Лизинг речных и морских судов интересное. Выбор лизинговой компании

Главная / Квартира

Российский торговый флот продолжает стремительно стареть: средний возраст судов превышает 20 лет. При этом судостроительные верфи России простаивают - их мощности загружены меньше чем наполовину. Обновлять флот дорого, особенно в условиях низких тарифов на морские, а тем более на речные перевозки. Одним из способов обновить флот является лизинг - форма аренды, при которой одна компания (лизингодатель) приобретает на свои или привлеченные средства судно для использования его другой компанией (лизингополучателем), а затем лизингополучатель в течение нескольких лет расплачивается за судно с лизингодателем. По окончании выплаты лизинговых платежей судно переходит в собственность лизингополучателя.

Лизингом в области гражданского судостроения в нашей стране занимается созданная в 2007 году указом Президента РФ «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) со 100%-ным участием государства и имеющая 124 млрд рублей в уставном капитале. В состав ОСК входит 35 предприятий, обеспечивающих 70% мощностей судостроительной промышленности России, среди которых Светловское предприятие «ЭРА», Адмиралтейские верфи, Центр судоремонта «Звездочка», Дальневосточный завод «Звезда», Средне-Невский и Хабаровский судостроительные заводы, ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и другие. Действуя совместно с крупными лизинговыми компаниями и привлекая их средства, а также банковское финансирование, ОСК предоставляет услуги лизинга судов судоходным компаниям и пароходствам, тем самым выполняя одну из своих основных задач - развитие гражданского судостроения.

Ольга ГОЛЬДБЕРГ

Программа развития лизинга морских и речных судов отечественного производства существует с конца 2008 года. На нее государство обещает выделить до 2012 года 9,5 млрд рублей. С конца 2009 года уже выделено 6,5 млрд рублей.

За 8-9 месяцев с начала поступления средств осуществлено два проекта. Весной текущего года компания «ВЭБ-лизинг» приобрела у судостроительного завода «Окская судоверфь» 10 речных сухогрузных судов проекта RSD-44 и передала их в лизинг ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». Срок лизинговой сделки составляет 9 лет. Это первая сделка за последние 10 лет в России, когда в лизинг передается крупная партия новых современных судов.

В июне по такой же схеме в ОАО «Совкомфлот» поступило два арктических челночных танкера, построенных на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Срок лизинговой сделки 7 лет.

ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА СУДОВ

Анализ Бизнес-плана

Заявки, поступающие от судовладельцев в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), последняя направляет в лизинговые компании. Правила таковы, что лизинговая компания должна принять на себя 40% расходов по лизинговой сделке, еще 40% - участие ОСК, и 20% требуется от лизингополучателя.

Реализация лизингового проекта начинается с анализа Бизнес-плана потенциального лизингополучателя, который проводит лизинговая компания. Она может привлекать сторонних специалистов, компетентных в данной области. Тип судна и завод-судостроитель выбирает лизингополучатель.

Финансовый анализ лизингополучателя

Поскольку речь идет о долгосрочных проектах (срок лизинга зависит от пожеланий лизингополучателя, но не более 10 лет), лизинговые компании применяют принципы проектного финансирования, анализируется способность лизингополучателя выполнить свои обязательства в столь долгосрочной перспективе.

По результатам финансового анализа определяется размер аванса лизингополучателя и рассматривается дополнительное обеспечение (залог имущества третьих лиц либо поручительство третьих лиц). Так, например, по сделке с Волжским пароходством в залоге находятся как объекты недвижимости, так и флот, принадлежащий как лизингополучателю, так и другим лицам.

Сами суда до окончания срока лизинговой сделки находятся в собственности у лизинговой компании и в случае дефолта лизингополучателя могут быть реализованы.

График платежей

Выплату лизинговых платежей предполагается производить не с текущей деятельности лизингополучателя, а из средств, которые будут получены лизингополучателем в результате эксплуатации судов, взятых в лизинг.

Уплату лизинговых платежей можно разбить на два основных этапа. Первый - до передачи судов в лизинг - включает аванс лизингополучателя, затраты на технический аудит и пр.; второй - после введения судов в эксплуатацию, когда лизинговые платежи составляют выплату основного долга и процентов.

Таким образом, основная часть лизинговых платежей начинает выплачиваться после передачи судна в лизинг. Как правило, лизинговые платежи по просьбе лизингополучателя устанавливаются равными долями.

Условия для поставщика

Завод должен выполнить свои обязательства по постройке и передаче судна в собственность лизинговой компании, поэтому здесь также встает вопрос обеспечения.

Для судостроительных верфей, входящих в состав ОСК, в качестве обеспечения по контракту свое поручительство за поставщика предоставляет сама судостроительная корпорация (но только по тем предприятиям, где у ОСК больше 51% акций).

Если заказ размещается на других судостроительных предприятиях (как, например, в случае приобретения судов в лизинг Волжским пароходством у Окской судоверфи), то в качестве обеспечения привлекаются поручительства третьих лиц, залоги, банковские гарантии.

Выбор лизинговой компании

Одним из требований Минпромторга РФ (министерства, контролирующего целевое использование средств) является привлечение крупных лизинговых компаний со значительной долей государства. Для ОСК это удобно, поскольку в этом случае она не несет все риски в одиночку. Так, сейчас партнером ОСК выступает ОАО «ВЭБ-лизинг», основным акционером которого является Внешэкономбанк.

В то же время в ОСК понимают, что любая монополия ни к чему хорошему не ведет, поэтому в самое ближайшее время по мере получения различных запросов от лизингополучателей в корпорации планируют направлять проекты на рассмотрение в несколько лизинговых компаний. Тогда и у лизингополучателя появится выбор, и среди лизинговых компаний будет здоровая конкуренция: кто-то возьмет маржу 1% годовых, а кто-то 0,7% годовых (по словам представителя ОСК, такие прецеденты были).

Кроме того, у разных лизинговых компаний разные критерии оценки риска и, возможно, кто-нибудь возьмет на себя риски небольшой судоходной компании.

Технический аудит

После окончания всех проверок по предстоящему проекту, подписания лизинговой документации начинается собственно реализация проекта - постройка судна и передача его лизингодателю. Для контроля процесса производства лизинговая компания привлекает к сотрудничеству аудиторов: технических специалистов, обладающих необходимой компетенцией.

В рамках контракта подразумевается регулярное предоставление судостроительным заводом документов, которые подтверждают своевременность выполнения им своих обязательств по контракту и целевое использованием средств. На основании этих отчетов, а также используя техническую документацию, прилагаемую к контракту, специалисты проводят технический надзор и технический аудит.

Технический аудитор участвует и в разрешении спорных технических моментов, которые неизбежны при постройке такого сложного объекта, как судно, и контролирует ключевые этапы производства.

РИСКИ

Лизингополучатель берет суда в лизинг для выполнения своих проектов (контрактов на перевозки). Однако в нашей стране с нестабильной экономикой и политикой существуют весьма высокие риски выполнения обязательств со стороны лизингополучателя.

Проект лизинга рассчитывается на срок до 10 лет. Что за это время случится с грузопотоком, для которого предназначаются приобретенные в лизинг суда? Какие изменения произойдут в тарифной политике? Будет ли обеспечена максимальная загрузка этого судна? Окупятся ли вложения в него для лизингополучателя? Однозначно ответить трудно!

Между тем, эти риски отражаются также и на лизингодателе. Но лизинговые компании делают ставку на тщательный аудит проектов и на обеспечение в рамках договора. Если финансовая состоятельность лизингополучателя неудовлетворительная и не может быть закрыта какими-то дополнительными видами обеспечения - такую сделку признают невозможной. Если у лизингополучателя начинаются проблемы и он не может дальше реализовать свои проекты и, соответственно, обеспечить поступление необходимого количества выручки, то лизинговая компания вынуждена будет прибегнуть к предоставленному обеспечению.

В ОСК признают, что морские и речные перевозки в России - это не самый «сладкий кусок» бизнеса, отрасль в тяжелом положении. Тем не менее, те данные, которые предоставило, например, Волжское пароходство, вселяет в представителей ОСК уверенность, что риски по этим сделкам закрыты.

РЕАЛЬНОСТЬ

Крупные судоходные компании, которым есть что предоставить в обеспечение, могут позволить себе пользоваться программой лизинга.

Но представители небольших речных пароходств, не обладающих серьезными основными средствами, даже старыми, ссомнением относятся к возможности построить себе судно в лизинг. Многие мелкие судовладельцы ищут способы поправить свое бедственное положение. Как один из способов, им предлагают объединяться в пулы и заказывать серийные суда, которые обходятся дешевле в производстве.

С подобным предложением - создать лизинговую компанию, которая разработает единые технические требования для рыбодобывающих предприятий Приморья, а затем консолидирует их заказы на строительство судов и сведет их в единый крупный заказ для размещения на верфях ОСК -

выступил недавно губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

Тем временем российские судовладельцы, которые могут позволить себе обновление флота, продолжают ежегодно размещать заказы на судостроительных верфях Южной Кореи и Китая на сумму более $1 млрд. Строить там суда дешевле, и кредиты даются на более долгие сроки - до 20 лет.

Сможет ли начавшая действовать программа лизинга морских и речных судов вывести на достойный уровень российских судостроителей и сделать наши судоверфи привлекательными для наших же судовладельцев? В ОСК в будущее смотрят с осторожным оптимизмом и говорят, что время покажет.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О финансовом лизинге» в редакции Закона от 11 декабря 2003 г. лизинг - это вид гражданско-правовых отношений, возникающих из договора финансового лизинга. Сущность лизинга состоит в предоставлении лизингодателем в исключительное пользо­вание на определенный срок лизингополучателю имущества, являющегося собственностью лизингодателя, либо переда­ющего имущество по поручению и с согласия лизингополу­чателя у соответствующего продавца имущества при усло­вии уплаты лизингополучателем периодических лизинго­вых платежей.

Таким образом, субъектами лизинга могут быть: лизингодатель - юридическое лицо,-которое передает право владения и пользования предметом лизинга лизинго­получателю;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое получает право владения и пользования предметом лизинга от лизингодателя;

продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, у которого лизингодатель приобретает вещь, которая в последующем будет передана в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

другие юридические или физические лица, которые явля­ются сторонами многостороннего договора лизинга.

Исходя из этого Закон Украины о финансовом лизинге как бы предусматривает возможность заключения договора о лизинге как в форме многостороннего соглашения с уча­стием лизингодателя, лизингополучателя, продавца и дру­гих юридических и физических лиц, так и двустороннего со­глашения между лизингодателем и лизингополучателем.

В национальном морском праве Украины договор лизин­га судна является новацией, он нашел свое отражение лишь с принятием в 1995 г. КТМ Украины глава 2 раздела 6 кото­рого посвящена этому договору. Таким образом договор ли­зинга судна является одной из разновидностей договора фрахтования судна. По своей юридической природе он наи­более близок к договору фрахтования по бербоут-чартеру, однако у него есть и свои особенности. В частности, он имеет отдельные черты, схожие не только с договором аренды, но и с договором купли-продажи.

Так, в соответствии со ст. 215 КТМ Украины: «По дого­вору лизинга судна собственник судна (лизингодатель) обя­зуется передать фрахтователю (лизингополучателю) судно без экипажа для использования в целях торгового морепла­вания на определенный срок, по истечении которого к ли­зингополучателю переходит право собственности на судно».

Именно тем, что КТМ Украины был принят раньше За­кона Украины о финансовом лизинге, а также сложившей­ся морской практикой, можно объяснить тот факт, что в соответствии со ст. 215 Кодекса договор лизинга судна яв­ляется двусторонним. Его сторонами являются лишь лизин­годатель и лизингополучатель.

Кроме того, следует отметить, что морские законодатель­ства не всех государств выделяют договор лизинга в самосто­ятельный вид договора. Например, в морском праве Россий­ской Федерации договор лизинга рассматривается как одна из разновидностей договора фрахтования судна по «бербо- ут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по исте­чении срока действия» договора. По такому договору в соот­ветствии со ст. 223 КТМ Российской Федерации «судно пе­реходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта ».

Следует отметить, что именно такой подход, содержа­щийся в национальном морском праве Российской Федера­ции, является наиболее характерным и для международной морской практики. Например, стандартная проформа бер- боут-чартера «BARECON 89» содержит факультативную часть 4, которая применяется по выбору и только в том слу­чае если ее применение четко оговорено и заявлено сторона­ми. Именно в этой части и оговариваются условия передачи права собственности на судно от судовладельца, который в дальнейшем рассматривается как продавец, к фрахтовате­лю, который по данному договору становится покупателем.

Таким образом, в Украине правоотношения по договору лизинга судна регулируется условиями договора, нормами главы 2 раздела 6 КТМ Украины, Э. Т&КЖ6 общими нормами гражданского законодательства. В соответствии со ст. 216 КТМ Украины договор лизинга судна должен быть заклю­чен в письменной форме, а наличие и содержание договора могут быть подтверждены исключительно письменными доказательствами.

Реквизиты договора лизинга судна являются его неотъем­лемой частью. Поэтому перечень реквизитов договора лизин­га судна приведен в ст. 217 КТМ Украины. Однако исходя из диспозитивности этой нормы, он носит лишь общий ха­рактер, а перечень этих реквизитов не является исчерпыва­ющим. Фактически в данной статье указаны лишь те рек­визиты, без которых сам договор лизинга судна существо­вать не может. Кроме того, перечень этих реквизитов фактически аналогичен реквизитам договора фрахтования судна на время содержащимся в ст. 205 КТМ Украины. Так, в соответствии со ст. 217 КТМ Украины в договоре лизинга судна должны быть указаны:

наименование сторон договора; цель договора;

название судна и его характеристики (год постройки, класс, грузоподъемность или грузовместимость, мощность двигателей, скорость хода и расход топлива);

срок пользования, по истечению которого к лизингопо­лучателю переходит право собственности на судно; размер и сроки внесения лизинговой платы; место и время передачи судна лизингополучателю и дру­гие необходимые данные.

Права и обязанности сторон по договору лизинга судна - определяются как самим договором, так и национальными нормативными актами.

Так, в соответствии со ст. 218 КТМ Украины одной из основных обязанностей лизингодателя является передача судна лизингополучателю в состоянии, годном для исполь­зования его с целью, предусмотренной договором. В соответ­ствии с этой обязанностью лизингодатель несет ответствен­ность за любые недостатки судна, существовавшие в момент его передачи лизингополучателю и о которых он не заявил при передаче судна. Таким образом, в случае возникновения спора о мореходном состоянии судна, в случае так называе­мых скрытых недостатков именно лизингодателю вменяет­ся в обязанность доказывать, что скрытые недостатки яв­лялись именно таковыми.

Претензии со стороны лизингополучателя по поводу мо­реходного состояния судна могут быть предъявлены лизин­годателю в течение года со дня передачи судна.

Лизингополучатель обязан на протяжении всего време­ни договора лизинга использовать судно по назначению в соответствии с целью договора и содержать его в исправном состоянии. Все расходы, связанные с содержанием и ремон­том судна, если иное не предусмотрено договором, несет ли­зингополучатель. Кроме того, после передачи судна лизин­гополучателю риск случайной гибели или повреждения суд­на также переходит на лизингополучателя.

Стороны договора лизинга судна вправе отказаться от договора в соответствии с правилами ст. 220 КТМ Украины. Так, лизингополучатель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если:

лизингодатель не передаст судно лизингополучателю в течение обусловленного договором лизинга судна сроком;

і переданное лизингодателем судно находится в немореход - пом состоянии и не может быть использовано лизингополу­чателем в соответствии с целью договора.

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 220 КТМ Украи­ны лизингодатель вправе отказаться от договора лизинга судна и потребовать возврата судна, если лизингополучатель не внес лизинговой платы в течение трех месяцев после на­ступления срока платежа.

В том случае, если при расторжении договора судно дол­жно быть возвращено лизингодателю, он имеет право на часть лизинговой платы, причитающейся ему за пользова­ние судном. Взносы, уплаченные лизингополучателем в счет договорной цены, подлежат возврату лизингополучателю.

Возврат судна лизингодателю должен производиться в том же состоянии, в котором его получил лизингополуча­тель, с учетом его нормального износа. В случае ухудшения состояния судна лизингополучатель обязан возместить ли­зингодателю причиненные этим убытки.

Если в процессе нахождения судна у лизингополучателя им были произведены усовершенствования этого судна, то они могут быть изъяты лизингополучателем, если их можно от­делить без ущерба для самого судна. Однако по договоренно­сти сторон эти улучшения могут и не изыматься. В таком слу­чае лизингодатель должен возместить их стоимость.

лизинг организация строительный техника

На сегодняшний день такую услугу, как лизинг морских судов, оказывает достаточно ограниченный круг компаний, специализирующихся на финансовой аренде.

Водный транспорт является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Свыше 90 % мировой торговли связано с перевозками продукции водным транспортом. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки. Велика роль каботажных перевозок для северных и восточных прибрежных регионов России. Выделяют три основных типа водного транспорта:

  • 1) речной, используемый на реках и каналах (обычно называемых внутренними водными путями);
  • 2) каботажный (перевозка из одного порта в другой вдоль побережья);
  • 3) морской (по основным морям).

Большинство водных перевозок грузов осуществляется крупными морскими путями. Некоторые страны имеют выгодное положение, поскольку у них удобная береговая линия, позволяющая им активно заниматься международными перевозками, например, такие города, как Роттердам, Гонконг и Нью-Йорк, создали крупнейшие порты. Через 20 самых крупных в мире портов осуществляется более половины всей мировой торговли.

Некоторые разновидности морских перевозок неизбежно предусматривают длительные маршруты. При этом для перевозки разных грузов используются самые разные типы судов. Эти суда обеспечивают существенную экономию на масштабах, поэтому цель многих конструкций - перевозить крупные грузы и добиваться низких затрат на единицу перевозимой продукции.

Лизинг речных и морских судов от ЗАО «Свое дело» позволит клиентам реализовать проекты по всей линейке новой и бывшей в употреблении судостроительной техники (в том числе оборудования для портов). Данная услуга считается перспективным направлением для реализации проектов по финансированию строительства и передаче в лизинг речных и морских судов.

Данная услуга компании дает возможность клиентам:

  • - Проводить сделки в странах «удобного флага»
  • - Регистрировать судно в Российском Международном Реестре Судов
  • - Приобретать суда, находящиеся как под российским, так и под иностранным флагом
  • - Финансировать строящиеся суда

Преимущества и недостатки морского транспорта представлены в таблице:

Преимущества

Недостатки

Низкие грузовые тарифы

Использование ограничено наличием портов

Высокая провозная способность

Низкая скорость

Доступ к другим континентам

Долгое время объединения грузов и перевозки их в порты

Максимальная сохранность груза

Жесткие требования к упаковке и креплению грузов

Доставка любых крупногабаритных грузов

Малая частота отправок

Необходимость использования дополнительных видов транспорта

Один из аспектов перевозок по воде - постоянное действие картельного соглашения судовладельцев. Это означает, что все перевозчики в данном регионе соглашаются взимать одинаковую цену и регулируют частоту предоставляемых ими услуг. Хотя в настоящее время уже появляются морские линии, не входящие в эти соглашения и предоставляющие потребителям большие скидки.

Данная услуга так же позволит потребителю транспортировать всевозможные товары из главного порта России - Владивостока. Благодаря своему удачному месторасположению морские международные грузоперевозки из Владивостока осуществляются по всему тихоокеанскому региону и Азии, и охватывают собой такие промышленно развитые страны, как Япония, Китай, Тайвань, Южная Корея и многие другие.

Альтернативой кредитованию под залог судов является лизинг. Главная выгода, которую обеспечивает лизинг, состоит в эффективном разделении стоимости владения и стоимости пользования материальными активами. В лизинговой сделке обычно участвуют, по крайней мере, три стороны (например, судостроительная верфь, лизингодатель и лизингополучатель), заключающие два соглашения (о передаче права собственности на судно и о его сдаче в лизинг).

Концепция отделения пользования от собственности является в лизинге центральной, и именно она отличает лизинг от других форм финансирования. К преимуществам лизинга относятся: сравнительно небольшой размер лизинговых платежей благодаря налоговым льготам; учет в лизинговых платежах амортизационных отчислений; исключение лизинговых платежей из счета прибылей и убытков; 100%-е финансирование в отличие от кредита с погашением в рассрочку и среднесрочного банковского займа, обычно требующих депозита; соответствие характера платежей доходу, получаемому от эксплуатации оборудования.

В рыболовстве типичной лизинговой сделкой является продажа судна компании, предоставляющей финансовые средства (лизингодатель), в качестве которой выступает банк, крупная корпорация или страховая компания, и передача в лизинг этого судна на основе долгосрочного соглашения (например, бербоут-чартера). Такой механизм дает оператору судна (лизингополучателю) полный контроль над эксплуатацией судна, а право собственности остается у финансирующей компании. Судно может использоваться в бербоут-чартере на период 15-16 лет и более.

Фрахтование судов в бербоут-чартер с последующим выкупом (аренда-купля) в рыболовстве считается одной из форм лизинга, его обычно приравнивают к оперативному лизингу. Аренда судов на условиях бербоут-чартера с выкупом преследует цель пополнения или обновления флота в условиях недостаточных ресурсов на единовременные капитальные вложения.

Собственно лизинговых компаний, к которым рыболовная компания могла бы обратиться с предложением заказать на верфи и затем передать ей в аренду требуемое судно, на мировом рынке действует крайне мало. Классическая схема лизинга в рыболовстве не распространена.

Такие лизинговые компании, являющиеся собственниками судов, специализируются на предоставлении другой стороне долгосрочного права пользоваться ими в течение обусловленного периода за определенную ежемесячную, ежеквартальную или ежегодную арендную плату. Кроме того, в Японии лизинговые компании выступают в качестве важных кредиторов. Поскольку на них распространяются специфические правила, они могут предлагать долгосрочные ссуды на иных условиях, чем коммерческие банки.

В рыболовстве получают всё большее распространение сделки с судами типа lease-back (возвратный лизинг). В таких сделках заинтересованы судовладельцы, сталкивающиеся с финансовыми трудностями в результате ухудшения условий на рынке.

Водный транспорт для России исторически имеет огромное значение. Это обусловлено огромной речной сетью внутри страны и безграничными морскими территориями за ее пределами. Их использование играет ключевую роль в развитии экономики страны и несет в себе огромный потенциал для участников этого процесса. Водный транспорт, как вид деятельности, имеет ряд специфических требований и ограничений, что обуславливает дополнительные риски и создает высокий "порог входа" на этот рынок. Пожалуй, основной трудностью в освоении этого специфического, но востребованного бизнеса является высокая стоимость судна. Несмотря на это, в последнее время просматривается динамика роста интереса со стороны бизнеса к водному транспорту. Разумным решением в развитии бизнеса речных и морских перевозок для компаний является лизинг, позволяющий оптимизировать затраты организации на пополнение основных средств. По сути, лизинг дает возможность лизингополучателям использовать, за определенную плату, оборудование, в нашем случае судно, которое переходит в его собственность по окончании срока лизинга. Особенности судоходства на российских просторах диктуют свои условия для развития этого бизнеса. Преимущественно меридиональное расположение речной сети России, в соотношении с преимущественно широтным расположением дорожной сети, создает широкие возможности развития бизнеса речных грузовых и пассажирских перевозок на всей территории России. Кроме этого, себестоимость грузоперевозок водным транспортом, по сравнению с железнодорожным, ниже на 10-15%, и на 40% дешевле расценок на услуги автомобильного транспорта. На этом фоне происходит значительное увеличение спроса на использование судов, а при разумном подходе к ведению бизнеса заметно снижаются риски, и растет отдача от вложений, следовательно, лизинг речных, морских судов становится весьма выгодным предложением для компаний.

Похожая ситуация происходит в сфере пассажирских перевозок, где огромную роль играет развитие туристического бизнеса в России. Вполне логично, что туристические компании все чаще организуют путешествия на теплоходах и других пассажирских судах. Привлечение туристов на круизы будет более активным при улучшении условий отдыха, который предлагает теплоход, что подразумевает приобретение новых современных лайнеров. Опять же, на помощь судовладельцев может прийти более выгодный лизинг пассажирских судов.

Еще большие перспективы сулит лизинг судов "река-море", способных совершать переходы, как в условиях речного судоходства, так и на морских просторах. Это становится очевидным при анализе режима навигации с учетом климатических колебаний температуры на реках. Более четырех месяцев в году, а в некоторых районах до полугода, российские реки не пригодны для судоходства, что заставляет речные суда простаивать на базах и в доках. Иначе обстоят дела с судами смешанного плавания типа "река-море", которые способны выполнять свои функции в морских походах и по реке, в условиях навигации.

Привлекательность перевозок водным транспортом обусловлена еще рядом других важных причин: большая по сравнению с другим транспортом грузоподъемность баржи, незначительные ограничения по габаритам и объёмам грузов, низкая себестоимость перевозок. Такие характеристики создают судам сухогрузам -баржа существенные преимущества при транспортировке специфических, крупногабаритных грузов. Нефтеналивные танкеры позволяют перевозить огромные объемы нефтепродуктов, что обеспечивает большой и быстрый оборот финансов. Это делает лизинг танкеров максимально выгодным.

Отдельно стоит упомянуть о рыболовецком флоте, альтернативы которому нет, и который остро нуждается в тотальном обновлении. Рыболовецкие артели и судовладельцы могут решить эту проблему, если не исключительно с помощью, то в значительной степени за счет приобретения в лизинг траулеры. Современные рыболовецкие суда намного производительнее и надежнее своих предшественников и лизинг траулеров позволит, не только выгодно приобрести судно, быстро окупить вложенные средства, но и получить гарантированную прибыль.

Компания ООО «ЭКСПО-лизинг» приобрела солидный опыт в сфере лизинговых услуг и имеет ряд интересных наработок и выгодных предложений для своих клиентов. По лизингу речных и морских судов разработана специальная программа, предусматривающая финансирование на срок до 7 лет, с авансом - от 20%.

Не все лизинговые компании готовы финансировать это направление, что обусловлено рядом юридических и финансовых особенностей, связанных со спецификой отрасли. Тем не менее, спрос на лизинг судов неуклонно растет, и готовы принять активное участие в этой работе. Наши специалисты внимательно изучают специфику деятельности в отрасли морского и речного судоходства и учитывают все нюансы при формировании предложений по лизингу судов.

Анализ состояния основных фондов в отрасли показал положительную динамику, только за 2008 год судостроительная отрасль осуществила продажи на 160 млрд. рублей. Однако, за последние 10-11 лет основная часть коммерческих судов для российских судовладельцев, а это 5,5 млн. т. общего тоннажа, была построена за рубежом. Только 6% судов из этого числа, изготовлены на российских предприятиях. В то же время, регистрация приобретенных за границей судов обходится судовладельцу, в виде налоговых и таможенных платежей, в сумму до 24% его стоимости. В целях минимизации расходов некоторые европейские предприятия регистрируют приобретенные суда в странах с низким налогообложением.

Последнее время прослеживается тенденция повышения спроса на рыболовецкие суда, причем основная часть покупателей сосредоточено в Дальневосточном регионе. В развитии рыболовной отрасли заинтересованы федеральные и региональные власти.

Примером удачной работы служит приобретение в лизинг малого рыболовецкого сейнера МРС-263 компанией ООО «Тымлатский рыбокомбинат». Поставщиком выступил ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», где и было построено судно в 2010 году. Сделка состоялась при непосредственном участии ООО «ЭКСПО-лизинг», под эту сделку была получена субсидия у Амурской области. В итоге, состоявшаяся сделка оказалась выгодной для всех сторон: как производителя и покупателя, так и развития региона. В последнее время лизинг стал одним из важнейших инструментов финансирования российского малого и среднего бизнеса во всех сферах деятельности и его значимость с годами будет только расти.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация