Осуществление государственной власти в рф. Кто осуществляет государственную власть в РФ и субъектах РФ? Виды органов государственной власти

Главная / Квартира

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Перед тем как ответить на вопрос о том, кто осуществляет политическую власть в Российской Федерации, нужно разобраться, что же такое власть вообще.

Понятие власти

Во-первых, она проявляется в любой общности людей, в любом человеческом коллективе. И существовала на всех этапах человеческой истории. Это связано со сложностью общества, которое постоянно нуждается в управлении.

Во-вторых, она осуществляется через определенные институты власти и учреждения.

В-третьих, власть неразрывно связана с обязательными указаниями и распоряжениями.

Источники власти

Многие ученые рассматривают появление и существование власти, основанной на силе принуждения. Например, физической - более сильный подчиняет слабого. Пример можно увидеть у животных, когда сильный вожак управляет стаей. Но не только физическая сила является источником власти. Это может быть интеллект, авторитет, убеждения, знания и т.д. В качестве примера может служить подчинение воле пожилого охотника в лесу молодых и более сильных физически соплеменников. В данном случае власть основана на опыте, знаниях, мудрости. Действительно, сегодня физическая сила редко играет значимую роль в качестве источника власти, однако институты силы и принуждения все же существуют. Это вооруженные силы, органы государственной безопасности.

Особенности государственной власти

Чтобы ответить на вопрос, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации, необходимо разобраться с особенностями государственной власти.

Они следующие:

Власть проявляется только через такой социальный институт, как государство. Стоит отметить, что только оно имеет аппарат управления. Значит, только государство имеет право применять силу внутри общества.

Публичность . В теории права под данным понятием понимается управление профессиональным аппаратом, которое контролируется всем обществом.

Суверенность . Под этим понятием подразумевается то, что государственная власть больше никому не подчиняется внутри общества. Ее же распоряжения, наоборот, обязательны для всех членов общества.

Универсальность . Распространяется на всю территорию страны и всех людей, находящихся внутри нее.

Система власти

Теперь мы вплотную подошли к вопросу о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Россия, согласно Конституции, является федеративным государством. Это значит, что система государственной власти - двухуровневая. Существуют федеральные органы власти и местные - региональные. Особенностями первых является то, что их императивные нормы (указы, распоряжения, нормативно-правовые акты) общеобязательны на всей территории государства. Региональные субъекты власти распространяют свое влияние только в пределах конкретного административного субъекта Российской Федерации.

Вся эта сложная структура входит в единую управленческую систему, согласно Основному закону страны.

Помимо территориального деления Конституция определяет виды власти по компетенции. Так, существует разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Все они независимы друг от друга, но тесно связаны между собой. Но помимо традиционных трех ветвей российская Конституция предполагает четвертую – президентскую власть. Юридически, конечно, она не выделена, но нормы Основного закона отделяют Президента от всех ветвей власти и наделяют его особыми полномочиями.

Президент в системе государственной власти

Государственную власть в Российской Федерации вправе осуществлять Президент. По Конституции он - глава государства. Но ошибочно полагать, что президентская власть стоит выше трех других ветвей. Это не абсолютная воля императора. Система российского права в области государственного управления устроена таким образом, что существует целая система противовесов. Глава государства России - не восточный деспот, воле которого подчиняются все и вся. Его власть ограничена Конституцией, на основе которой и осуществляются его полномочия. Кроме нее существуют также федеральные законы, нормативно-правовые акты.

Президент ограничивается по времени своего правления и выбирается прямым всенародным голосованием. Сегодня это шестилетний срок вместо первоначального четырехлетнего. Кроме того, невозможно находиться у власти более двух сроков подряд. Совсем недавно многие считали, что президент В. В. Путин изменит это правило и останется на третий срок подряд. Но они ошиблись. 4 года он после своего президентского правления пробыл в кресле премьер-министра и снова победил на выборах. Главная задача Президента РФ – защищать Конституцию, а также права и свободу граждан.

Рычаги влияния главы государства

Они следующие:

Право вето.

Право обращения с запросом в Конституционный Суд.

Право роспуска Парламента и назначения новых выборов.

Право отставки Правительства.

Законодательная власть

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют также органы законодательной власти. Высшим из них является Федеральное Собрание РФ. Особенность законодательных органов - в том, что они формируются посредством голосования. Системы выборов все время варьируются. Сначала была смешанная система комплектования кандидатов в Парламент, потом сделали пропорциональную, по партийным спискам. Также существует мажоритарная - по территориальным округам. Но у нас в стране она не применяется. Какую бы систему ни использовали, вывод один: законодательная власть зависит от воли народа. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право голоса. Особенностью законодательной власти является то, что она - высшая власть в стране. Это связано с тем, что ее решения принимают статус законов, которые обязательны абсолютно для всех, в том числе и для носителей других видов власти.

Законодательную государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют местные законодательные собрания. Они также формируются путем голосования граждан в соответствующем территориальном субъекте РФ.

Исполнительная власть

Федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют ет также органы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом является Правительство. Оно осуществляет управление государством, согласно Конституции, Федеральным законам, нормативно-правовым актам законодательной власти, а также указам и распоряжениям Президента РФ.

Возглавляет этот орган Председатель Правительства, которого утверждает Президент с одобрения Государственной Думы. Последняя, конечно, может не одобрить кандидатуру, предлагаемую Главой государства. Но после двух попыток Президент может распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Таким образом, подведем итоги того, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Конституция наделяет этим правом вышеперечисленные субъекты.

Судебная власть

Что касается судебной системы, то она построена по принципу общедоступности и справедливости. Она призвана следить за соблюдением закона в стране. Отличие ее - в том, что эта власть применяет санкции за нарушение законодательства. Решение судебной власти обязательно к исполнению теми, на кого оно направлено, и основано на уже имеющихся нормативно-правовых актах и законах.

Надеемся, мы ответили на вопрос о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст-венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по-вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра-зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол-нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма-тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле-гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох-рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со-стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за-седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе-деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю-щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од-ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе-ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель-ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует-ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол-нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе-датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе-дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со-
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя-
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз-
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов- ный Суд РФ.

Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре-делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают эконо-мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот-стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто-ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар- битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит-ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров-ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни-кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от-рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече-ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо-рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра-
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ состоит из:

Конституционной юстиции

Судов общей юрисдикции

Арбитражных судов

1.Конституционная юстиция – включает в себя Конституционный суд РФ, действующий на основании ФЗ «О Кон. Суде РФ» от 21 июля 1994, кон.

Государственная власть РФ

и уставные суды в субъектах РФ;

2.Суды общей юрисдикции – включает в себя:

Верховный суд РФ, Верховные суды субъектов РФ, краевые, областные, суды автономных областей, округов, суды городов федерального значения, городские суды, военные суды, районные.

мировые суды – это низшее звено судебной системы, рассматривающие в упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела.

3.Арбитражные суды – в эту систему входят: Высший Арбитражный суд, арбитражные суды субъектов.

Суд – орган гос., осуществляющий правосудие, применяющий меры гос. принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Судья – должностное лицо, участвующее в рамках закона в отправлении правосудия.

Конституционно- правовой статус судей:

1.граждане Р.Ф., достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

2.судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только федеральным законам;

3.судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судей других судов назначаются Президентом, сроком на 3 года;

Прекращение деятельности судов:

1.по желанию судей с заявления в письменной форме об отставке;

2.по решению квалифицированной коллегии судей.

Конституционно-правовые основы судебного процесса:

1.разбирательство дел открытое, публичное. Слушание дел допускается, в том случае, если этого требует гос. или коммерческая тайна;

2. заочное разбирательство уголовных дел не допускается.

3.судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

4.в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных;

5.финансирование судов производится только из фед. бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с фед. законом.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации15.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы — суд.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют…

Вернуться назад на Государственная власть

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 11 Конституции РФ

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. И на том и на другом уровне реализуется принцип разделения властей.

Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет Правительство РФ. На уровне субъектов федерации также является свой исполнительный орган, например, в Челябинской области это Правительство Челябинской области.

Федеральные органы исполнительной власти имеют свою структуру, которая установлена Указом Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.


Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Она занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства.

Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Само название говорит за себя - это та власть, которая дает стране новые законы. Помимо законодательной, в РФ на равных правах существуют законодательная и исполнительная власти. Где сосредоточена законодательная власть и какие ее органы осуществляют?

Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как уже стало понятно, законодательная власть занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства. Во всем мире принято эти функции закреплять за парламентом. Органы законодательной власти в РФ тоже представлены парламентом, который носит название Федеральное Собрание.

Оно состоит из двух палат - Государственной Думы (нижней) и Совета Федерации (верхней). Эти законодательные органы также еще называют представительными. Это означает, что входящие в них члены (в случае Госдумы - депутаты) представляют интересы народа и избираются им, каждый от своего субъекта РФ.

Парламент: Государственная Дума

450 депутатов каждый созыв, то есть раз в шесть лет, собираются в Госдуме РФ для того, чтобы обсуждать и принимать законы. Эти законы должны улучшить жизнь страны и народа, они касаются каждого гражданина РФ. Поэтому россияне должны ответственно подходить к вопросу народных выборов, ведь депутаты в Госдуму избираются именно населением от своих регионов. А знаете ли вы, кто представляет вашу область/край в нижней палате парламента? И знаете ли, что к ним можно обратиться по многим неразрешимым на местном уровне вопросам?

Подчас депутаты вносят на рассмотрение довольно удивительные законы. Народные избранники в свое время предлагали ввести 12-часовой рабочий день, чтобы уменьшить нагрузку на психику; штрафовать гомосексуалистов на 4-5 тысяч рублей за выражение своих чувств на публике; создать «моральный кодекс» для российских туристов, предполагающий запрет на ношение купальников россиянками в мусульманских странах и запрет употребления алкоголя на отдыхе за рубежом.

С последней инициативой выступал Виталий Милонов, когда еще был депутатом Законодательного Собрания Петербурга. В данный момент депутат получил думский мандат, а о его законодательных идеях в этом амплуа новостей пока нет. Кроме того, Госдума РФ не только придумывает и претворяет в жизнь законы, но и утверждает бюджет страны.

Законодательная власть в нашей стране представлена еще одним органом - Советом Федерации. Именно здесь рассматриваются принятые в Госдуме законы. Особое внимание уделяется тем законодательным актам, которые затрагивают вопросы бюджета РФ, налогов, других форм финансового регулирования, международного положения РФ, вопросов проведения границ страны и принятия участия в войне.

Члены Совета Федерации назначаются главами администраций тех территориальных единиц страны, от которых назначаются новые парламентарии. В каждой из палат есть свои комитеты и председатель. В Совфеде председателем уже пять лет значится Валентина Матвиенко, назначенная в Совет от исполнительной власти Петербурга.

После выборов 2016 года в верхней палате парламента случились некоторые изменения. В нее пришло 18 новых членов, выдвинутых главами регионов РФ. Возвратились к законодательной власти некоторые временно не занимавшие позиции в парламенте. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова будет представлять Туву по назначению главы республики Шолбана Кара-оолы.

Местные законодательные органы

В системе местного самоуправления также есть законодательные органы. Они не являются государственными, то есть не назначаются правительством и не отчитываются перед государством в своих действиях. Все местные органы власти подотчетны населению. В частности, местные законодательные органы, то есть городские думы. Именно так они называются чаще всего, хотя наименование для себя органы местного самоуправления могут выбирать самостоятельно.

Поэтому жители некоторых городов могут не распознать свой местный законодательный орган под одним из непривычных названий: «Муниципальный совет» или «Муниципалитет». Мы привыкли, что депутаты сидят в думе - государственной или местной - уже не имеет значения. Однако необходимо иметь в виду, что местный представительный орган может иметь и иное название.

Деятельность городских депутатов, направленная на создание законов, должна отвечать нуждам населения их муниципального образования. Городская дума распределяет местный бюджет, устанавливает его величину. Местный законодательный орган должен брать в расчет, что местный бюджет не может быть ниже установленного государством минимума для бюджета муниципального образования. Хотя сложно представить себе такую думу, которая бы предложила к принятию очень маленький бюджет. Скорее, здесь перекос пошел бы в иную сторону.

Городской законодательный орган учитывает всероссийские законы, но может вносить и свои на местном уровне - ориентируясь на местный уклад жизни и сложившиеся исторически традиции. Народ может оспорить принятие таких законов на референдуме - сходе граждан, в результате которого население может выдвигать к местным органам ряд требований. В частности, может требовать не принимать какой-либо закон.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация