Что общего между экологическим преступлением и правонарушением. Понятие и состав экологического правонарушения. Экологические проступки: понятие, общая характеристика

Главная / Общество

HART- Протокол

Унифицированный сигнал 4 - 20 мА для передачи аналоговых сигналов известен несколько десятков лет и широко используется при создании САУ ТП в различных отраслях промышленности. Достоинством данного стандарта является простота его реализации, использование его во множестве приборов, возможность помехоустойчивой передачи аналогового сигнала на относительно большие расстояния. Однако при создании нового поколения интеллектуальных приборов и датчиков потребовалось наряду с аналоговой информацией передавать и цифровые данные, соответствующие их новым расширенным возможностям.

С этой целью американской компанией Rosemount был разработан протокол HART (Highway Addressable Remote Transducer). HART-протокол основан на методе передачи данных с помощью частотной модуляции стандарта BELL 202 FSK, при этом цифровой сигнал накладывается на аналоговый токовый сигнал. Частотно-модулированный сигнал является двухполярным и при использовании соответствующей фильтрации не искажает основной аналоговый сигнал 4 - 20 мА.

Стандарт BELL 202 FSK - кодировка сигнала методом частотного сдвига для обмена данными на скорости 1200Бод. Сигнал накладывается на аналоговый измерительный сигнал 4 - 20мА. Поскольку среднее значение FSK сигнала равно 0, то он не влияет на аналоговый сигнал 4 - 20мА.

Схема взаимоотношения между узлами сети основана на принципе MasterSlave. В HART - сети может присутствовать до 2-х Master-узлов (обычно один). Второй Master, как правило, освобожден от поддержания циклов передачи и используется для организации связи, с какой либо системой контроля отображения данных. Стандартная топология - «звезда», но возможна и шинная топология. Для передачи данных по сети используются два режима:

Асинхронный: по схеме «Master - запрос/ Slave - ответ» (один цикл укладывается в 500мс);

Синхронный: пассивные узлы непрерывно передают свои данные мастер - узлу (время обновления данных в мастер - узле 250-300мс).

Рисунок 3.5 - Кодировка сигнала методом частотного сдвига

Основные параметры HART - протокола:

Длина полевой шины - 1,5км;

Скорость передачи данных - 1,2 Кб/с;

Число приборов на одной шине - до 16.

HART - протокол позволяет:

Проводить удаленную настройку датчиков на требуемый диапазон измерений через удаленную полевую шину;

Не подводить к датчикам отдельные линии электропитания и не иметь в них блоков питания (электропитание реализуется от блоков питания контроллеров через полевую шину);

Увеличить информационный поток между контроллером и приборами, при наличии самодиагностики в приборах передавать сообщения о неисправностях по полевой шине, а далее - оператору.

Протокол PROFIBUS

Задачи в области промышленной связи часто требуют разных решений. В одном случае необходим обмен сложными, длинными сообщениями со средней скоростью. В другом - требуется быстрый обмен короткими сообщениями с использованием упрощенного протокола обмена, например, с датчиками или исполнительными механизмами. В третьем случае необходима работа во взрыво- и пожароопасных условиях производства. PROFIBUS имеет эффективное решение для любого из этих случаев.

PROFIBUS - семейство промышленных сетей, обеспечивающее комплексное решение коммуникационных проблем предприятия. Под этим общим названием понимается совокупность трех различных, но совместимых протоколов: PROFIBUS-FMS, PROFIBUS-DP и PROFIBUS-PA.


Рисунок 3.6 - Характеристики протокола PROFIBUS

Протокол PROFIBUS-FMS появился первым и был предназначен для работы на так называемом цеховом уровне. Основное его назначение - передача больших объемов данных. Протокол PROFIBUS-DP применяется для высокоскоростного обмена данными между программируемым логическим контроллером и распределенными устройствами связи с объектом. Физическая среда передачи - экранированная витая пара стандарта RS-485.

Скорость обмена прямо зависит от длины сети и варьируется от 100 кбит/с на расстоянии 1200 м до 12 Мбит/с на дистанции до 100 м. Взаимодействие узлов в сети определяется моделью «Master-Slave» (ведущий-ведомый). Master последовательно опрашивает подключенные узлы и выдает управляющие команды в соответствии с заложенной в него технологической программой. Протокол обмена данными гарантирует определенное время цикла опроса в зависимости от скорости обмена и числа узлов сети, что позволяет применять PROFIBUS в системах реального времени.

PROFIBUS-PA - это сетевой интерфейс, физическая среда передачи данных которого соответствует стандарту IEC 61158-2, может применяться для построения сети, соединяющей исполнительные устройства, датчики и контроллеры, расположенные непосредственно во взрывоопасной зоне.

  • Доступ к функциям настройки и диагностики всех датчиков и устройств
  • Поддержка передачи нескольких измеряемых параметров от одного датчика
  • Статус полевых устройств в режиме On-line

Совместимость HART с аналоговыми датчиками

  • Передача параметров по аналоговой цепи и цифровой интерфейс через одну линию связи
  • Совместимость с существующим оборудованием 4-20 мА
  • По факту полностью открытый стандарт
  • Общие стандарты команд и структуры данных
  • Возможность передачи уникальных данных и максимальная совместимость, используя Device Description Language (DDL).

Доступность HART

  • Проверенная в полевых условиях технология с более чем 1,400,000 установленных устройств
  • Большой и постоянно растущий выбор совместимых продуктов
  • Используется большим количеством цифровых интеллектуальных устройств, чем для любого другого промышленного протокола.

Введение

HART – это протокол передачи данных между полевыми устройствами, широко известный промышленный стандарт, основанный на передачи цифровых данных по линии связи 4-20 мА между интеллектуальными приборами. Применение этой технологии широко распространено, и сегодня подавляющее большинство крупнейших производителей приборов предлагает продукты с поддержкой HART протокола.

HART протокол обеспечивает уникальную обратную совместимость для интеллектуальных приборов, совмещая аналоговые линии 4-20мА с цифровым интерфейсом передачи данных, передаваемых одновременно по тем же проводам. HART обеспечивает множество преимуществ цифровых полевых протоколов, дополняя доступность и распространенность существующих систем 4-20 мА.

В среднем, устройства с HART протоколом обеспечивают до 10 000 – 15 000 рублей экономии на монтаже и пуско-наладке и до 3 000 – 5 000 экономии в год на эксплуатации и обслуживании для каждого прибора.

Аналоговая + Цифровая связь

Уже много лет, полевым стандартом передачи данных в системах автоматизации является аналоговый токовый сигнал (мА). В большинстве случаев он представляет собой милиамперный сигнал в диапазоне от четырех до двадцати ампер, величина которого пропорционально соответствует измеряемой величине. Этот сигнал используется повсеместно на предприятиях всех стран мира.

Одновременная Аналоговая + Цифровая связь

Полевое протокол передачи данных HART расширяет границы стандарта 4-20 мА до возможностей организации интеллектуальных систем измерения и управления процессами. Разработка этого протокола стала важным шагом в эволюции средств автоматизации и расширения возможностей приборов. Технология, расширяющая возможности передачи данных, получила название HART, что означает “Highway Addressable Remote Transducer” (высокоскоростной адресный удаленный передатчик).

Рисунок 1 - HART использует метод частотного сдвига для передачи
цифрового сигнала на верхнем уровне 4-20 мА аналогового сигнала

HART протокол обеспечивает двухсторонний обмен данным с цифровыми устройствами без прерывания аналогового сигнала 4-20 мА. И аналоговый 4-20 мА и цифровой HART сигнал могут передаваться одновременно по одним и тем же проводам. Основной параметр и состояние линии связи передаются через стандарт 4-20 мА, в то время как дополнительные измеряемые параметры, данные о процессе, настройки прибора, калибровочные данные и диагностическая информация передаются через HART протокол по тем же проводам в то же время. В отличии от других «открытых» цифровых протоколов для промышленных приборов, HART совместим с существующими системами, что значительно упрощает его планомерное внедрение с минимальными затратами.

Технология HART

В основе HART протокола заложен стандарт частотного сдвига Bell 202 Frequency Shift Keying (FSK) - модуляция цифрового сигнала на нижнем уровне сигнала 4-20 мА. При этом модуляция FSK никак не влияет на сигнал 4-20 мА. Логическая единица соответствует частоте 1200 Гц, а логический ноль соответствует частоте 2200 Гц, как показано на рисунках 1 и 2.

HART FSK передача данных обеспечивает двухстороннюю цифровую связь и делает возможным передачу дополнительной информации от или к интеллектуальному полевому устройству, не влияя на передачу основного параметрам. HART передает данные со скоростью 1200 бит в секунду и позволяет главному в сети (master) получать два и более пакета данных в секунду от полевого устройства.

Рисунок 2 - Цифровой сигнал HART накладывается на
4-20 мА аналоговый сигнал

Гибкое применение

HART построен по принципу master/slave протокола, что означает, что полевое устройство (slave) передает данные только в ответ на запросы другого устройства (master). В HART сети могут отправлять запросы к полевым устройствам (slave) два мастера (primary и secondary). Secondary мастер, например, переносной коммуникатор, может подключаться практические в любой точке сети и работать с полевыми устройствами без влияния на работу устройств с Primary мастером. Как правило, Primary мастерами являются контроллеры и компьютеры, т.е. центральные устройства в АСУТП. Типичная схема работы с двумя мастерами представлена на рис. 3.

HART протокол может использоваться в различных режимах связи от или к интеллектуальных полевых устройств и к центральному пульту управления или контролирующего оборудования. Цифровая передача master/slave в сочетании с аналоговым сигналом 4-20 мА очень распространены. В этом режиме, в то время как основной параметр стабильно передает по аналоговой сети 4-20 мА для организации контроля и управления процессом, параллельно дважды в секунду обновляется информация по дополнительным параметрам.

Рисунок 3 - HART протокол позволяет 2 устройствам типа "master"
обмениваться информацией с полевыми устройствами типа "slave"

Пример применения

Возможности HART протокола демонстрируются на рисунке 4. Этот пример применения иллюстрирует возможности одновременной передачи данных 4-20 мА и HART данных по одним и тем же проводам.

В этом пример, HART совместимый преобразователь имеет встроенную функцию ПИД регулирования. Устройство сконфигурировано таким образом, что сигнал в цепи 4-20 мА пропорционален значению регулирования по ПИД алгоритму, рассчитанному непосредственно в устройстве (то есть из преобразователя выходит сигнал не измеряемой величины). Поскольку в цепи 4-20 мА подается сигнал ПИД управления, то он используется для прямого управления клапаном.

Сигнальная цепь организована непосредственно между полевыми устройствами: преобразователей (с ПИД регулированием) и управляющим клапаном. Функция управления клапаном реализована на базе традиционного сигнала 4-20 мА, в то время, как связь по цифровому протоколу HART позволяет оператору изменять параметры алгоритма ПИД регулирования, получать информацию о первичной измеряемой величине и положении клапана.

Рисунок 4 - Некоторые приборы со встроенными ПИД алгоритмами и с HART
сокращают затраты на реализацию систем управления процессом

Лучшее решение

HART протокол обеспечивает потребителей лучшими решениями автоматизации с возможностью постепенного или частичного внедрения интеллектуальных полевых устройств в существующую систему. На сегодняшний день, никакая другую технология не может быть сопоставима со спектром линейки продукции с поддержкой HART. Технология проста для применения, а HART совместимые продукты выпускаются всеми основными производителями средств измерений и управления процессами.

Сложно представить, что какой-либо другой протокол передачи данных может заменить HART как при модернизации существующего производства, так и при построении абсолютно новых производственных процессов. HART предлагает пользователям множество тех же преимуществ, что и другие полевые протоколы, но при это сочетает в себе совместимость и простоту существующих систем 4-20 мА. HART даёт экономию затрат за счет удаленной связи, разнообразную и достоверную информацию о процессе, диагностику полевых устройств и мощный многопараметрический обмен данными без замены существующих систем управления.

Выбор HART при подключении к существующим и вновь строящимся АСУТП основан на широких возможностях цифровой передачи данных и огромным накопленным опытом (более 5 000 000 установок по всему миру).

Для поддержки и развития протокола HART существует организация HART Communication Foundation, которая гарантирует, что технология будет на работать на Ваше благо и сегодня и завтра.

Протокол HART был разработан фирмой Rosemount в 1986 году для интеллектуальных приёмопередатчиков. По мере продолжения работ и расширения номенклатуры поддерживаемых устройств этот протокол в конце 1989 был сделан открытым, а немного позже была создана организация HART Users Group. Количество участников HART Users Group выросло от 18 компаний в 1990 до 79 в 1993. В 1993 была создана организация HART Communication Foundation (HCF) и компания Fisher Rosemount передала права владения протоколом этой организации.

HART Communication Foundation является официальным источником информации о HART технологии в промышленности и для своих членов по всему миру. Эта организация является некоммерческой корпорацией, специально организованной для координирования и поддержки применения HART технологии по всему миру. Основной задачей этой организации является демонстрация преимуществ и ценности этой важной технологии. Членство в организации открыто для всех поставщиков, конечных пользователей и других лиц, заинтересованных в использовании HART протокола. Организация поддерживает форум на CompuServe посвященный HART протоколу (GO HARTCF) и сервер World Wide Web, имеющий адрес http://www.ccsi.com/hart/.

В течение многих лет стандарт передачи данных предусматривал на полевом уровне оборудования для автоматизации процесса аналоговый токовый сигнал. Величина токового сигнал изменялась в пределах 4-20 mA пропорционально измеряемой переменной процесса. В обычном случае сигнал 4 mA соответствовал нижнему пределу измерений (0%) калибровочного диапазона, а сигнал 20 mA соответствовал верхнему пределу (100%) калибровочного диапазона. Если система калибровалась в диапазоне 0-100%, то средний аналоговый токовый сигнал 12 mA, соответствовал 50% диапазона. Практически все системы использовали этот международный стандарт для передачи значений переменных процесса в системах автоматизации.

По аналоговому каналу можно передавать ограниченное количество информации.

Интеллектуальные полевые устройства используя HART (Highway Addressable Remote Transducer) протокол, значительно улучшают эту ситуацию, поскольку цифровые данные при передаче накладываются на сигнал 4-20 mA, не взаимодействуя с этим сигналом.

Такое использование сигналов даёт два важных преимущества:

– существующая кабельная проводка и стратегии управления остаются неизменными;

– появляется возможность передачи больших объёмов дополнительных данных (обычно это номера тэгов (позиций), измеряемых параметров, данные о диапазоне измерений, информация о самом приборе и диагностика). Возможность передачи этих данных используется при монтаже, калибровке, техническом обслуживании и эксплуатации АСУТП. При этом достигается значительное снижение стоимости, улучшение координации и использования сети интеллектуальных устройств.

Протокол HART позволяет осуществлять двунаправленную передачу информации, таким образом, параметры приборов могут опрашиваться и регулироваться из любой точки на кабеле.

Протокол HART предусматривает и полностью цифровой режим, что позволяет многим приборам присоединяться параллельно на одну магистраль, что значительно сокращает материальные затраты на монтаж и наладку каналов связи.

Поскольку протокол HART поддерживается основными изготовителями средств автоматизации и практически гарантируется совместимость АСУ ТП различного назначения и интеграция с компьютерами и оборудованием верхних уровней.

Сегодня HART протокол даёт преимущества, которые связаны не только с совместимостью с существующими системами с токовым сигналом 4-20 mA, но и внедрением полностью цифровой технологии FIELDBUS.

Преимущества и принцип работы

Протокол HART использует стандарт "Частотной Манипуляции Bell 202", накладывая цифровой сигнал малой амплитуды (±0.5 mA) на аналоговый сигнал 4-20 mA, что показано на рис. 4.1.

В соответствии со стандартом Bell 202, цифровой сигнал преобразуется в две частоты - 1200 Гц и 2200 Гц, соответственно представляющие биты 1 и 0 (рис. 4.1).

Поскольку такой ЧМ сигнал имеет нулевое среднее значение и фаза сигнала непрерывна, то ЧМ сигнал на аналоговый сигнал 4-20 mA не оказывается никакого влияния.


Протокол HART, согласно стандарту Bell 202, обеспечивает передачу данных со скоростью 1200 бит/сек без прерывания сигнала 4-20 mA, что позволяет главному передатчику (мастеру) обновлять информацию о полевом устройстве более двух раз в секунду. На одну токовую петлю HART может подсоединяться два главных устройств. Основное устройство обычно является системой управления или ЭВМ, в то время как другое главное устройство может быть переносным коммуникатором или портативным компьютером.

Стандартный переносной терминал, называемый «HART Коммуникатор», способен единообразно осуществлять операции с полевыми устройствами. Другие сетевые функции можно осуществлять при помощи шлюзов.

Преимущества Hart protocol, состоят в том, что:

– по одной линии передается одновременно аналоговая и цифровая информация или, например, питание и цифровая информация;

– по цифровому каналу осуществляется двунаправленная передача;

– осуществляется взаимодействие одних полевых устройств с другими полевыми устройствами;

– возможно несколько ведущих устройств, среди которых могут быть либо Control system (управляющая система), либо Hendheld communicator (ручной коммуникатор);

– всегда выполняется параллельное объединение устройств в сети (multidropping или network);

– осуществляется передача информации с помощью модемов по телефонному или радиоканалу;

– могут быть использованы мультиплексные и селекторные режимы работы;

– выполняются унификация и совместимость со всеми Hart-устройствами;

– используется гибкий формат сообщений, позволяющий адаптировать сеть к включению устройств другого типа;

– в одном сообщении может передаваться до четырех значений переменных, а в целом поддерживается до 256 переменных, описывающих устройство.

– в том случае, если по линии передается питание, то число полевых устройств может быть не более пятнадцати.


Рис. 4.2. Стандарт передачи информации по модему Bell 202

Два режима работы датчиков, поддерживающих обмен данными по HART протоколу:

Режим передачи цифровой информации одновременно с аналоговым сигналом представлен на рис. 4.3. Обычно в этом режиме датчик работает в аналоговых АСУ ТП, а обмен по HART-протоколу осуществляется посредством HART коммуникатора или компьютера. При этом можно удаленно (расстояние до 3000 м) осуществлять полную настройку и конфигурирование датчика. Теперь оператору нет необходимости обходить все датчики на предприятии, он может их настроить непосредственно со своего рабочего места.



К одной паре проводов может быть подключено до 15 датчиков. Их количество определяется длиной и качеством линии, а так же мощностью блока питания датчиков. Все датчики в многоточечном режиме имеют свой уникальный адрес от 1 до 15, и обращение к каждому идет по соответствующему адресу. Коммуникатор или система управления определяет все датчики, подключенные к линии, и может работать с любым из них.

Обычно в аналоговой АСУТП присутствует множество интеллектуальных полевых приборов, работающих в режиме 4-20мА + HART. В этом случае удаленная настройка и конфигурирование датчиков при помощи HART-коммуникатора или HART-модема требует последовательного подключения коммуникационного устройства к каждой линии 4-20 мА, идущей от соответствующих приборов. Для решения поставленной задачи предлагается использовать HART-мультиплексор. При таком подходе приборы продолжают передавать измерительную информацию в систему по токовому выходу 4-20 мА, а их конфигурация может быть изменена с одного цифрового выхода управляющей системы. Связь мультиплексора с системой управления осуществляется по интерфейсу RS485 или RS232. При этом можно объединить в сеть около 500 приборов (например, 30 мультиплексоров соединенных по RS485, 16 каналов каждый). Структурная схема работы мультиплексора в аналоговой системе представлена на рисунке 4 (линии 2,3,..n).

Существует возможность построения с помощью мультиплексора цифровой системы сбора и визуализации информации. В этом случае каждый канал мультиплексора может опрашивать до 15 датчиков, подключенных к одной токовой петле. При таком подключении затраты на кабельную продукцию существенно снижаются (рисунок 4.5, линия 1).

4-20mA
НART
Линия n
Линия 3
Линия 2
Линия 1
Датчик 15
Датчик 2
Датчик 1
НART
НART
RS 485 / НART
ПК программа

НART
Главным преимуществом протокола HART является возможность передачи информации по выделенной арендованной телефонной линии Bell 3002 (американский стандарт). В этом случае полевому оборудованию необходим только локальный источник питания, а главное устройство может находиться на расстоянии многих километров. Особенностью телефонных линий является то, что не требуется дополнительных промежуточных усилителей. Все эти заботы о качестве сигнала берет на себя телефонная компания. Кроме того, компания в случае необходимости предоставляет устройство связи сигнала телефонной линии с токовой петлей HART. Подобный сервис возможен только в том случае, если передача ЧМ сигнала по телефонным линиям разрешена национальным стандартом. Национальные стандарты многих стран не допускают передачу сигналов Bell 202 по телефонным линиям.

На арендованной линии может "висеть" неограниченное число полевых устройств, поскольку все они запитываются от индивидуальных источников независимо от передачи сигнала. В случае наличия только одного источника питания для всех полевых устройств, их количество ограничивается и не должно превышать 15 штук.

Режим BURST

Существует «монопольный» режим передачи сообщений, когда одно подчиненное устройство в течение продолжительного интервала времени выдаёт стандартное ответное сообщение HART в широковещательном режиме. В этом режиме возможен более высокий темп обновления информации и обычно он используется в топологии точка-точка, которая часто используется на практике.

Структура протокола HART

Протокол HART соответствует сетевой модели OSI (Open Systems Interconnection), разработанной организацией ISO (International Organization for Standartization). Сетевая модель OSI определяет структуру и элементы систем передачи данных. Протокол HART использует сокращенную сетевую модель OSI, реализующую только уровни 1, 2 и 7 (см. рисунок 4.6)

Уровень 1 называется "Физическим Уровнем", и канал связи работает по принципу частотной манипуляции, основанном на стандарте передачи Bell 202:

– скорость передачи данных – 1200 бит/сек;

– частота, соответствующая логическому "0" – 2200 Гц;

– частота, соответствующая логической "1" – 1200 Гц.

Большинство существующих каналов связи подходит для этого вида цифровой передачи данных. Для коротких расстояний вполне подходит неэкранированная пара проводов сечением 0,2 мм 2 . Для больших расстояний (до 1500 м) используется экранированный жгут витых пар сечением 0,2 мм 2 . Дистанции до 3000м требуют применения экранированной витой пары сечением 0,5 мм 2 .

Уровень 2 , Уровень Соединений, устанавливает формат HART сообщений. HART протокол является протоколом вида главный/подчиненный, а это означает, что полевое (подчиненное) устройство передает информацию только по запросу главного устройства. Главное устройство передает конкретному полевому устройству (подчинённому) команду и возвращает ответ.

Структура этих сообщений представлена на рисунке 4.7. В многоточечном режиме в сообщении содержится вся информация о том, кто его передает и кто получает.

Операнд определенного размера требуется, чтобы полевое устройство выполнило инструкцию HART. Уровень 2 также повышает надежность передачи, использованием добавления байта контрольной суммы в конец сообщения. Это «продольная проверка» правильности передачи. Кроме этого, при передаче микросхема приемопередатчик НART добавляется по одному биту чётности/нечётности к каждому байту. Это «поперечная проверка» правильности передачи. Каждый отдельный символ передается в стандартном формате интерфейса RS-232:

– 1 стартовый бит;

– 8 бит данных;

– 1 бит контроля чётности/нечётности;

– 1 стоповый бит.

Уровень 7 , Уровень приложения, здесь интерпретируется набор команд. Главное устройство посылает сообщения с запросами определенных величин, реальных данных и любых других параметров имеющихся в устройстве. Полевое устройство интерпретирует эти команды в соответствии с HART протоколом. Ответное сообщение передаёт главному устройству информацию о статусе и значениях параметров полевого устройства.

Для максимально возможного повышения эффективности используются классы соответствия для главных устройств, и классы команд для подчиненных (полевых) устройств. Применяются шесть классов соответствия для главных устройств, как показано на рисунок 4.7. Для подчиненных устройств логическая, единообразная передача данных осуществляется при помощи следующих наборов команд:

Универсальные команды реализуют доступ к информации, которая необходима при нормальной работе устройства, такой как изготовитель прибора, модель, тэг, серийный номер, дескриптор, пределы измерений и переменные процесса. Универсальные команды реализованы во всех полевых устройствах.

Часто используемые команды обеспечивают доступ к функциям, которые могут выполняться несколькими полевыми устройствами. Набор этих команд образует библиотеку общих функций полевого устройства.

Специфические команды прибора обеспечивают доступ к функциям, уникальным для определенного устройства. Позволяет включить специальные возможности которые будут доступны всем пользователям.

Использование всех трёх типов команд предусматривается в любом полевом устройстве, включая все универсальные команды, некоторые часто используемые команды и некоторые специфические команды прибора.


Рис. 4.7. Структура сообщения HART

Структура сообщения HART обеспечивает высокую надежность информации.

Передача данных

Вид передачи данных:

Частотная манипуляция в соответствии со стандартом Bell 202. Стандарт регламентирует скорость передачи и частоты для битов информации "0" и "1".

Скорость передачи – 1200 бит/сек

Частота, соответствующая логическому "0" - 2200 Гц

Частота соответствующая логической "1" - 1200 Гц

Структура сигнала – 1 стартовый бит, 8 бит данных, 1 бит контроля чётности/ нечётности, 1 стоповый бит

Темп передачи для простых переменных – приблизительно 2-3 раз/сек (опрос/ответ), приблизительно 3-4 раз/сек (режим burst, неосновной)

Максимальное количество устройств в режиме шины – с единственным источником питания 15 штук.

Спецификация на количество переменных – м аксимальное количество переменных на одно полевое устройство – 256, максимальное количество переменных в одном сообщении – 4.

Максимальное количество главных устройств – два.

Целостность информации. На физическом уровне вероятность сбоя бита 10 -5 , на уровне соединений выполняется распознавание всех групп до трех пораженных бит, с высокой степенью вероятности более длинные группы и множественные группы, на уровне приложения коммуникационный статус передается в ответном сообщении полевого устройства. Он состоит из двух байтов закодированных побитно. По первому байту выявляются ошибки при передаче, если таковые имеются. Второй байт статуса показывает рабочее состояние полевого устройства (т.е. изменения в конфигурации, фиксация выходного тока, насыщение аналогового выхода, неправильная работа устройства и т. д.).

Требования к аппаратному обеспечению. Тип соединения и ограничения по длине приведён на рисунке (странно, это ведь таблица) 4.8.

Рис. 4.8. Аппаратные ограничения

Максимально возможная длина линии связи для определенного приложения рассчитывается по следующей формуле:

,

где: L – длина в метрах; R – сопротивление в омах, нагрузка с включением внутреннего сопротивления барьера/ изолятора; C – погонная ёмкость линии в пФ/м; C f – максимальная внутренняя ёмкость для «Интеллектуальных полевых устройств» (в пФ).

Рассмотрим пример приемопередатчика датчика давления, системы управления с простой экранированной парой, имеющей параметры:

R = 250 Ом, С = 150 пФ/м, C f = 5000 пФ.

По этим данным

Применение барьеров безопасности вносит дополнительное ограничение на максимальную длину линии. Для детального изучения пригодности соединения для передачи информации следует обращаться к нормативному документу по HART протоколу в части, содержащей описание физического уровня.

HART протокол является промежуточным звеном при переходе от аналоговых устройств 4-20 мA к полностью цифровой технологии FIELDBUS.

5. Протокол передачи данных PROFIBUS

В оборудовании, используемом в области автоматизации технологических процессов, таком как датчики, исполнительные механизмы, передаточные устройства, приводы и программируемые логические контроллеры, все большее применение находит цифровая микроэлектроника. Для связи этих цифровых устройств промышленного назначения с более высокоуровневыми компонентами автоматизации все чаще применяются бит-последовательные промышленные шины (bit serial Fieldbus). В настоящее время в области шин промышленного назначения (Fieldbus) используются разнообразные сети частного применения. Зачастую это приводит к изолированным несовместимым решениям

Необходимость в открытой, независимой от поставщика системе связи привела к разработке и стандартизации PROFIBUS.

  • 13. Понятие и виды экологических прав граждан.
  • 14. Система государственного экологического управления.
  • 15. Функции государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
  • 16. Понятие и виды экспертиз в сфере охраны окружающей среды и безопасной жизнедеятельности.
  • 17. Задачи и функции органов местного самоуправления в сфере взаимодействия общества и природы.
  • 18. Экологические обязанности граждан рф: понятие, виды.
  • 19. Принципы охраны окружающей среды, их отражение в праве.
  • 20. Идеологический механизм охраны окружающей среды: понятие, структура.
  • 21. Законодательство об охране окружающей среды в системе законодательства рф.
  • 22. Конституционные основы экологического права.
  • 23. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды: понятие, структура.
  • 27. Природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: понятие, виды.
  • 28. Особо охраняемые природные территории: понятие, классификация, общий правовой режим.
  • 29. Государственные природные заповедники и национальные парки: правовой режим.
  • 30. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады: правовой режим.
  • 31. Лечебно-оздоровительные местности и курорты: правовой режим.
  • 32. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды: понятие, структура.
  • 33. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 34. Экологические льготы и освобождения.
  • 36. Экологическое страхование: понятие, правовой режим.
  • 37. Экологический аудит: понятие, правовой режим.
  • 38. Правовые основы экологического контроля.
  • 39. Экологический мониторинг: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 40. Государственный учет в области охраны окружающей среды.
  • 41. Правовые средства охраны атмосферного воздуха.
  • 42. Экологическая экспертиза: понятие, объекты, юридическое значение.
  • 43. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.
  • 44. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.
  • 45. Техническое регулирование качества продукции: технические регламенты, стандартизация, сертификация.
  • 46. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду.
  • 47. Элементы окружающей среды: функции, виды.
  • 48. Законодательство о природных ресурсах в системе законодательства рф.
  • 49. Права на природные ресурсы: виды, основания возникновения и прекращения.
  • 50. Природопользование: понятие, виды.
  • 51. Принципы природопользования, их отражение в праве.
  • 52. Права и обязанности природопользователей по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
  • 53. Лицензия и договор на природопользование как основания возникновения права специального природопользования.
  • 54. Лимиты на природопользование: понятие, основные задачи, виды.
  • 55. Учет природных ресурсов: понятие, принципы, структура, юридическое значение.
  • 56. Платежи за природопользование: виды, назначение.
  • 58. Земли, земельные участки, части земельных участков: понятие, виды.
  • 60. Право собственности на земельные участки.
  • Глава 3 зк «Собственность на землю»
  • 61. Право пользования земельными участками.
  • 62. Правовой режим учета земель.
  • 63. Формы платы за землю.
  • 65. Недра, части и участки недр: понятие, виды.
  • 67. Права на участки недр: понятие, виды.
  • 68. Основания приобретения права пользования участками недр.
  • 69. Правовой режим учета в сфере недропользования.
  • 70. Система платежей при пользовании недрами.
  • 72. Воды и водные объекты: понятие, виды.
  • Глава 6. Охрана водных объектов
  • 74. Право собственности на водные объекты.
  • 75. Основания возникновения права водопользования.
  • 76. Правовой режим учета вод.
  • 77. Платежи за пользование водными объектами.
  • Глава 25.2 нк «Водный налог»
  • 79. Объекты лесных отношений: лес, лесной участок, лесной фонд.
  • Глава 3. Охрана и защита лесов
  • 81. Права на лесные участки.
  • 82. Основания возникновения права лесопользования.
  • 83. Правовой режим учета лесов.
  • 84. Платежи за пользование лесными участками.
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
  • Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
  • 86. Животный мир и объекты животного мира: понятие, виды.
  • Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания
  • 88. Право собственности на объекты животного мира.
  • 89. Право пользования животным миром.
  • Глава V. Пользование животным миром
  • 90. Лицензирование пользования животным миром.
  • 91. Правовой режим учета объектов животного мира.
  • 92. Платежи за пользование животным миром.
  • 93. Экологические правонарушения: понятие, виды.
  • 94. Экологические преступления: понятие, общая характеристика.
  • 95. Экологические проступки: понятие, общая характеристика.
  • 96. Правовое регулирование возмещения экологического вреда.
  • 98. Международно-правовая охрана морской и водной среды.
  • 99. Международно-правовая охрана биологического разнообразия.
  • 100. Международно-правовая охрана атмосферы.
  • 101. Международные организации как субъекты международного права окружающей среды.
  • 95. Экологические проступки: понятие, общая характеристика.

    Экологические проступки - менее общественно опасные деяния по сравнению с экологическими преступлениями, за них предусмотрена дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность.

    Дисциплинарная ответственность

    Дисциплинарную ответственность, согласно ст. 82 Закона “ Об охране окружающей природной Среды” несут работники предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной Среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений и установок, а также за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.

    Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами РФ и ее субъектов, трудовыми соглашениями, уставами и положениями о предприятиях, учреждениях и организациях. Так, в договорах о труде, условия ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются не действительными.

    Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

    Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:

    1. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей.

    2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администраций предприятия, на котором работает правонарушитель или членом кооператива которого он является.

    При этом не имеют право наказывать правонарушителя:

    Руководители подразделений предприятия;

    Главные специалисты и другие должностные лица, не относящиеся к числу администрации.

    3.Отличительной особенностью дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения является то, что в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков, как это имеет место в КоАП РСФСФ и УК РФ.

    4. Дисциплинарная эколого-правовая ответственность может быть заменена общественной ответственностью, которая не может применяться одновременно с дисциплинарной (ст.138 КЗоТ РСФСР).

    5.Для дисциплинарной ответственности характерна упрощенная процедура, т.к. закон не устанавливает таких обязательных форм документов, как протоколы, составляемые с участием понятых, вещественные и иные доказательства, без которых не может быть вынесено решение о наказании в административном и уголовном порядке. Для привлечения к дисциплинарной ответственности достаточно для доказательства истребование письменных объяснений от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела (ст.136 КЗоТ РСФСР).

    Таким образом, дисциплинарная эколого-правовая ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

    Материальная ответственность

    Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержится в ст. 83 Закона” Об охране окружающей природной Среды”. Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по ее вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии со ст.119 КЗоТ РСФСР причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложено полная материальная ответственность.

    При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, не полученные доходы не учитываются.

    Материальная ответственность имеет следующие отличительные особенности:

    1. Материальная ответственность может наступить за причинение ущерба без нарушения какого - либо закона. Например, владельцы транспортных средств несут материальную ответственность и за невиновные действия, причинившие вред животному миру, если не докажут, что причинение вреда произошло вследствие действия непреодолимой силы.

    2. Состав проступка, за который виновные лица несут материальную ответственность, всегда имеет материальный характер, т.е. если в результате нарушения не нанесен ущерб природе, то привлечение к материальной ответственности недопустимо. Так, материальная ответственность может наступить по общему правилу при наличии обязательных условий:

    а) противоправности поведения нарушителя. Например, несоблюдение предельно допустимых выбросов вредных веществ, непринятие обязательных природоохранных мер, самовольное использование природного объекта.

    б) наличие ущерба природной среде, который может носить разнообразный характер: повреждение природного объекта; расходы по восстановлению нарушенного природного объекта (рыборазведение) ; убытки в хозяйственной деятельности из-за экологических нарушений.

    в) причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением, предполагающей непосредственную связь этих явлений. Например, нельзя признать находящиеся в причинной связи опыление полей агрохимическими и гибель рыбы в реке на границе с этим полем, пока не будет установлена истинная причина гибели. Если анализ исследования погибшей рыбы покажет, что она погибла из-за болезни, а не от отравления агрохимикатами, то организация, на поле которого производилось агрохимопыление, не несет материальную ответственность перед государством за гибель рыбы.

    г) виновности нарушителей в совершении эколого-правового нарушения. Материальная ответственность наступает для нарушителя, как правило, при любой форме вины. В некоторых случаях при умышленной форме вины материальная ответственность повышается по сравнению с неосторожной формой. Так, если ущерб природе причинен при исполнении трудовых обязанностей вследствие небрежности работника, то виновный подвергается ограниченной материальной ответственности в пределах до одного среднемесячного заработка; если ущерб причинен умышленно, то наступает полная материальная ответственность (ст.ст.119,121 КЗоТ РСФСР).

    Безвиновная ответственность наступает лишь в определенных Законом случаях, в этом случае закон освобождает от материальной ответственности, если вред наступил в результате непреодолимой силы1 .

    3. В силу особенностей объектов, которым причиняется вред и различного статуса субъектов - причинителей вреда материальная ответственность имеет множество видов, которые в свою очередь можно подразделить на подвиды:

    а) в зависимости от того, при исполнении служебных обязанностей или вне их причинен ущерб, материальную ответственность можно подразделить натрудовую и гражданско-правовую.

    б) как гражданско-правовая, так и трудовая ответственность имеют ряд разновидностей.

    Так, гражданско-правовую ответственность можно подразделить на общую, таксовую и смешанную.

    К общей ответственности виновные лица привлекаются в порядке ст. 41 ГПК РСФСР, ст.1064 ГК РФ.

    К таксовой на основе специальных такс(условные единицы исчисления ущерба, причиненного природным объектам), к смешанной -когда сочетается общегражданская ответственность с таксовой. Например, при исчислении ущерба, причиненного повреждением лесу, химическими веществами и производственными отходами, принимается стоимость товарной древесины, лесовосстановительных работ, а также таксовая оценка уничтожения животных.

    4. Различные виды материальной ответственности имеют и различные сроки и способы взыскания причиненного материального ущерба с виновных лиц. Если, например, для взыскания ущерба, причиненного природе, в пределах до одного среднемесячного заработка виновного необходим приказ администрации, изданный не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и применяемый к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом к работнику(ст. 122 КЗоТ РСФСР), то полная материальная ответственность в общегражданском порядке может быть применена в течении 3 лет со дня обнаружения ущерба и по решению суда, если виновный не возместит ущерб добровольно.

    Таким образом, материальная эколого-правовая ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной Среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба гражданам и организациям.

    Административная ответственность

    Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).

    Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст.84 Закона “ Об охране окружающей природной Среды”, в отраслевом природноресурсном законодательстве и в Кодексе об административных правонарушениях, где они группируются в главе “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной Среды, памятников истории и культуры”.

    За совершение экологических административных правонарушений могут применяться:

    предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специального права(охоты, рыболовства, управление транспортными средствами), возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

    Ст.84 Закона” Об охране окружающей природной Среды” также устанавливает размеры штрафов. Так, п.3 ст.84 указанного Закона предусматривает, что “ штраф за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной Среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекцией профсоюзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

    Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие, которые заключают в себе основную карательную и воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных административных взысканий.

    Другие взыскания перечисленные выше, могут применяться только в качестве основных.

    По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида взыскания - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых мим функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то законом об охране окружающей природной Среды устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от 3-кратного до 20-ти кратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.

    За административные правонарушения, предусмотренные в ст. 84 Закона “ Об охране окружающей природной Среды”, граждане подвергаются штрафу от однократного до 10-ти кратного размера минимальной заработной платы.

    Таким образом, административная эколого-правовая ответственность применяется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за эколого-правовые нарушения, предусмотренные действующим законодательством в соответствии с установленным процессуальным порядком.

    Если же сказать об эффективности административной ответственности в области охраны окружающей Среды, то практика показывает, что на эффективность данной ответственности влияют:

    Недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях(более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП 2-хмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении- 2 месяца со дня обнаружения);

    Необеспечение реальности исполнения постановлений(по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой не исполняется);

    Отсутствие стабильности и последовательности административной карательной практики(вследствие малозначительности штрафов - главного средства административного воздействия - координация этой деятельности в масштабе страны не осуществлялась должным образом: наблюдается шараханье в правоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных регионах и даже в пределах территории субъекта РФ);

    Слабое знание субъектами права законодательства об административных правонарушениях (нарушение 15 - дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

    Низкий авторитет применительных органов(недостаточное число добровольного исполнения постановлений, уклонение от исполнения). При определении эффективности административной ответственности в области охраны окружающей Среды целесообразно выяснить 2 вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

    Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок и выявленных правонарушений по годам и различным субъектам РФ свидетельствует о значимости разрыва в большинстве случаев между проверками, выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой латентности(неизвестности, невыявленности) правонарушений.

    Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) могбыть причинен существенный экологический вред.Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

    С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

    В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

    Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда 1 . Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

    Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

    В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.Дляобъективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

    а) противоправность поведения;

    б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

    в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

    Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

    Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

    Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

    · как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

    · как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

    · как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

    Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

    Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

    · противоправность поведения;

    · причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

    · причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

    Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

    Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

    Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

    Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

    В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

    Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

    Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

    Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

    · стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

    · компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

    · превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

    Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

    Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

    Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

    Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.


    Похожая информация.




    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация