Понятие и система источников конституционного права российской федерации. Список использованной литературы. Источники конституционного права Российской Федерации

Главная / Налоги

В юридической науке понятие «система источников права» соотносится с понятием «система законодательства» как целое и часть, ибо система законодательства включает в себя только нормативно-правовые акты, а система источников права объединяет все действующие формы права, признаваемые государством. Данные термины во многом схожи. Так, из понятия «система законодательства», что подразумевает под собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, можно вывести определение понятия «система источников конституционного права России».

Система источников конституционного права России - это объединение по содержательному признаку конституционно-правовых актов в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Или, если говорить проще, - это совокупность принятых (одобренных, санкционированных) государством конституционно-правовых актов и их согласованное взаимодействие. Система источников конституционного права строится на принципах иерархичности и согласованности конституционно-правовых норм и служит, впрочем, как и система законодательства, в первую очередь для дальнейшего развития и систематизации нормативно-правовой базы.

И если с понятием «система источников конституционного права» все более или менее ясно, то к содержанию данного термина имеются различные подходы в научном мире юриспруденции. О.Е. Кутафин полагает, что источники конституционного права России образуют замкнутую систему, включающую только официально (юридически) признанные формы права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Федерации. Причем, как подчеркивает автор, в эту систему могут входить лишь действующие нормативно-правовые акты.

Кроме того, академик О.Е. Кутафин делает упор на то, что в условиях множественности и большого разнообразия источников конституционного права не должно страдать единство государственного руководства. Речь идет о том, что источники данной отрасли (а по мнению В.А. Кикотя, конституционное право - это не отрасль (не ветвь), а ствол российского права. - Прим. авт.) не должны противоречить друг другу. О.Е. Кутафин пишет о некоем единстве системы нормативных актов, являющихся источниками конституционного права. Такое единство обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих государственных органов и подчинением актов нижестоящих органов актам вышестоящих. Речь идет об определенной иерархии нормативно-правовых актов, которая призвана устранить возможные коллизии как между актами, так и между органами государства. Думается, что данная иерархия является "зеркальным отражением" иерархии самих государственных органов, и только конституционное право своими правилами устраняет возможную коллизию между актами, издаваемыми этими органами. В этом и заключается особенность и определенная возвышенность (преимущество) конституционного права перед иными отраслями российского права.

Как пишет О.Е. Кутафин: «Система источников конституционного права является системой органической». Из этого справедливого утверждения следует, что иерархическая структура является определенным выражением разности юридической силы отдельных видов источников конституционного права и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права в органически цельной системе. Кроме того, в этой системе существует взаимозависимость источников. К примеру, при принятии новой конституции необходим пересмотр всей совокупности производных от нее актов или частичное обновление таковых.

Источники конституционного права России можно систематизировать по юридической силе. В соответствии с данным критерием выделяются законы и подзаконные акты, формирующие в результате своей взаимосвязи и взаимодействия систему законодательства (своеобразную иерархию нормативных источников конституционного права). Но здесь стоит заметить, что данная иерархия не означает существования разной степени обязательности вышеуказанных актов. Обязательность, как пишет В.Ф. Коток, есть абсолютное качество любого законного акта, и она не имеет разных степеней. Не согласиться с этим трудно. Следовательно, исходя из общего представления об иерархии как принципе организации многоуровневых систем конституционного права, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке «от высшего к низшему», применительно к данным формам конституционного права можно отметить следующее:

Юридическая сила каждого вида источников конституционного права зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший тот или иной акт, то есть, иными словами, - иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов;

Акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать Конституции РФ;

Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности вышестоящий орган, за исключением определенных законом случаев, не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоящих органов власти;

Наиболее важные общественные отношения, которые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом. Здесь прежде всего имеется в виду такой системообразующий принцип, как верховенство закона. Это один из важнейших принципов существования и развития системы источников конституционного права;

Акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только органами, их издавшими, или вышестоящими органами.

С систематизацией источников конституционного права России по критерию юридической силы актов согласны многие ученые. Это общепринятый в юридической научной литературе подход. Однако существуют и иные основания систематизации источников права.

Учитывая огромные размеры страны и федеративность нашего государства, используется систематизация источников по территориальному признаку. Тот или иной акт распространяет свое действие на территорию того субъекта, органами власти которого он издан. Этот, наиболее удачный, на наш взгляд, подход к систематизации источников конституционного права впервые выдвинул академик О.Е. Кутафин. С его точки зрения все источники конституционного права России необходимо разделять на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан России, проживающих за границей. Теория систематизации источников конституционного права по территориальному признаку наиболее удобна в связи с тем, что структура построения нашего государства вполне ясна и представляет собой трехуровневую систему: Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Исходя из этой триады, можно с точностью определить уровень того или иного акта и, соответственно, его место в иерархии источников конституционного права.

Существует еще один критерий систематизации форм права в России. Так, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев систематизируют источники конституционного права Российской Федерации по кругу субъектов права, на которые распространяется та или иная форма права. По мнению авторов, источники можно подразделить на формы права, распространяющиеся:

На всех лиц, находящихся на территории государства;

Только на граждан Российской Федерации;

Только на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заслуживает также внимания теория систематизации актов конституционного значения по характеру содержащихся положений на чисто правовые, технические и политические.

К первым относятся законы и подзаконные акты, ко вторым - информационные письма, пояснительные записки. Особое внимание заслуживает третья группа актов - политические, к которым стоит отнести ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Федеральному Собранию, отчеты Правительства Российской Федерации перед Парламентом, обращения Конституционного Суда РФ о состоянии конституционно-правового развития и регулирования в России. Все эти политические акты не являются нормативными источниками права, однако недооценивать их значение не стоит, ибо современное отечественное право во многом берет свое начало из положений данных актов. Хотелось бы отметить все возрастающую роль политических форм права. Эта тенденция, на мой взгляд, является положительной, так как данные документы являют собой некую политическую программу государственного строительства на долгосрочный период развития. Главное, чтобы качество политических актов не утрачивало своего общественного значения в процессе реализации их положений.

В дополнение ко всем вышеуказанным основаниям систематизации источников конституционного права России мы рискнем представить свой собственный критерий. Таковым будет являться влияние того или иного источника права на практику правоприменения, а именно на решения национальных судов. То есть предлагается систематизировать формы права по степени их влияния на правосудие. Подход к данному вопросу с точки зрения судей на эту проблему представляется наиболее интересным.

К систематизации источников конституционного права по данному достаточно необычному основанию нас подтолкнула не стихающая в последнее время дискуссия между известными правоведами по поводу возможности рассмотрения судебной и административной практики в качестве полноправного источника конституционного права России. На наш взгляд, согласно этой систематизации из общей массы источников конституционного права стоит выделять, к примеру, первичные и вторичные (вспомогательные) источники конституционного права Российской Федерации. Например, к первичным источникам, несомненно, необходимо причислить Конституцию Российской Федерации, законы, указы, постановления, а ко вторичным относятся решения высших судебных органов России, практика толкования Конституции России Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, прецеденты Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи, юридические доктрины. Вторичные источники конституционного права России по-другому можно назвать - «источники особого рода».

Основанием деления всех форм права на первичные и вторичные выступает наличие в том или ином источнике правовой нормы. На наш взгляд, норма права - это единственный критерий разделения всех источников права на первичные (нормосодержащие) и вторичные (содержащие некое правоположение).

Нельзя недооценивать значение вспомогательных источников конституционного права для правоприменителя, ведь зачастую в случае неурегулированности той или иной проблемы на законодательном уровне суд или иной государственный орган обращается к судебной практике, правовым обычаям, юридическим доктринам. Используя данную практику в качестве теории для себя, правоприменитель, таким образом косвенно придает ей статус источника права. Единственная проблема заключается в том, что ссылка в решении государственного органа на данный источник права не всегда уместна и не всегда законна.

В связи с тем что наша каждодневная жизнь и работа становятся все более интерактивными и высокотехнологичными, данный аспект коснулся и информационно-правовых потребностей современного общества в качественно структурированной, понятной и актуальной базе отечественного законодательства. Для ее создания необходимо, прежде всего на законодательном уровне, закрепить четкую иерархию источников конституционного права.

Основываясь на сказанном, можно смело утверждать, что упорядочивание и систематизация источников конституционного права, то есть приведение их в четкую и понятную систему, является одной из главных и основных задач нашего государства.

Подытоживая, необходимо отметить, что теория систематизации источников конституционного права в современной России не перестает развиваться. Модернизационные аспекты и элементы привносят в нее совершенно новое осмысление и структурное содержание. Данный процесс, по моему мнению, является положительным, ибо стремление к построению четкой и устойчивой системы источников конституционного права является залогом стабильного развития не только права, но и общества в целом.

Подведем итоги. Государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.

Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.

Правовые функции государства, как уже было отмечено, образуют систему. В рамках данной системы одну функцию можно определять через другую. Например, суд превращается в правосудие через самоограничение, а правосудие предполагает не только обеспечение спокойствия, но и является формой обеспечения права. В этом смысле функция самоограничения наиболее очевидно связана со всеми другими правовыми функциями. При этом через какую-либо одну из производных функций нельзя понять системообразующие функции, характеризующие роль государства в поддержании правовой системы общества

Понятие и система источников конституционного права Российской Федерации

Существует несколько подходов к понятию источников права. В соответствии с формальным (широким) подходом правовым источником являются причины и закономерности правообразования или генезиса права. В материальным смысле (узкий подход) под источниками понимается способ закрепления и существования норм права, форма их внешнего выражения.

В современной российской юридической науке понятие источников конституционного права связывается с нормативно-правовыми актами, регулирующими конституционно-правовые отношения. Источниками конституционного права России, по общепринятому мнению, являются только нормативные правовые акты. В соответствии с теорией права ими являются письменные документы установленной формы, принятые уполномоченными органами в пределах их компетенции и направленные на установление, изменение или прекращение действия правовых норм. Ненормативный акт имеет индивидуальное содержание, он адресован конкретному лицу или органу и рассчитан на однократное применение.

Нормативно-правовые акты, относящиеся к источникам конституционного права, обладают рядом признаков, характерных только для них:

1. источники конституционного права непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти;

2. источники конституционного права определяют содержание и формы источников права для всех отраслей и этим самым создают рамки правотворческой деятельности органов, к компетенции которых относится создание правовых норм;

3. источники конституционного права носят комплексный характер, так как объединяют материальные и процессуальные нормы.

Также, по мнению О.Е. Кутафина, источники конституционного права выполняют три тесно связанные между собой функции. «Во-первых, они воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении или отмене норм конституционного права. Во-вторых, источники конституционного права являются той формой, в которой нормы конституционного права выступают в реальной жизни. Из неё черпаются знания о действующем конституционном праве и к ней обычно обращаются при решении конкретных правовых вопросов, возникающих в сфере конституционного права. В-третьих, источники конституционного права определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей права».

В науке конституционного права не существует единого подхода к определению видов источников конституционного права. В советской правовой науке к числу источников конституционного права относили не только нормативно-правовые акты, содержащие конституционные нормы, но и все остальные акты, существующие в национальной правовой системе. По мнению других учёных, источники конституционного права могли принимать не все государственные органы, обладающие правомочиями правотворчества, а лишь те государственные органы, которые непосредственно осуществляют суверенитет народа.

В конституционном праве зарубежных стран выделяются и другие виды источников, не являющиеся нормативными правовыми актами.

1. Судебный прецедент. Это решение суда, принимаемое по вопросам конституционного характера и являющееся обязательным для применения другими судами, при разрешении аналогичных дел в будущем. Получил распространение в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США, Новая Зеландия). В Великобритании судебные прецеденты являются равноправными источниками и определяют правовой статус британских подданных, монарха и т.д. В США и Индии особое значение имеют решения высших судов по толкованию конституции. Так, американский профессор Роберт А. Седлер (Мичиган, США) отмечает, структура американской федеративной системы эволюционизировала в результате толкования Верховным судом положений Конституции, устанавливающих федеральную компетенцию штатов, а также развития Судом конституционной политики в отношении природы и функционирования американской федеративной системы.

В ряде стран общие суды не имеют права давать какие-то обязательные толкования конституции или законов. Там источниками права могут быть лишь решения специальных, конституционных судов либо органов, выполняющих функции конституционного суда.

2. Конституционный обычай. Под ним понимается правило поведения в сфере конституционного права, санкционированное государством и неоднократно повторяемое в течение длительного времени. Распространение конституционный обычай получил в странах англосаксонской правовой системы.

Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран третьего мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важны роль адата и шариата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, то есть неписанных обычаев, восходящих еще к условиям племенной жизни.

3. Доктринальные источники – это опубликованные мнения ученых-государствоведов по вопросам конституционного права. Изложенные в научных трудах мнения могут служить основой принимаемых судьями решений. Данный вид источников получил широкое распространение в Великобритании.

4. Религиозные источники наибольшее распространение получили в мусульманских странах. Мусульманское право имеет четыре источника. Это, прежде всего, Коран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиция, связанная с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвёртых, кияс, или суждение по аналогии.

В настоящее время к источникам конституционного права России относят Конституцию Российской Федерации, законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, акты должностных лиц и органов местного самоуправления. Огромное значение в российской правовой системе современном ее этапе играют нормы международного права и ратифицированные международные договоры России. В ряде исследований перечень источников конституционного права расширяется за счет Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации. Но данный вопрос является дискуссионным и поэтому требует отдельного рассмотрения.



Формы конституционного права составляют строгую иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношениям к другим. Строгий порядок в этой системе конституционного права позволяет избежать «войны» источников. В зависимости от юридической силы элементов системы источников конституционного права выделяются:

1. федеральные источники конституционного права (Конституция Российской Федерации, законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и др.);

2. федерально-региональные источники конституционного права (конституционно-правовые договоры и конституционно-правовые соглашения между Российской Федерации и субъектом Российской Федерации);

3. региональные источники конституционного права (конституции (уставы) субъектов Федерации, закона субъектов Российской Федерации, акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации и др.);

4. регионально-местные источники конституционного права (конституционно-правовые договоры между субъектов Российской Федерации и муниципальным образованием);

5. местные источники конституционного права (уставы муниципальных образований, акты выборных органов местного самоуправления, акты должностных лиц местного самоуправления и др.).

Классифицировать правовые акты можно по различным основаниям. Большинство учёных классифицируют источники конституционного права по видам правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, то есть по форме их закрепления. Но существуют и иные подходы к классификации.

По порядку принятия акты можно разделить на акты, принимаемые государственным органом или органом местного самоуправления в коллегиальном порядке, и акты, принимаемые на основе единоначалия. К актам, принимаемым в коллегиальном порядке, относятся федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и другие. На основе единоначалия принимаются указы Президента Российской Федерации, акты высшего должного лица субъекта Российской Федерации.

Выделяются законодательные и незаконодательные нормативно-правовые акты. К законодательству относят Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Незаконодательными актами являются ведомственные и внутриорганизационные нормативные акты.

Система Конституционного права РФ представляет собой совокупность институтов, объединяющих конституционно-правовые нормы по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность (институт Президента, институт избирательного права, институт гражданства и т. д.).

Основные правовые институты Конституционного права:

1. Основы конституционного строя.

2. Основные права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Избирательная система.

5. Президентская власть.

6. Законодательная власть.

7. Исполнительная власть.

8. Государственная власть субъектов.

9. Судебная власть и прокуратура.

10. Местное самоуправление.

11. Порядок внесения поправок и пересмотр конституции.

Классификация конституционно-правовых норм:

1. В зависимости от объекта правового регулирования:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ);

б) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ, законодательство о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);

в) закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции, нормы федеративного договора);

г) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (гл. 4-8 Конституции, законодательство о выборах).

2. По характеру содержащихся предписаний:

а) управомочивающие (ст. ст. 20, 83 Конституции);

б) обязывающие (ст. ст. 58, 59 Конституции);

в) запрещающие (ст. ст. 13 Конституции).

3. По степени определенности содержащихся предписаний:

а) императивные (ст. 72 Конституции, ч. 1 с. 107 предписывает строго определенный вариант поведения);

б) диапозитивные (ст. 66 Конституции, ч. 1 ст. 109 предусматривает возможность выбора варианта поведения).

4. По юридической силе:

а) конституционные (обладают высшей юридической силой);

б) неконституционные (содержатся в иных законодательных актах (ст. 105, ч. 1, 2).

5. По назначению

а) материальные;

б) процессуальные.

6. По территории

а) на всей территории РФ;

б) на территории субъектов;

в) на территории муниципальных образований.

Особенности конституционно-правовых норм:

а) имеют структурные особенности (гипотезу-условие, при котором она применяется и диспозицию – само правило поведения), санкции конституционно-правовых норм содержатся, как правило, в других нормативно-правовых актах;

б) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации;

в) регулируют наиболее важные общественные отношения (нормы-принципы, нормы-задачи);

г) имеют учредительный характер предписаний (определяют основы всей правовой системы и системы органов государства);

д) имеют особый механизм реализации (возможна реализация норм вне конкретных общественных отношений).

Источники Конституционного права РФ

Под источником Конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет Конституционного права (т. е. законы и иные правовые акты, которые содержат нормы Конституционного права).

1. Конституция РФ – главный источник Конституционного права.

2. Конституции республик, входящих в состав РФ.

3. Уставы других субъектов РФ.

4. Федеральные конституционные законы РФ.

5. Принципы и нормы международного права и международные договоры.

6. Внутригосударственные договоры и соглашения.

7. Акты палат Федерального Собрания (Постановления, регламенты Государственной Думы и Совета Федерации).

8. Указы и распоряжения Президента РФ.

9. Постановления, распоряжения и заключения Правительства РФ.

10. Законы и подзаконные акты субъектов РФ.

11. Решения (постановления, определения, заключения) судебных органов.

12. Акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами.

13. Действующие правовые акты бывших СССР и РСФСР.

14. Акты органов местного самоуправления

3.Место и роль Конституционного права РФ в системе права РФ. Конституционно-правовые отношения

Роль Конституционного права:

Имеет ведущий характер в системе права;

Определяет исходные начала и основные принципы всей правовой системы;

Создает условия для поддержания стабильности в обществе, достижению гражданского мира и согласия;

Закрепляет основы государственного устройства и народовластия;

Выступает регулятором социальных и политических отношений в обществе.

Соотношение Конституционного права с другими отраслями права:

1. Гражданское и хозяйственное право – основы регулирования принадлежат ст. 8 Конституции.

2. Основы земельного права содержат положения ст. 9 Конституции.

3. Трудового права – ст. 37 Конституции.

4. Права социальной защиты – с. 38, 39 Конституции.

5. Финансового права – ст. 75 Конституции.

6. Уголовного права – ст. 27 Конституции.

7. Административного, муниципального, экологического и др.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Субъекты конституционных отношений – участники п/о, между которыми возникают юридические права и обязанности, регулируемые нормами конституционного права:

Народ (проведение референдумов, выборы);

Государство;

Органы государства (исполнительные, законодательные, судебные);

Субъекты РФ (республики, края, области, города);

Административно-территориальные единицы (АТЕ) - (районы, города, поселки, села);

Общественные объединения;

Депутаты, члены представительных органов;

Общие собрания граждан;

Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства;

Избирательные комиссии и т. д.

Основания возникновения конституционно-правовых отношений – юридические факты (события – не зависящие от воли человека – происходят по воле людей).

Классификация конституционно-правовых отношений:

а) по целевому назначению:

Правоустановительные;

Правоохранительные.

б) по времени действия:

Постоянные;

Временные (срочные).

Объекты делятся на

1) действия

компетенция Президента, органов власти

2) имущественные и неимущественные блага (жилище, личная и частная собственность, земля)

3) основанием возникновения, изменения и прекращения КПО является юридический факт .

Юридические факты делятся на событие и действие.

Например, возникновение правоотношений по гражданству порождает событие – рождение ребенка, а по реализации права избирать – действие (составление списка избирателей, получение и заполнение бюллетеней).

1. Источники конституционного права.

2. Система к.п.

3. Место конституционного права в системе российского права.

1. Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

3. Указы и другие нормативные акты Президента

4. Постановление палат Федерального Собрания

5. Постановление правительства

7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ

8. Договоры

2. Система конституционного права – это объединение конституционно-правовых норм в институты в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых отношений.

Система к.п. включает в себя следующие институты:

1. Основы конституционного строя РФ

2. Федеративное устройство

3. Организация органов гос. власти и местного управления

4. Правовой статус человека и гражданина

Это общая система к.п.

3. К.п. является ведущей отраслью права РФ. К.п. служит основой для других отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

2. Федеральный з-н от 31.07.98 № 156 ФЗ "О внесении дополнения в статью 12 федерального з-на "Об оружии" (принятГД ФС РФ 03.-7.98)


Федеральный з-н от 31.07.98 № 147 – ФЗ "О введении в действие части первой налогового кодекса РФ"(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

Федеральный КЗ от 17.12.97 № 2 – ФКЗ "О правительстве РФ" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.97)

3. Указ Президента РФ от 13.08.98 № 961 "О государственном комитете РФ по охране окружающей среды и гидрометеорологии"

Указ Президента РФ от 25.07.98 № 887 "О реализации акций российского акционерного общества "Газпром"

Указ Президента РФ от 18.07.98 № 853 "О постановке на экспорт в 1998 году сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы"

4. Постановление Совета Федерации РФ от 02.06.94 № 133-1 СФ "О кризисе производства в сельскохозяйственном машиностроении".

Постановление СФ ФС РФ от 26.02.94 № 51-1 СФ "О законодательном обеспечении функционирования агропромышленного комплекса РФ" (утратил силу).

Постановление ГД ФС РФ от 16.04.98 № 2401-II ГД "О проекте налогового кодекса РФ".

Постановление ГД СФ РФ от 24.12.97 № 2038-II ГД "Об объявлении амнистии".

5. Постановление Правительства РФ от 21.08.98 № 988 "Об обеспечении устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 1998-1999 г.".

Постановление Правительства РФ от 17.08.98 № 980 "ОБ организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг".

Постановление Правительства РФ от 14.08.98 № 960 "О федеральной сети сотовой радиотелефонной связи"

6. Постановление ВС РФ от 22.11.91 № 1920-I "О декларации прав и свобод человека и гражданина"

7. Соглашение стран СНГ от 09.09.94 "О сотрудничестве в строительной деятельности" (вместе с "Уставом Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности").

Соглашение стран СНГ от 22.01.93 "Об учреждении межгосударственного банка".

8. Договор от 01.10.55 "О создании международной финансовой корпорации" (ред. от 28.04.93).

Договор от 12.04.94 "Об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой РФ и условиях функционирования общей денежной системы".

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

1. Институт основ конституционного строя.

2. Институт прав и свобод человека и гражданина.

3. Институт федеративного устройства.

4.Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Институт местного самоуправления.

6. Институт Конституции.

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

5. Понятие и виды источников конституционного права.

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы.

Государство можетсамостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либосанкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В Российской Федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых Федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1)федеральный конституционный закон.

2)федеральный закон.

3)закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация