Какие формы может иметь правосознание. Виды и формы правового сознания. Основные функции правосознания

Главная / Налоги

Правосознание - это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

    Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

    Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

    Формы проявления правосознания

    • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
    • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства , настроения , переживания.
    • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
    • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
    • Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

    Виды правосознания

    • Индивидуальное правосознание - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
    • Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
    • Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
    • Массовое - правосознание обширных масс людей.
    • Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

    Структура правосознания:

    1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
    2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
    3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

    Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

    • Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой .
    • Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
    • Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

    Функции правосознания

    • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
    • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
    • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
    • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

    Правосознание и право

    Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества . Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

    Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

    Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

    В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

    Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности , справедливости и гуманности , способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

    Литература

    • Алексеев С.С. . - М. : Юридическая литература , 1981. - Т. 1. - 361 с.
    • Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах . - М. : Юридическая литература , 1982. - Т. 2. - 360 с.
    • Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М. : Высш. школа , 1982. - 183 с.
    • Бура Н.А. Функции общественного правосознания. - К. : Наукова думка, 1986.
    • Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2006. - № 13(68) .
    • Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. - 2007. - № 1(13) . - С. 58–60 .
    • Гуляихин В.Н.

    Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).

    Структура правосознания:

    1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);

    2. правовая психология - это эмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;

    3. правовое поведение, которое определяют:

    Информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;

    Оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);

    Волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).

    Виды правосознания:

    1. По носителям правосознания:

    Индивидуальное - правосознание конкретного человека;

    Групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов);

    Массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе);

    Общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание).

    2. По уровню правосознания:

    Обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);

    Профессиональное - сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);

    Теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).

    3. По временной направленности:

    Ретроспективное - сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами);

    Адекватное - существующее в отношении действующего права;

    Перспективно - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод).

    Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.

    Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.

    1. Правовой нигилизм - это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:

    Обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;

    Профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.

    Теоретический (идеологический) - особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).

    2. Правовой идеализм - преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).

    3. Правовая демагогия - использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).

    Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.

    Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.

    Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.

    С помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, правовое сознание.

    Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

    Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

    Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

    • носителем правосознания является человек или общность людей;
    • она отражает государственно-правовые явления;
    • выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
    • носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
    • тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

    Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому .

    Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

    Роль правосознания

    Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание , совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

    Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

    • в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
    • в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
    • даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
    • при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

    Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

    Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с , наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

    Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

    При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

    Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

    Структура правосознания

    По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

    Правовую идеологию , олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

    Правовую психологию , состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

    Поведенческие факторы , в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

    В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

    Обыденное и теоретическое правосознание

    Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

    Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

    Теоретическое правосознание , напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

    Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

    Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

    • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);
    • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

    Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

    Виды и функции правосознания

    С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

    Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

    Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

    Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

    Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

    Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

    • познавательной , связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
    • оценочной , выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
    • регулятивной , определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

    В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

    Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

    ГЛАВА 11. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

    Технические нормы и их соотношение с правовыми нормами

    Технические нормы - это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Данные нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности.

    Роль данного регулятора со временем все более возрастает в связи с все большей актуализацией задачи обеспечения оптимального согласования возможностей человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия (например, это могут быть инструкции о том, как задействовать ту или иную «технику», как пользоваться этой «техникой»).

    Соотношение технических норм с правовыми нормами проявляется в том, чтонаучно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и приобретают значение государственного стандарта, инструкций, указаний, методических материалов, ГОСТов и других регулятивных документов.

    Как и правовой регулятор, юридико-технический определяет отношения участников общественного производства, устанавливая их взаимные права и обязанности, т.е. регулирует отношения между людьми. Однако в отличие от собственно правового, он включает технические нормы (в совокупности и в сочетании с правовыми) и обеспечивает их соблюдение с помощью правового механизма. В свою очередь, в отличие от юридико-технического, нормативно-технический регулятор устанавливает различные технические и технологические нормы, определяет непосредственное отношение работников к технике, предмету труда, его параметрам и т.д.

    Правовое сознание - система знаний, оценок, настроений и чувств, выражающих отношение к праву, действующему законодательст­ву и юридической практике.

    Элементы правосознания:

    Правовая идеология (пра­вовые взгляды, идеи и представления);

    Правовая психология (настрое­ния, чувства и переживания).

    Правовая идеология – 1) это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность; 2) это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п.

    Правовая психология – это также оценка существующего и желательного права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.


    Основные функции правосознания:

    - познавательная функция правосознания - проявляется в качест­венном овладении правовыми знаниями, умениями и навыками;

    - оценочная функция правосознания - проявляется в определенном отношении к праву. Это отношение по своему характеру может быть положительным, отрицательным, двойственным либо индиф­ферентным (равнодушно безразличным). В любом случае созна­тельно-волевое отношение к праву реализуется в практических действиях либо в бездействии индивида.

    - регулятивная функция правосознания – определяет соотношение уровня правосознания и состояния законности и правопорядка. Чем выше правосознание, тем крепче законность и пра­вопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений.

    - прогностическая функция правосознания - заключается в уме­нии предвидеть результаты правотворческой, правоприменитель­ной, научной, правомерной и неправомерной деятельности.

    Виды правосознания: массовое, групповое, индивидуальное.

    Массовое (правосознание общества) правосознание отражает общественное мнение в от­ношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установ­ках, поддерживаемых обществом.

    Групповое правосознание выражает специфику правового соз­нания конкретных социальных групп (классов, общественных организаций, партий и т. д.).

    Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, ха­рактеризующих отношение личности к праву и правовым яв­лениям; формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры.

    Уровни правосознания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридиче­ское) и доктринальное (научное).

    Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности; их оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Право­вые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житей­скими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву про­тиворечиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом правосознании преобладают психологические элементы.

    Профессиональный уровень – это правосознание юристов-практиков (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах права, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, - например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного.

    Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере.Отличительными свойствами научного правосознания являются целостность, системность, способность к прогнозированию.

    Дополнение:

    Особый уровень составляет правосознание лиц с отклоняющимся поведением - правовые представления и чувства граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, преступников-рецидивистов. Например, у человека, совершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса соседствует нигилистическое отношение к праву, определенный настрой на нарушение закона. Так называемые «воры в законе» обладают специфической правовой психологией, что определяет их авторитет в преступной среде.

    Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденци­озности.

    Основной дефект правового сознания - правовой нигилизм.

    Правовой нигилизм – это дефект правосознания, который за­ключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы. Как социальное явление нигилизм характеризуется:

    Резко критическим, крайне негативным отношением к общественным ценностям;

    Максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

    Несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

    Формы проявления правового нигилизма:

    Умышленное нарушение законов;

    Несоблюдение, неисполнение юридических предписаний;

    Издание противоречивых правовых актов;

    Подмена законности целесообразностью;

    Конфронтация представительных и исполнительных органов;

    Нарушение прав человека и т.д.

    Способы борьбы с правовым нигилизмом:

    Реформы социально-экономического характера;

    Изменение содержания правового регулирования;

    Улучшение правоприменительной практики и т. д.

    Факторы, влияющие на формирование различных видов и уровней правосознания:

    - характер типа правовой системы, общества, в котором она действует,

    Место жительства (жители городов, сельской местности);

    Возраст;

    Уровень образования;

    Профессиональная принадлежность;

    Исторические традиции народа;

    Психологические особенности людей;

    Существующие социально-политические, экономические и культурные условия жизни общества.

    I основание классификации : В зависимости от сочетания в правосознании рационально­го и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное, правосознание. По данным критериям правосознание делится на три уровня :

    Первый уровень – обыденное правосознание . Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Носители обыденного правосознания чаще всего обходятся самыми общими знаниями о праве, и это оказывается достаточным для того, чтобы не вступать в конфликт с законом. Обыденное (эмпирическое) правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Обыденное правовое сознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни личного опыта и правового образования, доступного населению.

    Второй уровень – профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Рациональный компонент профессионального правосознания существенно отличается от обыденного правосознания, прежде всего своей специализированностью. Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. Его сущность и особенности конкретизируются в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.

    Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Его основой являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опере­жающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Научное правовое сознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие теоретическое осмысление права.

    II основание классификации : посубъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное . К коллективному относится групповое, массовое и общественное.

    Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных обстоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и т.п. Будучи зависимым от группового (корпоративного), индивидуальное правосознание вместе с тем сохраняет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профессионального окружения и другими обстоятельствами. Оно не есть прямая проекция, миниатюрный вариант правосознания общества в целом. Оно и образуется, и строится, и проявляется иначе, чем правосознание общества и общественных групп. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в различные общественные отношения.

    Одним из видов коллективного правосознания явля­ется групповое правосознание , т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации – работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Групповое правосознание играет роль как бы промежуточного звена между индивидуальным и общественным.

    Групповое правосознание надо отличать от массового , которое характерно для нестабильных, временных объ­единений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

    Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие общественное правосознанием . Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.Общенациональное , правосознание производно от индивидуального и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового оно менее ситуативно, имеет свои, особенные формы выражения, например, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию общественного правосознания. Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности.

    Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житейского юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой действительности, с точки зрения здравого смысла.

    Научное правосознание - это правосознание ученых-юристов. Оно складывается на основе целенаправленных исследований, применения специальных методов познания, предполагающих установление истины в результате систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к правовой действительности. Востребованное научное правосознание реализуется в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.

    Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д. Профессиональное правосознание юристов-практиков, применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических дел.

    ВОПРОС. 102 Правое регулирование: понятие и сущность.

    Сущность правового регулирования

    Важным аспектом исследования любого предмета является анализ его сущности с учетом как традиций определенного государства, так и научно-теоретических традиций, которые устанавливают пределы его правового осознания. В юридической литературе сформировалось определенное понимание сущности правового регулирования, несмотря на различные подходы к его определению.

    Термин "регулирования" (лат. regulo - правило) обозначает упорядочение, приведение чего-либо в соответствие с чем-то. По утверждению Д. Керимова, "регулировать" означает устанавливать границы, масштаб поведения людей, вносить в общественные отношения стабильность, систему, порядок и тем самым направлять их в определенном направлении.

    В юридической литературе отсутствует единое понимание категории "правовое регулирование". Большинство ученых склоняется к мысли, что правовое регулирование - это воздействие права на общественные отношения осуществляется через использование системы средств, которые имеют юридический характер и обеспечивают упорядочение общественных отношений. С. Алексеев толкует эту категорию как осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя. П. Рабинович правовым регулированием считает осуществляемый государством с помощью всех юридических средств властное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, закрепления охраны и развития. Правовое регулирование как одну из форм воздействия права на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое с помощью всей системы юридических средств ведет речь О. Малько. Эту точку зрения разделяет Г. Русинов, в понимании которого правовым регулированием является целенаправленное воздействие на поведение субъектов и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. По убеждению B. Червонюк, правовое регулирование - это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие; О. Скакун - это осуществляемое гражданским обществом и государством с помощью всей совокупности юридических средств упорядочение общественных отношений, их закрепление, охрана, защита и развитие.

    Понятие "правовое регулирование" отражает динамику права, его силу и энергию, направленную на достижение правового результата, решения жизненных ситуаций, которые требуют воздействия права. Осуществляют его с помощью средств, которые образуют не просто комплексы, многоэлементные образования, а последовательно соединенные цепи определенной структуры, которая находится в динамике. В этом контексте интересна мысль Ю. Шемшученко и

    C. Бобровник, которые считают, что правовое регулирование - это один из основных средств государственного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения в интересах человека, общества и государства. Т. Радько подчеркивает, что правовое регулирование - это регламентация общественных отношений через общеобязательные правила поведения и основанных на них предписаний индивидуального характера, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением.

    Термин "регулирования" чаще всего относят лишь к права как системы норм и некоторых других специфических правовых средств (правоотношения, акты реализации норм права). Некоторые ученые не соглашаются с пониманием регулирования общественных отношений как жесткого их нормирования государством (законом), поскольку, по их мнению, категория "регулирования" не является тождественной принуждения, жестком и властном предписания. Норма права устанавливает лишь модель отношений, в которой общественные интересы должны співвідноситись с интересами членов общества, причем право широко использует для влияния на поведение людей: стимулирование, поощрения, предоставления прав и т.д.

    Правовым регулированием общественных отношений С. Комаров считает воздействие на них при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации. Правовое регулирование рассматривают также как спрямовувальну и закріплювальну деятельность государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также общества, которая осуществляется в процессе: подготовки и принятия, изменения и отмены правовых норм, их реализации в конкретных общественных отношениях; применение мер государственного принуждения к правонарушителям с целью установления и поддержания стабильного и эффективного правопорядка, оптимального развития общества и личности. Эту точку зрения поддерживает. Сырых, подчеркивая, что правовое регулирование - единство правотворчества, правореализации и применения юридической ответственности. Своеобразный подход к определению правового регулирования выразила Н. Гранат: правовое регулирование - часть (аспект) действия права, которая характеризует специально-юридическое (не информативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним не связана.

    понятие "правовое регулирование" является сложным и многогранным, общетеоретическим и межотраслевым. Своему содержанию оно выражает правовое воздействие на общественные отношения через систему юридических средств, способов, форм и методов с целью приведения их в соответствие с потребностями общества, обеспечения в нем порядка и стабильности. Важно при этом определение соотношения между понятиями "правовое регулирование" и "правовое воздействие".

    Воздействие - это определенная система действий относительно чего-то. Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специфической системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

    По мнению А. Малько, категория "правовое воздействие" - это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. По мнению А. Скакун, правовое воздействие - это распространение действия права во всех формах и направлениях на сознание и поведение людей, на их взаимодействие как участников общественных отношений с целью обеспечения личных или социально значимых результатов. Наряду с категорией "правовое воздействие" иногда используют категорию "влияние права", имея в виду результативный влияние формально-юридического источника права на поведение людей с помощью правовых средств (правовое регулирование) и не правовых (информация, идеология, воспитание и т.п.).

    Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения с помощью собственно правовых средств (норм права, правовых отношений, актов применения права и других правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

    Осуществляют его в различных сферах общественной жизни, прослеживается он в информационной, воспитательной и иной роли права. Правовое воздействие в отличие от правового регулирования связан с общественными отношениями, которые не регулируются правом, но на которые распространяется его действие. Формируется он с помощью нормы права, зависит от правовой культуры общества. Это обеспечивает формирование в однотипной ситуации определенного стандарта поведения как непосредственной условия законопослушного поведения граждан. Правовое воздействие охватывает правовые и информационные средства воздействия на общественную жизнь и психологические (правовые стимулы и правовые ограничения), воспитательные, идеологические (повышение уровня правовой культуры, формирования прогрессивных правовых идей, принципов и т.п.) и другие. Структурно он включает правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.

    Категории "правовое регулирование" и "правовое воздействие" разные по смысловому наполнению, их разграничение связано с многоаспектностью действия права. На современном этапе категория "правовое регулирование" наполняется новым содержанием, ее следует рассматривать через более широкую категорию "правовое воздействие".

    Сферой правового регулирования являются общественные отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные и другие), требующие правового воздействия. Эти отношения как предмет правового регулирования являются волевыми, объективно требуют воздействия со стороны государства и имеют четко определенный смысл. В экономической сфере - это отношения, связанные с формированием рыночной системы, с развитием различных форм собственности, производством, распределением материальных благ. В политической сфере - это правовое закрепление

    ВОПРОС. 102

    плюралистических форм и методов осуществления власти, формирование демократических институтов. В социальной сфере - это формирование социальной политики, направленной на удовлетворение интересов людей в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.

    При установлении сферы правового регулирования следует учитывать:

    Праву должны быть урегулированы существенные общественные отношения, которые имеют принципиальное значение для государства, объединений граждан, отдельных лиц (объединение в политические партии, осуществления предпринимательской деятельности - новые для Украины общественные отношения, урегулированные нормами права);

    Изменения в общественных отношениях должны быть отражены в праве (например, в сфере здравоохранения наряду с бесплатными медицинскими услугами возникают и находят правовое закрепление платные медицинские услуги);

    Развитие общественных отношений должен стимулироваться с помощью права (наряду со строительством за государственные средства возникает строительство за средства инвесторов);

    Право влияет на возникновение новых отношений и их регулирования, если они требуют и поддаются юридической регламентации;

    Общественные отношения требуют регламентирования, если они отражаются в сознательном волевом поведении субъектов (право не может регулировать поведение психически больных лиц или лиц, находящихся под гипнозом);

    Право регулирует только отношения, возникающие между субъектами, объединениями граждан и т.д. Не является предметом правового регулирования явления объективной действительности (физические, биологические, природные процессы) при условии, что они не превращаются в конкретные юридические факты.

    Анализируя понятие "правовое регулирование" как исходный пункт, объединяющее начало характеристики права в действии, в процессе реализации его потенции и силы, С. Алексеев подчеркивает характерные его особенности: правовое регулирование является специфической разновидностью социального регулирования, направленным на достижение определенных результатов в жизни общества; оно осуществляется при помощи целостной системы средств, реально отражают материю позитивного права как нормативного институционного образования - регулятора.

    в Целом правовое регулирование имеет целенаправленный характер, поскольку выступает неким регулятором общественных отношений, упорядочивая их права на уровне общества. Оно имеет организационный и упорядоченный характер (осуществляется с помощью определенных средств) и должно быть направлено на достижение определенных целей, иметь результативный характер. Правовое регулирование имеет определенный предмет и сферу правового воздействия, осознанные субъектами и обществом и важны для них. Обеспечивают его определенные методы, которые координируют деятельность субъектов в сфере права, реализуются посредством их субординаційної подчиненности в процессе выполнения или использования нормы права. Стадии правового регулирования - правовая регламентация общественных отношений, возникновение субъективных прав, юридических обязанностей и их реализация.

    С помощью правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенной правовой формы, поскольку через нормы права государство устанавливает меру возможного и разрешенного поведения.

    ВОПРОС. 103Механизм правового регулирования: понятие и элементы.

    МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    2.1. Алгоритм, стадии и механизм правового регулирования
    Правовое регулирование - процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного рода субъектов: государственные органы, общественные объединении, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.
    В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации.
    На первой стадии происходит формирование нормативного регулятора, т. е. норм права путем принятия нормативных актов (законов, постановлений и т. п.). На первой стадии (этапе) правовое регулирование носит общий характер.
    На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходи! конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам.
    Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину к соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникаем право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения - обязанность выплачивать пенсию.
    Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.
    Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования.
    Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.
    Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).
    Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего нрава.
    При исполнении и соблюдении норм нрава, связанных с запретом (пассивная обязанность) и активной обязанностью, у адресатов норм права отсутствует свобода выбора, - они должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью.
    В случае использования субъективною права (дозволения) у адресатов нормы есть определенная свобода выбора.
    Во-первых, здесь существует альтернатива- использовать или не использовать свое субъективное право. Адресат нормы (субъект права) сам распоряжается своим субъективным правом. Он может и не воспользоваться им, например отказаться участвовать в выборах, не требовать от должника долг, не подавать исковою заявления в суд и т. д. Во-вторых, уполномоченный субъект может выбрать разные варианты осуществления своего права: проголосовать из числа многих кандидатов за одного из них по своему выбору или проголосовать против всех; потребовать от должника лишь часть долга, отсрочить уплату долга; подав исковое заявление в суд, может изменить его требования, увеличив или уменьшив сумму иска.
    Все три указанные формы реализации называются непосредственными, в том смысле, что при этих формах субъекты нрава реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права), не обращаясь за содействием в органы государства, совершают соответствующие действия самостоятельно,

    без разрешения этих органов.
    Однако в ряде случаев нормы права не могут быть реализованы без властною вмешательства государственных органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации, как применение права.
    ВОПРОС. 103

    Правоприменение - особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение - это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т.д.).
    Такое решение необходимо, когда права и обязанности не могут возникнуть, окончательно сформулироваться без него, когда возникает спор о праве, когда совершено правонарушение. Применение, следовательно, возможно на второй стадии регулирования или на третьей, когда права и обязанности у конкретных субъектов возникли, но не реализуются в силу каких-то препятствий. Например, должник не платит долг, налогоплательщик - налог, органы дознания или следствия не возмещают ущерб, причиненный их незаконными действиями, и т. д. В таких случаях, по заявлению соответствующей стороны, компетентный государственный орган (например, суд) выносит властное, обязательное для субъектов решение, которым под угрозой принуждения обязывает совершить определенные действия.
    Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
    Механизм правового регулирования - это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели - с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.
    Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизм правового регулирования, определяется различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и неоднозначность проблемы их правового оформления, обеспечения.
    В зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования.
    1. Формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.
    2. Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, используемый в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
    Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизм, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
    3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Правило поведения конкретизируется в той связи, в какой конкретизируются сами интересы сторон, а точнее самый основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.
    Отсюда данная стадия воплощается в таком элементе механизм правового регулирования, как правоотношение.
    4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование. Как же проявляются в них содержательные моменты (процесс удовлетворения интересов) и что есть общего в этих содержательных моментах?
    а). При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите и тем самым не ставит препятствий при их удовлетворении.
    б). При использовании обязанностей субъект должен активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т. п.).
    в). Используя право, субъект получает пользу, благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать, мешать удовлетворению интересов других субъектов, а также общественных интересов в охране и защите, иначе произойдет злоупотребление правом.
    Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. В принципе, здесь имеет значение лишь одно, – чтобы на пути осуществления данных интересов на ставились помехи, т. е. чтобы интересы могли быть свободно удовлетворены. Это – то общее, что объединяет формы правореализации, что позволяет синтезировать совершенно противоположные, на первый взгляд, формы правореализации в одну беспрепятственную форму. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осуществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь правовой нормы.
    Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.
    5. Если беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
    С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С точки зрения формально-правовой препятствия различаются. Если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором, напротив, – его наступление.
    Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизм правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.
    Итак, структура механизм правового регулирования состоит в целом из следующих элементов:


    1) норма права;
    2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительных акт;
    3) правоотношение;
    4) акты реализации прав и обязанностей;
    5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).


    ВОПРОС. 104Правовые средства: понятие, признаки и виды.

    Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

    В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы ч справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

    Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

    Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

    Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров 2 .

    В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей 3 .

    \ См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87. См. также: Баршюв НА. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 64.

    2 См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 14.

    3 См.: Малько Л В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66-77.

    Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

    Признаки правовых средств:



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация