Ликвидация подразделения аптечной организации. Аптека закрывает торговую точку

Главная / Авто

Свернуть

Ответы юристов (3)

    Юрист, г. Бузулук

    Общаться в чате

    ​Елена, добрый вечер! В увольнении по собственному желанию инициатором может быть только сотрудник. В противном случае это будет желание не работника, а работодателя. Подобные просьбы со стороны начальства являются незаконными.​ Если вы не планируете расставаться с работодателем, то, конечно, писать такое заявление не стоит. Вступать в открытую конфронтацию с начальством тоже не рекомендую.​Выходов из сложившейся ситуации может быть несколько:

    Не писать заявление об увольнении по собственному желанию и работать дальше как ни в чём не бывало;

    Не писать указанное заявление, а обратиться в контролирующие органы с жалобой на работодателя;
    -Предложить работодателю расстаться по соглашению сторон с выплатой определённой суммы.
    Часто именно последний вариант устраивает обе стороны. Работник не хочет, чтобы его «изживали» с работы, а работодатель готов заплатить, лишь бы работник ушёл. Поэтому выбор всегда есть, и он за работником. Ели руководитель стоит на своём и ни о каком соглашении сторон не хочет слышать. В таком случае ему предстоит иметь дело с трудовой инспекцией. После обращения в эту службу она должна провести проверку работодателя.​

    С уважением, Татьяна.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Юрист, г. Астрахань

      Общаться в чате

      ​Здравствуйте, Елена!

      На основании статьи 180 Трудового кодекса РФ

      1. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового Кодекса.​

      2.О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.​

      3.Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.​

      На основании статьи 178 Трудового кодекса РФ

      При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового ​Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

      В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

      ​Следовательно, Вам не нужно увольняться по собственному желанию. Закон на Вашей стороне!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист

      Общаться в чате
      • 8,5 рейтинг

      Здравствуйте Елена.

      Если речь идет о работодателе юридическом лице,​ то обязаны выплатить выходные пособия согласно трудовому законодательству.

      Статья 180 Трудового кодекса РФ:

      При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников

      организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.


      О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.


      Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.


      При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

      Статья 178 Трудового кодекса РФ:

      При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


      В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

      Если же речь идет о работодателе ИП, гарантии высвобождающему работнику также могут быть предоставлены по условиям заключенного с ним трудового договора.

      Индивидуальный предприниматель принял решение о ликвидации. Обязан ли он заранее предупреждать своих работников об увольнении в связи с прекращением им своей деятельности? Обязан ли индивидуальный предприниматель выплачивать выходное пособие и другие компенсационные выплаты сотруднице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком?

      Индивидуальный предприниматель не обязан заранее предупреждать своих работников об увольнении в связи с прекращением им своей деятельности, а также производить на этом основании компенсационные выплаты, за исключением случаев, когда такие обязанности предусмотрены трудовым договором с работником.


      Обоснование вывода:


      В соответствии с п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве такого работодателя. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в том числе и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут быть уволены по данному основанию так же, как и остальные работники (часть четвертая ст. 261 ТК РФ).


      При этом трудовое законодательство не содержит положений, которые обязывали бы индивидуального предпринимателя заранее уведомлять работников о предстоящем увольнении, а также производить им компенсационные выплаты, связанные с увольнением по инициативе работодателя. Положения частей первой и второй ст. 178 и ст. 180 ТК РФ, предусматривающие обязанность работодателя уведомить сотрудников о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, а также выплатить им пособие в размере среднемесячного заработка и сохранять за ними средний заработок на период трудоустройства, распространяются только на работодателей, являющихся организациями.


      В отношении же работодателей - физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей) действует специальная норма части второй ст. 307 ТК РФ, устанавливающая, что сроки предупреждения их работников об увольнении, равно как случаи и размеры выплачиваемых им при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат, определяются трудовым договором.


      Исходя из буквального толкования данной нормы и анализа других положений трудового законодательства можно прийти к выводу, что условия о заблаговременном предупреждении работников об увольнении и связанных с этим компенсационных выплатах вносятся в трудовой договор между работником и индивидуальным предпринимателем по их взаимному согласию. На это указывают, в частности, положения ст. 57 ТК РФ, которые не относят эти условия к числу обязательных условий трудового договора.


      Данная точка зрения превалирует и в судебной практике, согласно которой при отсутствии в заключаемом индивидуальным предпринимателем трудовом договоре согласованных сторонами условий о сроке предупреждения об увольнении и о связанных с увольнением компенсационных выплатах предприниматель не обязан производить такое уведомление и осуществлять соответствующие выплаты (смотрите, например, кассационные определения СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 07.02.2012 по делу N 33-299/2012, от 30.12.2011 по делу N 33-3913/2011 , апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14.03.2012 по делу N 33-1720/2012, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.04.2011 N 33-5014/2011).


      Тем не менее некоторые суды придерживаются противоположной позиции - исходя из того, что включение вышеуказанных условий в трудовой договор между работником и индивидуальным предпринимателем является обязательным, и при их отсутствии в нем к отношениям сторон применяются по аналогии положения трудового законодательства, касающиеся увольнения работников организации в связи с ее ликвидацией (смотрите, например,

По словам одного из депутатов местной Думы, пожелавшего сохранить свое имя в тайне, муниципальную аптеку надо было закрывать по-любому, ее функции в части приготовления лекарств, отпуска и хранения сильнодействующих и наркотических препаратов, перейдут к аптеке на улице Спартака, которую недавно арендовала известная аптечная сеть «Радуга». Внимание Он сообщил, что аптека на Спартака откроется ко Дню города, посочувствовал бабушкам, потому что лекарства придется покупать дороже, чем в муниципальной аптеке, и добавил, что с закрытием муниципальной аптеки ничего страшного не произойдет - ведь больницы сами делали лекарства для лечения больных. С последним утверждением не согласились аптекари и медики, в один голос заявившие, что больницы лекарств никогда не готовили, все получали из 113-й аптеки. Поэтому лучше заранее уточнить этот момент в службе занятости своего района.

Как закрыть аптеку

Вы можете составить бухгалтерский баланс организации и приложить к нему список требований кредитов с результатами рассмотрения, составленный в свободной форме, а также перечень имущества организации. После того как документ составлен, его необходимо утвердить собранием учредителей или единственным учредителем и отправить в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001.

Внимание

Уведомление необходимо заверить у нотариуса. Вместе с этим рекомендуем предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации», и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса - инспекторы часто их требуют. В течение пяти рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в госреестр.


Шаг седьмой.

Закрыть аптеку

Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью.

Важно

Соответственно, наказания за это не предусмотрено. Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.

Аптека закрывает торговую точку

Создаётся ликвидационная комиссия с назначением председателя, которая делает следующее: Подаёт объявление в СМИ о закрытии ООО, где указываются сроки для предъявления претензий. Найти кредиторов предприятия и уведомить их о ликвидации ООО Увольняет всех сотрудников Составляет промежуточный ликвидационный баланс и передаёт его в налоговый орган Если денег не хватает для погашения задолженности, то нужно провести торги для распродажи имущества фирмы. Погашение долгов происходит в следующем порядке: сначала выплачивается компенсация работникам, которые получили увечья или вред здоровью на предприятии, если таковые имеются, далее погашаются долги по заработной плате, далее долги кредиторам, задолженность в различные фонды, бюджетные и внебюджетные.

Банкротство ооо

По истечении предупредительных сроков, с сотрудниками можно расторгнуть трудовой договор и оформить увольнение. Шаг шестой. Составьте и сдайте в налоговую промежуточный ликвидационный баланс После того как срок для предъявления требований кредиторами истек, пора составлять промежуточный ликвидационный баланс (это потребует специализированных бухгалтерских знаний, поэтому не пытайтесь решить эту задачу, не имея похожего опыта).

Баланс должен содержать:

  1. Сведения об имуществе организации.
  2. Информацию о требованиях, предъявленных кредиторами.
  3. Результаты рассмотрения требований кредиторов.

Специальной формы для составления ликвидационного баланса не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности.

Как закрыть аптеку с долгами

Следует подать в налоговый орган следующие документы:

  • Документ об уплате госпошлины (чек из банка или его электронная версия)
  • Заявление по форме Р26001, заверенное нотариусом
  • Выписка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей
  • Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП
  • Выписка из ЕГРИП с указанием видов деятельности

После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке. Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам.

Как закрыть ооо с долгами

Бывают ситуации когда возникает необходимость закрыть свое предприятие. Причины для ликвидации ООО могут быть разными: убытки предприятия, проблемы с кредиторами, нарушения в налоговой отчётности и т.п.

Здесь мы ведём речь добровольной ликвидации. Шаги по ликвидации 1. Учредители принимают решение о ликвидации предприятия.2.

Уведомить налоговую о принятом решении, о закрытии ООО. После этого нельзя делать изменения в учредительных документах.

А ЕГРЮЛ вносится запись, что данное предприятие находиться в процессе ликвидации.3.

Как закрыть ооо: 10 шагов к ликвидации компании

Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:- форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»; — форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».
2.

Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации». 3. Подготовка документов:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • устав ООО;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • свидетельство налоговой инспекции о постановке на учёт;
  • договор учредителей о создании ООО;
  • справка о присвоении кодов статистики фирме;
  • извещения из ПФР, ФСС, ФОМС о взятии аптеки на учёт;
  • печать ООО;
  • копии паспортов и свидетельства ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.

Громкая сделка по покупке торговой сети «Магнит» государственным банком ВТБ не прошла незамеченной аптечными сетями. Они опасаются, что риск принятия законопроекта о продаже безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах увеличился.

Ранее фармацевты предупреждали о значительном росте цен на рецептурные лекарства, если безрецептурные препараты будут продаваться в обычной рознице.

Законопроект, разрешающий торговым организациям получать упрощенную лицензию на фармацевтическую деятельность и продавать безрецептурные лекарства, будет внесен в правительство РФ до 1 марта 2018 года. В 2008 году была попытка проделать тоже самое, но правительство идею не поддержало. Разработать законопроект распорядился первый вице-премьер страны Игорь Шувалов. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против его принятия высказалось большинство экспертов.

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка, пишет «КоммерсантЪ» .

«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - сказал гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов.

Он также пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Более половины объектов компании «Неофарм» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») также располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов, сообщил гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он.

Ранее фармацевты были менее категоричны. Указывая на то, что соотношение рецептурных и безрецептурны лекарств в аптеке составляет 51% к 49% (ред. - непонятно имеется ли ввиду объем продаж или количество препаратов в аптеке, скорее первое), они прогнозировали рост цен на рецептурные лекарства от 11% до 16% в зависимости от вида препарата. Против принятия законопроекта также выступает Минздрав, который опасается ненадлежащих условий хранения лекарств.

В целом, фармацевты, пожалуй, правы в своем возмущении. В правительстве исходили из опыта продажи безрецептурных лекарств в зарубежных странах. Однако почему-то не было учтено, что количество безрецептурных лекарств во многих странах значительно меньше. Немного утрируя, в Европе без рецепта можно купить что-то от насморка и средства гигиены, вроде спиртовых салфеток.

С другой стороны, риторика фармацевтов, да простят нас уважаемые бизнесмены, которые защищают свои нормальные интересы, напоминает не очень перспективный шантаж. Слабо верится, что аптечный бизнес решится на одномоментное уменьшение оборотов в два раза, даже не проанализировав квартальные цифры после принятия законопроекта. К тому же возможность повысить цены на рецептурные препараты никуда не исчезает. Если аптечный киоск без повышения цен не может оставаться рентабельным, то цены надо повышать, и никакой надзорный орган законно оспорить такое повышение не сможет.

Также достаточно очевидна причина изменения риторики на более эмоциональную. На прошлой неделе государство купило фактически контрольный пакет крупной торговой сети «Магнит». Сделка и громкая, и вызвавшая опасения на тему огосударствления рынка торговли продовольственными товарами по примеру .

Известно, что рентабельность «Магнита» второй год подряд ухудшается, и принятие законопроекта о продаже безрецептурных препаратов в обычной рознице позволит компании немного улучшить финансовые показатели. Фармацевты, вероятно, расценили сделку о покупке «Магнита» как увеличение вероятности принятия законопроекта.

Вопрос:
Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД, каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

При ликвидации обособленного подразделения (в данном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).
О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ (со 02.09.2010 г.) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).
Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.
За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).
Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (№ С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму № С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России «О внесении существенных изменений в статьи 23, 83 - 85 НК РФ в части учета организаций».
Также с 1 января 2010 г. организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.
Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.
За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», в частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные подпунктом «в» пункта 4 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.
Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.
Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.


09.11.10

Признаваться в финансовой несостоятельности - всегда неудобно. Вроде как получается, что предприниматель работает плохо. А что делать, если наращенную эффективность полностью съедает новая система налогообложения, которая приравнивает аптеку к ларьку, торгующему пивом и сигаретами? С 1 января этого года аптеки перевели на общую систему налогообложения, и ставка по страховым взносам сразу выросла более чем в два (!) раза - с 14 до 34%. Прибавьте рост арендной платы, энергоносителей и коммунальных платежей. Даже не будучи провидцами, провизорам не потребовалось много времени, чтобы понять - не выжить! - и даже таким «акулам» российского фармацевтического бизнеса, как, например, аптечная сеть «36,6». Вместе с коллегами из разных регионов страны представители компании озвучили результаты работы «по-новому». Итого: с начала года 20% российских аптек уже закрылись, 7% специалистов попали под сокращение. Перспективы не просто не радужные, а согласно которым до конца года закроется почти каждая вторая аптека, а те, кто выживет, вынуждены будут закладывать возросшее налоговое бремя в стоимость лекарств - в каждую ампулу и в каждую таблетку.

Прогнозы настолько удручающие, что РААС в середине июня провела брифинг, на котором через СМИ, по сути, обратилась напрямую к потребителю. Во-первых, по карману обычных людей, а любой из нас хоть раз в жизни ОРЗ да болел, это ударит в первую очередь (цены на лекарства неизбежно вырастут), скажется на удобстве потребителя (просто потому, что аптек станет меньше), и, возможно, затронет вопросы безопасности (вспомним теневой фармацевтический рынок, зарплаты в конвертах и все сопутствующее начала 90-х). Во-вторых, аптекари вынуждены обнародовать информацию - к чиновникам и депутатам они уже обращались.

В Минсоцздравразвития и Минпромторге не отрицают социальную значимость аптек, и депутаты Госдумы, наверное, так же болеют, как простые смертные, по крайней мере, по словам исполнительного директора РААС Нелли Игнатьевой, и те и другие выражают полное понимание и сочувствие. Тем не менее, закон вступил в силу, и аптекари платят налоги и взносы, не как продавцы жизненно необходимых ЛС, а как и все продавцы подчас не всегда полезных вещей. Вернее, даже больше, чем большинство из них.

Ни одна из российских аптек не относится к предприятиям малого бизнеса, - заявление Нелли Игнатьевой , исполнительного директора РААС, не может не вызвать недоумения. - Согласно классификации, мы не относимся к социальным предприятиям торговли, и, соответственно, не обладаем никакими льготами.

Данные министерства здравоохранения настолько разнятся с цифрами Росстата, даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как количество аптечных организаций, что не приходится удивляться той легкости, с которой они обрекают их на закрытие. Чиновники уверены, что в стране почти 70 тыс. аптечных организаций, статистики насчитали где-то в полтора раза меньше - 47 тыс. Вот и получается, что сокращение аптек в полтора-два раза в ходе естественного отбора не кажется ни законодательной, ни исполнительной власти катастрофой. После того как представители РААС начали ходить по кабинетам и отстаивать льготные ставки, чиновники от здравоохранения спохватились было и - подготовили в апреле законопроект, который предполагает введение льготных тарифов по страховым взносам. Но, во-первых, льготные - это все равно 26% (вместо прежних 14%), во-вторых, предусмотрена льгота только для аптек, оставшихся на ЕНВД, а таковых не много. По оценкам РААС, до 70% аптечных организаций страны с января этого года лишились льготной системы по ЕНВД, на «упрощенке» работает около 1% аптек, да и то - в Москве, где не применяется ЕНВД. Есть данные и по тем аптекам, которые и до нововведения платили в казну на общих основаниях. Послабление весьма сомнительное, к тому же это всего лишь проект. В общем, «воз и ныне там», ну не в ВОЗ же российским фармацевтам обращаться? Хотя формально, вроде бы чиновники не бездействуют, и доводы РААС были услышаны.

Что было, что - будет?

К гадалке не ходи, а факты и данные статистики - вещь упрямая. Порядка 20% российских аптек до января подпадали под общую систему налогообложения. И - все они (!) были убыточными или практически являлись таковыми. Выживали за счет других аптек сети, т.к. социальную значимость своих предприятий аптекари как раз отлично понимают, и не закрывали аптечные пункты даже в небольших населенных пунктах, где от силы раз в неделю кто-нибудь упаковку анальгина купит. По таким аптекам новые ставки ударили в первую очередь.

Мы закрываем предприятия в 1600 населенных пунктах, - цифры, озвученные генеральным директором государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» Александром Ли , - огромны. Но и край Красноярский велик и необъятен - по географии это 800 километров в длину и полторы тысячи километров в ширину. - Например, печально знаменитая Хатанга. Про потерю рентабельности не хочу говорить, она очевидна. К тем цифрам, которые называли коллеги, добавлю транспортную составляющую. У нас пересылка 10 килограммов лекарств в отдаленные населенные пункты обходится в 70 тысяч рублей!

Представителям государственных и муниципальных аптечных организаций, пожалуй, труднее всего. Пример Челябинска перед глазами, для которого новые ставки стали смертоубийственны. В крупном промышленном и региональном центре закрылись ВСЕ (!) муниципальные аптеки. Там принято решение о наделении ряда частных учреждений функцией льготного отпуска лекарств, но это опять же больше похоже на латание дыр в условиях общего системного сбоя. То же, что лечить воспаление легких аспирином.

К слову, фармацевты давно просили отменить ценорегулирование на препараты стоимостью ниже 100 руб. Аптеки как предприятия социально ответственные поддерживают обязательный ассортимент, зарабатывая на том же отечественном аспирине сущие копейки, но очередная попытка государства «сделать как лучше» переформулировала вопрос рентабельности для аптечных учреждений в вопрос жизни и смерти.

Мы не предлагаем, мы требуем, чтобы аптекам вернули социальный статус! - председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов категоричен. - Нельзя приравнивать аптеки к предприятиям торговли. Мое мнение, что ставка по отчислениям в социальные фонды для аптек не может быть больше 20%.

Аналитики РААС просчитали неизбежный рост цен на лекарства по ставкам, которые сейчас есть в налоговом законодательстве. Итак, при существовавшей ставке в 14% цены в этом году выросли бы на 3%, при ставке 20% соответственно до 5%; но, поскольку даже те аптеки, которые останутся на ЕНВД, возможно, и только в лучшем случае будут платить 26% в соцфонды, аналитики прогнозируют рост цен более 6%, а большинство аптек - по высшему тарифу в 34%, то можно ждать подорожание лекарств на 10%. Обращаю внимание, что этот рост цен рассчитан без учета инфляции.

«Московские аптеки»: Не боитесь, что обнародование подобных прогнозов чиновники от здравоохранения могут воспринять как шантаж?

Это констатация факта, - отвечает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. - Нам нечего терять.

Много было сказано про особенности выживания национальной фармацевтики, а теперь, что называется, - цифра дня. По данным Росстата на конец мая, средняя рентабельность российских аптек составляет 0,9%. Это при льготной системе налогообложения даже до 1% аптекари не дотягивали. В зависимости от размеров аптечной организации рентабельность варьировалась от 0,5 до 2%.В последнем случае, как правило, прибавку давали сопутствующие товары и лечебная косметика, что не может быть панацеей.

Кому выгодно и еще один извечный русский вопрос

Если лечить пневмонию аспирином, пациент, может, и выживет, если организм сильный и сам справится. Беда в том, что даже сильные мира фармацевтического и при существовавших ставках работали на грани рентабельности.

По словам генерального директора сети «36,6» Валерии Солок , отчисления в социальные фонды увеличились почти в 2 раза: «В абсолютных цифрах это 159 миллионов рублей только за I квартал этого года против 88 миллионов за тот же период прошлого года. Прибавьте НДС, который теперь аптеки, переведенные на общую систему налогообложения, также будут платить полностью. О какой инвестиционной привлекательности бизнеса можно говорить»?

Мы всегда поддерживали все инициативы правительства, например, в начале 2010 г. одними из первых добровольно снизили на 12% цены на ЖНВЛП.

Эта крупная фармацевтическая сеть могла себе это позволить - и за счет оборота, и за счет собственного производства, выпуская лекарственные средства и препараты под собственной торговой маркой. Отвечая на вопрос «что делать?», аптекари пребывают в некоторой растерянности. Пусть и снижая издержки, без закрытия ряда аптек не обойтись даже крупным сетям. Все они уже в минусе и закладывают на год отрицательный баланс. Осложнились отношения с дистрибьюторами, которые почувствовали уязвимость аптек, и, опасаясь недолговечности отношений (просто из-за того, что аптека может разориться), все менее охотно идут на отсрочку платежа и другие формы сотрудничества. Дробление крупных сетей на мелкие предприятия - как вариант, но, опять же, сопряженный с ростом издержек. Мелким участникам рынка, хотя, повторюсь, официально к предприятиям малого бизнеса аптеки не относятся, проще сменить сферу деятельности.

Закладывать возросшие затраты в цены - без вариантов. Напугать россиянина ростом цен практически невозможно. Интернет кишит возмущениями по поводу новой потребительской корзины на 2011-2012 гг. Обнародованный во второй половине июня закон оставляет потребности среднестатистического гражданина на уровне 2006 г., то же относится и к среднестатистическому москвичу. Итак, предполагается, что на лекарства гражданин тратит 10% от непродовольственных расходов, и это вместе с товарами первой необходимости и средствами санитарии, в абсолютных цифрах - это вообще кот наплакал, т.е. купил пару пачек стирального порошка (а за одеждой очень бережно надо ухаживать, а то одной-то ветровочки на 5 лет не хватит) - и на лекарства ничего не остается. Соседка-пенсионерка тратит на лекарства больше половины своей пенсии, это ей повезло, нет хронических заболеваний, львиная доля уходит на коммунальные платежи и на питание практически ничего не остается. Надо ли говорить, что при таком образе жизни - расходы на лекарства могут только расти, даже не из-за того, что аптекари поднимут цены на лекарства.

Один из журналистов задал вопрос про уход в Интернет как форму спасения. Провизоры не рассматривают его как вариант. Тогда уж в подполье, но возвращение к 90-м тоже больше имеет отношение к популизму, нежели к реальному способу борьбы за выживание. Интернет-аптека, как и обычная, должна иметь склад, который могли бы проверить контролирующие организации. Тем более что лекарства - товар не только жизненно важный, но и требующий соблюдения вполне конкретных условий хранения на разные их группы.

Мы говорим про нетеневой фармацевтический бизнес, - председатель координационного совета РААС Сергей Кривошеев вспомнил про квотирование в советские времена. - В Москве, где на одном пятачке возле метро можно встретить 5, а то и больше аптек, может, действительно, существует некоторый переизбыток данных торговых точек, и ликвидация части которых не будет так ощутима.

В первую очередь новая система налогообложения ударила по регионам, особенно по дотационным. Столица вообще в данной ситуации - не показатель, скорее уж Челябинск, где закрылись все муниципальные аптеки, та же Хатанга и Красноярск. В Красноярске, кстати, только за 2 года торговые точки государственного предприятия «Губернские аптеки» подверглись более чем 700 проверкам! Поэтому, переходя к вопросу, кому и зачем это надо, при всей внешней очевидности ответа на него не найти.

Если государство так хочет контролировать фармацевтический бизнес «от и до» (если аптек станет меньше, делать это будет намного проще), то, по словам участников брифинга, этот, пожалуй, и так самый прозрачный бизнес, легко мониторится и проверяется.

Увеличить наполняемость соцфондов? Сомнительно, с учетом ликвидации ряда предприятий, «выжившие» будут приносить столько же, если не меньше. Позиция чиновников напоминает поведение старухи из сказки про золотую рыбку. Как можно было увеличивать ставки более чем вдвое, если данные по существовавшей рентабельности в 1% Росстат не хранил под грифом «совсекретно»? И кто будет наполнять фонды? И все равно мы отнесем эти деньги в аптеки, чтобы купить лекарства по выросшим ценам. Тут чиновники правильно рассуждают, лекарства - вещь необходимая, может быть, больше, чем хлеб. Если заболел - никуда не денешься, пойдешь и купишь, то, что, как говорится, «доктор прописал». А вот про пенсии - это они зря. Притом что у нас по средней продолжительности жизни мужчины вообще не доживают до пенсионного возраста, в т.ч. и из-за уровня медицинского обслуживания, и далеко не всем интересно, сколько и куда отчисляется сейчас. В общем, широкомасштабная реформа здравоохранения задела и фармацевтику. РААС в очередной раз обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с просьбой об индивидуальном рассмотрении вопроса налогообложения аптечных организаций. И если обмен полисов вызывает технические вопросы со стороны пациентов и некое сопротивление со стороны врачебного сообщества, то резкое увеличение налогового бремени в отношении аптек - не контрастный душ для оздоровления фармацевтического рынка (выживет сильнейший), мы-то знаем, что закаливанием можно заниматься, когда организм здоров, а при существовавшей рентабельности в 1% это больше похоже на эвтаназию.

Ксения Алексеенко



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация