Источники исполнительного права по юридической силе. Источники нормативно-правового регулирования исполнительного производства

Главная / Общество

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Нормативную основу исполнительного производства составляет Федеральный закон РФ “Об исполнительном производстве”. Он состоит из 19 глав и 130 статей и является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

Этот закон определяет задачи исполнительного производства. Ими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Закон также определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать, на граждан, организации или бюджеты всех уровней, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Основное достижение современного законодательства об исполнительном производстве заключается в том, что созданием Службы судебных приставов в законодательном порядке было устранено двойное подчинение судебных исполнителей суду и органам юстиции, что также сказалось на эффективности всего процесса. Далее в процессе становления исполнительного производства должно быть совершенствование законодательства. Необходимо устранить противоречия: определить формы участия в исполнительном производстве прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления; пересмотреть перечни видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание.

3. Источники исполнительного производства

Источниками исполнительного производства являются правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие порядок принудительного исполнения исполнительных документов.

Во главе системы законодательства об исполнительном производстве стоит Конституция РФ - основной закон нашего государства.

Следующим по важности и юридической силе источником исполнительного производства являются международные договоры. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Следующим по юридической силе и значимости источником исполнительного производства являются федеральный закон «О судебных приставах», принятый 21 июля 1997 года и федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.

Нормы, касающиеся участия суда общей юрисдикции на стадии принудительного исполнения исполнительных документов, содержатся в разделе 7 ГПК РФ, а арбитражного суда - в разделе 7 АПК РФ.

Отдельные правила исполнительного производства содержатся в источниках материального права, в частности в ГК РФ, в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в законе «О Центральном банке РФ» и пр.

Участие прокурора на стадии исполнительного производства регулируется законом «О прокуратуре РФ».

В УК РФ имеется 3 нормы (статьи 298, 312, 315), предусматривающие ответственность за совершение преступных действий на стадии исполнительного производства.

Во исполнение федеральных законов, Президент и Правительство РФ принимают нормативные акты, детализирующие правила исполнительного производства. В частности, постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №550 были утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора; постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №516 регламентированы размеры компенсации расходов, понесенных понятыми в связи с исполнением обязанностей понятых при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и т.д.

Согласно 2 статьи ФЗ «О судебных приставах», органы принудительного исполнения исполнительных документов обязаны руководствоваться в своей деятельности нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ. Таким образом, к числу источников законодательства об исполнительном производстве также относятся ведомственные приказы и инструкции Министерства юстиции РФ, а также подзаконные нормативные акты, принимаемые Министерством юстиции РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Приказ ФССП МЮ РФ от 30 января 2008 г. №26 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства»;

Приказ ФССП МЮ РФ от 9 ноября 2007 г. №585 "Об утверждении Методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений";

Приказ Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. №192 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)" (с изменениями от 8 июля 2008 г.);

- совместный приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 25 января 2008 г. №11/15н «Об утверждении инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов».

Значительна роль постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, регламентирующих порядок исполнительного производства.

Немаловажное значение в процессе применения норм законодательства об исполнительном производстве имеют постановления Президиумов и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в частности, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2007 г. №41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях"; информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. №115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" и многие другие постановления. Однако к источникам права указанные постановления не относятся. Они являются актами судебного толкования норм права об исполнительном производстве.

Раньше исполнительное производство рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства - стадии исполнения судебных постановлений. Ранее нормы регулирующие исполнительное производство размещались в ГПК РСФСР 1964 г. В качестве составной его части, и исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля 1997г. - `"О судебных приставах"" и ""Об исполнительном производстве"". Система законод-ва об исполнит-м производстве сейчас в стадии формирования. Под системой законод-ва об исполн-м производстве понимается- совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы об исполнительном производстве. В соот. со ст. 2 ФЗ Об исполн-м произ-ве законод-во РФ об исполн-м произ-ве состоит из этого закона, ФЗ о судебных приставах и др. фед-х законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов других органов. Правительство РФ имеет право принимать нормат-ные акты по вопросам исполнит-го произ-ва. В системе законод-ва об исполн-м производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты кот- содержат как общие так и конкретные привила определяющие порядок процессуальной деят-сти в испол-ном произ-ве. Нормотворчество в сфере исполн-го произ-ва относится к компетенции фед-ных органов. Хотя в ст 2 фз об испол-м произ-ве в кач-ве закона регул-го исп-ное произ-во не указана конст. РФ, всеже она явл-ся законод-ным актом имеющим высшую юрид-кую силу (в конст. РФ признание, соблюд-е и защита прав и свобод человека и гражд-на- это обяз-сть гос-ва, в том числе в исполн-ном произ-ве; права и свободы неприкосновенны и нерушимы, гос-во воздерж-ся от вмешательства в сферу прав и свобод, в РФ признаються и гарнтируются приава и свободы чел-ка и гр-на согл-но общепризнанным принципам и нормам межд-го права). Акты имеющие значение для исполнительного производства: Нью-йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностр-ных арбитражных решений» 1958г., гаагская конвенция 1961г., московская конвенция `"О разрешении арбитр-ным путем гражд-ко правовых спроров вытекающих из отношений экономич-го и научно-технического сотрудничесива 1972г., соглашение участников снг о порядке разрешения споров связанных с осущ-ние хоз-ной деят-сти 1992г., конвенция участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. "" Всякие международные договора об оказании взаимной правовой помощи.

Исполн-е произ-во регулир-ся ФЗ??Об исполнит-м производсте"" и `"О Судебных приставах, и др. фед-ми законами.

В кач-ве таких фед-х законов выступают осн-ные нормат-ные акты ругулир-щие как процессуальные так и материальные правоотношения: Гпк РФ, Апк РФ, ГК РФ, СК,ТК, Коап и др.

В гпк нормы в спец разделе об исполнительном производстве (разд. VII). Разд. Этот состоит из 19 статей (ст4284-46), иные статьи этого кодекса регулир-щие вопросы: разъяснения решения, подлежвщего исполнению (ст202), отрочки или расрочки исполнения решения, измениеня способа и порядка исполнения решениясуда, обеспеченияего исполнения (ст204), особенностей решений суда о присуждении имущ-ва или его стоимости (ст205), обязывающих должника совершить опред-ныедействия (ст206) в пользу нескольк. Истцов или против неск. ответчиков (ст. 207), решений подлежащих немедл. исполнению (ст 211). В апк есть тоже положения какющиеся регули-ния исполн-го производства: разд VII посвящ. Общим вопросамм исполнения судебных актов, вынесенных арбитр-ми судами, многие нормы раздела IV дополняют положения закона об исполн-ном производстве (порядок выдачи исполнителного листа (ст319-323), поворот исполнения судебного акта (ст325-326).

К источникам испол-го произв-ва надо отнести и Фед-е законы регулир-щие разные материальные правоотношения напр. в гк РФ есть нормы о представит-ве, порядке выдачи доверенности (гл 10), об отв-сти за нарушение обязательств (гл 25) вследствие причинения вреда (гл 59), о порядке проведения торгов (447-449), и др. нормы. В ск урегулир-н порядок исполнения решений судов по спорам связанным с воспитанием детей (ст79), порядок уплаты и взыскания алиментов (гл17). В тк РФ зкр-ны важн. Вопросы связ-ные с порядком защиты труд-х прав и разрешением трудовых споров (разд xiii). В кач-ве источников исполнит-го произзв-ва могут рассматриваться и подзаконные нормативные акты: постановление правительства РФ от 7 июля1998г. №723 `"Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества"", поставновл-е Правит-ва РФ от 27 мая 1998г №516 ??О дополнительных мерах по совершенствоанию процедур обращения взыскания на имущество организаций, постан-ние правительства РФ?? от 15 июля 2002г. №527 О нормах и перечне затрат на реализацию имущества конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям тамож-ных органов РФ, признанного в утан. Порядке бесхозным, а также изъятого фед-ми орг-ми исполнит-ной властив соот с их компет-цией, постан-ние правит-ва РФ от 9 сент 2002г. №666 О порядке исполнения Мин-вом финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда причиненного незаконными действиями (бездествиями) органов гос. власти"", и др.

Большое значение имеют постановл-ния конст-го суда РФ, т. к. в обл-ти исполн-го произ-ва м. б. спорные вопросы кот-е были предметом разбир-ва в конс суде напр нормы об исполнит-х док-тах, исполнительск-м сборе, очередности распределения взысканных денежных сумм, некотор. др. вопр. В кач-ве самост-ной группы источников исполн-го произ-ва могт рассм-ттся обобщения судебной и др. правоприменительной прктики в виде постановлений Пленума верховного суда РФ и пленума высшего арбитражного суда РФ.

Нормативную основу ИП составляют:

Конституция Российской Федерации.1993г.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.2002г.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.2002г.

Федеральные законы принятые в 1997 году: «Об Исполнительном производстве» и « О судебных приставах»,(ред.от 27.07.2010г.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» закрепляет: цели и задачи исполнительного производства, специфические принципы исполнительного производства, виды исполнительных документов, сроки и порядок принудительного взыскания на различные виды имущества, исполнения, виды ответственности.

1 февраля 2008 года вступил в силу обновленный Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - который продолжил реформирование сферы исполнительного производства, начатое в 1997 году в связи с принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» .Тем не менее, в правоприменительной деятельности, ввиду значительного за последнее десятилетие обновления законодательства об исполнительном производстве, остается еще достаточно многопротиворечивых неразрешенных вопросов практики применения обозначенного законодательства.

В качестве основных причин неэффективности системы принудительного исполнения следует отметить:

Несовершенство законодательства об исполнительном производстве,

Недостаточность полномочий судебного старшего судебного пристава, сложность в реализации взысканного имущества, отсутствие специализированных организаций с соответствующей лицензией занимающихся продажей взысканного имущества в ходе проведения электронных торгов, на сегодняшний день этим, к сожалению, занимается судебный пристав - исполнитель.

Большая нагрузка судебных приставов-исполнителей; отсутствие эффективных мер личных ограничений в российском исполнительном производстве; трудности с привлечением информации, задержка в получении информации, отсутствие денег и имущества у должников и другие.

Интересным в этом плане для России представляется опыт Израильского исполнительного законодательства предусматривающего личные ограничения следующего характера: временные ограничения на въезд или выезд из государства, право запроса информации в пенсионном фонде, в налоговой инспекции, у работодателя, банка; при наличии долга «заморозка» банковского счета, водительского удостоверения, пластиковых карт, эти меры не позволяют должнику уклоняться от выполнения обязательств.

Основные направления по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве в целях повышения эффективности системы принудительного исполнения видятся:

Устранение пробелов и противоречий в законодательстве (этому могло бы способствовать принятие Исполнительного кодекс РФ);

Повышение финансового статуса судебных приставов (улучшение материального обеспечения, установление взаимосвязи между результатами работы и размером оплаты труда судебных приставов-исполнителей; повышение уровня социальной защиты судебных приставов-исполнителей; оплата профессиональных расходов, служебных банковских счетов и т.п.)

Расширение полномочий судебных приставов - исполнителей путем предоставления судебному приставу-исполнителю права приостанавливать, отлагать и прекращать исполнительное производство;

Подробная регламентация процессуально процедурных действий Федеральный закон «О судебных приставах» регулирует задачи ФССП, организацию и функционирование деятельности ФССП, их правовой статус, социальные и правовые гарантии.

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует вопросы проведения органов и обращения взыскания на имущество должника, находящегося в совместной собственности супругов, новые формы правопреемства (к примеру, уступку требования. перевод долга, реорганизация юридического лица)

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует порядок исполнения актов по спорам связанным с воспитанием детей, алиментным обязательствам.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает особенности исполнения решений по восстановлению на работе, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам.

КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава.

УИК РФ регулирует порядок взыскания на заработную плату должника, отбывающего наказание в ИТУ.

Условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской федерации устанавливается БК РФ.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Общеправовые принципы можно под­разделить на морально-этические, или нравственные, и организационные. Принципы исп. произ-ва подразд. на: - констит. П.; - межотраслевые П; - П. исполн. произ-ва.

Конст. принципы: -П. законности (ст. 2 К.); П. равноправия сторон (ст. 19 К.); П. получения юр. помощи (ст. 48 К,).

Межотраслевые П. характерны для нескольких отраслей права и действуют не только в ГПП, но и в УПП, АПП и в испол. произ-ве. например, П. национ. язык судоприз-ва. П. исполн. произ-ва: - диспозитивный П.;

Императивный П.; - неприкосновенности личности должника; - П. неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи; - пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями; - П. законности.

Диспоз. П. в исп. произ-ве означает, что каждый субъект независим, распоряжается личными полномочиями свободно, без вмешательства со стороны др. субъектов. Но диспоз-ть зависит от тех обст-ств, в которых нах. субъект, т.к. закон может предоставить право действия либо запрещает это. Запрет означает, что в действие вступает импер. П. исп. произ-ва.

Субъекты исполнительного производства

Конкретный круг лиц, уч-щий в исполн. произ-ве, определен ФЗ «Об исп. произ-ве». Сторонами исполн. производства явл. взыскатель и должник .

Взыскателем явл. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполн. документ. Должником явл.гражданин или организация, обязанные по исполн. документу совершить определенные действия (передать денеж. средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусм. испол-ным документом) или воздержаться от их совершения.

По целям и задачам участия в испол. произ-ве проводится такая классификация субъектов:

Лица, наделенные власными функциями, т.е. органы исполнения – суд и суд. исполнитель;

Лица, учавст. в исполнении;

Лица, кот. по предписанию закона обязаны содействовать суд. исполнению;

Лица, удерживающие имущ-во должника на зак-х основаниях;

Лица, имущ-ые права которых затрагиваются или нарушаются суд. исполнением.

5. Место исполнительного производства в системе судебной власти
влияние органов судебной власти на процесс исполнения происходит в тех пределах, которые необходимы для осуществления судебного контроля за действиями участников исполнительного производства. Воздействие органов судебной власти на исполнительное производство заключается в основном в следующем:
- на суде лежит разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего его исполнения;
- судебные приставы-исполнители исполняют резолютивную часть решения

Суд решает такие вопросы исполнительного производства, как выдача исполнительного документа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения и другие вопросы в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", ГПК РФ и АПК РФ;
- суд осуществляет контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, жалобы от сторон исполнительного производства или других заинтересованных лиц на его действия подаются в зависимости от вида исполнительного документа в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Понятие и виды источников исполнительного права

К источникам исполн. права в РФ ФЗ «Об исп. произ-ве» относит только ФЗ и НПА, принимаемые Правительством РФ по вопросам исполн. произ-ва.

Исполнит. Произ-во представляет собой К источникам исп. произв-ва относят : ФЗ «Об исполн. произ-ве»; ФЗ «О суд.приставах»; ГПК РФ; АПК РФ; ГК РФ; др. ФЗ, регулирующие условия и порядок принуд. исполнения суд. актов и актов др. органов; межд. договоры РФ; имеют особое значение в практической работе суд. приставов – исполнителей и арб-х судов, судов общей юрисдикции Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ. сферу ведения РФ.

Судебный процесс,как источник исполнительно права

Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства – стадии исполнения судебных постановлений. В качестве составной его части, и исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля 1997г.- ‘’О судебных приставах ’’ и ’’ Об исполнительном производстве’

Виды исполнительных документов

Исполн. документами явл.. (ст. 7 ФЗ Об исп. пр-ве)

1) исполн. листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими суд. актов:

решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

решений иностр. судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека,

2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; 4) удостоверения комиссии по труд. спорам, выдаваемые на основании ее решений; 5) оформленные в уст. порядке требования органов, осущ-щих контрольные функции, о взыскании денеж. средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денеж. средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если закон-вом РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполн. документов. 6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админ-ных правонарушениях; 7) постановления суд. пристава-исполнителя; 8) постановления др. органов в случаях, предусмотренных ФЗ.

9.Возбуждение исполнительного пр Основанием для возбуждения исполн. произв-ва явл. предъявление суд. приставу-исполнителю исполн. документа судом, др. органом, его выдавшим, или взыскателем, если не истек срок предъявления исполн. документа к исполнению и он соотв. формальным требованиям, предъявляемым закон-вом к исполн. документам.

Суд. пристав-исполнитель в 3 – х дневный срок со дня поступления к нему исполн. документа выносит постановление о возбуждении исполн. производства.

В постановлении о возбуждении исполн. про- срок для добровольного исполнения содержащихся в исполн. документе требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполн. произв-ва, и уведомляет должника о принуд. исполнении требований по истечении уст. срока с взысканием с него исполн. сбора и расходов по совершению исполн. действий.

Копия постановления о возбуждении исполн. произв-ва не позднее след. дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ

Основание отложения,приостановления,отсрочки и рассрочки прнудительного исполнения

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполн. действий, суд. пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или др. орган, выдавший исполн. документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Суд. пристав-исполнитель может отложить исполн. действия по заявлению взыскателя или на основании определения судьи.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполн. действий, суд. пристав-исполнитель может отложить исполн. действия на срок не более 10 дн. по заявлению должника или по собственной инициативе.

В случае отложения исполн. действий суд. приставом-исполнителем он выносит соотв. постановление, о чем уведомляются стороны, суд или др. орган, выдавший исп. документ.

Постановление суд. пристава-исполнителя об отложении исполн. действий может быть обжаловано в соотв. суд в 10-дн. срок.

Изменение способа и порядка исполнения решает суд или др. орган, выдавший исп. док-т

Прекращение исполнения

Решение о прекращении исп. пр-ва приним. только судом. если исп. пр-ва было возб. На основании исп. док-та, выданного АС, то прекращение этого пр-ва произв. тем же АС или АС по месту нахождения суд. пристава-исполнителя. В остальных случаях вопрос о прекращении исп. пр-ва решается судом общей юрисдикции по месту нахождения суд. пристава-исполнителя. Прекращенное исп. пр-во не подлежит возобновлению, если определение о прекращении не было отменено судом.

12.Обращение взыскания на имущества должника Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, производится по определению суда в присутствии понятых. Что явл. мерой принуд. исполнения. Так, на заложенное имущество может быть обращено взыскание при недостаточности у должника иного имущества для полного удовлетворения предъявленных ему требований, не обеспеченных залогом, с соблюдением уст-ных гражданским закон-вом РФ прав залогодержателя. Залогодержатель, оставивший за собой заложенное имущество, обязан удовлетворить требования кредиторов, пользующиеся преимуществом перед его требованием, из стоимости заложенного имущества в размере, не превышающем стоимости этого имущества.

13.Меры обеспечения исполн. В том случае, если должник в уст. суд. приставом-исполнителем срок не исполнил добровольно обязанности по исполн. документу, к нему применяются меры принудительного исполнения: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; 2) обращение взыскания на з/п, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денеж. средства и иное имущество должника, находящиеся у др. лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполн. документе; 5) иные меры, предпринимаемые в соотв. с ФЗ-ми, обеспечивающие исполнение исполн. документа.

14.Реализация описанного(арестованного имущества)

Арест на имущество должника налагается не позднее 1 мес. со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполн. произ-ва, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением. Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необх-ти - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются суд. приставом-исполнителем. Арест применяется: 1) для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации; 2) при исполнении суд. акта о конфискации имущ-ва должника; 3) при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у др. лиц.

Под источниками права в теории права принято называть "обстоятельства, питающие появление и действие права"*(27). При этом выделяют: источник права в материальном смысле, источник права в идеальном смысле и источник права в юридическом (формальном) смысле.

К источникам права в материальном смысле относят развивающиеся общественные отношения, как конечную причину возникновения и действия права. Под источником права в идеальном смысле необходимо обозначать правовое сознание. Источник права в юридическом (формальном) смысле - форма выражения, объективизации нормативной государственной воли*(28). Именно в этом смысле нас и интересуют источники гражданского исполнительного права. Мы рассмотрим источники права, выделяемые в правовой теории, и отметим, наличие каких из них свойственно гражданскому исполнительному праву.

Прежде всего, это правовой обычай, как обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства, то есть, правовой обычай - это правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Для гражданского исполнительного права, как отрасли права, главным образом, процессуальной и достаточно жестко законодательно регламентированной, наличие правового обычая среди источников нехарактерно.

Следующий источник - правовой прецедент - решение юрисдикционных и административных органов государственной власти по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило поведения при разрешении аналогичных дел. Для гражданского исполнительного права несвойственно наличие административно-правовых прецедентов, однако характерно наличие множества судебных прецедентов, среди которых ведущее место занимают немногочисленные акты по данному вопросу Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Решение Верховного Суда РФ от 19.07.2000 N ГКПИ2001-864 "Об оставлении без удовлетворения жалоб о признании частично незаконными и не подлежащими применению правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета",

Определение Верховного Суда РФ от 21.12.1999 N ГКПИ99-842 "О прекращении производства по делу о признании незаконной ст. 254 Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Министра юстиции сСсР от 15.11.1985 N 22, в связи с неподведомственностью заявленного требования суду"), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.06.2000 N 6442/97 "Об обоснованном прекращении исполнительного производства по делу о взыскании задолженности"), и, разумеется. Конституционного Суда Российской Федерации (например, см.: Определение от 21.06.2000 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Огневой Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; Постановление от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский").

Наука гражданского исполнительного права в качестве юридической доктрины имеет и будет иметь в дальнейшем большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, однако, в качестве официального источника гражданского исполнительного права она не признается.

Иным источником гражданского исполнительного права являются нормативные договоры (договоры нормативного содержания), которые представляют собой, по сути, совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Такие договоры имеют место, например, между Российской Федерацией и странами СНГ (их мы рассмотрим подробнее далее). Могут быть нормативные договоры и на локальном уровне. Например, соответствующие договоры о реализации арестованного (конфискованного) имущества заключались Управлением юстиции Ярославской области и Ярославским отделением Федерального долгового центра при Правительстве РФ*(29).

Можно выделять и иные источники гражданского исполнительного права (например, правовые обыкновения, референдум и т.д.), но все они (как и выше перечисленные) не имеют такого значения как нормативно-правовой акт - основная и наиболее совершенна внешняя форма права.

Для нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области исполнения актов юрисдикционных органов, характерны, прежде всего, две особенности. Во-первых, это многообразие нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимает федеральное законодательство. Во-вторых, для нормативно-правовых актов в гражданском исполнительном праве характерна их четкая системность.

Прежде всего, среди нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнения актов юрисдикционных органов, следует выделить Конституцию Российской Федерации. Вообще говоря, в Конституции РФ нет норм, прямо регулирующих указанные отношения, однако многие нормы Конституции, пусть и опосредованно, все же регламентируют порядок принудительного исполнения.

Все эти нормы можно поделить на три большие группы.

К первой группе следует отнести нормы, регламентирующие создание и деятельность органов государственной власти, прежде всего, исполнительной (поскольку принудительное исполнение относится к сфере деятельности именно данной ветви власти) и судебной (так как, с одной стороны, в большинстве случаев исполняются все же судебные акты, а с другой - суд является субъектом исполнительного процесса и, одновременно, органом контроля за законностью действий судебных приставов-исполнителей) ветвей власти. Соответственно, к данной группе мы относим нормы главы 4 "Президент Российской Федерации", главы 6 "Правительство Российской Федерации", главы 7 "Судебная власть" и т.п.

Вторая группа норм выступает гарантией основных прав и свобод человека и гражданина, которые в полном объеме осуществляются и в рамках гражданского исполнительного правоотношения. Сюда мы относим, например, п. 1. ст. 19 Конституции РФ о том, что все равны перед законом и судом, неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), п. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, п. 2 ст. 37 Конституции РФ о запрете принудительного труда и т.д.

К третьей группе мы относим нормы главы 1 "Основы конституционного строя" и главы 3 "Федеративное устройство". В данном случае большое значение имеет отнесение гражданского исполнительного права к соответствующему предмету ведения. Дело в том, что гражданское исполнительное право (исполнительное производство) не отнесено ни к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), ни к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

Между тем, указанный вопрос имеет принципиальное значение, особенно принимая во внимание споры об отраслевой самоопределенности гражданского исполнительного права, рассмотренные нами выше. Действительно, если рассматривать гражданское исполнительное право (точнее, исполнительное производство) как часть гражданского, арбитражного, уголовного процесса - то это, в силу п. "о" ст. 71 Конституции РФ, - предмет исключительной компетенции Российской Федерации. Если же рассматривать принудительное исполнение как исключительно административный процесс - это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Интересное и, видимо, единственно верное на данный момент толкование предложено проф. В.В. Ярковым, который считая исполнительное производство комплексным правовым образованием указывает, что в нем содержатся нормы процессуального законодательства, гражданского законодательства, а также административного законодательства, в связи с чем вопрос о компетенции Российской Федерации и ее субъектов в указанной сфере должен решаться в каждом случае применительно к конкретному виду гражданских исполнительных правоотношений. Например, если речь идет о порядке проведения торгов арестованным имуществом - это сфера гражданского законодательства, а, следовательно, область исключительной компетенции Российской Федерации в части правового регулирования указанных отношений*(30).

Полностью соглашаясь с представленной точкой зрения, автор, тем не менее, полагает, что отношения в сфере гражданского исполнительного права должны быть урегулированы лишь федеральным законодательством, что требует внесения соответствующего дополнения в п. "о" ст. 71 Конституции РФ, например, указания на исключительную компетенцию Российской Федерации в сфере "законодательства, регулирующего принудительное исполнение актов юрисдикционных органов".

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы принудительного исполнения, следует отнести также федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Например, к таким законам мы относим Федеральный конституционный законсудебной системе Российской Федерации"*(31), Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"*(32) и т.д.

Достаточно обширны федеральные законы в качестве источников гражданского исполнительного права. Условно мы подразделяем их на две группы.

К первой группе относятся федеральные законы, регламентирующие те или иные вопросы исполнительного процесса, но не относящиеся к гражданскому исполнительному законодательству целиком.

Прежде всего, это кодифицированные акты, к которым мы относим:

Гражданский кодекс Российской Федерации*(33), который регулирует отдельные вопросы обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст.ст. 349-350), порядок проведения торгов арестованным имуществом (ст.ст. 447-449) и т.п.

Семейный кодекс Российской Федерации*(34), определяющий порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), взыскания алиментов (раздел V), а также иные отношения, связанные с принудительным исполнением.

Налоговый кодекс Российской Федерации*(35), в котором содержатся нормы, регулирующие особенности обращения взыскания на имущество налогоплательщика (ст.ст. 46-48 и др.).

Трудовой кодекс Российской Федерации*(36) в части норм о порядке исполнения решений о восстановлении на работе и т.п.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях*(37) в части административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей и в отношении некоторых норм, касающихся принудительного исполнения административных взысканий.

Уголовный кодекс Российской Федерации*(38), например, в части уголовной ответственности за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Помимо кодифицированных актов, нормы, регламентирующие отдельные вопросы принудительного исполнения, содержатся и в других федеральных законах. Например, Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"*(39) регламентирует вопросы обращения взыскания на заложенное имущество. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(40) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки (ст. 2 Закона).

Указанное соответствует требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Ко второй группе мы относим федеральные законы, регламентирующие вопросы принудительного исполнения и целиком и полностью относящиеся к гражданскому исполнительному законодательству.

Прежде всего, это Федеральный закон "Об исполнительном производстве", который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Другим столь же фундаментальным для гражданского исполнительного права является Федеральный закон "О судебных приставах". Закон определяет правовой статус судебного пристава-исполнителя, на которого возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Нормы гражданского исполнительного права содержатся и в подзаконных нормативных актах.

К таким актам относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам"*(41). Вообще же, Указы Президента РФ, так или иначе затрагивающие вопросы исполнительного производства, крайне немногочисленны и не содержат фундаментально важных норм гражданского исполнительного права.

В силу требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства. Закон прямо предписал Правительству РФ принять такие акты по ряду вопросов исполнительного производства п. 8 ст. 51, п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 82 Закона. Правительством Российской Федерации принимались и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы исполнительного производства, большинство из которых мы рассмотрим в работе в дальнейшем.

К подзаконным нормативно-правовым актам в указанной области следует отнести и акты федеральных министерств и ведомств, некоторые из которых также регулируют отдельные вопросы принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

Прежде всего, это акты Министерства юстиции Российской Федерации, например, приказ Минюста РФ от 03.07.98. N 76 "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций", которым утверждена Временная инструкция о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников"*(42).

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств нередко оформляются и в виде писем, например, Госналогслужбой РФ 11.02.98. издано письмо N ВК-6-10/107 "О порядке исполнения судебных решений о взыскании недоимок по налогам с физических лиц и решений налоговых органов об обращении взыскания на имущество юридических лиц"*(43).

Нередки и совместные нормативно-правовые акты по указанным вопросам. К таким актам можно отнести, например, письмо Минюста РФ N 06-73/54-94, ВАС РФ N с1-7/оз-476 от 06.07.1994 "О порядке обращения взыскания на имущество юридических лиц"; письмо Госналогслужбы РФ от 24.03.1995 N юу-6-04/157 "По вопросу передачи конфискованного имущества" (вместе с письмом Минюста РФ от 21.10.1994 N 06-73/11094); письмо Госналогслужбы Рф от 11.09.1995 N вг-6-08/481, Минюста РФ от 07.09.1995 N 06-02-85-95 "О представлении налоговыми органами судебным исполнителям информации о наличии расчетных и иных счетов у юридических лиц - должников" и т.д.

В гражданское исполнительное законодательство Российской Федерации не входят нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, хотя некоторые авторы и указывают, что "такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно"*(44).

Заканчивая рассмотрение источников гражданского исполнительного права, отдельно хотелось бы кратко остановиться на вопросе применения международно-правовых актов и договоров.

В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Таким образом, прямо закреплено правило о приоритете международных договоров России сравнительно с внутренним законодательством. Указанные вопросы будут отдельно освещены в главе 8 работы. Здесь же лишь приведем пример такого договора - это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22.01.1993*(45).

Еще по теме Источники исполнительного права:

  1. Органы принудительного исполнения, иные субъекты, исполняющие требования исполнительных документов. Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности.
  2. Понятие и сущность исполнительного производства; участники исполнительного производства; общие правила исполнительного производства; порядок осуществления исполнительного производства; защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий
  3. Вопрос 6. Место исполнительного права в системе российского права
  4. 82. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности. Защита прав сторон и других лиц в исполнительном производстве.
  5. 5.1. Исполнительный лист: практические аспекты получения листа, возможность предъявления к исполнению через 20 лет, срок исполнительного производства, варианты использования исполнительного листа, будущее исполнительного производства
  6. Исполнительный лист как исполнительный документ. Выдача дубликата исполнительного листа.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация