IV. Права и обязанности государств во время сухопутной войны. Военная присяга и обязательства. О несении службы

Главная / Суд

Нейтралитет во время войны - это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине. Именно в таком плане высказываются известные ученые-международники, інапример, Е.

А. Коровин 120 и Г. Бриггс121.

В преамбуле Гаванской конвенции 1928 г. о нейтралитете- во время морской войны также говорится: «Нейтралитет является правовым состоянием государства, которое не принимает участия в военных действиях, и... такое состояние создает известные права и налагает обязанность беспристрастности...» 122. Действительно, нейтралитет как юридическое положение государства порождает широкий круг прав и обязанностей в отношениях между ним и воюющими странами. Эти права и обязанности, вытекающие из нейтралитета, естественно, отличаются от основных прав и обязанностей государств как субъектов международного права. В частности, одним из основных суверенных прав государства является право на" нейтралитет. Государство, осуществляя право на нейтралитет, приобретает определенные права и несет обязанности, установленные международными соглашениями. Осуществление права государства на нейтралитет возможно при наличии воюющих сторон.

Нельзя согласиться с мнением американского юриста Френсиса Лоу-Би"ра о том, что нейтралитет есть раз -и навсегда определенное отношение государства к специфическому.конфликту. Он пишет: «Государство А является нейтральным к конфликту X между государствами В и -С, если и только если А не стремится воздействовать на исход X»123. Такая схема лишает нейтральные государства возможности побудить воюющие страны к примирению, -применить экономические санкции против агрессора, так как она запрещает (воздействовать на исход конфликта. Ясно, что эта схема надумана. Международное право, например, поощряет посредническую деятельность нейтрального государства, ведущую к установлению мира, т. е. поощряет определенное воздействие на исход военного конфликта.

Каковы же права и обязанности государств, вытекающие из их позиции нейтралитета в войне между другими державами? На наш взгляд, можно выделить следующую группу прав нейтральных государств: 1) нейтральное государство

имеет право на укрепление своей армии и строительство оборонных сооружений, а также право на нейтрализацию, и демилитаризацию части своей территории; 2) оно вправе требовать от воюющих соблюдения неприкосновенности его граждан, территории, имущества; 3) оно имеет.право дать вооруженный отпор или применить иные методы воздействия в отношении государства, нарушившего его нейтралитет; 4) может заключать с воюющими международные соглашения невоенного характера; 5) имеет право на торговлю, за исклю чением "Военной контрабанды, со всеми воюющими; 6) имеет право на переговоры с воюющими, на примирение воюющих сторон, используя целый ряд выработанных международным правом способов; 7) оно может принимать на своей территории войска воюющих, бежавших военнопленных с условием их интернирования, а также разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон без войск и военных припасов; 8) нейтральное государство, исходя из гуманных побуждений, может взять на себя заботу о защите жертв войны; 9) оно может взять на себя заботу о сохранении дипломатического и консульского имущества одного из воюющих по его просьбе; 10) имеет право вступить в войну на стороне жертвы агрессии при условии, что у него нет договорных обязательств не участвовать в войне. Состояние нейтралитета этим самым прекращается; 11) имеет право на поставку военного снаряжения другому нейтральному государству, а также на заключение с ним военных соглашений; 12) имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему воюющими; 13) нейтральное государство имеет право участвовать после окончания войны в международной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Из обязанностей нейтрального государства следует выделить основную - обязанность полного неучастия в войне. Это выражается в том, что нейтральное государство обязано не допускать, например, военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием. Оно обязано запретить воюющим устраивать на своей территории станции беспроволочного телеграфа и другие средства сообщения для связи с силами воюющих государств, а также запрещать воюющим пользоваться подобными сооружениями, которые установлены на нейтральной территории для военных целей еще до войны. Нейтральное государство обязано запрещать воюющим создавать в своих водах базы для морских операций против противника. Оно обязано не допускать формирования на своей территории военных отрядов и открытия учреждений для вербовки войск в пользу воюющих. Оно обязано интернировать попавшие на его территорию войска воюющих и заботиться об их содержании.

Нейтральное государство должно принимать ограничительные и запретительные меры к обеим враждующим.сторонам одинаково, на равных основаниях. В связи с этим американский юрист Фенвик справедливо подчеркивает трудность положения нейтрального государства, так как даже малейшее с его стороны пренебрежение своими обязанностями не может не сработать в пользу одного из воюющих. С другой стороны, нейтральное государство не может отказаться от 86 своих прав, вытекающих из состояния нейтралитета. Это послужило бы интересам одного из воюющих и нарушило бы принцип беспристрастия.

Правам и обязанностям нейтрального государства должны соответствовать определенные права и обязанности воюющих. Некоторые юристы, например, финский ученый Кастрен, видят в этом компромисс интересов воюющих и нейтральных. По нашему мнению, современное международное право должно исходить из полного соответствия прав и обязанностей воюющих и нейтральных, неуклонного соблюдения правил нейтралитета воюющими. «Осуществление одними субъектами международного права своих прав должно сопровождаться неукоснительным уважением и соблюдением ими прав других» 2®. Природа прав и обязанностей нейтрального государства не должна служить нарушению его суверенитета. Несомненно, что во время войны ограничиваются интересы нейтрального государства, хотя оно и поддерживает мирные отношения со всеми воюющими. Но они не должны быть беспредельными. Ограничения касаются лишь тех моментов, которые могут содействовать втягиванию нейтрального государства в войну. Они. не должны распространяться на те сферы деятельности государства, которые носят исключительно мирный или гуманный характер.

Ограничения интересов нейтрального государства должны гарантировать его неучастие в войне, а не нарушать его нейтралитет. Но они распространяются Tie только на "нейтральные государства, но и на воюющие. Юридические ограничения воюющих есть правовая гарантия того, что нейтральное государство останется вне войны при условии соблюдения им своих обязанностей.

Объем ограничений интересов нейтрального и воюющих государств существенно влияет на объем их прав и обязанностей. Права и обязанности нейтрального и воюющих государств связаны с юридической фиксацией их взаимных ограничений. Следовательно, недопустимо, чтобы нейтральные государства имели меньше прав, чем воюющие, а воюющие имели меньше обязательств, чем нейтральные. Определенный круг соответствующих прав и обязанностей нейтральных и воюющих закреплен в международных соглашениях, в частности в пятой и тринадцатой Гаагских конвенциях 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны124.

Пятая Гаагская конвенция 1907 г., содержащая правила нейтралитета, в сухопутной войне, закрепляет основное положение о том, что территория нейтральных держав неприкосновенна. Нейтральная держава карает действия воюющих, противные нейтралитету, лишь тогда, когда они совершены в пределах ее собственной территории. Согласно ст. 10 конвенции нейтральное государство имеет право на самооборону. Это не рассматривается как враждебное действие. Конвенция далее запрещает воюющим пересекать территорию нейтральных государств, устанавливать на ней средства связи, а также формировать войска и открывать вербовочные пункты. Однако.нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане по своей инициативе поступают в армию одного из воюющих. Специальный раздел пятой Гаагской конвенции посвящен воюющим, «водворенным» в нейтральном государстве, а также раненым. Здесь содержится обязанность нейтрального государства интернировать армию воюющего государства, попавшую на его территорию, и содержать ее в специальных местах, по возможности далеко от театра войны. Бежавшие военнопленные должны оставаться на территории нейтрального государства на свободе. Ст. 14 этой конвенции разрешает нейтральному государству давать согласие на проход по его территории обозов с ранеными п больными воюющих сторон при условии, если вместе с ними не перевозятся войска и боеприпасы. Нейтральное государство не должно допускать, чтобы доставленные таким образом раненые и больные снова могли принять участие в военных действиях.

Пятая Гаагская конвенция о нейтралитете в сухопутной войне дает, далее, определение нейтральных лиц как граждан государства, не принимающих участия в войне. Она определяет условия, при которых нейтральное лицо не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает враждебные действия по отношению" к воюющему или совершает действия в пользу воюющего. Такими действиями может явиться добровольное поступление на службу в армию одного из воюющих. Ст. 28 пятой Гаагской конвенции перечисляет некоторые услуги нейтральных лиц воюющим, не считающиеся нарушением нейтралитета. В последней главе этой конвенции регулируется вопрос о подвижном составе железных дорог. Последний, если он происходит с территории нейтрального государства и может быть опознан, подлежит реквизиции пли использованию воюющими только в случае крайней необходимости. После использования воюющая сторона должна отослать подвижной состав нейтральному государ ству. То же самое может сделать нейтральная держава в отношении подвижного состава воюющих государств. Обе стороны выплачивают друг другу за использование состава вознаграждение.

Ст. 54 пятой Гаагской конвенции запрещает воюющим государствам захватывать и уничтожать подводные кабели, соединяющие нейтральную территорию с оккупированной территорией. В случае уничтожения кабеля воюющий возмещает убытки125.

Права и обязанности нейтральных государств в морской войне устанавливаются тринадцатой Гаагской конвенцией 1907 г. Согласно конвенции, воюющие не должны допускать в нейтральных водах действий, которые нарушили бы нейтралитет морской державы. Недопустимым является, например, захват судов в нейтральных водах или их досмотр военными кораблями воюющих государств. Если захват все же произведен, то нейтральное государство обязано добиться, чтобы приз был отпущен вместе с его экипажем, а экипаж взятого судна воюющего государства подвергается водворению. Разумеется, нейтральное государство осуществляет названные меры, если приз находится в пределах его юрисдикции.

Воюющие не могут создавать, далее, в нейтральных водах базы для боевых действий против противника, а также свои средства сообщения. Может сложиться ситуация, когда военное судно воюющего, несмотря на предупреждение нейтрального государства, не уходит из порта, в котором не имеет права оставаться. В этом случае нейтральная держава имеет право задержать воюющее судно вместе с его офицерами и экипажем на все время войны. В нейтральных портах военные корабли воюющих государств не могут увеличивать свои военные запасы, вооружение, пополнять экипаж.

В отношении нахождения их в территориальных водах нейтрального государства действует правило 24 часов126. В свою очередь нейтральная держава не имеет права передавать воюющим военные корабли и боеприпасы. Она должна препятствовать снаряжению, вооружению и выходу из-под ее юрисдикции судов, предназначенных для военных действий воюющих. Различные ограничения, устанавливаемые нейтральным государством относительно допуска в нейтральные воды, должны применяться к воюющим сторонам одинаково.

Наконец, статья 23 тринадцатой Гаагской конвенции 1907 г. регулирует вопросы конвоирования приза127.

Многие государства также подписали Лондонскую декларацию о праве морской войны от 26 февраля 1909 г., затрагивавшую ряд вопросов военного нейтралитета, но она не была ратифицирована. Однако нормы, закрепленные декларацией, сейчас стали общепризнанными. Эти нормы, как уже говорилось, регулируют вопросы блокады во время войны, военной контрабанды, услуг воюющему, уничтожения нейтральных призов, перемены флага, сопротивления осмотру и т. д.128 В частности, действует правило о том, что возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой его осведомленностью о блокаде, а его захват разрешается* только в районе действия военных судов, которые осуществляют фактическую блокаду. Нейтральное судно, перевозящее контрабанду. конфискуется вместе с грузом. Кроме того, оно конфискуется также, если совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, которые входят в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля. Оно конфискуется и в случае перевозки военного?отряда, одного или нескольких лиц воюющей стороны, которые во время плавания прямо содействуют военным действиям и об этом известно капитану, собственнику судна или лицу, зафрахтовавшему корабль! Наконец, нейтральный корабль конфискуется, если: 1) принимает прямое участие в военных действиях; 2) находится под властью специального представителя правительства воюющей стороны; 3) зафрахтован целиком неприятельским правительством.

Международные соглашения, регулируя нейтралитет государств в сухопутной и морской войне, не устанавливают пра вил нейтралитета во время воздушной войны129. Правда, в некоторых д-оговорах, "специально не регулирующих положение нейтральных государств, есть отдельные статьи, связанные с нейтралитетом в воздушной войне130. В целом же следует сказать, что относительно нейтралитета государств в воздушной войне должны действовать общие правила нейтралитета. Несомненно, что воздушные границы нейтрального государства являются неприкосновенными, так как воздушное пространство"- это часть территории государства. Враждебные акты воюющих в воздушном пространстве нейтрального государства недопустимы. С другой стороны, война не затрагивает права нейтрального государства осуществлять воздушные полеты. Члены экипажа нейтрального судна, попавшие на территорию воюющего государства, не должны задерживаться, а воздушное судно не подлежит конфискации. Но нейтральное государство не должно передавать летательных военных аппаратов и боеприпасов воюющим, а также должно препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению летательных аппаратов, если есть подозрение, что они предназначаются для содействия военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Нейтральное государство не до.лжно разрешать воюющим устраивать на своей территории аэродромы, станции радиосвязи для корректировки полетов и т. д. Оно не должно разрешать военным воздушным судам воюющих государств транзитный перелет над своей сухопутной и водной территорией. Нейтральное государство не должно также разрешать заход в его территориальные воды гидросамолетов и авианосцев воюющих. В случае же захода они должны быть задержаны, а экипаж интернирован. Здесь анало гия с правилами морской войны ие применима, так как это противоречило бы общему положению о том, что военные самолеты воюющих государств не должны появляться на нейтральной территории. Что касается гражданских воздушных судов воюющих, то их полеты в пределах территории нейтрального государства зависят от усмотрения последнего.

Воюющие не имеют права не только использовать воздушное пространство нейтральной державы для полетов авиации и ведения военных действий, но и посылать артиллерийские снаряды и ракеты в сторону противника через территорию нейтрального государства.

В случае покушения на нейтралитет - нарушения воздушного пространства нейтрального государства самолетами воюющих оно имеет право на самооборону, т. е. применение вооруженной силы. Если нейтральное государство узнало о начале военных действий, а на его территории в это время имелись военные самолеты воюющего государства, то им должно быть указано время, в течение которого они -обязаны покинуть территорию страны. Возможно задержание военных самолетов воюющих и интернирование их экипажа в случае неумышленного пересечения воздушной границы нейтрального государства, например, аварии. Подлежат интернированию самолеты воюющих и их экипаж независимо от того, вынужденно или добровольно перелетели они на нейтральную территорию.

Недопустимо также нападение воздушных сил воюющих на гражданские самолеты нейтральных государств над открытым морем.

В условиях современного развития военной техники, отсутствия договора о нейтрализации космоса возникает опасность нарушения нейтралитета государств воюющими со стороны космического пространства. Это пространство, как известно, не находится под суверенитетом государств. Но если воюющие нарушат неприкосновенность сухопутной, морской или воздушной территории нейтрального государства военными действиями из космоса, то такие действия нужно рассматривать как нарушение нейтралитета. Причем не имеет значения, произошло ли это нарушение случайно, вследствие могучей разрушительной силы примененного воюющими оружия или в силу других причин. Исходя из права на самооборону, нейтральное государство может оказать в таком случае сопротивление агрессору. Неспособность же нейтрального государства защитить себя от военного нападения из космического пространства не должна вести к изменению прав и обязательств нейтрального государства вообще131. Интересы мира во всем мире требуют, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях. Шаг к этому уже сделан. Как известно, московским договором от 5 августа 1963 г. запрещены испытания ядерного оружия под водой, в воздушном и космическом пространстве.

Резолюция 1884 (XVIII), принятая 17 октября 1963 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ‘приветствует решение СССР и США не размещать в космосе объекты с ядерным оружием и призывает все государства «воздержаться от вывода на орбиту вокруг земли каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения...» 132. Это подтверждено и в открытом для подписания договоре об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Тем самым государства взяли на себя обязательство в отношении ядерной демилитаризации космоса.

Правила нейтралитета во время сухопутной, морской или воздушной войны исходят из принципа беспристрастия нейтрального государства. Но это беспристрастие нельзя понимать в том смысле, что нейтральная сторона должна быть беспристрастной морально. В частности, неправ русский юрист Л. Камаровский, который требовал, чтобы печать нейтрального государства «сохраняла беспристрастное отношение к воюющим» 133.

Психологическая война, по мнению известного американского специалиста по ведению подрывной пропаганды Поля Лайибарджера, уже со времени первой мировой войны «из случайного оружия превратилась в один из главных военных инструментов»134. Империалистические страны взаимно стремились использовать идеологические органы нейтральных государств в своих интересах 135. С другой стороны, некоторые нейтральные государства пытались заниматься контролем печати, радио и т. п., чтобы добиться их беспристрастия. В этом отношении интересно положение прессы Швейцарии во время второй мировой войны. Накануне войны германские газеты писали, что критика нацистской Германии в швейцарских газетах и предоставление убежища противникам нацистского режима несовместимы с политикой швейцарского нейтралитета. Германия предложила Швейцарии заключить договор о прессе, по которому последняя брала бы на себя обязательство регулировать печать. Швейцария отказалась от такого предложения. Но отдел генерального штаба Швейцарии, занимающийся прессой и радио, 6 января 1940 г. установил для публикации материалов некоторые общие принципы: публикуемая информация не должна иметь одностороннего характера; было запрещено давать советы воюющим, предсказывать успехи, поражения одной из сторон38. Подобные правила деятельности прессы были направлены на то, чтобы утвердить принцип беспристрастия печати. Но международное право не налагает обязанности на граждан и органы нейтрального государства сохранять «идеологический нейтралитет». Следует отличать правовое положение нейтрального государства от идеологических, моральных позиций его общественных организаций, печати. Эти органы могут выражать своп симпатии или антипатии к одной из воюющих сторон. Например, правомерно моральное сочувствие нейтрального государства народам стран, вынужденных участвовать в несправедливой империалистической войне. В. И. Ленин говорил: «Ставши нейтральной страной, Российская Советская республика пользуется обращением к ней президента Вильсона, чтобы выразить всем народам, гибнущим и страдающим от ужасов империалистической войны, свое горячее сочувствие...»39.

Демократическому духу международного права противоречит использование идеологических органов нейтрального государства той воюющей стороной, которая является агрессором, или запрещение высказываний против агрессора. Нейтральное государство должно препятствовать пропагандистской деятельности агрессора, если он использует для этого территорию или органы данного государства.

Таким образом, международиоправовой обязанности нейтрального государства соблюдать беспристрастие в моральном плане не существует.

В связи с тем, что империалистические державы не оставляют попыток вести агрессивные войны, и так как ведутся справедливые национально-освободительные войны, международные соглашения о правилах военного нейтралитета не потеряли своего значения. С точки зрения международного права они являются действительными.

Выполнение правил нейтралитета способствует созданию мирных зон во время войны. Существование нейтральных го-, сударств ограничивает театр войны, т.о есть создаются определенные зоны, свободные от военных действий. Чем больше нейтральных государств в конкретной войне, тем обширнее мирные зоны. Этим самым нейтральные государства оказывают положительное влияние на воюющих, побуждают к заключению мира. «Нейтральные более всего заинтересованы в том, чтобы война была локализована (ограничена площадью своего проявления) и возможно кратковременна, - писал известный русский юрист Л. Камаровский, - поэтому усилия их должны направляться к устранению всего, что может питать или поддерживать войну» 136.

Правила нейтралитета дают юридическую возможность нейтральным государствам защищать свои права и интересы, а также связать действия воюющих определенными правовыми рамками. Они дают основание для предъявления агрессору после окончания войны справедливых требований о возмещении ущерба и наказания его за нарушения нейтралитета.

Еще по теме § 2. Основные права и обязанности нейтральных государств:

  1. § 2. Права и обязанности постоянно нейтрального государства
  2. § 4. Вопрос о совместимости обязательств постоянно нейтрального государства с обязанностями члена ООН
  3. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  4. 5.5. Правосубъектность постоянно нейтральных государств
  5. 12. Какие основные права и обязанности работодателя закреплены в ТК?
  6. 11. Какие основные права и обязанности работника предусматривает ТК?
  7. § 2. Права и обязанности в контексте юридико-антропологического анализа отношений человека и государства
  8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ
  9. 11.5. Основные права и обязанности работников и работодателей

При котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

Проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты воюющим государствам запрещается. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим государствам создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Нейтральное государство может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи. Не допускается снабжение нейтральными государствами воюющих государств оружием , военными и другими материалами. Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил. Если войска одной из воюющих сторон окажутся натерритории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих.

Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Воюющим сторонам допускается транспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.

Она подлежит к исполнению гражданами страны и подразумевает строгое соответствие определенным нормам. Но, каковы основные обязанности военнослужащего? Прежде чем определить этот круг, необходимо ознакомиться с тем, кто же принадлежит к этой группе лиц.

Какие граждане считаются военнослужащими

Законодательство трактует, что статус военнослужащего может получить гражданин РФ или подданный другого государства.

Сюда относятся:

  • Мичманы, прапорщики, офицерский состав армии, курсанты, обучающиеся в военных ВУЗах, старшины, сержанты, матросы, солдаты, которые находятся на или поступили в армию по призыву.
  • Офицеры, которые призваны на службу указом Президента страны.

Каждый гражданин получает соответствующее имеющие подразделение на корабельные и войсковые.

Любой человек, проходящий службу в армии, обладает гражданскими правами и свободами. Однако, федеральные и конституционные законы накладывают некоторые ограничения. Например, права, обязанности и ответственность военнослужащих зависят от того, находятся ли они на службе или нет.

Когда происходит исполнение обязанностей?

Согласно законодательным нормам военнослужащий исполняет свои обязанности в указанных случаях:

  • Подготовка к вооруженной защите страны.
  • Осуществление вооруженной защиты страны.
  • Точная реализация поставленных задач, вне зависимости от окружающих условий.
  • Военный является участником боевых действий, в том числе в условиях военного или чрезвычайного положения, при развитии вооруженных конфликтов.
  • Исполнение задач и указаний в условиях военного положения в соответствии с принципами международного права - для иностранных граждан.
  • Ведение боевого дежурства, службы в нарядах и гарнизонах.
  • Несение
  • Участие в походах кораблей или учениях.
  • Выполнение распоряжения или приказа, отданного вышестоящим начальником.
  • Нахождение в служебной командировке или на территории войсковой части в соответствии с принятым регламентом или в другое время, обусловленное служебной необходимостью.
  • Защита жизни, здоровья, достоинства и чести личности.
  • Участие в ликвидации или предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
  • Охрана правопорядка и обеспечение безопасности граждан.

Военнослужащий, следуя приказу командира, должен немедленно приступить к реализации своих обязанностей в любое время.

Это важно знать

Гражданин, соблюдая права, обязанности и ответственность военнослужащих в своей служебной деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, следовать нормам, установленным ФЗ, уставом и иными правовыми актами.

Основные принципы

Каковы основные обязанности военнослужащего? Общие принципы раскрываются следующим образом:

Воинский долг

Каковы основные обязанности военнослужащего, исходя из существа воинского долга? Вопрос раскрывается указанным образом:

  • Соблюдение верности своим обязательствам и Военной присяге.
  • Беззаветная служба народу.
  • Умелая и мужественная защита страны.
  • Строгое соблюдение конституционных принципов, обеспечение реализации законности, требований уставов.
  • Беспрекословное исполнение приказов руководства.
  • Совершенствование воинского мастерства.
  • Содержание вооружения в режиме постоянной готовности.
  • Основные обязанности военнослужащего состоят в сбережении военного имущества.
  • Хранение
  • Соблюдение бдительности и дисциплины, норм международного права.
  • Офицеры и солдаты обязаны дорожить своей честью, воинской и боевой славой, проявлять патриотизм, направлять усилия на укрепление дружбы и мира между народами.
  • Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы должны предотвращать религиозные и национальные конфликты.
  • Уважение достоинства и чести других военнослужащих, оказание помощи в случае возникновения опасности, удерживание сослуживцев от недостойных поступков, недопущение издевательств и грубостей среди коллектива.
  • Соблюдение всех норм безопасности, которые действуют на военной службе.
  • Забота о сохранности собственного здоровья, в том числе регулярная физподготовка, закаливание.
  • Обращение по служебным и личным вопросам к непосредственному или старшему начальнику.
  • Общие обязанности военнослужащих состоят в соблюдении и знании норм гуманитарного права, действующего на международном уровне.
  • Знание правил, регламентирующих обращение с пострадавшими, ранеными или больными лицами, с военнопленными, гражданским населением, которое присутствует в зоне боевых действий.
  • Оказание решительного сопротивления противнику даже в одиночном бою.
  • В чем основные обязанности военнослужащего, попавшего в плен? В случае захвата, обусловленного тяжёлым ранением или контузией, он обязан использовать любую возможность для собственного освобождения.

Если лицо находится в плену, оно вправе сообщить противнику только своё звание, фамилию, имя, отчество, личный номер и дату рождения. О том, каковы обязанности военнослужащего, должен знать каждый солдат.

Солдаты

Матросы и солдаты в условиях военного или мирного времени должны своевременно и максимально точно исполнять возложенные на них обязанности, выполнять все поставленные задачи и скрупулезно соблюдать нормы безопасности военной службы, следить за состоянием собственного оружия, вверенной техники и имущества. Матросы и солдаты подчиняются командиру отделения.

Общие обязанности военнослужащих солдат и матросов:

  • Глубокое осознание собственного долга воина РФ.
  • Образцовое, беспрекословное исполнение служебных обязанностей, соблюдение норм внутреннего распорядка.
  • Тяга к обучению.
  • Скрупулезное знание фамилий своих непосредственных начальников, воинских званий и должностей.
  • Оказание должного уважения командирам, старшим, уважение достоинства и чести товарищей по службе.
  • Соблюдение норм, касающихся воинской вежливости и пиетета.
  • Аккуратное ношение формы и исполнение воинского приветствия.
  • Забота о сохранности собственного здоровья, совершенствование физической подготовки, закаливание.
  • Общие обязанности военнослужащих состоят в соблюдении правил общественной и личной гигиены.
  • Совершенное знание правил обращения с оружием.
  • Содержание техники и оружия в постоянной готовности к бою.
  • Соблюдение требования безопасности, которые действуют на военной службе, в том числе на учениях, стрельбах, занятиях, в наряде.
  • Знание нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, норм гуманитарного права в тех пределах, которые установлены для матросов и солдат. По сути, это правовой минимум.
  • Основные обязанности военнослужащего подразумевают знание кодекса поведения военнослужащего, знаков сигнализирования и различия.
  • Аккуратное ношение обмундирования, своевременное производства текущего ремонта мундира, ежедневная чистка и хранение приспособлений в специально предназначенном для этого месте.
  • Если у матроса или солдата возникла необходимость отлучиться, он обязан спросить разрешения у командира подразделения. После возвращения, старший начальник оповещается о прибытии.
  • При нахождении вне территории войсковой части военнослужащий обязан вести себя с честью и достоинством, не совершая правонарушений.

Если матрос или солдат в течение службы образцово исполняет свои обязанности, соблюдает воинскую дисциплину и заслужил успехи в боевой подготовке, он может получить воинское звание старшего матроса или ефрейтора.

Ефрейтор или старший матрос обязаны помогать командиру в воспитании и обучении солдат.

Военная присяга и обязательства

Гражданское лицо принимает свои обязательства, когда происходит приведение к присяге. Это осуществляется в нескольких случаях: по прибытии к первому месту прохождения службы или на первые военные сборы. Основные права и обязанности военнослужащих сразу попадают под защиту закона.

Прекращение обязанностей

Военнослужащий прекращает исполнение своих обязанностей в случае лишения звания, что осуществляется только по приговору суда. Гражданин должен совершить особо тяжкое или тяжкое преступление. После погашения судимости, звание может быть восстановлено.

Кроме того, в законе фигурирует такое понятие, как предельный возраст пребывания на службе. Если это маршал, генерал, адмирал, генерал-полковник - должностное лицо не должно быть старше 65 лет; генерал-лейтенант, вице/контр-адмирал, генерал-майор - 60 лет; капитан первого ранга или полковник - 55 лет; для иных званий - 50 лет. Если службу проходит лицо женского пола, оно складывает свои обязанности в 45 лет.

Права и ответственность - общие принципы

Лицо, находящееся на службе, может носить, хранить и применять вверенное ему оружие. Нормы, применяемые относительно оружия, регламентируются законодательством. Все военнослужащие находятся под социальной защитой, гарантированной государством и обладают всеми правами и свободами, что и остальные граждане страны.

Если лицо признано виновным в неисполнении своих обязанностей, оно несет гражданско-правовую ответственность по всей строгости закона.

Вместо завершения

Многих молодых людей до принятия на службу, волнует вопрос о том, каковы основные обязанности военнослужащего. Обществознание дает четкую трактовку всех норм и правил. Действующий офицерский состав отмечает, что твердое знание собственных прав и обязанностей - основа успешной военной службы. Беспрекословное исполнение всех требований позволяет обеспечить рост боевого мастерства и укрепить дисциплину.

Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация