Государственное регулирование предпринимательской деятельности: система и принципы. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Основы гражданско-правового регулирования бизнеса

Главная / Налоги

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Но не надо думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, в виде централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства- частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах н свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Существуют разнообразные формы государственного регулирования экономики, из которых мы рассмотрим только самые важные, использование которых в качестве орудия осуществления государственной экономической политики представлено в следующих разделах.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями, В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это - одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано, создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособии по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости подробно рассмотрены в следующем параграфе настоящей главы.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом, случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще недостаточно для государственного вмешательства; государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Безработица, Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень - 4-6% численности рабочей силы - считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4-6%), т. е. когда начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция. Как известно, инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и это явление более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, ибо по силе влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Исходя из этого различают два типа инфляции: 1) инфляция спроса; 2) инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои особенности, и поэтому «лекарства» для ее лечения тоже свои.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенной величины. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия.

Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.

Первый этап. Создание общих благоприятных условии для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

Второй этап. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

Третий этап. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

Четвертый этап. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

Пятый этап. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

Шестой этап. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Споры между неокейсианцами и неолибералами позволили яснее понять степень необходимости, пределы допустимости, условия и средства государственного регулирования. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященных количественному анализу последствий мер регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений.

Характер и направления научных исследований в области государственного регулирования за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале и середине 50-х гг. обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее: «Какова должна быть степень этого регулирования?, а затем: «С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?» Активизация сторонников монетаристской концепции привела к изменениям в арсеналах государственного регулирования экономики, но не отменила общих тенденций регулирования.

Однако возможности государственного регулирования экономики не безграничны. Экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Подготовка и заключение торговой сделки включает следующие этапы: поиск и выбор контрагента, проведение переговоров и заключение договора.

ПОИСК КОНТРАГЕНТА проводится различными способами: с помощью рекламы, ОБЪЯВЛЕНИЙ, КОММЕРЧЕСКИХ ПИСЕМ, А ТАКЖЕ БЛАГОДАРЯ ПРЯМЫМ КОНТАКТАМ С ПОКУПАТЕЛЯМИ. Например, прямые соглашения - оферты. Если соглашение принято, посылается заказ. После подтверждения заказа направляется покупателю форма контракта и коммерческое письмо с информацией о намерении вступить в переговоры для заключения коммерческой сделки.

ВЫБОР КОНТРАГЕНТА зависит от характера и предмета сделки, емкости рынка, состояния конъюнктуры на рынке, особенностей страны при заключении внешнеторговой сделки.

Здесь необходимо ответить на ряд вопросов: на каком рынке лучше продавать товар, с каким партнером выгоднее заключить сделку?

На международном уровне важно учитывать наличие межгосударственных договоров, соглашений, а также принятый характер экспортно- импортного регулирования торговых сделок.

Регулирование импорта бывает таможенное и не таможенное. Оно предусматривает лицензирование и квотирование, т.е. количественное ограничение торговых сделок.

Экспортное регулирование также предусматривает выдачу лицензий на право вывоза товаров за границу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ СДЕЛКИ происходит путем переговоров. Переговоры бывают двух видов: путем переписки и личные переговоры, которые заканчиваются подписанием договора.

Нередко наши большие компании и фирмы несут большие потери еще на стадии заключения контракта из-за недостаточной осведомленности о рыночной ситуации или неудовлетворительного квалифицированного уровня людей, представляющих нашу сторону. Не секрет, что во внешнеэкономических связях огромное значение имеет не только своевременное заключение внешнеторгового контракта, в котором в полной мере должны быть учтены интересы всех сторон, но и объективная необходимость «выжать» из сделки максимум для своей фирмы.

Действия менеджера при заключении контракта в рамках установившейся деловой практики строятся по следующей «лестнице»:

1.Определение партнеров.

2.Выявление предмета разговора.

3.Уточнение цен.

4.Расчет общей суммы контрактов.

5.Конкретизация сроков поставки товаров.

6.Фиксация условий платежей.

7.Характеристика упаковки, маркировка товаров.

8.Установление гарантий продавцов.

9.Определение размеров штрафных санкций и порядка возмещения убытков.

10.Решение вопросов страхования.

11.Характеристика обстоятельств непреодолимой силы.

12.Порядок арбитража и судебного разбирательства возможных споров.

Потребитель – гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на государственную защиту своих интересов, надлежащее количество товаров, безопасность товаров, полную и достоверную информацию о товаре, возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товарам надлежащего качества, обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов.

Права потребителя при продаже ему товара ненадлежащего качества включают безвозмездное устранение недостатков, возмещение расходов по устранению недостатков, уменьшение покупной цены, замена товара, расторжение договора и возмещение нанесенных убытков.

Сроки осуществления прав для различных товаров – 12 месяцев и более.

Сроки сезонных товаров – с начала сезона.

Безопасность товара обеспечивается их обязательной сертификацией, разработкой и доведением до покупателя правил эксплуатации, письменным подтверждением и наличием срока службы товара.

МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, причиненный потребителю, подлежит денежному возмещению.

Страхование – обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов страховому учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба.

Страхование один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивости материального благополучия.

Страхование бывает следующих видов: имущественное, личное, собственности, ответственности, жизни, от несчастных случаев и болезней.

Страховые компании бывают государственные и негосударственные.

Договоры страхования бывают срочные и генеральные.

Документы, предоставляемые в страховую компанию: баланс, контракты по сделкам, лицензии, договоры об аренде и др.

Страхование собственности обеспечивает защиту интересов, связанных с владением, использованием, распоряжением имуществом.

Возмещение страховщику = реальной стоимости ущерба.

Страхование ответственности – это возмещение страхователем причиненного вреда (в т.ч. имуществу) физическому или юридическому лицу.

Стоимость страховых услуг: страховые взносы, страховая премия.

Канал сбыта или распределения – это путь, путь по которому товары движутся от производителей к потребителям.

Составляющие канала сбыта выполняют функции: исследование рынка, стимулирование сбыта, установление контактов с потенциальными покупателями, приспособление товара под требования покупателей, проведение переговоров, организация товародвижения. Финансирование. Принятие риска.

Каналы сбыта осуществляются косвенным путем: производитель-посредник-потребитель, прямым путем: производитель-потребитель.

Участниками канала сбыта или посредниками являются: оптовый, розничный торговец, брокер, торговый агент, дистрибьютор, комиссионер, дилер.

Каналы сбыта подразделяются на:

ОДНОУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ: розничный торговец или агент по сбыту, или брокер.

ДВУХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ: оптовый, розничный торговец, торговец, дилер.

ТРЕХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ: оптовый, мелкооптовый, розничный торговец.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предмет регулирования Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ. Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства в Российской Федерации. Малый бизнес в Германии, Швейцарии.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2012

    Правовой статус и виды субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности осуществления хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Способы и методы государственной поддержки малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2017

    Правовое определение малого бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства. Особенности государственной регистрации физического лица. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса. Основные направления по совершенствованию законодательства.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2009

    Правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации и его социально-экономическая значимость. Юридическая поддержка и региональные программы развития малого и среднего бизнеса. Деятельность Московской торгово-промышленной палаты.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2012

    Нормативно-правовое регулирование и государственная политика в области малого и среднего предпринимательства в РФ. Понятие, признаки и категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Источники данных налоговой декларации по единому налогу.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2009

    Категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Финансовая и имущественная поддержка. Упрощенные правила налогообложения и бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 07.03.2009

    Понятие, признаки и нормативное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации как субъекта гражданско-правовых отношений. Особенности налогообложения, ответственности субъектов малого бизнеса, условия их государственной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Субъекты и критерии малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутске. Формирование благоприятной предпринимательской среды.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Многие из нас хотели заниматься бизнесом, но в 90 годы это понятие было тесно связано с бандитизмом и криминалом. Отсюда появился страх и чувство незащищенности при данном виде занятости. Но в наше время криминал отошел в сторону, и сейчас повсеместно осуществляется грамотное правовое регулирование и защита бизнеса. Поэтому данный вид деятельности на современном этапе в плане законодательного регулирования является довольно безопасным.

Определение

Сущность правовой защиты бизнеса заключается в обеспечении законных прав предприятия, а также в гарантии соблюдения прав и обязанностей сотрудников, управляющего состава и конкурентов. Вся эта деятельность должна вестись при минимальных затратах компании на осуществление данных процессов, а также на службы, которые занимаются правовой защитой.

Осуществление процесса защиты

Юридическая служба безопасности должна осуществлять постоянный мониторинг функционирования предприятия, а также проверку текущий деятельности юридического и финансового характера. Для предупреждения ненужных финансовых трат нужно следить за соблюдением нормативных и законодательных актов государства, под юрисдикцией которых ведется бизнес.

Направление защиты

Сама защита прав малого бизнеса должна идти как на внутренние факторы, так и на внешние.

  • Внутренними факторами можно считать недоработки в юридической сфере работы предприятия, что может повлечь за собой финансовые потери различного характера. К таким обстоятельствам можно отнести плохую квалификацию юридического отдела, незнание всех аспектов деятельности предприятия и законов рынка. Также сюда можно отнести финансовые ошибки отдела (плохо составленный план развития), неправильно составленную бухгалтерскую отчетность или ошибки в налоговых и социальных выплатах.
  • Внешние. К этой группе факторов относятся отношения с различными контрагентами бизнеса, поставщиками, конкурентами и государством. Здесь имеется опасность нарушения законодательства в отношениях с государством, ошибки и неточности в договорах поставки или деловых отношений, а также некорректные отношения с конкурентами. Поскольку многие предприятия готовы на все, велика возможность подвергнуться черному пиару от конкурентов. Также важно следить за соблюдением антимонопольного законодательства.

Правовое регулирование бизнеса государством

В конституции Российской Федерации отмечается, что любой человек может заниматься предпринимательской деятельностью в рамках текущего законодательства. Также департамент защиты бизнеса обеспечивает:

  • Обеспечение равных прав при регистрации юридического лица и невозможность отказа по причинам нецелесообразности.
  • Равенство любых юридических лиц в правах, независимо от размеров, сферы деятельности и форм организации.
  • Одинаковые права на выход на рынок, а также к трудовым, финансовым и материальным ресурсам.
  • Обеспечение открытой, честной конкуренции и недопущение образований монополий.
  • Соблюдение международных правил и законов предпринимательской деятельности.

Обеспечение защиты при договорах

В условиях предпринимательской деятельности всегда возникает потребность взаимодействия фирмы с другими участниками рынка. Чаще всего это делается в виде договоров с другими юридическими и физическими лицами или государством. В документации всегда прописываются обязанности и права всех участников. Также существует определенная опасность, которая возникает при нарушении условий договора. Для обеспечения экономической защиты бизнеса от этой опасности может потребоваться юридическая помощь. Договора могут заключаться на обязательства, связанные с имуществом (договора аренды, купли-продажи, лизинга), а также на обязательства, связанные с оказанием услуг и любой творческой деятельности.

Подготовка договора

Всю подготовительную деятельность можно разделить на три этапа:

  • Подготовка. На этом этапе важно определить все основные моменты вашего будущего договора, его важность, преимущества и недостатки. В гражданском кодексе Российской Федерации прописан пункт о том, что никто не может принудить предпринимателя к заключению соглашения, это является свободным решением. Основной деятельностью на данном этапе также является сбор информации о будущем партнере. После этого проводится анализ надежности будущего участника договора и потенциальные риски для возможной защиты интересов бизнеса. На данном этапе также нужно предусмотреть возможный разрыв соглашения и его потенциальные последствия.

  • Процесс формирования договора. На данном этапе проводится формирование самого документа. В нем обязательно должны быть прописаны: предмет вашей сделки, его цена, условия оплаты и поставки. Обязательно присутствие юридических адресов компании, их реквизиты и подписи сторон. Составление договора лучше всего доверить специалистам.
  • Подписание договора. В зависимости от характера сделки, соглашение может быть заключено как в устной, так и в письменной форме. Некоторые сделки требуют нотариального заверения. Предприниматель обязан выполнить все условия договора, которые в нем прописаны. В случае невыполнения условий, бизнесмены нарушают закон защиты малого бизнеса и попадают под гражданско-процессуальный меры. Это не распространяется на факторы, которые не зависят от предпринимателя, сюда можно отнести стихийные бедствия.

Последствия нарушения обязательств

В случае невыполнения своих обязанностей стороны могут решить все по обоюдному согласию или обратится в суд. К первому случаю можно отнести бракованную продукцию, которую покупатель просто возвращает поставщику, а тот ему поставляет более качественную. Ко второму случаю можно отнести ситуацию, в которой поставщик не согласен с виной по продукции, и покупатель вынужден обратится в суд. В случае судебного разбирательства, чаще всего, суд выносит решение выплатить неустойку по просроченным обязательствам. Это предусматривается или законом, или договором.

Правовая защита в условиях конкуренции

Самое большое бедствие для любого предпринимателя - это "нечестная игра" фирм, которые занимаются аналогичной деятельностью. Законодательством многих стран, в том числе, Российской Федерации не допускается монополизации рынка и создания условий недобросовестной конкуренции. В законе предусмотрено около 5 видов нарушений подобного типа, но на деле их гораздо больше. В случае обнаружения предпринимателем случая ущемления прав, он имеет право обратиться в Антимонопольную службу с доказательством нарушения закона. Если его жалобы подтвердятся, то предприниматель может обратится в суд за взысканием убытков, причиненных ему в следствии конкуренции. Важное значение имеет защита от конкурентов не только материальных ценностей, но и интеллектуальной и трудовой собственности. К таковым можно отнести патенты, изобретения, новые технологии товарные знаки и новые образцы продукции, а также ценные рабочие кадры.

Гражданские права бизнесмена

Гражданские права предпринимателей в Российской Федерацией предусмотрены ст.12 ГК РФ, которая включает в себя:

  • Признание права.
  • В случае утраты прав или их нарушения, восстановления прав предпринимателя.
  • Оспаривание сделок, договоров, а также постановлений местного самоуправления.
  • Возмещение убытков, получение компенсаций, неустойки и морального вреда.
  • Прекращение различных правоотношений, в случае нарушение закона или прав одной из сторон.

Формы защиты прав

  • Юрисдикционная. При юридической защите бизнеса, предприниматель обращается в законодательные или судебные органы, которые предпринимают меры для восстановления прав юридического лица и возмещения возможных убытков. Предприниматель может обратится с иском, жалобой или заявлением.
  • Внеюрисдикционная. В данном случае предприниматель решает вопрос защиты своих интересов самостоятельно, без обращения в государственные органы. Стороны договора лично решают вопрос возмещения убытков и выплаты неустойки.

Неустойка является очень популярным вариантом возмещения убытков. Ее размер определяется степенью убытков, понесенных потерпевшей стороной, а также она может быть заранее прописана в договоре и не зависеть от допущенных убытков. Это чаще всего делается в случаях, когда нарушены сроки заключенного договора. Как вариант, потерпевшая сторона может потребовать выполнить больший объем работы, чем предусмотрено в договоре.

Намного сложнее защита малого бизнеса в сфере интеллектуальной собственности. Спорные ситуации происходят тогда, когда несколько фирм претендуют на одно и тоже изобретение, товарный знак или патент. В данном случае суд должен разобраться, кто первым зарегистрировал данную собственность, как свою. Такие споры чаще всего решаются в юрисдикционной форме. Если по причине незаконных действий пострадала репутация фирмы, то нарушитель может оплатить моральный ущерб, принесенный юридическому лицу.

Одним из вариантов защиты является восстановление прав собственности. В таком случае все имущество и собственность возвращается из незаконного владения первоначальному владельцу.

Защита прав предпринимателя идет не только в случаях взаимодействия с другим юридическим лицом. Популярным средством защиты является пресечение нарушений прав органами местного самоуправления. Часто юридическая служба прибегает к возможности отмены акта государственного органа, в случае, если он нарушает права юридического лица. Если орган местного самоуправления издает акт, который мешает свободному доступу предпринимателя к различным видам ресурсов, предприниматель может обратится в антимонопольную службу, и через суд этот документ могу признать недействительным.

Для защиты своих интересов предприниматель может обратится в суд общей юрисдикции или в арбитражный. Это зависит от характера претензии.

Виды судов

Арбитражный суд занимается делами, связанными с расторжением, изменением или прекращением договора, с верным признанием собственности всех форм, а также вопросами о возмещении различного рода убытков. Дела могут рассматривается в арбитражном суде городов, краев, республик и других регионов.

Суд общей юрисдикции рассматривает дела, связанные с нарушением законов и прав предпринимателя со стороны третьих лиц.

Дело в суде может подаваться как самим юридическим лицом, так и представителем. Чаще всего оно рассматривается в течении двух месяцев, но в случае сложных ситуаций срок может быть увеличен. Если от имени юридического лица действует представитель, то ему необходима доверенность, а если адвокат или адвокатская контора, то необходим ордер юридической консультации.

После рассмотрения дела, суд принимает решение, которое реализуется в течении 1 месяца после его принятия, в исключительных случаях этот срок могут продлить. Такое происходит в случаях, если виновная сторона не успевает реализовать неустойку в установленный судом срок.

Реферат

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Введение

1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

2. Хозяйственные договоры. Основные виды и особенности

2.1 Принципы и порядок заключения хозяйственных договоров

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.

Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право» (хозяйственное право).

Особо важное значение, в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринимательской деятельности, а административное - публично-правового. Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского.

Это и не удивительно, если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признаки, организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли.

Актуальность темы - изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на систему государственного регулирования в области производства продукции, работ, услуг, и их качества. В данное время активно осуществляется процесс реформирования системы законодательства в сфере правового регулирования.

Целью работы является определение основных направлений развития основ правового регулирования в сфере производства и реализации продукции и связанных с ними процессов.

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

Рассмотрены понятие и признаки предпринимательской деятельности;

Рассмотрено правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ;

Рассмотрено понятие хозяйственный договор;

Указанны основные виды и особенности хозяйственных договоров.

Рассмотрены принципы и порядок заключения хозяйственных договоров.


1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 П онятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

Ее самостоятельный характер;

Осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

Цель деятельности - получение прибыли;

Источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

Систематический характер получения прибыли;

Факт государственной регистрации участников предпринимательства.

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.


1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданскому праву как ведущей отрасли частного права присущи свои предмет, метод, система и источники.

Предметом гражданского права служат имущественные и личные неимущественные отношения. Имущественными являются отношения собственности и другие вещные отношения, отношения, связанные с исключительными правами на результаты умственного труда (интеллектуальная собственность), а также отношения, возникающие в рамках договорных и иных обязательств. Связанными с имущественными признаются такие отношения личного характера, как, например, отношения авторства на произведения науки, литературы, искусства, изобретения и другие идеальные результаты интеллектуальной деятельности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация