной администрацией.

Передача земельных участков для вышеуказанных целей производится за плату, если участки по своей площади превышают установленные нормы.

Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества реорганизуемых сельхозпредприятий, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается. Они могут получить землю в собственность на общих основаниях;

10) создание эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как «экологическая безопасность», «экологическая обстановка на территории», «благоприятная экологическая среда», «устойчивые природные ландшафты», «экологический правопорядок».*

*Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457 и др.

Имевшее место в отмененном земельном законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий,* осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

*Ст. 43,30 ЗК РСФСР. 1970.

Одновременно стимулируется деятельность землепользователей по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель экономико-правовыми и иными методами;

11) принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции, поскольку эта проблема обрела остроту в связи с неправильным использованием агрохимикатов в сельском хозяйстве. В частности, осуществляется стимулирование производства экологически чистой продукции, устанавливается финансовая и уголовная ответственность главы крестьянского двора за умышленную продажу экологически грязной продукции (ст. 24 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); в земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям, и др.;

12) разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений; реорганизация предприятий, деятельность которых может вызвать экологические последствия, затрагивающие интересы территории; введение экологических требований в сельском хозяйстве (ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды») и т. п.;

13) дополнение земельного законодательства новой категорией земель, не знакомой прежнему законодательству; земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения и др.;

14) усиление ответственности за нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушения земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям. Так, дополнительно к административным комиссиям право наложения штрафов предоставлено Государственному земельному комитету РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды.

Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

Период с 1990 года можно охарактеризовать также периодом бурного законотворчества; объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 г. первой (Общей) части нового ГК РФ, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений. Успешной реализации земельной реформы активно противостояли консервативные силы. Так, в августе 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота, вошедшая в историю России под названием «августовского путча».

Принятие новых законов проходило в союзном и российском парламентах в условиях острой борьбы между представителями прогрессивных и консервативных идей, и содержание принимаемых законов зачастую отражало компромисс между этими двумя взаимоисключающими течениями. Примером такого компромисса явилось, в частности, принятие Основ законодательства об аренде, которые, несмотря на несовершенство, способствовали созданию немалого количества арендных предприятий, выходящих из режима функционирования в условиях командной экономики.

Позиции представителей сторонников рыночной экономики постепенно укреплялись, и появился целый ряд законодательных актов, внесших перелом в формировании земельного законодательства: законы РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и другие, которые позволяли обеспечить действие Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 г., Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственности земельных долей и имущественных паев», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», Федеральный закон от 17 июня 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

С распадом в 1991 году Союза ССР открылся простор развитию земельного законодательства России, однако оно реализовывалось с пробуксовками, как и ушедшее в историю союзное законодательство. Так, положения ЗК 1991 г. в части наделения землей всех желающих граждан, несмотря на подгоняющие исполнение дела указы Президента РФ, а также постановления парламента (Верховного Совета РФ), торпедировались руководителями колхозов и совхозов, не желавших терять свое монопольное положение. Не помогало и действие антимонопольного закона (Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Нужен был радикальный правовой механизм, позволявший реформирование земельных отношений. Поэтому с принятием в несельскохозяйственной сфере Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» в сельскохозяйственной сфере реформирование земельных отношений путем приватизации земель стали решать такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и изданное во исполнение его постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов. Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с ЗК РФ. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности.

*ВСНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 1. Ст.53; см. также Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // САПП. 1992. № 1-2. Ст.9.

Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»* было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, а в социальной сфере – включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

*ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №14.Ст.761.; Там же. 1992. №11. Ст. 561.

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» для ускорения приватизации и дальнейшего совершенствования земельных отношений было предоставлено право гражданам и юридическим лицам* при приватизации государственных и муниципальных предприятий наряду с арендой земельных участков приобретать их в собственность. Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться им в собственность.

*Там же. 1992. № 25. Ст. 11561.

В этом указе впервые было предусмотрено право частной собственности на земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, а также право собственности юридических лиц на землю.

Указом Президента РФ «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности». Этим указом утверждён Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

Согласно Порядку продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г., покупателями земельных участков могут быть любые физические и юридические лица, включая иностранные, и лица без гражданства. Здесь содержится положение, противоречащее ЗК РФ, а именно, разрешалась продажа земли иностранным гражданам, а также Закону «О земельной реформе», который это также запрещал. Но это противоречие не было ни устранено, ни опротестовано Конституционным Судом РФ.

По существу, эта норма так и не нашла практического применения, так как во всем последующем законодательстве она не была подтверждена.

Подобное ограничение, введенное в самом начале реформирования земельных отношений, представляется мне совершенно обоснованным. Фактически оно предотвратило экспансию иностранного капитала в этой области. Ведь на Западе уже давно осознали всю ценность земли, вернее ее бесценность. И поэтому без этого запрета мы бы сейчас имели у себя огромное количество иностранных частных собственников, которые бы использовали нашу землю в своих интересах.

В целях совершенствования системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации ранее предоставленных участков Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»* рекомендует всем субъектам РФ в 3-месячный срок определить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

*ВСНД и Верховного Совета РФ. № 25. Ст. 1427(в ред. указов Правительства от 14 октября 1992 г. №1129, от 16 мая 1997 г. № 485).

Для успешного проведения приватизации государственных и муниципальных земель важное значение имеет государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 15 июня 1998 г.),* а также распоряжение Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 908-рз, Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994г.».*

*САПП РФ. 1994. № 8. Ст.924;

**СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

Подводя итог сказанному, следует определить общие условия приватизации земельных участков.

Приватизация земельных участков – передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами РФ. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи земельного участка в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.

Уменьшение земельных участков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, при их приватизации без согласия граждан запрещается.

Никто не может быть обязан приватизировать земельный участок и никому не может быть отказано в приватизации земельного участка, если территориальными планами использования земель и решениями уполномоченных органов допускается приватизация такого земельного участка в данном месте.

Земельный участок может быть приватизирован собственником (собственниками в долях) здания, строения или сооружения, находящихся на этом земельном участке. Не подлежат приватизации или продаже земельные участки, в отношении которых не имеется надлежаще оформленных документов о территориальных границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления). Продажа и передача в собственность земельного участка с находящимся на нем лесом не означает возникновения сразу (до соответствующего оформления) собственности на находящийся на земельном участке лес.

Не допускается продажа земельных участков, занятых муниципальным или государственным жилым фондом, подземными линейными сооружениями. Общая долевая собственность на усадебные, садовые, дачные, гаражные участки возникает при условиях, если жилой дом, садовый дом, дача, гараж находятся в общей долевой собственности. Не подлежат приватизации спорные земельные участки, в отношении которых ведется административное или судебное разбирательство до вступления в силу соответствующего решения.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в черте городских поселений, земельные участки собственнику недвижимости предоставляются в долгосрочную аренду.

Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, решение суда, постановление органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном участке, если земельный участок застроен; постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; план земельного участка; заявление всех собственников здания, строения или сооружения, находящихся на земельном участке.

Подготовка документов о передаче или продаже права собственности на земельный участок возлагается на соответствующие земельные комитеты совместно с органами градостроительства и жилищно-коммунальными.

В 1993 г. с принятием Конституции РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что позволило придать реформированию земельных отношений системный характер.

Стал использоваться прогрессивный опыт реорганизации сельского хозяйства и распространяться на не реформированные пока предприятия. В частности, этому способствовало принятие постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области». Делу реформирования стал придаваться долгосрочный, масштабный характер. Так, в 1996 г. была принята Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Введение в России частной собственности на землю и другие вещные права (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. ст. 209-217 ГК РФ) способствует формированию рынка земли, то есть земля все активнее включается в гражданский оборот. Это прежде всего относится к землям, предоставленным гражданам на праве частной собственности: под индивидуальное жилищное и дачное строительство, под гаражное строительство, садоводство, а в сельской местности приусадебные земельные участки.

Земельный рынок существует там, где имеется значительно широкий слой земельных собственников.

Итак, с начала 90-х гг. до 1993 г. в РФ начался процесс реформирования земельных отношений и переход от закрепления в исключительную государственную собственность к значительному перераспределению земли, передачи ее в негосударственные формы собственности. Была проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, в результате чего 11,8 млн. бывших работников колхозов и совхозов и других граждан получили 135 млн. гектаров сельскохозяйственных земель в собственность, или 63% всех сельскохозяйственных земель в стране.

43 млн. граждан имеют земельные участки для подсобного сельского хозяйства и в их собственности находится 8,3 млн. га.

Документы, удостоверяющие права граждан на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей достигает 600-700 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Земельная реформа в основном коснулась земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленно идет приватизация земель в городах, что не позволяет привлечь достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение земель в городах на основе требований рынка и развития городов.

Исключительно важное значение для дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного регулирования земельных ресурсов имеет утвержденная 26 июня 1999 г. Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 гг.».*

*СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

В России продолжается процесс закрепления земли в частную собственность граждан и юридических лиц (мы называли его также перераспределением земли). В настоящий момент делаются попытки упорядочить правовое регулирование этого процесса и привести положения различных нормативных актов в соответствие друг с другом. Так, 21 июля 1997 г. был издан Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который закрепил обязанность регистрировать права на недвижимое имущество (к которому в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся и земельные участки) и сделки с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ будет способствовать более успешному проведению и в конечном счете завершению земельной реформы в России.

Успешное завершение перераспределения земельной собственности станет залогом успешного проведения всей земельной реформы. Ведь собственники земли, по замыслу инициаторов реформы, будут должным образом заботиться о своей собственности, повышать плодородие земли и рационально использовать ее, что благоприятно скажется на состоянии экономики. Многочисленные собственники земли инициируют возникновение земельного рынка, в котором нуждается экономика. Но при этом не следует забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающемся в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения норм земельного и гражданского права в сфере регулирования земельных отношений.

Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов. Именно на это стоит обратить внимание соответствующим государственным органам. Хорошее исполнение законов – залог успеха реформ.

Подводя итог сказанному в данной главе, сделаем общие выводы:

1. Возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран: здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений, но крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие по сравнению с западноевропейскими и другими странами.

2. Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии осуществился в основном через две реформы – 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения позволило России достичь значительных успехов.

3. К 1917 г. Россия подошла с «пестрой» системой правового режима земель, в земельный фонд России входили государственные, удельные, кабинетские, частновладельческие и другие виды земель со своим специфическим режимом.

4. Опыт земельных реформ Временного правительства России в 1917 г. показал, что при проведении реформ нужна быстрота и решительность при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств. Медлительность с реформами стоила Временному правительству его существования, как и в 1991 г. организованный путч чуть не стоил существования демократическому правительству Российской Федерации.

5. Более чем семидесятилетний опыт показал, что уничтожение рыночных отношений, а главное, исключение земли из гражданского оборота не может привести к эффективности производства и подъему экономики до мирового уровня.

6. Рыночные регулируемые земельные отношения – одна из главных ценностей, выработанных цивилизованным человечеством, помогут вернуть Россию в лоно прогресса и подлинной демократии.

7. Уже на первом этапе земельной реформы страна получила законодательную базу, направленную на обеспечение этой реформы, и трудности по ее проведению в жизнь в основном имели субъективный характер (стереотип мышления людей, консерватизм отдельных групп населения и т. п.).

8. Правовое вмешательство в регулирование рыночных земельных от­ношений должно строиться с учетом механизма действия объективных законов природы и общества, игнорирование которых приводит к недо­стижению целей правового регулирования.

Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .Решение о созыве внеочередного А. С. было принято на заседании Свящ. Синода 28 дек. 1989 г. в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Зап. Украине в результате легализации деятельности Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. После того как 29 окт. 1989 г. униатами был насильственно занят львовский Преображенский собор, процесс захвата правосл. храмов греко-католиками и раскольниками на Зап. Украине принял массовый характер. Начало этому процессу положило создание Комитета защиты Украинской католической Церкви, благодаря усилиям к-рого УГКЦ был придан образ «Церкви-мученицы», пострадавшей от сталинских репрессий, тогда как правосл. Церковь, пострадавшая в несравненно большей степени, националистической пропагандой обвинялась в пособничестве советским властям и КГБ.

6 нояб. 1989 г. архиеп. Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну Павлу II , в к-ром потребовали остановить подстрекательство к погромам и захватам храмов. Однако после встречи 1 дек. 1989 г. Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва и папы УГКЦ получила законный статус и, используя националистические настроения в западноукр. областях, развернула настоящее гонение на Православие. Униатскую церковь на территории Украины в это время возглавлял ранее действовавший нелегально архиеп. Владимир (Стернюк). Используя экстремистские настроения среди греко-католиков, он требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 г. После того как в нач. 90-х гг. на выборах в местные советы в западноукр. областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили неограниченную поддержку со стороны властей.

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии.

После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.

В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

Во исполнение решения А. С. была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, УПЦ МП, Ватикан и греко-католич. Церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками вост. обряда в зап. областях Украины, к-рая в ходе заседаний 8-13 марта во Львове выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление греко-католич. Церкви на Украине, в к-ром говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, затем греко-католики вышли из состава комиссии. Умножились случаи захватов храмов, 10 апр. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ заявил протест против подобных действий.

По докладу Председателя ОВЦС архиеп. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , председателя Редакционной комиссии А. С., Собор принял «Положение о экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве 7-го разд. в «Устав об управлении Русской Православной Церкви» . Принятию Положения предшествовало образование Белорусского экзархата . В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата. Оба экзархата, согласно решению Собора, стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. В соответствии с Положением при экзархе, главе экзархата, должен быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Свящ. Синода РПЦ, в Положении была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое «Положение об экзархатах» призвано было, как надеялись отцы Собора, ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.

Прот. Владислав Цыпин, В. И. Петрушко

Основы ввели новшества -- пожизненное наследуемое владение землей и право аренды земли.

2. 22 ноября 1990г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 3.23 ноября 1990г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

4. 25 апреля 1991г принят новый Земельный кодекс. Новизна - установление судебного разрешения всех земельных споров.

5. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993г. о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы. Закрепилось право частной собственности на землю.

6. Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996г. Приняты меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение.

7. Период «указного» регулирования земельных отношений закончился с принятием в 2001г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Реформа - это преобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство. Цель реформы - улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов - улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом в государстве.

Цель земельной реформы как важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.

В 1990г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Начало реформы

Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.

В соответствии с законодательством земельная реформа -- это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

Переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);-- приватизация земель;

Децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю:

Частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная -- физических и юридических лиц);

Государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

Муниципальная;

Иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это -- право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды.

Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства.

На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:

Государственные;

Кооперативные;

Муниципальные;

Частные -- индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.

Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельных отношений.Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается федеральным законом.

Первые правовые акты земельной реформы

Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Реформа 90-х гг. ХХ в. тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы - “накормить Россию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду.

Достичь этого предполагалось посредством следующих мероприятий: приватизировать (раздать в частную собственность) землю и другие средства производства; преобразовать колхозы и совхозы в крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, кооперативы, товарищества, акционерные общества и др. Таким образом “разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти к рыночным отношениям и заменить государственное директивное планирование экономическим регулированием (говорили - “рынок расставит все по местам”). “Отцы” реформы и ее активисты считали, что как только крестьяне будут освобождены от принудительной государственной коллективной зависимости, они начнут свободно трудиться, и цели реформы будут быстро достигнуты. В средствах массовой информации муссировалась мысль, что предстоящая аграрная реформа - это третье и последнее раскрепощение крестьян (первое было в 1861 г., когда царь отменил личную зависимость - “крепость” - крестьян от помещиков; второе - в 1906 г., когда столыпинская реформа отменила зависимость крестьян от сельской общины: они освобождались от государственной зависимости).

Предвиделось следующее: едва в селах распространится частная собственность и соответствующие ей формы ведения хозяйства, как резко увеличится производительность труда; на земле наконец-то появится хозяин, он будет хозяйствовать рачительно, экономно расходовать средства, продукция его будет дешевле, чем была в колхозах и совхозах, и др. Нажим был на создание по образцу Европы и Америки фермерских хозяйств, расхожим стало выражение: “фермеры накормят Россию”. Основы ввели новшество -- пожизненное наследуемое владение землей . Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю -- право аренды земли . 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г ., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю . Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий землей. 10-летний мораторий на распоряжение. Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.

Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период

Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права на землю, как пожизненное наследуемое владение . К «достижениям» Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование Этим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский земельный строй. Частная собственность на землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: право пожизненного наследуемого владения и аренда . Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности на землю в какой-то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался развал Союза ССР.

Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

В 1990--1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это -- основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров . Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор -- о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы"". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

При выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

При переселении в другую местность;

При передаче в собственность по наследованию;

При внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.

Законодательный орган -- Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях -- для ведения:

Личного подсобного хозяйства;

Садоводства;

Дачного строительства;

Индивидуального жилищного строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля -- имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ. Она закрепила право частной собственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять полномочия Президента РФ, издал Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создало пробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельных отношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющие компетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственность и пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятия земельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.

Период «указного» регулирования земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Земельный кодекс 2001 года

28 сентября 2001 года Государственной Думой Российской Федерации принят новый Земельный кодекс, в котором страна нуждалась на протяжении десяти лет, начиная с земельной реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека , согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю , согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов , согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории , согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель , в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан , согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Политические события в стране конца 80-х годов привели к сокращениям, объединениям и ликвидации научно-исследовательских институтов страны, в том числе и в Вооруженных Силах. Стал вопрос о присоединении ГНИИ ВВС к 30-му НИИ, находящемуся в пос. Чкаловская Московской области, а на базе Ахтубинска оставить только испытательные полигоны. Однако командованию института и ВВС удалось отстоять существующую организацию, придав ей статус испытательного Центра. Директивой Главного штаба ВВС от 18 декабря 1990 года 8 ГНИИ ВВС переименован в 929 Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны СССР им. В.П. Чкалова, который, как и все Вооруженные Силы России в 90-е годы, вступил в тяжелую полосу выживания. Резкое сокращение финансирования, отказ от многих военных программ, а также распад СССР с потерей испытательной инфраструктуры в Казахстане и Украине крайне осложнили работу организации.

Ограничение в финансировании привело к тому, что уже в 1995 году износ аэродрома в Ахтубинске и его сооружений составлял – 64, транспорта – 44, а оборудования – 67 процентов. Объем научно-испытательных работ (НИР) сократился в среднем до 88 (из них шесть – летных), в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 НИР, а для сравнения в 1986 году 1320 НИР.

Начались массовые сокращения личного состава. Престиж службы в Вооруженных Силах упал до низкого уровня. По собственному желанию стали уходить со службы лётчики, инженеры. В период с 1990 года по 2013 год общая штатная численность ГЛИЦ уменьшилась в 2,3 раза, военнослужащих в 3,6 раза. Причем, на начальном этапе сокращали военнослужащих, имеющих право на пенсию, т.е. имеющих выслугу более 20 лет, а это были самые опытные испытатели.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация