Функциональные обязанности дознавателя. С изменениями и дополнениями от Компьютерный учет Анализ и

Главная / Авто
...а я говорю, что у меня уголовное дело... сроки: говорят не главное....

Доз, Верховный Суд РФ думает иначе...

Постановление ПВС РФ от 27 декабря 2007 № 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации yголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях
Пленум отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта "с" пункта 3 статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что председателями районных судов, а также верховных, краевых, областных и равных им судов в целом осуществляется постоянный контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, принимаются меры для обеспечения правильного и своевременного их разрешения, проводятся мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих неоправданное затягивание сроков судопроизводства.
При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.
Указанные меры, а также иные мероприятия, проводимые в целях осуществления судопроизводства в установленные законом сроки, обеспечили уменьшение количества уголовных и гражданских дел, рассмотренных с нарушением сроков, несмотря на продолжающийся рост поступлений таких дел в суды.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации доля уголовных и гражданских дел, рассмотренных судами с нарушением сроков, в два и более раза превышает средний показатель по Российской Федерации.
Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел разрешается этими судами с нарушением сроков.
На протяжении последних трех лет наблюдалось увеличение доли уголовных дел, рассмотренных судами в кассационном порядке с нарушением сроков, а также значительное увеличение количества уголовных дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах надзорной инстанции по жалобам и представлениям.
В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях в ряде регионов увеличивается количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных сроков. В отдельных субъектах Российской Федерации доля таких дел в несколько раз превышает средние показатели в целом по России.
Одной из основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.
Имеются случаи ненадлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего судебного заседания или назначения даты заседания через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований. Нередко при рассмотрении уголовных и гражданских дел необоснованно приостанавливается производство по делам, отсутствует контроль за прекращением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, что приводит к увеличению времени нахождения дел в производстве судов.
Допускаются факты длительного содержания подсудимых под стражей свыше срока, предусмотренного частью 2 статьи 255 УПК РФ.
Вследствие недостаточной организованности ряда судей и работников аппаратов судов имеют место нарушения сроков изготовления мотивированных решений, протоколов судебных заседаний, что является причиной затягивания сроков подачи апелляционных и кассационных жалоб.
Ошибки, допускаемые судами при применении норм материального и процессуального права, и в ряде случаев прямое игнорирование требований процессуального законодательства приводят к отмене судебных постановлений и направлению дела на новое судебное рассмотрение, а при производстве по делам об административных правонарушениях - нередко к прекращению производства по делу вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, назначенных в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, несвоевременное направление в суды протоколов об административных правонарушениях.
В целях обеспечения соблюдения судами процессуальных сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также в связи с возникшими у судов вопросами при применении отдельных норм процессуального законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Судам общей юрисдикции принять необходимые меры по устранению отмеченных ошибок и упущений в применении законодательства о процессуальных сроках рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, влекущих увеличение сроков судебного разбирательства дел.
2. Всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты.
Обратить внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (пункт 1 статьи 121 Закона Российской Федерации "О cтатуce судей в Российской Федерации").
3. Исходя из положений статьи 62 Закона Российской Федерации "О статyce судей в Российской Федерации" председателям судов необходимо осуществлять постоянный контроль за движением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не оставлять без надлежащего реагирования факты грубого или систематического нарушения сроков рассмотрения дел, регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлять причины нарушения сроков и принимать меры к их устранению.
Вносить на обсуждение семинаров и президиумов судов результаты ознакомления с работой мировых судей, судей районных судов, гарнизонных военных судов, а также судей, рассматривающих кассационные и надзорные жалобы и представления, в целях предотвращения в дальнейшем в судебной деятельности ошибок в применении норм процессуального законодательства и устранения причин волокиты.
4. С учетом того, что в силу положений пункта 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый задержанный или заключенный под стражу имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда, председателям судов следует уделять особое внимание вопросу усиления контроля за движением уголовных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей, принимать организационные и другие меры по устранению причин, препятствующих своевременному рассмотрению таких дел, не допускать случаев незаконного содержания лиц под стражей
5. Рекомендовать председателям судов принять необходимые меры по улучшению организации работы сотрудников аппаратов судов, повышению их профессионального уровня, соблюдению ими исполнительской дисциплины.
6. В целях правильного и своевременного рассмотрения гражданских дел, а также с учетом задач подготовки дел к судебному разбирательству, указанных в статье 148 ГПК РФ, судьи обязаны соблюдать положения статьи 147 ГПК РФ о подготовке дела к судебному разбирательству, выполняя в полном объеме необходимые для каждого конкретного дела действия, предусмотренные статей 150 ГПK РФ, а также иные процессуальные действия.
7. Поскольку в случае привлечения соответчика или соответчиков к участию в деле (часть 3 статьи 40 ГПК РФ), замены ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 41 ГПК РФ) подготовка и рассмотрение дела в суде производятся с самого начала, течение срока рассмотрения дела, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, по аналогии с положениями части 3 статьи 39 ГПК РФ должно начинаться со дня совершения соответствующего процессуального действия.
Аналогичным образом должен исчисляться срок рассмотрения дела при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, так как в силу части 1 статьи 42 ГПК РФ данный участник правоотношения пользуется всеми правами и обязанностями истца, в том числе и правом на изменение основания иска, увеличение размера исковых требований.
8. Учитывая, что соединение или разъединение нескольких исковых требований (статья 151 ГПК РФ) производится по инициативе суда и при условии, что это будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, срок рассмотрения выделенного требования (требований) следует исчислять со дня начала течения срока по первоначально заявленному требованию, а при объединении дел в одно производство срок рассмотрения такого дела исчисляется со дня наиболее раннего начала течения срока по одному из объединенных дел.
9. В случае приостановления производства по гражданскому делу по обстоятельствам, предусмотренным статьями 215, 216 ГПК РФ, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения дела в производстве суда.
10. Судам надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении.
Имея в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 КоАП РФ оснований, в течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.
Cудам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.
11. Обратить внимание судей на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, полномочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, за исключением дел, для которых частями 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения.
При этом необходимо иметь в виду, что течение сроков, названных в части 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в части 5 статьи 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
12. В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.
13. Исходя из статьи 29.6 КоАП РФ при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
14. В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью I статьи 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
15. Обратить внимание судов на то, что особенность производства по yголовному делу, подсудному мировому судье, в отличие от производства по делам в федеральных судах, согласно положениям части 2 статьи 321 УПК РФ, состоит в том, что судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.
16. Судам надлежит соблюдать требования части 3 статьи 227 УПК РФ, согласно которым решение по поступившему в суд уголовному делу должно быть принято судом не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела, а по уголовному делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в течение 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд.
17. Уголовно-процессуальным законом не установлен специальный срок для проведения предварительного слушания, поэтому судам следует иметь в виду, что в сроки, указанные в части 1 статьи 233 УПК РФ, должно быть проведено предварительное слушание и начато рассмотрение уголовного дела в судебном заседании, назначенном по его результатам.
18. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения требований статьи 359 УПК РФ, статей 325 и 343 ГПК РФ о направлении дел в апелляционную или кассационную инстанцию немедленно по истечении срока, установленного для обжалования судебного решения и выполнения необходимых действий, связанных с апелляционным или кассационным рассмотрением дела.
Жалоба на не вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении подлежит направлению со всеми материалами дела в вышестоящий суд в течение указанных в статье 30.2 КоАП РФ сроков. При этом следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность для суда, вынесшего постановление, устанавливать срок для принесения возражений на жалобу и направлять ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд по его истечении.
19. Судам следует иметь в виду, что предусмотренный статьей 362 УПК РФ срок начала рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке должен исчисляться со дня поступления жалобы или представления в суд апелляционной инстанции.
При назначении и подготовке заседания суда апелляционной инстанции суду необходимо обеспечить решение вопросов, связанных с извещением сторон о месте, дате и времени начала рассмотрения уголовного дела; о вызове свидетелей, экспертов и других лиц; о сохранении, об избрании, отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого или осужденного; о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 241 УПК РФ, а также других вопросов, относящихся к рассмотрению дела (статья 364 УПК РФ).
20. С учетом того, что на оперативность окончательного разрешения уголовных и гражданских дел существенно влияет время нахождения дел в судах кассационной и надзорной инстанций, а в отношении дел об административных правонарушениях - время нахождения дел в судах, осуществляющих пересмотр вынесенных постановлений и решений, судам надлежит обеспечить соблюдение процессуальных сроков, установленных законодательством для пересмотра судебных постановлений в кассационном или надзорном порядке, а также для пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
21. Обратить внимание судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, что в случае выявления при рассмотрении дел фактов неоправданного нарушения судьями процессуальных сроков судопроизводства следует использовать право суда на вынесение частных определений или постановлений (часть 4 статьи 29 УПК РФ, часть 1 статьи 226 ГПК РФ).
22. Рекомендовать судам, рассматривающим дела по первой инстанции, в случаях задержки судебного разбирательства дела по причинам неявки адвокатов в судебные заседания без уважительных причин, несвоевременной доставки в суд подсудимых, содержащихся под стражей, невыполнения постановлений (определений) судьи о приводе лиц обращать внимание на указанные факты руководителей адвокатских палат, территориальных органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов.
23. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации руководителям судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечить в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по соблюдению сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.
При выезде судей Верховного Суда Российской Федерации в регионы для изучения практики применения судами действующего законодательства обращать особое внимание на соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, выявлять допущенные нарушения в целях их устранения.
Результаты выездов обсуждать на семинарах, в необходимых случаях итоговые справки и другие материалы вносить на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации с участием председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, куда был осуществлен выезд судьи Верховного Суда Российской Федерации.
24. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации" в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. N 5.

Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев

1. Технические средства обучения: учебно-мультимедийный комплекс, компьютер.

2. Электронная презентация.

V. Вопросы для самостоятельного изучения

1. Основные принципы организации и планирования расследования.

2. Построение и проверка следственных версий по причинам пожара, виновникам.

VI. Вопросы для самоконтроля:

          ГПН и его структура.

          Компетенция ГПН.

          Органы дознания.

          Дознаватель и его компетенция.

          Начальник подразделения дознания и его компетенция.

          Нормативные документы, регламентирующие деятельность дознавателя по пожарам.

          Направления деятельности дознавателя.

          Проведение проверок.

          Контроль за административно-правовой деятельностью.

          Учет, отчетность, статистика.

          Взаимодействие с другими органами.

          Порядок приема информации о пожарах.

          Опасные факторы пожара.

          Учетная документация и отчетность.

Текст лекции Вводная часть

В своей работе дознаватели руководствуются требованиями конституции, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного законодательства, нормативными указами президента, постановлениями Пленума Верховного Суда, законами о пожарной безопасности, о прокуратуре, соответствующих приказов МЧС, Правил пожарной безопасности и др. Однако, при проверке деятельности отделов надзорной деятельности ГПН в части соблюдения действующего законодательства при производстве по пожарам выявляются факты нарушений в различных подразделениях, но они сходны по своей сути. Не рассматривая преступные и халатные действия сотрудников, тем не менее, можно констатировать, что эти нарушения аналогичны в самых разных регионах России. Чем могут быть обусловлены эти недостатки?

Во-первых, юридическое образование имеют буквально единицы, специальное, техническое образование также имеется далеко не у каждого дознавателя. Система повышения квалификации дознавателей желает лучшего.

Во-вторых, на низком уровне находится обеспечение дознавателей нормативными актами. Подразделения практически не обеспечиваются нормативно-технической литературой, не имеют справочников, комментариев, методических рекомендаций, нет новых методических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных с пожарами, а ведь законом к компетенции ГПН отнесено и производство дознания в полном объеме (ст.168 ,219 ч.1,261 ч. 1,2 УК РФ).

1. Гпн как орган дознания.

В ПОЛОЖЕНИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ говорится о том,

1. В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами требований пожарной безопасности.

Таким образом: Государственный пожарный надзор (далее - ГПН) - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

2. Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

3. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) управления государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

4. Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.

5. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции (в том числе):

2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

Управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России:

° организуют работу по проведению проверок по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

° координируют и контролируют производство по делам об административных правонарушениях;

Территориальные отделы (отделения, инспекции) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО:

° обеспечивают проведение расследований по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

° ведут учет пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов.

Под дознанием в российском уголовном процессе подразумевается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Оно, как и предварительное следствие, призвано решать задачи уголовного судопроизводства, и носит процессуальный характер. Это означает, что порядок производства расследования органами дознания строго и четко регламентируется уголовно-процессуальным законом, а фактические данные, полученные в ходе дознания, имеют доказательное значение по уголовному делу.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы относятся к органам дознания. Полномочия по проведению дознания по делам, связанным с пожарами возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. От имени органа дознания выступает его руководитель. Руководитель принимает решения по принципиальным вопросам - о продлении сроков проверки, утверждении постановления о возбуждении уголовного дела (в случае, если предварительное следствие обязательно), утверждении обвинительного акта, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, применение мер уголовно-процессуального принуждения, осуществляет дознаватель.

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Статья 41. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Принимая сообщение о пожаре, либо получив соответствующее распоряжение вышестоящего руководителя, сотрудник ГПН приступает к осуществлению деятельности, регламентируемой УПК.

До возбуждения уголовного дела такой сотрудник обладает правовым статусом должностного лица органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения; предварительную их проверку; принятие мер к предотвращению и пресечению преступлений: производство осмотра места происшествия (на момент осмотра он обладает правами лица, производящего дознание). В ст.144 УПК РФ установлена обязательность рассмотрения всех заявлений и сообщений в трехдневный срок; начальник органа дознания, по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с ч.1 ст.145 УПК РФ орган дознания, дознаватель в зависимости от этих результатов принимает одно из следующих решений:

О возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК РФ;

Об отказе в возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК РФ);

О передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ.

Установлением причин пожара занимаются сотрудники органов дознания Государственного пожарного надзора, которые сегодня отмечают очередную 88-ю годовщину со дня образования. Подробнее об истории создания, специфике работы органов дознания расскажет заместитель начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Рустем Файзуллин.

— Функция дознания появилась у органов государственного пожарного надзора 23 января 1928 года, менее чем через год после создания самой службы. Было получено право самостоятельного производства дознания по делам о нарушениях правил пожарной безопасности. Это было обусловлено необходимостью обеспечения наиболее точного и всестороннего производства расследований по фактам пожаров. В связи с этим в подразделениях появилась новая должность – пожарный дознаватель. С тех пор на каждом пожаре после завершения тушения работает человек с ручкой, блокнотом, а в последнее время – с переносной криминалистической лабораторией.

— Рустем Федаилевич, в чем заключается работа дознавателя?

— Для начала хотелось бы пояснить, что дознаватель - это один из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, правомочное осуществлять расследования преступлений в форме дознания. Именно такое определение дает Уголовно-процессуальный кодекс. Первым и самым главным требованием к кандидату на должность дознавателя является желание работать в дознании, желание принести пользу людям. Работа дознавателя очень ответственная, сложная, но интересная. Невозможно стать хорошим дознавателем, не отдавая себя полностью своей работе. Нужно уметь находить верные решения, основываясь на законе, а ещё уметь понять чужую беду, проникнуться проблемой граждан, пострадавших от огня, и принять все меры, чтобы установить истинные причины пожара.

Дознаватель – это такая профессия, которая требует полной самоотдачи. Сотрудник дознания, общаясь с не самым благополучным контингентом, обязан в установленный законом срок провести расследование по делу. Чего это стоит, знают только сами специалисты.

— Рустем Федаилевич, какими качествами должен обладать кандидат на должность дознавателя?

— Первым и самым главным требованием является желание работать в дознании, желание принести пользу людям. Хочется видеть сотрудника не черствого, а проявляющего сочувствие и сердечность к гражданам, которые обратились за помощью. Помимо психологических навыков, помогающих, с одной стороны, проникнуться бедой людей, пострадавших от пожара, а с другой – распознать возможные ложные показания, дознавателям для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей необходимо иметь юридическую базу: знать досконально Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Правила противопожарного режима в Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов дознания в системе ГПН, а также обладать личными качествами – умом, наблюдательностью, ответственностью.

— Рустем Федаилевич, с какими показателями по уголовно-процессуальной деятельности управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан завершило 2016 год?

— За 2016 год в органы дознания государственного пожарного надзора республики поступило более 4300 сообщений о преступлениях и иных происшествиях, связанных с пожарами. Порядка 1000 материалов проверок по сообщениям, касающимся поджогов и пожаров с гибелью людей, было передано в органы внутренних дел и Следственное управление Следственного Комитета РФ, принято 3335 решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

За 2016 год в производстве дознавателей находилось 8 уголовных дел по статье 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности». По окончанию дознания по каждому уголовному делу было принято законное, обоснованное и мотивированное процессуальное решение. Основной серьёзной проблемой при проведении дознания являются низкие показатели по розыску органами полиции лиц, причастных к возникновению пожара. Жалоб граждан и должностных лиц на действия дознавателей не поступало, так как работа органов дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма.

Также правами ГПН к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека было привлечено 63 правонарушителя.

Органы дознания ГПН республики показывают стабильные результаты по раскрываемости преступлений, которая составила в 2016 году около 80 %. Прокурорами принимались решения о направлении в суд по 6 уголовным делам. Успехов по расследованию преступлений достигли ОНДиПР по г. Уфе, Нефтекамским, Белорецким, Баймакским, Караидельским межрайонными отделами.

— С какими службами приходится взаимодействовать при проведении расследований по фактам пожаров?

— При проведении расследования органы дознания взаимодействуют с подразделениями МВД, прокуратуры, следственного комитета и органами государственной власти. Организационно-методическое руководство деятельности подразделений дознания, контроль за исполнением законодательства РФ и уголовного судопроизводства, координацию деятельности отделов надзорной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений осуществляет отдел дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.

— Скажите, в чём отличительная особенность проведения дознания по пожарам, какие возникают сложности?

— Дознание по пожарам является одной из самых сложных задач в расследовании происшествий и преступлений. Пожар уничтожает все следы, разрушает первоначальную обстановку на месте происшествия, скрывает необходимые для расследования улики. Задача дознавателя заключается не только в нахождении причины пожара, но и в установлении виновных в его возникновении лиц. Прогар пола или потолка, степень обугливания предметов домашнего обихода, цвета побежалости на металлических материалах помогают специалисту установить продолжительность и температуру горения, место очага пожара. Нередко дознаватель должен буквально копать лопатой на месте пожара, чтобы установить истину. Осматривая поврежденную огнем бытовую технику, анализируя степень деформации материалов в результате температурного воздействия, решается профессиональная задача, словно разматывается клубок вопросов и противоречий. Я всегда говорю, что служба дознавателя затягивает. Сравнить это явление можно только с чтением детективных романов, но реальная работа, конечно, намного интереснее.

От имени руководства Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от себя лично хочу поздравить всех дознавателей и сотрудников государственного пожарного надзора республики, осуществляющих дознание по пожарам, с 88-й годовщиной образования службы!

Источник http://02.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4751097/

1. Общие положения

· Дознаватель назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника ГУ МЧС РФ по Томской области.

· Подчиняется начальнику УНД ГУ МЧС России по Томской области и начальнику ОД УНД ГУ МЧС России по Томской области, а непосредственно - начальнику ОНД Ленинского района г.Томска УНД ГУ МЧС России по Томской области.

· В отсутствие дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. и начальника ОНД Ленинского района г. Томска исполняет обязанности начальника ОНД.

· Дублирует работу дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. в его отсутствие.

· Наделён правами государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору, государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственному надзору в области гражданской обороны.

· Отвечает за организацию работы по административно-правовой деятельности. Осуществляет статистический учёт пожаров, произошедших на территории Ленинского района г.Томска, приём, регистрацию, разрешение и учёт сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах, отвечает за полноту сбора материалов по пожарам, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с пожаром, возбуждает уголовные дела.

· В своей повседневной деятельности руководствуется Конституцией и законодательством РФ и Томской области, административными регламентами МЧС России (приказ № 375 от 28.06.2012г.) и иными нормативно-правовыми актами, приказами МЧС, МВД, ГУ МЧС РФ, ГУ МЧС России по Томской области, функциональными обязанностями, указаниями и распоряжениями вышестоящих начальников.

2. Обязанности

· Осуществлять работу в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», приказами, директивами, указаниями МЧС России, ГУ МЧС России, СибРЦ МЧС России, ГУ МЧС РФ по Томской области.

· При осуществлении деятельности соблюдать Конституцию РФ, действующее законодательство и нормативные правовые акты в области пожарной безопасности.

· Осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с функциональными обязанностями.

· Обеспечивать организацию работы по закрепленному направлению деятельности.

· Своевременно анализировать прогнозировать оперативную обстановку с пожарами, в соответствии с анализом вносить предложения по состоянию организации и эффективности Государственного пожарного надзора.

· По поручению начальника ОНД Ленинского района г. Томска проводить проверки жалоб граждан и должностных лиц на действия государственных инспекторов Ленинского района г. Томска по пожарному надзору по вопросам законности использования ими предоставленных прав по исполнению административного законодательства и принятых решений по фактам пожаров.

· Взаимодействовать с правоохранительными органами Ленинского района г.Томска по осуществлению административно-правовой деятельности.

· На основе анализа, а также во исполнение решений органов государственной власти и местного самоуправления, директив, приказов, указаний, распоряжений вносить предложения в планы работ подразделения ОНД по улучшению работы по закрепленному направлению деятельности.

· При проведении мероприятий по контролю проверять наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия).

· Обобщать и вносить предложения по внедрению передового опыта в проведении административно-правовой деятельности на территории Ленинского района.

· Анализировать состояние закрепленных объектов, проводить на них мероприятия по контролю, дознание по делам о пожарах, выполнять комплекс надзорных мероприятий, предусмотренных административными регламентами, вести КНД.

· Готовить предложения, направленные на совершенствование деятельности ОНД Ленинского района г.Томска.

· Принимать участие в разработке планов основных мероприятий ОНД Ленинского района г. Томска.

· Соблюдать нормы этики и установленный служебный порядок.

· Не совершать действий, затрудняющих деятельность управления отделения, а также приводящих к подрыву авторитета государственной противопожарной службы МЧС РФ.

· Сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом РФ тайну, контролировать соблюдение режима секретности.

· Соблюдать законность, служебную дисциплину, правила техники безопасности и пожарной безопасности.

· Проводить анализ административно-правовой деятельности ГПН (ежеквартально) с выявлением конкретных проблем и путями их решений, вносить предложения по ее совершенствованию.

· Вести журнал учёта административных дел, журнал учёта протоколов о временном запрете деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, журнал учёта представлений об устранении причин и условий, способствовавших административному правонарушению.

· Вести контроль за исполнением вынесенных постановлений о наложении административных взысканий, протоколов о временном запрете деятельности, представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

· Обеспечивать подготовку предусмотренных приказами статистических и отчетных данных в письменной форме для предоставления в УНД ГУ МЧС России по Томской области.

  1. Права

· Принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями.

· Вносить предложения по улучшению организации работы по закрепленному направлению деятельности и отделения в целом.

· По поручению начальника отделения представлять отделение в других организациях.

· Осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов и пресечения их нарушений в порядке установленном законодательством Российской Федерации на закреплённых объектах и по распоряжению вышестоящих государственных инспекторов.

· Давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений.

· Составлять протоколы об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принимаемых в соответствии с ним законами Томской области административные наказания.

· Осуществлять проверки и составлять процессуальные документы по произошедшим пожарам в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

· Вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них.

· Входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, создающим угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей.

· Запрашивать в установленном порядке и получать от должностных лиц организаций и граждан, необходимые для исполнения функциональных обязанностей информацию и материалы.

· Выполнять обязанности согласно плану ППС ГО.

· Пользоваться другими правами в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Томской области в пределах своей компетенции

  1. Ответственность.

Несет персональную ответственность:

· за неисполнение или ненадлежащее исполнение, возложенных на него функциональных обязанностей.

Любой пожар это бедствие, как для погорельцев, так и для их соседей. В тот момент, когда возгорание уже произошло обычно не до разбирательств, люди пытаются спасти свою жизнь, имущество. В дальнейшем возникает вопрос: «Почему же произошел пожар?». Выяснением причин огненного происшествия занимаются дознаватели МЧС России. Осмотреть пострадавший объект, заглянуть в каждый угол, взять образцы обугленной проводки или другие вещи на экспертизу - это только малая часть необходимых действий в ходе расследования.
Право самостоятельного производства дознаний по делам о нарушениях противопожарных правил органам Государственного пожарного надзора было предоставлено с 23 января 1928 года. В 2002 году Государственная противопожарная служба МВД РФ вошла в состав МЧС России. В 2010 году органы государственного пожарного надзора были преобразованы в органы надзорной деятельности, в составе которых в настоящее время действуют органы дознания.

Заполнить протокол осмотра невозможно без понятых и свидетельских показаний. Поэтому обязательным становится опрос участников и очевидцев происшествия. Особое внимание уделяется пожарам, произошедшим в жилье. Здесь дознаватели совершают поквартирный обход по всем этажам, внося в протокол необходимые сведения. Кроме того, проводится осмотр подъезда, состояния путей эвакуации, наличие на стендах информации о правилах пожарной безопасности. Сотрудникам МЧС России во время процедуры дознания нередко приходится проводить профилактические беседы с жильцами дома, в котором произошел пожар. Люди подходят с вопросами самостоятельно или специалисты МЧС России идут к гражданам, чтобы разъяснить основные причины пожаров. Выяснить причину пожара и научить людей правилам безопасного поведения важные направления надзорной деятельности.

Во 2 региональном отделе надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного управления МЧС России по г.Москве вот уже более 10 лет работает дознавателем майор внутренней службы Томонов Юрий Александрович.

15 лет жизни Юрий Александрович посвятил своей профессии, он потомственный пожарный, его отец и дядя в сумме отдали службе в пожарной охране более 55 лет.

Первоначальное образование Юрий Александрович получил в Московской Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Затем продолжил обучение на заочном факультете Московского института государственного управления и права по специальности государственное и муниципальное управление, который окончил в 2014 году.
Работа дознавателя действительно трудная, и в моральном и в физическом плане. Дознаватели занимаются расследованием пожаров, проводят предварительное расследование в форме дознания по преступлениям им приходится общаться с массой разных людей, к каждому из которых нужно найти правильный подход. Для выяснения причин пожаров дознаватели используют современное оборудование, инструментальные комплекты для работы на месте происшествия. А вещественные доказательства, изъятые с места пожара, они направляют в Судебно-экспертный центр ФПС МЧС России для более полного исследования.

Дознаватели МЧС России - это важнейшее звено в работе пожарной охраны. Пожар - он ведь как книга. В нем есть и вступление - это момент начала пожара, и кульминация - когда пожар уже принял развившуюся форму, и завершение, когда огонь полностью потушен. А дознаватель - это тот человек, который ставит последний росчерк и закрывает книгу.

Управление по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация