По той же шпоре - «Право ВТО». Пакет многосторонних соглашений системы ВТО

Главная / Земля

Пакет договоренностей Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров состоит из Соглашения об учреждении ВТО (неотъемлемая часть Заключительного акта) и приложений к этому документу. Приложения содержат правовые соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО, должна принять все договоренности без каких-либо исключений. Единственная льгота, предусмотренная в этом плане, – это различные сроки реализации договоренностей: более длительные для развивающихся стран и в отдельных случаях –для государств с переходной экономикой.

Соглашение об учреждении ВТО охватывает только организационно-процедурные вопросы. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения . Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (далее – ГАТТ 1994), включающее целый ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и целый ряд договоренностей и других правовых документов.

Все правовые документы, появившиеся в итоге Уругвайского раунда, составляют один интегрированный пакет соглашений и договоренностей. Этот пакет содержит правовые нормы, положения и решения, содействовать выполнению которых и призвана ВТО. В этом плане аббревиатура "ВТО" имеет двойной смысл: она обозначает организацию и одновременно комплекс правовых документов, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. В российской и зарубежной правовой и экономической литературе все чаще употребляется термин "право ВТО" (the Law of WTO). И это не случайно.

Положения соглашений, образующих правовую базу ВТО, кодифицируют в систематизированном виде то, что обычно называют общепринятой мировой практикой. Термин "общепринятая мировая практика" – это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торговых отношений. Общепринятая мировая практика опирается на сложную систему многосторонних соглашений, конвенций и решений, уходящих своими корнями в глубь национальных законодательств крупнейших стран мира, и создает во многом общее международное правовое пространство – основу, обеспечившую рост мировой торговли.

Структура и состав

Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, которые могут стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайших десятилетий .

Соглашение об учреждении ВТО имеет четыре приложения.

Приложение 1 включает приложения ΙΑ, 1В и 1C.

Приложение 1А содержит многосторонние договоры по торговле товарами: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и 12 смежных с ним многосторонних договоров:

  • 1) Соглашение по сельскому хозяйству;
  • 2) Соглашение по текстилю и одежде;
  • 3) Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • 4) Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • 5) Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам;
  • 6) Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (таможенная оценка товаров) (далее – Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994);
  • 7) Соглашение по предотгрузочной инспекции;
  • 8) Соглашение по правилам происхождения;
  • 9) Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
  • 10) Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
  • 11) Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (антидемпинг) (далее – Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994);
  • 12) Соглашение по специальным защитным мерам.

Приложение 1В включает в себя Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Приложение 1С содержит Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Приложение 2 включает Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Приложение 3 определяет механизм обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4 содержит соглашения с ограниченным числом участников. Это необязательные (факультативные) для членов ВТО международные соглашения, которые иногда называют секторальными инициативами. Они создают обязательства только для их участников, существуют автономно и остаются за пределами системы соглашений пакета ВТО.

Первоначально их было четыре:

  • 1) Соглашение по торговле гражданскими воздушными судами (22 участника);
  • 2) Соглашение по государственным закупкам (23 участника);
  • 3) Соглашение по торговле говядиной (16 участников);
  • 4) Соглашение по торговле молочными продуктами (9 участников).

Договаривающиеся государства прекратили действие двух последних Соглашений 31 декабря 1997 г.

В процессе деятельности ВТО появились новые соглашения с ограниченным числом участников. Среди них: Соглашение по информационным технологиям, известное также как Декларация о торговле изделиями информационных технологий (1996) и Соглашение по основным телекоммуникационным услугам (1998).

Как уже говорилось, в ВТО действует принцип "единого пакета": страна, вступающая в ВТО, должна принять обязательства по всему пакету обязательных соглашений. Что касается факультативных соглашений (входящих в Приложение 4 либо принятых в процессе функционирования ВТО), то с ними дело обстоит иначе.

С одной стороны, они не входят в "пакет", поэтому присоединение к ним нельзя рассматривать в качестве обязательного условия вступления в ВТО. Однако, с другой стороны, государство может вступить в ВТО лишь на условиях, согласованных между ним и ВТО (п. 1 ст. XII Соглашения об учреждении ВТО). И никто не мешает ВТО потребовать от государства присоединения к тому или иному факультативному соглашению (секторальной инициативе) в качестве условия вступления в эту организацию.

В силу п. 3 ст. XIV в случае коллизии между Соглашением об учреждении ВТО и любым другим договором системы ВТО применяется Соглашение об учреждении ВТО.

Исходя из соответствующих положений договоров, смежных с ГАТТ, нормы ГАТТ 1994 г. рассматриваются как общие нормы, а нормы любого договора, смежного с ГАТТ, – как специальные нормы. При этом необходимо помнить, что по сложившимся в международном праве принципам специальная норма отменяет общую (lex specialis derrogat generali).

Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько основных групп.

  • 1. Соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень заметно, но в будущем может стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), которое в ближайшие годы может вырасти в Многостороннее соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер.
  • 2. Многосторонние соглашения, подробно регулирующие отдельные, более частные вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС. Например, Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. (Соглашение о таможенной оценке товаров), Соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашение по защитным мерам (ст. XIX ГАТТ) и др.
  • 3. Соглашения, которые вводят в сферу действия ВТО новые области, которые первоначально не входили ни в ГАТТ, ни в ГАТС или входили в виде отдельных вопросов. Некоторые из них появились давно, еще в 70-е гг. XX в., но прошли известный путь в ВТО в сторону своего развития и совершенствования.

Это два соглашения, регулирующие сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы, это соглашение по сельскому хозяйству, соглашение по текстилю и одежде. И соглашения, которые конкретизируют ряд положений ГАТС: соглашения по телекоммуникациям, по финансовым услугам и ряд других.

4. Решения самих органов ВТО или решения, родившиеся на основе разборов спорных и конфликтных ситуаций, которые интерпретируют те или иные положения документов ВТО. Их очень много . Любопытно, что сами работники Секретариата ВТО любят говорить, что система ВТО – это система прецедентного права. И это последнее положение имеет огромное значение для того, чтобы правильно понимать те основные положения, которые в общей форме зафиксированы на верхнем ряду соглашений. Без этого нельзя их правильно оценить, понять и применить.

Отмеченные выше детали правового механизма ВТО не исчерпывают всей сложности правового устройства ВТО. Выше уже говорилось о том, что правовой механизм ВТО носит пакетный характер. Это означает, что все его правовые положения взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Развитие или толкование любого из действующих правовых положений ВТО не только меняет это конкретное положение, но может изменить и правовое звучание других норм ВТО.

Поэтому одна из важных задач заключается в том, чтобы следить за тем, как в ходе многочисленных разбирательств конфликтных ситуаций интерпретируются отдельные положения ВТО.

Большие сложности в трактовке положений ВТО обусловлены тем, что правовая система ВТО – это развивающийся механизм. Его развитие происходит, прежде всего, путем уточнения смысла правовых норм и создания прецедентов, происходящих при выяснении спорных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций в рамках Органа по разрешению споров ВТО. В ходе его заседаний были прояснены положения соглашений и договоренностей ВТО, многие правовые нормы и термины получили более четкое правовое наполнение, родились прецеденты, заложившие новые направления правовой деятельности ВТО.

Решения, достигнутые в ходе разрешения споров, привели к появлению более точных формулировок во многих соглашениях

ВТО. Однако это было только частью развития правовой системы ВТО. Дело в том, что многие соглашения ВТО остались незавершенными в ходе Уругвайского раунда, и часть нерешенных вопросов была перенесена на последующий период. Поэтому ряд соглашений ВТО получил так называемую встроенную повестку дня переговоров по незавершенным вопросам или предложения возобновить переговоры в более поздний период.

Наконец, развитие правовых норм ВТО связано с переговорами по новым вопросам или направлениям деятельности ВТО, которые включаются в повестку дня переговоров конференциями министров стран – членов ВТО. В частности, четвертая Конференция министров (ноябрь 2001 г.) приняла развернутую повестку дня переговоров, рассчитанную на несколько лет. Россия получит возможность полноправного участия в этих переговорах, только став членом ВТО.

Еще одна особенность правовой системы ВТО связана с тем, что правовые нормы ВТО имеют жесткую связку с правовыми условиями национальных систем, регулирующих внешнюю торговлю. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального права , регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых соглашениях ВТО, обязательно должно стать нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений, модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению к ВТО.

В мировой практике определились три пути сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО.

Один путь условно называют бразильским. В Бразилии основные документы ВТО были переведены на португальский язык и с небольшой преамбулой опубликованы как национальные законы. Став национальными бразильскими законами, они сразу взяли на себя основную тяжесть во всех конфликтных ситуациях.

Второй путь условно называют японским. Япония заявила о том, что она признает соглашения ВТО и в тех случаях, когда возникают какие-либо разночтения или сложные ситуации, обращаться нужно не к японскому законодательству, а к соответствующему соглашению, правовой норме, действующей в рамках ВТО. И никаких коренных изменений в свои национальные законы пока не вносила .

Россия выбрала свой путь и стала создавать национальные законы, включая в них иногда дословно правовые нормы ВТО. Этот путь оказался очень сложным, поскольку многие положения ВТО, просто переведенные на русский язык, часто теряют правовой смысл. Дело в том, что правовые нормы ВТО сложились исторически, и то, каким образом они появились, развивались, росли и во что превратились, определяет их суть. Поэтому содержание многих норм ВТО, когда они включаются в национальное законодательство, могут быть правильно поняты и точно перенесены только в том случае, если законодатели знают, как эти нормы возникли и развивались и какое окончательное содержание они получили в результате толкования того или иного термина в ходе работы многочисленных органов ВТО.

Создателям нового российского внешнеторгового законодательства, совместимого с правилами ВТО, придется считаться и еще с одной важной особенностью законодательной практики России. В ст. 15 Конституции РФ говорится о том, что положения международного договора имеют преимущество над положениями национального законодательства. Поэтому после присоединения России к ВТО правовые нормы ВТО войдут напрямую в правовую систему России. А это, в свою очередь, в случае расхождения национальной правовой нормы и нормы ВТО вызовет появление своеобразной двухуровневой правовой системы в сфере внешней торговли.

  • Такой устав в 1945–1948 гг. был разработан для Международной организации по торговле и занятости, из которой выделилось ГАТТ.
  • The General Agreement on Trade in Services (GATS). The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS).
  • Этот пакет включает 19 соглашений, 27 решений, 7 взаимопониманий, 3 декларации общим объемом около 500 страниц сложного юридического текста (для сравнения: ГАТТ 1947 г. включало около 100 стандартных страниц текста). Трактовка и наполнение содержанием отдельных правовых норм и терминов – это живой и развивающийся процесс, за которым надо непрерывно следить и учитывать его при анализе правовой системы ВТО и сопоставлении с ней национальной правовой организации внешней торговли товарами и услугами. Правовой текст пакета ВТО содержится в издании ВТО: The results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Geneva, 1995.
  • Сведения о них можно найти в регулярном издании "GATT Analytical Index" и в ежегодных отчетах ВТО "WTO Annual report".
  • Есть и прямо противоположный подход: законодательство США. Акт по Соглашениям Уругвайского раунда, раздел 102(a)(1), который устанавливает связь между соглашениями ВТО и законодательством США, определяет, что "любое из положений соглашений Уругвайского раунда, равно как и любое из применений такого положения по отношению к любому лицу или обстоятельству, если они не соответствуют любому закону США, не должны иметь силу".

Поистине знаковое событие - так президент Владимир Путин охарактеризовал исторический визит короля Саудовской Аравии в Россию. И его по праву можно назвать беспрецедентно плодотворным. По итогам переговоров лидеров двух стран в Кремле подписан всеобъемлющий пакет документов, касающийся самых разных сфер сотрудничества.

Прием по императорски. Короля Салмана Владимир Путин встречает в тронном зале Кремлевского дворца. Позолоченные стены Андреевского зала лишний раз подчеркивают значимость визита. Трудно поверить, но за всю историю двух стран - это лишь первое посещение России лидером Саудовской Аравии. Хотя Салман был в России в качестве губернатора еще в 2006 году, передает .

"Наши отношения имеют большую довольно историю, в 1926 году, 90 лет назад, наша страна, Советский Союз тогда, было первым государством, которое признала вновь образованное королевство, созданное вашим отцом Абдель Азизом бен Саудом. И вот теперь нам очень приятно принимать здесь вас, ваше величество. Уверен, что ваш визит послужит хорошим толчком в развитии наших межгосударственных связей", - отметил Путин.

"Мы благодарим вас, господин президент, за оказанный нам радушный прием, мы счастливы находиться в дружественной нам стране. Мы стремимся к укреплению двусторонних отношений в интересах мира и безопасности, в интересах развития мировой экономики", - заявил король Салман.

Потенциал этих переговоров по своему масштабу, пожалуй, не имеет аналогов. В повестке дня - военно-техническое, экономическое, гуманитарное и культурное сотрудничество. Поэтому от беседы в узком составе достаточно быстро перешли к расширенному формату.

"Только что мы провели переговоры в очень узком составе, очень подробные. Говорили о двусторонних отношениях и о ситуации в регионе. Это была очень содержательная беседа, предметная и очень доверительная", - рассказал Путин.

Россия и Саудовская Аравия сегодня играют главную роль в разрешении ближневосточных конфликтов. Объединение усилий арабских стран необходимо для создания фронта борьбы с терроризмом. Но для этого необходимо учитывать права народов, сохранять единство и территориальную целостность государств. Лидеры стран обсудили йеменский кризис, палестинскую проблему, референдум в Ираке и сирийский конфликт.

"Что касается сирийского кризиса, мы призваны добиваться его завершения в соответствии с решениями "Женевы-1" и резолюцией Совета Безопасности ООН 2254, найти политическое решение, которое бы гарантировало достижение безопасности стабильности и сохранения единства и территориальной целостности Сирии", - указал король Саудовской Аравии.

Еще одной не менее важной темой стало сотрудничество в энергетической сфере. Россия и Саудовская Аравия на двоих добывают 25% мировой нефти. Экономики обеих стран зависят от цен на энергоресурсы.

"Имеются большие возможности для расширения, диверсификации базы экономического сотрудничества между нашими странами, для создания торгово-экономической, инвестиционной базы, которая была бы в состоянии увеличить использование относительно специфических черт, которые имеются у наших государств, в интересах двух стран и в интересах развития торгового обмена во всех направлениях в соответствии с программой "Видение Королевства 2030", - отметил король Саудовской Аравии.

По итогам переговоров лидеры стран подписали полтора десятка документов. Саудовская Аравия договорилась о поставках зенитных ракетных систем С-400 и новейших автоматов Калашникова. "Газпром нефть" и крупнейшая нефтяная компания мира Saudi Aramco договорились обмениваться технологическим опытом, следующий шаг - совместная разработка месторождений. Сотрудничество предполагается по всем направлениям - в военно-технической и энергетической сферах, в области сельского хозяйства и культуры. Уже в конце месяца в Эр-Рияде пройдет межправительственная встреча двух стран. Продолжить диалог на Саудовской земле король Салман предложил и Владимиру Путину.

"Ваше величество, спасибо большое. Спасибо за приглашение. Я помню свою предыдущую поездку в вашу страну и обязательно воспользуюсь вашим приглашением посетить Саудовскую Аравию еще раз", - сказал Путин.

Сотрудничество двух стран в четверг обсуждали на инвестиционном форуме. Саудовская Аравия планирует вложить средства в 25 российских проектов в различных сферах - товары народного потребления, сельское хозяйство, инфраструктура и нефтегазовый сектор. Россия в свою очередь может помочь в развитии атомной энергетики и увеличит поставки зерна.

"Мы уверены, что подписанный сегодня солидный пакет документов не только создает необходимые договорно-правовые рамки для дальнейшей кооперации, для ее углубления, но и позволяет вывести российско-саудовское партнерство на новый качественный уровень", - заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Переговоры завершились государственным обедом в честь короля Саудовской Аравии. Перед отъездом делегации Владимир Путин еще на несколько минут задержал гостя. О чем говорили лидеры двух стран в неформальной обстановке, было не слышно, но улыбки на лицах выдавали полное удовлетворение итогами встречи.

Никита Васильев, "ТВ Центр".

Соглашение между различными думскими фракциями при активной позиции президентской администрации о распределении руководящих постов в Государственной Думе. Обычно принимается на определенный срок, после чего начинается период пересмотра пакетного соглашения, суть которого сводится фактически к торгу с президентской властью на основе произошедших изменений в раскладе сил между различными партиями.

И еще один аспект весенних баталий: срок «пакетного соглашения», согласно которому фракции поделили портфели председателей комитетов, закончился. Это значит, что внутри Думы предстоит межфракционная «борьба за комитеты». Фракция НДР по-прежнему претендует на портфель председателя Комитета по обороне. «Яблоко» будет стараться оставить за собой Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Впрочем, этот комитет может разделиться на два или даже три комитета: один - по финансам, другой - по налогам, третий - по бюджету… А кое-какие комитеты, как, скажем, Комитет по туризму, могут приказать долго жить.

(«Российская газета» (Москва). 09.01.1998).

Но окончательно от идеи переубедить президента левые, похоже, не отказались. Даже весной этого года, когда их отношения с властью совсем испортились, следствием чего стал пересмотр пакетного соглашения о распределении руководящих постов в Госдуме, левые больше критиковали правительство и администрацию президента, а не его самого. Поэтому Геннадию Зюганову приходится проводить «гибкую политику»: публично ругать главу государства, чтобы показать избирателям свою оппозиционность, и одновременно искать к нему подходы и пытаться договориться.

МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Подписанный в Пекине в пятницу пакет российско-китайских соглашений по мирному атому стал крупнейшим в истории сотрудничества обеих стран в ядерной сфере, говорится в сообщении госкорпорации "Росатом".

Торжественная церемония состоялась в рамках встречи президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Подписанные документы определяют основные направления развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере атомной энергетики на ближайшие десятилетия, отмечается в сообщении. Данный пакет соглашений является крупнейшим в истории российско-китайского сотрудничества в ядерной сфере. Уникальность пакета обусловлена тем, что речь идет о сотрудничестве сразу по нескольким высокотехнологическим проектам, не имеющим аналогов в мировой атомной отрасли, отмечает Росатом.

Подписание дает старт масштабной программе проектов сотрудничества России и Китая — совместное сооружение новых блоков на площадке Тяньваньской АЭС (блоки №7 и №8, по данному проекту подписан межправительственный протокол и рамочный контракт на сооружение реакторов ВВЭР-1200, которые относятся к новейшему поколению 3+); серийное сооружение АЭС российского дизайна на новой площадке в Китае (подписан межправительственный протокол и рамочный контракт на сооружение на площадке АЭС "Сюйдапу" двух энергоблоков российского дизайна с реакторами ВВЭР-1200). Данные соглашения предусматривают в будущем возможность сооружения новых блоков.

В соответствии с подписанными контрактами российская сторона будет проектировать ядерный остров станции, а также поставит ключевое оборудование ядерного острова для блоков №7 и №8 Тяньваньской АЭС и для блоков №3 и №4 АЭС "Сюйдапу". Пуск блока №7 Тяньваньской АЭС запланирован на 2026 год, блока №8 - на 2027 год. Пуск блоков №3 и №4 АЭС "Сюйдапу" запланирован на 2028 год, сообщает Росатом.

Также стороны будут сотрудничать по сооружению китайского демонстрационного реактора на быстрых нейтронах (CFR-600). Подписано межправительственное соглашение и рамочный контракт. Российская сторона, имеющая большой практический опыт в создании и эксплуатации быстрых реакторов, будет задействована в части поставок конкретных элементов данного демонстрационного реактора, оказании услуг и поставок топлива. Проект реактора разрабатывает китайская сторона.

Наконец, РФ и Китай будут сотрудничать в поставках в Китай партии российских радионуклидных тепловых боков (ТБ). Подписан контракт на поставку новой партии ТБ, которые являются элементами радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), для нужд китайской лунной программы.

Торговля, энергетика, космос. Целый пакет соглашений подписан сегодня в Китае, куда с государственным визитом прибыл Владимир Путин. Завтра стартует саммит Шанхайской организации сотрудничества, и президент России примет в нем участие.

Сегодня - большие переговоры с руководством КНР. Сотрудничество между нашими странами на очень высоком уровне. И, как отметил Владимир Путин, товарооборот уже скоро может достичь рекордных 100 миллиардов долларов.

Владимир Путин прилетел в Пекин сегодня около часа дня по местному времени. Это государственный визит, то есть прием по высшему дипломатическому рангу. Сразу же из аэропорта кортеж российского лидера направился в Дом народных собраний. У здания китайского парламента Путина встретил Си Цзиньпин, оркестр исполнил национальные гимны России и Китая, а потом в знак особого уважения – «Катюшу». Сразу же после совместного фотографирования Путин и Си Цзиньпин отправились на переговоры, сначала - в узком формате, потом - в расширенном. В итоге - совместное заявление и девять подписанных соглашений. Объявляя это, Си Цзиньпин называет Владимира Путина дорогим другом. Российский президент отвечает: партнерство с Китаем - один из важнейших приоритетов нашей внешней политики. Экономическое сотрудничество между странами выходит на рекордный уровень.

«По итогам прошлого года товарооборот между нашими странами составил 87 миллиардов в долларах, при этом увеличились поставки продукции с высокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств. В январе-марте объем российско-китайской торговли вырос еще на 31%. И, если нам удаться сохранить такие темпы, то к концу года мы сможем выйти на рекордные показатели, на уровень, о котором мы говорили в течение предыдущих нескольких лет, сто миллиардов долларов», - отметил Владимир Путин.

Среди подписанных соглашений - крупные энергетические контракты и пакет документов в космической отрасли.

«Росатом» построит дополнительно два энергоблока тайваньской АЭС. Кроме того, согласовано строительство в КНР еще одной атомной станции российского дизайна на новой площадке. При содействии России в Китае будет возведен демонстрационный реактор на быстрых нейтронах, передовые российские наработки будут задействованы в китайской лунной программе. Подчеркну, такого формата взаимодействия у нас нет ни с одной другой страной мира. Речь идет об очень чувствительных, уникальных разработках российских ученых и специалистов», - сказал Владимир Путин.

Столь масштабное партнерство России и Китая на фоне в целом нестабильной ситуации в мире, как заявил Си Цзиньпин, пример новой архитектуры международных отношений.

«В последнее время поднимает голову торговый протекционизм. Для глобальной экономики существует немало факторов нестабильности. В этой связи экономическая глобализация и региональная интеграция остается необратимой тенденцией. В таких условиях Китаю и России необходимо активно развивать строительство экономического пояса Шелкового пути и взаимодействие Китая с ЕврАзЭС», - сказал Си Цзиньпин.

На переговорах обсуждались ключевые международные проблемы, оба лидера отметили общий взгляд на их решение, в частности речь шла о ситуации на Корейском полуострове. Владимиру Путину был вручен орден Дружбы, в Китае это высшая государственная награда, которой может быть удостоен иностранец.

Лидеры двух стран на скоростном поезде отправились в город Тянь-цзинь, где будут наблюдать за хоккейным матчем юниорских клубных команд России и Китая. А после в честь российского президента будет дан торжественный прием от имени председателя КНР.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация