Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Техническое регулирование пожарной безопасности промышленных предприятий дешевых юрий иванович

Главная / Бизнес

13.05.2009

"Декларирование пожарной безопасности" - интервью директора департамента МЧС компании Гарант 24.04.2009

24 апреля 2009 года в 11-00 в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью директора Департамента надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Дешевых Юрия Ивановича.

Дешевых Юрий Иванович
о декларирование пожарной безопасности
Тема: "Декларирование пожарной безопасности"

1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Новый Технический регламент создает абсолютно новый принцип обеспечения пожарной безопасности в России - декларирование пожарной безопасности.

Принцип декларирования пожарной безопасности давно применяется в международной практике. Он означает, что, подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта, избегая каких-либо согласований с органами, ответственными за пожарную охрану, должен определять, какие требования необходимо выполнить на подведомственном объекте, т. е. подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации.

Декларация включает в себя перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнять. Всю необходимую информацию, причем в максимально компактном виде, предприниматель получит из так называемых сводов правил. Именно они заменят все действовавшие ранее документы. Требования сводов правил, разбитых на четыре группы, будут касаться эвакуации людей при пожаре, предотвращения возникновения пожара, ограничения распространения пожара и создания условий для тушения пожара и проведения спасательных работ.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить, как собственник сможет задекларировать пожарную безопасность своего объекта, кем составляется пожарная декларация и каковы сроки ее подачи, каковы форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, каков перечень требований для конкретного объекта защиты и проч. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит директор Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Дешевых Юрий Иванович.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Дешевых Юрия Ивановича, директора Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Тема сегодняшнего интервью: "Декларирование пожарной безопасности".

Мы разбили вопросы на блоки для удобства в соответствии с их тематикой. И первый блок…

Ведущая: Юрий Иванович, какие цели преследует декларирование требований пожарной безопасности и в чем его актуальность? Какие вам видятся плюсы и минусы данного нововведения?

Дешевых Ю.И.:
Здравствуйте, уважаемые пользователи интернета. С 1 мая текущего года вступает в силу Федеральный закон "Технический регламент о требования пожарной безопасности". Этот документ устанавливает исчерпывающий перечень обязательных для выполнения требований пожарной безопасности. Ранее требования пожарной безопасности регламентировались более 2000 различных документов, содержащих в общей сложности более 150 тысяч требований пожарной безопасности. И вот все эти требования необходимо было выполнять, эксплуатируя тот или иной объект, производя ту или иную продукцию. На сегодняшний день все обязательные для исполнения требования пожарной безопасности изложены в 151-й статье "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". В целом же эту сферу теперь регламентируют данный федеральный закон, а также рекомендательных 12 сводов правил и около 90 национальных стандартов. При этом собственнику совсем не обязательно изучать все эти документы. Достаточно ознакомиться и выполнять те требования, которые касаются непосредственно его объекта. Требования пожарной безопасности нужны для того, чтобы обеспечить защиту жизни и здоровья наших граждан, имущества, как государственного и муниципального, так и частного.

В чем принципиальное отличие Технического регламента от ранее действующих нормативных документов? Технический регламент дает возможность собственнику выбрать вариант противопожарной защиты своего имущества. Тем самым реализуется его конституционное право рисковать имуществом, но при этом не должен быть нанесен ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Какие существуют плюсы и минусы этого документа? Начну с плюсов. Прежде всего, для чего нужно декларирование? Собственник объекта, или лицо, уполномоченное на управление этим объектом должны подготовить декларацию, в которую включить те требования пожарной безопасности, которые будут соблюдаться на данном объекте. Т.е. перед тем, как эксплуатировать объект, собственник должен подготовиться. Ведь водитель автомашины, перед тем, как сесть за руль, проходит обучение. Также и здесь: чтобы эксплуатировать объект, надо знать требования пожарной безопасности, которые установлены для этого объекта. Требования существуют не только ради требований, требования существуют для того, чтобы защитить от пожара имущество, но самое главное - жизнь, здоровье граждан. Так, руководитель школы, чтобы обеспечить безопасность детей в случае пожара, должен знать требования пожарной безопасности, установленные для этой школы. Он должен самостоятельно заполнить эти требования и изложить их в декларации, которая подается в орган государственного пожарного надзора в уведомительном порядке. Т.е. надо рассматривать декларирование, как подготовку собственника, подготовку соответствующих должностных лиц к безопасной эксплуатации того или иного объекта, того или иного предприятия.

Ведущая: Спасибо. Юрий Иванович. А какие требования к пожарной декларации устанавливает новый Технический регламент?

Дешевых Ю.И.:
Требования к декларации изложены в 64-й статье федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". МЧС России определяет порядок оформления декларации, подписан соответствующий Приказ. Этот приказ зарегистрирован в Минюсте, т.е. он является обязательным для исполнения. В нем изложена очень простая схема. Правда, в этом документе есть тонкость. Есть ряд исключительных, уникальных объектов, к которым предъявляются особые требования пожарной безопасности. И для того, чтобы подтвердить достаточность выполняемых на таком объекте противопожарных мероприятий, необходимо производить расчет пожарного риска. Это достаточно сложная процедура, она проводится по соответствующим методикам. Это не нововведение, такая практика в России существует с 1991 года. Есть два ГОСТа, которые регламентируют проведение такой работы. И мы считаем риски только для особо важных, уникальных объектов. Например, морские или ледостойкие стационарные платформы, объекты нефтегазового комплекса, объекты оборонного значения. По этим методикам оцениваются риски и определяется достаточность тех или иных превентивных мероприятий, чтобы обеспечить надежную противопожарную защиту данных объектов.

Ведущая: Спасибо. А теперь давайте поговорим немного о нормативной правовой базе, которая регулирует декларирование пожарной безопасности. Неоднократно говорилось о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов в области декларирования пожарной безопасности. И Технический регламент устанавливает требования к форме и порядку подачи декларации о требования пожарной безопасности. Каких еще изменений законодательства в этом вопросе стоит ожидать?

Дешевых Ю.И.:
В исполнение Технического регламента, как я уже сказал, в настоящее время уже принято 12 сводов правил и около 90 национальных стандартов. Они прошли установленную процедуру регистрации в Ростехрегулировании, поскольку эта процедура установлена Федеральным законом "О техническом регулировании". Своды правил опубликованы на сайте МЧС России. Кроме того, в статье 151-й Технического регламента сказано, что действуют и другие нормативные документы, которые ранее были приняты федеральными органами исполнительной власти и не противоречат Техническому регламенту. Т.е. можно пользоваться и теми документами, которые не противоречат данному федеральному закону и обеспечивают необходимую противопожарную защиту.

Ведущая: Уважаемый Юрий Иванович, 10 апреля Владимир Андреевич Пучков в одном из ответов сообщил, что разработаны две методики: методика расчета пожарного риска для производственных объектов и методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения. Где сейчас с ними можно ознакомиться и какова их судьба на данный момент?

Дешевых Ю.И.:
Да, действительно, такие методики разработаны. Они будут применяться для уникальных объектов. В настоящее время эти методики проходят установленную процедуру согласования в нашем Министерстве. Планируется, что эти методики будут утверждены до 1 мая текущего года. После чего они будут размещены на сайте МЧС для всеобщего пользования.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, какие нормативные документы в области пожарной безопасности, имеются в виду различные СНИПы, ГОСТы, будут иметь юридическую силу после вступления в законную силу федерального закона "Технический регламент о требования пожарной безопасности"? И будет ли опубликован на сайте МЧС перечень таких документов?

Дешевых Ю.И.:
Как я уже сказал, все обязательные для исполнения требования пожарной безопасности содержатся в Техническом регламенте, сводах правил и национальных стандартах. Кроме этого, я уже говорил, 151-я статья Технического регламента устанавливает, что применяются все нормативные документы, которые выпущены ранее в области обеспечения пожарной безопасности и не противоречат требованиям Технического регламента. Научно-исследовательский институт пожарной безопасности выпускает специальные диски, а также печатные сборники, их можно приобретать и пользоваться этими документами.

Ведущая: Юрий Иванович, обобщая все вышесказанное, после 1 мая 2009 года инспектор ГПН теперь имеет полное право обосновывать невыполнение требований пожарной безопасности какой-либо организацией уже исключительно статьями федерального закона?

Дешевых Ю.И.:
Исключительно статьями федерального закона. А собственник показывает, как он эти статьи соблюдает.

Ведущая: А какая-либо скидка будет делаться? Все-таки на реализацию требований техрегламента дан год?

Дешевых Ю.И.:
Да. Вопрос хороший. Сейчас все ждут вступления в силу Технического регламента, и думают, что что-то кардинально изменится. Технический регламент вобрал в себя все лучшее, что было у нас в области противопожарного нормирования до этого. Там нет каких-то кардинально новых требований. Требования, которые устанавливаются техническим регламентом, должны соответствовать состоянию экономики, состоянию развития общества, тем научно-техническим знаниям, которые мы имеем в области пожарной безопасности. Технический регламент вобрал в себя и все новое, но это новое не сиюминутно родилось, оно создавалось десятилетиями и уже апробировано в тех или иных документах, которые действовали ранее. Еще очень важный момент. Я возвращаю вас к 4-й статье Технического регламента, где сказано, что на ранее построенные здания и сооружения по старым нормам, требования технического регламента не распространяются. Они распространяются лишь в том случае, когда эксплуатация этих объектов приводит к недопустимому риску, возникновения пожара, риску гибели людей при пожаре. Теперь, кто устанавливает этот допустимый или недопустимый уровень риска? Прежде всего, с этим собственник должен определиться самостоятельно. И второй вопрос: если инспектор будет обследовать объект и увидит, что вот такие предпосылки имеются, то это будет рассматриваться в суде. Бремя доказательств того, что объект находится в пожароугрожающем состоянии, лежит на инспекторе. Это принципиально важный момент! Если раньше собственник доказывал, что он соблюдает требования пожарной безопасности, то теперь, с вступлением в силу Технического регламента, инспектор должен доказать, что на объекте не соблюдаются те или иные требования. Т.е. реализуется принцип добросовестности собственника.

Ведущая: Т.е. если собственник не согласен с выводами инспектора о том, что данный объект может причинить угрозу жизни или здоровью людей, то этот вопрос будет решаться в судебном порядке?

Дешевых Ю.И.:
Да. Процедура такая: инспектор обнаруживает несоответствие, т.е. то, что объект находится в пожароугрожающем состоянии, и передает материалы в суд. И уже суд вызывает собственника, и в судебном процессе это доказывается или опровергается. Тут очень важно, что инспектор государственного пожарного надзора не является участником судебного процесса. Участниками судебного процесса являются судья, прокурор и лицо, в отношении которого возбуждено административное дело.

Ведущая: Поговорим о пожарной декларации и о процедуре ее составления. Скажите, пожалуйста, может ли собственник самостоятельно составлять декларацию о требованиях пожарной безопасности? И есть ли какие-нибудь организации, которые профессионально специализируются на предоставлении данной услуги?

Дешевых Ю.И.:
Сейчас интернет пестрит такими объявлениями. Что касается малого и среднего бизнеса, то для таких объектов очень упрощенные требования пожарной безопасности. Поэтому составить декларацию без всяких проблем может непосредственно собственник объекта. При этом он изучит эти требования, что, безусловно, снизит число пожаров, происходящих от незнания собственниками элементарных требований пожарной безопасности. Например, автомастерские, организация мебельного производства, где производят различные окрасочные работы, клеят, при этом система вентиляции неисправна, образуется взрывоопасная концентрация, происходит вспышка паров. И поэтому смысл-то декларации: подготовить собственника к эксплуатации этого объекта. Да, для больших предприятий, для серьезных организаций, для нефтегазового комплекса, для объектов атомной энергии, конечно, составлением декларацции должны заниматься специалисты. А для малых предприятий действует настолько упрощенный порядок, что сам собственник в силах составить эту декларацию.

Ведущая: Вся проблема в том, что именно представители малого и среднего бизнеса опасаются за то, что они просто некомпетентны и не обладают всем тем объемом информации, которую требует от них Технический регламент, в частности, 1, 2, 3-й его разделы. Например, третий, определяет перечень федеральных законов о технических регламентах, нормативных документах пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объектах защиты. В общем-то, если бизнесмен не имеет никакого отношения к этому, то, в принципе, достаточно сложно их определить. И опять-таки все сводится к тому, что бизнесмены боятся, не станет ли данное нововведение просто очередной кабалой для них.

Дешевых Ю.И.:
Мы же только что с вами разобрали, что, наооброт, вводится упрощенный порядок. И потом, как эксплуатировать объект, не зная, какие требования к нему предъявляются? Эти требования не из космоса взяты. Эксплуатируя ту же авторемонтную мастерскую должны быть первичные средства пожаротушения? Должны быть свободные эвакуационные выходы? Должна быть в исправности система вентиляции? Должны быть системы, предотвращающие образование статического электричества? Должна быть система, предотвращающая искрообразование? Если предприниматель берется за ремонт автомобилей, значит, он должен знать эти требования. Иначе можно дойти до абсурда, когда человек возьмется за ремонт автомобиля, не зная с какой стороны двигатель. Еще раз повторю: декларация направлена на то, чтобы подготовить собственника к эксплуатации объекта, чтобы он знал требования пожарной безопасности.

Ведущая: Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", декларация о пожарной безопасности представляется не позднее года с момента вступления закона в силу в соответствии со статьей 64-й, пунктом 7-м. Какова ответственность, если вдруг этот срок нарушен, пропущен?

Дешевых Ю.И.:
Ответственность за несвоевременное предоставление декларации установлена Кодексом об административных правонарушениях. Определен административный штраф: для граждан - до 2000 рублей, для юридических лиц - до 20 тысяч.
Еще раз повторю, декларация предоставляется в органы Государственного пожарного надзора по месту нахождения объекта в уведомительном порядке. Не требуется стоять в очередях, - послали по почте или с нарочным, - мы приняли. Есть смысл рассмотреть возможность подачи декларации в электронном виде.

Ведущая: Обязан ли собственник разрабатывать новую декларацию пожарной безопасности в случае, если была осуществлена незначительная перепланировка здания, или же в уже существующую декларацию достаточно внести какие-то соответствующие уточнения? И необходима ли повторная регистрация данной декларации?

Дешевых Ю.И.:
В этом вопросе, по-моему, и ответ заложен. Конечно, если что-то произошло: изменение технологического процесса, функциональные изменения, необходимо в декларацию внести изменения. Если это незначительные изменения, то достаточно внести незначительные изменения и в декларацию. Если, предположим, раньше здесь была парикмахерская, а сейчас - авторемонтная мастерская то, согласитесь, требования пожарной безопасности разные, а потому требуется составление новой декларации.

Ведущая: А подразумевает ли проверка объекта проверку декларации?

Дешевых Ю.И.:
Да, безусловно. Декларация подается в уведомительном порядке. Мы ее приняли, зарегистрировали, она находится у нас в контрольно-наблюдательном деле по тому или иному объекту. Проверка декларации осуществляется при проведении планового мероприятия по контролю. Подходит срок (по новому закону установлено: проверка не чаще одного раза в три года), приходит инспектор и в процессе проверки выясняет полноту учета тех требований пожарной безопасности, которые изложены в декларации. Безусловно, проверяет наличие самой декларации и качество заполнения.

Ведущая: Достаточно объемный, проблемный вопрос от Огнева Виктора Сергеевича. В соответствии с Постановлением Правительства от 7 апреля 2009 года N304 независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Далее результаты проведения данной оценки оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска и направляются собственнику. Заключение это подписывается должностными лицами экспертной организацией, которая проводила эту оценку, утверждается руководителем этой организации и скрепляется печатью экспертной организации. В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет эту копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации, или в территориальный орган этого структурного подразделения, и при этом в соответствии с приказом МЧС N91, только декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений. А деятельность экспертной организации лишена какой-либо ответственности, так как она даже теоретически не может отвечать за состояние системы обеспечения пожарной безопасности на объекте после проведенной оценки. Т.е. возникает вопрос: нет никакого наличия антикоррупционного механизма, регулирующего действия экспертной организации, осуществляющей оценку пожарного риска. И, пожалуйста, разъясните, какие вообще существуют механизмы, которые позволяли бы нести ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений не только декларанту, но и собственно, экспертной организации.

Дешевых Ю.И.:
Достаточно подробный вопрос. Чувствуется, что документы, которые сейчас приняты Правительством РФ, МЧС России автор вопроса изучил с карандашом в руках. Мне кажется, здесь все гораздо проще. Первое: мы путаем два понятия: независимая оценка рисков и декларация пожарной безопасности. Я еще раз повторяю, декларацию заполняет собственник в течение года с момента вступления в силу Технического регламента или проектировщик, если объект строящийся. Пригласил ли он какого-то консультанта, пригласил какую-то организацию для того, чтобы помогли ему заполнить эту декларацию - это его частное дело.

Ведущая: Всегда хочется с кем-нибудь разделить ответственность, если вдруг возникнет такая необходимость.

Дешевых Ю.И.:
Поэтому, что касается декларации, мне кажется, здесь все понятно. Что касается независимой оценки риска: Да, действительно, 7 апреля принято постановление Правительства Российской Федерации, которое подразумевает, что собственник может выбрать порядок подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Тут в данном случае надо рассматривать два аспекта. Первый аспект - что объект соответствует требованиям пожарной безопасности в традиционном режиме, т.е. при проведении государственного пожарного надзора инспектор приходит и подтверждает, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности, если не соответствует, он дает соответствующее предписание на устранение несоответствий требованиям пожарной безопасности. Многим сейчас это не нравится, говорят, что это администрирование. Да, безусловно, это администрирование, это понуждение собственника выполнять требования пожарной безопасности. Потом периодичность проверок - не чаще одного раза в три года многих не устраивает, многие хотят гораздо чаще, чтобы их проверяли, и оказывали консультации для приведения объекта в надлежащее противопожарное состояние. Постановление Правительства и закон "О техническом регулировании" позволяют для этой цели привлечь независимую экспертную организацию. Эта экспертная организация должна пройти процедуру аккредитации в МЧС России, т.е. мы должны подтвердить компетентность этой организации выполнять работы по обеспечению пожарной безопасности, проводить консультирование по данным вопросам. Вот одно из требований к этой организации, которая будет проводить независимую оценку риска: наличие полиса страхования профессиональной ответственности. Т.е. он должен застраховать свою профессиональную ответственность, и в случае профессиональной ошибки страховая организация должна в пределах страхового полиса возместить убытки тому предприятию, в отношении которого независимый аудитор выполнил недобросовестно те или иные работы. Т.е. здесь работает финансовый страховой механизм регулирования ответственности. Поэтому, мне кажется, возникает очень хороший механизм, который дает право собственнику самостоятельно выбрать форму подтверждения соответствия своего объекта требованиям пожарной безопасности: не хочет он приглашать независимого аудитора, пожалуйста, тогда этот объект будет обслуживать государственный пожарный надзор, контролировать соблюдение требований пожарной безопасности. Хочет, чтобы объект проверялся чаще, - пусть приглашает независимых специалистов. Этот механизм полностью соответствует и международной практике. Сейчас в Министерстве готовится соответствующий приказ, который будет определять порядок аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков.

Ведущая: Вопрос у нас поступил от господина Гульдина. Поясните, пожалуйста, руководителям опасных производственных объектов, которые уже имеют декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов, их действия после вступления в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". Необходимо ли разрабатывать декларацию пожарной безопасности опасных производственных объектов, если основные требования данной декларации практически учтены в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов?

Дешевых Ю.И.:
Да, существует на самом деле две декларации, которые необходимо разрабатывать для опасного производственного объекта: это декларация промышленной безопасности и декларация пожарной безопасности. В чем смысл декларации пожарной безопасности - подготовить собственника к эксплуатации этого объекта. Т.е. определить какие требования он должен выполнять для того, чтобы объект был в пожарном отношении безопасен. Что касается декларации промышленной безопасности, там кардинально противоположный смысл. Он декларирует, что объект безопасен. Т.е. в декларации пожарной безопасности мы говорим, какие требования необходимо выполнить. А в декларации о промышленной безопасности, он должен написать, что эти требования выполнены. Одно без другого не бывает. Сначала мы должны определить, какие же требования должны быть, а потом продекларировать, что мы их выполнили. Т.е. логически декларации взаимоувязаны, здесь каких-либо противоречий я не вижу.

Ведущая: Ответ исчерпывающий, необходимы оба документа. Спасибо большое, Юрий Иванович, за интересные, подробные ответы!

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Техническое регулирование пожарной безопасности промышленных предприятий">

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дешевых Юрий Иванович. Техническое регулирование пожарной безопасности промышленных предприятий: автореферат дис. ... доктора технических наук: 05.26.03 / Дешевых Юрий Иванович; [Место защиты: ФГУ ВНИИПО МЧС России].- Москва, 2010.- 48 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-5/2969

Введение к работе

Актуальность работы

В настоящее время в связи со вступлением в силу в 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» существенным образом изменяется отечественная система нормирования, в том числе и в области пожарной безопасности. Согласно положениям указанного закона стандарты, нормы, правила, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до июля 2003 года, являются обязательными только до принятия соответствующих технических регламентов, после чего эти нормативные документы будут носить лишь рекомендательный характер. Обязательные для выполнения требования должны содержаться только в технических регламентах. Такая концепция значительным образом отличается от действовавшей в стране до вступления в действие Федерального закона «О техническом регулировании». Это влечет за собой существенные изменения подходов к нормированию в области пожарной безопасности, которые должны быть разработаны в ходе научных исследований.

Нормативное обеспечение пожарной безопасности включает в себя оценку уровня пожарной безопасности, сравнение этого уровня с заданными Федеральным законом значениями и разработку мероприятий по снижению этого уровня до требуемых значений. При этом наиболее трудной и ответственной является задача количественной оценки пожарной опасности объектов различного назначения, на основе решения которой могут быть разработаны адекватные и экономически целесообразные меры обеспечения пожарной безопасности.

В настоящее время в развитых странах реализуются два основных подхода к оценке пожарной безопасности промышленных объектов -детерминированный и вероятностный. При детерминированном подходе вероятность образования горючей среды и появления источника зажигания условно (с определенным запасом надежности) принимается равной единице. При этом в качестве расчетного принимается наиболее неблагоприятный вариант аварии или период нормальной работы технологического оборудования, при котором в пожаре (взрыве) принимает участие наибольшее количество веществ и материалов, наиболее опасных в отношении последствий пожара (взрыва), т.е. реализуется принцип максимальной проектной аварии.

К достоинствам детерминированного подхода следует отнести относительную простоту его использования, высокую степень завершенности и однозначность решения задачи обеспечения пожаровзрывоопасности объектов.

Недостатками детерминированного подхода являются:

жёсткость в определении расчетного варианта аварии, даже если вероятность максимальной проектной аварии очень мала, при этом применение некоторых защитных мероприятий может быть избыточным и

экономически неоправданным;

использование этого подхода не стимулирует предприятие повышать безопасность путем применения более надежного технологического оборудования (ведь согласно детерминированному подходу авария всё равно произойдёт).

Результаты оценки, проведенной с применением детерминированного подхода, дают определенный запас надежности, однако чрезмерная величина этого запаса может стать причиной нерациональных материальных затрат на обеспечение пожаровзрывобезопасности объекта.

Вероятностный подход по своей сути более совершенен, так как основан на более рациональном сопоставлении значений опасных факторов пожара (взрыва), уровня безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и затрат на обеспечение пожаровзрывобезопасности. Результаты оценки, проведенной с применением вероятностного подхода, характеризуются величинами риска.

Как отмечено выше, каждый из двух предложенных подходов - детерминированный и вероятностный - имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому основной задачей совершенствования системы нормирования в области пожарной безопасности является рациональное сочетание обоих подходов в зависимости от вида объекта, его сложности, потенциальных последствий пожара, возможности его каскадного развития и т.п. (т.е. каждому из подходов должно быть определено своё место в отечественной системе нормирования пожарной безопасности).

В связи с вышесказанным тема диссертационного исследования представляется актуальной.

Следует отметить большой вклад ряда отечественных и зарубежных ученых в решение проблемы технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий. Решению данной проблемы способствовали работы А.Н. Баратова, Н.Н. Брушлинского, В.Т. Монахова, Г.И. Смелкова, А.Н. Блохина, B.C. Сафонова, А.Н. Швыряева, Н.А. Маху-това, А.П. Шевчука, В.И. Присадкова, М.В., А.И. Лисанова, В.И. Гражданина, А.Н. Черноплёкова, И.А. Болодьяна, Ю-Н. Шебеко, СМ. Pietersen, М. Morris, G.A. Clay, V. Marshall, B.I. Alle, A.Wolski, T.A. Roberts, H. Pas-man, P. Amyotte, R. Dobasri, W. Fan, B. Dlugogorcky и других. Несмотря на достигнутые успехи, проблема создания научных основ технического регулирования пожарной безопасности не решена, хотя достижения отдельных научных коллективов, работающих в указанной области, могут послужить отправной точкой для создания упомянутых основ.

Цель работы

В связи с вышеизложенным целью настоящей работы является разработка научных основ новой системы технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий с использованием вероятностного и детерминированного подходов к оценке уровня пожарной опасности.

Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

совершенствование вероятностного подхода к оценке пожарной опасности промышленных объектов на основе развития концепции пожарного риска;

развитие детерминированного подхода к определению показателей, характеризующих пожарную опасность промышленных предприятий;

определение относительной роли вероятностного и детерминированного подходов при создании научно-обоснованной системы технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий;

апробирование вероятностного подхода на примере особо пожароопасных промышленных объектов;

апробирование детерминированного подхода на примере технически сложных промышленных предприятий;

разработка и апробирование новых технических решений обеспечения пожарной безопасности промышленных объектов;

разработка методологии контроля за выполнением требований пожарной безопасности при проверке проектно-сметной документации;

создание концепции технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий.

Объект исследования - производственные объекты различных отраслей промышленности, преимущественно предприятия топливно-энергетического комплекса.

Предмет исследования - методы технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий.

Методы исследования - системный анализ, методы решения дифференциальных уравнений, моделирование опасных факторов пожара в помещениях и на наружных установках, методы теории вероятностей и математической статистики.

Научная новизна диссертации

Научная новизна работы определяется следующими результатами:

создана новая концепция технического регулирования пожарной безопасности промышленных, предприятий, основанная на сочетании вероятностного и детерминированного подходов к оценке пожарной опасности;

разработана методология оценки пожарного риска для промышленных объектов, основанная на современных подходах к оценке пожарной опасности;

разработана методология детерминированной оценки уровня пожарной опасности промышленных предприятий, основанная на принципе учета максимальной проектной аварии;

предложен принцип «максимального ожидаемого воздействия»

для выбора расчетного варианта аварии при категорировании помещений по взрывопожарной опасности;

получены новые количественные данные по оценке пожарной опасности для особо пожароопасных и технически сложных производственных объектов, использующих новые технологии и склонных к каскадному развитию пожароопасных аварий (крупномасштабные хранилища нефти, сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов; Технологические комплексы подготовки нефти и газа; автозаправочные станции диметилового эфира; газобалонные автомобили; сливоналивные эстакады для сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; окрасочные камеры);

предложены и испытаны на пожарную безопасность новые высокоэффективные пожаробезопасные теплоизоляционные конструкции для низких температур;

разработана методология контроля за выполнением требований пожарной безопасности.

Достоверность и обоснованность результатов диссертации

Достоверность и обоснованность основных результатов, выводов и рекомендаций обусловлены применением современных методов и средств исследований, их внутренней непротиворечивостью и согласованностью с законами физики и химии и результатами других исследователей, а также положительными результатами внедрения в практику.

Практическая ценность работы

Практическая ценность работы состоит в следующем:

предложенная концепция технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий использована при разработке Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

разработана «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», позволяющая осуществлять оценку уровня пожарной безопасности объектов на основе вероятностного подхода, а также рассчитывать значения поражающих факторов аварий с пожарами и взрывами в рамках детерминированного подхода;

на основе предложенной методологии технического регулирования пожарной безопасности разработаны комплексы противопожарных мероприятий для технически сложных и особо пожаровзрывоопасных объектов, использукэщих новые технологии (крупномасштабные хранилища нефти, сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов; технологические комплексы подготовки нефти и газа; автозаправочные станции диметилового эфира; газобалонные автомобили; сливоналивные эстакады для сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; окрасочные камеры);

предложенные высокоэффективные пожаробезопасные теплоизоляционные конструкции для низких температур использованы при проектировании и строительстве завода сжижения природного газа в рамках проекта «Сахалин-2»;

разработано «Руководство по контролю за выполнением требований пожарной безопасности при проверке проектно-сметной документации», позволяющее повысить технический уровень государственной, ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов различных объектов экономики страны.

Комплекс проведенных исследований может быть квалифицирован как решение крупной народнохозяйственной проблемы - создание научных основ технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

концепция технического регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий;

методология оценки пожарного риска для производственных объектов;

методология детерминированной оценки пожарной опасности промышленных предприятий;

новые данные по характеристике пожарной опасности ряда особо пожароопасных и технически сложных производственных объектов, использующих новые технологии и на которых потенциально возможно каскадное развитие пожароопасных аварий (крупномасштабные хранилища нефти, сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов; технологические комплексы подготовки нефти и газа; автозаправочные станции диметилового эфира; газобалонные автомобили; сливоналивные эстакады для сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; окрасочные камеры);

принцип «максимального ожидаемого воздействия» для выбора расчетного варианта аварии при категорировании помещений по взрыво-пожарной опасности;

новые высокоэффективные пожаробезопасные теплоизоляционные конструкции для низких температур;

методология контроля за выполнением требований пожарной безопасности.

Апробация работы

Результаты работы доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Пожарная безопасность и охрана труда в газовой а химической промышленности» (Санкт-Петербург, 2000), XVI научно-практической конференции «Крупные пожары: предупреждение и тушение» (Балашиха, ВНИИПО, 2001), XVII Международной научно-практической конференции «Пожары и окружающая среда» (Балашиха,

ВНИИПО, 2002), 6 Asia-Pacific International Symposium on Combustion and Energy Utilization (Kuala-Lumpur, 2002), 4 International Seminar on Fire and Explosion Hazards (Londonderry, 2003), XIX научно-технической конференции «Пожарная безопасность многофункциональных и высотных зданий и сооружений» (Балашиха, ВНИИПО, 2005), 6 International Symposium on Hazards, Prevention and Mitigation of Industrial Explosions (Halifax, Canada, 2006), XX Международной научно-практической конференции «Исторические и современные аспекты решения проблем горения, тушения и обеспечения безопасности людей при пожарах» (Балашиха, ВНИИПО, 2007), XXI и XXII Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы пожарной безопасности (Москва, ВВЦ, 2009, 2010).

Публикации . По результатам диссертационного исследования опубликовано 43 печатных работы, из mix 16 работ в изданиях перечня ВАК и 2 работы без соавторов. Вклад автора в работы, выполненные в соавторстве, состоит в постановке проблемы, выявлении оптимальных путей ее решения, анализе полученных результатов, формулировании выводов и практических рекомендаций.

Структура и объем диссертации . Диссертационная работа состоит из введения, восьми глав, выводов, списка используемой литературы и приложений. Материал изложен на 604 страницах, в том числе 551странице основного текста, содержит 58 рисунков, 107 таблиц и приложения. Список литературы включает 259 позиций.

У нас горят школы, больницы, стариковские приюты, офисы, даже зоопарки. То ли мы такие безалаберные, то ли профилактические меры в России недостаточно эффективны. Исполняющий обязанности директора Департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-майор внутренней службы Юрий Дешевых - желанная персона в нашей студии.

- В чем наша беда? Почему у наших пожарных не убавляется работы?

Дешевых: Пожары – повседневные наши реалии. В прошлом году произошло 212 тысяч пожаров в России. Ежедневно в прошлом году в РФ происходило 530 пожаров, 44 человека погибало. Такая печальная статистика. Но за последние пять лет, мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения пожаров и числа погибших при пожаре людей. Ежегодно мы снижаем количество пожаров на 4%, а количество погибших на 5%. Ведется очень серьезная работа, которая направлена на профилактику пожаров, на организацию их правильного тушения, своевременного тушения. За этим стоит огромный труд, огромное количество людей. Это работа всей системы обеспечения пожарной безопасности.
40 процентов всех происходящих пожаров - это неосторожное обращение с огнем. Пожар происходит из-за износа материально-технической базы, износ инфраструктуры, ЖКХ. 70 процентов пожаров происходят в жилье.

- У нас в стране сейчас идет процесс реформирования противопожарной системы. Что в итоге? Простой гражданин станет защищенным, ему спокойней станет жить?

Дешевых: Я думаю, что реформа дойдет до каждого гражданина. Мы прогнозируем сокращение гибели людей на пожарах ежегодно на 6 процентов. Мы реализовываем все мероприятия, которые предусмотрены этой программой. Сегодня меняется, модернизируется целая система обеспечения пожарной безопасности. Мы принимаем новый технический регламент, в котором прописаны правовые основы создания пожарной охраны в городах. Например, вводим норматив - время прибытия пожарных в городах не должно превышать 10 минут.

- В некоторых регионах нашей страны проводится некий эксперимент. Обкатывается независимая система оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе система частного пожарного аудита. Что это такое, как эта система работает?

Дешевых: Наша задача повысить уровень защищенности объектов, территорий, граждан от угрозы пожаров. Каким путем? Прежде всего, задействовать экономические рычаги регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности. Аудит безопасности, независимая оценка риска работает за совокупность со страховыми компаниями, если объект хорошо защищен, то сумма страхового сбора с этого объекта дифференцируется в зависимости от его защищенности. Хорошо объект защищен – сумма сбора минимальна, плохо защищен объект – сумма сбора максимальна.
Мы хотим вовлечь в работу по обеспечению пожарной безопасности, в работу по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности частные аудиторские компании. Мы должны подтвердить компетентность специалистов, которые работают в этой компании. МЧС будет контролировать их деятельность, а дальше они выходят на рынок. Если кто-то захочет заказать услуги этой компании, то они заказывают. Все делается в добровольном порядке.

Досье:

Дешевых Юрий Иванович - Исполняющий обязанности директора Департамента надзорной деятельности МЧС России. Родился 5 мая 1961 года в городе Иваново. Окончил Ивановское пожарно-техническое училище; в 1987 году - Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР. С 1981 года начал работать в структуре МВД СССР, был инструктором профилактики военизированной пожарной части, главным специалистом отделения пожарной безопасности АЭС и других объектов народного хозяйства, начальником отдела информационного и научного обеспечения, госзаказа и целевых программ пожарной безопасности Главного управления ГПС МВД России.
В системе МЧС России с 2003 года. За время службы неоднократно осуществлял руководство тушением пожаров и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. С 2004 года занимал должность заместителя начальника Управления государственного пожарного надзора МЧС России. С февраля 2008 года Юрий Дешевых назначен временно исполняющим обязанности директора Департамента надзорной деятельности, определен ответственным за формирование нового департамента в структуре центрального аппарата МЧС России. Генерал – майор внутренней службы. Награжден орденом Почета, орденом Мужества и ведомственными медалями. Женат, отец двоих сыновей.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: 15-35 в Москве, продолжаем дневной «Разворот». По-прежнему Андрей Белькевич и Тоня Самсонова в студии. Добрый день еще раз.

А. САМСОНОВА: Добрый день.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: И говорим мы о специфической, а для кого-то, может быть, об очень знакомой теме, как «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». И в гостях у нас Юрий Иванович Дешевых – директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Добрый день, Юрий Иванович.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Добрый день.

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, сразу возникает вопрос. Почему такие законы о пожарной безопасности принимаются на федеральном уровне? Это что, настолько значимо во всероссийском масштабе? И что в нем такого нового? Чем старый не устраивал?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз здравствуйте. Тут два аспекта в этой проблеме. Первый – вопросы о пожарной безопасности очень значимы. Я приведу некоторые цифры, почему они значимы. Прежде всего, это та обстановка с пожарами, которая у нас сложилась в стране. Если взять прошлый год, то у нас произошло более 210 тысяч пожаров, 14 погибших по стране. Эти цифры удручающие. Хотя в целом надо сказать, что на протяжении последних пяти лет мы наблюдаем положительную динамику развития обстановки с пожарами. Т.е. сокращается количество пожаров, сокращаются убытки, сокращается гибель людей. Но тем не менее те цифры, которые я привел, они присутствуют. Это первый аспект.

И второй аспект – это требование закона о техническом регулировании. Если мы говорим вообще о системе технического регулирования, надо начать с закона о техническом регулировании, который был принят в 2003 году. Он вступил в действие 1 июля 2004 года. Он установил семилетний переходный период в техническом регулировании в РФ. Смысл сводится к следующему. У нас, вы знаете, в Конституции провозглашено, что какие-либо права, какие-либо ограничения должны быть наложены только федеральным законом. Таким образом, все требования, в частности, по пожарной безопасности которые ограничивают, (элементарные требования – не курить в неположенном месте) – это ограничение, по Конституции, каких-то прав и свобод. Поэтому это требование сегодня возведено в рамки федерального закона. И мы, я имею в виду МЧС России, государственный пожарный надзор будет контролировать соблюдение уже не тех требований, которые установило наше ведомство в свое время, а тех требований, которые установлены федеральным законом.

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, то, что вы сказали, – количество пожаров, тысячи погибших – действительно, катастрофическая ситуация. Это за год. И все мы знаем о том, как горели дома для пенсионеров, и горят дома, где живут люди, совершенно не защищенные. Вот этот технический регламент, он каким-то образом позволяет или требует от таких домов переоборудования, того, чтобы там лучше система оповещения работала, чтобы лучше предупреждение работала? Это связанные вещи?

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Или, может быть, даже вообще причина принятия этого технического регламента то, что новый должен быть. Вот в этих громких историях последнего времени… И президент даже выступал по этому поводу специально, поручения давал.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Во-первых, с принятие технического регламента требования пожарной безопасности становятся более четкие. Ранее, до 1 мая, когда действовала еще старая нормативная база (с 1 мая вступает в силу технический регламент), у нас в стране на сегодняшний день действует порядка двух тысяч документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности.

А. САМСОНОВА: Две тысячи?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. А теперь всё, 151 статья о пожарной безопасности.

А. САМСОНОВА: Все две тысячи сводятся в один документ.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. Всего 151 статья технического регламента. Остальные документы – стандарты, своды правил – будут добровольные. Т.е. для того чтобы подтвердить, что выполняются требования технического регламента, мы можем выполнять требования тех добровольных стандартов, сводов правил, или иным способом доказать, что обеспечена пожарная безопасность. Наша задача на сегодняшний день – развитие технического регламента, принять как можно больше рекомендательных документов, чтобы собственник объекта мог выбрать удобный для него вариант противопожарной защиты. Т.е. теперь мы не навязываем, как раньше было. Почему две тысячи документов? Специальные документы на атомную станцию, другие документы – на парикмахерскую и так далее. И такое обилие объектов, на которых мы регулируем вопросы пожарной безопасности, они связаны с тем, что две тысячи документов и действовали в это время.

Сейчас мы сделали попытку, не мы одни, не МЧС одна, безусловно, государство, правительство РФ, заинтересованы на федеральном уровне исполнительной власти, потому что это труд коллективный. Я могу сказать, что при подготовке этого документа были более десяти тысяч поправок к этому документу. И когда уже в Государственной Думе мы рассматривали этот документ, 388 поправок было унесено в этот документ. Представляете, какой коллективный труд?

А. САМСОНОВА: Хочется понять, как это будет работать и что это означает, все эти поправки и принятие этого документа, с точки зрения собственника или человека, у которого компания, определенное помещение, и определенным образом он уже соблюдает противопожарную безопасность. Ему что-то нужно переделывать срочно или переоснащать, приводить в соответствие с новым документом?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Безусловно, нет. Во-первых, это здравому смыслу не соответствует. Во-вторых, есть статья специальная, 4-я статья в законе «Технический регламент», которая говорит, что те объекты, которые были построены в соответствии со старыми нормативными документами, если нет явного пожароугрожаемого состояния по этим объектам, то тогда никаких переделок не требуется, а надо руководствоваться теми документами, которые были раньше.

А. САМСОНОВА: Т.е. по России есть определенная сложившаяся ситуация с безопасностью пожарной. Ничего переделываться не будет в связи с этим документом, если только это не катастрофичная ситуация?

Ю. ДЕШЕВЫХ: И так, и не так. Вы знаете такое общепринятое правило – закон обратной силы не имеет. Не можем мы сейчас всю страну привести в соответствие с техническим регламентом. Что технический регламент дает? Во-первых, технический регламент убрал из всех документов, которые были и действуют в настоящее время до 1 мая, все противоречия и дублирования. Что такое противоречия в нормативных документах? Это создает возможность недобросовестному как предпринимателю, так и контролирующей инстанции в свою пользу трактовать ту или иную норму. И на этой почве могут быть различные инсинуации.

А. САМСОНОВА: Т.е. у вас антикоррупционный по сути закон вышел?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Одно из назначений этого регламента – это устранить эти противоречия, чтобы не было возможности для спекуляций.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: С другой стороны, слушатель наш на сайте вопрос задает: «А знаете ли вы, что правила пожарной безопасности часто вступают в противоречие с регламентами других надзорных организаций? Например, охрана МВД требует установку решеток на окна первого этажа, а пожарная охрана заставляет убирать». С этим как быть? Есть тут все-таки противоречия какие-то? Или новый регламент их тоже разрешает?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Наверное, в течение 10 лет отвечаю на этот вопрос. Прошу прочитать нашего радиослушателя правила пожарной безопасности и правила, которыми руководствуется милиция, вневедомственная охрана, в частности. У нас запрещается в правилах пожарной безопасности глухие решетки устраивать, т.е. те решетки, которые невозможно открыть изнутри. У нас требование четкое: если изнутри есть возможность открыть – пожалуйста, устанавливайте решетки, сберегайте свое добро от хищений и других противоправных действий.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Если не в данном конкретном случае, а вообще, возможны какие-то противоречия с требованиями других организаций надзорных, или всё согласовано?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Опять же про двери. Мы очень активно взаимодействуем с МВД. Конечно, чтобы сберечь свое имущество от хищений, надо все двери закрыть, все окна закрыть. С точки зрения пожарной безопасности – наоборот, все двери должны быть открыты, окна открыты, для того чтобы человек в случае пожара мог быть беспрепятственно эвакуирован. Так вот сейчас масса различных технических средств, для того чтобы соблюсти и это требование (я имею в виду требование по охране сбережений, своего имущества от хищения), и требование по сбережению своего имущества, собственной жизни от огня. Техническими средствами эти требования, эти положения просто-напросто развязываются, там никаких противоречий внутри них нет, я не вижу.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Хорошо. Насколько я понял, посмотрев предварительно какие-то материалы, в соответствии с этим новым техрегламентом, смогут проводить оценку пожарных рисков частные, негосударственные организации. Правильно я понимаю?

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Не возможны ли здесь какие-то злоупотребления? Как это, государство отдает на откуп частных организаций столь важную сферу, как противопожарная безопасность? Там просто, может быть, все за деньги решаться будет. Нет?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Мы думали об этом, прежде чем такую норму предложить для введения. Я хочу сказать, что эта идея проведения независимого аудита, независимой оценки рисков, она принадлежит нашему министру. Вот мы порядка четырех лет над этим работали, провели ряд экспериментов, посмотрели международный опыт. На сегодняшний день принято соответствующее постановление правительства, которое регламентирует эту работу. Я хочу сказать, что сделано в качестве сдерживающих моментов, чтобы не было всё за деньги. Первое – аудиторская компания, которая будет осуществлять пожарный аудит, она должна застраховать свою профессиональную ответственность. Второе – она на рынке будет работать не бесконтрольно, она будет работать, получив предварительно аккредитацию в МЧС России. И МЧС России периодически будет контролировать, проверять качество подготавливаемых ими заключений. Если эта организация будет замечена в недобросовестности, естественно, аккредитация будет отозвана, и организация уйдет с рынка оказания таких услуг.

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, насколько я понимаю, новый технический регламент, он регламентирует и то, как должны строиться здания новые, как они должны сдаваться в аренду и так далее.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Совершенно верно.

А. САМСОНОВА: Это каким-то образом отразится на стоимости коммерческой недвижимости, на стоимости жилой недвижимости? Усложняется вся процедура и всё строительство? Или вы не прогнозируете роста цен?

Ю. ДЕШЕВЫХ: По аренде я сказать не могу. Технический регламент не регламентирует требования, касающиеся аренды помещений. А вот требования к постройке здания, чтобы обеспечена была пожарная безопасность этого здания… Да, действительно, технический регламент большинство требований как раз и содержит к этому моменту, к этой стадии жизненного цикла объекта. Я, например, не вижу, что будет удорожание строительства. Почему? Потому что те требования пожарной безопасности, которые на сегодняшний день существуют, они, на мой взгляд, оптимизированы на сегодняшний день, в этом техническом регламенте сконцентрированы, и там каких-то сверхнововведений, что здание построят не из бетона марки 100, а из бетона марки 200 или 500, такого нет. Есть преемственность между старыми нормами, старыми требованиями и новыми требованиями. Так что я не прогнозирую таких вещей.

А. САМСОНОВА: Сейчас близится сезон пожаров. И пожаров не только в регионах, в сельской местности, но и в городах. Хочется понять – допустим, для Москвы какой процент зданий, на ваш взгляд, на сто процентов удовлетворяют всем требованиям пожарной безопасности? Какой процент зданий можно считать безопасными, а какой процент зданий из московского жилого фонда можно считать опасными буквально для жизни людей?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Сложно такую интерпретацию провести. Вот я скажу, что предписание Государственного пожарного надзора по Москве выполняется в среднем на 75-80%. Т.е. требования Государственного пожарного надзора по соблюдению тех или иных нормативных документов выполняются по Москве в такой степени. Я считаю, что это достаточно высокий процент. Можно говорить условно, что 80% зданий соответствуют требования пожарной безопасности.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще несколько вопросов от наших слушателей в продолжение той же темы, что мы уже затрагивали. Владимир, инженер из Москвы, пишет: «Прослужил в Госпожарнадзоре 25 лет, имею специальное высшее образование. Могу ли я получить лицензию, по аналогии с адвокатской, для расчета рисков, или риски имеют право считать только юридические лица?»

Ю. ДЕШЕВЫХ: Постановление правительства, которое действует по этому вопросу, определило, что только юридические лица на сегодняшний день могут заниматься этой работой.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще вопрос от слушателей: «Почему во многих госучреждениях, торговых центрах и павильонах всегда открыта только одна половина двери, а вторая часто блокирована и просто так ее не открыть?» Это как-то связано с вашими требованиями?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Знаете, это как врач должен заочно дать диагноз.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Т.е. это очень индивидуально.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Конечно. Наверное, недостаточно. Если были устроены три двери, а работает одна, наверное, это неправильно. Но здесь впрямую подходить нельзя. Потому что сейчас очень много разных технических устройств, в которых, предположим, при срабатывании противопожарной сигнализации обычно электрифицированный замок открывается, дверь может работать беспрепятственно на выпуск наших сограждан с пожароопасной территории. Различные типы замков «Антипаника» и так далее. Всё надо смотреть конкретно по месту, конкретно по месту надо решать.

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, если суммировать на данном этапе то, что мы узнали об этом новом техническом регламенте, то две основные истории, которые понятны, это то, что, во-первых, из государственного контроля выходит аудит пожарной безопасности на откуп частных компаний, это раз. И два – что две тысячи документов заменяются одним, в котором всё сведено. Какие еще важные моменты в нашу жизнь привносит этот документ? И в чем была цель его написания?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз говорю, цель – оптимизировать требования норм, избавиться от навязанных, заскорузлых норм. Большинство норм пожарной безопасности, они создавались в 70-80-е годы. Тогда была, знаете, какая идеология? Защитить всё, всё государственное, всё подлежит защите. На сегодня Конституция нам провозгласила следующее: каждый собственник имеет право рисковать своим имуществом, правильно – свободно распоряжаться, а гражданский кодекс говорит – рисковать своим имуществом. Поэтому здесь реализовано конституционное право свободно распоряжаться своим имуществом, т.е. выбрать самостоятельно вариант противопожарной защиты. Если раньше было тотальное требование – должны вы сделать так, то сегодня мы предлагаем многовариантность противопожарной защиты, что собственник сам волен выбрать, как ему обустроить собственность. Что касается безопасности людей, требований по безопасности людей, то они, безусловно, подлежат выполнению в обязательном порядке.

А. САМСОНОВА: Но государственный надзор сохраняется, и всё равно в компании будут приходить люди, которые будут требовать показывать все документы…

Ю. ДЕШЕВЫХ: Государственный надзор сохраняется.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Он становится менее жестким, чем ранее?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз я говорю, что собственник вправе выбрать способ противопожарный защиты.

А. САМСОНОВА: Вот пришел человек из органов…

Ю. ДЕШЕВЫХ: Государственного пожарного надзора.

А. САМСОНОВА: И что говорит? Теперь он что имеет право требовать?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Он будет требовать выполнения технического регламента. 151 статья, 151 требование. Тут какой важный момент? Мы ввели новое понятие – декларирование пожарной безопасности. Это очень важный, принципиальный момент. Многие говорят, что это бумажка, что дополнительно надо кого-то нанимать, чтобы эту бумажку составить. Да, может быть, это и присутствует, что надо кого-то дополнительно нанять, чтобы эту бумажку составить. Но нанять не чтобы бумажку составили, а чтобы обучили требованиям пожарной безопасности.

Вот вы садитесь за руль машины. Вы предварительно проходите подготовку на специальных курсах, потом сдаете экзамен. А если вы эксплуатируете пожароопасный объект, вы являетесь собственником объекта и лицом, управляющим тем объектом, вы должны знать требования пожарной безопасности к этому объекту? Школу эксплуатируете. Директор школы должен знать требования пожарной безопасности, чтобы их выполнять и чтобы обеспечить безопасность людей? Это такой момент подготовки собственника, управляющего должностного лица к эксплуатации того или иного объекта.

И второе – инспектор Государственного пожарного надзора будет контролировать те требования, которые продекларировал сам собственник.

А. САМСОНОВА: Кстати, про это у меня есть вопрос, который давно меня волнует. Действительно, вот приходит человек из органов надзора. Ты ему показываешь эту декларацию составленную, вроде как вопросов нет. Но часто бизнесмены, представители малого и среднего бизнеса говорят о том, что у этих товарищей, которые приходят в компании, есть план, и они, согласно этому плану, должны выявить 10% нарушений на участке. И они договариваются: у тебя, например, нет лампочки «выход». Они договариваются, и план выполняется. У вас действительно есть такие планы? Или это всё байки нехороших предпринимателей?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Я тоже об этом слышу. Но вот я работаю в пожарном надзоре почти 30 лет, и никогда на протяжении 30 лет такого не было. Другое дело – требования закона. Это очень важно пояснить. В соответствии с законом о защите юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного надзора (не только пожарного, а любого надзора) прописан четкий алгоритм действий инспектора. Что он должен делать?

Первое – если он выявляет нарушение, он должен составить акт о том, что это нарушение имеет место. Второе его действие – он должен составить административный протокол для пресечения этого нарушения (попросту наложить штраф). И третье – он должен сделать предписание о том, что необходимо устранить это нарушение.

Т.е. если этот алгоритм выполняется, он поступает в соответствии с требованием закона. Это тоже очень важный антикоррупционный момент. Если что-то из этого не выполняется – значит, он идет на какую-то сделку. Или он занимается укрывательством, или просто он некомпетентен и не выявляет эти нарушения, которые имеются на объекте. Но законом предусмотрен вот такой жесткий алгоритм действий.

Сейчас у нас предприниматели, по инициативе которых этот закон принимался, критикуют: почему если вы видите нарушение, нас не предупреждаете о том, что необходимо устранить, а сразу применяете санкции. Я еще раз повторяю: это не прихоть инспектора, это выполнение им установленной законодательной нормы. Если будет изменен закон, будем действовать по-иному.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: До сих пор мы с вами в основном о предпринимателях говорим, о том, как этот закон на их жизнь повлияет. Но все-таки что касается государственных организаций, прежде всего социальных учреждений, таких как дома престарелых, интернаты. Очень много громких историй было по этому поводу. Здесь как? Какое влияние этот новый технический регламент окажет? И возможно ли вообще по этому новому техническому регламенту как-то проконтролировать то, что там происходит? Несколько историй было в последнее время, в частности, передо мной лежит статья из «Коммерсанта» за 14 апреля, что МЧС отчитывается о том, что всё хорошо в том или ином интернате, а повторная проверка выясняет, что не так всё хорошо. Насколько это возможно и реально по этому техническому регламенту проконтролировать?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Требования пожарной безопасности остаются. Здесь вопрос больше лежит в плоскости не технического регламента, не нормотворчества, а добросовестности тех или иных должностных лиц.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Т.е. нормы этого закона, они позволяют довольно четко всё проконтролировать, чтобы таких пожаров не происходило?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Я хотел бы немножко изменить вектор этого вопроса. Технический регламент, он написал не для пожарного инспектора. Выполнение требований технического регламента позволит обеспечить противопожарную защиту – я попытаюсь процитировать технический регламент, – соответствующую уровню развития общества, экономики и так далее. Вы поймите, выполнение требований технического регламента – это обеспечение противопожарной защиты в соответствии с теми знаниями, которые имеются. Инспектор только контролирует, помогает собственнику обеспечить надежную противопожарную защиту, сберечь жизнь людей от пожара.

А. САМСОНОВА: Я напомню, что это программа «Дневной разворот» и в нас в гостях Юрий Дешевых – директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Мы сейчас говорим о новом федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Вы можете присылать свои вопросы Юрию Ивановичу +7-985-970-4545. Фрид нам прислал вопрос. Наверное, он вам попадается столь же часто, как и вопросы о решетках на окнах. Этот вопрос касается металлических дверей в подъездах и холлах на этажах жилых домов, когда соседи, сговорившись, устанавливают металлическую дверь и тем самым огораживают какой-то свой участок коридора. Насколько эти двери соответствуют регламенту? Они, с одной стороны, мешают выходить из квартиры, если у тебя нет ключа, мешают тому, чтобы пожарные бригады попадали в квартиры. Они имеют право на существование? Насколько они соответствуют вашему новому регламенту?

Ю. ДЕШЕВЫХ: Они полностью соответствуют. Я считаю, что это даже очень неплохо. Только при одном условии.

А. САМСОНОВА: Т.е. это неплохо с той точки зрения, что если пожар начался там, то он не перекинется.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. И наоборот.

А. САМСОНОВА: Но и люди-то не смогут выйти.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Здесь философия противопожарной защиты несколько иная. Может быть, я скажу грубо…

А. САМСОНОВА: Очень жестоко, по-моему.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Мы должны быть реалистами. Всё защитить нельзя. Мы работаем не только по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилья, но мы работаем с нашими космонавтами и так далее. Можем сделать, чтобы космический корабль был негорючий? Можем, но он летать не будем. Можно сделать жилье, чтобы оно было с точки зрения пожарной безопасности идеальным? Можно. Но жить в нем нельзя будет. Поэтому нормы и требования – это определенный компромисс. Я недаром говорю, что огромное количество поправок. Это определенный компромисс, определенная договоренность.

А. САМСОНОВА: Но двери вам нравятся, потому что пожар не перекидывается.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Пожар из квартиры не может выйти в места общего пользования, ни наоборот. Но здесь есть один нюанс. В коридорах зданий, особенно зданий повышенной этажности, устанавливается система противопожарной защиты, системы дымоудаления. Если клапан систему дымоудаления будет находиться в этом заблокированном участке, где квартиры огорожены этой дверью металлической, то, естественно, он будет неэффективен и все люди могут пострадать. Тут опять же надо в каждом конкретном случае решать самостоятельно. Технический регламент это как раз и разрешает. Если раньше жестко – нельзя, то сейчас можно сделать и так, и так. Но посмотреть, чтобы систему противопожарной защиты были доступны, пожарные краны были доступны, клапаны дымоудаления были доступны и так далее.

А. САМСОНОВА: Т.е. если ты собираешься ставить эту дверь, то надо читать регламент.

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. Надо обеспечить работу систем противопожарной защиты.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Совсем немного времени у нас остается. Короткий вопрос от слушателей: «Где можно прочесть этот регламент?»

Ю. ДЕШЕВЫХ: Он сейчас есть во всех правовых базах, он опубликован официально в «Российской газете», он опубликован, как любой федеральный закон, в соответствующих вестниках, в сборниках законодательных актов, т.е. он доступен.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще раз напомню, в гостях у нас сегодня был Юрий Иванович Дешевых – директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Обсуждали мы с ним федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

А. САМСОНОВА: Остается у нас время на последний вопрос. Когда вступит в силу этот закон и когда уже мы начнем жить по нему?

Ю. ДЕШЕВЫХ: С 1 мая, буквально через два дня этот закон вступает в силу. У нас все готово, для того чтобы он заработал.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Понятно. Насколько мы поняли, жить после этого закона должно и предпринимателям, и всем нам стать легче, безопаснее.

А. САМСОНОВА: Да. Если две тысячи бумажек заменили на 151 статью…

А. БЕЛЬКЕВИЧ: По крайней мере, в этом хорошо.

А. САМСОНОВА: Да. Большое спасибо.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Посмотрим, как это всё будет работать. Большое спасибо, Юрий Иванович. Юрий Дешевых – директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Тоня Самсонова, Андрей Белькевич. «Дневной разворот» на «Эхе Москвы».

Вопрос от перечеркнутого август: "Что сделано?"

С учетом своего непосредственного или опосредованного участия в нижеперечисленных процессах могу отметить следующее:
1.Проект обязательного страхования от пожаров "сгинул еще на стадии рождения"(зарубил МЭР), т.к. оказался клоном уже фактически действующего ФЗ о страховании гражданской ответственности владельцев ОПО. На этой "страховой поляне" Ростехнадзор опередил МЧС, использовав ситуацию общественного резонанса в результате аварий на С-Шушенской ГЭС и в кемеровских шахтах. Сам этот вид страхования - это всего лишь приличный дополнительный налог, не связанный(!) с обеспечением безопасности. РСПП воюет за его снижение, чтобы безосновательно не жирели "страховые коты". Эффективно добровольное страхование, но в нашей экономике это пока "не жилец". ДНД "указали" ЕГО место...
2.Проблемы с обеспечением ПБ в строительстве(включая и саморегулирование)обусловлены, во-первых, непониманием амбициозным "строительным прорабом" и его МЧС-ным окружением идеологии пожнадзора и утратой позиций в строительстве и, во-вторых, реакцией строительного лобби на амбиции новоявленного шефа МЧС, желанием оттяпать у МЧС "жирную надзорную строительную поляну" с наступлением строительного бума, а также нехилыми, в сравнении с МЧС, материальными и лоббистскими ресурсами для "продвижения" необходимых законодательных решений через Госдуму. ДНД здесь отдыхает...
3.НОР-антипод госнадзору, как идея "выдернут" из концепции страхования ОПО и бездумно запущенный "строительным прорабом" в самостоятельную жизнь. Может существовать только в условиях уничижения госнадзора, но госнадзор - это необходимый и востребованный ПРАВОВОЙ механизм обеспечения ПБ нашей(!) госмонополизированной экономики. Пока идеология экономики не поменяется -госнадзору беспокоиться о своем будущем не стоит. А перспектива для НОР, как "инородного тела" для такой экономики, непредсказуема. ДНД попытались "навязать" НОР сверху волевым порядком...
4.ТР ТС - это проявление логики и здравого смысла в сравнении с концепцией нашего отечественного 123-ФЗ. Наш ТР ПБ - это попытка смешения в "одном флаконе" идеологии советского админрегулирования ПБ(ярый поборник этого-бывший директор ДНД!!!)и коммерциализации этого процесса(идея ВНИИПО). В результате получилось ТО, чего не ожидали. ДНД вместе с ВНИИПО "обули" всю страну...
5.В отношении передачи полномочий по аккредитации и сертификации в создаваемую единую госслужбу при МЭР ДНД МЧС активно сопротивлялось до последней возможности (утекали из надзорно-регулятивных рук охренительные доходы!). Кроме того - ЭТО еще и эффективный административный элемент госрегулирования ПБ. Что получилось в итоге с МЧС-ными полномочиями - не знаю, отошел от участия в этом процессе и о роли ДНД суждений не имею.
6.В условиях сложившегося "двойного" налогообложения(законный госналог и чиновничья рента)было бы странным, если субъектов доходных видов лицензируемой деятельности не заставляли "делиться". Инициируя из благих побуждений в условиях правового беспредела начала 90-х годов надзорную новацию в виде регионального лицензирования пожароопасных видов деятельности в г.Москве, мы тогда даже в кошмарных снах не могли предположить во ЧТО это выльется к сегодняшнему времени, особенно при МЧС-ном руководсте...
Вот такие мои ответы на поставленный в вопрос в отношении дееспособности ушедшего руководства ДНД.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация