Основными центрами притяжения трудовых мигрантов являются. Где находятся основные центры международной трудовой миграции

Главная / Общество

Количество мигрантов в мире растет. Люди не хотят жить там, где родились, ищут лучших условий. Государства обеспокоены: одним не хватает рабочей силы, населения, другие, наоборот, перенаселены. Чтобы сохранить демографический баланс и контролировать ситуацию на рынке труда, необходимо знать, что такое миграция, в чем ее причины и каковы могут быть последствия.

Определение

Причины

В целом факторы, влияющие на процесс можно разделить на притягивающие и выталкивающие. Едут или к чему-то хорошему, или от чего-то плохого. К выталкивающим относятся вооруженные конфликты, войны, экологические катастрофы. У людей в таких случаях просто нет выбора – вынужденные эмигранты спасают свои жизни и здоровье.

Главные факторы, заставляющие людей паковать чемоданы, – экономические. Большинство мигрантов едет в иной регион или страну для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Но это не единственная причина, побуждающая людей отправиться в путь. Многие из них хотят не только заработать, но и навсегда остаться в новой стране. Безвозвратная миграция стимулируется различными благами и преимуществами.

Привлекать в других регионах или странах может мягкий климат, высокий уровень жизни, надежная социальная защита, наличие политических свобод, возможность получить хорошее образование.

Классификация

Рассматривать такое сложное явление можно с разных точек зрения. Соответственно, виды миграции населения классифицируются по различным признакам:

  • территориальному;
  • временному;
  • по способу реализации;
  • причинно-следственному.

Кроме того, процесс может идти с нарушением закона и без оного. Легальная миграция – это лишь верхушка айсберга: на долю нелегалов, по мнению специалистов, приходится большая часть общего миграционного потока.

Внешняя и внутренняя

Миграция внутри страны или иной территориальной единицы (района, области) называется внутренней. Население перетекает из сельской местности в города, из одних регионов в другие. К миграционным процессам не относится лишь переселение людей в пределах одного населенного пункта.

Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы и подразделяется на эмиграцию – отток населения, и иммиграцию – приток в страну иностранцев.

В свою очередь она может быть внутриконтинентальной и межконтинентальной. Разница между прибывающим и отъезжающим населением называется миграционным сальдо, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная миграция – это явление, когда количество выехавших превышает количество новоприбывших.

Во многих развитых странах рождаемость снижается, что ведет к старению населения и общему демографическому кризису. Поддержать численность населения на прежнем уровне может замещающая миграция, когда естественную убыль компенсирует приток иностранцев.

Транзитная миграция – это перемещение мигрантов по территории государства на пути следования из страны исхода в страну прибытия. Явление такого транзита характерно для стран, граничащих с более благополучными государствами-реципиентами. Например, поток иностранцев из Азии устремляется в Европу через Россию, Беларусь и Украину. Нелегальные мигранты из стран Африки стремятся в Германию или Швецию, но для этого им нужно пересечь транзитом территорию Турции и Греции.

По продолжительности

По количеству времени, проведенному мигрантом за рубежом, выделяют временную и постоянную миграцию. Временная миграция – это переселение в страну на условиях, предполагающих, что по истечении определенного срока мигрант должен вернуться восвояси. Целью временных мигрантов является поиск не нового места жительства, а хорошо оплачиваемой работы. Наиболее кратковременной является так называемая маятниковая миграция, когда поездки к месту работы или учебы и обратно совершаются регулярно, ежедневно. Такое бывает в селениях, близко расположенных от крупных городов, а также в приграничных районах.

Сезонная миграция – это явление, при котором пребывание иностранца в стране связано с выполнением сезонных работ и длится не более нескольких месяцев.

Обычно такие работники заняты в сельском хозяйстве, и, несмотря на то, что через год, они, скорее всего, возобновят контракт, после окончания страды им необходимо вернуться на родину.

Краткосрочная миграция длится дольше – до одного года, пока действителен подписанный с работодателем договор. Долгосрочная миграция предполагает, что специалист проработает на чужбине от одного года до нескольких лет.

К социальным причинам можно отнести желание изменить свой уровень и образ жизни. Это, например, переезд из села в большой город, поступление в иностранный вуз. Иммиграция через обучение – один из самых распространенных способов поменять страну проживания. Сюда же можно отнести воссоединение семей, переезд к месту жительства будущего супруга.

Культурные причины побуждают верующих совершать ежегодные паломничества к святым местам, а реэмигрантов – возвращаться туда, где раньше жили их предки.

Политические мигранты – беженцы – подвергаются гонениям и репрессиям у себя на родине за свои убеждения. Миграция политическая была распространена во времена Советского Союза, когда инакомыслие было наказуемо.

Если из родного дома выгоняют вооруженные конфликты, речь идет о военной миграции. Это беженцы, которым угрожает не политический режим, а обстрелы и бомбежки.

Последствия

К чему приводят миграционные процессы? Последствия явления, как и причины, затрагивают многие аспекты жизни. Во-первых, меняется экономическая ситуация.

Получают дополнительные резервы, что ускоряет темпы экономического роста, удешевляет труд, и в случае насыщения рынка труда приводит к росту безработицы.

Именно поэтому в многих стран присутствуют строгий профессиональный отбор и квотирование: чтобы приезжали лишь те, кто будет востребован.

В местах, откуда идет отток населения, темпы развития замедляются, но зато уменьшаются показатели по безработице. Постоянная миграция способна менять демографическую картину – приезжие пополняют ряды трудоспособного населения. Большое количество мигрантов одной национальности может изменить и культурную среду региона – язык, религию, традиции, если не произойдет ассимиляции – полного растворения среди местных жителей.

Миграция проблемы и решения: Видео

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому, что в 2010 году столица сильно приросла территорией за счет Московской области. Фактически Москва и область - это единый рынок труда и жилья, миграционная привлекательность Подмосковья зиждется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки, число которых, по оценкам, превосходит 1 млн. человек Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московской области. Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции: Журнал, Демоскоп, № 569 - 570, сентябрь-октябрь, 2013 г. .

В 1990-е годы в столичном регионе регистрируемый статистикой прирост населения за счет внутренней миграции составил 359 тысяч человек, но он требует поправки на данные переписи 2002 года, в соответствии с которыми население Москвы и Московской области превысило расчетную численность более чем на 2 млн. человек Мкртчян Н.В. Миграция как компонент динамики населения регионов России: оценка на основе данных переписи населения 2010 года / Известия РАН. Серия географическая, 2011. № 5. C. 28-41. . Этот прирост отнесен на счет миграции. В 1991-2013 годы, в соответствии с тем, что видит текущая статистика, 76% миграционного прироста столичного региона обеспечила внутренняя миграция, 24% - международная. Если распределить неучтенную миграцию в этих пропорциях, на внутреннюю миграцию пришлось почти 1,5 млн. человек зафиксированного переписью "дополнительного" прироста, и в итоге суммарный прирост столичного региона за счет внутренней миграции составил 1860 тысяч человек.

В 2001-2013 годах регистрируемый статистикой миграционный прирост населения Московского региона увеличился, составив 941 тысячу человек. И результаты переписи 2010 года вновь показали дополнительный рост населения обоих рассматриваемых регионов, суммарно на 1183 тыс. человек Буртин Ш. Разрешать нельзя запрещать. Как поставить миграцию под контроль / Ш. Буртин, О. Тимофеева, Д. Карцев // Русский репортер. - 2013. - N 33. - С. 18-26. . В этот период соотношение регистрируемой внутренней и международной миграции в миграционном приросте было еще более сдвинуто в пользу внутренней (81% и 19% соответственно). Распределенный подобным образом дополнительный миграционный прирост увеличивает вклад внутренней миграции в баланс столичного региона на 950 тысяч человек, суммарно за 2000-е годы получается 1890 тысяч, т.е. столько же, сколько в прошлом десятилетии.

Если судить по данным текущего учета за 2011-2013 годы, миграционный прирост населения Столичного региона в эти годы усилился, но в сравнении с данными, скорректированными на основе переписей, - сократился. Если тренд миграции не изменится, чего будто бы нет оснований ожидать, то прирост населения региона только за счет внутренней миграции к 2020 году может составить еще 1,5 млн. человек.

Столичный регион собирает население со всей страны, наиболее интенсивно - с ее европейской части. Самыми главными миграционными донорами столичного региона служат области, соседствующие с Московской, что подтверждают и данные переписи о месте рождения. В 2010 году, согласно данным переписи, среди тех, кто указал место рождения, в столичном регионе проживали 1165 тысяч уроженцев этих 7 областей, или 19,2% от всех "неместных" уроженцев.

Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, - Санкт-Петербург с Ленинградской областью. В 1990-е годы за счет регистрируемой внутренней миграции их население приросло на 92 тысячи человек, но перепись 2002 года добавила к этому 127 тысяч, также, по-видимому, в основном обеспеченные внутрироссийскими мигрантами. В 2000-е годы прирост увеличился до 258 тысяч, перепись 2010 добавила еще 337 тысяч. Суммарный прирост можно оценить примерно в 700 тысяч за два десятилетия. В 2011-2013 годах миграционный прирост Санкт-Петербурга и Ленинградской области был на уровне 2000-х годов с учетом поправки переписи 2010 года.

"Вторая столица", также собирая население со всей страны, имеет иных основных миграционных доноров. За 1991-2013 годы почти треть миграционного прироста обеспечили регионы Северо-Запада, еще 40% - регионы востока страны.

Устойчивый центр миграционного притяжения - Краснодарский край. В 1990-е годы он получил за счет внутренней миграции 238 тысяч человек прироста, данные переписи добавили еще 149 тысяч. Но, в отличие от столичного региона, пропорции внутренней и международной миграции в этом неучтенном статистикой приросте были паритетны, сказывается приграничное положение региона и его сильная привлекательность прежде всего для мигрантов из Закавказья. В 2000-е годы регистрируемый миграционный прирост края уменьшился до 164 тысяч человек, переписная добавка составила еще 50 тысяч. В результате суммарный миграционный прирост Кубани за счет внутренней миграции в 1991-2013 годы составил около полумиллиона человек, примерно на этом же уровне (в среднегодовом исчислении) остался миграционный приток в 2011-2013 годах. Краснодарский край - тоже центр всероссийского масштаба, но более половины его прироста за весь период обеспечили округа востока страны, еще четверть - Северокавказский округ Быченко Ю.Г. Влияние миграции на демографическое и этноструктурное развитие российского села / Ю.Г. Быченко, В.Л. Шабанов // Мир России: социология, этнология. - 2014. - Т. 23, N 1. - С. 167-185.

В Европейской России есть еще четыре не таких крупных центра притяжения внутрироссийских мигрантов общестранового масштаба: Татарстан, Белгородская, Калининградская и Нижегородская области. Они получали в оба десятилетия пусть и не такой большой, но устойчивый во времени прирост, и этим, а также широтой миграционных связей перечисленные регионы отличаются от многих своих соседей (табл.2.4). В после переписные годы все эти регионы сохранили миграционный прирост. Они выделяются не столько масштабами прироста (хотя он и был значимым), сколько отсутствием четко ограниченного числа крупных миграционных доноров. Названные регионы привлекали мигрантов со всей страны, но при этом отдавали мигрантов более мощным центрам, прежде всего - Столичному региону.

К региональным центрам в Европейской части страны следует отнести Ставропольский край, который притягивал мигрантов из республик Северного Кавказа. В среднем и нижнем Приволжье центром притяжения регионального масштаба может считаться Самарская область. Правда, в 2011-2013 годах Ставропольский край и Самарская область не удержали миграционный прирост (табл. 2.4), но для ориентированных на них регионов по-прежнему остались миграционно притягательными.

Таблица 2.4 - Основные центры миграционного притяжения в России в 1991-2013 годы

Наименование центра

Прирост за счет внутренней миграции, тыс. человек (оценка)

Общестрановые

Москва и Московская область

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Краснодарский край

Белгородская область

Республика Татарстан

Калининградская область

Нижегородская область

Региональные

Ставропольский край

Самарская область

Новосибирская область

Источник : оценки на основе данных текущего учета населения и переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.

Центры притяжения внутренних мигрантов есть и за пределами Европейской части страны, хотя, конечно, их мощность невелика, т.к. они располагаются не в конечном пункте, а на пути западного дрейфа. Самый известный центр - богатый углеводородами Ханты-Мансийский АО. Прирост его населения за счет внутренней миграции практически отсутствует, в 1990-е годы он составил 16 тысяч человек, и перепись показала недочет населения на 6 тысяч, т.е. еще его уменьшила. В 2000-е годы прирост составил 11 тысяч человек, и перепись недосчиталась 21 тысячи. Формально, никаким центром притяжения населения округ не является, если бы не то обстоятельство, что ситуация здесь кардинально отличная от других российских северов, сюда мигранты активно едут, но, конечно, и уезжают отсюда. Приезжают в ХМАО люди в возрасте 25-35 лет, а активно уезжают в предпенсионных и пенсионных возрастах, что обеспечивает ротацию населения, ведущую к ее омоложению. Но ввиду отсутствия миграционного прироста этот центр нецелесообразно включать в табл. 2.4.

Прирост населения Ханты-Мансийскому округу обеспечивают регионы Приволжья, Сибири и Урала, отток идет в столичный регион, Санкт-Петербург, Краснодарский край, на запад страны и на юг Тюменской области. Скромные результаты долгосрочной миграции компенсируются тем, что Ханты-Мансийский АО - крупнейший центр временной трудовой миграции, о чем будет сказано ниже.

На востоке России есть региональные центры притяжения. Они нестабильны, среди них, в отличие от центров на западе страны, нет ни одного с устойчивым миграционным приростом. Самый значимый прирост был в Новосибирской области, которая отдает население на запад, но приток из других регионов Сибири и с Дальнего Востока этот отток перекрывает. В 2011-2013 годах миграционный прирост в Новосибирскую область увеличился.

Во второй половине 2000-х годов в число региональных центров притяжения населения выдвинулись также Тюменская и Свердловская области, но результаты переписи скорректировали полученный прирост в сторону уменьшения. В 2011-2013 годах идет приток мигрантов в оба региона. Пока нельзя говорить об этом как об устойчивой тенденции, но в "третьем" эшелоне центров притяжения мигрантов наметились некоторые перемены. Ни всероссийские, ни региональные центры притяжения внутристрановых мигрантов не могут сравниться со Столичным регионом - он по-прежнему является безусловным лидером, "дирижирует" миграционными потоками всей страны (рис.1). За 1990-2012 годы его миграционный прирост был вдвое выше, чем всех остальных вышеперечисленных центров, вместе взятых.

Рисунок 1. Прирост за счет внутренней миграции в основные центры притяжения в 1991-2012 годы, тыс. человек Габуев А. Миграционный порог // Россия в глобальной политике. - 2013. - Т. 11, N 4. - С. 100-110

Регионы - центры миграционного притяжения часто возглавляют города с населением свыше миллиона человек. Но наличие крупнейшего города не гарантирует региону стабильного миграционного прироста - Пермь, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Волгоград проигрывают соседним, более успешным центрам. Регионам Центрального округа и Приволжья сильно вредит близость Москвы, оттягивающей у них население. Крупнейшие и крупные города являются центрами притяжения для населения своего региона, но на соседние регионы влияние распространяют немногие.

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная м и г р а ц и о н н а я п о л и т и ка . Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран - первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны - члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны - участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

    число прибытий и выбытий в даннойадминистративно-территориальной единице;

    сальдо миграции (чистая миграция) - разность между числом прибытий и выбытий;

    валовая миграция (брутто-миграция) - сумма числа прибытий и выбытий;

    миграционный поток - совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

    миграционная когорта - совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

    природно-климатические , связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат,ландшафт, изменения вэкологической системе;

    демографические , обусловленные территориальными различиями в структуренаселенияпо полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

    этнические , связанные с влиянием национальныхтрадиций,обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

    социально-экономические , связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов,инвестициямии др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностьютрудоустройства, содержанием и характером труда, размеромзаработной платы, перспективами полученияобразования, жилья, созданиясемьии т.д.

Международные валютные отношения.

Отношения торгового обмена между странами вызывают необходимость во взаимных денежных расчетах. Таким образом возникают

валютные отношения - экономические отношения, связанные с функционированием денег как мировых денег.

При характеристике валютных отношений важное значение имеет понятие

валютный курс - соотношение между валютами отдельных стран, то есть цена валюты данной страны, выраженная в валютах других стран.

Формой организации валютных отношений выступает международная валютная система (МВС). МВС прошла в своем развитии четыре этапа.

Первый этап - система золотого стандарта , которая стихийно сложилась в концу ХIХ века. Она характеризуется следующими чертами:

    определенным золотым содержанием валютной единицы;

    конвертируемостью каждой валюты в золото как внутри, так и за пределами границ отдельного государства;

    поддержанием жесткого соотношения между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег.

Второй этап - система золотодевизного стандарта - была принята на Генуэзской конференции (1922 г.). Позднее он был признан большинством капиталистических стран. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. В качестве девизной валюты были избраны доллар и фунт стерлингов.

Третий этап - Бреттон-Вудсская валютная система получила свое оформление в Бреттно-Вудсе (США) в 1944 году. Ее основные черты:

    за золотом сохранилась функция окончательных денежных расчетов между странами;

    американский доллар стал резервной валютой. Он, наравне с золотом, был признан в качестве меры стоимости валюты разных стран, а также международного средства платежа;

    доллар обменивался на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г.). Доллар прочно занял свое место в валютных отношениях, масштабы использования золота резко упали;

    каждая страна должна была сохранять стабильный (официально установленный) курс своей валюты относительно любой другой валюты. Рыночные колебания курса валют не должны были отклоняться от фиксированных золотых и долларовых паритетов более чем на 1 %;

    межгосударственное регулирование валютных отношений осуществлялось преимущественно через Международный валютный фонд (МВФ), созданный на той же Бреттон-Вудсской конференции.

К концу 60-х годов Бреттон-Вудсская система пришла в противоречие с развивающейся интернационализацией мирового хозяйства. Режим золотодолларового стандарта постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. Между тем, кризис экономики США в 60-е - 70-е годы, возрастание значения западноевропейской и японской экономики привели к большой концентрации долларов в Западной Европе и Японии, которым США не могли обеспечивать золотую ликвидность. В начале 70-х годов Бреттон-Вудская система разрушилась.

Четвертый этап. В 1976 году состоялось совещание МВФ в Кингстоне (Ямайка), на котором были определены основы новой валютной системы капиталистического хозяйства, которая была определена как система управляемых плавающих валютных курсов .

Выделим основные черты этой системы.

    Функция золота в качестве меры стоимости валютных курсов упразднялась.

    Вводился стандарт СДР (special drawing rights - SDR) - специальные права заимствования - с целью превратить его в основной резервный запас, коллективную валюту.

    Валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах национальных валют. Колебания курсов валют обусловливались двумя основными факторами:

    покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;

    соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

П аритетом покупательной способности называется формулировказакона единой цены для международныхрынков : покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностраннуювалюту .

Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг.

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране А и экспортировать их в Б. Это увеличивает предложение товаров в стране Б, спрос на товары в стране А, спрос на валюту страны А и предложение валюты страны Б, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример : еслицена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2доллара , то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю - также снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).


По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн. иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн. незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн. человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Основные центры притяжения миграционных потоков:

  1. Поэтому международный поток товаров и услуг и международный поток капиталов представляют собой, образно говоря, две стороны одной
  2. § 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика
  3. Глава 9. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Центры миграции рабочей силы.

Направления международной миграции рабочей силы непрерывно изменялись в процессе изменения экономических условий.

В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн. трудящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, «мигрантов-со­юзников», рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность междуна­родных мигрантов оказывается в 4-5 раз больше. При этом около 60% международных мигрантов - выходцы из развива­ющихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничи­тельные меры со стороны правительств многих из этих стран). Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностран­ных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее).

США, Канада и Австралия . Население этих стран полностью или частично состоит из потомков иммигрантов. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. В этих странах остается по-прежнему самый высокий уровень ВВП на душу населения. Потоки высококвалифицированной рабочей силы едут в эти страны изо всех стран мира. В начале 90-х годов в США находилось 21 млн. иммигрантов, в Канаде и Австралии - по 4 млн. чел. В конце 90-х годов в США легально иммигрировали 700-800 тыс. человек в год.

Западная Европа . Главный центр притяжения здесь - Германия. Основные страны- доноры - Турция, бывшие югославские республики, страны СНГ. Второе место по иммиграции в Западной Европе занимает Франция. Главные источники иммиграции в эту страну - бывшие французские колонии, а также ближайшие менее развитые соседи - Испания, Португалия, Мальта. В Великобританию иммигранты прибывают из британского содружества наций. Другие страны Западной Европы также используют рабочую силу. В настоящее время иностранные рабочие во Франции составляют 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров и т.д. . В странах Западной Европы существует большая зависимость от труда иностранных рабочих6 без них невозможно нормальное функционирование таких отраслей экономики как строительства. угольной промышленности, сферы услуг.

С 1 января 1993г. ЕС объявил себя единым рыночным пространством. С этого времени жители государств- членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран. В связи со значительным постарением населения в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами Европейский Союз вынужден будет принять 159 млн. иммигрантов, иначе ему придется поступиться высоким уровнем и качеством жизни. Однако Европа полна решимости остановить демографическое наступление Африки и Азии. Тем не менее, численность иммигрантов в Европу продолжает увеличиваться. Масштабы легальной иммиграции состав-ляют2 млн. человек в год.



С 60-х годов ХХ в. появились новые центры притяжения рабочей силы. Здесь наблюдались высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлечения иностранного капитала. В их число входят нефтедобывающие страны Ближнего Востока, НИС Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Ирак, Иран, Кувейт и др.) широко используют с 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр трудовой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн. чел. В качестве главного экспортера рабочей силы выступал Египет. Его доля в количестве иммигрантов этого региона составила 75%. Также иммигрируют в этот регион рабочие из Бангладеш, Индии, Пакистана, Филиппин.

Латинская Америка . Аргентина, Бразилия, Венесуэла привлекательны для зарубежных сезонных рабочих и на сборочных предприятиях. Сюда направляются эмигранты из других стран Латинской Америки, Азии, Африки.

Новые индустриальные страны (НИС): страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Чили, Парагвай, Уругвай) и страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Индонезия) создали значительный экономический потенциал. Сюда возрос приток иммигрантов.

Израиль. Государство, которое существует с 1947г. и имеет сегодня население более 5 млн. человек. Оно на 2/3 состоит из иммигрантов (более 1 млн. человек населения Израиля - выходцы из СССР).

Особенности функционирования мировых рынков труда в центрах притяжения миграции.

1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000г. в мире насчитывалось от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них - трудовые мигранты.

2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы.Это иммиграция в развитые страны из развивающихся стран, перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами, миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональный характер. Она переносит политические и экономические проблемы из одной страны в другую.

3. Рост доли молодежи, женщин, детей в миграционных процессах.

4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии ¼ иммигрантов проживает более 20 лет.

5. Снижение темпов активности международной миграции с 80-х годов в связи с переходом большинства стран к протекционистской политике в этой сфере.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.

7. Изменение этнической структуры населения. Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины в принимающей стране. Общины живут в соответствии со своими традициями, обычаями, культурой. Формируются замкнутые сферы экономической деятельности или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.

8. Формирование «черного» рынка в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда - это механизм использования нелегальной рабочей силы. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов в США, например, варьируются от 2 до 13 млн. человек. По оценкам МОТ, в начале ХХ1 столетия в странах ЕС незаконно проживали и работали около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев были безработными.

9. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение труда иммигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда России.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация