Действие уголовного закона в пространстве. Принципы действия. Принципы действия уголовного закона в пространстве

Главная / Земля

Принципы действия уголовного закона в пространстве:

  • территориальный принцип – распространение обязательной силы уголовного закона на определенную территорию независимо от гражданства лица, совершившего преступление;
  • принцип гражданства выражается в том, что граждане Российской Федерации, на территории какого иностранного государства ни находились бы, подчиняются уголовному закону Российской Федерации;
  • реальный принцип заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе и иностранца или лица без гражданства, к уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации за преступления, совершенные на территории иностранного государства, если оно направлено против интересов России;
  • универсальный принцип предполагает возможность привлечения иностранного гражданина либо лица без гражданства, совершившего преступление вне пределов России, к уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Лицо (независимо от того, является ли оно гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства), совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

Пределы территории определяет Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

К территории Российской Федерации относится:

  • сухопутное пространство;
  • территориальное море – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий;
  • внутренние морские воды РФ – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ;
  • прилежащая зона РФ – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
  • континентальный шельф РФ – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря рФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка;
  • исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря рФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом;
  • недра, которые являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
  • воздушное пространство РФ – воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем;
  • гражданские суда, приписанные к порту РФ, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ;
  • военные корабли или военные воздушные судна РФ независимо от места их нахождения;
  • дипломатические представительства.

7) Экстрадиция

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 УК граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

В силу ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача (экстрадиция) другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. В этом случае речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно не проживающих в России и совершивших преступление за границей либо на территории России. Поэтому согласно ч. 2 ст. 13 УК иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Преступление считается совершенным на территории России в следующих случаях:

а) когда преступное действие (бездействие) совершено на территории России и на ее же территории наступили общественно опасные последствия;

б) когда преступное действие или бездействие совершено на территории России, а преступное последствие наступило за границей;

в) когда преступное действие или бездействие лицом совершено за границей, а преступный результат наступил на территории России.

Правильное решение вопроса о месте совершения преступления имеет важное практическое значение не только для определения территории государства, где оно было учинено, но и для установления территориальной подследственности и подсудности уголовного дела о совершенном преступлении. Особый интерес имеет вопрос о месте совершения длящихся и продолжаемых преступлений, а также преступлений, при которых преступное действие (бездействие) совершено в одном месте, а преступное последствие наступило в другом. При длящемся и продолжаемом преступлении местом его совершения признается та географическая точка, где пресечено (прекращено) данное деяние или совершен последний акт продолжаемого деяния. Когда преступное действие учинено в одном месте, а последствие его наступило в другом месте, то местом совершения преступления следует считать ту географическую точку, где учинено само действие (или бездействие).

Итак, все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК России. Территория России определяется ее Государственной и таможенной границей, законодательством о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, международными договорами и традициями. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств, которые неподсудны по уголовным делам российским судам, разрешается дипломатическим путем. Граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства за совершение преступления за границей подлежат уголовной ответственности по закону России, если они не были привлечены к ответственности и осуждены за границей. Граждане России не подлежат выдаче другому государству в связи с совершением преступления за границей.

8) Толкование закона

Укрепление законности и правопорядка, защита прав граждан, интересов общества и государства требуют точного и правильного применения норм уголовного закона, что невозможно без понимания социально-политической обстановки, условий, вызвавших его издание, смысла закона, без уяснения его целей.

Сущность толкования уголовного закона состоит в уяснении содержания закона в целях его применения в точном соответствии с волей законодателя.

Под толкованием уголовного закона понимается определение его содержания, выявление его смысла, объяснение терминов, употребленных законодателем.

Толкование обеспечивает единообразное применение уголовно-правовых норм, способствует устранению недостатков в уголовном законе.

Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, от способов и объема толкования.

В зависимости от того, какой орган осуществляет толкование закона, оно различается по субъекту, что определяет и степень его обязательности. По субъектам толкование подразделяется на:

1. Аутентическое толкование - это разъяснение смысла закона, исходящее от органа, принявшего его. Таким правом обладает только Федеральное Собрание РФ. Даваемое им толкование имеет общеобязательную силу для всех органов государства и граждан.

2. Легальное толкование характеризуется тем, что разъяснение закона дается органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В настоящее время таким органом является Государственная Дума РФ. В случае толкования уголовного закона Государственной Думой легальное толкование совпадает по существу с аутентичным толкованием, которое является одной из форм легального толкования. Принимаемые Государственной Думой решения по толкованию норм уголовного закона по существу означают принятие равного по силе с уголовным законом нового закона.

Легальное толкование является обязательным для всех органов и лиц, применяющих уголовный закон, в отношении которого было дано соответствующее разъяснение.

3. Судебное толкование дается любым судебным органом при применении уголовного закона в процессе рассмотрения конкретных уголовных дел. К данному виду толкования относятся и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Толкование уголовно-правовых норм при рассмотрении конкретного уголовного дела и для конкретного случая судебным органом называетсяказуальным толкованием.

Все вышеперечисленные виды толкований относятся к так называемому официальному толкованию.

10) Классификация преступлений – деление всех преступлений в зависимости от их общественной опасности на различные категории. В зависимости от поставленной задачи все преступления могут классифицироваться, т.е. подразделяться на группы, по разным классификационным признакам. По форме вины они делятся на умышленные и неосторожные, по объекту посягательства они объединяются в большие группы, включенные в самостоятельные разделы и

главы Особенной части Уголовного кодекса. Важным классификационным критерием является характер и степень общественной опасности.

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

6. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы

11) Состав преступления: понятие, элементы и признаки, виды, значение. Соотношение с преступлением.

Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков и их элементов преступления, установленных угол. законом, характеризующих общественно-опасное деяние как конкретный вид преступления.

Общее понятие преступления – предназначена для того, чтобы можно было отличить собственно преступление от иных деликтов не уголовно-правового характера. Однако 4 признаков совершенно недостаточно для того, чтобы отличить друг от друга 2 преступления. На помощь приходит состав (конструкция) прест-я, обладающая большим количеством признаков. Т.о. состав преступления – это своеобразная законодательная модель конкретного преступления. Элемент состава прест-я – это одна из 4 составных частей структуры состава преступления. Элемент – часть структуры. Признак состава прест-я – наиболее существенная хар-ка прест-я, законодательная конкретная характеристика.

Каждый элемент хар-т своя группа признаков.

1) Объект – это то, на что посягает преступление, то, чем оно причиняет существенный вред. Объектом в УП могут быть только общ-ые отн-я. Общ-ые отн-я явл-ся основным признаком объекта, потому что составляют основное его содержание; Предмет – это материальные вещи объективного мира: Потерпевший – физ/лицо которому преступлением причиняется вред, объект: обществ. отношения (обязательный признак), блага, ценности, интересы. Признаки соответственно: общественные отношения (обязательный признак), предмет преступления, потерпевший от преступления, дополнит. объект.

2) Объектив. сторона – внешнее проявление преступного деяния, то как оно выражается в объективной действительности, фиксируется в диспозиции (# массовый беспорядок). Признаки: общественно-опасное деяние (обязат. признак), общественно-опас. последствия, причинноследственная связь между деянием и последствиями, время совершения, место, способ, лрудие, средство, обстановка.. Общ-опасное деяние выражается в двух формах (действие или бездействие). Последствия – тот ущерб или вред, который причинен в результате преступления. Причинно-следственная зависимость установлена между деяниями и последствиями. Все преступления в УК обязательно предполагают последствия, просто законад-я конструкция которых из них упоминание о последствиях в диспозициях статей не содержит. Место, время, способ, обстановка, орудие и средства относятся к доп/признаку, т.к. присутствует не во всех составах. Там где они присутствовали становятся обяз-ми признаками.

3) S – физическое вменяемое лицо, достигшее угол. ответ-ти. Физическая природа означает, что S м.б.только человек. Вменяемость предполагает осознание лицом своих действий и возможность ими руководить. Возраст 16 лет – общий, 14 это по предусм. статьям. Признаки основные:физическая природа, вменяемость, возраст. Доп. признак – специальный субъект.

4) S-тивная сторона – внутреннее (психическое) проявление преступления. Это психическая деят-ть лица, связанная с совершением прест-я. Признаки: вина (обязательный), цель, мотив, эмоции. Вина выражается в виде умысла и неосторожности. Мотив – те побуждения, которые толкает на совершения преступления. Цель – преступный результат. Эмоции – внешнее выражение чувств человека (# гнев). Вывод: Для того, чтобы преступление было признано таковым необходимо обязательное наличие всех 4 элементов состава прест-я, каждый из которых в обязательном порядке д.б. представлен основными признаками. В случае отсутствия любого из Эл-тов, мы не можем говорить о наличии состава, а значит и о прест-и в целом. Признаки бывают обязательные и факультативные. Существует понятие общего состава преступления – некая абстрактная теоретическая модель. Конкретный состав – зафиксирован в конкрет. статье особенной части УК. Обязательные признаки – с точки зрения общего состава преступления – это минимальный набор признаков конкретного состава.

Видысоставов

1) по характеру структуры – данные деяния полностью соответствует видам единичным прест-ям (составные, альтернативные, длящиеся);

2) составы, которые выделяются по степени тяжести: а) основные составы (конститутивные), которые не имеют не отягч-х, не смягч-х абстоятельств – это первые части статей, которые вообще дел-ся на части, либо это статьи не имеющие частей.. б) составы с отягчающими обстоятельствами (квалифицир-е составы) – это вторые части статей, имеющих части, сюда же относят составы с особо отягч-ми обстоятельствами (особо квалифицированные составы) – это третьи, четвертые и т.д. части статей. в) составы со смяг-ми обстоятельствами (привилегированные составы), сюда же относят составы с особо смягч-ми обстоятельствами;

3) составы, выделяемые по особенностям конструкции об/стороны. а) материальные – составы, в которых в момент юрид-го окончания, напрямую связан с наступлением последствий, которые либо четко фиксируются в диспозиции статей, либо предполагаются. б) формальные – юрид-е окончание которых законодателями связывается с выполнением предусмотренных диспозиций действий (бездействий). # оскорбление или клевета. Необходимо учитывать, что любой состав, закрепленный в УК РФ предполагает наступление тех или иных последствий, иначе он не был бы закреплен в УК РФ. Характерна особенность, которая не предполагает учета этих последствий. Потому что вред таких преступлений не поддается учету. в) усеченные составы – это своеобразный искусственный состав, момент юрид-го окончания которого законодателем выносится на еще более раннюю стадию, чем совершение деяния. Усеченность характерна для наиболее опасных прест-й – ст. 209. И некоторые выделяют – состав опасности или состав угрозы – момент юрид-го окончания с реальной угрозой наступления каких-либо тяжких последствий. Этот состав находится как бы между формальным и матер-м составами. Не нужно наступление последствий с одной стороны, с др. недостаточно выполнение одних только действий, нужно совершить какие-либо действия, чтобы возникла реальная угроза наступления каких-либо последствий. В основном эти составы связаны с предметами и в-вами, вышедшими из гражд-го оборота; 4) по структуре или способу описания в законе: а) простой – его элементы описаны одномерно (одна форма вины), б) сложный – многомерно, например 111 ч. – двойной умысел (вина и неосторожность), в) альтернативный – состав для вменения которого достаточно совершения одного любого действия из перечисленных в диспозиции статьи – ст.222, 228.

12) Ключевые вопросы: классификация составов преступления: по степени общественной опасности; по структуре; по конструкции преступления.

1. В уголовном праве различают несколько видов (групп) соста­вов преступлений. В основу классификации могут быть положены различные критерии. Прежде всего это степень общественной опасности преступления, в соответствии с которой выделяют че­тыре вида составов:

а) основной состав включает признаки, свойственные всем пре­ступлениям данного вида, но без отягчающих или смягчающих обстоятельств, например ч. 1 ст. 105 УК - убийство; ч. 1 ст. 158 УК - кража и др.;

б) квалифицированный состав с отягчающими обстоятельствами, например п. «з» ч. 2 ст. 105 УК - убийство из корыстных побужде­ний; п. «б» ч. 2 ст. 158 УК - кража, совершенная неоднократно;

в) особо квалифицированный состав обычно формулируется в третьей части соответствующих статей, например ч. 3 ст. 158 УК - кража, совершенная в крупном размере;

г) квалифицированный состав со смягчающими обстоятель­ствами - в него наряду с признаками основного состава закон включает обстоятельства, значительно уменьшающие степень об­щественной опасности совершаемого деяния. Иногда их называют привилегированными составами, например убийство при пре­вышении пределов необходимой обороны - ч. 1 ст. 108 УК; убий­ство, совершенное в состоянии аффекта - ст. 107 УК.

2. Следующий критерий классификации связан со способом описания состава преступления, в соответствии с которым выделя­ют простой, сложный, альтернативный. Простой состав включает признаки одного объекта, одного деяния, влекущего одно послед­ствие, одну форму вины. Например, кража чужого имущества: объект - собственность, объективная сторона - противоправное, безвозмездное, тайное изъятие чужого имущества с причинением ущерба собственнику; субъективная сторона - умысел. Сложный состав характерен тем, что он включает либо два объекта посяга­тельств (разбой - ст. 162 УК), либо несколько деяний (массовые беспорядки - ст. 212 УК), либо несколько последствий (захват заложника, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия), или две формы вины (ч. 4 ст. 111 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, по­влекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Следует иметь в виду, что, несмотря на такую сложную конструкцию, речь идет об одном составе, и квалифицировать деяние следует по одной норме УК РФ. Альтернативный состав является разновидностью сложного состава. При этом закон связывает наличие состава с совершением любого действия, перечисленного в диспозиции уголовно-правовой нормы. Так, ч. 2 ст. 228 УК гласит: «Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, перера­ботка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ». Совершение любого из перечисленных действий влечет ответственность по ч. 2 ст. 228 УК, т.е. образует состав.

3. По особенностям законодательного конструирования соста­вы делятся на материальные и формальные.

Материальный состав отличает то, что законодатель включил в объективную сторону этого состава в качестве обязательного при­знака преступные последствия и, соответственно, причинную связь. Схематично это можно изобразить так:

Деяния -> причинная связь -> преступные последствия

Формальный состав, в отличие от материального, сконструиро­ван так, что его объективную сторону характеризует только дея­ние. Преступные последствия вынесены за рамки состава: д - пс – пп). Поэтому с момента совершения деяния преступление считается оконченным независимо от наступления последствий. Например, состав разбоя (ст. 162 УК) сконструирован следующим образом: нападение в целях хищения чужого имущества, совер­шенное с применением насилия, опасного для жизни или здоро­вья либо с угрозой применения такого насилия.

Разбой считается оконченным с момента нападения независимо от того, сумел ли нападающий изъять чужое имущество, причи­нить вред здоровью потерпевшего. Законодатель прибегает к таким приемам конструирования состава по различным причи­нам: вред практически трудно оценить, измерить (клевета, оскор­бление и др.); деяние само по себе настолько общественно опасно, что его совершения достаточно для оконченного состава.

Следовательно, подразделение составов преступления на фор­мальные и материальные осуществляется не на том основании, что виновный посягает на материальные или нематериальные ценнос­ти, а на том, с чем закон связывает момент окончания состава преступления.

Под действием уголовного закона в пространстве понимается применение его на определённой территории и в отношении определённых лиц, совершивших преступление.

Общепринятая т.з. в том, что действие уголовного закона в пространстве определяется ст. ст. 11 и 12 УК России и базируется на четырёх основных принципах:

Территориальном;

Гражданства;

Универсальном;

Реальном.

Территориальный принцип (определяющий) предполагает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК России. Исключение составляют иностранные граждане (подданные), пользующиеся дипломатическим иммунитетом (принцип экстерриториальности ).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на ее территории. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Рос сийской Федерации.

Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК России (в ред. ФЗ от 27.07. 2006 г. №153-ФЗ) заключается в том, что граждане России, равно, как и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление за ее пределами, подлежат ответственности по УК России, если:

совершенное деяние направлено против интересов охраняемых уголовным кодексом РФ;

если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Исключение составляют военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории иностранных государств . При совершении ими преступлений ответственность наступает по УК России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч.2 ст.12). Некоторые учёные, (например Ю.М. Ткачевский) считают, что в рассматриваемой норме установлен покровительственный принцип или принцип специального режима .

Универсальный и реальный принципы (ч. 3 ст. 12 УК России) означает предание преступника суду вне зависимости от места совершения им преступления и его гражданства.

Отражением универсального принципа является указание в ч.3 ст.12 УК на то, что в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации за преступления совершённые вне пределов Российской Федерации не гражданином России или лицом без гражданства, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, ответственность может наступать по УК РФ в случаях, если преступник задержан и привлечён к ответственности на территории РФ и не был осужден в иностранном государстве . Чаще всего применение универсального принципа имело место в случаях захвата и угона самолётов, наркобизнеса и международного терроризма.

Реальный принцип при решении вопроса о применении уголовного закона исходит из того, против кого направлено совершённое преступление (Против России?).

Эти (два последних) принципы реализуются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступление вне ее пределов, которые подлежат ответственности по УК России в случаях:

Предусмотренных международным договором (универсальный принцип) либо если преступление направлено против интересов России (реальный принцип);

Если указанные лица не были осуждены в иностранном государстве;

Если указанные лица привлекаются к ответственности на территории Российской Федерации.

(Обязательно соблюдение всех условий).

Пример: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу К. на определение Курганского областного суда от августа 2006 года, по которому отказано в удовлетворении жалобы К. об отмене постановления заместителя Генерального прокурора РФ о выдаче его правоохранительным органам Кыргызской Республики.

Судебная коллегия установила: постановлением заместителя Генерального прокурора РФ от мая 2006 года К., 1960 года уроженец Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, выдан правоохранительным органам Кыргызской Республики для привлечения к уголовной ответственности за побег из мест лишения свободы.

Не согласившись с постановлением, К. обжаловал его в Курганский областной суд. Определением Курганского областного суда в удовлетворении жалобы К. отказано.

К. просит отменить определение суда, указывая, что истек срок давности со дня совершения преступления, в связи с которым принято решение о его депортации. Отмечает, что в Кыргызской Республике применяются недозволенные методы следствия, а он желает проживать в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, препятствий, предусмотренных ст. 464 УПК РФ, согласно которым выдача К. правоохранительным органам Кыргызской Республики недопустима или в выдаче может быть отказано, не имеется.

24 декабря 1997 года следователем СО ГУИН МВД Кыргызской Республики вынесено постановление о привлечении К. в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 190 ч. 1 УК Кыргызской Республики, санкция которой предусматривает наказание до 3-х лет лишения свободы, которая соответствует ч. 1 ст. 313 УК Российской Федерации, санкцией которой также предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 3-х лет. 25 декабря 1997 года в отношении К. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и 26 декабря 1997 года он объявлен в розыск.

Эти обстоятельства подтверждены имеющимися копиями соответствующих постановлений, текстом закона (ст. 190 ч. 1 УК Кыргызской Республики) о преступлении, в совершении которого обвиняется К., что соответствует требованиям статьи 58 Минской Конвенции от 22 января 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".

В соответствии с ч. 1 ст. 462 УПК РФ и пунктом 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица может быть произведена, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования.

К. гражданином Российской Федерации не является.

К.был зарегистрирован и постоянно проживал на территории Кыргызской Республики и является гражданином Кыргызской Республики.

Согласно справке Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Курганской области за политическим убежищем, за приобретением статуса беженца не обращался, по учетам областного адресно-справочного бюро и УФМС по Курганской области не значится, по вопросу получения гражданства Российской Федерации не обращался.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда не имеется.


Действие уголовного закона в пространстве основывается на пяти принципах: территориальном, гражданства, покровительственном (специального режима), универсальном и реальном.
В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета Российской федерации, все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).
Действие УК РФ 1996 г. распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).
Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.
Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.
К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной.
К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.
Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.
Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона о континентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность (см. ст. 253 УК).
В ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.
Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.
Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.
К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК).
Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.
Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.
Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.
Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.
Преступление считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ.
Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.
В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по УК РФ.
В соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, в том числе иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Из этого общего правила в ч. 4 ст. 11 УК РФ предусмотрено исключение, касающееся лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей, согласно действующим законам и международным договорам, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации решается дипломатическим путем (ч. 4 ст. 11 УК).
Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
На началах взаимности ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатическую неприкосновенность в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правом дипломатической неприкосновенности, объявляются персонами non grata и должны покинуть территорию Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Следовательно, они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без от мены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. - по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации к ответственности на общих основаниях.
Как ранее отмечалось, существуют большие сомнения в обоснованности установления неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правом неприкосновенности пользуются также судьи (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.
Принцип гражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что граждане Российской Федерации и постоянно живущие в России лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена ч. 2 ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. (в редакции ФЗ от 6 февраля 1995 г.) гражданами России являются лица, приобретшие ее гражданство в соответствии с законом независимо от оснований его приобретения: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве, принятия гражданства, а также выбора гражданства и по другим основаниям. В Законе определено, что лицами без гражданства (апатридами) являются лица, не принадлежащие к гражданству России и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства могут постоянно проживать на территории России не менее 185 дней в календарном году или же - находиться в нашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая - к иностранцам.
Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством (подданством) иностранного государства и не имеющие гражданства РФ.
Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин нашей страны может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.
Воинские части Российской Федерации могут находиться и вне пределов нашего государства. Так, например, миротворческие функции выполняют наши воинские формирования на границе между Грузией и Абхазией. Российские военные базы существуют в Грузии и Армении, а пограничные части - в Таджикистане. Военнослужащие Российской Федерации, находящиеся за границей и совершившие там преступление, несут ответственность по УК РФ, если международными соглашениями России не предусмотрен иной порядок решения этого вопроса (ч. 2 ст. 12 УК)*(76).
В рассматриваемой норме установлен покровительственный принцип, или принцип специального режима.
Российская Федерация участвует в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных между народными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. В данной норме имеет место универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, вытекающий из международно-правовых обязательств России.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.
В 1995 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 1400 ходатайств иностранных государств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. - более 500*(77).
В ч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них не распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер (см., например, Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., принятую государствами-членами Содружества Независимых Государств). Но такие договоры могут быть и двусторонними*(78).
Российская Федерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц, совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к ней*(79). В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции. Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так, согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то в выдаче может быть отказано при непредоставлении гарантий того, что смертная казнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции и протоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их под писании.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Право на политическое убежище утрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждении лица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение его производятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище, выдаче в другое государство не подлежат.
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.
Недопустима выдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.
Выдача осужденных другому государству для отбывания наказания также определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. К тому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
В 1997 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% - лица без гражданства, 0,6% - граждане Украины, остальные - в основном граждане бывших республик СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляют желание истребовать выдачу своих граждан для отбывания наказания. Особенно часто это относится к женщинам. В основе такого негативного отношения к своим гражданам лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию и материальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.
В местах лишения свободы Российской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение свободы, осуждены судом России. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другими государствами для отбывания наказания.

Уголовный закон всегда действует в пределах определенной территории. В уголовном кодексе предусмотрены принципы пространственного его действия, к числу которых относятся территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника. Все перечисленные принципы закреплены в статьях 11, 12 ,13 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Территориальный принцип

Итак, для начала рассмотрим основополагающий принцип действия уголовного закона в пространстве, территориальный.

Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию, независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Свое законодательной отражение этот принцип нашел в части 1 статьи 11 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: «Лицо, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему кодексу» Ч. 1 ст. 11 УК РФ.- М.: Издательство «Омега-Л», 2010.-с.4

Таким образом, по общему правилу, если преступление совершенно на территории Российской Федерации, то уголовную ответственность по УК РФ несут как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Территориальный принцип действия уголовного закона вытекает из статьи 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Как установлено в статье 67 Конституции, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года, закрепляется, что территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы. В ст.1 этого закона определенно, что под Государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ Законон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года ст.1.

Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.

Водную территорию российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер. Внутренние воды Российской Федерации включают:

  • - морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
  • - воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
  • - воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • - воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации;
  • - воды рек, озер и других водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации. Российское уголовное право. Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Проспект, 2008.- с. 42

К территориальному морю (территориальные воды) Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива, как на материке. Так и на островах принадлежащих Российской Федерации. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: под ред. док. юр. н. проф. Н.Ф. Кузнецовой и к.ю.н. доцента И. М. Тяжковой. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.- с.91,с 94

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами Российской Федерации. Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющие международный режим, начинается с высоты 100 - 110 км над уровнем моря.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст.11 УК РФ). В соответствии с международной конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.

Другими словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона «О континентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 253 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ч. 2 ст.11 Уголовного кодекса РФ определенно, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 Уголовного кодекса РФ.

Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.

Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.11 при совершении преступления на судне, приписанному к порту Российской Федерации, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, то лицо совершившее преступление подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.

К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся согласно ч. 3 ст.11 УК РФ.

Преступление считается совершенным на территории России, если начинаются они за границей, а оканчиваются в Российской Федерации.

Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.

В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по Уголовному кодексу РФ. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: под ред. док. юр. н. проф. Н.Ф. Кузнецовой и к.ю.н. доцента И. М. Тяжковой. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.- с.92-94

Уголовный кодекс Российской Федерации действует на всей территории России, закрепляя тем самым ее государственный суверенитет.

Пределы действия Уголовного закона в пространстве определяются следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным.

Территориальный принцип действия уголовного закона является основополагающим. Так, согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившие преступления на территории Российской Федерации, привлекаются к ответственности по настоящему Кодексу».

Территорией России охватываются в пределах государственной границы суша, включая острова; водное и воздушное пространство; недра. В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами внешних морей и океанов, то к границам России относятся прибрежные воды и воздушное пространство над ними в пределах 12-мильной зоны, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих к России. Граница на пограничных судоходных реках проходит по средине главного фарватера, на пограничных озерах - по средине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера.

Нормы Уголовного кодекса РФ распространяют свое действие на преступления совершенные в пространстве континентального шельфа России, под которым понимается примыкающая к территориальному морю до определенной глубины поверхность и недра морского дна. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Уголовно-правовая юрисдикция РФ над континентальным шельфом распространяется лишь на некоторые категории преступлений, связанные с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также защитой окружающей среды. Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция государства распространяется на все искусственные сооружения на континентальном шельфе – острова, установки, сооружения, подводные кабели и т. п.

Под уголовно-правовой юрисдикцией России находится пространство исключительной экономической зоны, под которой понимается район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ. В пределах экономической зоны уголовно-правовая юрисдикция РФ распространяется лишь на преступления, которые связаны с суверенными правами государства.

К территориальной, уголовно-правовой юрисдикции РФ, на основании положений норм международного права, относятся также территории гражданских морских, речных и воздушных судов, приписанных к портам Российской Федерации и находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. любое гражданское судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно плавает в водах открытого моря, и подчиняется власти того государства, флаг которого несет. Что же касается военных морских, речных и воздушных судов, то они признаются территорией России независимо от места нахождения. Данное правило законодательно закреплено в ч. 3 ст. 11 УК РФ. Аналогичным образом решается вопрос и с местонахождением военных баз и месторасположением военных частей (гарнизонов) за пределами России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

за должностные преступления и преступления против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, незаконный оборот наркотиков и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания. Однако такой порядок действия уголовного закона не применяется, если войска выполняют «оккупационные» функции.

На территории посольств и консульств России в иностранных государствах действует принцип экстерриториальности . Эта территория, хотя фактически и не являются территорией России, однако, на них распространяется дипломатический иммунитет, а поэтому там действуют законы Российской Федерации. Поэтому за преступления, совершенные на территории посольств и консульств РФ, лицо будет нести уголовную ответственность по российскому уголовному законодательству.

Территориальный принцип действия уголовного закона напрямую зависит от места совершения преступления . К сожалению, в уголовном законе отсутствует понятие места совершения преступления. Правильное установление места совершения преступления имеет важное практическое значение, ибо от этого зависит, по уголовным законам какого государства надлежит квалифицировать содеянное. Преступление считается совершенным на территории России, если именно на этой территории было совершено общественно опасное посягательство, повлекшее наступление вреда, предусмотренного в одной из норм Особенной части УК.

Более сложно решается вопрос о месте совершения преступления при длящихся или продолжаемых преступлениях, если их совершение связано с территориями различных государств. На этот счет существует множество различных мнений. И все же, проанализировав их можно сделать вывод, что место совершения преступления, так или иначе, связывается с местом его юридического окончания или местом пресечения преступной деятельности лица.

Территориальный принцип означает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, независимо от его правового статуса должно нести уголовную ответственность по УК РФ. Этот принцип, как и любое правило, имеет исключение и не распространяется на определенные категории лиц, пользующихся уголовно-правовым иммунитетом.

Наряду с основным территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве существует принцип гражданства.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ: «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.».

Встречаются случаи, когда лицо, находясь на территории иностранного государства, совершает деяние, которое в этом государстве не признается преступлением, но считается таковым в России. В этом случае привлечение лица к уголовной ответственности было бы не оправданным. Так же сходя из требований Уголовного закона, лицо, совершившее деяние, которое в иностранном государстве является преступлением, но не является таковым в России, не может быть привлечено к уголовной ответственности, так как отсутствуют ее основания. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений предусмотрена уголовным законодательством всех государств.

В ч.3 ст. 12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе и иностранца и лица без гражданства, к ответственности по Уголовному кодексу за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Под интересами России в данном случае понимаются не только государственные интересы, но и интересы личности – российских граждан. Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.

Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников, угон воздушных судов и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости от того, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.

Предыдущая


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация