Китайская миграция. Китайская миграция в рф и ее последствия. Специфика китайской миграции в Россию

Главная / Бизнес

«Slon.ru» об отъезде экспатов из России
«Gazeta.ru» о вреде эмиграции
«Независимая газета» о гражданстве для русских Туркменистана
«РБК» о демографическом прогнозе до 2050 года
«Новые известия» о естественном приросте в России
«Forbes» о сокращении абортов в России
«Foreign Policy» об избирательных абортах в Китае
«Gazeta.ru» о влиянии неграмотности на незапланированные беременности

о влиянии миграции в Китае на Центральную Азию

Карта китайского мигранта — особое место Казахстана

В настоящее время Китай сталкивается с серьезными проблемами в сфере регулирования миграционных процессов. Важным фактором китайской внутренней и внешней миграции в условиях замедления темпов роста экономики в Китае становится стремительный рост безработицы в стране. По данным министерства труда и социального обеспечения (МТСО) КНР, в Китае число безработных к концу прошлого года составило около 20 млн человек.

Внутренние миграционные процессы в Китае
Процесс миграции, в условиях растущей урбанизации с одной стороны и увеличения «избыточной рабочей силы» — с другой, становится одной из самых злободневных проблем современного Китая. В настоящий момент на ситуацию оказывает большое влияние беспрецедентный рост числа безработных в связи с рецессией китайской экономики. Количество трудоспособного сельского населения КНР определяется в 510 млн человек, в числе которых более 160 млн официально считаются «излишней рабочей силой». По прогнозам китайских специалистов, к 2020 г. данный показатель достигнет 250 млн человек.
На современном этапе наблюдается тенденция к интенсификации процесса внутренней миграции в Китае. Число мигрантов стремительно растет. Для сравнения в 70-х годах численность мигрирующего населения оценивалась в 100 тыс. человек, в 80-х годах — 2-3 млн, в 90-х — в 5-7 млн, а в 2012 г. достигла 150 млн человек, что составило более 11% от общего количества населения КНР. Подобная тенденция оказывает значительное влияние на экономику и политику КНР, что делает проблему трудовой миграции одной из ключевых и сложных задач для китайского руководства.
Китайские исследователи отмечают, что более 80% составляют «нунминьгун», так называемые крестьяне-мигранты, стремящиеся трудоустроиться в городах. Наиболее интенсивно «нунминьгун» переселяются из центральных и западных провинций в крупные города, приморские регионы и свободные экономические зоны. По данным МТСО КНР основными провинциями исхода крестьян-мигрантов являются — Сычуань, Хунань, Фуцзянь, Цзянси, Хубэй, Хэнань и Аньхой, а городами достижения миграционных потоков — Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Чаньчунь, Харбин, Нанкин, Ухань.
Самое большое число сельских мигрантов отмечается в провинции Гуандун, где крестьяне-мигранты составляют более 10 млн. В Шанхае около 3,3 млн, в Пекине — более 2 млн и в провинцию Цзянсу мигрировало 2,5 млн рабочих преимущественно из сельскохозяйственных провинций Аньхой и Сычуань. Согласно переписи населения 2000 г., содержащей наиболее полные данные о мигрантах, 131 млн китайцев — 1/10 часть всего населения страны проживало вне мест постоянной прописки. С учетом ежегодного прироста населения демографическая и миграционная обстановка в настоящее время в Китае еще более обострилась.
Ситуация с переселенцами ухудшается также в связи с тяжелым социальным положением крестьян-мигрантов. В силу «сельскохозяйственной прописки» крестьянство не имело возможности покинуть деревню. Только в 2000 г. по мере постепенной ее отмены крестьянству представился шанс на миграцию в города, в результате чего стал наблюдаться быстрый рост городского населения. К примеру, в 2001 г. 37% населения Китая проживало в городах, согласно прогнозам китайских демографов, к 2030 г. в мегаполисах будет проживать 50% населения страны, к 2050 г. — уже 70%. Данная тенденция в среднесрочной перспективе может превратить Китай в страну с преобладающим городским населением. Согласно докладу, обнародованному исследовательским центром Госсовета КНР, в городах и мегаполисах в настоящее время насчитывается более 210 млн подавшихся на заработки крестьян-мигрантов, а соотношение горожан и сельчан составляет 39,1% — 60,9% соответственно.
Учитывая сложившуюся ситуацию, исследователи выделяют следующие основные факторы, влияющие на рост миграционных потоков в Китае:
данный процесс обуславливается естественным движением трудовых мигрантов вследствие экономических преобразований в стране, межрегионального дисбаланса в развитии, уровня доходов населения и их качества жизни. К тому же миграцию стимулирует хроническая отсталость развития деревни от города;
— нерациональное использование земли и неравенство в распределении пахотных земель. На основе статистических данных за прошедшие 5 лет 80% всей земли, выделенной на строительство новых промышленных объектов (3100 млн га), были получены нелегально. В стране не прекращается массовое изъятие пахотных земель под городское, промышленное и транспортное строительство. К 2012 г. в Китае насчитывалось около 100 млн лишившихся земли крестьян. Острая ограниченность земель пригодных для обработки в сельском хозяйстве порождает для крестьян и для общества в целом как экономические, так и социальные проблемы:
— естественный прирост населения. Ежегодно в Китае в трудоспособный возраст вступают около 10 млн человек.
Одновременно с этим, следует выделить основные последствия интенсификации миграционных процессов в Китае. По оценке специалистов, масштабная миграция сельского населения в экономически развитые районы имеет как позитивные, так и негативные последствия:
- с одной стороны, данный процесс эффективно способствует избавлению от низкодоходного способа аграрного производства, сложившегося на базе мелкого крестьянского хозяйства. Кроме этого, крестьяне-мигранты удовлетворяют спрос на рабочую силу в городах, в основном в строительной индустрии. Часть мигрантов нанимаются на работу в крупные сельскохозяйственные кооперативы, расположенные в пригородах мегаполисов;
- с другой стороны, несмотря на потенциальную возможность принятия большого числа населения в промышленно развитых районах, необходимо учитывать, что миграционный процесс обостряет там социальную обстановку. Крайне напряженная ситуация ощущается в сфере занятости населения, наблюдаемый рост числа мигрантов приводит к увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру и росту правонарушений. Именно преступность сегодня является наиболее негативным моментом миграции. К примеру, в провинции Гуандун более половины преступлений совершаются рабочими из сельских районов, в СЭЗ на их долю приходится 70-80% правонарушений.
Следует отдельно выделить, что крестьяне-мигранты, проживающие в городах, не имеют полноценного доступа к системе образования и медицинскому страхованию, получают меньшую зарплату и не обладают гарантированным пенсионным обеспечением, а также не могут закрепиться на постоянной основе по месту работы.
Отметим, что только с 2001 г. правительство КНР обратило внимание на проблему миграции и начало принимать конкретные меры по улучшению условий жизни крестьян. Вслед за этим в период с 2001-2005 гг. последовал ряд правительственных решений, значительно упрощающих процедуру трудоустройства переселенцев. В конце 2008 г. по требованию МТСО КНР, всем соответствующим ведомствам на местах было поручено обеспечить рабочих-мигрантов медицинской страховкой, при этом особо выделяются обрабатывающая, строительная и другие производственные отрасли, где сосредоточены рабочие-мигранты.
Помимо естественных потоков миграции в Китае так же существует санкционированный правительством проект по управлению миграционными процессами или так называемая стратегия масштабного освоения запада.
В целях решения ряда накопившихся проблем, в том числе демографических и миграционных, китайское руководство с 2001 г. в рамках реализации данной стратегии направляет часть населения из восточных провинций в национальные окраины. В качестве конкретной цели реализации концепции в течение 50 лет (2000-2050 гг.) планируется повысить уровень жизни населения в западных районах более чем на 5% в год, что, по мнению китайских специалистов, позволит довести качественные и количественные показатели до среднего уровня по стране.
Важным направлением данного курса является кадровая политика, согласно которой для квалифицированных специалистов и членов их семей при согласии на переезд в западные части страны создаются льготные условия для жизни и обучения детей. То есть, в западные районы привлекаются технические специалисты из восточных и центральных районов Китая. За последние 50 лет количество мигрантов в одном только СУАР возросло с 4% до 40%, причем основная их часть переселилась с началом реализации программы «большого освоения запада».
Инициированная Цзян Цзэминем стратегия и реализуемая уже нынешними лидерами КНР программа переселения части населения в западные регионы КНР призвана перенаправить естественный поток миграции в противоположную сторону. Вследствие этого, проводимый компартией Китая курс сталкивается с определенными препятствиями. Так, например, масштабное переселение этнических ханьцев в западные провинции Китая приводит к обострению социально-политической ситуации в Тибете и СУАР. Более того, следует обратить внимание на то, что одновременно с техническими специалистами, в западные районы также активно переезжает масса людей из наиболее бедных центральных провинций, не имеющих определенную рабочую квалификацию. В этой связи ряд казахстанских и российских экспертов считают, что это не столько решение проблемы недостатка людских ресурсов в западных районах КНР, сколько преднамеренная разгрузка перенаселенных областей.
Руководство Компартии КНР в поисках решения миграционных проблем может также рассматривать вопрос о стимулировании эмиграции населения за пределы Китая. В этом плане, вместе с российским Дальним Востоком не исключается и центральноазиатский вектор потенциальных маршрутов китайских миграционных потоков.

Влияние на Центральную Азию
Существующие и планируемые центральноазиатско-китайские крупные проекты, а также наличие совместных предприятий формируют возрастающую тенденцию иммиграционных, прежде всего, трудовых и нерегулируемых потоков миграций из Китая в ЦАР. Так, в последние годы в странах региона наблюдается заметный рост присутствия китайских граждан в сфере услуг, строительной, торгово-экономической, сельскохозяйственной, промышленной и транспортной отраслях.
На официальном уровне, Пекин придерживается позиции, при которой всячески отрицает явное стимулирование эмиграции китайских граждан из страны. Однако можно предположить, что есть вероятность поощрения выезда китайских граждан за границу, несмотря на то, что в правительственных источниках и заявлениях высокопоставленных китайских чиновников не отмечается явная поддержка эмиграции китайцев.
Так, например, в 2002-2003 гг. в 50 городах Китая был введен свободный порядок оформления заграничных паспортов, вследствие чего возникло более 200 компаний, которые нанимают китайских граждан на работу за рубежом. В результате, это способствовало росту эмиграции нелегальной рабочей силы за границу, прежде всего в соседние страны. При оценке потенциальных рисков, связанных с миграцией граждан КНР в страны ЦА, следует обратить внимание на то как в течение 30-40 лет будет изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в граничащем с Казахстаном СУАР КНР.
В настоящее время Казахстан занимает особое место в центральноазиатском векторе китайской миграции. Специалисты выделяют следующие типы миграционных потоков из Китая в Казахстан:
1) репатрианты (оралманы), на долю которых приходится основная масса мигрантов из КНР в республику;
2) трудовые и коммерческие мигранты;
3) нерегулируемые потоки мигрантов.
Во вторую группу входит наибольшее число ханьского населения Китая. В результате развития малого китайского и совместного казахстанско-китайского бизнеса количество трудовых и коммерческих мигрантов, приезжающих из КНР в Казахстан постепенно увеличивается.
Число трудовых мигрантов из Китая растет, в частности, в результате проводимой Китаем политики. При реализации казахстанско-китайских крупных проектов китайская сторона традиционно старается предоставлять максимальное количество требуемых рабочих. В итоге получается, что при реализации совместных проектов на территории Казахстана более 60-70% рабочих составляют китайские граждане. Сейчас в Казахстане легально работают около 10-15 тыс. китайских граждан.
Основную массу третьей группы составляют нелегальные трудовые мигранты. По данным исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в Казахстане число нелегальных рабочих превосходит легальных трудовых мигрантов. Кроме этого, нелегальная миграция практически всегда сопровождается ростом криминализации многих сфер общества и усиливает коррупцию среди регулирующих миграцию служб. Так же данный тип миграции стимулирует рост теневого сектора экономики в силу того, что нелегальные мигранты вынуждены трудиться без временной регистрации и уплаты налогов.
Таким образом, оценивая современную миграционную ситуацию в Китае в условиях зарождающегося нового экономического кризиса, необходимо обратить внимание на потенциальную возможность роста эмиграции китайских граждан за рубеж. В этом плане, восточные регионы России, Казахстан и центральноазиатские страны могут стать вероятными маршрутами миграционных потоков из Китая.

Как начало территориальной экспансии «Красного Дракона», замахнувшегося «на дорогу в тысячу миль, но начавшего с малого шага». Ошибочность такого подхода преодолевается погружением в миграционные траектории и перспективы Китая и его соседей.

Китайская миграция в Россию имеет свою долгую историю. Еще царское правительство проявляло заинтересованность в китайской рабочей силе для освоения Сибири, с завидной регулярностью издавая правовые циркуляры по уплате повышенных сборов для получения «русских билетов», дающих право на проживание, расселение и трудовую занятость китайцев на территории имперской России. Будучи более сильной империей, Россия, подписавшая Айгунский договор о переходе левого берега Амура под свою юрисдикцию в 1858 году, еще тогда стремилась навязать азиатскому соседу свои правила игры.

Законами 1860-х годов льготы по землевладению и освобождение от налогов на территориях Приамурья и Дальнего Востока предоставлялись лишь русским подданным; законами 1890-х конфискованное имущество китайских контрабандистов шло на вознаграждение «поимщиков» - местной администрации; законами 1912 года вводился запрет на проживание китайцев по национальному паспорту с имперской визой на территории Приморской области.

В 1890-х годах паспортный сбор для китайцев, посещающих Россию, был внушительным – 5 рублей, из которых 4 рубля 10 копеек были налогом в царскую казну, 60 копеек составляли гербовый сбор и 30 копеек шли на канцелярские расходы. К слову, сборы за паспорт для жителей российской империи были другими: за паспорт, выдаваемый на один год, должно было быть уплачено 10 копеек, на два года – 50 копеек, на три года – рубль.

Несмотря на такие кабальные условия и дискриминирующие законы, китайцы в Россию ехали. Царская администрация, скованная недостатком человеческих ресурсов на Дальнем Востоке и в Сибири, была вынуждена поддерживать «наплыв желтой расы» для освоения территорий, параллельно проводя мероприятия для сохранения «мирного течения жизни» для местного, русского, населения.

Недавнее прошлое обоих государств (приход советской власти, культурная революция в Китае) создало миграционный вакуум между Китаем и Россией. В течение долгого времени государства, входящие в СССР, и КНР принадлежали к разным миграционным системам и не являлись странами активного миграционного обмена. Новая веха миграционного взаимодействия России и Китая появилась с распадом СССР и появлением челночной миграции. Много воды утекло с тех пор, изменился расклад на политической карте мира, и китайская миграция в Россию стала разнообразнее с точки зрения географии и гораздо динамичнее.

По состоянию на 2 июля 2015 года на территории РФ легально находятся 167,325 граждан Китая , хотя, по разным подсчетам, реальные цифры китайской миграции колеблются от 400,000 человек до 1 млн. Китайские мигранты проживают в Хабаровском крае (3,898), Москве (3,222), Приморском крае (2,857), Красноярском крае (2,436), Новосибирской области (1,926), Свердловской области (1,772), Санкт-Петербурге (1,578), Иркутской области (1,118), Амурской области (672) и других российских городах и населенных пунктах. Туристы из Китая заново открывают для себя северного соседа, а китайский бизнес проникает в различные сферы российской экономики. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о численности китайской миграции и ее роли для России.

Пик трудовой миграции из Китая в Россию пришелся на 2007-2009 годы – тогда граждане «Срединного государства» составляли 11-13% (281,700 в 2008 году и 269,900 в 2009году) от общего числа трудящихся в рамках квот на территории России. В 2012 году доля китайских рабочих на российском рынке труда сократилась до 6% (или порядка 59,000 человек) от общего числа иностранных рабочих. В 2015 году для трудовых мигрантов из Китая была установлена квота для доступа на национальный рынок труда России в 80,662 чел. Это самая большая квота для российского рынка труда, допускающая граждан иностранных государств, въезжающих на территорию РФ в визовом порядке . Для сравнения: квоты на работу, выделенные правительством РФ в 2015 году, предусматривают, что на территории РФ могут трудиться 54,730 граждан Турции, 47,364 граждан КНДР; 3,012 граждан Индии и лишь 800 граждан Германии. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с миллионным потоком трудовых мигрантов , въезжающих на территорию РФ из стран Центральной Азии в безвизовом порядке.

Важно признать, что трудовая миграция из Китая в Россию носит скрытый от статистического наблюдения характер и проходит под прикрытием бизнес-миграции и миграции в целях туризма. Но и анализ подобных данных не дает никаких оснований утверждать, что существует продуманная миграционная экспансия Китая на территорию России.

Граждане Китая занимают лишь третью строчку, после поляков и финнов, в общем списке иностранцев, въезжающих в Россию в визовом порядке. По данным пограничной службы РФ , среди 32,421,490 граждан иностранных государств, въехавших в 2014 году на территорию РФ в визовом порядке , лишь 1,125,098 – граждане Китая. При этом 303,353 из них въехало на территорию РФ в целях бизнеса и ведения трудовой деятельности (295,203 в 2013 году), а 409,817 (372,314 в 2013 году) в качестве туристов.

Еще большему преувеличению обычно подвергается количество граждан Китая, заинтересованных в получении российского гражданства. По данным переписи 2010 года, среди проживающих на территории России граждан лишь 28,943 считают себя китайцами. Для сравнения, по переписи населения 1897 года на территории Российской империи было зарегистрировано 57,459 китайцев (47,431 мужчина и 10,028 женщин); 42,823 из которых (74,5 %) проживали на территории Дальнего Востока и Приморья. Сегодня 99% китайских респондентов, опрошенных в европейской части России, и 89% среди проживающих на территории Дальнего Востока, не хотят получать российское гражданство.

Большинство исследователей сходится во мнении, что китайцы стремятся «жить в Китае, делая бизнес в России». А это абсолютно иная траектория миграционных потоков. Прекрасный тому пример – всколыхнувшая российские медиа информация о соглашениях между правительством Забайкальского края и китайскими компаниями о передаче в аренду на 49 лет участков российской земли для их освоения и обработки, и последовавшая реакция местного населения . Три провинции КНР, граничащие с российской территорией – Хэйлунцзян, Гирин и провинция Нэй-Мэнгу (Внутренняя Монголия) – сегодня в совокупности имеют порядка 100 млн жителей, в то время как в Дальневосточном федеральном округе проживает лишь 6,2 млн человек, а в Сибирском федеральном округе (куда входит Забайкальский край) – 19,3 млн.

Вот и получается, что страх россиян перед миграцией из Китая связан с его «демографической» мощью, ведь 1.364 млрд. китайцев, проживающих на 9.6 млн км2, и 143.8 млн россиян, расселенных на 17.1. млн км2 – трудно сопоставимые величины. Помимо этого, сейчас России не под силу сопротивляться и экономической мощи Китая – первой экономики мира по совокупной покупательной способности всего населения страны, и второй – по производимому валовому продукту ($ 10,360 млрд.).

История завершила свой круг. Современная Россия (равно как и ее предшественница – имперская Россия) испытывает иррациональный страх перед «наплывом желтой расы» из-за недоверия к администрации на местах, которая рассматривает китайских «пришельцев» как дополнительный доход государственной казны и источник личного обогащения. Сюда же примешивается и страх «нового пересмотра истории» под давлением нарастающей экономической мощи «Срединного государства». Как-никак последнее переименование более 500 населенных пунктов с китайского на русский в Приамурье и на Дальнем Востоке было произведено лишь в 1972 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Однако все эти жизненные обстоятельства имеют мало общего с реальностью миграционных потоков из Китая в Россию.

Начавшаяся в 1992 году массовая эмиграция из Китая в целом была выгодна государству: она превратилась в средство модернизации страны, так как её итогом стал приток финансов и новых технологий, а также возможность организовать обмен специалистами из разных областей, которая впоследствии превращается в «утечку мозгов».

В эмиграционной политике КНР можно выделить следующие направления:

    постепенная либерализация правил выезда;

    организация экспорта рабочей силы по контрактам;

    борьба с нелегальной эмиграцией;

    воздействие на «утечку мозгов» в сочетании с работой по возвращению их на родину.

Специалисты КНР подчеркивают, что китайская эмиграция является закономерным явлением, независимо от размеров. Оно обладает бесспорным правом на существование и играет конструктивную роль в жизни международного сообщества.

Важно отметить, что наиболее важной частью стратегии развития Китая становится создание идеологической опоры, нацеленность на стабильность. Провозглашается политика, направленная на возрождение китайской нации, а также на укрепление взаимопонимания и дружбы между китайским народом и народами всего мира.

Неотъемлемой частью политики Пекина является сплочение китайской общины, укрепление связей с китайским зарубежьем. Правительство добивается того, чтобы эмигранты ощущали постоянную связь со своей родиной, гордились возвышением Китая и стремились к дальнейшему его процветанию. Руководители государства присутствуют на посвященных общине мероприятиях, а при выездах за границу включают в программы своих визитов встречи с представителями землячеств. Этот факт показывает, что политика КНР в отношении китайских мигрантов в России базируется на тех же принципах, что и в других странах.

Альтернативные меры совершенствования миграционной политики России.

В современной публицистике по вопросам миграционной политики России существует множество подходов к решению её проблем.

Некоторые из них были представлены ранее.

Товарищ предлагает следующий вариант развития – наиболее сложный с точки зрения применения на практике – управление миграционным процессом. Он считает, что нужно необходимо понимать неизбежность внешней миграции, более того осознавать вклад в развитие региона. Для этого нужно всяческими способами готовить общество, формировать общественное мнение, а также создавать соответствующую законодательную и институциональную базу. Стратегия включает в себя:

    Тщательный и постоянный мониторинг процесса;

    поощрение расширения миграционных потоков, использование максимально большого числа источников иностранной рабочей силы, создание конкуренции на рынке;

    создание комплексной системы социокультурной адаптации, а иногда ассимиляции мигрантов и их детей;

    создание гибкой законодательной базы (прежде всего, миграционного законодательства);

    эффективная государственная защита гражданских прав гастарбайтеров;

    борьба с нарушителями российского законодательства;

    создание правовых и административных условий для жизни и работы временных и сезонных иммигрантов.

Автор подхода отмечает, что осуществление перечисленных мер требует колоссального труда, каждодневной работы. Однако, по его мнению, эта работа необходима для налаженного функционирования экономического механизма и развития региона в целом.

Подводя итог, отмечу, что в миграционной политике России и Китая 1990-х гг. некоторым образом отличаются методы регулирования процессов. В России правительство делает больший упор на разработку федеральных программ, которые не всегда приводят к планируемым результатам. Власти Китая же делают ставку на идеологическую составляющую: их усилия направлены на формирование национального самосознания китайских эмигрантов, а также на сплочение китайской общины в принимающем государстве.

Так или иначе, власти обоих государств изо всех сил стараются решить обоюдные проблемы в проявлении противозаконной деятельности китайских мигрантов, «утечки мозгов», адаптации мигрантов в российском жизненном пространстве.

1 Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. – М.,; Восточная книга, 2009. С.

2 www.immigration.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/expert-2/migrant

3 Шереметьева Е.В. Миграционная политика России в условиях глобализации: автореф. дис.... д-ра соц. наук. / Е.В. Шереметьева. – М., 2005. С. 5.

5 Шлычкова Т. Особенности разработки миграционных программ // Миграция. – М., 1997. - №1. – С.14

6 «Социальная защита» / Миграция в документах, № 11.

7 Титова Т. Миграционная политика Российской Федерации: подходы к правовому регулированию // http://www.materik.ru.

Заключение

Исследуемый период 1990-х гг. представляет собой один из самых насыщенных сюжетов в истории китайской миграции в Россию. Именно в это время наблюдается небывалое увеличение миграционного потока в Россию, китайского в большей мере. Этот подъём обусловлен рядом предпосылок, наиболее значимые из которых:

    улучшение межгосударственных отношений РФ и КНР в начале 1990-х гг.;

    демографический кризис во многих регионах России (особенно да Дальнем Востоке), и, как следствие, нехватка рабочих кадров;

    резкое увеличение количества безработных в китайских городских окраинах;

    подъём туризма в Китае (введение безвизового туристического обмена, свободная выдача паспортов);

    большие надежды китайских предпринимателей на быстрое обогащение в России.

Наиболее точным ответов в вопросе о численности китайской общины является следующий: оценка в 400-500 тыс. человек, включающие в себя и нелегальную часть. Квазидиаспору 1 составляют представители различных социальных слоёв китайского населения. В первую очередь её представляют мелкие и средние коммерсанты, рабочие и студенты. Китайские предприниматели занимают особое положение среди других иностранных граждан на российском рынке. Главными препятствиями, возникающими у них на пути, становятся вымогательство и взяточничество, высокие налоги и большой экономический риск. Сюда же можно прибавить частые проявления мигрантофобии со стороны российского населения.

Что касается адаптации китайских мигрантов в России, то большинство опрошенных россиян выражают беспокойство по поводу преобладания китайского влияния на Дальнем Востоке, которое в будущем может проявиться в масштабах «демографической экспансии». На отношение к мигрантам из КНР сказывается распространенная в обществе ксенофобия. Вместе с тем среди россиян к мигрантам наблюдается очень важный потенциал – растущее осознание полезности труда мигрантов, готовность принимать временных рабочих при условии регулировании их деятельности.

Больным вопросом в рамках темы китайской миграции оказывается нарушение мигрантами российского правопорядка. Власти двух стран тесно сотрудничают друг с другом в этом вопросе и ведут активную борьбу с трансграничной преступностью, такой, как нелегальное пересечение границы, контрабанда, наркотрафик и др. Благодаря их совместной работе к концу 1990-х гг. незаконный въезд в Россию был практически прекращён.

Но вместе с тем имела место «серая растаможка» - полулегальный ввоз груза при содействии российских брокерских компаний, наносящий серьёзный ущерб

государству. Правительство КНР, как и РФ выступает против «серых» схем растаможки. Это касается и других не менее распространенных видов нарушений закона, совершаемых китайскими мигрантами. Во-первых, это нарушение правил пребывания и занятий трудовой деятельностью; во-вторых, незаконная хозяйственная деятельность: нелегальное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, браконьерство и т.д. Примечательно то, что правительство КНР настойчиво рекомендует своим предпринимателям соблюдать все российские законы. Но надо признать, что это, прежде всего, входит в компетенцию российских властей, и соблюдение мигрантами наших законов возможно только при улучшении системы управления обществом.

Как отмечает В.Г. Гельбрас 2 , китайская миграция породила в России треугольник противоречий. С одной стороны, она стала источником развития «серо-черных» схем транзитных операций, контрабанды других незаконных действий подобного характера. Она способствовала развитию промышленного шпионажа. Соответственно, эти явления породили к обществе реакцию недоверия к китайцам, стали предпосылкой к появлению в СМИ идеи «желтой опасности». С другой стороны, сами китайские мигранты часто становятся объектом посягательств на их честь, собственность со стороны и должностных лиц, и националистов. Мигранты нуждаются в защите со стороны российских властей, а часто – в полном покровительстве с их стороны. И наконец, китайцы могут сыграть огромную роль в преодолении демографических проблем России, в подъеме экономики страны и в решении многих социальных проблем. Массовая миграция из страны полезна государству, поэтому правительство проводит политику постепенной либерализации выезда за рубеж. Китайские ученые оценивают наращивание китайской миграции «вовне» в 1990-е гг. как закономерное явление, имеющее право на существование.

Известный российский китаевед и дипломат С.Н. Гончаров совершенно справедливо заявляет: «Главный вывод заключается в следующем: появление китайской общины в России – свершившийся факт, реальность нашей жизни. Мы сможем сделать подобное сожительство интересным и полезным для себя, и для китайцев только в случае, если будем вести себя реалистично…» 3 .

Проблема китайской миграции требует большого внимания со стороны государства, которое способно регулировать ее течение и предвидеть ее последствия. Именно налаженный механизм регулирования внутренних процессов российского общества является необходимым условием развития дружеских отношений с КНР.

1 Квазидиаспора (по А.Г. Ларину) – характерное название китайской общины, отражающее специфику её организации.

2 Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. – М.; Муравей, 2004. – С.172.

3 Гончаров С.Н. О Китае средневековом и современном: Записки разных лет. – Новосибирск, 2006. С.356.

Лидирующий по численности населения Китай становится все более привлекательной целью для иностранных мигрантов. Если прежде китайцы ехали в поисках лучшей жизни в США и Россию, в страны Юго-Восточной Азии и Латинскую Америку, то теперь выходцы из других стран едут в Китай. И это вполне понятно: китайская экономика является одной из сильнейших в мире, большим потенциалом обладает Китай и в сфере образования, науки и культуры. При всей неравномерности распределения населения в самом Китае, крупные города КНР, расположенные на востоке страны, сталкиваются не только с притоком переселенцев из отсталых внутренних районов страны, но и с ростом численности иностранцев.

Стать гражданином Китая очень сложно - для этого надо внести большой вклад в развитие экономики, науки или культуры Китая. Да и нет смысла получать китайский паспорт тем, кто хочет сохранять максимальную свободу передвижения. Китайскому гражданину из Китая выехать куда сложнее, чем иностранцу въехать в Китай. В то же время, в Китае созданы достаточно хорошие условия для привлечения иностранцев, будь то студенты и научные работники или бизнесмены и квалифицированные рабочие. Впрочем, теперь на улицах китайских городов хватает и привычных европейскому взору маргинальных мигрантов, которые заняты неквалифицированным трудом или вообще не работают, а перебиваются за счет каких-то сомнительных заработков.


В первой половине ХХ века одной из наиболее крупных групп иностранных мигрантов, переместившихся на территорию Китая, были наши соотечественники. Об русской эмиграции в Китае существует большое количество литературы - и научной, и художественной, и публицистической. Центрами русской эмиграции были Харбин и Шанхай. В Китае действовали всевозможные русские культурно-просветительские общества, политические организации и даже казачьи организации с воинской иерархией. К 1930 году в Китае насчитывалось 125 тыс. русских, 110 тысяч из которых проживали в Маньчжурии. Но к 1953 году численность русского населения в Китае сократилась до 23 тысяч человек. Большинство русских эмигрантов уехали в США, Австралию, Канаду, страны Латинской Америки. В 1954-1961 гг. была организована централизованная репатриация русского населения Маньчжурии в Советский Союз. На родину только из Харбина и ближайших районов вернулись около 20 тыс. русских. Проведенная в 1982 г. перепись показала, что в КНР осталось на тот момент 2933 русских.

В последние годы наблюдается новый всплеск русской эмиграции в Китай. Прежде всего, в Китай едут студенты, бизнесмены и квалифицированные специалисты. Несмотря на то, что в Китае практически невозможно получить китайское гражданство, в стране очень дешевое по российским меркам жилье. Тоже самое можно сказать и о продуктах питания, о многих бытовых услугах населению. Это притягивает россиян, особенно жителей Дальнего Востока. Среди них много пенсионеров, для которых жить в Китае, как ни странно, дешевле, чем на родине. Пенсионеров привлекает и возможность получения в Китае квалифицированной медицинской помощи, которая также обходится дешевле, чем в коммерческих клиниках в России. Ее одна категория - русские супруги китайских граждан. Как правило, это женщины, вышедшие замуж за граждан КНР.

Кроме того, развивающаяся китайская экономика испытывает нужду в квалифицированных специалистах самого разного профиля, а платить им готовы хорошо - нередко значительно больше, чем они могли бы получать на родине. Разумеется, речь идет о реальных специалистах - программистах, инженерах, преподавателях. Главное, что требуется - знание английского языка и, желательно, основ китайского языка для бытовой коммуникации. Не случайно во многих городах России открываются курсы китайского языка, а специалисты с его знанием широко востребованы во многих фирмах.
Интересно, что поглощая квалифицированные кадры, Китай не прекращает поставлять в Россию собственных мигрантов - как правило, это люди без образования и квалификации, работающие в сфере торговли, сельского хозяйства или тяжелого физического труда. Интересно, что в Китае они оказываются невостребованными по причине отсутствия квалификации, но в России вполне могут прилично устроиться, а если говорить о торговцах - то и разбогатеть.

Еще одной крупной группой мигрантов из бывшего Советского Союза являются выходцы из республик Средней Азии. Начнем с того, что в Китае проживают свои узбеки, киргизы, казахи и таджики, поэтому выходцам из республик Средней Азии в некоторой степени даже проще адаптироваться к жизни в Китае. Другое дело, что речь идет, в первую очередь, о представителях образованной части населения среднеазиатских республик, «детях элиты» и бизнесменах. Неквалифицированных рабочих в Китае хватает и своих, поэтому в приезжих дворниках и строительных чернорабочих нет необходимости. Но это не означает, что среднеазиаты самого разного пола и возраста не едут в КНР. Многие из них давно приноровились работать «челноками», перевозя из Китая на рынки среднеазиатских республик дешевые товары. В Китай прибывает также большое количество приезжих из соседней Монголии, а также из Северной Кореи.

Развитие экономических и политических связей Китая со странами Африки, которое началось еще в 1960-е - 1970-е годы, привело к появлению в КНР диаспор выходцев из африканских государств. Сегодня уже никого не удивят африканцы на улицах Шанхая или Гуанчжоу, как и китайцы - инженеры или рабочие на промышленных объектах в странах Африканского континента. Китай получил доступ к ценнейшим природным ресурсам во многих странах Африки, а взамен выделил африканским правительствам и компаниям внушительные кредиты и списал долги беднейшим африканским странам. Сегодня в Африку едут работать китайские строители и специалисты в различных отраслях промышленности, а в Китай в массовом порядке въезжают граждане африканских государств.

Первоначально выходцы из африканских стран были представлены в Китае, в первую очередь, студентами, получавшими образование в китайских вузах. Затем потянулись предприниматели, а потом и люди без определенных занятий. Большинство африканцев находятся в Китае временно - среди них много «челноков», которые приезжают за товаром и уезжают обратно в Африку. Для африканских предпринимателей Китай - неимоверный кладезь дешевых товаров, которые можно увезти на родину и там продать втридорога.

Наиболее «африканский» город Китая - Гуанчжоу, благо он расположен на юге страны, где климат значительно мягче, чем на севере. Африканская диаспора в Гуанчжоу насчитывает не менее 300 тысяч человек, причем каждый год численность диаспоры увеличивается еще на 30 % - за счет вновь прибывающих мигрантов. Районы компактного проживания африканцев в Гуанчжоу называют «Шоколадным городом», а сами африканцы чувствуют себя в этом южнокитайском торговом городе весьма вольготно. Иногда они даже теряют чувство реальности и начинают вести себя в Китае совсем не как в гостях. Так, в июне 2012 г. в Гуанчжоу африканцы организовали массовые беспорядки. Поводом к ним стала смерть в полицейском участке задержанного выходца из Нигерии. Естественно, что столь дерзкое поведение мигрантской молодежи отнюдь не способствовало укреплению доверия китайцев к приезжим из Африки. Многие коренные жители относятся к африканским мигрантам с определенной опаской, и такое отношение подкрепляется многочисленными слухами о повышенной криминализованности африканских диаспор.

Хотя среди приезжих африканцев много и студентов, и предпринимателей, занимающихся честным бизнесом, впечатление о нравах диаспоры складывается при взгляде на ее наиболее заметную часть - а это, как правило, уличные торговцы и бездельники, бросающиеся в глаза своим шумным поведением. Среди африканцев в Гуанчжоу много и нелегальных мигрантов, у которых давно просрочены документы, но из страха перед полицией они предпочитают не менять их. Нелегальные мигранты пополняют ряды маргинальных и полукриминальных слоев, среди них много проституток и наркоторговцев, что также не может приветствоваться местным населением. В то же время, многие гости из Африки подчеркивают, что никогда не сталкивались с негативным отношением со стороны китайцев. Жители Китая вообще очень приветливы по отношению к иностранцам - но до тех пор, пока иностранцы не переходят неких границ и не начинают напрягать китайцев своим поведением.

Африканцы воспринимаются китайцами по аналогии с собственными китайскими мигрантами из деревень - как несовременные и плохо образованные люди, к тому же не стремящиеся учить китайский язык. Будем справедливы - большинство «китайских африканцев» сами виноваты в своем положении. Добиться относительного успеха, прежде всего в качестве предпринимателей, удалось лишь не более, чем 10-15% африканской диаспоры. Остальные африканцы заняты неквалифицированным трудом, работая, как правило, на своих же земляков. Они живут замкнуто, образуя африканские анклавы. Приезжие не любят вне деловых контактов общаться с китайцами, хотя есть и афро-китайские браки. Нежелание интегрироваться в принимающее общество приводит к многочисленным конфликтным ситуациям между приезжими и местными жителями, к несчастным случаям во время бегства от полицейских.

Достаточно многочисленны в Китае группы мигрантов из стран Южной и Юго-Восточной Азии - индийцы, бангладешцы, вьетнамцы, тайцы, камбоджийцы. Но если выходцы из стран Юго-Восточной Азии близки по менталитету и не сильно бросаются в глаза, то индийцы и бангладешцы привлекают внимание, как и африканские мигранты. Выходцы из Индии и Бангладеш приезжают в Китай работать на фабриках и в сельском хозяйстве. Если раньше дешевой рабочей силой считались сами китайцы - рабочие и крестьяне, то оказалось, что индийцы и бангладешцы вообще готовы работать практически бесплатно - только бы кормили. Сейчас даже малообеспеченные китайские крестьянские семьи в южных провинциях нанимают работников из числа индийских и бангладешских мигрантов, что говорить о предприятиях, которые также весьма рады даровой рабочей силе из Южной Азии.

Не рады в Китае выходцам из стран Арабского Востока - с началом дестабилизации политической обстановки в странах Северной Африки и Месопотамии, даже в Поднебесную добрались египетские, ливийские, сирийские и иракские мигранты, которые предпочитают называть себя «беженцами». В отличие от выходцев из стран Южной Азии, арабские мигранты не собираются работать за копейки на фабриках или в сельском хозяйстве, а предпочитают заниматься торговлей. Некоторые из них, особенно молодежь, ищут заработки в полукриминальной сфере, которая примерно такая же, как и в Европе - наркоторговля, организация притонов для занятий проституцией. Хотя, конечно, есть среди приезжих из ближневосточных стран и специалисты, которые просто были вынуждены покинуть свои страны, спасаясь от войн и массовых беспорядков.

Китай относится к мигрантам из арабских стран особенно серьезно. Дело в том, что в Китае очень остро стоит проблема уйгурского сепаратизма. Уйгуры - крупный тюркоязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, - населяют Восточный Туркестан, который ныне называется Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Сторонники национальной независимости Восточного Туркестана апеллируют к многовековым традициям уйгурской государственности, культурным и религиозным отличиям уйгур и других мусульман СУАР от остального населения Китая. В свою очередь, религиозно-фундаменталистские фонды и организации из Турции и арабских стран рассматривают уйгурское население Китая как плодородную почву для пропаганды своих идей. Поэтому китайские власти и обеспокоены, что под видом студентов или торговцев в страну могут проникать эмиссары радикальных организаций из стран Ближнего Востока.

Как и в странах Европы, в Китае периодически полиция совершает рейды по местам работы и проживания нелегальных мигрантов. Только китайские полицейские действуют куда более жестко, чем их европейские коллеги. В среднем в год китайские правоохранительные органы депортируют из страны до 200 тысяч человек. Существует практика материального вознаграждения китайцев, которые сообщают полиции о местонахождении нелегальных мигрантов. Кроме того, власти КНР укрепляют пограничный контроль на границах с Северной Кореей и Вьетнамом, откуда также проникает большое количество нелегальных мигрантов. Но жесткие меры не становятся существенным препятствием на пути нелегальных иммигрантов - их количество также увеличивается с каждым годом.

В то же время, не стоит забывать и о том, что, борясь с нелегальной иммиграцией, китайские власти приветствуют иностранцев - инвесторов и квалифицированных специалистов, которые вносят весомый вклад в развитие китайской экономики. Политика ограничения рождаемости, на протяжении многих последних десятилетий реализуемая в Китае, в сочетании с ростом уровня жизни населения и продолжительности жизни, привела к старению населения страны. Особенно эта проблема затрагивает образованные слои населения, которые и являются основным поставщиком трудовых ресурсов для наукоемких отраслей промышленности. Поэтому привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов становится для Китая вполне оправданным.

миграция китайский производительный россиянин

Китайская миграция в Россию стала предметом возрастающего общественного интереса с середины 90-х годов прошлого века. Вопрос этот с самого начала оказался чрезвычайно «заряженным» и политически и эмоционально. Чрез рассказы и рассуждения о «китайском пришествии в Россию» выражались самые острые и противоречивые взгляды отечественных и зарубежных авторов на исторические перспективы нашей страны в связи с грядущим развитием ее отношений с Китаем, на реальность «желтой опасности» и «демографической экспансии» со стороны восточного соседа, на необходимость для России наконец-то осуществить «неизбежный выбор» между западничеством и евразийством.

Попытаемся осветить взгляды некоторых россиян и китайцев по этой проблеме.

Официальная позиция российского руководства по отношению к феномену китайской миграции выглядит в настоящее время следующей. Исходя из интересов укрепления российско-китайских отношений, Кремль предпочитает не выделять проблему китайских мигрантов и не поддерживать страсти вокруг нее, периодически вспыхивающие в российских СМИ. В то же время в ходе контактов с высшим китайским руководством российская сторона в корректной форме регулярно доводила до сведения Пекина свою озабоченность по данному вопросу и выражала готовность к нахождению здесь взаимоприемлемых решений.

В.Г. Гельбрас (Институт стран Азии и Африки при МГУ) полагает, что китайским мигрантам надо предложить «человеческие условия существования» и в то же время не допустить формирования в России территориальных анклавов с китайским этническим большинством.

А.Г. Ларин (Институт Дальнего Востока Российской Академии наук, Москва) оценивает проблему китайских мигрантов в современной России как феномена, значение которого будет «каждым годом возрастать».

По мнению В.Л. Ларина, регулярно критикующего Москву, т.е. федеральный центр, за отсутствие четко политики по отношению и к Дальнему Востоку, и к Китаю, проблема китайской миграции превращена некоторыми политиками в «способ отвлечения населения от поиска истинных виновников критического состояния экономики на Дальнем Востоке».

Ж.А. Зайончковская (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) считает иммиграцию китайцев в Россию одним из наиболее естественных путей, позволяющих хотя бы частично компенсировать растущую депопуляцию в стране (ООН прогнозирует сокращение численности населения России с нынешних 145 млн. человек до 138 млн. к 2025 г., и это самый оптимистический прогноз из всех имеющихся). По мнению Ж.А. Зайончковской, к середине ХХI века численность китайцев в России может достичь 7-10 млн. человек, и они в этом случае превратятся во вторую по численности нацию нашей страны после русских.

Некоторые российские политологи рассматривают китайскую миграцию, особенно в перспективе, как прямую угрозу национальным интересам и самой территориальной целостности. Российский фактор, ведущий к изменению мирового баланса сил в пользу Китая.

Оценивая тенденции и перспективы миграционного процессов на Дальнем Востоке, президент В.В. Путин во время пребывания в Благовещенске, сделал многозначительное заявление: «Если в ближайшее время не предпримем реальных усилий по развитию Дальнего Востока, то русское население через несколько десятилетий будет в основном говорить на японском, китайском и корейском языках».

Российский исследователь П.Я. Бакланов полагает, что «в целом, рубеж безопасной миграции находится в интервале до 5 млн. человек… Если общий объем мигрантов превышает численность постоянного населения приграничного района, то, возможно, изменение статуса этого коренного населения и резкое возрастание этнической общности населения по обе стороны границы».

Известный предприниматель Б. Березовский в своем «Манифесте российского либерализма» использует идеи профессора Ракитского: «Конечно, рано или поздно Сибирь будет заполнена китайцами! Вопрос не в этом, а в том, будут ли они россиянами или нет. Это зависит от нас. Если китайцам в России жить будет лучше, чем в Китае, - ничего страшного. Просто у нас в армии будут служить российские граждане китайской национальности».

Концепция профессора Л.Л. Рыбаковского (институт социально-политических исследований РАН) предусматривает максимальную мобилизацию такого миграционного потенциала, который, возрождая экономическую жизнь на Дальнем Востоке, одновременно обладал бы лояльным отношением к российскому государству.

Александр Храмчихин полагает, что масштабы китайской миграции в Россию нынешним эсхатологическим российским сознанием сильно преувеличены. Что, впрочем, и неудивительно - отношение к китайцам как к угрозе характерно вообще для всего христианского мира, а в России оно усиливается и многочисленными субъективными факторами. Однако следует все-таки смотреть правде в глаза - их на данный момент в нашей стране не миллионы, а несколько сот тысяч. Причем большая часть их проживает не на Дальнем Востоке, а в Москве - кто не верит, пусть съездит на Черкизовский рынок (это который «новый АСТ»). А кто не был там, поверьте на слово - рядом с нами, в рамках Москвы существует огромный отдельный город, официальными языками общения которого являются китайский и азербайджанский, население которого превышает население среднего российского города в несколько раз и который снабжает и Россию, и страны СНГ практически всеми товарами народного (в прямом смысле слова) потребления.

Президент Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян Цюй Вэй на одной из совместных двусторонних конференций, выражая готовность направить на Дальний Восток практически неограниченное количество китайских рабочих, утверждал: «Россия нуждается не в десятках или сотнях тысяч, а в миллионах китайских рабочих рук в интересах развития своей экономики. Предлагается, чтобы российское правительство поставило на повестку дня вопрос о принятии политики, поощряющей приезд китайской рабочей силы в Россию, создавало у общественности доброжелательное отношение к появлению китайской рабочей силы на российском рынке».

«Измайловский босс» Вэнь Цзиньхуа, например, весьма хладнокровно и трезво анализирует причины распространения в России страхов по поводу «китайской демографической экспансии» и «желтой опасности». Вэнь прежде всего достаточно обосновано опровергает панические сведения о «миллионах китайцев», якобы уже заполонивших российский Дальний Восток. Он подчеркивает, что Россия исторически никогда не была страной эмигрантов, а многие приграничные с Китаем области в последние десятилетия вообще были закрыты для иностранцев. Появление там хотя бы какого-то количества китайцев не могло не вызвать обеспокоенности психологически не готовых к этому местных жителей. Дело усугубляется тем, что за китайцами стоит быстро развивающееся сопредельное государство, а сама Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена. Вэнь Цзиньхуа призывает соотечественников принять во внимание все эти обстоятельства, личным примером убеждать россиян в возможности и полезности налаживания дружеских связей с обитающими в России китайцами. Вообще, многие «пишущие» представители китайской диаспоры подчеркивают, что в значительной степени российские китайцы должны винить себя самих за не самое благоприятное впечатление, которое подчас складывается у местных жителей от общения с ними.

Самый главный вывод, который можно сделать уже сейчас, заключается в следующем: появление китайской общины в России - свершившийся факт, реальность нашей жизни.

Между тем, китайская миграция - фактор слишком важный в экономическом и политическом смысле для России, чтобы его можно было отдавать на откуп частным интересам, будь то интересы крупных корпораций, или чиновников любого ранга, или мафиозно-предпринимательских структур, связанных теневыми отношениями с китайскими коммерсантами. С каждым годом значение этого фактора будет только возрастать. Проблема китайской миграции требует постоянного пристального внимания со стороны государства, которое было бы в состоянии доброжелательно и вместе с тем твердо направлять ее деятельность в русло, отвечающее целям возрождения России. Которое, в свою очередь, есть необходимое условие стабильного развития наших отношений с КНР в духе дружбы и добрососедства.

В процессах саморазвития и совместного уважения две великие соседние державы продолжают путь творческого поиска, глубже познают себя и друг друга. Как свидетельствует восточная мудрость - «Дорогу осилит идущий».



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация