Специальная оценка условий труда. Методика проведения. Методика проведения специальной оценки условий труда Соут специальная оценка условий труда методика

Главная / Квартира

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

Приложение № 1

к приказу Минтруда России

от ___________ г. № _____

Методика проведения специальной оценки условий труда

  1. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к следующим процедурам, последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда:

1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

2. Требования настоящей Методики распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм, а также на организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их экспертов.

  1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, указанными в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор), предусмотренном приложением № 2;

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

4. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), создаваемой работодателем.

5. Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

6. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с вредными и (или) опасными факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

7. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном разделом III настоящей Методики.

8. В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3.

10. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

11. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах, указанных в пункте 10 настоящей Методики, определяется экспертом в соответствии с классификатором.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

С изменениями и дополнениями от:

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2 ;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3 ;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"


Регистрационный N 31689


Настоящий приказ

Подготовка и принятие методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) требуется для своевременного выявления опасных/вредных факторов на рабочих местах сотрудников, которые влияют на их здоровье. Это необходимо для разработки мер по их защите, подготовки спецодежды и обуви, а также иных средств, нейтрализующих негативное воздействие на производственных площадях предприятия.

СОУТ является комплексов специальных действий, направленных на выявление опасных факторов в техпроцессе или окружающей среде и определения степени их опасности для здоровья трудящихся. Исходя из установленных законодательством правил, такая проверка производится раз в пять лет, за исключением случаев возникновения на предприятии несчастного случая или профзаболевания. Тогда проверка производится внепланово.

Для организации спецоценки работодателю необходимо привлечь стороннюю организацию, имеющую необходимые разрешительные документы для проведения такого рода работ. При этом на проверяемом предприятии создается комиссия, несущая ответственность за достоверность собранных данных и утвержденных результатов.

В п.2. ст.8 Закона №426-ФЗ за работодателем закрепляется обязанность своевременного проведения СОУТ. При этом не имеет значения форма собственности или вид деятельности. Исключением являются только лица, не использующие наемных работников в процессе реализации своей хозяйственной деятельности. Кроме того, в данном Законе утвержден закрытый перечень лиц, которые также не обязаны проводить проверку. К ним относятся:

  • Лица, работающие на дому или дистанционно;
  • Работники, заключившие трудовой договор не с юр. лицом.

Методика СОУТ №33н с изменениями

Процедура и правила проведения СОУТ закреплены в специально разработанной методике, утвержденной приказом Минтруда №33н от 24.01.2014г. В ней закреплен порядок проведения необходимых действий для выявления и определения степени опасности производственных факторов. Данная процедура включает в себя 4 основные этапа:

  1. Идентификация;
  2. Исследование выявленных негативных условий;
  3. Классификация степени их опасности, исходя из утвержденного законодательством перечня;
  4. Оформление заключения по итогам проведенной проверки.

На данный момент 33н методика проведения специальной оценки условий труда существенно отличается от своей первоначальной редакции. Многие её положения были дополнены или изменены, исходя из практики применения конкретных норм. К примеру, п.29 данной Методики был переработан, вследствие чего расширились принципы определения степени воздействия биологических факторов на условия работы сотрудников. Также были добавлены новые патогенные биологические группы, а для граждан, трудящихся под землей к вредному производственному воздействию было приравнено длительное нахождение под искусственным освещением.

Подготовка к проведению спецоценки

Подготовительный этап СОУТ начинается с донесения информации о нем до трудового коллектива предприятия. Сотрудники предупреждаются о том, что будет проведена проверка, и они могут внести свои предложения относительно оценки условий работы. Их следует оформить в письменном виде и передать руководству. Также на данном этапе работодатель выбирает несколько служащих, которые войдут в специальную комиссию, и назначает председателя этой группы.

После проведения разъяснительной работы работодатель утверждает порядок проведения СОУТ и состав комиссии, о чем издает соответствующий приказ или распоряжение.

Проверка начинается с составления списка всех рабочих мест, которые будут проходить оценку. Необходимо учитывать, что согласно Закону №426-ФЗ производственные места, не имеющие негативных факторов воздействия или имеющие допустимые условия, подтвержденные СОУТ ранее, не требуют проведения повторных проверок, кроме исключительных ситуаций.

В готовом перечне производственных площадок, которые будут проходить оценку включается такая информация:

  • Данные о сотрудниках, работающих на этих местах;
  • Наименование должности;
  • Обозначение проверяемой площадки;
  • Используемая техника, оборудование;
  • Информация о проведенных медосмотрах, выплаченных компенсациях;
  • Предполагаемые виды негативных факторов воздействия на служащих.

Процесс организации СОУТ закреплен ст.9 Закона №426-ФЗ. Согласно нему подготовительный процесс может начинаться как с формирования спец. комиссии, так и с выбора сторонней организации, которая будет проводить проверку. В данном случае поочередность данных действий значения не имеет.

Этап. 1. Оформление и подписание договора

Если работодатель уже выбрал организацию, которая имеет разрешительные документы на проведение СОУТ и будет выполнять проверку на этом предприятии, ему необходимо подготовить гражданско-правовой договор на выполнение данных работ. При этом необходимо учитывать, что исполнитель должен соответствовать требованиям, выдвигаемым к нему ст.19 Закона №426-ФЗ.

Договор оформляется в двух экземплярах и после его подписания один из них остается у работодателя, а второй передается организации-исполнителю.

Этап 2. Создание комиссии

В состав комиссии зачастую входит 5-7 человек, так как согласно требованиям Закона, их число должно быть нечетным. Среди них:

  • Председатель – в качестве него может выступать как представитель работодателя, так и он рам (в случае с ИП – он лично);
  • Специалист по ОТ – таковым может быть как сотрудник предприятия – если таковой есть в штате, так и сторонний специалист – если у работодателя его нет.
  • Представители профсоюзного органа – если такового в организации нет, то можно не включать их в комиссию.
  • Иные работники, на усмотрение руководства фирмы.

Представители организации, проводящей проверку, в состав оценочной комиссии не включаются. Они работают отдельно и проводят необходимые действия для изучения условий труда.

Этап 3. Утверждение графика

Заказчик самостоятельно определяет график проведения необходимых мероприятий и сроки их выполнения для своевременной сдачи декларации соответствия, закрепляемые приказом по предприятию. Работодатель несет полную ответственность за организацию и проведение СОУТ.

График должен содержать список всех трудовых площадок, на которых будут осуществляться замеры и исследования с целью выявления негативных факторов воздействия. На его основании далее будет проходить сама процедура проверки.

Порядок осуществления СОУТ

В соответствии с методикой №33н все мероприятия, необходимые для исследования условий труда на местах производятся организацией-исполнителем, с которой у работодателя заключен соответствующий договор. Руководитель фирмы-заказчика в процессе их выполнения имеет право:

  • Присутствовать при проведении замеров и исследований;
  • Требовать предоставления обоснования сделанных выводов;
  • Обжаловать итоги оценки в Федеральную ИТ.

С другой стороны работодатель обязан не препятствовать проведению необходимых действий специалистами приглашенной организации, а также предоставить все данные, которые нужны им для их осуществления.

Эти правила касаются и приглашенных специалистов, которые включены в состав комиссии, но производят необходимые действия самостоятельно.

Первый шаг. Проведение идентификации рабочих мест

Согласно положениям методики, утвержденной приказом Минтруда №33н, при осуществлении идентификации в расчет берутся:

  • Характеристики материалов и оборудования, применяемого в процессе выполнения сотрудниками их должностных обязанностей;
  • Итоги сделанных ранее исследований и замеров;
  • Возникновение несчастных случаев и проф. заболеваний на предприятии;
  • Письменные предложения трудящихся фирмы.

Идентификация осуществляется экспертом организации-исполнителя, с которой у работодателя заключен договор на выполнения СОУТ. Она производится путем выявления негативных факторов и их сопоставления с тем, которые закреплены в классификаторе к Приказу№33н.

Если на рабочих местах специалистом не было выявлено вредных или/и опасных условий, то данный факт фиксируется в итоговом отчете и должен быть внесен в декларацию соответствия.

Идентификации не подлежат площадки:

  • Включенные в перечень дающих право на досрочное получение пенсии по возрасту;
  • В отношении которых, при послаблении трудящегося на работу, устанавливаются доп. льготы и компенсации;
  • Во время предыдущей СОУТ идентифицированные как имеющие опасные/вредные условия труда.

По итогам проведенных мероприятий специалист составляет отчет и передает его комиссии, принимающей решение о необходимости осуществления замеров и исследований на местах, имеющих угрозу здоровью сотрудников предприятия. Если в процессе идентификации условиям на одном или нескольких рабочих местах будет присвоен 4-й класс опасности, то работодатель обязан в десятидневный срок сообщить об этом в Федеральную ИТ, направив копию протокола в отдел, работающий по региону, где расположено предприятие.

Второй шаг. Исследования и замеры

Если в процессе идентификации рабочих площадок эксперт приглашенной организации обнаружит совпадение по наименованию вредных факторов, с теми, что указаны в классификаторе, то по ним должно быть назначено проведение замеров. Это необходимо для определения их фактической величины и степени воздействия.

При проведении исследований специалистами организации-исполнителя, рекомендуется присутствовать и членам комиссии по СОУТ для того, чтобы на всех этапах контролировать:

  • Исправность приборов;
  • Соблюдение режима эксплуатации оборудования и техники;
  • Правильность проведения замеров и соответствие их технологий, установленным законодательствам требованиям;
  • Внесение в отчет корректных данных и результатов исследований.

При необходимости проведения исследований в лабораторных условиях, образцы должны быть направлены в специальные учреждения, получившие аккредитацию для проведения такого рода действий в установленном законом порядке. Результаты таких анализов оформляются в отдельный протокол, передаются работодателю и прикладываются к итоговому отчету.

Третий шаг. Классификация негативных факторов

Классификация факторов воздействия производится также приглашенным экспертом и осуществляется в отношении:

  • Внутреннего микроклимата на рабочем месте;
  • Световой среды;
  • Содержание в воздухе аэрозолей;
  • Биологических, химических и виброакустических факторов;
  • Ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • Степени напряженности рабочего процесса;
  • Различных комплексов воздействующих факторов.

Полная классификация содержится в 4-м разделе методики 33н и включает в себя 4 основные группы по степени их опасности: оптимальный, допустимый, вредный (содержит 4 дополнительные подкласса) и опасный.

Работодатель со своей стороны имеет право требовать понижения уровня опасности условий при использовании его сотрудниками эффективных средств индивидуально защиты, прошедшими соответствующую сертификацию.

Четвертый шаг. Подведение итогов

По результатам произведенных действий, а также на основании замеров и исследований, в соответствии с приложением №3 к методике 33н, должен быть подготовлен специальный отчет. Он оформляется организацией, проводившей проверку, согласно правилам, закрепленным в ст.15 Закона №426-ФЗ.

После его заполнения данный документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден её председателем. В случае несогласия со сделанными выводами, члены комиссии имеют право изложить своё мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

С момента утверждения отчета работодатель обязан в течение 3-х суток уведомить об этом организацию-исполнителя. Кроме того, в течение 30-ти суток он должен ознакомить с ним сотрудников предприятия под роспись, а также при наличии официально сайта, разместить на нем результаты СОУТ и перечень мероприятий, направленных на улучшение условий ОТ. На основании отчёта, подготавливается на направляется в Госинспекцию по труду декларация соответствия.

Периодичность осуществления СОУТ

Исходя из установленных современным законодательством правил, СОУТ может производиться планово и внепланово. В первом случае она осуществляется раз в пять лет в отношении уже прошедших оценку рабочих мест.

Внеплановая в свою очередь организовывается при:

  • Введении новых трудовых мест;
  • Внесении изменений в техпроцесс, которые могут оказать воздействие на уровень негативных факторов;
  • Получении соответствующего предписания от ГИТ;
  • Изменении используемых СИЗ;
  • Возникновении несчастного случая на фирме или профзаболевания у сотрудника;
  • Иные причины, предусмотренные действующим законодательством.

Штраф за не проведение СОУТ

При отсутствии СОУТ на предприятии или его несвоевременном проведение, в отношении нарушителя могут быть применены меры админ. Взыскания по ст. 5.27 и ст.5.27.1 КоАП. При этом вторая норма является специальной, регулирует нарушения связанные именно с порядком проведения СОУТ и предусматривает наложение штрафных санкций на работодателя в размере 60-80 тыс. руб. за каждое рабочее место не прошедшее оценку.

При повторном выявлении нарушений эта сумма увеличивается до 100-200 тыс. руб. Кроме того, в данном случае к фирме или ИП может быть применена такая мера воздействия как приостановление деятельности сроком до 90 дней.

, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Российская газета, 30 декабря 2013 года, № 6271).

приказываю:

Утвердить:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1 ;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2 ;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3 ;

Приложение № 1

Методика проведения специальной оценки условий труда

I. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно - вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов , утверждаемым в порядке, установленном (Российская газета, 30 декабря 2013 года, N 6271) (далее - классификатор);

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее - эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - комиссия).

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

Технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

Технологической документации, характеристик технологического процесса;

Должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

Проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

Характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

Деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

Результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором , производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором , производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором .

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики .

7. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором , экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" .

10. Результаты идентификации заносятся в раздел "Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда" отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - отчет).

11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н .

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на указанных в настоящем пункте рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" .

III. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

12. Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II настоящей Методики .

13. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

14. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Средства измерений, применяемые при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения).
_______________
Утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 года N 1034н "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 2011 года N 22039).

15. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

16. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием:

1) полного наименования организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационного номера записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации (при наличии);

2) уникального номера протокола (определяется организацией, проводящей специальную оценку условий труда), содержащегося на каждой странице протокола вместе с номером страницы протокола;

3) полного наименования работодателя;

4) места нахождения и места осуществления деятельности работодателя;

5) наименования структурного подразделения работодателя (при наличии);

6) индивидуального номера рабочего места, наименования должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на данном рабочем месте, в соответствии с наименованием этих должностей, профессий или специальностей, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке;

7) наименования вредного и (или) опасного фактора, в отношении которого проведены исследования (испытания) и измерения, в соответствии с классификатором ;

8) даты проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора;

9) сведений о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

10) наименования примененных метода исследований (испытаний) и (или) метода (методики) измерений вредного и (или) опасного фактора, реквизитов нормативных правовых актов, их утвердивших (вид нормативного правового акта, наименование органа его издавшего, название, дата и номер);

11) реквизитов нормативных правовых актов (вид нормативного правового акта, наименование органа его издавшего, название, дата и номер), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора;

12) места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб);

13) нормативное и фактическое значение уровня исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора с указанием при необходимости единиц измерений и продолжительности его воздействия на всех местах проведения исследований (испытаний) и измерений;

14) заключение по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора;

15) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности специалистов организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводивших исследования (испытания) и измерения вредного и (или) опасного фактора.

В случае, если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, то к протоколу прикладывается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.

17. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в настоящем пункте, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

18. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 17 настоящей Методики , направляет в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения копию данного протокола комиссии, содержащего это решение.

IV. Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

19. По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда (далее - отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда).

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений в порядке, предусмотренном главой III настоящей Методики , от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Методика проведения специальной оценки условий труда определена соответствующими нормативными актами, отменившими аттестационную процедуру на рабочих местах, проводимую прежде. Все основные вопросы осуществления специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ), включая саму процедуру оценки, интерпретацию ее результатов и ответственность за нарушение установленных правил, будут рассмотрены в нашей статье.

Законодательство о методике специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий, преследующих следующие цели:

  1. Обнаружение неблагоприятных явлений производственной обстановки и трудовой среды.
  2. Оценку влияния на трудящихся негативных факторов и превышения законодательно установленных нормативов.

СОУТ заменила существовавший ранее схожий правовой механизм анализа рабочей обстановки на предприятиях — аттестацию. Основным нормативным документом, определяющим юридические и государственные основы и порядок проведения СОУТ, является закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Законодательно методика проведения специальной оценки условий труда определяется как комплекс оперативных мер, поэтапно реализуемых в рамках осуществления спецоценки условий трудового функционирования работающих. Методика является отдельным нормативным документом, который утвержден приказом Минтруда РФ «Об утверждении Методики проведения спец. оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спец. оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 № 33н.

Кроме того, нормативную базу, касающуюся спецоценки условий трудовой деятельности, составляет большое количество разъясняющих ведомственных писем. К примеру, письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ/5597, 27.09.2016 № 15-1/ООГ-3481 и 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Приказ № 33н о СОУТ (с изменениями, внесенными приказом № 24н)

Приказ Минтруда России № 33н, которым утверждаются методика и процедура проведения спецоценки условий трудовой деятельности, содержит 4 дополнительных вложения:

  1. Методику проведения СОУТ.
  2. Классификатор негативных явлений производства.
  3. Форму отчетной документации об итогах спецоценки условий трудовой деятельности.
  4. Инструкцию по формированию отчетной формы о выполнении СОУТ.

В свою очередь методика состоит из 5 разделов и 22 приложений к ней. Разделы методики определяют:

  • обобщенные положения об осуществлении СОУТ;
  • порядок обнаружения неблагоприятных явлений производственной среды;
  • процедуру анализа и замера негативных факторов производства;
  • отнесение по итогам произведенной оценки условий трудового функционирования работающих к определенному классу (подклассу), в зависимости от степени вреда обнаруженных на рабочем месте негативных явлений;
  • оформление результатов СОУТ.

За время существования приказа № 33н в него трижды вносились коррективы:

Не знаете свои права?

  1. Приказом Минтруда России от 20.01.2015 № 24н.
  2. Приказом Минтруда России от 07.09.2015 № 602н.
  3. Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н.

Редакция, внесенная приказом № 24н, коснулась порядка отнесения трудовой обстановки к классам (подклассам) исходя из величины влияния на работающего неблагоприятных факторов. Изменения, внесенные 2 другими нормативными актами, были не столь масштабны и касались уточнения и редактирования некоторых формулировок.

Методика СОУТ. Кто проводит оценку, что проверяется?

Методикой проведения специальной оценки условий труда предполагается последовательное проведение 4 мероприятий:

  1. Выявления неблагоприятных факторов производства.
  2. Анализа и измерения влияния негативных явлений производственной среды.
  3. Соотнесения условий трудового функционирования на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) вредности рабочих мест с учетом уровня влияния на трудовую деятельность выявленных неблагоприятных производственных факторов.
  4. Фиксирования итогов проведенной проверки.

Проверка проводится экспертом — сотрудником специализированной организации, правомочной в порядке закона № 426-ФЗ (ст. 19) на проведение СОУТ. Результаты проверки утверждаются комиссией по осуществлению СОУТ, организованной в рамках проверяемого предприятия.

Выявление неблагоприятных производственных факторов производится посредством анализа предоставленных работодателем сведений/документов (п. 4 приложения № 1 к приказу № 33н):

  • техдокументации на применяемое трудящимися в производстве оборудование;
  • документации, классифицирующей технологический процесс;
  • должностных инструкций;
  • проектных документов об обустройстве производственных сооружений;
  • характеристик используемого в работе сырья и материалов;
  • сертификатов и документов о соответствии установленным нормам производственного оборудования, материалов, сырья, технологических процессов;
  • итогов ранее проведенных на этом же производстве исследований и замеров неблагоприятных проявлений окружающей среды;
  • имеющихся предложений членов трудового коллектива по обнаружению на их местах работы неблагоприятных производственных факторов.

Кроме того, для обнаружения неблагоприятных факторов обследуются трудовые места и производимая продукция, а также опрашиваются сотрудники и их руководители.

Интерпретация результатов проведения специальной оценки условий труда

Признание выявленных факторов производственной обстановки неблагоприятными осуществляется путем сравнения их названий с названиями, указанными в классификаторе (приложении № 2 к приказу № 33н). Если совпадения по названиям не выявляется, то фиксируется отсутствие негативных явлений производственной обстановки, а условия трудовой деятельности на этом рабочем месте, в свою очередь, признаются допустимыми. Если же обнаруживаются совпадения выявленных производственных явлений с факторами обстановки на производстве, определенных в классификаторе как неблагоприятные, производится дальнейшее их изучение и замеры уровня влияния на трудящихся. Обследования и замеры производятся в соответствии с положениями 3-го раздела методики проведения СОУТ.

Далее приказ № 33н предписывает произвести соотнесение реальных условий труда на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) условий трудового функционирования, определенных названным нормативным актом. На этом этапе проведения СОУТ необходимо руководствоваться разделом 4 методики, а также приложениями к ней № 1, 9-14, 16-21, согласно которым классы (подклассы) трудовой обстановки присваиваются в зависимости от уровня влияния того или иного производственного фактора и степени превышения нормативов, определенных законодательно в качестве оптимальных и допустимых.

Отчет о проведении СОУТ и декларация соответствия условий труда

Итоговые результаты проведенной проверки фиксируются в отчете, который формирует экспертная компания в соответствии с требованиями раздела 5 методики осуществления СОУТ. Форма отчетного документа определена в приложении № 3 к приказу № 33н, а порядок его заполнения — в приложении № 4 к тому же приказу. Подписывается отчет всеми членами комиссии по СОУТ и утверждается ее председателем.

В течение месяца с момента утверждения отчета, руководствуясь положениями приказа Минтруда «О форме и порядке подачи декларации…» от 07.02.2014 № 80н, компания обязана направить декларацию соответствия трудовых условий в региональную госинспекцию по труду (далее — ГИТ). При этом необходимо соблюдать несколько ключевых требований:

  1. Декларация формируется в отношении тех трудовых мест, на которых не обнаружено неблагоприятных производственных явлений.
  2. Компонуется декларация по форме, установленной приложением № 1 к приказу № 80н.
  3. Декларация может быть сдана в электронном виде путем заполнения специальной формы на сайте Роструда и удостоверения ее электронной цифровой подписью.
  4. Если декларация была возвращена в связи с ненадлежащим оформлением, документ необходимо исправить и подать снова.

Ответственность за нарушения, связанные с СОУТ

В качестве нарушений законодательства о спецоценке трудовых условий могут рассматриваться:

  • неосуществление СОУТ в определенных законом случаях;
  • несоблюдение процедуры проведения СОУТ;
  • некорректное оформление итогов проведенной проверки;
  • несоблюдение требований законодательства, связанных с компенсацией сотрудникам условий работы в неблагоприятной производственной обстановке, выявленной по итогам СОУТ;
  • неподача в ГИТ декларации.

Ответственность в этих случаях (как для организации, так и для ее ответственных сотрудников) наступает по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и влечет за собой штрафные санкции: от 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц, от 60 000 до 80 000 руб. — для юридических (размер зависит от обстоятельств, сопровождающих нарушения законодательства).

Итак, методика проведения СОУТ представляет собой перечень последовательных действий, осуществляемых специализированной организацией при проверке условий труда на местах службы сотрудников предприятия. По результатам проведения проверки каждому месту присваивается определенный класс вредности. За нарушения при проведении СОУТ работодатель может быть привлечен к административной ответственности. При этом важнейшим документом, определяющим обязательные требования к процедуре оценке трудовых условий на предприятиях, является приказ № 33н о методике проведения СОУТ — именно им следует руководствоваться в ходе проведения вышеозначенных мероприятий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация