Основные источники избирательного права в рф. Понятие и система источников избирательного права российской федерации. Определяющие особенности ФЗ «Об основных гарантиях»

Главная / Бизнес

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский университет им. С.Ю.Витте

Факультет Юридический

Специальность Юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право Российской Федерации

Тема: Источники избирательного права Российской Федерации

Выполнил(а) студент(ка):

Гальцева Светлана Эдуардовна

Преподаватель:

Зейналова Лариса Михайловна

Саратов 2015

Введение

1. Понятие и виды источников избирательного права в РФ.

2. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права.

3. Международные договоры как источники избирательного права. Понятие международных избирательных стандартов.

4. Подзаконные акты как источники избирательного права.

5. Перспективы развития системы источников избирательного права в Российской Федерации.

Заключение

Введение

Источники избирательного права - это формы его внешнего выражения. Следует заметить, что общепринятое понятие источника права в юридической науке отсутствует. С позиции общей правовой теории понятие «источник права» рассматривается в двух аспектах: широком - как причины и закономерности правообразования или генезиса права и узком - как способ закрепления и существования норм права или как внешняя форма установления и выражения правовых предписаний. Нередко грань между источниками права в материальном смысле и юридическими источниками стирается, что в принципе отражает существующее единство взглядов на источник права и его юридическом значении как на нечто, относящееся к форме права. Не ставя своей целью анализ всех имеющихся воззрений на понятие источника права и его соотношение с формой права, заметим все же, что для исследования механизма правового правового регулирования политических электоральных отношений они вполне могут быть использованы как торжественные.

Источниками национального избирательного права Российской Федерации признаются действующие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, закрепляющие принципы избирательного права и избирательный процесс. Естественно, такое огромное количество актов, которые в совокупности составляют институт избирательного права, можно и нужно классифицировать, т.е. определить их соподчиненность по территории действия и юридической силе.

1. Понятие и виды источников избирательного права в Российской Федерации

Понятие «источник права» является весьма многоплановым. Многие авторы сходятся в том, что в современной правовой доктрине нет единой, общепринятой точки зрения по вопросу об этом понятии.

Наиболее устоявшимся является подход, в рамках которого источники подразделяются на материальные, идеальные и юридические, и под последними понимаются внешние формы выражения права.

Раскрывая понятие «источник права», Е.И. Козлова пишет: «...в юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы» Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 25.. О.Е. Кутафин отмечает: «...общепризнанным можно считать тот факт, что источники конституционного права - это форма установления и выражения действующих конституционно-правовых норм» Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. С. 16..

В качестве основных разновидностей источников права теория права называет правовой обычай, судебный прецедент, договор с нормативным содержанием, нормативный правовой (нормативный) акт. Выделяются также некоторые иные источники.

Правовой обычай, являющийся исторически первой формой права, можно определить как признанное государством правило поведения в той или иной ситуации, фактически сложившееся в результате многократного и длительного повторения людьми именно такого варианта поведения. Судебный прецедент представляет собой решение суда, вынесенное по конкретному делу, ставшее общеобязательным для аналогичных правоотношений в силу признания его таковым государством. В России роль этих источников права минимальна. Для романо-германской (континентальной) правовой семьи, к которой относится и российская правовая система, характерна превалирующая роль нормативных правовых актов.

Нормативный правовой (нормативный) акт - это принятый с соблюдением установленных процедур в определенной форме и обнародованный в установленном порядке официальный акт уполномоченного органа, содержащий нормы права. Он представляет собой строго формализованный акт, принимаемый органом в рамках своей компетенции и по строго регламентированной процедуре. Кроме того, важным видом источников права в современных государствах являются международные договоры, содержащие нормы международного права.

С учетом сказанного под источниками избирательного права в Российской Федерации следует понимать нормативные акты разных уровней, регулирующие отношения по поводу организации выборов и реализации избирательных прав граждан РФ, а также международные договоры Российской Федерации, содержащие нормы, касающиеся избирательных прав и демократических процедур проведения выборов. Источники отражают реалии и правовые потребности регулирования общественных отношений в сфере выборов и составляют правовую основу всего общественно-политического процесса воспроизводства властных органов.

Источниками избирательного права в Российской Федерации являются:

Конституция РФ;

Международные договоры Российской Федерации (а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права), устанавливающие международные избирательные стандарты;

Федеральные законы о выборах;

Конституции (уставы) субъектов РФ;

Законы о выборах субъектов РФ;

Подзаконные акты, содержащие нормы избирательного права.

К источникам избирательного права в аспекте муниципальных выборов следует также относить уставы муниципальных образований и некоторые иные акты органов местного самоуправления, затрагивающие отдельные стороны электоральных отношений.

2. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права

избирательный право источник конституция

Конституция РФ представляет собой учредительный акт высшей юридической силы, основной закон государства, являющийся центральным звеном всей российской правовой системы. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция - это главный, базовый источник конституционного и, соответственно, избирательного права.

Конституция, как документ всеобъемлющей регламентации, содержит нормы, на которых основывается вся система правового регулирования государственно-значимых общественных отношений в Российской Федерации.

Помимо конституционных норм, непосредственно касающихся избирательных прав граждан, для существования и функционирования системы избирательного законодательства в Российской Федерации имеют принципиальное значение также иные нормы. Прежде всего это: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (ст. 2 и 18 Конституции РФ), обеспечивающего равные права граждан Российской Федерации на всей ее территории (ч. 2 ст. 6, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ); провозглашение единственным источником власти многонационального народа России, осуществляющего свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, при том что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ), а также закрепление единства системы государственной власти как основы федеративного устройства Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

С учетом этого в целях удобства классификации и исследования конституционные положения, так или иначе имеющие отношение к избирательному праву, можно подразделить на две группы: общие базисные нормы, закрепляющие демократические институты в Российской Федерации, и нормы, непосредственно затрагивающие вопросы выборов.

К первой из названных групп следует отнести прежде всего ст. 1 Конституции РФ, определяющую Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Республиканская форма правления по определению предполагает наличие властных институтов, формируемых выборным путем, а демократический политический режим предопределяет широкое развитие форм прямой и представительной демократии. Статья 2, провозглашающая права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, в полной мере относится и к избирательным правам граждан РФ. Важнейшим для избирательного права положением являются нормы ст. 3 Конституций. Народ Российской Федерации называется единственным источником власти в государстве, что делает все властные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления производными от волеизъявления народа. Такое волеизъявление опосредуется в том числе через свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, о чем говорит ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Как следствие - только органы, сформированные таким образом (избранные народом или сформированные в установленном порядке выборными органами), являются легитимными. Любой захват власти или присвоение властных полномочий считаются противоправным деянием и преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 11 закрепляет круг органов, осуществляющих государственную власть в России. Только названным органам народ Российской Федерации передает определенные властные полномочия в общегосударственном масштабе непосредственно, путем выборов, или опосредованно, путем их формирования выборными органами. Часть 2 названной статьи конституирует право субъектов РФ на образование региональных властных органов, в том числе на проведение соответствующих выборов.

Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ в рамках общего разграничения предметов ведения и полномочий определяют, кому принадлежит право образования тех или иных властных органов и право нормативного регулирования порядка их образования. Пункт «г» ст. 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Таким образом, порядок проведения и определения результатов выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ должен регулироваться исключительно нормами федеральных правовых актов, и вторжение в эту сферу законодательства субъектов РФ недопустимо.

Статьи 130 и 131 Конституции РФ касаются муниципального уровня российской избирательной системы. Местное самоуправление, согласно ч. 2 ст. 130, осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 131 структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Это означает, что некоторые вопросы, затрагивающие электоральную сферу, могут регламентироваться актами органов местного самоуправления.

Названные нормы формируют необходимую первооснову построения демократической системы выборов и избирательного права Российской Федерации. Они теснейшим образом взаимосвязаны с нормами, составляющими вторую группу. К последним относятся положения ст. 32, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 135 Конституции РФ.

Одним из основных неотчуждаемых прав граждан является право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленное в ряду политических прав в ст. 32 Конституции РФ. Оно (формулировка «право избирать и быть избранными» включает в себя два равновеликих избирательных права - активное и пассивное) составляет ядро всей системы производных от него избирательных прав граждан. Та же статья устанавливает исчерпывающий перечень категорий граждан, не имеющих указанного права.

Статья 81 Конституции РФ определяет основополагающие начала выборов Президента РФ и предопределяет существование соответствующего федерального закона. Пункт «а» ст. 84 относит к полномочиям Президента РФ назначение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а ч. 2 ст. 109 - назначение даты новых (досрочных) выборов в случае ее роспуска. Статьи 96 и 97 предусматривают выборный порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ и определяют параметры пассивного избирательного права для кандидата в депутаты. Статья 102 относит к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ назначение выборов Президента РФ.

Часть 2 ст. 135 предусматривает еще один орган, который может формироваться выборным путем, - Конституционное Собрание. Этой же нормой установлена необходимость принятия соответствующего федерального конституционного закона, которым и может быть определен выборный порядок формирования (созыва) Конституционного Собрания.

В правоприменительной практике при работе с текущим законодательством необходимо всегда ориентироваться на положения Конституции РФ, выступающие основным ориентиром в сфере российских демократических институтов.

3. Международные договоры как источники избирательного права. Понятие международных избирательных стандартов

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Нормы и принципы международного права представляют собой иную правовую материю и обладают иным кругом субъектов их конституирования, нежели законы, принимаемые народом государства непосредственно или органами законодательной власти государства. Как отмечают специалисты в области международного права, «международное право - это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений. Особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное право носит согласительный характер.

Международные договоры Российской Федерации - это в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Таким образом, понятие «международный договор» является общим по отношению к конкретным видам таких соглашений - договорам, конвенциям, протоколам и т.д.

Некоторые нормы российского избирательного законодательства содержат положения, касающиеся обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами. Например, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. В настоящее время действует ряд таких международных договоров, в том числе договоры с Республикой Казахстан, с Киргизской Республикой, с Республикой Армения и др.

Принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации оказывают непосредственное воздействие на развитие национального избирательного законодательства, закрепляя основные начала и идеи правового регулирования в электоральной сфере, находящие свою конкретизацию в российских законах о выборах.

4. Подзаконные акты как источники избирательного права

Отдельные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации, регулируются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, избирательных комиссий.

Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, иных федеральных государственных органов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и нормативные акты по вопросам, связанным с выборами, других государственных органов субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов РФ о выборах, нормативным актам Центральной избирательной комиссии РФ.

Среди подзаконных актов, регулирующих электоральные отношения, основное значение имеют акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона. Помимо инструкций ЦИК России могут приниматься также иные нормативные акты. В соответствии с Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ решения ЦИК России оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии. При этом инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения федерального законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, обязательно утверждаются постановлением Комиссии.

Избирательные комиссии субъектов РФ в рамках своей компетенции также вправе принимать нормативные акты по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в соответствующих субъектах РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Акты ЦИК России охватывают широкую сферу отношений, складывающихся в процессе подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.

Значение инструкций и иных актов ЦИК России трудно переоценить - именно с их помощью расширяется и детализируется система гарантий избирательных прав граждан РФ, установленная федеральными законами о выборах, с их помощью обеспечивается единообразное применение положений названных законов на всей территории Российской Федерации и даже, в соответствующей части, за ее пределами. Логично предположить, что по мере дальнейшего усложнения электоральных отношений в стране значение нормативных актов ЦИК России будет возрастать.

5. Перспективы развития системы источников избирательного права в Российской Федерации

Как показывает практика, избирательное законодательство в современной России непрерывно развивается. Определенный пересмотр положений федеральных законов о выборах, влекущий внесение изменений и в соответствующие законы субъектов РФ, а также необходимую корректировку подзаконного регулирования, происходит после каждого очередного федерального электорального цикла. В этой связи актуальными являются рассуждения о новых горизонтах в развитии системы норм, регулирующих электорально-правовые отношения в нашей стране. В качестве возможных перспектив развития системы источников избирательного права в Российской Федерации можно выделить следующие:

1. Системное закрепление в Конституции РФ принципов избирательного права и основ избирательной системы в Российской Федерации. В конституциях советского периода традиционно присутствовала глава, посвященная регулированию основ избирательной системы и основным принципам избирательного права. Впервые в нашей стране такая глава «исчезла» именно из действующей Конституции РФ 1993 г.

Как отмечают исследователи, «изучение эволюции текстов конституций показывает, что наблюдается довольно устойчивая тенденция к расширению конституционного регулирования выборов. Все большее число основных законов содержат нормы о способе определения результатов голосования, об основаниях для избрания, несовместимости должностей». Не призывая к сиюминутному изменению Конституции РФ, полагаем, что в перспективе, когда в стране будет проводиться конституционная реформа, одним из ее направлений должно стать реформирование норм, регламентирующих основы избирательной системы. Прежде всего в Конституции РФ должны найти отражение основополагающие принципы избирательного права. Не заслуживает положительной оценки отсутствие в Конституции РФ упоминания о Центральной избирательной комиссии РФ и о системе избирательных комиссий. Избирательные комиссии являются специализированными органами, профессионально обеспечивающими функционирование двух высших форм непосредственного выражения власти народа - референдума и свободных выборов, а также гарантирующими реализацию основных политических прав граждан РФ. С учетом общегосударственной важности функций избирательных органов в Конституции РФ следует закрепить основы статуса ЦИК России и основные параметры системы избирательных комиссий в стране.

2. Дальнейшее развитие международных избирательных стандартов. Важным приоритетом в сфере международно-правового регулирования электоральных отношений являются разработка и принятие новых международных актов, закрепляющих в системном виде современные стандарты свободных, справедливых, подлинных демократических выборов, о чем уже говорилось выше.

3. Выделение из состава, избирательного законодательства норм, регламентирующих референдумный процесс. Законодательство о выборах и законодательство о референдумах объединено в Российской Федерации с 1997 г. В некоторых субъектах РФ в единые акты сведены нормы, регламентирующие порядок проведения выборов, референдумов, а также голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. Например, в Алтайском крае действует Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, в Воронежской области действует Закон Воронежской области «Кодекс о выборах, референдуме и отзыве выборных лиц».

Можно высказать мнение о том, что подобное объединение не самым благоприятным образом сказывается на системе избирательного законодательства, определенным образом размывая ее границы и затрудняя правоприменение, а в некоторых случаях даже понимание тех или иных сложных норм закона, регулирующих одновременно и избирательный, и референдумный процесс. Выборы и референдумы имеют самостоятельную ценность как равновеликие формы непосредственной демократии, в связи с чем смешение их правового регулирования должно иметь свои пределы и не сводиться к полной интеграции. В перспективе также можно будет рассмотреть вопрос о том, чтобы свести нормы, детально регламентирующие все процедуры, связанные с проведением референдума Российской Федерации, и нормы, устанавливающие основные гарантии реализации права граждан на участие во всех референдумах на территории РФ, в самостоятельный кодифицированный закон, например в кодекс о референдумах в Российской Федерации. Этот кодифицированный акт может продолжить тенденцию кодификации в системе российского конституционного законодательства, начало которой, возможно, будет положено созданием Избирательного кодекса Российской Федерации.

4. Полная кодификация федерального избирательного законодательства. Для повышения эффективности и стабильности избирательного законодательства целесообразно проведение его систематизации. По нашему мнению, федеральную подсистему избирательного законодательства, освобожденную от норм о референдуме, можно преобразовать коренным образом путем ее кодификации. Основными причинами этого можно считать необходимость обеспечения наибольшей стабильности избирательного законодательства и максимального облегчения работы с ним правоприменителей. В настоящий момент существует достаточная законодательная основа для кодификации федерального избирательного законодательства в Российской Федерации. Имеется определенный опыт и в современных правовых системах.

5. Возможная унификация строения региональных подсистем избирательного законодательства по модели федеральной подсистемы. Это направление является факультативным и может быть реализовано в перспективе при коренном преобразовании системы законодательства о выборах, например в случае принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. Разнообразие моделей построения региональных подсистем избирательного законодательства при отсутствии горизонтальных системных связей между ними не способствует надлежащей унификации системы избирательного законодательства в стране в целом. Естественным путем такой унификации представляется ориентирование при построении региональной подсистемы избирательного законодательства на модель федеральной подсистемы, которая будет представлена в рассматриваемом случае кодифицированным актом. Система должна развиваться от своего ядра, унифицируя свое строение и обеспечивая тем самым наиболее гармоничное взаимодействие всех своих элементов.

6. Расширение предмета регулирования нормативных актов Центральной избирательной комиссии РФ. В предмет регулирования закона как акта высокой юридической силы (тем более кодекса - в случае его принятия) не должны входить общественные отношения, носящие вспомогательный, «технический» характер в избирательном процессе (такие как, например, техническое и информационное оснащение помещений для голосования и т.п.) и составляющие в связи с этим предмет регулирования подзаконных актов. Полагаем, что нормы, которые без ущерба регулятивным свойствам законов (в перспективе - кодекса) и сущности регулирования избирательных прав граждан, без снижения уровня гарантированности избирательных прав могут быть перенесены на подзаконный уровень, вполне могут «перекочевать» из обновленного избирательного законодательства в соответствующие постановления ЦИК России.

Реализация в определенной перспективе обозначенных направлений развития системы источников избирательного права в сочетании с применением рациональных и прогрессивных приемов юридической техники может вывести эту систему на качественно новый уровень, в большей степени гарантирующий реализацию избирательных прав граждан РФ.

Заключение

Избирательное право Российской Федерации как конституционно-правовой институт в современный период находится в процессе становления и развития. Об этом свидетельствует превалирование в системе источников избирательного права законов и расширении объема конституционно-правового регулирования электоральных отношений.

Совершенствование избирательного законодательства связано со спецификой реализации норм избирательного права. Этот процесс предполагает приведение материальных и процессуальных норм в соответствие с новыми социально-политическими условиями общества, устранение противоречий и пробелов в законодательстве, систематизацию и кодификацию на федеральном и региональном уровнях. Сложность совершенствования избирательного законодательства проявляется в обеспечении свободы реализации избирательных прав граждан, с одной стороны, и необходимости федеральной регламентации избирательных процедур, с другой.

Совершенствование избирательного законодательства является одним из приоритетных направлений развития российской избирательной системы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия избирательного права, его предмет, метод, сущность. Анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России. Принципы участия российских граждан в выборах.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2012

    Понятие избирательного права и избирательной системы, основные избирательные системы современности и их особенности. Принципы избирательного права (избирательной системы). Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, его принципов (основных начал). Процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

    реферат , добавлен 11.07.2008

    История возникновения избирательного права в России. Понятие, сущность и основные принципы избирательного права в Российской Федерации. Активное и пассивное избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2016

    Понятие выборов, их виды и уровни. Источники российского избирательного права. Необходимость обеспечения открытости избирательного процесса. Избирательное законодательство Российской Федерации. Принцип гласности о деятельности избирательных комиссий.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Выборы - один из важнейших правовых институтов демократического общества. Источники избирательного права РФ. Природа и место избирательных комиссий в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Правовой статус избирательных комиссий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Конституционные основы современного российского избирательного права. Понятие и источники избирательного права. Изучение истории развития и современного устройства избирательной системы России. Избирательные права граждан и референдумы в субъектах РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие избирательного права и его сущность как набора юридических правил, регламентирующих участие граждан в формировании выборных государственных и муниципальных органов. Источники данного права, его содержание и принципы, общая характеристика.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Соотношение понятий избирательной системы и избирательного права. Участники избирательного процесса. Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей. Институт наблюдателей в избирательном процессе. Избирательные комиссии: статус, компетенция.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Принципы избирательного права как его главное содержание, их универсальность, высшая императивностью (обязательность) и общезначимость. Критерии классификации принципов избирательного права, их характеристика в законодательстве зарубежных стран.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия Терме др. \"избирательное право\" имеет два значенияа значення:

В объективном смысле это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления Объективное избирательное право регулирует вы иборчу систему в широком смысле Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют гражданеи;

В субъективном смысле это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления Это комплекс конкретных прав человека, среди которых в особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Принципы избирательного права:

1.Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:

    граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

    осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

    лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

    гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

    гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

2. Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

3. Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

4. Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

5. ринцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Источники избирательного права.

Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.

Характеристика избирательного законодательства

Основную часть источников избирательного права составляют различные нормативные правовые акты, которые образуют избирательное законодательство. Оно содержит большинство норм избирательного права. При характеристике избирательного законодательства наиболее важно следующее.

1. Избирательное законодательство включает многочисленные правовые акты как законодательного, так и подзаконного характера. Нормы избирательного права присутствуют в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Центральной избирательной комиссии РФ, конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, постановлениях (указах, распоряжениях) высших должностных лиц субъектов Федерации, решениях избирательных комиссий субъектов Федерации, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актах.

2. Конституция РФ занимает ведущее положение в системе избирательного законодательства, несмотря на отсутствие в ее структуре особой главы об избирательной системе. В Конституции закреплены республиканская форма правления (ст. 1), признание свободных выборов в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В ней также закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 95-97), оговаривается необходимость муниципальных выборов (ст. 130). Эти конституционные положения оказывают прямое воздействие на формирование избирательного законодательства.

3. Федеральные законы, входящие в состав избирательного законодательства, представлены как законами, предмет регулирования которых полностью составляют избирательные отношения, так и законами, которые в целом посвящены регулированию иных вопросов, но отдельными своими предписаниями касаются реализации и защиты избирательных прав граждан. К первой группе прежде всего необходимо отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гак как в нем содержатся нормы, имеющие универсальное значение для осуществления и защиты избирательных прав граждан при проведении любых видов выборов. Сугубо избирательную направленность имеют федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». К наиболее значимым федеральным законам второй группы необходимо отнести федеральные законы «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», некоторые другие законодательные акты федерального уровня.

4. Среди законов субъектов Федерации особое место занимают конституции (уставы) и избирательные кодексы. Для конституций (уставов) субъектов Федерации характерно, что они по аналогии с Конституцией РФ закрепляют исходные начала организации и проведения выборов на территории соответствующего субъекта. При этом в ряде российских регионов (Республика Башкортостан, Приморский край, Псковская область и др.) их конституции (уставы) содержат специальную главу, посвященную избирательной системе (выборам). Что же касается избирательных кодексов, то в тех субъектах Федерации, где они приняты (Хабаровский край, Свердловская область, г. Москва и др.), фактически обеспечено комплексное, на базе одного кодифицированного законодательного акта, регулирование всех избирательных отношений, связанных с порядком организации и проведения региональных и муниципальных выборов.

5. Среди подзаконных источников избирательного права особая роль принадлежит нормативным правовым актам Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что в ряде случаев федеральные законы содержат прямые поручения указанным комиссиям, обязывающие их к принятию подобных актов. В них, в частности, определяются порядок электронного голосования и голосования по почте, порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов. Особо отметим Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. (в ред. от 19 ноября 2008 г.), которое закрепляет основания, организационный механизм и условия регистрации граждан, обладающих активным избирательным правом, на всей территории России.

6. Применительно к муниципальному уровню избирательного законодательства необходимо подчеркнуть, что урегулирование ряда вопросов организации и проведения выборов в органы местного самоуправления составляет прерогативу уставов муниципальных образований. Это относится к определению круга избираемых населением органов и должностных лиц местного самоуправления, установлению сроков их полномочий, выбору определенной избирательной системы, решению некоторых иных вопросов, связанных с проведением выборов в органы местного самоуправления. При всей значимости уставов муниципальных образований они, однако, не исчерпывают собой нормативные возможности муниципально-правового регулирования выборов. Среди иных муниципальных правовых актов, регулирующих избирательные отношения, - принимаемые в обязательном порядке в каждом городском округе и муниципальном районе постановления глав местной администрации об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей на соответствующей территории.

Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации также оказывают существенное влияние на регулирование выборов, конкретизируют конституционно-правовое пространство, в котором складываются избирательные отношения, способствуют приведению федеральных законов и законов субъектов Федерации о выборах в соответствие с Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов Федерации. Принимаемые органами конституционной (уставной) юстиции решения не только формируют конституционный облик избирательного законодательства, но и содержат правовые позиции, определяющие необходимость законодательного урегулирования тех или иных аспектов избирательного процесса. В связи с этим отметим следующие постановления Конституционного Суда РФ: от 15 января 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова; от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова; от 14 ноября 2005 г. по делу о проверке конституционности положений п. 5 ст. 48 и ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ст. 63 и ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

    образования избирательных округов;

    выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

    определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;

    утверждения формы избирательного бюллетеня;

    определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);

    проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);

    замещения вакантных мандатов.

Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов , регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов , так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации .

По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами , следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти , законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления .

Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления .

К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации ; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ ; указы Президента РФ ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Конституция Российской Федерации - главный источник избирательного права

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Подзаконные нормативные правовые акты

Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права , разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Г осударственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина , в том числе избирательных прав . Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих , сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации" (от 30.05.1997 г. № 535) и "О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" (от 28.02.1995 г. № 228).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняет правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: постановление "О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках"; О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы "Выборы"; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы муниципальных образований . Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан , так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти . Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Источники избирательного права

Понятие избирательного права

Сам термин ʼʼизбирательное правоʼʼ рассматривается в 2ух значениях:

1) В объективном смысле . Избирательное право - ϶ᴛᴏ подотрасль КПРФ, охватывающая совокупность К-п норм, закрепляющих принципы избирательной системы, порядок подготовки и проведения выборов, депутатов и выборных должностных лиц, органов государственной власти и МСУ.

2) В субъективном смысле. Избирательное право - ϶ᴛᴏ индивидуальное право гражданина избирать и быть избранным (активное и пассивное), участвовать во всœех мероприятиях по подготовке и проведению выборов:

Ø Право участвовать в выдвижение кандидатов или списков кандидатов.

Ø Право участвовать в предвыборной агитации.

Ø Наблюдение за проведением выборов.

Ø Участвовать в работе избирательной комиссии.

Ø Участвовать в других мероприятиях (избирательных действиях) в порядке предусмотренным законодательством о выборах.

Отличие выборов от смежных конституционно-правовых институтов (референдум, отзЫв депутата и выборного должностного лица)

Референдум Выборы ОтзЫв депутата или выборного должностного лица
Форма волеизъявления
Голосование
Принимать участие может гражданин РФ – избиратель (достигший 18 лет, дееспособный, не отбывающий наказание)
Принципы: всœеобщее, равное, прямое, тайное голосование
Осуществляется в форме избирательных бюллетеней
Все это организовывается избирательной комиссией
Голосование по конкретному вопросу, который формулируется в бюллетене. Либо ʼʼдаʼʼ, либо ʼʼнетʼʼ. В целях формирования органов государственной власти, органов МСУ, наделœение полномочиями должностных лиц. Цель – досрочное прекращение полномочий.

Источники избирательного права - ϶ᴛᴏ совокупность конституционно-правовых норм в постановлениях КС РФ и конституционно уставных судов субъектов.

1. Конституция .

Ст. 3 ч. 3 о том, что выборы вместе с референдумом являются непосредственным выражением власти народа.

Ст .32 ч. 2 – граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы МСУ, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 ч. 3 – не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ст. 81 ч. 1 – Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ, на базе всœеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ст. 81 ч. 4 – порядок выборов Президента определяется ФЗ.

Ст . 96 – порядок выборов депутатов ГД устанавливается ФЗ.

Ст . 130 ч. 2 – предусматривает что выборы являются одним из способов осуществления населœением МСУ.

2. Федеральные законы.

ФЗ от 12 июня 2002 года ʼʼОб базовых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФʼʼ (действует на всœех уровнях).

ФЗ от 18 мая 2005 года ʼʼО выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФʼʼ.

На уровне ТО:

v Закон ТО от 12 июля 2006 года ʼʼО выборах депутатов Государственной Думы ТО (Законодательной Думы ТО)ʼʼ.

Лекция № 5 (04.10.13)

Источники избирательного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники избирательного права" 2017, 2018.

-

В каждой стране институт выборов регулируется многочисленными правовыми актами. Круг и способы регламентации обусловлены принадлежностью к той или иной правовой семье и национальным своеобразием системы права. В качестве иллюстрации можно привести классификацию... .


-

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные правоотношения. Основными элементами системы источников избирательного права являются: 1) Конституция РФ; 2) международные договоры РФ, закрепляющие международные... .


-
-
-

1. Прокомментируйте популярную среди специалистов в сфере избирательного права идею о необходимости принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. Существует ли опыт кодификаций избирательного права в зарубежных государствах? 2. Свободные выборы - это один из... .


-
-

Круг источников избирательного права достаточно широк. Прежде всего, к ним относятся источники международно-правового и федерального характера. Главный по значению источник избирательного права Российской Федерации – её Конституция, принятая на всенародном... .


-

Источники избирательного права Российской Федерации: понятие, система, особенности. Многообразие источников избирательного права РФ: их соотношение. Конституция РФ и избирательное право. К вопросу о необходимости включения в текст Конституции РФ главы о выборах. Анализ... .


-

1. Понятие и система источников избирательного права.Под источником права понимается форма выражения правовых норм. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения... .


Конституция является основой всего отечественного избирательного законодательства. Во-первых, она закрепляет содержание субъективных избирательных прав граждан РФ: активное и пассивное избирательное право.

Не имеют право избирать и быть избранным только граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и избирательные, могут быть ограничены федеральным законом и только в той мерее, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, Конституция перечисляет федеральные органы, формирующиеся путем выборов, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К их числу относятся Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Но, данный перечень не является исчерпывающим. Так, в России пока отсутствует закон «О Конституционном Собрании

РФ», без созыва которого невозможно пересмотреть положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Можно предположить, что с целью обеспечения высокого уровня легитимности данного органа, будет необходимо при создании закона закрепить положения об избрании его членов.

В-третьих, Конституция проводит разграничение компетенции между РФ и её субъектами в сфере регулирования избирательных отношений. Согласно статье 71 п. «а» вопросы формирования федеральных органов государственной власти (п. «г» ст. 71.) находятся в ведении РФ. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в России относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Органы государственной власти субъекта самостоятельно определяют избирательную систему применяемую при формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом должны учитываться стандарты, закрепленные федеральным законодательством.

Конституция РФ не имеет в отличие от предыдущих российских Основных законов отдельной главы, группы статей или специальной статьи, посвященных непосредственно выборам или избирательной системе России.

В статье 3 гл. 1 «Основы конституционного строя» закрепляется, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В ст. 32 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» закреплено право российских граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основы избирательных систем по выборам отдельных органов государственной власти прописываются в главах посвященных данным органам.

В статье 81 гл. 4 «Президент РФ» устанавливается, во- первых, сам способ занятия этой должности - выборы, во- вторых, перечисляются основные принципы проведения выборов: на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Также статья 81 устанавливает

срок полномочий Президента РФ - шесть лет, возраст - не моложе 35 лет, ценз оседлости - десять лет, запрет на занятие должности Президента России более чем двух сроков подряд. Что касается выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, то Конституция закрепляет, что порядок их выборов регламентируется федеральными законами (ст. 96).

Огромное значение в избирательном праве имеют постановления Конституционного Суда РФ. Так, Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» внесло изменение во внутреннее содержание объективного избирательного права: из него были выделены институт референдума и институт отзыва депутатов и выборных лиц.

В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно выявлял конституционный смысл институтов назначения выборов, их периодичности и сроков, переноса этих сроков (то есть продления или сокращения легислатуры представительных (законодательных) органов государственной власти), определения дня голосования. Установление этих сроков и дат - важное средство обеспечения или, напротив, ограничения избирательных прав граждан избирать и быть избранными. А отступление от принципа периодичности выборов ставит под угрозу гарантии всеобщего и равного избирательного права, препятствует выявлению подлинной воли избирателей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация