Источники АП. АП как отрасль законодательства. VI. Акты правосудия

Главная / Общество

Система административного права — внутреннее устройство этой правовой отрасли, отражает последовательное размещение и взаимосвязь ее структурных элементов (частей) — подотраслей права и правовых институтов, состоящие из определенных совокупностей однородных норм.

Л.С. Бельский — выделяет в этой системе такие подотрасли, как управленческое право, полицейское право и право административной юстиции.
Однако предложенная дифференциация является спорной. В частности, юрисдикционной (т.е. фактически полицейской) деятельности в сфере ГУ занимаются не только ОВД, но и различные другие ОВВ (должностные лица), а также ОМС. Более того, применение принудительного действия норм права (что опять же связано с полицейской деятельностью) является органической функцией ГУ, поэтому не должно уходить от управления. Итак, такое разделение системы АП противоречивый характер и требует дальнейшего изучения.

Существуют другие критерии внутренней дифференциации системы АП: а институциональный, отраслевой, процессуальный (т.е. разделение норм АП на материальные и процессуальные). Деление на отрасли и институты в определенной мере условным. Ведь АП, как и право в целом, является целостной материей, каждый элемент которой неотделим от других. Поэтому одни и те же нормы могут одновременно касаться различных правовых институтов или подотраслей административного права.
Традиционно главным критерием объединения административно — правовых норм и их распределения по структурным частям является предмет правового регулирования. Согласно построена система предусматривает выделение правовых институтов, объединяемых в общую и особенную части АП.
К общей части административного права относят нормы (в том числе правовые принципы), действующих во всех сферах организации и функционирования публичного управления. То есть она объединяет наиболее типичное, общее в правовом регулировании указанной сферы.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие:
— принципы государственного управления;
правовое положение субъектов АП (граждан, ОВВ, ОМС, ОП, предприятий, учреждений, организаций);
государственной службе;
— формы и методы управленческой деятельности;
— административное принуждение;
-средства обеспечения законности в государственном управлении;
административный процесс, включая административное судопроизводство.

Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие конкретные сферы и области управленческой деятельности. Иногда говорят еще о специальную часть, под которой понимают, например, нормы, регулирующие осуществление административной деятельности ОВД.

Особенная часть АП содержит нормы, регулирующие:
— управления экономикой, промышленностью, агропромышленным комплексом;
— управления в социально — культурной сфере (образование, наука и т.д.);
— управления в сфере административно — политической деятельности (внутренние дела, юстиция, внешние отношения и т.п.);
— межотраслевое управление (статистика, стандартизация, ценообразование и т.д.).

Содержание общей и особенной частей АП составляет органическое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления и действие правовых актов управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах социально — культурного строительства с учетом их специфики.

Источники АП внешние формы установления и выражения административно — правовых норм — акты правотворчества государственных органов и организаций, ОМС, принятые в пределах их установленной законодательством компетенции, а также: международные соглашения (договоры) и международно — правовые акты, ратифицированные Украиной.

Особенности:
— разнообразие и численность
— благоустройство:
— Все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу;
Нормативные акты высших ОВВ является юридической базой для актов, принимаемых ОВВ низшего уровня;
— Акты ЦОИВ имеют больший масштаб действия, чем аналогичные акты низших органов;
— Нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общегосударственного характера.

Постановления ВРУ имеют организационно — правовой характер и по юридической силе является следующим после законов уровнем. Эти акты бывают двух видов.
Во-первых, с их помощью парламент может решать неотложные вопросы руководства государством, отнесенных к его компетенции, но не урегулированы в законах. Например, Постановление от 15.08.1997 г. « Об информации КМУ о ситуации в сельском хозяйстве и неотложных мерах по государственной поддержке агропромышленного комплекса».
Во-вторых, парламент постановлениями вводит в действие новые законы, отменяет и изменяет устаревшие. Подобные акты основном не содержат правовых норм, является нормативно — вспомогательными. Но учитывая их правотворческое значения, а также на то, что они действуют неоднократно — в течение существования главного акта (закона), их также следует относить к источникам права.
Указы Президента Украины — акты главы государства, издаются в пределах его полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов Украины.
Акты КМУ, имеющие нормативный характер, называются постановлениями. Постановления правительства принимаются коллегиально на его заседаниях. Этими актами конкретизируются положения законов Украины и указов Президента Украины, в том числе по вопросам, которые являются предметом административно — правового регулирования.
Кроме того, Кабинет Министров самостоятельно принимает решения, касающиеся вопросов государственного управления, отнесенных к его компетенции. Ими, как и актами Президента, регулируются организация и деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, вопросы управления в сферах экономического, социально-культурного развития, административно — политической деятельности.
Постановлениями правительства утверждаются уставы, положение, правила, инструкции и некоторые другие акты, содержащие административно — правовые нормы.
Приказы министерств и других ЦОИВ — акты ведомственного (отраслевого) характера, которые выдаются министром, руководителем иного ЦОИВ в одностороннем порядке. Приказы могут иметь отраслевой или межотраслевой характер. Иногда центральные органы исполнительной власти издают совместные акты.
Нормативно-правовые акты ВР и СМ АРК. Верховная Рада АРК принимает Конституцию АРК, которая утверждается ВРУ, и другие нормативно — правовые акты в форме решений и постановлений. Актами ВР АРК может осуществляться самостоятельное административно — правовое регулирование по подлежащих его ведению вопросам: сельского хозяйства, лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов благотворительной деятельности; курортно — рекреационной сферы и некоторых других. Нормативно-правовыми актами СМ АРК являются постановления, которые могут приниматься по вопросам развития в регионе экономики, социальной сферы …
Акты МДА — распоряжение их председателей принимаются в одностороннем порядке и являются обязательными для выполнения на соответствующей территории (область, город, район) всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений МДА издают приказы, которые в некоторых случаях также могут иметь нормативный характер и являются обязательными для определенного круга предприятий, учреждений, других организаций, действующих на соответствующей территории.


Решения местных советов (органов местного самоуправления) также могут содержать нормы АП. В частности, ОМС устанавливают общеобязательные правила по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (п. 44,45 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении», ст. 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
Акты органов управления государственных предприятий, учреждений, организаций — приказы их руководителей. Право этих руководителей принимать нормы права связано с необходимостью реализации компетенции собственника имущества, то есть государства в лице его органов. Приказы принимаются единолично, их действие распространяется на все структурные подразделения, отделы, службы, работников соответствующих образований. Возможны случаи, когда эти акты распространяются и на граждан, не являющихся работниками упомянутых образований, то есть имеют внешнее воздействие. Так, ст. 78 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает, что руководитель порта (государственного транспортного предприятия) издает обязательные постановления, регулирующие вопросы безопасности движения, охраны грузов, имущества порта и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту, охраны окружающей среды, порядка захода судов в порт и выхода из него.
международные соглашения (договоры) Украины и международно — правовые акты, ратифицированные ВРУ. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно — правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно — правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовой статус иностранцев, порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение, сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского — польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицирована ВРУ 14 июля 1993
По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно — правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ - основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Предыдущая

Источники права – это внешние формы выражения права. Источниками АП являются внешние формы выражения АПН. Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

Важнейшая особенность отрасли административного права - разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права.

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял:

I. Акты российских органов публичной власти:

1) акты, принятые на основе референдума и законодательных органов;

2) акты Президента РФ;

3) акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов;

4) акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.);

5) федеративные и административные договоры;

6) акты правосудия.

II. Акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти:

1) акты органов государственной власти бывшего СССР;

2) акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.);

3) международные договоры.

Существуют и иные классификации:

1) межгосударственные отношения;

2) законодательные акты;

3) подзаконные акты;

4) акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

По административно-территориальному признаку различают:

1) Федеральные акты;

2) акты субъектов Федерации;

3) акты МСУ.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенности СИАП:

1) административное законодательство образует его ядро;

2) согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

3) многообразие источников;

4) огромное число входящих в нее источников;

5) мобильность, изменчивость;

6) сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации. 10.

Источник АП – НПА, содержащий АПН и правила, совокупность которых и составляет эту отрасль.

Важнейшая особенность отрасли АП - разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предме­том отрасли: разнообразием и большим числом адм (управленческих) отношений.

Существует значительное количество чисто административ­но-правовых источников. Но много и «смешанных», многоот­раслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права.

В истории АП различаются следующие виды источников: нормативный акт, правовой акт, судебный или административный прецедент, традиции, обыкновения.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные федеральные акты .

Законы РФ:

а) Конституция РФ; б) акты Федерального Собрания РФ:

ФКЗ, ФЗ, акты ФС (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения Правительства РФ;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ОИВ и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

Законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов РФ:

Указы, распоряжения президентов (губернаторов);

Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

Приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.

Акты органов МС - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. (Виды: распоряжения; решения.)

ŸОбщепризнанные нормы м/унар права, м/ународные договоры РФ

ŸОбычаи признаются источниками АП в том случае, если они не противоречат обязательствам участников правоотношений;

ŸНормативные договоры;

ŸНормативные акты руководителей гос объединений, предприятий, организаций и учреждений, действия которых ограничены, как правило, рамками данного формирования.

Есть два вида актов правосудия как источников права:

а) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих ор­ганов вплоть до постановлений Правительства РФ;

б) акты правосудия, которые признаны источниками АП, - постановления Конституционного Суда РФ.

Важным источником адм-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания адм ответственности, виды адм наказаний, порядок производства по делам об адм правонарушениях, подведомственность и подсудность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП РФ, к компетенции субъектов РФ.

В настоящее время на федеральном уровне действует более полутора десятков различных кодексов, содержащих и нормы АП (Земельный, Лесной, Водный, Таможенный, Жилищный, Градостроительный и др.).

АП - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации ИВ (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Адм законодательство следует понимать как сис­тему законов, в которых имеются нормы АП. А всю совокупность действующих источников этой от­расли можно назвать системой источников АП (СИАП). Адм законодательство образует его ядро. В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права. Вторая особенность СИАП обусловлена тем обстоятель­ством, что, согласно ст. 72 Конституции РФ, адм и административно-процессуальное законодательство находят­ся в совместном ведении РФ и ее субъектов. На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместно­го ведения РФ и ее субъектов «издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ».

Третья особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, регио­нальных, муниципальных органов. Изменяют АП своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент РФ, и Банк Рос­сии, и Генеральный прокурор РФ.

Четвертая особенность СИАП состоит в огромном числе вхо­дящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универ­сализмом и иными особенностями публичной ИВ. Поэтому требуется большое число федеральных и реги­ональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирую­щих деятельность публичной администрации во многих сферах общественной жизни.

Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся из­менения новыми источниками, а старые источники отменяют­ся, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого АП и системы его источников и др. Не­стабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы АП. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетруд­но отменить или изменить.

Шестая особенность СИАП связана со сложностью систе­матизации административно-правовых норм и невозможностью их единой кодификации.

ФКЗ «О правительстве»

ФЗ «О гражданстве»

ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ»

ФЗ «О системе госслужбы РФ»

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:

  1. Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
  2. Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
  3. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
  4. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  5. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Система АП: Состоит из 3 частей:

1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.

2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:

2.1. межотраслевые сферы

2.2. социально-политическая

2.3. социально-культурная

2.4. хозяйственная деят-ть государства

3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)

Источники АП:

  1. Постановления Правительства

Понятие административно-правовых норм и их структура, виды

Норма АП, как и норма любой отрасли права представляет собой правила общего характера, определяющих меру должного поведения субъектов РФ.

Норма АП – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения в сфере гос управления.



АПН состоит из:

  1. Гипотеза - содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом
  2. Диспозиция - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
  3. Санкция - неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.
  4. Поощрение - предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения.

Виды АПН:

1. По предмету правового регулирования:

1.1. материальные

1.2. процессуальные

2. По методу воздействия на субъекты АП:

2.1. обязывающие

2.2. уполномочивающие

2.4. стимулирующие

3.3. диспозитивные

4. По способу действия:

4.1. в пространстве (общероссийские, региональные, местные)

4.2. во времени (срочные и бессрочные)

4.3. по субъектам (физ., юр и должностные лица)

Принципы и источники АП

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  5. Постановления Правительства
  6. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  7. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация