Понятие и виды хозяйственных отношений отграничение хозяйственных отношений от других видов правоотношений - хозяйственное право библиотека русских учебников. Хозяйственные отношения: понятие, принципы и методы правового регулирования

Главная / Бизнес

Годунов, отношения: понятие, принципы и методы правового регулирования / // Проблемы гражданского права и процесса – 3: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 35-50.

Хозяйственные отношения:

понятие, принципы и методы правового регулирования

В плане правового регулирования хозяйственные отношения обычно связываются с хозяйственным законодательством, а их исследование осуществляется преимущественно в науке хозяйственного права .

В современный период хозяйственное право рассматривается в зависимости от подхода как отрасль права, отрасль законодательства, наука или учебная дисциплина . Однако сам вопрос о хозяйственном праве имеет достаточно длительную историю.

Еще в советской правовой науке сложились две основные концепции хозяйственного права: хозяйственно-правовая и цивилистическая.

Хозяйственно-правовая концепция возникла в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, когда в СССР началась работа по кодификации гражданского законодательства: подготовке Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и гражданских кодексов союзных республик. Она была выдвинута и поддержана рядом советских ученых (, и др.).

Сторонники хозяйственно-правовой концепции видели в хозяйственном праве самостоятельную отрасль права, характеризующуюся следующими особенностями:

1) предмет хозяйственного права составляют хозяйственные отношения, возникающие в процессе руководства и осуществления хозяйственной деятельности;

2) субъектами хозяйственных отношений являются только организации и их структурные звенья, но не отдельные граждане;

3) в хозяйственных отношениях используются несколько методов правового регулирования, а именно: метод обязательных предписаний, метод автономных решений и метод рекомендаций .

Современная хозяйственно-правовая концепция учитывает изменения, которые вызваны переходом от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономике. Сам основоположник этой концепции рассматривает сейчас хозяйственное право как право предпринимательской деятельности . определил хозяйственное право в качестве отрасли права как совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества .

Таким образом, суть хозяйственно-правовой концепции остается прежней: хозяйственное право – это самостоятельная отрасль права. Вместе с тем в рамках этой концепции высказано мнение, что предпринимательское (хозяйственное) право представляет собой отрасль права второго уровня, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей .

В противоположность хозяйственно-правовой концепции цивилистическая концепция отрицает хозяйственное право как самостоятельную отрасль права. Ее представители изначально определили хозяйственное право как совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности .

Следует отметить, что в настоящее время в учебной и иной юридической литературе даже более широко чем понятие «хозяйственное право» используется понятие «предпринимательское право». Распространено понятие коммерческого права. Применяются также понятия «экономическое право» и «торговое право».

Во многом названные понятия перекликаются или рассматриваются как тождественные. Прежде всего, знак равенства между хозяйственным и предпринимательским правом ставят сторонники хозяйственного права как самостоятельной отрасли права . Разный смысл вкладывается в литературе в понятие коммерческого права. Оно отождествляется либо с предпринимательским правом и рассматривается как составная часть гражданского права , либо с торговым правом и тогда его предметом считается правовое регулирование торговой деятельности . Термин «экономическое право» употребляют прежде всего как синоним экономического законодательства – комплексной совокупности различных нормативных правовых актов в экономической сфере .

Неоднозначность в рассмотрении хозяйственного права и родственных ему понятий находят отражение и в юридической литературе Республики Беларусь. В отечественной науке имеет место как признание хозяйственного права самостоятельной отраслью , так и отношение к нему лишь как к науке, учебной дисциплине и комплексной отрасли законодательства . Есть также суждения об идентичности терминов «хозяйственное право» и «экономическое право» и экономическому (хозяйственному) праву отводится роль «генерального конструктора» в сведении норм различных отраслей права, критерием оценки которых выступает эффективность правового регулирования экономических отношений . Отдельные авторы не видят юридических различий между понятиями хозяйственного, предпринимательского, коммерческого и торгового права, полагая, что различия могут быть обусловлены ограничением сферы ведения соответствующего права в рамках общего предмета гражданского права .

Различное отношение к хозяйственному праву как отрасли права со стороны представителей хозяйственно-правовой и цивилистической концепции является следствием методологических расхождений в подходе к правовому регулированию хозяйственных отношений. Хозяйственно-правовая концепция основывается на том, что отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности составляют единую систему хозяйственных отношений, требующую единого правового регулирования . Цивилистическая концепция исходит из признания неоднородности хозяйственных (предпринимательских) отношений. Поэтому их правовое регулирование осуществляется в рамках как частного (гражданского) права, так и различных отраслей публичного права (административного, финансового и др.) .

На наш взгляд, хозяйственное право, а также предпринимательское право, когда последнее наполняется тем же содержанием, следует рассматривать как отрасль законодательства, как науку и как учебную дисциплину. В этой трактовке хозяйственное (предпринимательское) право признается большинством ученых.

Но независимо от теоретических взглядов на хозяйственное право реально существует хозяйственно-правовое регулирование, предмет которого составляют хозяйственные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность, как и хозяйственные отношения, понимается неоднозначно. В литературе и законодательстве используются также понятия «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность».

Законодательство Республики Беларусь не содержит определения хозяйственной деятельности. Но в законодательстве встречается выражение «предпринимательская и иная хозяйственная (экономическая) деятельность» (например, в ст. ст. 1-4 и др. Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 01.01.01 г. в редакции от 6 августа 2004г. ). В отличие от хозяйственной понятие предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (далее – ГК): «предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются другим лицам и не используются для собственного потребления».

Можно сделать вывод, что хозяйственная (экономическая) деятельность шире предпринимательской деятельности . Вместе с тем хозяйственная деятельность выражается прежде всего и в основном в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Более конкретно хозяйственная деятельность в этом случае состоит в предоставлении имущества в пользование, реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг с целью получения прибыли. Но кроме такой деятельности хозяйственная деятельность включает деятельность, не направленную на извлечение прибыли. В качестве примера можно привести выполнение организацией ремонтных работ собственными силами, передача имущества в безвозмездное пользование и т. д. Это хозяйственная деятельность, называемая некоммерческой.

Таким образом, хозяйственная деятельность – это деятельность по предоставлению имущества в пользование, реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с целью получения прибыли или без такой цели.

Что касается экономической деятельности, то она обычно отождествляется с хозяйственной деятельностью. Коммерческая же деятельность понимается либо как предпринимательская деятельность, либо сводится к торговой деятельности. В последнем случае имеется в виду:

1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; 3) действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами .

В новых условиях и сторонники хозяйственного права как отрасли права рассматривают хозяйственную деятельность как предпринимательскую деятельность, а хозяйственные отношения как отношения между предпринимателями. Но помимо предпринимательских отношений в предмет хозяйственного (предпринимательского) права включаются связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения, возникающие в связи с воздействием государства на хозяйственную деятельность .

Можно констатировать, что в процессе хозяйственной деятельности возникают две группы хозяйственных отношений: связанные с непосредственным осуществлением хозяйственной деятельности (предпринимательские отношения и некоммерческие отношения) и связанные с регулированием хозяйственной деятельности со стороны государства или организаций хозяйственной деятельности . Так, в Хозяйственном кодексе Украины (ст. 1) к предмету регулирования кодекса отнесены хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Указанные группы хозяйственных отношений при своей взаимосвязи существенно отличаются друг от друга. Если первые имеют частноправовой характер, хотя и не лишены публично-правовых элементов, то в основе вторых лежит публично-правовое начало. Не случайно, значительную часть хозяйственных отношений (с публично-правовым началом) предлагается включить в предмет административного права , с чем нельзя согласиться .

Будучи урегулированными нормами хозяйственного законодательства, хозяйственные отношения становятся правоотношениями.

В хозяйственном правоотношении, как и в других правоотношениях, выделяют его субъектов, объект и содержание.

Субъекты хозяйственных правоотношений – это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации , преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации , финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций . Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей . Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности .

Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления – министерства и иные органы государственного управления , органы местного управления и самоуправления.

В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги , иное имущество, в том числе имущественные права ; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его субъектов. Права и обязанности в хозяйственных правоотношениях определяются действующим хозяйственным законодательством, а также самими субъектами в учредительных документах , договорах и других актах. Надлежащее исполнение субъектами хозяйственных правоотношений своих прав и обязанностей обеспечивается при необходимости государственным принуждением .

В науке хозяйственного права хозяйственные правоотношения (хозяйственное обязательство) в зависимости от сферы возникновения и действия подразделяются с некоторыми различиями в терминологии на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные . Вот как они определены в ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины. Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Под организационно-хозяйственными понимаются отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью. Внутрихозяйственные отношения складываются между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, а также между субъектом хозяйствования и его подразделениями. К названным видам хозяйственных правоотношений (обязательств) добавляют еще территориально-хозяйственные, под которыми имеются в виду отношения территориальных субъектов (республики или регионы во главе с соответствующим органом управления) между собой и с предприятиями .

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы и по другим признакам. Так, еще в литературе советского периода было предложено классифицировать отношения, складывающиеся в сфере хозяйствования, на организационные и имущественные. При этом внутри первой группы отношений выделялись организационные отношения, построенные на началах субординации, и организационные отношения, построенные на началах координации (равенства) участников отношений, а внутри второй группы – имущественные отношения на началах субординации и имущественные отношения на началах координации .

По характеру регулируемых отношений хозяйственные правоотношения следует подразделить на имущественные и неимущественные. Основную массу хозяйственных правоотношений безусловно составляют имущественные. Это правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления , договорные отношения по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, правоотношения по возмещению причиненного вреда и др. Неимущественные хозяйственные правоотношения возникают по поводу благ, не имеющих экономического содержания. Таковыми могут быть деловая репутация субъекта хозяйствования, объекты права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, фирменные наименования, товарные знаки и др.), действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией. К неимущественным хозяйственным правоотношениям относятся различные организационные отношения, возникающие при организации и осуществлении хозяйственной деятельности – по государственной регистрации субъектов хозяйствования, по лицензированию хозяйственной деятельности, по контролю хозяйственной деятельности органами государственного управления и др. Неимущественные хозяйственные правоотношения как правило связаны с соответствующими имущественными правоотношениями. Субъект хозяйствования, к примеру, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему в результате нарушения неимущественных благ, издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления и т. д.

Как и гражданские правоотношения, хозяйственные правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные, абсолютные и относительные.

В вещных хозяйственных правоотношениях, к которым относятся правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управлении, управомоченный субъект самостоятельно осуществляет принадлежащие ему права. Обязательственные хозяйственные правоотношения возникают из договоров между субъектами хозяйствования или с их участием, из причинения вреда и других юридических фактов. В таких правоотношениях интересы управомоченного лица удовлетворяются через действия обязанного лица, которое должно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, возместить причиненный вред и т. д.

С делением хозяйственных правоотношений на вещные и обязательственные связано и деление их на абсолютные и относительные, проводимые по степени определенности обязанных субъектов. В отличие от абсолютных хозяйственных правоотношений (правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, правоотношения по поводу неимущественных благ) в относительных хозяйственных правоотношениях помимо управомоченного лица имеется конкретный обязанный субъект. Такой субъект появляется и в случае нарушения абсолютных правоотношений. Все обязательственные хозяйственные правоотношения – это относительные правоотношения.

В основе правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) лежат определенные принципы или исходные начала. Такие принципы (начала) прямо закрепляются в Конституции и других законодательных актах Республики Беларусь или вытекают из проводимой государством экономической политики . Они должны учитываться нормотворческими органами при подготовке и принятии соответствующих нормативных правовых актов .

К числу основных принципов правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) можно отнести следующие принципы:

1) государственное регулирование хозяйственной деятельности;

2) многообразие форм собственности и хозяйствования;

3) свобода хозяйственной деятельности;

4) самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности;

5) недопущение монополизации хозяйственной деятельности и развитие конкуренции;

6) обеспечение прав субъектов хозяйственной деятельности и их равная защита со стороны государства .

Государственное регулирование хозяйственной деятельности присуще всем странам независимо от типа организации экономики. Различия в государственном регулировании кроются в степени воздействия государства на хозяйственную деятельность, в формах и способах регулирования хозяйственной деятельности. Необходимость государственного регулирования хозяйственной (экономической) деятельности предусмотрена в Конституции Республики Беларусь (ст. 13).

Конституционное закрепление получили также исходные начала в отношении собственности (ст. ст. 13, 40 Конституции Республики Беларусь), которая может быть государственной и частной. При этом государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности. Существование различных форм собственности обусловливает и широкий круг форм хозяйствования. Детальное регулирование формы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования получают в ГК, Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и других актах законодательства.

Свобода хозяйственной деятельности является одним из главенствующих начал рыночной экономики. Это находит свое выражение и как принцип правового регулирования хозяйственной деятельности. Конституция Республики Беларусь (ст. 13), Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (ст. 6), другие законодательные акты разрешают осуществлять любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной законодательством. Вместе с тем в законодательстве может устанавливаться определенный порядок осуществления хозяйственной деятельности или ограничения в отношении определенных видов деятельности (лицензирование, установление квот и др.).

Хозяйственная деятельность в условиях рыночных отношений предполагает самостоятельность ее субъектов. Прежде всего и в основном она проявляется как предпринимательская деятельность, для которой самостоятельный характер – неотъемлемый признак. Самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности выражается в наличии обособленного имущества, свободе заключения договоров, самостоятельной ответственности по своим обязательствам и т. д. Правомочия субъектов хозяйственной деятельности могут быть ограничены лишь в силу законодательства (например, казенные предприятия) или собственником их имущества.

Переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции и создания конкурентной среды. Конкуренция (состязательность хозяйствующих субъектов) является необходимым условием функционирования рыночной экономики. Что касается монополистической деятельности, то она как раз имеет своей целью недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Конституция Республики Беларусь исходит из необходимости предоставления всем равных прав и обеспечения равных возможностей для осуществления хозяйственной деятельности. А согласно п.1 ст. 9 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке. На недопущение монополизации хозяйственной деятельности и развитие конкуренции направлены законодательство о противодействии монополистической деятельности (антимонопольное законодательство) и законодательство о конкуренции.

В процессе хозяйственной деятельности ее субъекты должны осуществлять предоставленные им права и исполнять возложенные на них обязанности в соответствии с действующим законодательством. Нарушение норм права может повлечь применение мер ответственности. Но, с другой стороны, государство в целом и его органы обязаны обеспечивать права субъектов хозяйственной деятельностью, в том числе реализацию права на занятие хозяйственной деятельности в форме индивидуальной предпринимательской деятельности или в форме создания юридического лица, а также равную защиту прав со стороны государства. Для этого в законодательстве (ГК, Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и т д.) предусмотрены способы и порядок защиты прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях как с другими субъектами, так и в отношениях с государственными органами или органами местного управления и самоуправления. По общему правилу, права субъектов хозяйственной деятельности защищаются в судебном порядке (п.1 ст. 10 ГК).

Помимо определенных принципов правовое регулирование хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) опирается на соответствующие методы, т. е. способы государственного воздействия на хозяйственные отношения. Методы правового регулирования зависят от предмета правового регулирования, в данном случае от характера хозяйственных отношений, их специфики.

В науке хозяйственного (предпринимательского) права применительно к обосновываемой самостоятельной отрасли права были предложены следующие методы: метод обязательных предписаний, метод автономных решений или метод согласования (сейчас поставлен на первое место – В. Г.), метод рекомендаций . По нашему мнению, вряд ли можно вести речь об указанных методах как методах отрасли права. В то же время следует признать обусловленность предложенных методов разным характером и многообразием хозяйственных отношений. При переходе к рыночной экономике, а тем более в условиях рыночных отношений вопросы хозяйственной деятельности решаются в основном автономно или по согласованию между ее субъектами (заключение договоров и т. д.). Но в определенной мере государство использует в хозяйственных отношениях также обязательные предписания (например, обязательные заказы на поставку товаров для государственных нужд) и рекомендации субъектам хозяйственной деятельности (издание примерных положений, примерных договоров и др.).

Однако некоторые сторонники хозяйственного (предпринимательского) права как отрасли права выступают за единый метод хозяйственно-правового регулирования, но сочетающий два способа воздействия на поведение субъектов. Характерная черта такого метода видится во взаимосвязи свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества .

По мнению, можно говорить о комплексном методе правового регулирования предпринимательской деятельности, составляющими которого являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов .

На наш взгляд, характер отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, предопределяет использование в регулировании хозяйственной деятельности частноправовых и публично-правовых начал. Разные начала, хотя и сочетаются, обеспечиваются разными методами. Для частноправовых начал в регулировании хозяйственной деятельности адекватными являются равенство субъектов, автономное или согласованное принятие решений. Публично-правовым началам соответствуют властные приемы или способы регулирования, в том числе обязательные предписания и рекомендации.

Таким образом, в качестве методов правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) следует рассматривать метод автономии, означающий право субъектов хозяйственной деятельности самостоятельно решать хозяйственные вопросы, и метод властного воздействия, когда органы управления осуществляют полномочия, которыми они наделены государством. Оба метода могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.

Список использованных источников

1. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 20, 22.

2. Лаптев право – право предпринимательской деятельности / // Государство и право. – 1993. – №1. – С. 36; Он же. Предпринимательское право: понятие и субъекты. – М.: Юристъ, 1997. – С.17-24.

4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 33.

5. Хозяйственное право: Учеб. пособие / Отв. ред.: , . – М.: Юрид. лит., 1977. – С. 32.

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 28-29; Дойников (хозяйственное) право / . – М.: ПРИОР, 1998. – С. 8.

7. Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – Ч. 1. – С. 9, 26-27.

8. Пугинский право России: Учебник. – 2-е изд. / . – М.: Зерцало, 2007. – С. 22. См. также: Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 3, 11.

9. Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права / М. Семякин // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика / Отв. ред. . – Алматы: Юрист, 2005. – Вып. 22. – С. 198.

10. Паращенко право: В 2 ч. – Мн.: Веды, 1998. – Ч. 1 (Общие положения) / . – С. 5; Каменков совершенствования хозяйственного законодательства Республики Беларусь на современном этапе / // Юридический журнал. – 2005. – № 1(1). – С. 17.

11. Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь. Изд. 3-е, испр. и доп. / . – Мн.: Молодеж. науч. общ-во, 2003. – С. 20.

12. , Елисеев экономического права: Тексты лекций / , . – Гродно: ГрГУ, 2004. – С. 4, 12.

13. Витушко гражданского права: Общая часть. Т. 1 / . – Мн.: БГЭУ, 2001. – С. 212.

14. Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 5.

15. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. проф. . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1998. – Т. 1. – С. 18; Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1993. – С. 4.

16. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 000-139. – 2/1064; 2006. – № 6. – 2/1173; № 000. – 2/1235; 2007. – № 000. – 2/1348; 2008. – № 000. – 2/1446; № 000. – 2/1492.

17. См. также: Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 21; Жилинский право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. / . – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 56; Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / Под общ. ред. , . – Мн.: МНО, 2001. – С. 37; Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь / . – Мн.: Молодежное, 2003. – С. 21-22; Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / Под общ. ред. , . – Мн.: Книжный дом, 2004. – С. 26; Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 12; Каменков договор: общие положения / . – Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – С.14.

18. Пугинский право России / . – М.: Юрайт, 2000. – С. 16. См. также: Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 13, 17; Фролова деятельность: понятие и признаки / // Актуальные вопросы частного права: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. , . – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С. 251.

19. См.: Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 18-22; Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 1-5; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 28-29.

20. В литературе имеет место и более узкая трактовка хозяйственных (предпринимательских) отношений как экономической формы только свободной хозяйственной (предпринимательской) деятельности (См.: Попондопуло режим предпринимательства / . – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. – С. 21-23; Коммерческое право. Учебник. В 2 ч. / Под ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – Ч. 1. – С. 18-21).

21. Ведомости Верховной Рады. – 2003. – № 18, № 19-20, № 21-22. – Ст. 144.

22. См.: О публичном экономическом праве / // Журнал российского права. – 2004. – № 7. – С. 86.

23. См.: Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права / М. Семякин // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика / Отв. ред. . – Алматы: Юрист, 2005. – Вып. 22. – С. 197-200.

24. См.: Теоретические проблемы хозяйственного права / Под ред. . – М.: Наука, 1975. – С. 227; Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 14; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 22.

25. См.: Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 49; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 93.

26. См.: Хозяйственное право / Отв. ред. , . – М.: Юрид. лит., 1977. – С. 23-28.

27. Сторонники хозяйственного (предпринимательского) права как самостоятельной отрасли права часто излагают подобные принципы в качестве принципов хозяйственного или предпринимательского права (См.: Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 6-9; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 8-17).

28. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. – 1991. – № 19. – Ст. 269; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. – № 6. – Ст. 105; 1994. – № 6. – Ст. 72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 27. – Ст. 482; 1998. – № 2. – Ст.7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/133; 2003. – № 70. – 2/952; 2004. – № 000. – 2/1056; 2007. – № 000. – 2/1397.

29. См.: Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 22; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 23-24.

30. Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 10-12; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 44-46.

31. Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь / . – Мн.: Молодежное, 2003. – С. 28.

Методы хозяйственного права

Метод правового регулирования хозяйственной деятельности - это совокупность приемов воздействия права и государственно? власти на регулирование хозяйственной деятельности и их субъектов и закрепления их в нормативно-правовых актах. По количеству методов правового регулирования хозяйственной деятельности ученые не имеют единого мнения. Одни считают, что есть только один единственный метод - метод равного подчинения всех участников хозяйственных отношений общественно-хозяйственном порядке . Другие, им отрицая, определяют метод предписаний, метод автономных решений, метод координации, метод рекомендации.

Принимая во внимание общие положения теории государства и права, в целом можно выделить два метода регулирования хозяйственной деятельности:

общий (автономный) - дает право всем участникам хозяйственной деятельности заниматься ею, закрепляет относительную независимость при поступлении в предпринимательские правоотношения, а с возникновением правоотношений дает возможность автономно использовать свои обязательства, если не возникает конфликтов, требующих вмешательства государственных органов;

специальный (авторитарный, государственный) - применяется в случае правовой неравенства субъектов хозяйственной деятельности. В частности, в случае юридической санкции за нарушение законодательства чаще всего одной стороной является государство, второй - предприниматели.

Хозяйственные отношения, их признаки и виды. Эффективность правового регулирования хозяйственных отношений

Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

Под организационно-хозяйственными понимаются отношения между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Внутрихозяйственными являются отношения между структурными подразделениями предприятия и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями (ст. С ХКУ).

Хозяйственная деятельность это вид общественных отношений, объективно требует и подвергнется юридической регламентации, поэтому важно разграничить отношения в сфере хозяйствования и другие виды отношений.

По ст. 4 ХКУ к предмету правового регулирования хозяйственной деятельности не относятся:

Имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Так, гражданским законодательством (ст. 1 "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" ГКУ) регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом. В ст. 9 ГКУ "Применение гражданского кодекса Украины к урегулированию отношений в сферах хозяйствования, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям" установлено: положения ГКУ применяются для урегулирования отношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства. Законом могут быть предусмотрены только особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования;

Земельные, горные, лесные и водные, по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха;

Трудовые отношения;

Финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

Административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий по субъекта хозяйствования. Особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются, в частности, Хозяйственным кодексом Украины. Правила ГКУ применяются также к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированы Кодексом торгового мореплавания Украины.

Целью издания правовых предписаний является достижение необходимого общественно полезного результата. Именно поэтому общество заинтересовано, чтобы юридические нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, достигали цели, определенной при их издании. Анализ этих вопросов и составляет проблему эффективности правового регулирования хозяйственных отношений в Украине.

Термин "эффективность" означает результат (следствие) какого-либо явления. Эффективность органически связана с результативностью, действенностью определенные меры, действий, предписаний. Критерием эффективности правовых норм (и права в целом) есть мера достижения поставленных перед ними целей. Различают цели ближайшие и конечные, прямые и косвенные и др. Общепризнанно следующие основные цели правового регулирования хозяйственных отношений:

Закрепление с помощью юридических средств отношений, которые сложились в экономике Украины и считаются "хозяйственными";

Стимулирование действующих хозяйственных отношений, соответствующих общему интересу общества и государства;

Создание условий для развития сферы хозяйственных отношений (хозяйственно-производственных, организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношений);

Разграничение отношений в сфере хозяйствования из других видов отношений с целью установления четких юридических норм.

Соотношение фактических результатов действия юридических норм с целями, предусматривались при их издании, проявляет эффективность или неэффективность этих норм. Уровень достижения этих целей и определяет уровень эффективности определенной нормы права. Таким образом, определяя эффективность нормы права, учитывают такие два обстоятельства: цели, которые определялись при ее издании, и достигнутые результаты.

Рассмотрим основные факторы обеспечения эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

1. Соответствие требованиям норм права уровню социально-экономического развития государства. Нормы права обусловлены экономическими факторами не автоматом. Право является продуктом сознательной деятельности людей, поэтому экономические закономерности развития общества могут или правильно определяться и отбиваться в праве, или искажаться в нем. Учитывая это появляются нормы, не соответствующие экономическим и другим социальным требованиям современного этапа развития общества. Это объясняется прежде всего объективными проблемами познания реальной действительности, а также субъективистскими подходами к правотворчества. Как показывает опыт, такие правовые акты обычно со временем дорабатываются в соответствии с реальными требованиями социально-экономического развития общества или отменяются.

2. Уровень совершенства законодательства. Что совершеннее законодательство, тем быстрее и эффективнее достигаются цели, определенные при создании конкретных юридических норм. Несогласованность отдельных норм права, наличие пробелов, отсутствие реальных санкций отдельных норм - все это негативно сказывается на уровне эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

3. Уровень правовой культуры участников хозяйствования. Этот фактор довольно вместительный и охватывает режим законности при правотворчества и правоприменении, уровень правосознания и тому подобное. Сущность правовой культуры заключается в том, что все субъекты хозяйственных отношений должны быть знакомы с содержанием правовых норм, четко осознавать свои субъективные права и юридические обязанности, неукоснительно соблюдать их. Без этого правовые требования не могут быть эффективными. Субъекты правовых требований (участники хозяйствования) делятся на две группы: субъекты, для которых знание законодательства является служебной обязанностью (юристы, экономисты, финансисты и др.); все другие субъекты (потребители, граждане-предприниматели). Субъекты первой группы получают информацию о нормативных актах по служебному линией, из официальных источников, а субъекты второй группы - из других источников, прежде всего из средств массовой информации, однако только знание права субъектами хозяйственных отношений не обеспечивает его эффективности. Необходимы еще условия для его реализации.

Таким образом, реализация норм права субъектами хозяйственной деятельности является непосредственным результатом правового регулирования хозяйственной деятельности. Итогом правового регулирования хозяйственной деятельности является результат совокупного действия всех звеньев механизма правового регулирования: нормативных актов, которые состоят из норм права, правоотношений в сфере хозяйствования (субъективных прав и юридических обязанностей хозяйствующих субъектов) и индивидуальных актов (актов применения) при их совокупном воздействии как на поведение каждого субъекта хозяйствования, так и на формирование хозяйственных правоотношений в целом.

  • Хозяйственное право: учебник / Под ред. В. К. Мамутова. - М.: Юринком Интер, 2002. -С.37.
  • Винник А. Н. Хозяйственное право: учебное пособие [для студ.вищ. навч.закл.] - А. М. Винник. - 2-е изд., Изменений, и дополненное. - М.: Правовая единство, 2009. - С. 32.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

· абсолютные вещные правоотношения;

· абсолютно-относительные вещные правоотношения;

· абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

· неимущественные абсолютные правоотношения;

· обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.



Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

- хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

- внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

- оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

- территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Субъекты хозяйственного права. Общие положения.

Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится, однако, п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., определяет в качестве субъектов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, в п.1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности, т.е. юридических и физических лиц
(далее – Положение от 17 декабря 2002г.). В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.

Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:

Регистрация в качестве субъекта хозяйствования;

Наличие соответствующей хозяйственной компетенции;

Наличие обособленного имущества;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам , необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:

- характера компетенции . Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;

- от формы собственности . В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;

- от правового статуса . Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;

- цели деятельности . Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;

- от права на имущество . Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

- от распределения имущества (по вкладам или неделимое);

- от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).

Законодательство, регулирующее порядок создания субъектов хозяйственной деятельности изначально определено ГК Республики Беларусь, в котором детально изложены общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, ответственности перед кредиторами и др., а также Положением от 17 декабря 2002г., которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется посредством Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и др. Особенности создания предприятий с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г., банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г., деятельность бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др.

Книга: Хозяйственное право Украины - Щербина

§ 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды

В народном хозяйстве применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени труда и отдыха, гарантий и компенсаций и т.д регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения по поводу природопользования регулируются природоресурсовими отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются плательщиками налогов и т.д. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле, а именно: хозяйственными являются отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образуются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования, состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченный, по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированные как юридические лица;

Государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управления и т.д.);

структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

Физические лица, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей;

государственные и общественные учреждения и организации, являющиеся потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которого действуют его органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является сочетание в них организационных и имущественных элементов. Такое сочетание обусловлено тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между хозяйствующими субъектами и их контрагентами являются "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнения работ, оказания услуг).

По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальны и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные не-имущественные отношения; хозяйственное право в соответствии с законодательством является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, составляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по характеру правоотношений различают:

Отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

Отношения по управлению (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношения делятся на-

Горизонтальные, участники которых равноправны;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе собственник имущества или уполномоченный им орган.

По сфере действия правоотношения делятся на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), возникающие между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За отраслями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

В области промышленности;

В отрасли сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

1. Хозяйственное право Украины - Щербина
2. Раздел i Понятие и принципы предпринимательской деятельности
3. § 2. Условия осуществления предпринимательства
4. § 3. Предприниматель и государство
5. Раздел II Хозяйственные правоотношения, хозяйственное право
6. § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды
7. § 3. Методы хозяйственного права
8. Раздел III Хозяйственное законодательство
9. § 2. Нормативные акты хозяйственного законодательства: понятие и виды
10. § 3. Система хозяйственного законодательства
11. § 4. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства
12. Раздел IV Субъекты хозяйственного права
13. § 2. Виды субъектов хозяйственного права
14. § 3. Задачи, права и обязанности субъекта хозяйственного права
15. Раздел V Правовой статус предприятий § 1. Понятие предприятия
16. § 2. Организационно-правовые формы предприятий
17. § 3. Создание предприятия
18. § 4. Учредительные документы предприятия
19. § 5. Государственная регистрация предприятия
20. § 6. Прекращение деятельности предприятия
21. Раздел VI Правовой статус акционерных обществ § 1. Понятие и юридический статус акционерного общества
22. § 2. Учредители, участники и порядок создания акционерного общества
23. § 3. Имущество и имущественные права в акционерном обществе
24. § 4. Правовой режим акций
25. § 5. Правовой режим дивидендов
26. § 6. Управление акционерным обществом
27. Раздел VIIПравове положение других хозяйственных обществ § 1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
28. § 2. Полное товарищество
29. § 3. Коммандитное общество
30. Раздел VIII Правовое положение хозяйственных объединений § 1. Понятие хозяйственного объединения. Законодательство о хозяйственных объединениях
31. § 2. Виды хозяйственных объединений
32. § 3. Функции и компетенция хозяйственного объединения
33. § 4. Правовой статус промышленно-финансовых групп
34. Раздел IX Правовое регулирование отношений собственности в экономике Украины § 1. Понятие и формы собственности в экономике Украины. Право собственности
35. § 2. Право государственной собственности
36. § 3. Право коллективной собственности
37. § 4. Право частной собственности
38. § 5. Правовой режим имущества государственных предприятий. Особенности правового режима имущества государственных бюджетных учреждений
39. Глава X Общая характеристика хозяйственных договоров § 1. Правовая основа, понятие и особые признаки хозяйственного договора
40. § 2. Классификация и система хозяйственных договоров по законодательству Украины
41. § 3. Функции хозяйственного договора
42.
43. § 4. Форма хозяйственного договора
44. § 6. Исполнения хозяйственных договоров
45. Раздел XI Хозяйственно-правовая ответственность § 1. Понятие ответственности в хозяйственном праве
46. § 2. Функции ответственности
47. § 3. Виды ответственности
48. § 4. Основания ответственности
49. Раздел XII Правовое регулирование банкротства § 1. Понятие банкротства. Субъекты в отношениях банкротства
50. § 2. Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства
51. § 3. Основания для применения банкротства
52. § 4. Производство по делам о банкротстве
53. § 5. Ликвидационная процедура
54. § 6. Мировое соглашение
55. Раздел XIII Правовое регулирование цен и ценообразования § 1. Понятие и функции цены. Политика ценообразования
56. § 2. Виды цен и порядок их установления
57. § 3. Правовое регулирование контроля
58. Раздел XIV Правовые основы защиты экономической конкуренции в Украине § 1. Законодательство о защите экономической конкуренции. Виды нарушений законодательства об экономической конкуренции
59. § 2. Правовое положение Антимонопольного комитета
60. § 3. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
61. § 4. Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции
62. § 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
63. Раздел XV Правовое регулирование аренды государственного и коммунального имущества § 1. Понятие договора аренды. Объекты аренды
64. § 2. Стороны в договоре аренды
65. § 3. Порядок заключения договора аренды
66. § 4. Условия договора аренды
67. § 5. Прекращение договора аренды
68. § 6. Правовое регулирование лизинговых операций в Украине
69.

Хозяйственные правоотношения – урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Структура хозяйственных правоотношений:

1) субъекты – участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);

2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);

Основания возникновения хозяйственных правоотношений

Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.

Виды правоотношений:

1. По объему прав:

а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;

б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.

2. По способу реализации прав:

а) вещные – для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;

б) обязательственные возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.

3. По распределению прав и обязанностей:

а) простые у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);

б) сложные у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).

Основная:

1. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для студентов высших учебных заведений / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин / – М.: Норма, 2008 . – 752 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.

3. Макаров, Н. Д. Предпринимательское право: учеб. пособие для студентов СПО / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2008. – 256 с.

4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.

Дополнительная:

1. Евтушенко, И. И. Хозяйственное право: методические указания к практическим (семинарским) занятиям / Сост. И. И. Евтушенко. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 43 с.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.

3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом и методом хозяйственного права?

2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?

3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация