Принципы организации и деятельности органов государственной власти

Главная / Налоги

Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о ко­торых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие:

а) федеральных государственных органов;

б) государственных органов субъектов РФ.

а) в аппарате представительных (законодательных) органов го­сударственной власти (например, руководитель аппарата Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы);

б) в аппарате органов судебной власти (например, референты, секретари и т.п.);

в) в органах прокуратуры;

г) в органах исполнительной власти, а в более широком смысле – в исполнительных органах. Это основная масса государственных служащих.

В соответствии с тем, что для государственных служащих установлены квалификационные разряды, которые присваиваются им по результатам квалификационного экзамена или аттестации; можно выделить служащих, замещающих:

а) высшие должности с разрядом действительного государст­венного советника РФ 1, 2 и 3 класса (руководители федеральных органов исполнительной власти, руководящие работники аппарата Правительства РФ и т.д.);

б) главные должности с разрядом государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, референт Президента РФ);

в) ведущие должности с разрядом советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, специалисты-эксперты);

г) старшие должности с разрядом советника государственной" службы 1, 2 и 3 класса;

д) младшие должности с разрядом референта государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Квалификационные разряды действительного государственно­го советника и государственного советника присваиваются госу­дарственным служащим Президентом РФ, другие разряды – ру­ководителями соответствующих государственных органов.

Для отдельных видов государственной службы могут вводиться другие виды квалификационных разрядов, воинские звания и дипломатические ранги, классные чины (например, классные чины работников органов прокуратуры, налоговой полиции). В ряде случаев это сопровождается введением форменной одежды.

Есть еще один интересный вопрос, прямо относящийся к видо­вой классификации государственных служащих. Дело в том, что весь действующий нормативно-правовой материал перенасыщен термином «должностное лицо». В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. о такой категории даже нет упоминания. Между тем о них говорится даже в Конституции РФ (ст. 15, 24, 41, 46, 53, 78). АУК РФ (ст. 285) содержит специальное толкование должностного лица, поскольку без этого невозможно правильно очертить круг субъектов преступлений против интересов государственной служ­бы. Должностные лица весьма часто фигурируют в качестве субъ­ектов административных правонарушений. Да и наука админи­стративного права традиционно и последовательно проводит юри­дическую классификацию государственных служащих, основу ко­торой составляют прежде всего различные категории должност­ных лиц.

Следовательно, есть определенные основания для того, чтобы классифицировать государственных служащих по самому важно­му юридическому критерию, а именно в зависимости от характе­ра и масштаба полномочий, которыми они наделяются.

Фактически следует признать, что всякое лицо, занимающее должность (в государственной и негосударственной организации), является должностным лицом. Любые попытки ограничить такое естественное понимание должностного лица неизбежно приводят к ограничительному толкованию самой категории «служащий». А это и есть лицо, занимающее должность. Каждая должность сопровождается наделением лица, ее замещающего, определен­ным объемом служебных обязанностей, прав и полномочий. В Фе­деральном законе о государственной службе подробно говорится о правах и обязанностях государственных служащих, но нет ни слова о характере полномочий, вытекающих из факта замещения данным служащим данной государственной должности. Между тем это главный элемент юридической характеристики служаще­го, его правового статуса, а применительно к служащим аппарата исполнительной власти – их административно-правового ста­туса.

Очевидно, что полномочия действительного государственного советника РФ превышают по своему значению и объему полномо­чия советника РФ. Но это при характеристике квалификационных разрядов государственных служащих не фиксируется. Следова­тельно, для получения полного представления о полномочиях слу­жащего необходимо изучить его должностную инструкцию. В ре­зультате выясняется, что именно по полномочиям можно провести различия между государственными служащими и должностными лицами.

А далее выясняется, что в одних случаях должностные лица имеют юридические полномочия, реализуемые только в рамках дисциплинарно-служебных отношений (отношения между руко­водителем и подчиненными), в других – их полномочия выходят за рамки отношений чисто аппаратного характера (т.е. внутри дан­ного государственного органа) и распространяются на все нижесто­ящие звенья данной системы (например, федерального министер­ства), в третьих – адресатом их полномочий являются физические и юридические лица, не связанные с ними отношениями подчи­ненности. Наконец, обнаруживаются и такие должности, которые не оснащаются какими бы то ни было полномочиями юридически властного характера, но совершающими различного рода юриди­чески значимые действия, приводящие к определенным юридическим последствиям.

Соответственно все государственные служащие государственной службы могут характеризоваться в качестве должностных лиц. Тем самым будет обеспечен единый подход к характеристике государственных служащих с чисто юридических позиций.

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными пол­номочиями, без которых невозможно представлять государствен­ную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполни­тельную, судебную, прокурорскую). Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием го­сударственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. До принятия Конституции 1993 г. Пре­зидент РФ квалифицировался как высшее должностное лицо. Та­ковым он фактически является и сейчас. Кстати, в конституциях многих республик статус их президентов характеризуется именно так.

Должностные лица этой категории наделяются наиболее значи­мыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государ­ственного органа в отношениях с другими органами государствен­ной власти, с органами местного самоуправления, с негосударст­венными организациями и гражданами.

Юридически властные полномочия этих должностных лиц ре­ализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном под­чинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчинен­ных. Например, такие должностные лица полномочны предъяв­лять названным лицам и организациям основанные на законе тре­бования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (админи­стративного) принуждения, включая меры административной от­ветственности.

Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Справедливо следующее заключение: не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть долж­ностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями ад­министративной власти. Это неверно, так как сужает реальное по­нимание должностного лица как представителя именно публичной власти.

Ведь судья или прокурор также представляют власть, которая не носит характер административной. Поэтому, например, долж­ностных лиц милиции, контрольно-надзорных органов, чаще всего обозначаемых в качестве представителей именно админи­стративной власти целесообразнее характеризовать как предста­вителей или уполномоченных того или иного органа исполнитель­ной власти, т.е. субъекта именно публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государствен­ных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отноше­нии подчиненных им работников. Например, правовые акты рек­тора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Их полномочия включают, например, право издавать юриди­чески обязательные акты, действующие в системе данного минис­терства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государст­венному органу государственным имуществом; назначать и осво­бождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспе­чению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного ор­гана).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

Имеются в виду те государственные служащие, которые вы­полняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу данного государственного органа. Они яв­ляются функционерами государственного аппарата, его оператив­ным составом. Это профессионалы, участвующие в процессе реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному государственному органу, в определяемых их служебны­ми обязанностями формах. Например, это работники департамен­тов правительств и федеральных органов исполнительной власти. Они совершают различного рода юридически значимые действия, которые в конечном счете приводят к определенным правовым последствиям. При этом они лишены права издавать юридические акты.

Но может ли быть издан тот или иной правовой акт (например, приказ министра, постановление главы администрации) без пред­варительной его юридической подготовки? Видимо, не может. Такую подготовку, в частности, и осуществляют должностные лица в процессе выполнения ими всего объема оперативных функ­ций данного органа и его структурных подразделений. К их функ­циям и полномочиям отнесено выполнение многих работ, требую­щих специальных познаний. Поэтому их нередко называют специ­алистами. Так, Аппарат Правительства является его рабочим ор­ганом, обеспечивающим его деятельность. Отделы, секретариаты, сотрудники этого Аппарата прорабатывают и докладывают Пред­седателю Правительства РФ и его заместителям о поступающих в Правительство документах; готовят проекты поручений Прави­тельства; готовят проекты постановлений и распоряжений Прави­тельства; оформляют принятые на заседаниях Правительства ре­шения; направляют органам исполнительной власти для рассмот­рения и принятия необходимых мер письма и другие обращения граждан в адрес Правительства и т.п. Нетрудно заметить опреде­ленный уровень юридической значимости совершаемых в данном случае действий, а также юридические по своему характеру их последствия.

Такова возможная характеристика должностных лиц.

Что касается так называемого вспомогательного персонала, не­редко выделяемого в качестве особой категории государственных служащих, то на них фактически распространяется правило, сформулированное в ст. 1 Федерального закона о государственной службе: в целях технического обеспечения деятельности государ­ственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Это дает основание не рассматривать лиц такого рода в качестве госу­дарственных служащих.

Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

Как уже было отмечено ранее, важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ) и делегировавшего свои властные полномочия членам государственного аппарата. Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах: как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.

Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

– законодательная,

– исполнительная,

– судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе и для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г.

В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Система сдержек и противовесов, используемая для обеспечения «баланса» ветвей власти, в Российской Федерации представлена самостоятельными (административно не подчиненными друг другу) органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтом главы государства – Президентом. Осуществляя взаимодействие в процессе осуществления функций государства, перечисленные структуры выполняют определяемые их компетенцией обязанности и одновременно оказывают сдерживающее воздействие в отношении друг друга. К примеру, собственно законотворчеством в России занимается высший орган законодательной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации, однако для того чтобы закон вступил в силу, его должен подписать Президент. При этом последний может использовать свое «право вето» и не подписать закон. Таким образом, Президент может выступать в качестве сдерживающей силы в отношении законодательной власти. Однако у последней есть своего рода «противовес» – возможность преодоления президентского вето путем повторного голосования за закон и получения в его поддержку квалифицированного большинства не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. В случае если парламентарии получают необходимое число голосов в поддержку отклоненного закона, то вето считается преодоленным, закон подлежит подписанию Президентом, опубликованию и обнародованию (п. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обусловливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);

нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;

объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);



обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов :

1. По способу образования :

– выборные (представительные),

– назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов , в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными государственными органами являются, например, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2. По времени действия:

– постоянные (не ограниченные сроком действия),

– временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции создается специальный органКонституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3. По функциональному назначению :

– законодательные;

– исполнительные;

– судебные;

– надзорно-контрольные и т. д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т. е. на реализацию законов).

К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т. д.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров), а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

К числу нетрадиционных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов, осуществляющих государственную власть, и обладает целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах, связанных с осуществлением властных полномочий.

Кроме того, специфическими властными полномочиями обладают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд). В частности, прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых и действующих на территории России. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а несоответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти –государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, и т. д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников (командиров).

  • 4. Предпосылки происхождения права
  • 5. Теории происхождения права
  • Раздел 2. Теория государства
  • Тема 3. Понятие и соцально-политическая сущность государства
  • 1. Ассоциативные образы государства
  • 2. Признаки государства
  • 3. Социально-политическая сущность государства
  • Тема 4. Типология государства
  • 1. Проблемы типологии государств
  • 2. Формационный подход к типологии государств
  • 3. Цивилизационный подход к типологии государства
  • Критика традиционных подходов к типологии государства
  • 5. Типология государства в контексте метода цикличности
  • Тема 5. Функции государства
  • 1.Понятие и признаки функции государства
  • 2. Критерии классификации функций государства
  • 3. Организационно-правовые основы реализации функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный механизм»
  • 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти
  • 3. Негосударственные элементы государственного механизма
  • Тема 7. Форма государства
  • Понятие формы государства
  • 2. Форма правления
  • 3. Форма государственного (административно-территориального) устройства
  • 4. Политический (государственный) режим
  • 5. Россия как форма государства (общая характеристика государственного строя в современной России)
  • Тема 8. Государство и политическая система общества
  • Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • Государство как элемент политической системы общества
  • Легальность и легитимность государственной власти
  • 4. Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества
  • Тема 9 теоретические модели современного государства
  • Опыт теоретического моделирования в истории политико-правовой мысли
  • Национальное государство
  • 3. Правовое государство
  • 4. Социальное государство
  • Раздел 3. Теория права
  • Тема 10. Право в системе социальных норм
  • 1. Понятие и классификация социальных норм
  • 2. Право как социальный регулятор
  • 3. Соотношение права и нравственности
  • 4. Соотношение права и религии
  • 5. Соотношение права и технических норм
  • Тема 11. Право как теоретико-правовая категория
  • Рабочее определение и признаки права
  • 2. Функции права
  • Принципы права
  • 4. Объективное и субъективное право
  • 5. Право и закон
  • Тема 12. Типология правопонимания
  • Типология правопонимания как метод познания права
  • Типология правопонимания
  • 2. Традиционные типы правопонимания
  • 3. Интегративные типы правопонимания
  • 2. В зависимости от времени действия:
  • 3. По сфере действия:
  • 4. По предмету правового регулирования:
  • 5. По способу принятия:
  • Тема 14. Норма права
  • 1. Понятие и признаки нормы права
  • 2. Структура нормы права
  • 3. Классификация норм права
  • Тема 15. Система права
  • 1. Понятие системы права и характеристика ее элементов
  • 2. Критерии отраслевого деления в системе права (предмет и метод правового регулирования)
  • Тема 16 Система национального законодательства
  • 1. Понятие и структура системы национального законодательства
  • 2. Соотношение системы права и системы национального законодательства
  • 3. Систематизация национального законодательства: понятие и виды
  • Тема 17. Национальные правовые системы и правовые семьи современного мира
  • 2. Национальная правовая система и правовая семья. Общая характеристика основных правовых семей современности
  • 1. Понятие национальной правовой системы
  • 2. Национальная правовая система и правовая семья.
  • Общая характеристика основных правовых семей современности
  • Тема 18. Теория правоотношений
  • 1. Правоотношение: понятие и признаки.
  • Соотношение понятий «правоотношение» и «правонарушение».
  • 2. Классификация правоотношений
  • 3. Юридический состав правоотношения
  • Предпосылки правоотношений. Юридические факты, презумпции, фикции
  • 1. По связи с волей субъекта:
  • 2. По последствиям:
  • Тема 18. Теоретические основы правового статуса личности
  • 1. Понятие и структура правового статуса личности
  • 2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
  • 3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности
  • 4. Ограничение правового статуса личности
  • Тема 19.
  • Теория правотворчества
  • Понятие правотворчества
  • Цели и принципы правотворчества
  • Виды правотворчества
  • Юридическая техника законотворчества
  • Тема 20.
  • Действие права
  • 1. Какое право считается действующим, и как соотносятся понятия «действие» и «воздействие» права
  • 2. Виды правового воздействия. «Активное» и «пассивное» воздействие права на общественные отношения
  • 3. Действие нормативно-правового акта
  • Тема 19. Реализация права
  • Понятие и формы реализации норм права
  • 2. Применение как специфическая форма реализации норм права
  • 3. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты
  • 4. Акты правоприменения
  • Тема 20. Толкование норм права
  • Понятие и стадии толкования норм права
  • 2. Способы и виды толкования норм права
  • Толкование по субъекту
  • Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм восполнения и преодоления
  • Тема 23
  • Теория правового поведения
  • 1. Социальное поведение как объект правового воздействия
  • Социальное поведение может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, нормальным или девиантным, согласительным или конфликтным.
  • 2. Понятие и виды правомерного поведения
  • 3. Понятие и признаки правонарушения
  • Юридический состав правонарушения
  • Виды правонарушений
  • Тема 22. Юридическая ответственность
  • 1. Понятие, основания и цели юридической ответственности
  • 2. Принципы юридической ответственности
  • 3. Виды юридической ответственности
  • Тема 25
  • Механизм правового регулирования.
  • 1. Соотношение понятий «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»
  • 1. Соотношение понятий «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»
  • 2. Этапы правового регулирования
  • 3. Средства правового регулирования
  • 4. Методы правового регулирования
  • 5. Типы правового регулирования
  • 6. Структурно-функциональная характеристика механизма правового регулирования
  • Тема 24. Законность и правопорядок
  • 1. Понятие и принципы законности
  • 2. Требования законности
  • 3. Гарантии законности
  • 4. Понятие правопорядка. Соотношение категорий «законность», «правопорядок», «общественный порядок»
  • Тема 27.
  • Правовая культура и правосознание
  • 1. Понятие культуры.
  • Правовая культура как элемент социальной культуры.
  • 2. Правосознание как элемент правовой культуры
  • 3. Виды деформаций правосознания. Правовой идеализм и правовой нигилизм.
  • 4. Правовая социализация молодежи как фактор формирования правовой культуры
  • 5. Соотношение и взаимодействие правовых культур России и Запада
      1. 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

    Как уже было отмечено ранее, важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

    В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти. 66

    Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ). Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

    Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах: как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий.

    В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.

    Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

    – законодательная,

    – исполнительная,

    – судебная.

    В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе и для тоталитарного).

    Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

    Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г.

    В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Система сдержек и противовесов, используемая для обеспечения «баланса» ветвей власти, в Российской Федерации представлена самостоятельными (административно не подчиненными друг другу) органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтом главы государства – Президентом. Осуществляя взаимодействие в процессе осуществления функций государства, перечисленные структуры выполняют определяемые их компетенцией обязанности и одновременно оказывают сдерживающее воздействие в отношении друг друга. К примеру, собственно законотворчеством в России занимается высший орган законодательной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации, однако для того чтобы закон вступил в силу, его должен подписать Президент. При этом последний может использовать свое «право вето» и не подписать закон. Таким образом, Президент может выступать в качестве сдерживающей силы в отношении законодательной власти. Однако у последней есть своего рода «противовес» – возможность преодоления президентского вето путем повторного голосования за закон и получения в его поддержку квалифицированного большинства не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. В случае если парламентарии получают необходимое число голосов в поддержку отклоненного закона, то вето считается преодоленным и Президент обязан подписать соответствующий закон (п. 3 ст. 107 Конституции РФ).

    Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

    Принцип единства и разделения государственной власти обусловливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

    Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

    В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

    п ублично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);

    нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;

    объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);

    обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

    При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов:

    1. По способу образования :

    – выборные (представительные),

    – назначаемые (производные).

    Формирование представительных органов осуществляется путем выборов , в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными (представительными) органами в России являются, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Законодательные собрания субъектов федерации.

    Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

    Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

    2. По времени действия:

    – постоянные (не ограниченные сроком действия),

    – временные (ограниченные сроком действия).

    Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

    Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

    3. По функциональному назначению :

    – законодательные;

    – исполнительные;

    – судебные;

    – надзорно-контрольные и т. д.

    Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями) 67 . К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

    Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т. е. на реализацию законов).

    К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

    Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

    Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т. д.

    Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров), а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

    К числу нетипичных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов, осуществляющих государственную власть, и обладает целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах, связанных с осуществлением властных полномочий.

    Кроме того, специфическими властными полномочиями обладают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд). В частности, прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых и действующих на территории России. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а несоответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

    Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

    Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

    Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, и т. д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников (командиров).

    Должностные лица - это те граждане, которые временно, постоянно или по особому полномочию выполняют задачи представителя власти или осуществляют административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в различных муниципальных и государственных учреждениях и органах, а также в Вооружённых силах, воинских формированиях и иных войсках РФ.

    Отличительные признаки

    Кто является должностным лицом? Рассмотрим подробнее.

    Сущность осуществляемых функций даёт возможность чётко выделить перечень лиц, которые считаются должностными.

    Действия, которые должен выполнять представитель власти как должностное лицо, зависят от того органа, который он представляет. Деятельность должностного лица выстраивается исключительно на взаимоотношениях с большим неопределённым кругом лиц, не являющихся его административными подчинёнными.

    Так, лицо, которое выполняет организационные и распорядительные функции, призвано контролировать деятельность учреждения, отдела, организации и т. п. То есть такие задачи постоянно связываются с руководством людьми.

    Если же должностное лицо исполняет административные и хозяйственные функции, то оно необязательно должно руководить людьми. Самыми главными его задачами в данном случае выступают распоряжение различными материальными ценностями, осуществление процедуры их получения, хранения, отпуска, реализации и т. д.

    О том, какими функциями наделяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, информируют закон, приказ, инструкция, устав или другой нормативный акт, назначающий на должность, в котором устанавливаются права и обязанности гражданина при вступлении его в определённую должность.

    Лица, которые на соответствующие должности не назначались, но в действительности исполняют их функции, могут быть признаны такими в случае выполнения ими присущих данному статусу обязанностей либо функций специально уполномоченных представителей власти. Специальное полномочие при этом предоставляется уполномоченными должностными лицами, органами или трудовым коллективом. Оформляется оно в виде приказа или решения. Само понятие должностного лица очень емкое.

    Ещё одним обособленным признаком выступает принадлежность, или характеристика учреждений и органов, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо. На законодательном уровне предусмотрено, что к таковым могут относиться органы государственные и местного самоуправления, муниципальные и госучреждения, Вооружённые силы, воинские формирования и иные войска. К должностным не причисляются те лица, которые работают в разного рода коммерческих организациях (хозяйственных товариществах, потребительских или производственных кооперативах, иностранных фирмах и т. д.) или в общественных объединениях.

    Кто может претендовать на должность?

    Стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может тот гражданин страны, у которого нет гражданства другого государства, вида на жительство или другого документа, который даёт ему основания постоянно проживать на территории другого государства. Кроме того, он должен достичь тридцатилетнего возраста.

    Кто не может претендовать на должность?

    Не имеют права выдвигать свою кандидатуру следующие лица:

    • с непогашенной или не снятой судимостью;
    • находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
    • подвергшиеся административному наказанию за те или иные правонарушения (в течение срока наказания);
    • обвиняемые в каком-либо преступлении;

    • те, у которых признаны по судебному решению недееспособность или же ограниченная дееспособность;
    • нежелающие проходить процедуру, посредством которой оформляется допуск к информации, являющейся государственной или другой охраняемой законом РФ тайной.

    Кто является должностным лицом?

    Совмещение государственных должностей

    Кроме того, гражданин, являющийся высшим должностным лицом, ни в коем случае не может в это же время быть депутатом Госдумы, судьёй, членом Совета Федераций или же замещать любые государственные должности не только в Российской Федерации в целом, но и в данном субъекте в частности, а также должности государственной гражданской, федеральной государственной, муниципальной служб и муниципальные.

    Высшее должностное лицо не может быть частью управленческих органов, наблюдательных либо попечительских советов, других органов неправительственных некоммерческих организаций и их действующих на территории России филиалов, если иное не предусматривается законодательством либо международным договором РФ. Гражданин получает соответствующие полномочия на пять лет (не больше). Понятие должностного лица довольно обширное.

    Как происходит наделение полномочиями?

    Назначение должностных лиц - процесс ответственный. Гражданин получает соответствующие полномочия после того, как будет представлен Президентом законодательным органам субъекта. Если же по уставу данного субъекта предусматривается двухпалатный законодательный орган, то заключение о том, наделяется ли гражданин правами высшего должностного лица, принимается во время общего заседания обеих палат. Перед тем как Президент РФ предлагает законодательному органу субъекта кандидата на пост высшего должностного лица, по этому поводу проводится консультация. Данная кандидатура рассматривается законодательным органом на протяжении десяти дней после внесения представления. При этом решение является принятым только в том случае, если за него отдали голоса более половины депутатов от установленного числа в законодательном органе. При двухпалатной системе за него должны проголосовать более половины состава в каждой палате законодательного органа.

    Какие действия предпринимаются в случае отклонения кандидатуры?

    Если выдвигаемая кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее недели после этого вносит повторное предложение о кандидатуре (или кандидатурах). Если же оно снова отклоняется, Президентом проводится консультация с представительным органом государственной власти субъекта и той политической партией, которая внесла предложение о данной кандидатуре. По результатам этой консультации Президент РФ имеет право распустить данный законодательный орган.

    Иные варианты рассмотрения кандидатуры

    В случае инициирования предложения о кандидатуре, претендующей на место высшего должностного лица субъекта РФ, какой-либо политической партией (либо политическими партиями) и поддержкой его со стороны законодательного (представительного) органа власти того или иного субъекта в установленном порядке, это предложение выдвигается полномочным представителем Президента Руководителю Администрации Президента в данном федеральном округе, а тот, в свою очередь, рассматривает его и представляет выбранную кандидатуру и требуемые документы Президенту РФ.

    Двухпалатная система

    Если же согласно уставу субъекта в нём предусматривается двухпалатная система законодательного органа, то предложенный кандидат на исполнение функций высшего должностного лица, выдвинутый политическое партией, обсуждается на коллективном заседании обеих палат. Данное предложение направляется Президенту в том случае, если его поддержат большей частью голосов от количества избранных депутатов каждой палаты.

    Номинация должности производится в соответствии с уставом, принятым в субъекте РФ, учитывая его национальные, культурные, исторические и другие традиции.

    Полномочия, которые имеет высшее должностное лицо

    У высшего должностного лица того или иного субъекта РФ имеются, в частности, такие полномочия, как:

    • Представление соответствующего субъекта в его взаимоотношениях с другими субъектами РФ либо органами, представляющими государственную власть.
    • Подписание принятых законодательным органом законов.
    • Формирование согласно порядку и структуре органов исполнительной ветви власти, которые определяются конституцией субъекта, высшего исполнительного органа субъекта.
    • Представление каждый год отчётов в законодательный орган государственной власти данного субъекта, информирующих об итогах функционирования высшего исполнительного органа власти этого субъекта, включая вопросы, которые были поставлены представительным органом власти.

    Что еще входит в компетенцию должностного лица?

    • Имеет право требовать созыва заседания законодательного органа вне очереди.
    • Может принимать участие в деятельности представительного органа данного субъекта.
    • Координирует работу исполнительных органов субъекта РФ с другими органами власти, а также имеет право на организацию связей исполнительных органов власти субъекта с федеральными этого же типа и их территориальными органами, общественными сообществами, структурой местного самоуправления.
    • Имеет право осуществления других полномочий, которые соответствуют законодательству страны. Функции должностного лица разнообразны.

    Бывают ситуации, из-за которых высшее должностное лицо в течение какого-либо времени не имеет возможности исполнять установленные обязанности. Тогда это делает должностное лицо, предусмотренное конституцией или уставом соответствующего субъекта.

    Когда полномочия прекращаются досрочно?

    Имеющиеся у высшего должностного лица полномочия досрочно прекращаются в случаях:

    • смерти;
    • отрешения гражданина от должности Президентом из-за выраженного ему недоверия со стороны законодательного органа соответствующего субъекта;
    • отставки гражданина по собственному желанию;
    • отстранения от исполнения должности вследствие потери доверия Президента из-за несоответствующего исполнения обязанностей данным лицом;
    • признания в судебном порядке недееспособности или же ограниченной дееспособности;
    • решения суда о том, что данный гражданин безвестно отсутствует, или после объявления его умершим;
    • вступления в действие обвинительного приговора по отношению к данному лицу;
    • выезда за границу с целью постоянного проживания там;
    • потери гражданства.

    Перечень должностных лиц утверждается специальным приказом.

    Исполняющий обязанности в случае отставки

    Если было принято заключение об отставке высшего органа исполнительной ветви власти, то он продолжает функционировать до того, как будет сформирован новый соответствующий орган. В это время Президентом РФ производится назначение высшего должностного лица. Понятие мы рассмотрели.

    Им будут временно исполняться обязанности в течение того периода, пока в данную должность не вступит другое лицо, наделённое данными полномочиями, в следующих ситуациях:

    • истечение полномочий, которые имеются у высшего должностного лица, раньше срока;
    • отстранение на какой-либо период времени;
    • истечение периода полномочий соответствующего лица.

    Тот, кто исполняет обязанности, имеющиеся у высшего должностного лица, временно, не может принимать постановление о расформировании того законодательного органа, который представлен в данном субъекте, или каким-либо образом изменять принятый в нём устав.

    Новую кандидатуру предлагает Президент РФ, она рассматривается не позже десяти дней после прекращения полномочий предыдущего лица.

    Имеет место и привлечение к ответственности должностных лиц. Им назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Понятие "должностное лицо" прочно закрепилось в уголовном праве России, оперируют им и другие отрасли права.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «КАЛИНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

    Специальность180403 «Судовождение»

    Государственные органы и должностные лица

    Выполнил студент 1 курса

    Заочного отделения

    Турчинский Валентин Александрович

    Калининград - 2013

    Введение

    1. Публичное и частное право

    1.1 Структура публичного права

    1.2 Субъекты публичного права

    2.1 Государственные органы как субъект публичного права

    2.2 Должностные лица как субъект публичного права

    2.3 Структура государственных должностей

    Заключение

    Список использованных источников

    В ведение

    государственный орган должностное лицо

    Государство - политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности. 1

    Правоотношения между государством (в лице государственных органов и должностных лиц) и людьми регулирует публичное право; публичное право выражает общий, усредненный интерес всех людей, проживающих на территории данного государства. Структура государственных органов и должностных лиц - сложная, иерархичная система.

    Необходимо также четко разграничивать частное и публичное право.

    В данной работе мы попытаемся дать определение публичному праву, выявить его отличия от частного; а также вникнуть в структуру системы государственных органов и иерархии должностных лиц.

    1 . П убличное и частное право

    Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих правоотношения между государством и индивидом; в этих отношениях стороны изначально выступают как неравноправные, т. к. на принятие решений органов публичной власти влияет общегосударственный интерес, который стоит выше интереса частного (отдельного лица). Тем не менее, в условиях современного правового государства публичные отношения «могут выступать только как правоотношения»2. Существует известная проблема в определении баланса между частным и публичным правом; однако не подлежит сомнению тот факт, что этот баланс между ними все-таки должен существовать (любая отрасль права содержит в себе оба начала: и частное, и публичное).

    «Публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом»3.

    Классическое определение (разграничение) публичного и частного права дал древнеримский юрист Ульпиан:

    ««Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное право - которое относится к пользе отдельных лиц»4.

    Следовательно, в сфере публичного права тот уровень свободы, который допускается в частных правоотношениях, невозможен. Также очевидно, что деление права на публичное и частное напрямую затрагивает соотношение прав и обязанностей в отдельно взятом государстве в целом.

    В правовом государстве вмешательство органов публичной власти в дела семьи, в имущественные дела, в сферу искусства или творчества сведены к минимуму или подчиняются определенным правовым нормам; индивид, вступая в частные правоотношения (частные правоотношения по сути - отношения между людьми; частное право регулирует их), вправе воспользоваться своей волей и быть в своем интересе, и государство в данном случае выступает лишь в роли арбитра, а также гарантирует защиту прав и свобод человека (2 статья Конституции Российской Федерации; она же признает в РФ деление права на 2 сферы: публичную и частную).

    В вопросах же общегосударственного значения (вопросы войны и мира, финансовой политики и т. д.) главную роль играет именно государство, так как оно действует в интересах большинства населения; значит, в глобальных вопросах постановления государства имеют принудительный характер.

    1 . 1 Структура публичного права

    Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй. 5

    К отраслям публичного права относятся: Конституция, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Эти отрасли права отличаются тремя признаками: объектом регулирования, методами правового регулирования и кругом источников права. Отрасли права обозначены в конституции (в федеративных государствах это вызвано необходимостью разграничения функций субъектов и центра). Предметом разграничения также могут быть отрасли законодательства, их под отрасли, правовые институты, группы однородных законов, отдельные законодательные акты.

    Отрасли законодательства:

    а) конституционное законодательство;

    б) административное законодательство

    в) финансовое, включая налоговое;

    г) административно-процессуальное, включая законодательство об административное ответственности; д) уголовное;

    е) уголовно-процессуальное;

    ж) уголовно-исполнительное законодательство;

    з) арбитражный процесс;

    и) международное публичное право;

    к) международное гуманитарное право;

    л) экономическое законодательство.

    Также: законодательство по общим вопросам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, о земле, о недрах, о водах, об охране атмосферного воздуха.

    Таким образом, структура публичного права выражается в отраслях публичного права, в отраслях законодательства; также элементы публичного права можно встретить и в праве частном.

    Источниками публичного права служит конституция, законы, указы, постановления, декларации и программы партий.

    1 . 2 С убъекты публичного права

    Считается, что публичное правоотношение устанавливается между государством и гражданами; однако «правоотношения» будут таковыми, если оба его участника связаны правом (притом, что государство - творец и источник права). Поэтому субъектом или участником публично-правового отношения может быть не государство в общем, а подзаконная власть управления.

    Всякое юридическое отношение устанавливается между людьми и только между людьми; и в публично-правовом отношении субъектами могут быть только люди. Следовательно, власть управления не может явиться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди, - должностные лица, облеченные этой властью.

    Власть управления может присваиваться, в силу закона, не только отдельным должностным лицам, но и соединениям лиц, определенным образом организованным. К числу последних принадлежат: напр., местные государственные органы, муниципалитеты - соединства, объединенные общественными интересами отдельных местностей; объединенные интересами отдельных групп лиц (ТСЖ) ; наконец, соединства, объединенные каким-либо общим делом: напр., университеты. Подобные соединения выступают в публичных отношениях в качестве самостоятельных субъектов права (публичные юридические лица). Они могут вступать в отношения с частными лицами, с должностными лицами администрации (с министром, губернатором и т. д.), а также и между собой.

    Современный ученый А. В. Лавренюк в своей статье «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской правовой системе» указал, что:

    1) субъектами публичного права являются образования, созданные для обеспечения субъективных публичных прав человека и гражданина;

    2) субъектами публичного права являются индивиды, реализующие указанную функцию.

    Публичные субъекты могут охранять и обеспечивать также и субъективные частные права, но их основополагающая функция заключается в обеспечении прав публичных. А значит деятельность субъектов публичного права регулируется, главным образом, нормами публичного права. Публичность субъекта отнюдь не означает, что он способен участвовать только в публичных правоотношениях. Любой орган власти, если он является юридическим лицом (или наделен такими правами), вправе вступать в гражданско-правовые отношения. Однако основная функция публичных субъектов находиться в сфере публичного права. Из вышесказанного можно дать определение публичного права:

    Субъект публичного права - это лицо, деятельность которого регулируется, главным образом, нормами публичного права, учрежденное в установленном порядке для реализации субъективных прав человека и гражданина в интересах общества и государства. Субъекты публичного права носят дифференцированный характер по конкретным целям своей деятельности, сферам общественной жизни и организационно-правовым формам6.

    Государству, как и любой организованной системе, необходима определенная управленческая иерархия, состоящая из государственных органов, которые, в свою очередь, состоят из специально подготовленных людей - государственных служащих.

    Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни7.

    2 . 1 Государственные органы как субъект публичного права

    Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

    Отличительные признаки государственных органов:

    1) органы государственной власти образуются в законодательном порядке;

    2) каждый орган государства наделен определенными компетенциями;

    3) финансируется из федерального бюджета;

    4) в своей деятельности отражают задачи и функции государства.

    Ключевой признак государственных органов - реальное наличие государственно-властных полномочий: он позволяет разграничить государственные органы - носителей государственной власти - с государственными и негосударственными организациями, предприятиями, образованиями. Реальное наличие государственно-властных полномочий - реализация властно-управленческих решений.

    Деятельность этих органов различна (охранительная деятельность, налоги, организация и т. д), как и юридическая сила их постановлений.

    Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:

    1) принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола, коррупции и/или узурпации власти) ;

    2) принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов) ;

    3) принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти) ;

    4) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

    5) принцип профессионализма (в гос. органах должны работать только профессионалы).

    «Государственные органы» - это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. 8

    Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему - систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.

    Виды органов государства:

    1) В соответствии с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;

    2) в зависимости от сферы деятельности: высшие, центральные, местные, муниципальные;

    3) по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

    Основные виды органов власти: глава государства (монарх или президент) ; законодательные (представительные) органы государственной власти; исполнительные органы гос. власти; судебные органы гос. власти.

    Система государственных органов - сложный механизм, работа которого должна быть четко скоординирована, прежде всего, президентом (законодательная инициатива президента, подписания принятых законов или право вето; судебная власть: назначение судей для высших инстанций; президент фактически контролирует работу правительства).

    По длительности действия гос. органы делятся на постоянные и временные. На территории субъектов РФ (по Конституции РФ) государственные органы функционируют на постоянной основе. Существует, однако, и такие органы, деятельность которых носит временный характер (из истории: военно-полевые суды 1906 - 1907; сейчас - введение чрезвычайного положения).

    Органы государства могут быть коллективными (коллективные образования: Федеральное Собрание, Правительство и т. д), или они могут быть представлены одним лицом (Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, главы субъектов).

    Классификаций - множество, но, тем не менее, их следует рассматривать комплексно; обобщающим фактором классификации гос. органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

    2 . 2 Должностные лица как субъект публичного права

    Должностное лицо - лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию. 9 К должностным лицам относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления.

    Ошибочно полагать, что должностные лица - это только руководители; как уже говорилось выше, государство - сложная система, поэтому и среди должностных лиц также существует своя иерархия; но верно и то, что должностные лица действительно обладают властью, т. е. они совершают юридические действия властного характера - давать предписания, указания. Также нотариусы - лица, специально уполномоченные на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах. 11 Нотариусы действуют в рамках и публичного, и частного права. Все нотариусы в РФ имеют одинаковые права, независимо от места работы (гос. служащий или занимается частной практикой).

    Оперативный состав (функциональные работники) - это гос. служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Они имеют некоторые полномочия, осуществляют государственно-властные функции, но они не имеют права совершать служебные акты в качестве средства управления людьми. Они, в основном, консультируют.

    К должностным лицам также относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др; к оперативному составу - младшие государственные должности и т. д. - они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц.

    2 . 3 Структура государственных должностей

    Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:

    1) государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

    2) должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

    Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

    Понятием государственных должностей категории «А» охватываются государственные должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

    Государственные должности категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на виды.

    Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

    Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности РФ: Президент РФ (ст. 11, 80) ; Председатель Совета Федерации (ст. 101) ; заместители Председателя Совета Федерации (ст. 101) ; Председатель Государственной Думы (ст. 101) ; заместители Председателя Государственной Думы (ст. 101) ; Председатель Правительства РФ (ст. 103, 110) ; заместители Председателя Правительства РФ (ст. 110) ; федеральные министры (ст. 110) ; судьи Верховного Суда РФ (ст. 128) ; судьи Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 128) ; судьи федеральных судов (ст. 128) ; Генеральный прокурор РФ (ст. 129) ; прокуроры субъектов РФ (ст. 129) ; Председатель Центрального банка РФ (ст. 83) ; Председатель Счетной палаты (ст. 103) ; заместитель Председателя Счетной палаты (ст. 102) ; аудиторы Счетной палаты (ст. 102, 103) ; Уполномоченный по правам человека (ст. 103).

    Другие государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ.

    Второй вид государственных должностей категории «А» устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

    К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

    К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б» и «В» (ст. 2). Лица категории «А», как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения. Такой подход закона к очерчиванию сферы государственной службы - свидетельствует о более узкой целенаправленности государственной службы.

    Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы приводится соответственно в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагается перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Они предусмотрены в Сводном перечне государственных должностей РФ, утвержденном указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33.

    Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:

    а) высшие государственные должности государственной службы - пятая группа;

    б) главные государственные должности государственной службы - четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы - третья;

    г) старшие государственные должности государственной службы - вторая;

    д) младшие государственные должности государственной службы - первая (п. 1 статьи 6 Федерального закона РФ № 119-ФЗ 1995 г.).

    Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим главных государственных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим старших должностей; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим младших должностей.

    Все классификации обычно преследуют цель упорядочения должностей и создания стимула служащему для повышения квалификации и продвижения по службе. В качестве таких критериев обычно применяется уровень образования, необходимого для занятия соответствующей должности. В данной классификации такой критерий отсутствует, зато подчеркнут критерий патронажной зависимости от должностей категории «А». Критерий уровня образования сохраняется в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Министерством труда РФ от 6 июня 1996 г. N 32.

    З аключение

    Появление публичной власти - один из признаков возникновения государства; следовательно, без публичной власти не было бы государства как такового: публичное право - первично; а частное право, хоть и несет в себе прогресс, идею свободы - вторично, и государство, в принципе, может вполне успешно существовать и без него (СССР).

    Публичное право опирается на сложнейшую систему государственных органов, которые опираются на Конституцию и др. источники права. Публичное право может совмещать в себе элементы частного.

    Должностные лица обеспечивают функционирование сложнейшей системы государственных органов на макро- и микро-уровнях, они обладают юридически закрепленной властью - полномочиями на разных уровнях.

    Целостность этой системы также поддерживает Президент.

    С пис ок использованных источников

    1 Википедия, статья «Государтсво»;

    2 Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 508-509;

    3 Википедия, статья «Публичное право»;

    4 Нерсесянц В. С. Теория права и государства: краткий учебный курс, Интернет.

    5 Матузова Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций, Инткернет.

    6 А. В. Лавренюк - «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской правовой системе», Интернет;

    7 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. - М. : Велби, 2006. - 672 c. - ISBN 5-482-00718-9. - С. 301-302;

    8 Иванов А. А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. Из-во «Экзамен». Москва. 2010 г;

    9 Сайт «Энциклопедия экономиста»;

    10 Википедия, статья «Должностое лицо»;

    11 Википедия, статья «Нотариус».

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие юридического лица публичного права: публично-властные полномочия, подотчетность и независимость, специальная гражданская правоспособность. Правовое положение Центрального банка как юридического лица публичного права на примере Банка России.

      курсовая работа , добавлен 09.02.2017

      Зарождение, развитие, падения и взлеты "частного" и "публичного" права в России в ХХ в., отрасли частного право в РФ. Структура и проявление публичного право в отраслях права: конституционном, административном, налоговом, уголовном, международном.

      дипломная работа , добавлен 01.12.2007

      Изучение концепций разграничения публичного и частного права в различных теориях права. Принцип и состав деления права на публичное и частное. Сущность современной теории деления права. Проблемы становления и развития публичного и частного права в РФ.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2015

      Частное и публичное право: из истории становления и развития. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Частное и публичное право в системе РФ: отрасли и правовые блоки. Международное публичное и частное право в России.

      курсовая работа , добавлен 23.12.2007

      Подходы к пониманию юридического лица публичного права. Организационно-правовые формы и разновидности юридического лица в России. Исторические и теоретические предпосылки возникновения и нормативно-правовое закрепление статуса государственных корпораций.

      контрольная работа , добавлен 30.09.2016

      Исследование понятия публичного и частного права. Характеристика основных источников права и деятельности юристов в Древнем Риме. Обзор принципа деления права на лица. Анализ отличий физического лица от юридического лица. Нормы римского публичного права.

      контрольная работа , добавлен 04.02.2017

      Субъекты и участники уголовно-процессуальных правоотношений, их классификационные группы, права и обязанности. Суд как орган правосудия. Правовое положение прокурора в уголовном процессе. Задачи и полномочия органов предварительного следствия и дознания.

      курсовая работа , добавлен 11.07.2015

      Наука публичного и частного права затрагивает отношения между государством и частными лицами - история возникновения и развития. Предмет, методология, принципы, сущность публичного права и частного права. Их проблемы и место в общей системе права.

      курсовая работа , добавлен 04.05.2008

      Частное и публичное право: из истории становления и развития в зарубежных странах и в России. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Международное публичное и частное право в правовой системе России, проблемы их соотношения.

      курсовая работа , добавлен 05.10.2011

      Понятие реабилитации граждан, подвергшихся необоснованному привлечению к уголовной ответственности. Зарождение и развитие института реабилитации в России. Государственные органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация