Отличие конституции рф от других нормативных правовых актов. Чем отличается конституция от других законов

Главная / Общество

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ - раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации - ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины - части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции - основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

Кодифицированные - представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

Некодифицированные - состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, - основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| - это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ - Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы -

Законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

Законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут - акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования - особая сфера;

в) порядком принятия - особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине - 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) - для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

Кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

Текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы - законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы - нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные - законы, действующие без ограничения срока;

2) временные - законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

Принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

Принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

Законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

Административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

Законы в области регулирования политики;

Законы в области регулирования социальной сферы;

Законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

Разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

Разница между конституцией и другими законами

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

thedifference.ru

Чем отличаются конституция и закон?

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление «. Это значит, что Конституция - это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция - это главный закон государства , он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы «, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  • 1918 год - Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  • 1925 год - Конституция РСФСР - объединение в СССР с независимыми республиками.
  • 1937 год - Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  • 1978 год - Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  • 1993 год - Конституция РФ - первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.
  • Виды конституций

    В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

    • Писаная конституция - это единый и единственный акт. Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
    • Неписаная конституция - это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
    • Дарованная конституция - вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
    • Народная конституция - принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
    • Гибкая конституция - это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
    • Жесткая конституция - главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

    Также конституции делятся на:

    1. Юридические - это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) - все они обладают юридическими правами.
    2. Фактические - это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
    3. Реальная конституция - в ней закрепленные законы - это действительность, а фактические и юридические тождественны.
    4. Фиктивная конституция - в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

    Изменение Конституции

    Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года . В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

    Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

    Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

    Чем конституция отличается от закона

    В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции . Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

    Закон - это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще - издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

    Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.


    vchemraznica.ru

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    Виды законов в РФ

    Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов:

    1. По юридической силе:

    Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

    ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

    Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

    ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы . Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

    2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

    - ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.

    - Закон РФ о поправке к Конституции РФ ;

    - ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

    3. по территориальному признаку:

    - законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

    4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

    - ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;

    - ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

    Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

    1) по юридической силе;

    2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

    3) по порядку принятии;

    4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

    Глава 3. ВИДЫ ЗАКОНОВ

    Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

    Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

    К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне , относятся следующие вопросы:

    Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

    Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

    В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

    Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

    Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

    Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

    Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова « constitutio » — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце Х V 111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

    Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

    Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

    Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

    Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

    Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР» .

    Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

    Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

    Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

    Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.

    Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

    Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» . Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

    Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

    Рассмотрим федеральные конституционные законы . Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

    С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

    Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.

    Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 1 ,“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 и другие.

    Страшун высказывается по вопросу о том, какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами : «значительная часть правоведов склонна толковать ч. 1 ст.108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим» в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер» .

    Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.

    Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы .

    Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , «О военных судах Российской Федерации» .

    Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» , «Об акционерных обществах» , «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

    В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

    Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.

    Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.

    Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

    Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 226.

    СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13. Ст. 1447; ФКЗ-1 от 8 февраля 2001 г. внесены изм. и доп. // Российская газета от 10 февраля 2001 г. № 29.

    Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура.// Журнал российского права. 1997. № 4. С. 4.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован СЗ РФ от 1 января 2001 г. № 1. Ст. 2.

    Собрание законодательства РФ от 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1. (с изм. от 13 июля 1996 г., 24 мая 1999 г.) Понятие и виды преступлений против личности Одной из важнейших задач УК РФ, который основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, в его ст. 2 […]

    Определений у понятия «Конституция» есть несколько. В соответствии с одним из них - это сбор основных законов и правил государства. Она предопределяет, какое политическое устройство принято в стране, являясь высшим нормативным актом. Конституция действует на всей территории государства и определяет права, а также обязанности всех ее граждан.

    Что такое Конституция государства, и какова ее история

    Четкое определение, что такое Конституция, звучит так - это самый главный Закон государства, опираясь на который, оно и функционирует. Закон в том или ином виде существовал еще со времен древних государств, однако, в Конституцию он был воплощен только в 1787 году, когда впервые в истории был принят основной закон страны (в Соединенных Штатах Америки).

    Именно Конституция США стала прообразом аналогичных документов для многих стран, хоть ее и сложно назвать полноценной Конституцией. Все потому, что она имеет сравнительно небольшой объем, что мало для главенствующего Закона: в ней всего семь законов, вступление (преамбула) и 27 поправок к законам.

    Вторая в мире Конституция была принята спустя 4 года после американской во Франции. Она положила начало истории конституционной Европы.

    Чем отличается Конституция от других законов

    Конституция отличается от остальных законодательных актов следующим:

    • На ее основе принимаются все остальные законы и устанавливаются нормы;
    • В Конституции закреплены права и свободы граждан, форма государственного строя, а также система, по которой выстроены все высшие государственные инстанции;
    • Конституция - относительно стабильный и неприкасаемый Закон. При этом установлен особый порядок, согласно которому ее можно дополнять или изменять определенными органами;
    • Конституция характеризуется наивысшей правовой силой;
    • Конституция - это нормативный акт прямого выполнения и действия;
    • Как уже упоминалось, конституция - это Закон, действующий на всей территории страны, в отличие от некоторых законов, имеющих только региональное действие.

    Конституция Российской Федерации

    Конституция РФ, как и подобные документы других государств, имеет высшее правовое значение на территории страны. Она была принята в начале 90-х годов прошлого столетия российским народом на основе Конституции СССР от 1978 года и сразу же вступила в силу. Больше информации о дате принятия Конституции России вы сможете получить, ознакомившись с нашей статьей - .

    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории всего государства, включая области, республики и остальные административные единицы страны. В данном Законе закреплены основы политического строя, главенствующего в стране, определены механизмы образования исполнительных, представительных, судебных органов и форма их функционирования. Также Конституция определяет свободы, права и обязанности каждого гражданина РФ.

    Структура Конституции РФ

    Конституция Российской Федерации, как главенствующий Закон, состоит из трех основных частей: преамбулы, раздела первого и раздела второго. Преамбула объясняет понятие и сущность Конституции, является вступительной частью. В ней изложены цели, основные функции и принципы данного нормативного акта.

    Первый раздел состоит их 9-ти глав, каждая из которых имеет свое название, и ее составляет определенное количество статей (всего в Конституции 137 статей). Во втором разделе собраны переходные положения Конституции и заключение.

    Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные .

    Право принятия конституции может быть предоставлено:

    Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

    • Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года , поправками к которой в 1989-1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)
    • Изменение жёстких конституций невозможно, либо сильно осложнено.
    • Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

    Отличие Конституции от других законов

    Конституция:

    • Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
    • Обладает высшей юридической силой.
    • Отличается относительной стабильностью.
    • Является базой для текущего законодательства.
    • Отличается особым порядком принятия и изменения.

    Первые конституции

    Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий . Спартанская неписанная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила .

    Самой старой из ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино , который был принят ещё в 1600 году , при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году .

    Первой всё ещё действующей номинальной конституцией (то есть документом, прямо объявляющим себя конституцией) считается конституция США , ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года . Она же - первая конституция в современном смысле этого понятия, то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой власти. К первым писанным конституциям на Европейском континенте также относят - Конституция 3 мая 1791 года в Речи Посполитой, 3 сентября того же года была принята конституция Франции. Обе конституции просуществовали недолго, в Польше - из-за русской интервенции, во Франции - из-за развития революционных событий.

    Конституционализм в России

    В России первая попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, была предпринята в 1730 году в движении, возбуждённом верховниками . Ряд конституционных функций должно было выполнять планировавшееся Уложение, для разработки которого Екатерина II созвала Уложенную комиссию .

    Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами , известен также проект конституционного характера М. Т. Лорис-Меликова , подписанный Александром II в день его гибели, но так и не вступивший в силу. В 1905-1906 годах были приняты Основные государственные законы Российской империи , фактически ставшие первой конституцией России.

    Однако развитие конституционного процесса было прервано Февральской революцией 1917 года . После свержения самодержавия предполагалось, что новую конституцию разработает Учредительное собрание , которое однако было разогнано большевиками .

    В Российской Федерации некоторое время действовала Конституция РСФСР 1978 года с внесёнными в неё Съездом народных депутатов многочисленными поправками. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята современная конституция .

    См. также

    Вопрос, чем конституция отличается от других законов , сегодня возникает крайне редко. В настоящий момент, практически каждый человек знает о том, что конституция – основной законодательный аспект нашей страны. И все остальные, федеральные и федеральные конституционные законы, непременно базируются именно на конституции. Если же в процессе создания законодательства формируются аспекты несоответствия конституционным нормам, то такое законодательство подлежит пересмотру и отмене. То есть, впоследствии – изменениям. Такое решение может принять исключительно конституционный суд, а вот подать заявление на пересмотр того или же иного законодательства, может подать каждый человек и любая государственная инстанция.

    Чем именно конституция отличается от других законов?

    1. Конституция – основной закон, который существует в нашей стране;
    2. Конституция прописывает все верховенствующие права и называет человека, его свободу личности и права – основной ценностью государства;
    3. Именно конституционные нормы формируют социальные аспекты государственности;
    4. Закон формируется на основании конституции и описывает определенные аспекты в четко определенном правовом поле;
    5. Закон не может противоречить конституционным нормам. Если же такие противоречия имеются, то такое законодательство не имеет право на существование и в обязательном порядке должно быть пересмотрено, а также видоизменено.
    На основании информации, изложенной выше, становится вполне очевидным тот аспект, что конституция и закон – два основных понятия правового государства. Но, конституция имеет особенности верховенства, то есть, она признана основным законодательством, формирующим все аспекты защиты интересов человека, а все остальные законы «вытекают» именно из положений конституции.

    Особенности конституционного права

    Как мы уж сказали ранее, конституция провозглашает самой значительной ценностью для государства – гражданина, его свободу и права. Другими словами, человек считается высшей ценностью общества в целом, и для государства в частности. На основании данного убеждения и формируются определенные законы, которые описывают все аспекты защиты прав и интересов человека. Кроме всего прочего, конституция определяет все особенности взаимодействия граждан с государством и определяет самые важные позиции защиты государственности. Например, определяются понятия государственной измены и пр.

    Итак, исходя из всего изложенного выше, становится вполне очевидным тот момент, что конституция имеет кардинальные отличия от всех остальные законов, принятых в нашей стране. Так как конституция всегда выступает основой формирования всех законодательных актов. А вот принятые законодательные акты никоим образом не могут воздействовать на конституционные положения и нормы.

    P.S. Если Вам требуются услуги грузоперевозок - кликните по ссылке.


    Законодательная база нашей страны состоит из различных законов, постановлений и нормативных актов. Возникает такой вопрос, чем отличается закон от постановления? Все достаточно...



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация