Целый пакет соглашений подписан в китае, куда с государственным визитом прибыл владимир путин

Главная / Бизнес

Пакет договоренностей Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров состоит из Соглашения об учреждении ВТО (неотъемлемая часть Заключительного акта) и приложений к этому документу. Приложения содержат правовые соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО, должна принять все договоренности без каких-либо исключений. Единственная льгота, предусмотренная в этом плане, – это различные сроки реализации договоренностей: более длительные для развивающихся стран и в отдельных случаях –для государств с переходной экономикой.

Соглашение об учреждении ВТО охватывает только организационно-процедурные вопросы. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения . Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (далее – ГАТТ 1994), включающее целый ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и целый ряд договоренностей и других правовых документов.

Все правовые документы, появившиеся в итоге Уругвайского раунда, составляют один интегрированный пакет соглашений и договоренностей. Этот пакет содержит правовые нормы, положения и решения, содействовать выполнению которых и призвана ВТО. В этом плане аббревиатура "ВТО" имеет двойной смысл: она обозначает организацию и одновременно комплекс правовых документов, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. В российской и зарубежной правовой и экономической литературе все чаще употребляется термин "право ВТО" (the Law of WTO). И это не случайно.

Положения соглашений, образующих правовую базу ВТО, кодифицируют в систематизированном виде то, что обычно называют общепринятой мировой практикой. Термин "общепринятая мировая практика" – это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торговых отношений. Общепринятая мировая практика опирается на сложную систему многосторонних соглашений, конвенций и решений, уходящих своими корнями в глубь национальных законодательств крупнейших стран мира, и создает во многом общее международное правовое пространство – основу, обеспечившую рост мировой торговли.

Структура и состав

Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, которые могут стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайших десятилетий .

Соглашение об учреждении ВТО имеет четыре приложения.

Приложение 1 включает приложения ΙΑ, 1В и 1C.

Приложение 1А содержит многосторонние договоры по торговле товарами: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и 12 смежных с ним многосторонних договоров:

  • 1) Соглашение по сельскому хозяйству;
  • 2) Соглашение по текстилю и одежде;
  • 3) Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • 4) Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • 5) Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам;
  • 6) Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (таможенная оценка товаров) (далее – Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994);
  • 7) Соглашение по предотгрузочной инспекции;
  • 8) Соглашение по правилам происхождения;
  • 9) Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
  • 10) Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
  • 11) Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (антидемпинг) (далее – Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994);
  • 12) Соглашение по специальным защитным мерам.

Приложение 1В включает в себя Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Приложение 1С содержит Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Приложение 2 включает Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Приложение 3 определяет механизм обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4 содержит соглашения с ограниченным числом участников. Это необязательные (факультативные) для членов ВТО международные соглашения, которые иногда называют секторальными инициативами. Они создают обязательства только для их участников, существуют автономно и остаются за пределами системы соглашений пакета ВТО.

Первоначально их было четыре:

  • 1) Соглашение по торговле гражданскими воздушными судами (22 участника);
  • 2) Соглашение по государственным закупкам (23 участника);
  • 3) Соглашение по торговле говядиной (16 участников);
  • 4) Соглашение по торговле молочными продуктами (9 участников).

Договаривающиеся государства прекратили действие двух последних Соглашений 31 декабря 1997 г.

В процессе деятельности ВТО появились новые соглашения с ограниченным числом участников. Среди них: Соглашение по информационным технологиям, известное также как Декларация о торговле изделиями информационных технологий (1996) и Соглашение по основным телекоммуникационным услугам (1998).

Как уже говорилось, в ВТО действует принцип "единого пакета": страна, вступающая в ВТО, должна принять обязательства по всему пакету обязательных соглашений. Что касается факультативных соглашений (входящих в Приложение 4 либо принятых в процессе функционирования ВТО), то с ними дело обстоит иначе.

С одной стороны, они не входят в "пакет", поэтому присоединение к ним нельзя рассматривать в качестве обязательного условия вступления в ВТО. Однако, с другой стороны, государство может вступить в ВТО лишь на условиях, согласованных между ним и ВТО (п. 1 ст. XII Соглашения об учреждении ВТО). И никто не мешает ВТО потребовать от государства присоединения к тому или иному факультативному соглашению (секторальной инициативе) в качестве условия вступления в эту организацию.

В силу п. 3 ст. XIV в случае коллизии между Соглашением об учреждении ВТО и любым другим договором системы ВТО применяется Соглашение об учреждении ВТО.

Исходя из соответствующих положений договоров, смежных с ГАТТ, нормы ГАТТ 1994 г. рассматриваются как общие нормы, а нормы любого договора, смежного с ГАТТ, – как специальные нормы. При этом необходимо помнить, что по сложившимся в международном праве принципам специальная норма отменяет общую (lex specialis derrogat generali).

Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько основных групп.

  • 1. Соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень заметно, но в будущем может стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), которое в ближайшие годы может вырасти в Многостороннее соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер.
  • 2. Многосторонние соглашения, подробно регулирующие отдельные, более частные вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС. Например, Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. (Соглашение о таможенной оценке товаров), Соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашение по защитным мерам (ст. XIX ГАТТ) и др.
  • 3. Соглашения, которые вводят в сферу действия ВТО новые области, которые первоначально не входили ни в ГАТТ, ни в ГАТС или входили в виде отдельных вопросов. Некоторые из них появились давно, еще в 70-е гг. XX в., но прошли известный путь в ВТО в сторону своего развития и совершенствования.

Это два соглашения, регулирующие сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы, это соглашение по сельскому хозяйству, соглашение по текстилю и одежде. И соглашения, которые конкретизируют ряд положений ГАТС: соглашения по телекоммуникациям, по финансовым услугам и ряд других.

4. Решения самих органов ВТО или решения, родившиеся на основе разборов спорных и конфликтных ситуаций, которые интерпретируют те или иные положения документов ВТО. Их очень много . Любопытно, что сами работники Секретариата ВТО любят говорить, что система ВТО – это система прецедентного права. И это последнее положение имеет огромное значение для того, чтобы правильно понимать те основные положения, которые в общей форме зафиксированы на верхнем ряду соглашений. Без этого нельзя их правильно оценить, понять и применить.

Отмеченные выше детали правового механизма ВТО не исчерпывают всей сложности правового устройства ВТО. Выше уже говорилось о том, что правовой механизм ВТО носит пакетный характер. Это означает, что все его правовые положения взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Развитие или толкование любого из действующих правовых положений ВТО не только меняет это конкретное положение, но может изменить и правовое звучание других норм ВТО.

Поэтому одна из важных задач заключается в том, чтобы следить за тем, как в ходе многочисленных разбирательств конфликтных ситуаций интерпретируются отдельные положения ВТО.

Большие сложности в трактовке положений ВТО обусловлены тем, что правовая система ВТО – это развивающийся механизм. Его развитие происходит, прежде всего, путем уточнения смысла правовых норм и создания прецедентов, происходящих при выяснении спорных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций в рамках Органа по разрешению споров ВТО. В ходе его заседаний были прояснены положения соглашений и договоренностей ВТО, многие правовые нормы и термины получили более четкое правовое наполнение, родились прецеденты, заложившие новые направления правовой деятельности ВТО.

Решения, достигнутые в ходе разрешения споров, привели к появлению более точных формулировок во многих соглашениях

ВТО. Однако это было только частью развития правовой системы ВТО. Дело в том, что многие соглашения ВТО остались незавершенными в ходе Уругвайского раунда, и часть нерешенных вопросов была перенесена на последующий период. Поэтому ряд соглашений ВТО получил так называемую встроенную повестку дня переговоров по незавершенным вопросам или предложения возобновить переговоры в более поздний период.

Наконец, развитие правовых норм ВТО связано с переговорами по новым вопросам или направлениям деятельности ВТО, которые включаются в повестку дня переговоров конференциями министров стран – членов ВТО. В частности, четвертая Конференция министров (ноябрь 2001 г.) приняла развернутую повестку дня переговоров, рассчитанную на несколько лет. Россия получит возможность полноправного участия в этих переговорах, только став членом ВТО.

Еще одна особенность правовой системы ВТО связана с тем, что правовые нормы ВТО имеют жесткую связку с правовыми условиями национальных систем, регулирующих внешнюю торговлю. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального права , регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых соглашениях ВТО, обязательно должно стать нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений, модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению к ВТО.

В мировой практике определились три пути сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО.

Один путь условно называют бразильским. В Бразилии основные документы ВТО были переведены на португальский язык и с небольшой преамбулой опубликованы как национальные законы. Став национальными бразильскими законами, они сразу взяли на себя основную тяжесть во всех конфликтных ситуациях.

Второй путь условно называют японским. Япония заявила о том, что она признает соглашения ВТО и в тех случаях, когда возникают какие-либо разночтения или сложные ситуации, обращаться нужно не к японскому законодательству, а к соответствующему соглашению, правовой норме, действующей в рамках ВТО. И никаких коренных изменений в свои национальные законы пока не вносила .

Россия выбрала свой путь и стала создавать национальные законы, включая в них иногда дословно правовые нормы ВТО. Этот путь оказался очень сложным, поскольку многие положения ВТО, просто переведенные на русский язык, часто теряют правовой смысл. Дело в том, что правовые нормы ВТО сложились исторически, и то, каким образом они появились, развивались, росли и во что превратились, определяет их суть. Поэтому содержание многих норм ВТО, когда они включаются в национальное законодательство, могут быть правильно поняты и точно перенесены только в том случае, если законодатели знают, как эти нормы возникли и развивались и какое окончательное содержание они получили в результате толкования того или иного термина в ходе работы многочисленных органов ВТО.

Создателям нового российского внешнеторгового законодательства, совместимого с правилами ВТО, придется считаться и еще с одной важной особенностью законодательной практики России. В ст. 15 Конституции РФ говорится о том, что положения международного договора имеют преимущество над положениями национального законодательства. Поэтому после присоединения России к ВТО правовые нормы ВТО войдут напрямую в правовую систему России. А это, в свою очередь, в случае расхождения национальной правовой нормы и нормы ВТО вызовет появление своеобразной двухуровневой правовой системы в сфере внешней торговли.

  • Такой устав в 1945–1948 гг. был разработан для Международной организации по торговле и занятости, из которой выделилось ГАТТ.
  • The General Agreement on Trade in Services (GATS). The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS).
  • Этот пакет включает 19 соглашений, 27 решений, 7 взаимопониманий, 3 декларации общим объемом около 500 страниц сложного юридического текста (для сравнения: ГАТТ 1947 г. включало около 100 стандартных страниц текста). Трактовка и наполнение содержанием отдельных правовых норм и терминов – это живой и развивающийся процесс, за которым надо непрерывно следить и учитывать его при анализе правовой системы ВТО и сопоставлении с ней национальной правовой организации внешней торговли товарами и услугами. Правовой текст пакета ВТО содержится в издании ВТО: The results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Geneva, 1995.
  • Сведения о них можно найти в регулярном издании "GATT Analytical Index" и в ежегодных отчетах ВТО "WTO Annual report".
  • Есть и прямо противоположный подход: законодательство США. Акт по Соглашениям Уругвайского раунда, раздел 102(a)(1), который устанавливает связь между соглашениями ВТО и законодательством США, определяет, что "любое из положений соглашений Уругвайского раунда, равно как и любое из применений такого положения по отношению к любому лицу или обстоятельству, если они не соответствуют любому закону США, не должны иметь силу".

Источник: ДТП


Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на ос­нове пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торго­вых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

Реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из ко­торых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собс­твенности (ТРИПС).

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не ­обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информацион­ные технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция , объединяю­щая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются ре­шения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапу­ре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по "встроенной повестке" (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция , на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).

В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.

Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.

В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет , состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обес­печения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО . С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Ко­митеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).

Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положе­ний соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагива­ющие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО страна­ми-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет согла­шений Уругвайского раунда.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 151 государство, причем только 23 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Мон­голия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.), Армения (февраль 2003г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004 г.), Саудовская Аравия (11 декабря 2005 г.), Вьетнам (11 января 2007 г.) и Королевство Тонго (27 июля 2007 г.).

Около тридцати государств имеют статус наблюда­теля в ВТО , в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Междуна­родный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развиваю­щимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации , выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот про­цесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоедине­ния полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соис­кателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин­тересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" усту­пок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны како­го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс­твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присо­единения оформляются следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

(Cм. также справку ДТМП «Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО» и информационные сайты www.wto.ru &

МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Подписанный в Пекине в пятницу пакет российско-китайских соглашений по мирному атому стал крупнейшим в истории сотрудничества обеих стран в ядерной сфере, говорится в сообщении госкорпорации "Росатом".

Торжественная церемония состоялась в рамках встречи президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Подписанные документы определяют основные направления развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере атомной энергетики на ближайшие десятилетия, отмечается в сообщении. Данный пакет соглашений является крупнейшим в истории российско-китайского сотрудничества в ядерной сфере. Уникальность пакета обусловлена тем, что речь идет о сотрудничестве сразу по нескольким высокотехнологическим проектам, не имеющим аналогов в мировой атомной отрасли, отмечает Росатом.

Подписание дает старт масштабной программе проектов сотрудничества России и Китая — совместное сооружение новых блоков на площадке Тяньваньской АЭС (блоки №7 и №8, по данному проекту подписан межправительственный протокол и рамочный контракт на сооружение реакторов ВВЭР-1200, которые относятся к новейшему поколению 3+); серийное сооружение АЭС российского дизайна на новой площадке в Китае (подписан межправительственный протокол и рамочный контракт на сооружение на площадке АЭС "Сюйдапу" двух энергоблоков российского дизайна с реакторами ВВЭР-1200). Данные соглашения предусматривают в будущем возможность сооружения новых блоков.

В соответствии с подписанными контрактами российская сторона будет проектировать ядерный остров станции, а также поставит ключевое оборудование ядерного острова для блоков №7 и №8 Тяньваньской АЭС и для блоков №3 и №4 АЭС "Сюйдапу". Пуск блока №7 Тяньваньской АЭС запланирован на 2026 год, блока №8 - на 2027 год. Пуск блоков №3 и №4 АЭС "Сюйдапу" запланирован на 2028 год, сообщает Росатом.

Также стороны будут сотрудничать по сооружению китайского демонстрационного реактора на быстрых нейтронах (CFR-600). Подписано межправительственное соглашение и рамочный контракт. Российская сторона, имеющая большой практический опыт в создании и эксплуатации быстрых реакторов, будет задействована в части поставок конкретных элементов данного демонстрационного реактора, оказании услуг и поставок топлива. Проект реактора разрабатывает китайская сторона.

Наконец, РФ и Китай будут сотрудничать в поставках в Китай партии российских радионуклидных тепловых боков (ТБ). Подписан контракт на поставку новой партии ТБ, которые являются элементами радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), для нужд китайской лунной программы.

Соглашение между различными думскими фракциями при активной позиции президентской администрации о распределении руководящих постов в Государственной Думе. Обычно принимается на определенный срок, после чего начинается период пересмотра пакетного соглашения, суть которого сводится фактически к торгу с президентской властью на основе произошедших изменений в раскладе сил между различными партиями.

И еще один аспект весенних баталий: срок «пакетного соглашения», согласно которому фракции поделили портфели председателей комитетов, закончился. Это значит, что внутри Думы предстоит межфракционная «борьба за комитеты». Фракция НДР по-прежнему претендует на портфель председателя Комитета по обороне. «Яблоко» будет стараться оставить за собой Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Впрочем, этот комитет может разделиться на два или даже три комитета: один - по финансам, другой - по налогам, третий - по бюджету… А кое-какие комитеты, как, скажем, Комитет по туризму, могут приказать долго жить.

(«Российская газета» (Москва). 09.01.1998).

Но окончательно от идеи переубедить президента левые, похоже, не отказались. Даже весной этого года, когда их отношения с властью совсем испортились, следствием чего стал пересмотр пакетного соглашения о распределении руководящих постов в Госдуме, левые больше критиковали правительство и администрацию президента, а не его самого. Поэтому Геннадию Зюганову приходится проводить «гибкую политику»: публично ругать главу государства, чтобы показать избирателям свою оппозиционность, и одновременно искать к нему подходы и пытаться договориться.

Поистине знаковое событие - так президент Владимир Путин охарактеризовал исторический визит короля Саудовской Аравии в Россию. И его по праву можно назвать беспрецедентно плодотворным. По итогам переговоров лидеров двух стран в Кремле подписан всеобъемлющий пакет документов, касающийся самых разных сфер сотрудничества.

Прием по императорски. Короля Салмана Владимир Путин встречает в тронном зале Кремлевского дворца. Позолоченные стены Андреевского зала лишний раз подчеркивают значимость визита. Трудно поверить, но за всю историю двух стран - это лишь первое посещение России лидером Саудовской Аравии. Хотя Салман был в России в качестве губернатора еще в 2006 году, передает .

"Наши отношения имеют большую довольно историю, в 1926 году, 90 лет назад, наша страна, Советский Союз тогда, было первым государством, которое признала вновь образованное королевство, созданное вашим отцом Абдель Азизом бен Саудом. И вот теперь нам очень приятно принимать здесь вас, ваше величество. Уверен, что ваш визит послужит хорошим толчком в развитии наших межгосударственных связей", - отметил Путин.

"Мы благодарим вас, господин президент, за оказанный нам радушный прием, мы счастливы находиться в дружественной нам стране. Мы стремимся к укреплению двусторонних отношений в интересах мира и безопасности, в интересах развития мировой экономики", - заявил король Салман.

Потенциал этих переговоров по своему масштабу, пожалуй, не имеет аналогов. В повестке дня - военно-техническое, экономическое, гуманитарное и культурное сотрудничество. Поэтому от беседы в узком составе достаточно быстро перешли к расширенному формату.

"Только что мы провели переговоры в очень узком составе, очень подробные. Говорили о двусторонних отношениях и о ситуации в регионе. Это была очень содержательная беседа, предметная и очень доверительная", - рассказал Путин.

Россия и Саудовская Аравия сегодня играют главную роль в разрешении ближневосточных конфликтов. Объединение усилий арабских стран необходимо для создания фронта борьбы с терроризмом. Но для этого необходимо учитывать права народов, сохранять единство и территориальную целостность государств. Лидеры стран обсудили йеменский кризис, палестинскую проблему, референдум в Ираке и сирийский конфликт.

"Что касается сирийского кризиса, мы призваны добиваться его завершения в соответствии с решениями "Женевы-1" и резолюцией Совета Безопасности ООН 2254, найти политическое решение, которое бы гарантировало достижение безопасности стабильности и сохранения единства и территориальной целостности Сирии", - указал король Саудовской Аравии.

Еще одной не менее важной темой стало сотрудничество в энергетической сфере. Россия и Саудовская Аравия на двоих добывают 25% мировой нефти. Экономики обеих стран зависят от цен на энергоресурсы.

"Имеются большие возможности для расширения, диверсификации базы экономического сотрудничества между нашими странами, для создания торгово-экономической, инвестиционной базы, которая была бы в состоянии увеличить использование относительно специфических черт, которые имеются у наших государств, в интересах двух стран и в интересах развития торгового обмена во всех направлениях в соответствии с программой "Видение Королевства 2030", - отметил король Саудовской Аравии.

По итогам переговоров лидеры стран подписали полтора десятка документов. Саудовская Аравия договорилась о поставках зенитных ракетных систем С-400 и новейших автоматов Калашникова. "Газпром нефть" и крупнейшая нефтяная компания мира Saudi Aramco договорились обмениваться технологическим опытом, следующий шаг - совместная разработка месторождений. Сотрудничество предполагается по всем направлениям - в военно-технической и энергетической сферах, в области сельского хозяйства и культуры. Уже в конце месяца в Эр-Рияде пройдет межправительственная встреча двух стран. Продолжить диалог на Саудовской земле король Салман предложил и Владимиру Путину.

"Ваше величество, спасибо большое. Спасибо за приглашение. Я помню свою предыдущую поездку в вашу страну и обязательно воспользуюсь вашим приглашением посетить Саудовскую Аравию еще раз", - сказал Путин.

Сотрудничество двух стран в четверг обсуждали на инвестиционном форуме. Саудовская Аравия планирует вложить средства в 25 российских проектов в различных сферах - товары народного потребления, сельское хозяйство, инфраструктура и нефтегазовый сектор. Россия в свою очередь может помочь в развитии атомной энергетики и увеличит поставки зерна.

"Мы уверены, что подписанный сегодня солидный пакет документов не только создает необходимые договорно-правовые рамки для дальнейшей кооперации, для ее углубления, но и позволяет вывести российско-саудовское партнерство на новый качественный уровень", - заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Переговоры завершились государственным обедом в честь короля Саудовской Аравии. Перед отъездом делегации Владимир Путин еще на несколько минут задержал гостя. О чем говорили лидеры двух стран в неформальной обстановке, было не слышно, но улыбки на лицах выдавали полное удовлетворение итогами встречи.

Никита Васильев, "ТВ Центр".



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация