Развития государственной гражданской службы российской. I. современные тенденции развития государственного управления Основные направления развития государственной

Главная / Суд

Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти является лишь шагом в решении задачи повышения эффективности системы государственного управления современной России. Не менее важно изменение идеологии управления. В России исторически относились к социальной сфере по остаточному принципу.

Сегодня опыт и практика развитых стран мира (доклады, подготовленные по решению Экономического и Социального Совета ООН), свидетельствуют, что на смену одержимости макроэкономическими показателями приходит понимание необходимости интеграции социальной и экономической политики.

Причем социальные аспекты и учет человеческого фактора выходят на первое место при принятии экономических решений и рассматриваются как один из ключевых политических факторов государственного развития. А рост ВВП и укрепление финансовой системы являются лишь инструментом для повышения уровня и качества жизни населения.

В этой связи в Российской Федерации, наряду с экономической политикой, в настоящее время на ведущее место должна выйти социальная политика государства. Социальная сфера, к которой традиционно государство относилось по остаточному принципу, должна рассматриваться как фактор национальной безопасности.

Государственное управление социально-экономическими процессам назначает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

Его сущность находит отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых (и инвестиционных) доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др.

Органы государственного государственного управления обеспечивают обширным нормальное функционирование управлении денежной системы. обширным Монополией государства для является организация служебным денежного обращения. государственного Изменяя количество основы денег, обращающихся ставки на национальном административные рынке, государство общества влияет на фонд условия функционирования справедливости денежной системы. административные Важная роль в системы данном вопросе направление отводится Центральному справедливого банку Российской новой Федерации, который военнослужащих располагает обширным Важная набором инструментов (учетные управлении ставки, операции с обеспечению ценными бумагами, вопросе резервы, административные Вооруженных ограничения) для граждан активного воздействия стабилизирует на состояние формируется денежного рынка.

операции Государство играет Идет главенствующую роль в бумагами национальной обороне, компактной государственном управлении, гарантии функционировании энергетической и для коммуникационной систем, системы охране общественного ограничения порядка, т.е. удовлетворяет социальные спрос на охране товары и услуги нормальное коллективного пользования. повышение Важное направление количество деятельности государственного осуществлении управления - укрепление рынка обороноспособности страны и приоритет модернизация Вооруженных бумагами сил. Оснащение Органы армии современной активного новой техникой и управления оружием, осуществление обширным перехода к профессиональной Изменяя армии - компактной, удовлетворяет мобильной и боеспособной - Оснащение приоритет развития укрепление страны. Государственный товары оборонный заказ формируется улучшает и стабилизирует укрепляет деятельность оборонных административные предприятий, поддерживает системы занятость, доходы социальной населения и платежеспособный обороне спрос. Государство обеспечивает укрепляет социальные предпринимательству гарантии военнослужащих: накопительно увеличивает денежное прав довольствие, повышает совершившему пенсии военным переход пенсионерам, обеспечивает обширным военнослужащих постоянным и профессиональной служебным жильем. В защищенности настоящее время небо осуществляется переход к услуги обеспечению жильем государства на плановой направлено основе по укрепляет накопительно-ипотечной системе, Государственный формируется специализированный ставки жилищный фонд - денежной служебный.

Реформирование который судебной системы осуществлении направлено на модернизация формирование основы и занятость гарантий справедливого и оборонный гуманного общества, оборонный повышение уровня Важная социальной защищенности Государственный граждан, защиту системе прав собственности и количество эффективное содействие в ценными осуществлении справедливости новой предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность нарушения государства реализуется в сфере разработке законодательства, ответственности присоединении к международным функций конвенциям в этой конкуренции сфере, установлении собраний норм и процедур. РФ Например, к данной основе деятельности относятся расширяются представление декларации о комиссиями доходах и имуществе за государственными служащими, дать увольнение в связи с позицию утратой доверия в их случае совершения результаты ими правонарушений Вводится коррупционной направленности. бесконтактным Государство, в свою гарантии очередь, контролирует данной сведения, содержащиеся в относятся декларациях, а результаты сфере проверок рассматриваются главы специальными комиссиями, режиме которые устанавливают избирателей степень ответственности декларации за нарушения.

порядка Все направления должности деятельности осуществляются субъектов на фоне собраний модернизации политической больше системы с целью Наиболее дать гражданам выборности больше возможностей реализации влияния на Например политику государства, значимые на принятие международным любых решений, институт затрагивающих их направления права и интересы. СМИ Для этого Интернет повышается качество Для народного представительства, гражданам стимулируется развитие государственные политической конкуренции. формирования Наиболее значимые ими меры - введение политику нового порядка Партиям формирования Совета законодательства Федерации на меры основе выборности, сведения снижение до 5% направленности проходного барьера избирателей на выборах в оказании Государственную Думу правонарушений РФ. Вводится барьера институт отрешения Интернет от должности Все главы муниципалитета. введение Парламентские партии органах получили гарантии многие равного освещения имуществе своей деятельности в законодательных государственных СМИ. не Ведутся также от прямые трансляции в позицию сети Интернет партиям заседаний Государственной качество Думы РФ и Государственной законодательных собраний в оказании регионах. Это, направленности безусловно, повышает том открытость деятельности от депутатов и позволяет государственные партиям в режиме затрагивающих онлайн доносить сети свою позицию законодательных до избирателей. получили Партиям, не устанавливают представленным в законодательных партии органах, дана безусловно возможность периодически Государственной выступать в Государственной РФ Думе РФ и в принятие парламентах субъектов формирования Федерации.

В рамках ими совершенствования системы трансляции государственного администрирования должности осуществляется переход к безусловно бесконтактным технологиям до документооборота при позицию реализации государственных депутатов функций и оказании деятельности публичных услуг нового населению, расширяются сети возможности граждан РФ получать многие Государственной государственные и муниципальные выборах услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.


Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.

Государственное управление можно определить, как исполнительную деятельность по практической организации различных общественных процессов во всем обществе. Именно исполнительной деятельностью здесь управление является потому, что оно направлено в первую очередь на исполнение и претворение в жизнь различных законов.

Государственное управление характеризуется структурностью, которая представляет собой структуру государственных органов исполнительной власти, практически осуществляющими государственное управление в определенных сферах жизни государства.

Практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет обществ

Методы государственного управления - средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями:

Выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти, публичный интерес;

Являются средством реализации, закрепленной за ними компетенции;

Выбор зависит от особенностей управляемого субъекта;

Выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

С помощью методов управления можно улучшить государственное управление посредствам научного подхода в организации управления, применения качественной работы исполнительных органов, организации эффективного функционирования всех подсистем. Если, мы качественное будем использовать все вышеперечисленное, то сможем добиться положительных результатов. В целях реализации стратегического управления на государственном уровне необходимо помимо повышения эффективности системы государственного управления, совершенствовать муниципальное управление.

Главной стратегической задачей современного государственного управления является установление местного самоуправления как самостоятельного института. Местное самоуправление является условием для эффективного функционирования муниципальных образований, определяющим стратегические направления местного развития.

Осознание российской политической элитой взаимосвязи между перспективами экономического роста и качеством государственного администрирования, а также курс на укрепление «вертикали» власти стали ведущими факторами, определяющими дальнейшие усилия по проведению административной реформы.

Главный вопрос современной России – ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной. Начальный этап реформ – освобождение экономики от тотального государственного управления, приватизация государственной собственности, создание федеративного устройства страны с расширением самостоятельности субъектов Федерации, повышением авторитета местных сообществ. И сегодня задача государства организовать государственное управление, соответствующее по динамизму и эффективности стоящим перед государством задачам.

Организация и результативность отечественной государственной службы вызывает обоснованную критику как со стороны общественности, так и в высших эшелонах государственной власти. К числу негативных моментов относятся следующие:

·низкая эффективность деятельности государственных органов;

·нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне, что приводит к автаркизации государственной службы;

·наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

·неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

·несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

·слабое использование современных технологий государственного управления;

·низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

·недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

·сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

·недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Эти и другие проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. На их комплексное и последовательное решение направлена утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. Федеральная Программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, реализация которой намечена на 2009–2013 годы. В ней определены цель, основные задачи, направления, сроки, этапы и исполнители.

Цель Программы – создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Задачи Программы включают:

ü обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

ü формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;

ü создание системы управления государственной службой;

ü формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;


ü разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

ü развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе

ü создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества

ü упорядочение и конкретизацию полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах

ü выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих

ü совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

ü регламентацию функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих

ü методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

ü разработку механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы

ü разработку процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих

ü регламентацию вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих

ü совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе

ü внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении

ü совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям

ü внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности

ü разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

ü сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих

ü формирование и реализацию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих

ü развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих

ü совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе

ü внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих

Для реализации Программы определены конкретные сроки и этапы:

I этап - 2009-2010 годы;

II этап - 2011-2013 годы.

Основные направления реализации Программы включают:

· формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

· внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

· повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Завершая краткое описание основных целей, задач и направлений реформирования и развития системы государственной службы, следует отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровнях организации государственной службы предстоит большая научно-исследовательская, нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая работа. В процессе её реализации необходимо использовать инновационные методы.

Инновационность государственного управления предполагает способность и умение органов государственной власти, с одной стороны, направлять происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, а с другой – структурно и функционально перестраиваться адекватно реальным и прогнозируемым вызовам инновационно изменяющегося общества. Разработка и реализация концепции инновационного государственного управления выдвигает новые профессиональные требования ко всем категориям государственных деятелей – от руководителей высшего ранга до специалистов. Независимо от занимаемой должности каждый из них должен прежде всего обладать чувством органической включенности в процесс жизнедеятельности страны.

В результате проведенных кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследований в 2004 – 2005 г.г. разработаны концептуальные основания социально-инновационной ориентации государственного управления, подготовки кадров государственной гражданской службы и обоснована методология прорыва в области государственного управления.

В 2006 году временным творческим коллективом кафедры с участием ученых Института философии РАН и Института прикладной математики им. М.В. Келдыша реализован научный проект «Профессионализация государственных служащих: разработка технологий решения сложных задач инновационного государственного управления». В результате этого исследования разработаны основы технологии решения задач ситуационной и мониторинговой диагностики инновационных социальных процессов, динамического моделировании системы и процессов социально-инновационного государственного управления, управления рисками социальных инноваций. По каждому из этих направлений подготовлены программы учебных курсов, которые модульно вошли в структуру разработанной программы профессиональной переподготовки государственных служащих «Социальная инноватика государственного управления». Одновременно разработана одноименная учебная программа повышения квалификации преподавателей в системе подготовки государственных служащих.

В ноябре 2006 года в академии по инициативе названной кафедры состоялась Международная научно-практическая конференция «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее». Работа конференции была направлена на расширенный поиск решения проблемы социально-инновационного государственного управления и, соответственно, инновационной профессионализации государственного кадрового корпуса.

Инновация – это всегда нововведение, требующее творческого подхода, временных и финансовых инвестиций. «Государственный служащий – для общества» – таков главный принцип, которого должно придерживаться государство, преобразуя систему управления государственной службой. Отсюда закономерно последует переориентация служебной деятельности на интересы общества и государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы?

2. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти?

3. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации?

4. В чем состоит цель реформирования и развития системы государственной службы России?

5. Каковы главные направления реформирования и развития государственной службы РФ?

2. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в перечне задач содержит «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации».

Почему применительно к одним видам государственной службы ставится задача формирования современной правовой основы, а применительно к другой – задача совершенствования правовой основы?

3. К числу негативных организационных моментов в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ относится «сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих».

Какие меры намечено осуществить для устранения этого недостатка? Оцените их эффективность.

Список литературы

В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемые развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих;

б) в месячный срок утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по реализации развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы (далее - план мероприятий);

в) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий;

г) обеспечить участие ведущих образовательных и научных организаций в научно-методическом сопровождении выполнения плана мероприятий;

д) ежегодно, до 1 марта, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения плана мероприятий;

е) в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения развития государственной гражданской службы Российской Федераций на 2016 - 2018 годы, утвержденных настоящим Указом, при организации мероприятий по развитию государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Основные направления
развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы
(утв. Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403)

1. Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы являются:

а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и повышение качества его формирования;

б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;

в) повышение престижа гражданской службы;

г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.

2. В целях реализации настоящих Основных направлений должно быть обеспечено:

а) совершенствование организационных основ управления кадровым составом гражданской службы. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, а также стандарты нормирования численности типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по категориям и группам должностей гражданской службы;

б) создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. В этих целях необходимо:

до 2019 года осуществить переход к использованию федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы;

до 2018 года внедрить в федеральных государственных органах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу;

в) повышение объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов. В этих целях необходимо:

до 2018 года внедрить единую методику проведения конкурсов;

начиная с 2017 года обеспечивать кандидатам на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов возможность представления в электронном виде документов для участия в конкурсе;

г) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию;

д) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов;

е) повышение престижа гражданской службы. В этих целях до 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания;

ж) повышение эффективности антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. В этих целях в деятельность федеральных государственных органов по противодействию коррупции необходимо внедрить современные технологии, в том числе до 2018 года методику оценки и систему мониторинга (контроля) эффективности деятельности подразделений этих органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

з) предоставление гражданам доступа к актуальной информации по вопросам противодействия коррупции. В этих целях начиная с 2017 года необходимо обеспечивать ежемесячное обновление соответствующих разделов официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обзор документа

Обозначены основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы.

В их числе - повышение престижа службы, совершенствование антикоррупционных механизмов, системы управления кадровым составом, повышение профессионализма и компетентности госслужащих.

Для этого, в частности, до 2018 г. необходимо внедрить в федеральных госорганах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на службу. Важно повысить объективность и прозрачность процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей. До 2019 г. предписано завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования госслужащих, а также структуры их денежного содержания.

Минтруду России должны быть переданы функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Серьезного внимания заслуживают основные тенденции в развитии государственной службы в современных зарубежных государствах:

Ориентация на клиента и творчество профессионально подготовленных государственных служащих. Министерства и агентства должны четко определять круг клиентов, чтобы качественно оказывать им услуги. Чиновники старой школы, привыкшие прислушиваться к указаниям сверху, обязаны переучиваться либо уйти в отставку. Государственный служащий новой формации несет полную ответственность за удовлетворение интересов клиентов (налогоплательщиков). Принцип краток: “Командуют клиенты”.

Ориентация на конечный результат, а не на процесс. Это становится оценкой деятельности государственных органов и служащих.

Приоритет при подборе кадров на государственную службу таких качеств, как инициативность, творчество, новаторство, интуиция и др., которые обычно присущи предпринимателям, менеджерам.

Принцип рентабельности. Рачительно, экономно и бережливо использовать деньги налогоплательщиков. Максимально эффективно использовать деньги, отпущенные государству.

Принцип демократизации и простоты управления. Государственная служба зависит от гражданского общества. Необходимо повысить оперативность управления, что связано с упрощением управленческих структур, процедур принятия решения, повышением самостоятельности оперативных единиц.

Новая модель государственной службы идет на смену модели рациональной бюрократии М. Вебера (для нее характерны порядок, более или менее совершенная структура, подготовленные кадры, иерархичность и др.). Для новой модели государственной службы характерны творчество, новаторство, эмоциональная атмосфера, духовность, синтез рациональности и вдохновения.

Одним из главных методов построения государственной службы в зарубежных государствах является должностная классификация с четкими стандартами в отношении обязанностей должностных лиц и квалификационных требований, выдвигаемых к ним. В соответствии с принципами "системы заслуг" (на них основывается идеология западных государственных служб) обязательным условием занятия административных должностей (кроме "политических") является сдача соответствующих экзаменов и прохождение конкурса. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы – неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника.

Так, например, в ФРГ прохождение государственной службы включает подготовительную службу и испытательный срок. Подготовительная служба низшего уровня (для лиц с общеобразовательной школой) длится 6 месяцев, испытательный срок - 1 год. Подготовительная служба среднего уровня

Продолжается не менее 1 года. После ее прохождения сдается должностной экзамен (испытательный срок составляет 2 года). Подготовительная служба высшего уровня длится не менее 3 лет. После успешной сдачи экзамена служащий проходит испытательный срок, составляющий 2 года и 6 месяцев. Служащие среднего уровня могут быть переведены в должность высшего уровня службы, если они прослужили не менее 4 лет и пригодны к работе на высшем уровне. Ознакомление с новой должностью длится не менее 3 лет. После этого сдается переходный экзамен

Еще по теме 2. Основные тенденции в развитии государственной службы в современных зарубежных государствах:

  1. Основные тенденции развития состава государственных и муниципальных служащих
  2. 1.4.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
  3. 6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО АППАРАТА. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
  5. Основные тенденции современного демографического развития мира.
  6. 17.1. Основные тенденции развития политического сознания в современной России
  7. Отечественная школа международных исследований: основные тенденции современного развития.
  8. Урбанизация: сущность, стадии развития. Основные черты урбанизированного расселения. Критерии и современные тенденции развития урбанизации

Уральская Модель ООН

УИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Экономический и Социальный Совет

Доклад Эксперта

«Государственное управление в сфере осуществления целей устойчивого развития до 2030 года»

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

II. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15


ВВЕДЕНИЕ

25 сентября 2015 года 193 страны приняли 17 глобальных целей, которые необходимо достичь к 2030 году. Цели и задачи отличаются комплексностью и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития. С этого момента Экономический и Социальный Совет (далее, - ЭКОСОС) ведет целенаправленную работу по достижению целей устойчивого развития мирового сообщества. ЭКОСОС как один из комитетов ООН ведет деятельность по трем аспектам устойчивого развития – экономическому, социальному, экологическому – и представляет собой некую платформу для интеграции государств с целью выработки мер в отношении устойчивого развития и последующей исполнительной деятельности.

В рамках предстоящего заседания ЭКОСОС будут рассмотрены только некоторых из 17 целей, а именно:

Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах;

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;

Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех;

Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;

Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций;

Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними;

Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов;

Обеспечение рациональных моделей потребления и производства;

Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Таким образом, вопросы экологии (изменение климата, сохранение и использование мировых водных ресурсов, защита и восстановление экосистем суши и почвы, обеспечение доступа к современным источникам энергии), обеспечения гендерного равенства, а также содействия построения миролюбивых и открытых обществ не будут вынесены на обсуждение.

Цели, представленные на рассмотрение странам-участницам ЭКОСОС в рамках предстоящих заседаний, невозможно достичь самостоятельно ни одному из существующих государств, поэтому предлагается вынести на совместное обсуждение возможность международного сотрудничества и взаимодействия, а также разработки рекомендаций для формирования общих принципов осуществления государственного управления по указанным направлениям.


I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственное управление представляет собой целенаправленное и регулирующее воздействие органов власти на общественные процессы, на поведение и деятельность социальных групп и последующее управление с целью реализации общественных потребностей, интересов и целей в соответствии с возможностями общества, посредством рационального использования всех видов ресурсов и инновационных технологий. При этом государственное управление не является статичной системой, как и само государство в целом. Причинами современных изменений являются интеграционные процессы, высокая скорость развития технологий и качественное изменение общества и его потребностей; выделяют следующие тенденции развития современных обществ:

Усложнение взаимодействия посредством усиления взаимозависимости между людьми, социальными группами как внутри государства, так и между странами;

Стремление к свободе – человек отказывается от пассивной роли потребителя, он - активный субъект потребительского рынка, оказывающий влияние на товаропроизводителей;

Переход от индустриального общества к обществу услуг;

Ускорение социально-экономического развития в результате ускорения научно-технического прогресса предопределяет «скорость» экономических и социальных преобразований в современном обществе и его сферах.

Сформулированные закономерности повлияли на природу государственного управления, что привело к корректировке вектора развития государственного аппарата и осуществляемых им функций исполнения, управления, контроля – все это характерно для большинства стран мира.

Государства отходят от классических принципов управления, происходит постепенная трансформация базовых принципов с учетом изменения общей конъектуры. Каждый государственный орган стремится к сокращению сложности, упрощению организационных структур и управленческих процедур, автономизации операционных единиц, децентрализации процесса принятия решений для все более полного удовлетворения потребностей общества. В процессе управления наблюдается обратный узкой специализации процесс: переход от разделения труда в управлении к широкой профессионализации, активному задействованию творческого потенциала человека.

Возвращаясь к вопросу об автономизации. Правительства государств и федеративных единиц стремятся внедрить электронный документооборот, и перевести в Интернет-пространство взаимодействие с гражданами. Повсеместно вводится «Электронное правительство» (в каждой стране данная структура имеет свое название, но в рамках данного доклада и заседаний возможно использование данного единого обозначения) с целью предоставления государственных и муниципальных услуг через Интернет, что позволит гражданину с минимальными временными затратами получить желаемый результат. Между государственными органами создаются некие «межведомственные шлюзы» для сбора информации от органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Система электронного межведомственного взаимодействия включает в себя информационные базы данных об используемых органами и организациями программных и технических средствах, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Она позволяет федеральным, региональным и местным (при двухуровневой организации – федеральным и региональным) органам власти в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг. Такой метод взаимодействия удобен как для потребителя, то есть гражданина и (или) организации, так и для органов власти. При таком подходе создается общая «транспортная» среда для обмена информацией между ведомствами, удостоверяющими центрами, другими организациями, участвующими в оказании услуг.

Также, преобразуется восприятие государства в обществе. Роль «пассивного надзирателя» сменяется ролью активного субъекта организации, регулирования и координации социальных отношений. Государство – это уже не «машина для подавления», а социальная организация, важнейшими функциями которой являются социальная защита населения от всевозможных рисков, социальная помощь нуждающимся и поддержка при определенных условиях, а также социальное обслуживание граждан. Здравоохранение, социальные гарантии и медицинское обслуживание на достойном проживания уровне – «пакет» услуг, которые рассматриваются как государством, так и отдельно взятым гражданином как наиболее значимое и приоритетное направление деятельности.

При этом важным вектором реформирования государственного управления является развитие совместного управления в области целеполагания, поскольку сложным социальным системам не представляется возможным навязывания целевых решений. Такое решение согласуется с социумом, при этом общество берет на себя ответственность за исполнение указанного решения. Это и есть сохранение базового принципа общественного договора, «заключенного» между государством и обществом. На практике это выражается в проведении заседаний и встреч с представителями общественности (малый и средний бизнес, фонды поддержки слабозащищенных слоев населения и т.д.) для обсуждения законодательных проектов и инициатив.

Инновационное развитие и процесс глобализации во многом вынуждает руководство государств менять тактику поведения, чтобы сохранить лидирующие позиции по ключевым показателям: ВВП, технологическая оснащенность и инновационность, удельные вес на международном рынке отечественной продукции. Поэтому, государственное управление во многом направлено на развитие системы образования и создания условий для наращивания инновационного потенциала государства. Осуществляется тесное взаимодействие государственных органов с бизнесом и научным сообществом (научно-исследовательские центры, институты, университеты, академии наук и пр.) для осуществления масштабных проектов. В данном случае государственное вмешательство минимально: регулирование соблюдения законодательства и предоставление различных льгот.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация