Функций и особенностей местного самоуправления. Вопрос:. Функции и полномочия местного самоуправления в РФ

Главная / Земля

Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Исходя из задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

г) обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

д) охрана общественного порядка на территории муниципального образования;

е) защита интересов и прав местного самоуправления и др.

а) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношениями религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания, сходы граждан. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право выступать с правотворческой инициативой:

Вносить проекты правовых актов, касающихся вопросов местного значения в органы местного самоуправления, обращаться индивидуально или коллективно в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

Участвовать в местном референдуме по вопросам местного значения.

Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Одним из условий эффективного и активного участия населения в решении вопросов местного значения и контроля за работой органов местного самоуправления является информированность граждан об их работе.

б) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. В соответствии с ФЗ «О б общих принципах организации местного самоуправления» каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления имеют право:

Передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;

Сдавать в аренду объекты муниципальной собственности;

Отчуждать в установленном порядке объекты муниципальной собственности;

Образовывать целевые внебюджетные фонды;

Создавать муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования;

Выпускать муниципальные займы.

Население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения. Представительный орган местного самоуправления имеет ряд полномочий по осуществлению данной функции.

  • утверждать местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливать местные налоги и сборы;
  • устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Население непосредственно или представительный орган местного самоуправления определяют порядок и условия приватизации муниципальной собственности. (ст. 51 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Часть 3 этой статьи повторяет нормы ст. 217 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ приватизация - переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества и особенности приватизации отдельных видов имущества. В соответствии с нормами вышеназванного Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью финансовыми ресурсами население должно получать своевременно и достоверно, в целях осуществления контроля.

в) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Данная функция призвана обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решения социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, контролируют их реализацию, утверждают отчеты об их исполнении.

Осуществление данной функции тесно связано с бюджетно-финансовой политикой. направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

г) Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Данная функция является одной из основных функций местного самоуправления, которая предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения и включает в себя следующее:

Организацию, содержание и развитие муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб (в том числе дошкольных учреждений, основного общего и профессионального образования: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.;

Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий;

Обеспечение санитарного благополучия населения: социальной поддержки и содействие занятости населения: противопожарной безопасности в муниципальном образовании и т.д.

д) Охрана общественного порядка на территории муниципального образования. Конституция РФ возлагает обязанности на органы местного самоуправления по охране общественного порядка (ч. 1 ст. 132). Охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью районных, городских органов внутренних дел. В районах и городах создается и функционирует милиция общественной безопасности (местная милиция), которая согласно закону РФ «О милиции» является составной частью милиции России и входит в структуру МВД РФ.

Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета могут создавать дополнительные подразделения местной милиции, которые подчиняются непосредственно руководителям соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

е) Защита интересов и прав местного самоуправления. Гражданам и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с целым рядом норм Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» предоставляется право на судебную защиту местного самоуправления.

По вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться в органы государственной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций.

В целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов, образуются ассоциации и союзы муниципальных образований. Необходимо отметить, что положения ФЗ 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривали право муниципальных образований на объединение в ассоциации и союзы, но не обязанность такого объединения.

В Российской Федерации в последние годы были созданы общероссийские союзы (Союз Российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Российский Союз местных властей), межрегиональные ассоциации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Союз городов Северо-запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация городов Юга России), региональные центры (Ассоциация городов Иркутской области, Ассоциация городов Ленинградской области) и специализированные ассоциации (Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны и Миноборонпрома РФ).

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренными ее учредительными документами.

Ст. 66 ФЗ 2003 г. закрепляет императивную норму, согласно которой в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ должен быть создан совет муниципальных образований субъекта РФ (см. также ст.8 ФЗ). Организация и деятельность такого совета муниципальных образований должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Между тем согласно ст. 11 упомянутого Закона некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Более того, ст. 12 Федерального закона «О некоммерческих организациях» закрепляет право каждого члена ассоциации или союза выйти из ее состава по истечении финансового года. В этой связи следует отметить, что ФЗ 2003 г. нарушает принцип добровольности объединения муниципальных образований, что подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о местном самоуправлении в России.

Подводя итог вышеизложенного можно отметить, что местное самоуправление одна из основ конституционного строя, форма народовластия и право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. В своей деятельности местное самоуправление осуществляется на основе присущих ему принципов. Функции местного самоуправления обусловлены природой местного самоуправления, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их развития, поскольку в функциях выражается сущность местного самоуправления. Единую систему местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования составляет совокупность различных организационных форм. Основными среди них являются формы непосредственной демократии: местные референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан и некоторые другие. Кроме этого, систему местного самоуправления составляют и формы представительной демократии: выборные и другие органы и должностные лица местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении в настоящее время развивается и совершенствуется.

PAGE 7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
291. Принципы местного самоуправления 13.03 KB
Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно...
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
315. Исполнительные органы местного самоуправления 19.5 KB
Обычно исполнительную и распорядительную власть в местном сообществе осуществляет глава муниципального образования либо глава администрации их заместители и аппарат а также администрация местного самоуправления. Глава муниципального образования это выборное должностное лицо избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава и возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. 36 Федерального закона Об общих принципах...
301. Судебная защита местного самоуправления 11.23 KB
Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. Органы местного самоуправления как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
292. Понятие и система местного самоуправления 18.07 KB
Это воздействие осуществляется на основе особых принципов и в определенных формах в соответствии с функциями органов и должностных лиц местного самоуправления. В лекции рассматриваются эти вопросы а также раскрывается понятие системы местного самоуправления. Высказываемые суждения о сущности местного самоуправления его политикоправовой природе противоречивы и дискуссионны.

Принципы местного самоуправления

1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).

2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).

3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии)

4) соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Функции местного самоуправления.

1.Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные образования – города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие.

4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

5. Охрана общественного порядка. Статья 132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.

Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется центральные министерства и через суд. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.

французская модель . Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция. Поведенная во Франции в начале 80-х годов реформа расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления.

Местное (коммунальное) самоуправление. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский. В уездах органами самоуправления служат представительный орган - уездный съезд или уездный совет - и администрация во главе с земским советником, который избирается населением или представительным органом. Несмотря на особенности организации самоуправления в Германии, оно имеет много общего, как с англо-саксонской, так и с континентальной (французской) моделями.

Системы местного самоуправления в современных государствах строятся на основе административно - территориального деления страны. Административно-территориальное деление страны складывалось, под влиянием чисто географических факторов с учетом экономической, социальной и демографической ситуаций. Регулирование административно - территориального устройства в унитарных государствах является компетенцией центральных органов власти, а в федеральных государствах - это компетенция субъектов федерации, хотя общие принципы организации административно - территориального деления должны строится на основе принципов общефедеральной конституции. Детальное регулирование местного административно - территориального деления осуществляется специальными законами.

Органы местного самоуправления различаются по степени централизации взаимоотношений с вышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена на принципах прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

Иногда деятельность органов местного самоуправления поставлена под прямой контроль специальных государственных органов.

  1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и её структуру. В большинстве, депутаты опирались не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру. 27 декабря 1917 года. Земский союз был распущен. К весне 1918 года завершилась ликвидация всех земских и городских органов мсу. До 20 марта 1918 года действовал наркомат по мсу, но он был упразднен как самостоятельное учреждение. После упразднения советов, они немедленно приступали к организации советов в волостях и селах.

Можно выделить 3 характерные черты:

1. МС являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих территорий.

2. Существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали.

3. Устанавливалась их самостоятельность, в решении вопросов местного значения.

Определенное время земские и городские органы мсу функционировали параллельно местным советам.

Задачи местных советов по конституции 1918 года.

1. Проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти.

2. Принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хоз. отношении.

3. Разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное значение.

4. Объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Все доходы и расходы местных советов были поставлены под контроль центра. В 60-80 гг. в СССР было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования МСУ. Эти нововведения желаемого результата не дали: свою роль сыграла командно-административная система: устанавливая новые права Советов, центр «забывал» обеспечить их материальными, организационными механизмами.

По конституции СССР 1997 года местные Советы должны были руководить на своей территории гос, соц-культур., хозяйственным строительством; учреждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; содействовать укреплению обороноспособности страны.

Полномочия местных советов: обеспечивать экономическое и социальное развитие; контроль за соблюдением законодательства; контролировать деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства.

Компетенции местных Советов: избрание и изменение состав исполнительных комитетов; образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, заслушивание отчетов о работе исполкома и постоянных комиссий.

Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во 2 половине 80-х годов, когда была признана необходимость перехода от административного к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что мсу - самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти.

Первым шагом стало принятие 9 апреля 1990 года закона «Об общих началах мсу и местного хозяйства в СССР» согласно которому система мсу включала в себя местный совет, местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

  1. ЗЕМСКОЕ И ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ И НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.

В российском законодательстве вплоть до законодательных актов Временного правительства 1917 года термин "местное самоуправление" почти не употреблялся. Тем не менее местное самоуправление в общепринятом смысле этого слова было введено в России в 1864 году после крестьянской реформы 1861 года. Все предыдущие попытки установить в России местное управление на сколько-нибудь демократических началах не могли дать никаких плодов в условиях господства крепостного права. Закрепощение крестьян препятствовало превращению сословных дворянских привилегий в общегражданские права. Как только узы крепостной неволи разрушились, переустройство местного управления на новых основах стало неизбежным.

Комиссия, созданная для подготовки реформы губернских и уездных учреждений, проектировала местное самоуправление. Комиссия заявляет что участие двух различных по своему началу властей в управлении местными делами, как показывает опыт, не принесет полезных результатов. Поэтому, обеспечивая независимость и самостоятельность земских учреждений, следует предоставить правительственной власти лишь надзор за законностью состоявшихся уже постановлений и установить ответственность земских учреждений за незаконные действия перед судом. Члены комиссии выступили за устранение сословного принципа при формировании земских органов. Однако все эти и другие прогрессивные идеи на практике претерпели существенные изменения. Земские учреждения, как и городские органы самоуправления, предстали в Положении 1864 года о земских учреждениях и в Городовом положении 1870 года далеко не в том виде, как они первоначально планировались либеральными членами Комиссии.

Прежде всего самоуправление устанавливалось в границах уезда, губернии и, отдельно, города. Логично и демократично было бы приблизить самоуправление к волости, основу которой составляла община сельских жителей. Но в коренных российских губерниях крестьянская община была сословной единицей.

Далее, земские и городские самоуправленческие учреждения были образованы наряду с правительственными, не будучи с ними внутренне связанными в одну общую систему самоуправления. Все местное самоуправление оказалось поэтому проникнуто дуализмом, базирующемся на противопоставлении правительственного и земского начала.

Дуализм местного самоуправления сочетался с нежеланием царского правительства выпускать местное самоуправление из поля своего зрения. Уже Положение о земских учреждениях 1890 года и Городовое положение 1892 года существенно усилило бюрократический надзор за выборными органами местного самоуправления. И когда мы говорим о достижениях земских учреждений в организации народных школ, больниц, библиотек, то должны отметить, что все это делалось не благодаря "дуализму" земства, а вопреки ему, вопреки нажиму, который постоянно испытывали земские учреждения со стороны правительственных властей. И этот нажим не был спонтанным, он был запрограммирован в законодательных актах, посвященных сельскому и городскому местному самоуправлению. С точки зрения организации местного самоуправления в России во второй половине XIX и начале XX веков, его опытом можно воспользоваться в весьма ограниченной степени.

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Существует 4 основные теории мсу:

1. Теория свободной общины;

2. Хозяйственная и общественная теория;

3. Государственная теория;

4. Теория дуализма.

Теория свободной общины исходила из идеи неотчуждаемости права общинного самоуправления. В основу теории свободной общины положены следующие принципы:

а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

б) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством;

в) местное самоуправление - это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;

г) органы местного самоуправления - органы общин, а не государства;

д) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины. Они должны следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.

Общественная теория самоуправления видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу права самому ведать собственной компетенцией (общественными делами). Основными идеями данной теории выступали:

а) строгое разграничение компетенции государства и местных сообществ, при этом сферу самостоятельной деятельности местных общин составляют общественно-хозяйственные интересы;

б) государственные органы осуществляют исключительно политическую деятельность, не вмешиваясь в деятельность местных сообществ;

в) избираемость органов местного самоуправления.

Однако практика показала, что органы самоуправления осуществляли функции, носящие не только частноправовой, но и публично-правовой характер, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.)

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления . Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами.

Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами". Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

Государственная теория самоуправления разработана учеными Л. Штейном и Р. Гнейстом. Базируется на следующих положениях:

а) самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления;

б) делегированных характер полномочий местного самоуправления;

в) осуществление полномочий выборными органами из членов местного сообщества, заинтересованных в результате местного управления.

Однако Л. Штейн и Р. Гнейст в нахождении отличительных признаков местного самоуправления расходились, что послужило основанием для формирования двух основных направлений в рамках общей государственной теории самоуправления - политического (Р. Гнейст) и юридического (Л. Штейн). Сторонники политического направления государственной теории местного самоуправления полагали, что одна лишь выборность органов и должностных лиц местного самоуправления еще не гарантирует реальность местного самоуправления, его самостоятельность. Поэтому местное самоуправление должно основываться на системе почетных и безвозмездных должностей.

Приверженцы позиции Л.Штейна (юридическое направление) видели основания самостоятельности органов местного самоуправления в том, что они являются органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. Их специфика обусловлена особым правовым статусом.

Теория дуализма определяет двойственный характер муниципальной деятельности: самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне. Согласно этой теории муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной власти.

В основе теории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей территориальной единицы.

  1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ХОЗЯЙСТВ.

муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

·связь между государством и населением;

·связь между государством и мелким собственником.

Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Местное самоуправление регулируется законами субъектов РФ и уставами самих муниципальных образовании.

Правовая основа местного самоуправления – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; федеральных законах; указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; постановлениях Конституционного Суда РФ.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Европейская хартия местного самоуправления – раскрывает понятия мсу, определяет компетенции мсу, гарантии и муханизмыпрвовой защиты, способы контроля и источники финансирования.

Европейская хартия местного самоуправления – международный документ, но она в 1996 г. ратифицирована Россией и таким образом стала в России источником внутреннего права.

В основе – принцип субсидиации, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть и иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном и международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция и не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).

  1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ НОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И ЗНАЧЕНИЕ.

(выше)

Хартия состоит из Преамбулы и трех частей.

Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии, которыми являются: роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; роль муниципальных образований в развитии Европы; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию.

Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст. 2), определяется понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст. 4), например, наличие предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, позволяющих последним эффективно решать вопросы местного значения.

Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств, Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Таким образом, речь идет о компромиссе между необходимостью соблюдения фундаментальных принципов местного самоуправления и гибкостью в отношении внутреннего права каждого из государств.

Третья часть регулирует процедурные вопросы, содержание которых, как правило, стандартно и наличествует во всех конвенциях Совета Европы: подписание, ратификация и вступление в силу (ст. 15), территориальная сфера действия (ст.16), денонсация и нотифицирование(ст.17, 18).

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ» 2003Г.: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ был принят в августе1995 г. - через 5 лет после принятия Конституции РФ,учредившей основы местного самоуправления какнеотъемлемого признака любого демократическогогосударства. Разработка проекта закона началась ещев 1994 г, С 1 сентября 1995 г. ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫вступил в силу. Приняв данный Закон, законодательизложил свою точку зрения относительно отнесенияместного самоуправления к совместному ведениюРоссийской Федерации и субъектов РФ: Россия должна устанавливать лишь общие принципы организацииместного самоуправления, остальные вопросы подлежат правовому регулированию на уровне субъектов РФили муниципальных образований.Данный ФЗ содержит нормы, раскрывающие смыслосновных понятий и терминов муниципальных отношений. Его нормами закрепляются основы деятельностии государственные гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.Основной задачей, поставленной перед законодателем при принятии ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫, является обеспечение самостоятельности местного самоуправления,которая была гарантирована Конституцией РФ.Это достигается через следующие правовые механизмы: 1) право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления длярешения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и независимость этих органовот государственной структуры управления (системы органов государственной власти, т. е. органыместного самоуправления ориентируются преждевсего на интересы населения);2) способность органов местного самоуправлениярешать проблемы избравшего их населения;3) возможность населения и органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, т. е.наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно еюраспоряжаться;4) предоставление органам местного самоуправления гарантии судебной защиты и др.ФЗ не мог урегулировать абсолютновсе вопросы местного самоуправления, поэтому дляразвития отдельных его положений, требующих детального регулирования, предполагалось принятие целого ряда других федеральных законов: ≪О государственных минимальных социальных стандартах≫,≪О государственных и муниципальных землях≫, ≪О муниципальных банках≫, ≪О финансовых основах местного самоуправления≫, ≪Об особенностях организации местного самоуправления на приграничныхтерриториях≫ и др.

Постоянное изменение социально-политической ситуации на территории РФ, широкое развитие рыночных отношений вызвало необходимость изменения ФЗ Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим ФЗ, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.

  1. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЕГО ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ.

Устав муниципального образования - необходимый атрибут местного самоуправления, основополагающий документ среди нормативной базы местного уровня. В соответствии со ст. 8 ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ каждое муниципальное образование имеет устав, в котором в обязательном порядке указываютсяследующие сведения: 1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10)статус и социальные гарантии депутатов, членовдругих выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения ихполномочий;

11)гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12)условия и порядок организации муниципальной службы;

13) зкономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14)вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

15)другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ. Иные вопросы, связанные сдеятельностью органовместного самоуправления, особенностями местногосамоуправления наконкретной территории, могут бытьвключены в устав муниципального образования поинициативе муниципальных органов или населения.Устав муниципального образованияразрабатываетсямуниципальным образованием самостоятельно и принимаетсяпредставительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав

муниципального образования вступает в силу после егоофициального опубликования(обнародования) на территории муниципального образования в муниципальных средствахмассовой информации либо иным способом, обеспечивающим доступ широких масс.__

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Государственная поддержка местного самоуправления выражается в различных формах:

1) Издаются законодательные акты по вопросам организации и деятельности местного самоуправления.

2) Строго соблюдаются конституционные основы местного самоуправления.

3) Рассматриваются предложения и обращения местного самоуправления и принимаются меры по их удовлетворению.

4) Оказывается материально - финансовая помощь в виде увеличения размеров отчислений в местные бюджеты, выделения дотаций, предоставления единовременных кредитов.

5) Проводится повышение квалификации депутатов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере экономики и права.

6) В целях получения поддержки у населения субъектам местного самоуправления разъясняется их статус, а также законы, регулирующие организацию местного самоуправления, проводятся лекции, беседы, теле- и радиопередачи, публикуются материалы в прессе, выпускаются сборники правовых актов и комментарии к законодательству. Особое внимание должно уделяться поддержке общественных инициатив. Органы государственной власти обязаны гарантировать и защищать права граждан на участие в выборах, референдумах, народных собраниях, рассматривать в установленном порядке жалобы и обращения, в том числе по поводу нарушений прав граждан. Подробнее о судебной защите будет сказано ниже.

7) Принимаются программы поддержки местного самоуправления. Это могут быть общие и специальные программы, федеральные и республиканские, областные и т.п. Расскажем подробнее о содержании Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 1995 г.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ, НАСЕЛЕНИЕМ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления классифицируется на следующие

1) перед населением муниципального образования;

2) перед государством;

3) перед физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Согласно ФЗ ≪Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ≫ ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправленияперед государством наступает в случае нарушенияими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ,федеральных законов, законов субъекта РФ, уставамуниципального образования.Органы местного самоуправления и должностныелица местного самоуправления несут ответственность также и за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органамигосударственной власти материальными и финансовыми средствами. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовойакт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону,У федеральному закону, конституции, уставу, законусубъекта РФ, уставу муниципального образования,обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а такжеопубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со днявступления решения суда в силу.В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судомпротиворечащими Конституции РФ, федеральному

конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанное судом нарушение прав и свобод человекаи гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления можетбыть распущен.

Согласно ФЗ ≪Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ≫ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Согласно ГК РФвред, который был причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органаместного самоуправления, подлежит возмещению.Вред возмещается за счет казны муниципальногообразования.

  1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).

К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Для упорядочения представлений о структуре органов местного самоуправления (МСУ) весьма полезна их классификация.Органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются по следующим основаниям:

Способу образования;

Объему и характеру компетенции;

Предметам ведения;

Способу принятия решений;

Типу исполняемых функций

По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Наличие выборных органов местного самоуправления обязательно, т.к. это один из основных принципов местного самоуправления. Другие создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе

с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

Общей компетенции;

Отраслевой компетенции;

Межотраслевой компетенции;

Специальной компетенции.

Классификация по способу принятия решений вводится в силу того, что в зависимости от характера решений последние могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

два типа органов - представительные и исполнительные.

Представительный орган в целом наделяется в связи с его ролью в системе МСУ исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов МСУ.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах своей компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.

Функции местного самоуправления

Функция любого социального организма отражает вовне его сущность, специфические свойства, присущие функционирующему объекту, а также закономерности его развития.

Понятие «функция» в науке употребляется в различных смыслах. Оно означает либо способность к деятельности, либо саму деятельность, зависимость одной величины от другой, задачу, компетенцию, значение, роль и т. д. В математике, физике, например, под функцией понимается зависимость одной переменной величины от другой; в биологии это специфическая деятельность органа или организма; в кибернетике и некоторых других науках - направление действия какой-либо системы. Термин «функция», таким образом, приложим ко всем без исключения динамическим структурам, что обусловлено многогранностью выраженных им отношений, а также спецификой познавательных задач тех наук, в которых он используется. Так или иначе, но в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.

Большинство ученых под функциями местного самоуправления (как социально-правового института) понимают основные направления муниципальной деятельности, обусловленные его природой, задачами и целями.

Задачи местного самоуправления определяются его социальным назначением. Они имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В качестве основных таких задач можно назвать,во-первых, обеспечение интересов населения муниципального образования и согласование этих интересов с интересами государства в целом и, во-вторых, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования .

М. А. Краснов, рассуждая о реформе местного самоуправления, отмечал, что смысл ее «отнюдь не в вульгарном „развязывании рук“ местным государственным органам, а в создании системы баланса между интересами „центра“ и „мест“ с помощью правовых демократических методов». Местное самоуправление следует рассматривать в качестве важнейшей части общегосударственной системы сдержек и противовесов, потому что наряду с сочетанием различных интересов на уровне РФ и ее субъектов необходимо сочетание интересов каждой каким-либо способом обособленной территории (города, поселка) как с центром, так и с субъектом Федерации.
За самоуправлением должна закрепляется лишь та власть, которая отражает специфические интересы местной общины, не противоречащие интересам центральной власти.

Один из аспектов проявления сущности местного самоуправления как раз и видится в способности быть выразителем интересов всей первичной социально-территориальной общности.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования предполагает осуществление всех экономических, социальных и экологических процессов на местном уровне в их неразрывном сочетании.

Действующее законодательство не определяет цели местного самоуправления. Под целью любого явления понимают то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять. Цель - это идеальное представление результатов определенной деятельности. Любая управленческая деятельность является целенаправленной, призванной добиться определенных результатов. Очевидно, что качество работы субъектов местного самоуправления и ее конечная результативность зависят от обоснованности поставленной цели, от правильного соизмерения цели и средств ее достижения. Ошибочно выдвинутая цель не даст социально значимого эффекта. Таковой можно считать улучшение благополучия населения муниципального образования, т. е. стремление к созданию всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на данной территории.

Функции местного самоуправления фактически производны
от функций государства.

К основным признакам функций местного самоуправления можно отнести следующие:

1. Функция местного самоуправления всегда вытекает из его сущности и назначения.

2. Она характеризует направленность деятельности субъектов местного самоуправления, потребность в осуществлении которой порождает существование местного самоуправления как социального явления.

3. Функция местного самоуправления отражает его наиболее существенные черты и направлена на решение его основных задач.

4. Она отличается постоянством, что показывает непрерывность, длительность ее действия.

При этом направленность деятельности субъектов местного самоуправления нельзя отождествлять с самой деятельностью этих субъектов. Как отмечает В. А. Юсупов, необходимо разделять два понятия: «функция управления» и «осуществление (реализация) функции управления», причем «под функцией управления в общественных системах следует понимать потенциальную возможность, а в ряде случаев и обязанность действовать определенным образом в целях достижения каких-то заранее предусмотренных (запланированных) результатов», а понятие «осуществление (реализация) функции управления» обозначает целенаправленную деятельность органа управления, которая осуществляется в данный промежуток времени и направлена на определенный объект (управляемый элемент системы) или группу объектов».

Под функциями местного самоуправления можно понимать закрепленные в компетенции субъектов местного самоуправления возможности и обязанности осуществлять деятельность по созданию условий, необходимых для нормального существования человека в муниципальном образовании.

В. И. Фадеев выделяет шесть основных функций местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) защита интересов
и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами.

Другие авторы выделяют социально-целевые функции местного самоуправления (основные направления, цели и содержание конкретной управленческой деятельности) и социально-организационные (процессуальные, действия организационного и исполнительно-распорядительного характера, совокупность которых составляет управленческий процесс). Перечень социально-целевых функций, предлагаемый ими, полностью совпадает с перечнем функций местного самоуправления, данным В. И. Фадеевым. К социально-организационным функциям местного самоуправления относят: 1) сбор и анализ информации; 2) выработку и принятие управленческого решения; 3) организацию; 4) регулирование; 5) координацию; 6) контроль.



Такая позиция не является бесспорной. «Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения» представляет собой один из принципов местного самоуправления. Этот принцип, наряду с другими принципами, пронизывает все его функции, оказывает активное воздействие на их развитие, лежит в основе выполнения каждой из них.

Перечисленные в качестве «социально-организационных» функций местного самоуправления процессуальные действия являются стадиями любой управленческой деятельности, т. е. этапами реализации практически любой функции местного самоуправления.

В качестве общего критерия разделения функций местного самоуправления можно выделить специфику объекта муниципального воздействия , особенности тех общественных отношений, на которые воздействуют субъекты местного самоуправления в процессе своей деятельности.

Исходя из указанного критерия, можно выделить следующие функции местного самоуправления в РФ: экономическую, социальную, экологическую (природоохранную), функцию содействия развитию культуры и образования (культурно-воспитательную), функцию охраны общественного порядка.

Функции местного самоуправления, несмотря на определенное сходство с функциями государства, будут отличаться от последних по своему внутреннему содержанию и формам реализации.

Экономическая функция выражается в планировании социально-экономического развития муниципального образования, управлении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, решении вопросов финансового обеспечения муниципального образования.

Социальная функция заключается в предоставлении социальных услуг населению муниципального образования, создании условий для нормальной работы подавляющему большинству населения муниципального образования и прямой социальной поддержке тех людей, которые по тем или иным, не зависящим от них лично причинам не могут участвовать в производительном труде. Осуществление социальных прав человека предполагает непрерывное улучшение условий его жизни. Непосредственно эта функция воплощается в организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создании условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; опеке и попечительстве; обеспечении малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержании муниципального жилищного фонда; организации оказания скорой медицинской помощи; создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания; и т. п.

Под природоохранной (экологической) функцией местного самоуправления следует понимать закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей природной среды на территории муниципального образования. Непосредственно она выражается в организации мероприятий по охране окружающей среды; организации и осуществлении муниципального экологического контроля объектов производственного и социального назначения; организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, охране городских лесов и т. п.

Культурно-воспитательная функция отражает роль субъектов муниципальной власти в духовной сфере местного сообщества. Реализация этой функции выражается, в частности, в решении таких вопросов местного значения, как организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга
и обеспечения жителей услугами организаций культуры, охрана и сохранение объектов культурного наследия и др.

Содержанием функции охраны общественного порядка является деятельность (система организационных и правовых мер), осуществляемая в публичных местах, по контролю за соблюдением норм поведения, непосредственной защите жизни, здоровья, чести и до­стоинства людей, интересов общества и государства. Осуществление охраны общественного порядка к вопросам местного значения относит ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Однако о функции охраны общественного порядка в настоящий момент можно говорить лишь как о потенциальном направлении развития муниципальных структур. Идея охраны общественного порядка органами местного самоуправления только начинает воплощаться в жизнь. В соответствии
с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией. Однако эта норма закона вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. На сегодняшний день такой закон пока не принят.

В развитие данной конституционной нормы были приняты лишь указы Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» и от 17 сентября 1998 г. № 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». В соответствии с указом 1998 г. в целях создания правовых, организационных и материальных условий для реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка, для ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка и до принятия соответствующего федерального закона
в ряде муниципальных образований был проведен эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления. В соответствии с указом Президента РФ от 2 июня 2000 г. № 1011 «О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» данный эксперимент был завершен, Министерству внутренних дел РФ было поручено обобщить опыт проведения указанного эксперимента и использовать его в мероприятиях по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности.

В классическом понимании муниципальные органы охраны общественного порядка должны подчиняться органам местного самоуправления, содержаться за счет средств местных бюджетов и решать определенные задачи по охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования. В таком понимании муниципальной милиции в России в настоящее время нет. Речь может идти пока только о перспективах развития данного института.

В научной литературе уже были высказаны мнения по поводу возможных полномочий муниципальных органов охраны общественного порядка. Так, В. Б. Рушайло считает, что основополагающей задачей указанных органов должны быть охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории муниципальных образований. На эти органы могут быть возложены также: оказание содействия юридическим и физическим лицам
в защите их прав и законных интересов; осуществление контроля
за выполнением решений органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны окружающей среды, обеспечения санитарного благополучия населения, рационального использования земель и водных объектов на территории муниципального образования, сохранения памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, создания условий для обеспечения населения услугами торговли, надлежащего содержания дорог местного значения; взаимодействие с федеральными правоохранительными органами в их деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений; предупреждение и пресечение административных правонарушений и ряд иных задач. Сходной позиции придерживается и А. М. Кононов.

Формами осуществления функций местного самоуправления являются различные стороны деятельности субъектов местного самоуправления. Различаются правовые и организационные (неправовые) формы. В правовых формах «отражаются связь местного самоуправления и права, обязанность муниципальных органов действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона».

К правовым формам деятельности относятся правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная.

Правотворческая деятельность состоит в принятии соответствующими субъектами местного самоуправления нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в конкретном муниципальном образовании. Содержанием правоисполнительной деятельности является осуществление муниципального управления на территории муниципального образования субъектами местного самоуправления. Правоохранительная деятельность представляет собой властную оперативную и правоприменительную деятельность по охране общественного порядка, прав и свобод граждан на территории муниципального образования силами и средствами муниципальных органов, включая принятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений.

Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций местного самоуправления, которая не влечет за собой правовых последствий.

Среди неправовых форм выделяют организационно-регламенти­рующую, организационно-экономическую и организационно-идеоло­ги­ческую (воспитательную) деятельность.

Организационно-регламентирующая деятельность представляет собой текущую организаторскую деятельность муниципальных органов, направленную на разрешение тех или иных практических задач, связанных с решением вопросов местного значения (кадровая работа, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации, ознакомление с письмами и заявлениями граждан). Организационно-экономическая работа заключается в повседневной хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение различных мероприятий (финансирование таких мероприятий, прогнозирование социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, составление статистических и иных отчетов). Организационно-идеологическая (воспитательная) форма представляет собой воспитательную деятельность, связанную с формированием общественного мнения, обучением, разъяснением существующих норм и правил.

Среди методов осуществления функций местного самоуправления необходимовыделить традиционные общие методыубеждения и принуждения . Они имеют универсальный характер, потому что более частные методы, которые используются при осуществлении всех или основных функций управления, формируются в пределах и на основе убеждения и принуждения.

Принуждение как метод реализации функций местного самоуправления представляет собой внешнее воздействие (психологическое, материальное, физическое) полномочных органов и должностных лиц местного самоуправления на волю и поведение подвластных субъектов муниципально-правовых отношений, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях заставить их действовать в интересах населения муниципального образования путем применения специальных мер. Основной отличительной особенностью этого метода является то обстоятельство, что в процессе его применения в обязательном порядке ущемляются права, свободы и законные интересы тех субъектов права, в отношении которых применяется принуждение. Убеждение предполагает воздействие на сознание и поведение людей путем создания таких условий, при которых у них появляется осознанная внутренняя потребность осуществить те действия, которые выгодны управляющей стороне.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

К ним относятся:

1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления;

2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Он заключается в том, что:

  • а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
  • б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
  • в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
  • г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
  • 3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии). Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

Во-вторых, Российская Федерация - многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления;

4) соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 132 Конституции РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления руководствуются в своей деятельности такими общими и для государственной власти, и для власти местного самоуправления принципами, как: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность, сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Перечень полномочий органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение их деятельности) позволяет суммарно выделить следующие основные функции этих органов.

1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, - непосредственно население.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальные образования - города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие - представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта РФ в целом.

Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

5. Охрана общественного порядка. Статья 132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок - основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Большое значение для упрочения общественного порядка имеет урегулирован-ность вопросов местной жизни.

Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими муниципальными образованиями.

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, наблюдательные и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления - это важная сторона государственной деятельности.

Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения.

самоуправление муниципальный власть



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация