Нормирование закупок. Нормирование в сфере закупок Требования к отдельным видам товаров работ услуг по 44 фз

Главная / Налоги

Местная администрация должна установить правила нормирования >>>
Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:
– требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам);

– нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений >>>

Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.
Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

Правила нормирования, устанавливаемые местной администрацией

Чтобы установить правила нормирования закупок для муниципальных нужд, нужно принять следующие муниципальные правовые акты (ч. 4 ст. 19 Закона N ):
1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
В данном документе нужно предусмотреть в том числе (п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476, далее – Общие требования):
– требования к правовой форме названных актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в ЕИС;
– случаи внесения изменений в акты;
– требование об обязательном общественном обсуждении актов и порядок такого обсуждения;
– порядок рассмотрения проектов отдельных актов, перечисленных в абз. 3 пп. "б", абз. 3 пп. "в" п. 1 Общих требований, на заседании общественного совета при муниципальном органе.
В остальных вопросах местная администрация определяет содержание документа самостоятельно.
2. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
При разработке этого документа следует руководствоваться п. п. 4 – 6, 9, 10, 12, 13, 15, 16 Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (далее – Общие правила N 926). В частности, необходимо сформировать обязательный перечень отдельных видов товаров (работ, услуг) с указанием их потребительских свойств и иных характеристик (пп. "а" п. 4 Общих правил N 926).
До утверждения рассматриваемого документа его проект должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при местной администрации (п. 3 Общих требований).
3. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений.
Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее – Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:
– формулы расчета нормативных затрат по их видам;
– порядок применения формул;
– порядок расчета без применения формул.
Кроме того, в правилах можно предусмотреть право муниципальных органов устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения (п. 5 Общих правил N 1047).
Отметим, что формулы расчета должны соответствовать требованиям п. 16 Общих правил N 1047.

Акты о нормировании, принимаемые муниципальными органами

На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок (ч. 5 ст. 19 Закона N ). Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N , Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):
1. Требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
Проект данного документа до его утверждения должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).
2. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.
В отношении подведомственных бюджетных учреждений утверждать данный документ не нужно (ч. 5 ст. 19 Закона N

1. Требования нормирования в сфере закупокНормирование закупок - это условие, предъявляемое к закупаемым ТРУ, нормативным затратам, которые требуются для удовлетворения нужд заказчика.

При создании нормированных правил обязаны соблюдаться следующие требования:

  • вся продукция, которая закупается должна носить соответствие целевому назначению, она должна удовлетворять нужды по удовлетворению гос и муниципальных нужд;
  • данные закупки предполагают по собой расчет нормативных затрат для будущего проведения закупок и подтверждения в документальной форме объемов бюджетных обязательств, которые запрашиваются для целей нормирования закупок;
  • если происходит ограничение критериев цены, поэтому госзакупщики не могут произвести заказ товаров роскоши и товаров, которые обладают дополнительными свойствами.

Хотите знать больше нового об изменениях в правилах нормирования закупок?

Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу!

2. Изменения в нормировании закупок

При определении правил нормирования потребуется сформировать единые требования к порядку нормирования закупок. После чего происходит определение нормативов (ч 4 ст 19 44 ФЗ). Мы оказываем комплексное сопровождение при участии в закупках для новичков, подробнее о данной услуге смотрите

На окончательном этапе завершения утверждения предъявляются особые правила к отдельным видам ТРУ и происходит утверждение затрат (ч 5 ст 19 44 ФЗ.)

На начальных этапах Правительством России, выступающее в роли органа, публикующего правила нормирования муниципальных закупок . Этот орган регулирует единые требования, которые применяются к контрактной системе.

На следующем этапе в работу вступают высшие исполнительные органы гос власти субъектов России и местные администрации. На завершающем этапе происходит утверждение требований и нормативных затрат гос и муниципальными органами, а также органами управления гос внебюджетными фондами.

К изменениям будут относиться правила по которым, гос и муниципальные органы не должны при формировании условий к закупкам особых видов ТРУ проводить предварительные обсуждения проектов нормативных актов и созывать общественные советы. Теперь данные органы могут проводить формирование правил самостоятельно.

3. Правила нормирования закупок для муниципальных нужд

На гос и муниципальном уровне контроль оказывается органами внутреннего финансового контроля. Данному контролю подвержены затраты, которые связаны с разработкой нормирования закупок . Наш "Центр" предоставляет

При осуществлении проверки затрат происходит определение их достоверности, верности оформления.


При выявлении каких-либо нарушений при осуществлении финансового контроля, ответственность будет налагаться на должностных лиц. Ответственность предусматривается в соответствии с положениями Постановления от 5 июня 2015 года под номером 555. В каждом из приложений должны быть отмечены цели осуществления закупки и реквизиты акта о нормировании.

4. Видео-инструкция нормирование закупок по 44 ФЗ


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Основные требования системы касаются:

  • предельной цены;
  • количества приобретаемой продукции или услуг;
  • качественных и потребительских характеристик;
  • нормативных затрат.

Согласно правилам, госзакупщики обязаны вести целевой расчет закупок и документально подтверждать необходимость бюджетных затрат на различные цели. То есть закупаемая продукция должна полностью отвечать назначению и при этом не считаться товаром роскоши.

Точное определение роскоши в нормативах пока не разработано. Пока этот вопрос решается на государственном уровне. Но чтобы заказ не посчитали растратой, юристы советуют анализировать рынок и принимать во внимание предельные цены закупок.

На чем основана система закупочных норм

Нормирование в сфере закупок по 44–ФЗ (19 статья) делится на несколько уровней:

  • общие правила по закупкам;
  • обязательные правила;
  • ведомственные требования при заказе отдельных видов необходимых товаров, работ и услуг (ТРУ).

Помимо этого, правила формируются с учетом следующих постановлений Правительства: №926, 476, 1047, 479, 927. А на местном уровне закупочную деятельность регулируют региональные правовые акты и правила, установленные муниципалитетами.

Как формируются правила нормирования

Нормируются все расходы в соответствии постановлением Правительства №1047. При расчетах переходят от общих (обязательных) к конкретным (ведомственным) требованиям.

Например, рассмотрим нормирование закупок мебели по 44-ФЗ. Так Департамент образования устанавливает нормы закупок столов (парт) для классов в общеобразовательных школах. Согласно им, закупаемая мебель должна иметь прямую деревянную столешницу, регулировку по высоте и прочное металлическое основание. При этом, цена одного изделия не должна быть выше 3000 рублей, а гарантируемый срок службы - 5 лет.

Перед утверждением эти правила проверяются на соответствие требованиям от высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. Этот распорядительный орган установил предельную цену для парт в 4000 рублей при гарантийном сроке службы – 5 лет. Получается, закупочные нормы соблюдены.

Закупки по правилам нормирования

Согласно 44–ФЗ, общая схема закупочного плана включает следующие этапы:

  • нормирование затрат;
  • экономическое обоснование;
  • подготовка и утверждение закупочного плана;
  • публикация установленного графика.
  • Бюджетные организации и казенные учреждения не могут заниматься нормированием затрат, а только придерживаются уже установленной системы норм. Но они утверждают свои запросы к ТРУ и предельной стоимости.

Только после того, как соблюдены все правила, заказчик организует тендер и находит исполнителя. На основе требований к ТРУ рассчитывается начальная максимальная цена делового контракта.

Как правительство контролирует соблюдение правил

Соблюдение норм закупок по 44-ФЗ проверяют организации государственного/муниципального контроля за финансами. Они анализируют деятельность:

  • организаций-заказчиков;
  • контрактных служб;
  • работников торговых площадок;
  • членов комиссий по закупкам.

Контролирующие органы проверяют расходы по закупочной деятельности и следование правилам ведения финансовой отчетности.

Если у вас еще остались вопросы по закупочной деятельности, вы можете проконсультироваться в нашей компании ITCOM. Мы подробно ответим на все вопросы и подскажем, как действовать в конкретных ситуациях.

1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация